Апраксия – причины, симптомы, лечение, виды апраксий

Содержание

Апраксия – причины, симптомы, лечение, виды апраксий

Артикуляционная (речевая) апраксия — вариант афферентной апраксии

Что такое апраксия?

Апраксия — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью выполнять заученные (знакомые) движения по команде, даже если команда понятна и существует желание выполнить это движение. Желание и способность двигаться существуют, однако человек просто не может выполнить действие.

Пациенты с апраксией не могут пользоваться предметами или выполнять такие действия, как завязывать шнурки, застегивать пуговицы на рубашке и т. д.. Больным сложно удовлетворить требования повседневной жизни. Пациенты, у которых нарушена способность говорить (афазия), но не подвержены апраксии, могут жить относительно нормальной жизнью; те, у кого значительная апраксия, почти всегда от кого-то зависят.

Апраксия бывает в нескольких разных формах:

  • Кинетическая апраксия конечностей — это невозможность совершать точные движения пальцем, рукой или ногой. Примером является невозможность пользоваться ручкой, несмотря на то, что пострадавший понимает, что должно быть сделано, и делал это в прошлом.
  • Идеомоторная апраксия — неспособность выполнить действия по побуждениям извне или по подражанию кому либо.
  • Концептуальная апраксия во многом похожа на идеомоторную атаксию, но предполагает более глубокую неисправность, при которой функция инструментов больше не понимается.
  • Идеальная апраксия — это неспособность создавать план для конкретного движения.
  • Буккофациальная апраксия (иногда называемая лицево-оральной апраксией) — это неспособность координировать и выполнять движения лица и губ, такие как свист, подмигивание, кашель и т. д. по команде. Эта форма включает словесную или речевую апраксию, возможно, наиболее распространенную форму расстройства.
  • Конструкционная апраксия влияет на способность человека рисовать или копировать простые диаграммы или строить простые фигуры.
  • Окуломоторная апраксия — это состояние, при котором пациентам трудно двигать глазами.

Симптоматика

Признаки, по которым можно точно распознать апраксию, это нарушения в работе мышц лица, проблематичность в выполнении точных движений, неспособность повторить, проблемы в использовании определенных инструментов, неспособность одеться.

О нарушении ходьбы можно говорить, когда человек сильно сутулиться, появляется неправильная (шаркающая) походка, человек при ходьбе может неожиданно остановиться, ему тяжело перешагнуть через препятствие. Часто больной даже не замечает изменений в поведении или движениях, они его не беспокоят. Отклонение могут обнаружить врачи, проведя ряд неврологических исследований.

Симптомы данного заболевания проявляются когда:

  • человеку сложно повторить ряд манипуляций по четной команде, он просто не понимают этой последовательности;
  • пациенты теряются в пространстве, следовательно, не могут выполнить ориентировочные движения;
  • шаги небольшие, движения скованные;
  • пациенты не могут одеться;
  • наблюдается персеверация определенного движения;
  • сложно открыть глаза.

Признаки и симптомы

Основным симптомом апраксии является неспособность человека выполнять движения при отсутствии какого-либо физического паралича. Команды для перемещения понятны, но не могут быть выполнены. Когда начинается движение, оно обычно очень неуклюже, неконтролируемо и неуместно. В некоторых случаях движение может произойти непреднамеренно. Апраксия иногда сопровождается потерей человеком способности понимать или использовать слова (афазией).

Определенные типы апраксии характеризуются неспособностью выполнять определенные движения по команде. Например, при апраксии шейно-лицевой области больной человек не может кашлять, свистеть, облизать губы или подмигивать, когда его об этом просят. При конструкционном типе болезни человек не может воспроизвести простые узоры или скопировать простые рисунки.

Патогенез

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий. Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения. Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов. Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.

Причины

Апраксия возникает в результате дефекта мозговых путей, которые содержат память об изученных моделях движения. Повреждение может быть результатом определенных метаболических, неврологических или других нарушений, которые затрагивают мозг, особенно лобную долю (нижняя теменная доля) левого полушария головного мозга. В этом регионе сохраняются сложные трехмерные представления ранее изученных моделей и движений. Пациенты с апраксией не могут восстановить эти модели сохраненных квалифицированных движений.

Окуломоторная апраксия является доминирующей генетической особенностью. Ген этого состояния был обнаружен в хромосоме 2p13. Каждая хромосома имеет короткое плечо, обозначенное «p», и длинное плечо, обозначенное «q». Хромосомы далее подразделяются на множество полос, которые пронумерованы. Например, «хромосома 2р13» относится к полосе 13 на коротком плече хромосомы 2. Пронумерованные полосы указывают местоположение тысяч генов, присутствующих в каждой хромосоме.

Генетические заболевания определяются двумя генами, один из которых получен от отца, а другой — от матери.

Диагностика

Из-за отсутствия единой классификации, точного понимания патогенеза и морфологического субстрата выявление апраксии является непростой задачей для невролога. Диагностика осуществляется на фоне исключения прочих механизмов двигательных нарушений, определения характера церебрального поражения. Обследование пациента включает:

  • Неврологический осмотр
    . Направлен на оценку чувствительной, двигательной, когнитивной сферы. Помогает обнаружить сопутствующую очаговую симптоматику (парезы, расстройства чувствительности, экстрапирамидные гиперкинезы, мозжечковую атаксию, дисфункцию черепных нервов, нарушения памяти, мышления). Нарушения праксиса могут сочетаться с парезом, гипестезией. В таких случаях диагноз «апраксия» устанавливается, если существующие двигательные нарушения не укладываются в рамки указанных расстройств.
  • Нейропсихологические пробы
    . Проводится ряд тестов, в которых пациент совершает действия по инструкции, копирует позы и движения врача, составляет целое из частей, производит действия с одним/несколькими предметами и без них. Отдельные пробы осуществляются с закрытыми глазами. Анализ результатов включает оценку количества и характера ошибок выполнения тестов.
  • Нейровизуализацию
    . Производится при помощи КТ, МРТ, МСКТ головного мозга. Позволяет диагностировать очаг поражения: опухоль, зону инсульта, абсцесс, гематому, воспалительные фокусы, атрофические изменения.

