Десоциализация личности детей, подростков – причины, примеры

Содержание

Десоциализация личности детей, подростков – причины, примеры

Десоциализация личности детей и подростков

Рождаясь в обществе, человек вынужден приучаться к его законам, правилам и нормам. Все этому способствуют школы, детские сады, воспитание родителей. Социализация осуществляется постепенно, начиная с детского возраста. Однако в некоторых случаях может случиться обратный процесс – десоциализация, когда личности детей или подростков теряют социально приемлемые навыки. Какие причины этому способствуют?

Каждый человек вынужден знать, по каким правилам существует общество. Если человек желает иметь друзей, строить любовные отношения, получать работу и заработную плату, пользоваться уважением и иметь авторитет, то ему, в первую очередь, необходимо стать социальной личностью. Социализация – это обучение человека социальным нормам и правилам, которых он должен придерживаться, чтобы вписаться в то общество, в котором он проживает.

В каждом обществе имеются свои законы. Многое зависит от культурных традиций народа, а также времени. В любом случае каждому члену общества следует вписываться в него, независимо от его установок и правил. Успешная социализация предполагает, что человек идеально вписывается своей жизнью в порядки, установленные в обществе. Десоциализация предполагает утрату навыков и знаний, которые могли бы помочь человеку успешно контактировать с окружающими.

Интернет-журнал psytheater.com находит лишь один выход из сложившейся ситуации – ресоциализацию. Это методика возврата человека к социальной жизни.

Что такое десоциализация?

Десоциализацией называется утрата человеком социальных навыков жизнедеятельности и реализации себя в обществе. Десоциализация так и переводится, как «отсутствие социализации» — это когда человек перестает по каким-то причинам придерживаться норм, правил, рамок и прочих направлений, установленных в обществе. Обычно причина кроется в сознательном отказе индивида от соблюдения общественных ценностей.

Различают несколько степеней десоциализации, начиная от легкой дезориентации в среде до полной утраты возможности жить в обществе. Сильная десоциализация сопровождается отсутствием возможности человека восстановить утраченные навыки. Обычно она развивается в экстремальных ситуациях, например, в концлагерях, психиатрических лечебницах, психоневрологическом интернате, колониях и тюрьмах. Отвыкнуть от социальной жизни могут и лица, проходившие военную службу.

Люди, пребывающие долгое время в ситуации боевых действий, должны адаптироваться к совершенно иным условиям, которые царят среди мирных граждан. Война и спокойная цивилизованная жизнь – это разные среды, требующие своего понимания событий, генерации и выплеска эмоций, привычек и автоматичных действий. Как человеку приходилось привыкать к военной обстановке, чтобы выжить, так же необходимо возвращать свои социальные навыки в мирной среде.

Бывшие военные могут стать опасными для мирных граждан.

  • Во-первых, социальные навыки. На войне человек должен подчиняться, отдавать ответственность и принятие решений лидерам. В состоянии обычной и спокойной жизни он несет ответственность сам за себя, часто пребывает в одиночном состоянии, отделен от толпы, а также принимает решения и единолично справляется с последствиями.
  • Во-вторых, навыки выживания. В боевой ситуации человек должен убивать, применять физическую силу, быть агрессивным и хладнокровным на уровне эмоций. Данные умения в обычных условиях абсолютно не приветствуются. Если бывший военный не перестроится, тогда вскоре может стать преступником. За любое физическое насилие и убийство простых жителей наказывают лишением свободы. То, что приветствуется на войне, несет однозначное наказание в мирной обстановке.
  • В-третьих, психологические расстройства. Посттравматический синдром (прокручивание в памяти травмирующего события), психогенную амнезию (неспособность вспомнить психотравмирующее событие) и желание избежать неприятных ситуаций, вызывающих болевые ощущения, еще никто не отменял. Оказавшиеся не по своей воле на войне люди или добровольцы, не справившиеся со стрессовой ситуацией, где необходимо убивать, подчиняться, быть аморальными, нередко страдают душевными и психическими расстройствами. Возвращение домой и неспособность приспособиться к новым условиям приводят к тому, что отслужившие либо становятся больными, либо неспособными устанавливать контакты с окружающими.