Связанные расстройства

Следующее расстройство может быть связано с апраксией как вторичной характеристикой. Для дифференциальной диагностики она не обязательна:

Афазия — это нарушение способности понимать или использовать язык. Обычно происходит в результате повреждения языковых центров головного мозга (коры головного мозга). Затронутые люди могут выбирать неправильные слова в разговоре и иметь проблемы с интерпретацией устных сообщений. Дети, рожденные с афазией, могут вообще не разговаривать. Логопед может оценить качество и степень афазии и помочь обучить тех людей, которые чаще всего взаимодействуют с пострадавшим, способами общения.

Описание

Апраксия понимается как моторная неисправность, которая не может быть объяснена основной двигательной инвалидностью: нет паралича или нарушения координации. Тем не менее, пострадавшие не могут совершать произвольные, целенаправленные движения или обрабатывать предметы (например, столовые приборы или инструменты).

Апраксия обычно является следствием повреждения левой половины мозга (например, при инсульте). Обычно он поражает обе половины тела и, в большинстве случаев, сопровождается одновременным нарушением речи (афазия). Часто апраксия сопровождается параличом правой стороны тела, так что последствия дисфункции можно увидеть только на левой (все еще подвижной) стороне.

Стандартные методы лечения

Когда апраксия является симптомом основного расстройства, это заболевание или состояние необходимо лечить. Физическая и профессиональная терапия могут быть полезны для пациентов с инсультом и травмой головы. Когда апраксия является симптомом другого неврологического расстройства, необходимо лечить основное состояние. В некоторых случаях дети с апраксией могут научиться компенсировать дефицит по мере взросления с помощью программ специального образования и физиотерапии.

Логопедия и специальное образование могут быть особенно полезны при лечении пациентов с апраксией развития речи.

Как это выглядит?

  • отсутствие навыков контроля мимических мышц лица;
  • затруднения при одевании (проблемы с завязыванием шнурков и застегивания молнии);
  • отсутствие навыков координации пальцев рук и кисти (возникают проблемы при рисовании элементарных элементов);
  • затруднения при соотношении использования предметов и рода деятельности, где они должны задействоваться;
  • нарушения при ходьбе;
  • человек не может перешагнуть или обойти препятствие;
  • отмечается ранее отсутствовавшая сутулость.

Особенности речи детей с вербальной диспраксией

Поговорим подробнее об артикуляционной диспраксии. Это один из видов недоразвития речи. Состояние характеризуется нарушениями произносительной функции из-за паралича артикуляционного аппарата.

При диспраксии, связанной с вербальными нарушениями, обнаруживаются следующие отклонения в звуковой речи:

  • искажение фонетических характеристик звуков;
  • замены фонем;
  • отсутствие автоматизации звуков;
  • пропуски согласных и гласных звуков;
  • перестановки слогов;
  • смешение освоенных фонем;
  • лексико-грамматические нарушения;
  • сложность в построении фраз, предложений.

Вербальная диспраксия отличается от дизартрии и моторной алалии по многим показателям. Эти заболевания не стоит путать, поскольку подход к коррекции нарушений разный.

Отличия от дизартрии

Артикуляционная диспраксия отличается от дизартрии следующим:

  • Ребенок ищет артикуляционную позу
  • Если фонема, слово знакомы ребенку и автоматизированы, то он произнесет его правильно с большей вероятностью
  • Наличие ошибок в речи зависит от произносительных условий. Если малыш повторяет чужую фразу, фонему, то произнесет ее правильно. При условии эмоциональной возбужденности в речи ошибки встречаются намного чаще.

Отличия от моторной алалии

Оральная диспраксия имеет следующие отличительные признаки:

  • богатый словарный запас;
  • правильное грамматическое оформление предложений, фраз;
  • относительная свобода при составлении текстов для собственных высказываний;
  • способность играть со словами, например, составлять рифмы.
Читайте также:  Пессимист - значение слова, определение

Что такое апраксия? Классификация и виды апраксических нарушений

1. Патофизиология апраксий 2. Классификация апраксий 3. Варианты апраксий 4. Выявление апраксий 5. Методы борьбы с патологией праксиса

Каждый день человек совершает массу целенаправленных действий. Часть из них выполняется автоматически, часть требует осознанного алгоритма и плана, по которому данные действия должны быть воспроизведены. В большинстве случаев мы не задумываемся над тем, как и почему это происходит. Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать.

Возможность осмысленной повседневной деятельности носит название праксиса. Другими словами, праксис (от латинского «praxis») – это способность человека выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.

Данная активность относится к высшим психическим функциям и приобретается в процессе жизнедеятельности при накоплении определенного индивидуального опыта.

Впервые понятие апраксии было использовано в научной литературе филологом Х. Штейнталем в 1871 г, однако подробное описание подобных расстройств было выполнено несколько позже в начале XX века немецким врачом Г. Липманном.

Патофизиология апраксий

Праксис возможен только при слаженной работе, как коры больших полушарий, так и глубинных структур головного мозга. Например, причины апраксий могут скрываться в подкорковых образованиях экстрапирамидной системы. Однако ведущее значение в формировании центров практической деятельности принадлежит именно коре. В функциональном отношении высшую психическую деятельность, к которой и относят праксис, подразделяют на три блока:

  • Первая сигнальная система. Подразумевает работу отдельных анализаторов и осуществляет первичные этапы гнозиса и праксиса;
  • Вторая сигнальная система. Объединяет работу нескольких анализаторов, позволяет осмысленно воспринимать внешний мир и осознанно к нему относиться;
  • Третья сигнальная система. Высший уровень интеграции. Формируется у человека в результате его социального развития, в том числе и обучения. За счет овладения знаниями и навыками осуществляется осмысленная, планомерная и целенаправленная деятельность.

Основой формирования центров праксиса является первый сигнальный блок и нормальное функционирование анализаторов. Практическая деятельность человека (бытовые навыки, производственная деятельность, символическая жестикуляция) формируются на уровне второй сигнальной системы и совершенствуются в третьей.

Наиболее ярко выраженные апраксии можно видеть при поражении различных областей (преимущественно теменной и лобной долей) доминантного полушария, которым для правшей является левое, а для левшей – правое.

Частое сочетание апраксии с речевыми нарушениями является следствием расположения центров речи и целенаправленных двигательных актов в доминантном полушарии.

В качестве основных этиологических факторов могут выступать следующие причины:

  • острые и хронические сосудистые заболевания головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • нейроинфекции;
  • эпилепсия;
  • последствия перинатальной патологии нервной системы.

Классификация апраксий

До настоящего времени нет единой и полной градации апраксических нарушений. Достаточно условно были выделены формы апраксии, основанные на предполагаемых механизмах их развития. Согласно классификации Г. Липманна выделяются:

  • моторная или идеомоторная апраксия. В ее основе лежит нарушение передачи идеи выполнения двигательного акта в зоны его исполнения. Идеомоторная апраксия не позволяет человеку выполнить повседневные действия, символические жесты ни по заданию, ни по подражанию;
  • идеаторная апраксия. В этом случае идет нарушение самого замысла целенаправленного движения. Пациент способен выполнить действие по подражанию;
  • кинетическая или динамическая апраксия, выражающаяся в разрушении кинетических образов движения.

Отечественный невролог А.Р. Лурия предложил иную классификацию, нашедшую более широкое применение в клинической практике. Согласно ей имеют место четыре формы – кинетическая или эфферентная апраксия, кинестетическая или афферентная, а также пространственный и регуляторный синдромы нарушений праксиса.

В соответствии с пораженным двигательным органом или видом действия выделяются оральная апраксия, окуломоторная апраксия, апраксия ходьбы, письма туловища, пальцев и так далее.

Для каждого их этих расстройств существуют отдельные виды апраксии, а также их подвиды. Так оральная форма может проявить себя как расстройство артикуляционного праксиса. Вариантом артикуляционной патологии является нарушение осознанной целенаправленной деятельности мышц языка, как органа речевого аппарата.

Варианты апраксий

  • Кинестетическая апраксия связана с распадом наружного набора движений при нарушениях ощущений положения и движения своего тела и ослаблением контроля над управляемостью двигательных актов.

Симптомы патологии наблюдаются при повреждении нижних отделов постцентральной извилины. Наиболее типичными примерами кинестетических расстройств можно считать апраксию письма и позы рук. Возможно воспроизведение движений по подражанию.

  • Пространственная апраксия возникает при измененном соотношении собственных движений и пространства. А. Р. Лурия связывал развитие этой патологии с очагом поражения на границе теменной и затылочной долей.

Пациент не способен придать кисти определенное положение, нарисовать определенном образом расположенную фигуру по заданным координатам. При патологии часто наблюдается ее сочетание с расстройством право-левой ориентации и оптико-пространственной агнозией. Также для нее характерен феномен «зеркального письма». Частным проявлением пространственных праксических расстройств является конструктивная апраксия, при которой человек не способен выполнить действия, приводящие к возникновению качественно нового объекта (сложить фигуру из кубиков или спичек). Пространственная форма – достаточно часто встречаемая апраксия у детей до 7 лет.

  • Кинетическая апраксия наблюдается при поражении премоторной коры, преимущественно нижних ее отделов.

Имеет место поражение автоматизированной организации движений. Характерным признаком синдрома являются двигательные персеверации, при которых человек постоянно повторяет какой-то элемент двигательного акта и как бы застревает на нем. Пациенту трудно переключится с одного выполняемого движения на другое. Особенно ярко эти симптомы проявляются при моторике руки.

  • Регуляторная апраксия возникает при расстройстве процессов программирования двигательных актов, теряется осознанный контроль над ними.

Практические действия заменяются моторными шаблонами и стереотипами. Нарушение формируется при повреждении префронтальной коры с сагиттальной стороны. Персеверации в этом случае носят системные черты характера, то есть устойчиво повторяется не отдельный элемент движения, а вся моторная программа в целом. Для пациентов характерен феномен эхопраксии – человек повторяет действия собеседника, подражает им.

Выявление апраксий

Диагностика апраксий основывается на результатах клинического и нейропсихологического обследований при исключении других причин, способных привести к расстройствам практических навыков (парезов, гиперкинезов, нарушений чувствительности). Однако «золотых стандартов» диагностики данного вида расстройств не существует.