В среде мирного населения действуют совершенно иные правила жизни и поведения. На войне приемлемо насилие и агрессия, что жестоко карается на «гражданке». В среде цивилизованной и спокойной жизни используются моральные и этические принципы, которые абсолютно неприемлемы в обстановке боевых действий. Таким образом, бывшие военные нуждаются в квалифицированной психологической помощи, направленной на перестройку психики и эмоционального состояния. Если человек не может справиться собственными силами, постепенно привыкая к спокойному положению, тогда психологическая помощь становится просто необходимой.

Десоциализация личности

Социализация личности происходит на различных уровнях. Сначала ребенок проходит первичную социализацию – это когда он пребывает в малой группе людей, где царят свои законы и правила. Первичная социализация осуществляется в семье (родители и родственники), в детских садах (воспитатели и другие дети), школе (учителя) и пр. По мере своего взросления ребенок попадает во вторичные условия своей социализации, когда он начинает контактировать со структурами, организациями, целым социумом и государством.

Десоциализация предполагает обратный процесс, когда человек начинает терять свои социальные навыки. Это может происходить как в детском возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит у взрослого человека, то речь скорее идет о разрыве связей с обществом и государством в целом и сохранении контактов с отдельными группами людей и лицами.

Степень десоциализации зависит от того, в какой среде человек оказывается, насколько сильно окружение влияет на психику индивида и меняет ее. Существует такая поговорка: «Век живи – век учись». Здесь говорится о том, что человеку постоянно приходится переобучаться, поскольку его жизнь не является статической:

  1. Меняется место жительства.
  2. Меняются интересы.
  3. Меняется круг общения и друзья.
  4. Уходят одни люди, приходят другие.
  5. Меняется работа и вид деятельности.
  6. Корректируются или меняются убеждения и взгляды.

Мир постоянно меняется, как и жизнь самого человека, который сначала взрослеет, а потом уже сам влияет на те изменения, которые происходят в его жизни. Даже создание семье уже значительным образом меняет образ жизни и взгляды индивида.

Человек постоянно должен переобучаться, то есть приспосабливаться к новым условиям, в которые он попал. Это является процессом социализации, или адаптации. Однако бывают такие среды, в которых человек словно деградирует, десоциализируется: концлагеря, тюрьмы, психиатрические лечебницы, затворнический образ жизни и пр. В такой ситуации человек тоже меняется, однако не в сторону социализации. Оказываясь в обществе мирных граждан, он не способен с ними контактировать.

Ресоциализация как раз и направлена на то, чтобы человека обучить правилам и нормам, показать нечто новое и приспособить к этому.

Почему возникает десоциализация?

У десоциализации есть множество причин для возникновения:

  • Длительный отпуск, когда человек отвыкает от рабочей обстановки.
  • Хронические болезни, когда человек занят своим выздоровлением, а не социальной жизнью.
  • Новые технологии (компьютеры, телефоны, интернет и пр.), которые лишают человека необходимости реально общаться с людьми, быть грамотными, культурными, управлять своими эмоциями, отвечать за свои поступки и т. д.
  • Неправильное воспитание родителей. Например, мама и папа чрезмерно опекают ребенка, ограждают его от обязанностей, не побуждают достигать целей, во всем ему потакают и пр. В такой ситуации вырастает инфантильный и несамостоятельный человек.
  • Субкультура, в которой подросток пребывает. Это его друзья, с которыми он постоянно проводит время. Какие правила бытуют в их группе? Во что они верят? Как смотрят на мир? К чему стремятся и о чем мечтают? Все это может способствовать как социализации, так и десоциализации.
  • Отсутствие контактов с социальными институтами (детские сады, школы, высшие учебные заведения и пр.), где индивид вынужден приобщаться к нормам, порядку, подчинению определенным правилам. Если человек не умеет подчиняться, тогда он находит такую среду (компанию), которая ведет свободный (антисоциальный) образ жизни. Здесь происходит социализация, но со знаком «минус» (десоциализация), когда человек обучается противоправным, деструктивным моделям поведения.
  • Наркотики и алкоголь.

Причины могут быть как благоприятными, сознательными, так и вынужденными. К примеру, человек может уйти монастырь или жить на природе, что не приводит его к аморальности, однако он теряет некоторые социальные связи. Вынужденные причины могут заставить человека оградиться от общества (например, болезни, травмы, физические недостатки или сильнейший стресс). В такой ситуации человек не способен выдержать давление внешних обстоятельств и просто бежит от них.

Десоциализация детей

Первая социализация происходит в семье. Родители вкладывают в детей те социальные нормы, которых придерживаются сами. Поскольку государство не контролирует данный процесс, все более распространенными становятся детская наркомания и алкоголизм, преступность и раннее вступление в половые связи. Это указывает на то, что родители занимаются недостаточным или неправильным воспитанием детей.

Десоциализированными дети становятся в неблагополучных семьях – это:

  1. Педагогически некомпетентная.
  2. Аморальная.
  3. Конфликтная.
  4. Асоциальная.

Пребывая в нечеловеческих условиях, ребенок начинает впитывать «моральность» данной среды. Он не делит ее на хорошее и плохое, а воспринимает ее как приемлемое. Поскольку ребенок беззащитен перед своими родителями, он становится жертвой их издевательств. Насилие, отчужденность родителей, непонимание детей, отсутствие общего досуга, аморальное поведение взрослых, гиперопека и прочие факторы в семье приводят к десоциализации ребенка.

Общее, что объединяет все типы неблагополучных семей, — это десоциализация самих родителей. Если родители не приспособлены к социальной жизни, то они не могут воспитать здоровых членов общества.

Итог десоциализации

Если человек теряет социальные навыки, то он утрачивает многочисленные возможности достичь желаемого, что может дать общество. Уважение, деньги, власть, любовь, радость общения и прочие блага являются социальными подарками, которые получают социализированные люди. Десоциальные личности лишаются возможности достичь подобных привилегий.

Чаще всего жизнь десоциальных людей разворачивается по одному из сценариев:

  1. Пристрастие к алкоголю или наркотикам.
  2. Ведение преступного образа жизни.
  3. Бродяжничество, когда человек становится бомжом.
  4. Одиночество, затворничество.
  5. Психические заболевания.

Чтобы обратить процесс десоциализации, следует прибегнуть к ресоциализации – методам воспитания у себя социальных навыков. Это заключается в устранении причины десоциализации, обретении круга друзей и знакомых, социально приспособленных, обретении интересов, постановки целей и их достижения, ведении трудовой деятельности, приемлемой в обществе, соблюдении закона и морали и т. д.

Десоциализация личности детей и подростков

С каждым годом процесс десоциализации становится явным. Если ранее механизм наблюдался только у лиц, которые имели психические отклонения (что является взаимосвязанным и естественным), то на сегодняшний день даже здоровая личность может деградировать. Примеры часто отмечаются среди детей и подростков, которые более подвержены асоциальному поведению. В чем же причины данного явления?

Под десоциализацией понимается деградация личности, которая возвращается к доличностным формам или асоциальному поведению. Сайт психологической помощи psymedcare.ru отмечает тенденцию развития десоциализации в том, что у человека имеются объективные и субъективные причины:

  1. К объективным причинам можно отнести серьезные заболевания, психические отклонения, невозможность выходить в социум и адаптироваться к нему.
  2. К субъективным причинам относятся часто протестантский характер, когда человек идет против общественных норм и моральных ценностей социума.
Читайте также:  Как общаться со свекровью - советы психолога

Стоит ли говорить о том, что десоциализированная личность не принимается обществом и даже вынуждена изолироваться от него? Конечно, даже у «белой вороны» найдутся соратники. На сегодняшний день распространенными стали различные секты и группировки лиц по интересам, которые ведут асоциальный образ жизни. Человек не остается один в своей беде. Однако это не помогает ему достичь процветания.

Что такое десоциализация?

Вернемся к рассмотрению понятия. Что такое десоциализация? Дословно она переводится как отсутствие, утрата социализации. Человек по определенным причинам утрачивает социальные навыки и общественный опыт, что впоследствии отражается в его деятельности и проявлении потенциала.