Грубые симптомы апраксий могут быть выявлены на рутинном неврологическом осмотре при опросе самих пациента или его родственников. Жалобы будут касаться повседневных действий – человек забывает последовательность двигательных актов, теряется их планомерность и целенаправленность. Пациенты не могут выполнить элементарные общеизвестные действия – завязать шнурки, застегнуть пуговицы, расчесаться, размешать сахар. Самостоятельные формы апраксий (апраксию одевания, символических действий, использования предметов, ходьбы, языка и т.д) диагностируются в соответствии с пострадавшим органом или преимущественному выпадающему двигательному навыку. Однако возможна потеря только отдельных элементов движений или же устойчивое их повторение. В этом случае диагностика апраксий имеет ряд сложностей. Нейропсихологические тесты и анкетирования имеют различную чувствительность к разным формам апраксий. Проведение одного теста не дает возможность полностью исключить нарушение праксиса. Поэтому при выявлении нарушений практических действий применяется целый ряд заданий и шкал. Основными из них являются:

  • копирование поз кисти;
  • осуществление символических жестов;
  • использование воображаемых предметов;
  • графические пробы;
  • складывание геометрических фигур из спичек;

При необходимости точной оценки праксиса может быть использована фото- и видеосъемка.

Особую ценность выявления апраксий имеет диагностика речевых нарушений, которые часто сочетаются друг с другом. При возрастном становлении проекционно-ассоциативных зон праксиса выделяют особую форму таких совместных расстройств – апраксия речи у детей.

Методы борьбы с патологией праксиса

Лечение пациентов с апраксией должны направляться на курацию основного заболевания, которое привело к расстройству высших психических функций. В связи с тем, что патология праксиса существенно нарушает повседневную жизнь человека, ограничивает их активность и снижает качество жизни, существует и специфическая терапия. С этой целью проводят:

  • нейропсихологическое обучение;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • медикаментозную коррекцию.

Лечение пациентов с апраксией должно осуществляться при обязательном участии нейропсихолога.

Эффективность проводимой терапии зависит от причины развития апраксии, степени ее выраженности, возраста пациента и его приверженности лечению. Так, у детей формирование центров праксиса при системной и комплексной помощи, как правило, проходит более успешно, чем восстановление этих же зон у пожилых людей.

Нарушения праксиса представляют собой сложный комплекс расстройств системы высокоорганизованных произвольных планомерных координированных движений, составляющих основу практических навыков человека. Нейрофизиологическая база патологии, согласно традиционным представлениям, сводится к активности широкой разветвленной нейрональной сети. Однако последнее время были доказаны и другие механизмы развития подобных нарушений. Дальнейшее развитие научных изысканий в этой области позволит точнее диагностировать патологию праксиса и совершенствовать лечение пациентов, имеющих нарушения высших психических функций.

Апраксии: виды и методы лечения расстройств

Апраксия представляет собой патологический синдром, характеризующийся утратой или ухудшением способности индивидуума к выполнению целенаправленных последовательных движений и правильных сложных действий. При этом расстройстве субъект утрачивает возможность выполнения хорошо усвоенных навыков и проведения привычных действий.

При апраксии не фиксируются какие-либо элементарные моторные дефекты: обследование не устанавливает у больного ни паралича – полного отсутствия произвольных движений, ни пареза – снижения мышечной силы. У больного, в отличие от лица с атаксией, сохранена в полном объеме согласованность движений различных групп мышц. Также при осмотре особы не устанавливаются признаки гипокинезии – состояния недостаточной двигательной активности организма с характерным дефицитом объема, темпа, амплитуды движений. Апраксия не сопряжена с недостатком интеллектуального потенциала субъекта: больной полностью понимает суть поставленного перед ним задания.

Апраксия: причины нарушений праксиса

Апраксия представляет собой негативное следствие действия травматических факторов на участки коры головного мозга, поражение которых инициирует нарушение слаженной работы структур, регулирующих высшую нервную деятельность. Практически всегда пострадавший участок локализирован в 40 цитоархитектоническом поле, являющем собой двигательный анализатор сложных профессиональных, трудовых и бытовых навыков. Также очаг может быть расположен в мозолистом теле, именуемом большая комиссура – скоплении отростков нейронов, объединяющих правое и левое полушарие.

Апраксия в большинстве случаев развивается у человека после перенесенного ишемического инсульта, кровоизлияния в мозг, транзиторных ишемических атак. Дефекты праксиса могут быть следствием черепно-мозговых травм, заболеваний центральной нервной системы микробной и вирусной этиологии, дегенеративных процессов в структурах мозга, новообразований, локализованных в черепной коробке.

Читайте также:  Женская психология в отношениях - особенности, проблемы

Отсутствие правильной скоординированной двигательной активности могут фиксироваться одновременно на двух конечностей. Также апраксии могут проявлять себя на отдельных зонах, вызывая дефекты на одной стороне туловища. Если патологически поврежденный участок находится в лобной доле – структурной единице коры больших полушарий, отвечающей за планирование, подготовку и проведение сознательных целенаправленных и осознаваемых движений, формируется оральный вид патологии. При этом виде апраксии определяется неспособность индивидуума проводить сложные двигательные акты, в которых участвуют отделы ротовой полости.

Апраксии: механизмы и симптомы

Апраксии причиняют серьезные проблемы страдающей особе. Симптомы дефектов праксиса проявляются в рабочей и учебной сфере, в привычных бытовых ситуациях. По мере отягощения синдрома человек может утратить способность полноценно использовать на практике имеющиеся трудовые навыки, что вызывает постоянную и длительную нетрудоспособность.

Некоторым субъектам не под силу выполнять простейшие бытовые деяния, поскольку им не удается использовать правильно различный домашний инвентарь. Для них затруднительно выполнять уборку с помощью пылесоса. Несмотря на прикладываемые усилия они не могут зажечь конфорку на газовой плите. Они не ведают, как выполнять глажку, с какой стороны прикладывать к белью утюг.

При апраксии человек утрачивает способность к полноценному самообслуживанию. Индивидуум часто не может самостоятельно переодеть личные вещи и не способен обуться. Ему требуется помощь окружения при выполнении стандартных гигиенических манипуляций, поскольку он не в состоянии умыться, расчесаться, побриться. Процедуры по подстриганию ногтей для него являются невыполнимыми. Особые затруднения человек с апраксией ощущает при необходимости в приеме пищи, поскольку ему трудно правильно использовать столовые приборы.

У персоны с диагнозом «апраксия» часто значительно ухудшаются либо целиком пропадают конструкторские способности. У него возникают существенные трудности при черчении, рисовании, сборе деталей в единое цельное устройство. Некоторые больные и вовсе не способны держать ручку и не могут написать требуемых буквенных символов.

Еще один симптом апраксии знаменуется тем, что человек не понимает смысла и не способен воспроизвести двигательные акты, имеющие символическое значение. Ему не удается осознать предназначения многих повседневных действия, например: привычного махания рукой на прощание. Ему невдомек, как проводить обмен приветствиями при расставании, поэтому он не может выполнить это действие в ответ.

Часто фиксируемые симптомы апраксии – машинальные ошибочные действия, которые не отвечают сути поставленного задания. Например, человек, демонстрируя, как он пишет, берет в руки блокнот и начинает им «писать» по лежащей на столе ручке. Еще одно явление, фиксируемое в рамках апраксии, носит название стереотипия или элементарные персеверации – устойчивое бесцельное повторение однотипных движений. Например, если перед человеком поставлена задача: выполнить последовательность движений – постучать по столу кулаком, ребром кисти и затем ладонью, он упорно проводит стуки кулаком. Есть и серийные повторения – явления, когда человек «застревает» на выполнении какого-то одного звена двигательной программы, не переключаясь на следующие действия. Другая разновидность ошибочных двигательных актов именуется эхопраксия – машинальный повтор или имитация субъектом жестов, мимики, поз и движений других людей.

При апраксии широко распространены и пространственные дефекты – оплошности, возникающие из-за неправильного размещения предметов или рук в пространстве при сохранении целенаправленности движения. Приведем пример: пытаясь почистить зубы, особа берет и удерживает зубную щетку не за рукоятку, а со стороны расположения щетины. Стараясь одеться, он не попадает рукой в рукав свитера из-за того, что не понимает нужную траекторию движения своей конечностью. Встречаются и ошибки, напоминающие зеркальность, когда особа затрудняется определить, где и нее левая рука, а где правая конечность.

Симптомы апраксии проявляются и при утере человеком предыдущего опыта и прежних знаний. Приведем пример: человек не может использовать ножницы по назначению, поскольку не понимает, для чего они предназначены, как ими действовать. Он узнает ножницы, правильно их называет, однако применить их не может. Распространенный дефект – неспособность отворить входную дверь, поскольку человек не знает, что для открытия замка необходимо использовать ключ.

Апраксии: виды двигательных нарушений

До сегодняшнего дня не разработана общепризнанная классификация нарушений целенаправленной двигательной активности. Наиболее широкую известность получила классификация, предложенная Лурия. Позже на ее основе была сформировано подробное и объемное описание двигательных изъянов, входящих в синдром апраксии. В современной неврологии апраксии принято рассматривать в контексте месторасположения пораженного участка. Также используют классификацию нарушений в соответствии с преобладающими демонстрируемыми симптомами. Опишем наиболее распространенные виды дефектов праксиса.

  • Идеаторный вид (регуляторная апраксия) – аномалия, характеризующаяся невозможностью осуществить планирование очередности простых движений, обязательных для завершенного и полного проведения сложного двигательного акта. Субъект утрачивает способность контролировать правильность проведения отдельных этапов двигательной деятельности. Ухудшаются все формы праксиса: человек утрачивает профессиональные навыки, не способен к самообслуживанию, не может воспроизвести символические жесты. Наибольшие трудности вызывает предложения сымитировать какие-то операции с предметами при их отсутствии в руках человека. Для таких пациентов также характерна излишняя порывистость и неадекватность реакций.
  • Кинестетический вид (идеомоторная апраксия) подразумевает неспособность индивидуума выполнять сознательные целенаправленные деяния, поскольку у человека отсутствует понимание того, какие именно движения необходимо выполнить для осуществления двигательного акта. Человек не способен придать своей руке требуемое положение, которое обеспечило бы выполнение задачи. Ему трудно приноровиться к особенностям предмета, с помощью которого он намеревается провести заданные манипуляции.
  • Кинетический вид (моторная апраксия) – утрата автоматизированных двигательных навыков. При этом не страдают ресурсы для планирования предстоящего действия. Чтобы довести до логичного финала двигательный акт, субъекту приходится держать под полным контролем выполнение каждой отдельной манипуляции. Для этого вида апраксии характерно утрата индивидуумом плавности и размеренности движений. Он застревает на выполнение отдельного фрагмента, при этом неоднократно повторяет одно и то же действие.
  • Оральный вид (орофациальная апраксия) проявляет себя неспособностью человека проводить сложные двигательные акты, в которых принимают участие лицевые структуры и отделы ротовой полости. У больного нередко наблюдаются речевой функции. Особа утрачивает способность к подмигиванию. Ей не удается изобразить какие-то отдельные звуки, например: свист.
  • Пространственный вид (конструктивная апраксия) подразумевает утрату способности к ориентации в пространстве из-за отсутствия пространственных представлений. Человек не может координировать совместные движения своих верхних конечностей. Он испытывает затруднения при необходимости осуществить пространственно-ориентированные действия. Определяется неспособность больного сформировать целый предмет из его отдельных частей. Кроме утраты навыков конструирования, страдают способности человека к рисованию.