Десоциализация противоположна социализации, когда человек утрачивает моральные и общественные ценности, рамки, роли, образ жизни и пр. Такая личность постепенно отгораживается от социума и той группы людей, к которой ранее принадлежала. Теперь она может перейти в другую группу, где находятся такие же десоциализированные личности, как и она, либо полностью изолироваться.

Десоциализация может происходить как добровольно, так и не по воле человека. К недобровольным причинам можно отнести психические заболевания, длительные болезни организма, арест и пр. К добровольным причинам, когда человек сам принимает решение десоциализироваться, относятся отпуск, изоляция, потеря интересов и пр.

Различают различные уровни десоциализации, от самой легкой, когда человек дезориентируется в социальной ситуации, до тяжелой, когда индивид полностью теряет связь с социальной средой. При тяжелой форме десоциализации речь уже не может идти о возврате социальных навыков, ролей, норм и ценностей.

Причинами тяжелой десоциализации могут стать особые условия, в которые попал человек:

  • Прохождение военной службы.
  • Попадание в тюрьму, колонии или концентрационные лагеря.
  • Попадание в психоневрологические интернаты или психиатрическую больницу.

Десоциализация личности

Десоциализация личности – это обратный процесс социализации, при котором ранее социализированный человек теряет свои навыки и способности. Это социализация, но только в обратном направлении. Здесь выделяют такие уровни:

  1. Первичная десоциализация, которая происходит в малых группах. Взаимоотношения разрушаются с родителями, друзьями, родственниками и т. д.
  2. Вторичная десоциализация, которая осуществляется на уровне государственных учреждений, администрации, начальства. Здесь человек не способен справиться с социальными проблемами.

Десоциализацию личности можно выявить по таким признакам:

  • Отстранение от прежних норм, правил поведения, ценностей.
  • Отстранение от группы лиц или всего социума, отказ от выполнения социальных ролей.

Десоциализация может произойти как в молодом возрасте, так и во взрослом. Если десоциализация происходит во взрослом возрасте, то зачастую индивид разрывает социальные отношения с некоторыми группами лиц, а остальные остаются сохраненными.

Тяжелая форма десоциализации развивается в экстремальных условиях, когда индивид под внешним давлением и прессингом теряет моральные устои и социально приемлемые нормы поведения. Это происходит в ситуациях, в которых человек вынужден находиться: тюрьмы, лагеря, больницы и пр.

В процессе всей жизни человек вынужден постоянно обучаться и меняться. По мере своего роста и взросления он меняет одни роли на другие, отказывается от прежних привычек, заменяя их другими, изучает новые нормы и ценности, чтобы отказаться от прежних. Это позволяет развиваться, прогрессировать, получать новый опыт и знания. Данный процесс называется ресоциализация.

Человек в процессе жизни может либо десоциализироваться, либо ресоциализироваться. Ресоциализация проявляется, когда человек изучает, познает, меняет старое на новое. Десоциализация возникает, когда человек отказывается от нового и даже приобретенного старого ради возвращения к чему-то первоначальному.

Ресоциализация и десоциализация бывают интенсивными и поверхностными, глубокими и соответствующими жизненным циклам индивида.

Причины десоциализации

Рассматривая причины десоциализации, следует понимать, что у каждого человека имеется своя история. Социализация формируется в процессе жизни человека, который посещает специальные учреждения, направленные на становление будущих членов общества. Так, дети ходят в детские сады и школы, а подростки – в школы и высшие учебные заведения. Здесь они не только получают знания, но и приобретают социальный опыт, с которым потом выходят во взрослый мир.

Однако на каждом этапе могут возникнуть сложности. Главными причинами детской и подростковой десоциализации являются неполная социализация и стрессы. Ребенок больше подвержен стрессу, нежели взрослый человек, его психика еще нестабильна. Вот почему в процессе социализации может возникнуть обратный процесс – десоциализация.