Апраксия: способы лечения

Применяемые способы лечения апраксии, а также прогнозирование исхода патологии, напрямую зависят от возраста пациента, локализации очага поражения, характера и степени тяжести нарушений. Лечение направлено на коррекцию двигательных навыков пациентов. Если апраксия сочетается с расстройствами речевой функции, то из-за тяжестей в установлении вербального контакта между врачом и больным, лечение может растянуться на несколько лет.

Для избавления от апраксии не существует универсального рецепта терапии: в каждом конкретном случае врач избирает индивидуальную схему лечения. В числе используемых мероприятий присутствуют физиотерапевтические процедуры и психологические методы реабилитация. Однако основной акцент в лечении сделан на устранении причины, вызвавшей апраксию.

Апраксия

Апраксия (бездействие, бездеятельность) – заболевание, при котором пациент не может выполнить какие-либо движения или жесты, хотя имеет физические способности и желание для их выполнения. При этом заболевании поражаются большие полушария мозга, а также проводящие пути мозолистого тела. Апраксия может развиваться после перенесенного инсульта, опухоли головного мозга, травмы мозга, инфекции, дегенеративных заболеваний мозга (болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции, болезни Хантингтона, кортикобазальной ганглиозной дегенерации).

Виды апраксии

Различают одностороннюю апраксию, при которой нарушения движений проявляются лишь с одной стороны лица или тела, и двустороннюю. Данную болезнь классифицируют по симптоматическим проявлениям, а также по локализации поражения полушарий мозга. По расположению в мозге выделяют лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию. При лобной апраксии нарушается последовательность двигательных актов в результате поражения префронтальной области полушарий мозга. При моторной апраксии пациент способен спланировать необходимые действия, однако выполнить их он не может. При премоторной апраксии поражается премоторная область коры больших полушарий, вследствие чего утрачивается способность преобразовывать простые движения в более сложные. Билатеральная апраксия возникает при двухстороннем поражении нижней теменной доли полушарий мозга.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия бывает акинестической, амнестической, идеаторной, идеокинетической, артикуляционной, кинестетической, конструктивной, оральной, пространственной и афферентной. Наиболее сложным видом заболевания является артикуляционная апраксия. Артикуляционная апраксия характеризуется неспособностью пациента членораздельно произносить слова, несмотря на отсутствие парезов и параличей органов артикуляции. Акинестическая апраксия обусловлена недостаточным побуждением к движению. Амнестический вид болезни характеризуется нарушением произвольных движений. Идеаторная – невозможность обозначить последовательность действий для осуществления ложных движений. Кинестетический вид заболевания характеризуется нарушением произвольных двигательных актов. При конструктивном виде болезни пациент не способен составить целый предмет из отдельных частей. Пространственная апраксия – нарушение ориентировки в пространстве.

Виды моторной апраксии

При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно. Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.). Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.

Афферентная апраксия

Афферентная апраксия обычно развивается на фоне поражения постцентральной (теменной) коры головного мозга. Данная болезнь характеризуется неспособностью пациента воспроизвести единичные позы (пальцевые и кистевые, оральные и артикуляционные). Однако, подобные позы при данном виде заболевания легко воспроизводятся вместе с привычными непроизвольными действиями – одеванием, приемом пищи.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект - это что такое, как его развить

Конструктивная апраксия

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария. При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры. При этом пациент искажает контуры объекта, не дорисовывает отдельные его элементы и детали. Копируя лицо человека, он может нарисовать один глаз над другим, не нарисовать некоторые части лица. При конструктивной апраксии возникают трудности с выбором места для рисования на бумаге.

Лечение апраксии

Лечением апраксии занимаются психиатры и неврологи, все зависит от вида и причины нарушений. Чаще всего назначаются индивидуальные схемы лечения с применением физиотерапии, логопедии и трудового обучения. Пациентам с подобными нарушениями требуется психолог, сиделка и соцработник.

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Апраксия

Апраксия — расстройство способности выполнять последовательные действия при сохранении необходимого объёма сенсорных и двигательных функций. Возникает при поражении различных отделов коры, подкорковых узлов. Диагностируется по данным неврологического обследования, включающего специфические нейропсихологические пробы. Причина выявленных нарушений определяется при помощи методов нейровизуализации (МРТ, КТ, МСКТ). Лечение апраксии зависит от этиологии поражения, осуществляется с применением медикаментозных, нейрохирургических, реабилитационных методик.

МКБ-10

Общие сведения

Праксис — в переводе с греческого «действие», в медицинском понимании — высшая нервная функция, обеспечивающая способность совершать целенаправленные последовательные действия. Обучение умелому выполнению сложных двигательных актов происходит в детстве при участии различных зон коры и подкорковых ганглиев. В последующем часто выполняемые повседневные действия доходят до уровня автоматизмов, обеспечиваются преимущественно подкорковыми структурами. Утрата приобретённых двигательных навыков при сохранности двигательной сферы, нормального мышечного тонуса получило название апраксия. Впервые термин был предложен в 1871 году. Подробное описание нарушения сделано немецким врачом Липманном, создавшим в начале XX века первую классификацию патологии.

Причины апраксии

Нарушения праксиса возникают при повреждении различных участков головного мозга: коры, подкорковых образований, нервных путей, обеспечивающих их взаимодействие. Наиболее часто апраксия сопровождает поражение лобно-теменных корковых областей. Повреждающими этиофакторами выступают:

  • Опухоли головного мозга. Внутримозговые новообразования (глиома, астроцитома, ганглионейробластома), прорастающие в кору, подкорковые центры, оказывают повреждающее действие на участвующие в обеспечении праксиса зоны.
  • Инсульты.Геморрагический инсульт (кровоизлияние в головной мозг) возникает при разрыве в стенке церебрального сосуда, ишемический — при тромбоэмболии, спазме мозговых артерий.
  • Черепно-мозговые травмы. Апраксию вызывает непосредственное повреждение ответственных за праксис церебральных участков, их вторичное поражение вследствие образования посттравматической гематомы, отёка, ишемии, воспалительной реакции.
  • Инфекционные поражения. Энцефалиты, менингоэнцефалиты различной этиологии, абсцессы головного мозга с локализацией воспалительных очагов в коре, подкорковых ганглиях.
  • Дегенеративные процессы. Заболевания, сопровождающиеся прогрессирующей корковой атрофией: деменция, болезнь Пика, Альцгеймера, алкогольная энцефалопатия, кортикобазальная дегенерация. Обусловлены хронической церебральной ишемией, токсическим поражением (алкоголизм), дисметаболическими нарушениями (сахарный диабет), генетическими факторами.

К факторам риска, повышающим вероятность развития расстройств праксиса, относят возраст старше 60 лет, наследственную предрасположенность, гипертоническую болезнь, инсульт в анамнезе, сердечно-сосудистые заболевания, хронический алкоголизм.

Патогенез

Механизм формирования организованных во времени и пространстве сложных движений находится в стадии изучения. Известно, что нейрофизиологическую основу последовательных действий обеспечивает широкая сеть межнейрональных контактов различных анатомо-функциональных зон обоих полушарий. Содружественная работа всех отделов системы необходима для выполнения давно отработанных и новых действий. Преимущественная роль доминантного полушария наблюдается при осуществлении сложно организованных движений, направленных на решение новой задачи, лежащей вне привычного поведения. Апраксия возникает при нарушении функции отдельных участков системы под действием указанных выше этиологических факторов. Сложная организация системы праксиса, вхождение в неё различных церебральных структур обеспечивает широкую вариативность клинической картины, существование многочисленных видов апраксии.

Классификация

Предложенное Липманном разделение расстройств праксиса по уровню сбоя в цепочке формирования последовательного действия применяется в зарубежной неврологии и в настоящее время. В соответствии с данной классификацией апраксия разделяется на:

  • Идеомоторную. Проявляется сложностями при выполнении простых двигательных актов. Наблюдается при поражении теменной доли в области надкраевой и угловой извилины, премоторной зоны, путей сообщения между ними, межполушарных корковых и корково-подкорковых связей.
  • Идеаторную. Связана с трудностями последовательного совершения сложных действий при правильном выполнении их отдельных частей. Специфичные зоны церебрального повреждения не определены. Идеаторная апраксия встречается при поражении теменных, лобных долей, подкорковых структур.
  • Лимбико-кинетическую. Характеризуется отсутствием ловкости и быстроты тонких движений, видна преимущественно в пальцах кисти. Возникает контрлатерально очагу поражения. Ряд авторов связывает лимбико-кинетическую форму с повреждением премоторной коры лобной доли, нарушением её связей с базальными структурами. Другие исследователи указывают на отсутствие чётких отличий данной патологии от лёгких нарушений двигательной сферы (пирамидной недостаточности).

Отечественные неврологи пользуются классификацией основателя советской нейропсихологии А.Р. Лурия, предполагающей разделение нарушений праксиса по механизму их возникновения. Соответственно, апраксия делится на:

  • Кинетическую — расстройство динамики акта движения, нарушение переходов между отдельными простыми движениями, формирующими единое сложное действие. Апраксия носит двусторонний характер, менее выражена на стороне поражения.
  • Кинестетическую — нарушение тонких действий (застёгивание пуговиц, завязывание шнурков) вследствие утраты способности подбирать необходимые движения.
  • Пространственную — трудности выполнения пространственно-ориентированных действий (одевание, застилание постели). Отдельным подвидом выступает конструктивная апраксия — утрата способности создавать целое из отдельных частей.
  • Регуляторную — затруднения в планировании, контроле, усвоении выполнения новых сложных действий.

Поскольку сложный механизм праксиса точно не установлен, некоторые современные авторы подвергают указанные классификации критике, предлагают различать формы апраксии с учетом конкретных функциональных нарушений. Согласно этому принципу выделяется апраксия одевания, апраксия ходьбы, апраксия манипуляций с предметами и пр.

Симптомы апраксии

Единым клиническим симптомом выступает расстройство выполнения действий при сохранности необходимого объёма сенсомоторной функции. У больных отсутствуют нарушения чувствительности, парезы, выраженные изменения мышечного тонуса. Их конечности способны выполнять движения на уровне здорового человека. Действие не реализуется из-за утраты последовательности движений. Апраксия может протекать на фоне других расстройств высшей нервной деятельности (агнозии, амнезии), снижения когнитивной сферы.