Может наблюдаться у человека любого возраста частичная десоциализация, которая является следствием длительной болезни, отпуска, изоляции или ухода из прежнего коллектива. Человек теряет связь с социумом по различным причинам. В итоге он утрачивает навыки, которыми ранее обладал. Однако данный процесс обратим, если человек вернется в социум и восстановит свои умения и знания.

Еще одной причиной десоциализации могут быть различные «вредные» привычки в виде:

  • Сидения в социальных сетях.
  • Просмотра телевизионных передач.
  • Долгого пребывания в виртуальном мире.

Реальная жизнь подменяется виртуальной, несуществующей. Поскольку человек длительное время находится в данных сферах, он теряет адекватные социальные навыки, становясь дезадаптированным к социуму. Данный процесс также обратим, если человек решит изменить свой образ жизни.

Причинами десоциализации детей являются неблагоприятные условия для развития и неправильное воспитание в семье. Если родители, к примеру, постоянно ограждают ребенка от проблем, создают тепличные условия, то они лишают свое чадо возможности изучить мир и научиться с ним взаимодействовать. Впоследствии ребенок не сможет выполнять элементарные действия и решать легкие проблемы.

Еще немаловажной причиной десоциализации детей и подростков является личный пример тех людей, на которых они стараются быть похожими. К примеру, если родители сами являются асоциальными, то их чада возьмут с них образцы для подражания.

В подростковом возрасте десоциализация является следствием попадания ребенка в определенную субкультуру, где пропагандируются различные асоциальные нормы поведения. Происходит это за счет ограждения от институтов, которые внедряют социальные нормы и рамки, и присоединения к группам, где пропагандируется асоциальное поведение. Это можно назвать формой социализации, но только в асоциальных направлениях.

Даже взрослый человек может встать на путь десоциализации. Факторами, способствующими данному процессу, могут быть:

  1. Смерть близких.
  2. Различные аддикции.
  3. Потеря работы.
  4. Наличие личностных расстройств или психических заболеваний.
  5. Участие в военных действиях.
  6. Попадание в тюрьму, концлагерь и т. д.

Прочими причинами десоциализации являются:

  • Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
  • Бегство от реальных проблем, с которыми человек не может справиться, от социального давления.

Десоциализация детей и подростков

Первичная социализация происходит внутри семьи, в которой дети воспитываются и получают первые социальные навыки и понятия о нормах. Если первичная социализация происходит успешно, тогда ребенок становится готовым к вторичной социализации на уровне групп, институтов и целой государственной системы. Десоциализация детей и подростков часто отмечается вследствие неправильного воспитания, через которое они проходят в семьях.

На сегодняшний день существует много семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям:

  1. Наркомании.
  2. Раннему материнству.
  3. Алкоголизму.
  4. Ранним половым беспорядочным связям.
  5. Внебрачным детям.
  6. Преступности.
  7. Насилию в семье и т. д.

Ребенок растет в неблагополучной семье и пытается сопротивляться, что порой приобретает асоциальные формы поведения.

Выделяют типы неблагополучных семей, приводящих к десоциализации детей:

  • Педагогически некомпетентные.
  • Аморальные.
  • Конфликтные.
  • Асоциальные.

Если ребенок воспитывается в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные отклонения как на физическом, так и на психологическом уровнях. Он не способен адекватно приспособиться к социальной жизни, поскольку не видит образца для подражания, который бы передавал все нужные навыки.

Общей чертой всех детей и подростков, живущих в неблагополучных семьях, является десоциализация (нарушение социализации):

  1. Воровство.
  2. Неспособность приспособиться к новой, чужой, незнакомой среде.
  3. Агрессивность.
  4. Половая активность.
  5. Лень.
  6. Утрата интереса к обучению и труду.
  7. Потеря ценностей, морали и нравственности.
  8. Отсутствие духовности и стремления к саморазвитию.
  9. Наличие вредных привычек.