Кинетическая апраксия характеризуется нарушением плавности перехода между последовательными элементами действия, «застреванием» пациента на выполнении отдельного двигательного элемента. Типичны грубые неловкие движения. Расстройство касается и новых, и привычных действий. При кинестетической форме пациент неспособен выполнять тонкие движения пальцами (застёгивать/расстёгивать пуговицы, шить, завязывать узлы), придать рукам показанную врачом позу, в процессе действия не может подобрать необходимое положение пальцев. Отсутствие зрительного контроля усугубляет ситуацию. Больной утрачивает способность демонстрировать действие без предмета (не имея чашки, показать движения, необходимые для наливания воды в чашку).

Пространственная апраксия проявляется расстройством представлений «право/лево», «верх/низ», сочетается с пространственной агнозией. Пациент не может самостоятельно одеться, собрать предмет из частей, при поражении доминантного полушария затрудняется написание букв. Регуляторная апраксия отличается сохранностью простых, привычных действий на фоне нарушенного выполнения новых. Двигательные акты характеризуются шаблонностью. Реализация новой программы действий (задания разжечь свечу при помощи спички) сопровождается соскальзыванием на простые автоматизированные операции (у курящих — попыткой раскурить свечу подобно сигарете), выполнением отдельного фрагмента (зажиганием и гашением спички).

Стойкая апраксия приводит к инвалидизации, степень которой зависит от формы патологии. Пациент оказывается профессионально несостоятельным, зачастую неспособным к самообслуживанию. Осознание собственного дефекта вызывает тяжёлый психологический дискомфорт, способствует социальной дезадаптации.

Диагностика

Из-за отсутствия единой классификации, точного понимания патогенеза и морфологического субстрата выявление апраксии является непростой задачей для невролога. Диагностика осуществляется на фоне исключения прочих механизмов двигательных нарушений, определения характера церебрального поражения. Обследование пациента включает:

  • Неврологический осмотр. Направлен на оценку чувствительной, двигательной, когнитивной сферы. Помогает обнаружить сопутствующую очаговую симптоматику (парезы, расстройства чувствительности, экстрапирамидные гиперкинезы, мозжечковую атаксию, дисфункцию черепных нервов, нарушения памяти, мышления). Нарушения праксиса могут сочетаться с парезом, гипестезией. В таких случаях диагноз «апраксия» устанавливается, если существующие двигательные нарушения не укладываются в рамки указанных расстройств.
  • Нейропсихологические пробы. Проводится ряд тестов, в которых пациент совершает действия по инструкции, копирует позы и движения врача, составляет целое из частей, производит действия с одним/несколькими предметами и без них. Отдельные пробы осуществляются с закрытыми глазами. Анализ результатов включает оценку количества и характера ошибок выполнения тестов.
  • Нейровизуализацию. Производится при помощи КТ, МРТ, МСКТ головного мозга. Позволяет диагностировать очаг поражения: опухоль, зону инсульта, абсцесс, гематому, воспалительные фокусы, атрофические изменения.

Необходимо дифференцировать апраксию от экстрапирамидных расстройств, пирамидной недостаточности, сенсорной атаксии, мозжечковых нарушений, агнозии. Формулировка диагноза должна содержать указание на основное заболевание (травму, инсульт, энцефалит, болезнь Альцгеймера и др.).

Лечение апраксии

Терапия проводится в отношении причинного заболевания. По показаниям применяют фармакотерапию, нейрохирургическое лечение, восстановительные методики.

Медикаментозная терапия включает:

  • Улучшение церебральной гемодинамики. Сосудистая терапия при острых и хронических ишемических поражениях производится с применением сосудорасширяющих (винпоцетин), тромболитических (гепарин), улучшающих микроциркуляцию (пентоксифиллин) средств. При геморрагическом инсульте производится введение препаратов аминокапроновой кислоты, ангиопротекторов.
  • Нейропротекторную терапию. Направлена на повышение устойчивости нейронов к гипоксии, дисметаболическим сдвигам при острых нарушениях мозгового кровообращения, травмах, воспалительных процессах.
  • Ноотропную терапию. Ноотропы (пирацетам, гамма-аминомасляная кислота, гинкго билоба) повышают активность нейронов, улучшают межнейрональное взаимодействие, способствует восстановлению когнитивных функций.
  • Этиотропное лечение нейроинфекций. Соответственно этиологии проводится антибиотикотерапия, противовирусное, антимикотическое лечение.

Нейрохирургические вмешательства выполняются по показаниям с целью восстановления интракраниального кровоснабжения, удаления внутричерепной гематомы, абсцесса, опухоли. Операции осуществляются нейрохирургами экстренно или в плановом порядке. Реабилитационная терапия базируется на специальных занятиях с врачом-реабилитологом, позволяющих улучшить когнитивные способности, частично компенсировать расстройство праксиса, адаптировать больного к возникшему неврологическому дефициту.

Прогноз и профилактика

Апраксия имеет различный прогноз, напрямую зависящий от характера причинной патологии. После инсульта, ЧМТ, энцефалита степень восстановления зависит от тяжести поражения, возраста пациента, своевременности оказания квалифицированной медицинской помощи. Неблагоприятный прогноз имеют неоперабельные опухолевые процессы, прогрессирующие дегенеративные заболевания. Профилактические мероприятия состоят в предупреждении травм головы, инфекций, канцерогенных воздействий; своевременном лечении сердечно-сосудистых заболеваний, цереброваскулярной патологии.

Оцените статью
Добавить комментарий