Примеры десоциализации

Простым словом десоциализацию называют деградацией. Примеров такой деградации существует большое количество:

  • Употребление наркотиков или алкоголя, когда человек ни о чем более не думает, как о новой дозе.
  • Уход в монастырь. Данная форма кажется духовной. Однако такой добровольный отказ от социальной жизни часто связан с неспособностью индивида справляться с жизненными проблемами.
  • Употребление нецензурных слов, оскуднение словарного запаса. По большому счету человек не использует в своей речи более 100 слов, большая часть из которых включает нецензурную лексику.
  • Неспособность человека трудиться. Такой индивид постоянно ищет работу, а когда находит, то не может ею заниматься. Отсутствие трудовых навыков и адаптации приводит к десоциализации.
  • Преступление. Это является формой десоциализации, когда индивид идет против правил общества.
  • Проституция. Также является формой десоциализации, где главной остается половая жизнь.
  • Уход в религию, секту, определенную группировку. Распространенной формой поведения конкретной группировки является антисоциальная, которая борется против привычных правил общества.

Десоциализация означает отказ человека от социально принятых норм и правил с целью ухода в другую, антисоциальную среду. Это может происходить как добровольно, так и вынужденно. В большинстве своем человек прибегает к данной форме развития, когда не способен справиться с теми жесткими условиями жизни, в которых он пребывает. В итоге он становится дезадаптированным, то есть изгоем общества.

Если взрослый человек сам должен отвечать за собственные решения, то жертвами десоциализации являются дети и подростки. Они просто попали в среду, которая не способствовала их нормальному воспитанию и развитию, чем должны заниматься и устранять общественные организации.

Десоциализация

Десоциализация – это потеря субъектом по разным причинам, общественного (социального) опыта, которая отражается на его жизнедеятельности и потенциале самореализации в общественной среде. Десоциализация в психологии – это процесс, который является противоположным социализации, т.е. процесс десоциализации означает потерю субъектом конкретных социальных приоритетов и ценностей, правил, норм и сопровождается отчуждением субъекта от определенного коллектива или группы. Дословно данный процесс переводится, как отсутствие социализации. Десоциализация является сознательным отказом от освоенных норм, ценностей, определенных социальных ролей, обычного образа жизни.

Десоциализация личности

Десоциализация в психологии — это своеобразное разрушение нормального хода социализации. Сегодня выделяют следующие уровни социализации: первичный и вторичный. Первичный уровень социализации наступает в сферах межличностных взаимодействий в малых коллективах, где первичными агентами выступают родители и другие родственники, учителя, сверстники, значимые взрослые и др. Вторичный уровень социализации происходит при взаимодействии с большими общественными группами и социальными институтами, где агентами выступают официальные учреждения, формальные организации: администрация ВУЗов, государственные чиновники, армия.

Десоциализация личности – это специфический процесс, при котором социализированный ранее индивид постепенно теряет свои приобретенные социальные качества.

Десоциализация может начинаться в раннем возрасте, а может и в зрелом. Если такой процесс наступает уже в зрелом возрасте, то в основном он заключается в порыве личности с одной или несколькими положительными связями с социумом или государством в целом, другие связи остаются позитивными.

Читайте также:  Ложь - значение слова, виды лжи

Основные характеристики десоциализированной личности: отстранение индивида от старых норм, ценностей, правил поведения, ролей, от конкретной группы, потеря социального опыта, которая отражается на самореализации в социуме.

Десоциализация может достигнуть различных степеней выраженности, от легкой потери ориентации в социальных обстановках, до отстраненности от своего коллектива или общества и полной утраты связей с общественной средой.

Бывает, что индивид может попасть в определенные экстремальные обстоятельства, при которых десоциализация заходит довольно глубоко и разрушает нравственные и моральные основы личности индивида. Когда такое происходит, личность становится неспособной восстановить все утраченные ценности, нормы и роли в полноценном объеме. Такое происходит в концентрационных лагерях, колониях, тюрьмах, психиатрических больницах, а иногда и со служащими в армии.

Десоциализация может наступать в случаях сужения сферы своей культурно-социальной активности. В связи с тем, что все жизненные циклы имеют тесную взаимосвязь с изменением социальных ролей, получением новых статусов, отречением от привычек, дружеских контактов, окружения, сменой обычного образа жизни, субъекту в процессе жизни приходится постоянно переобучаться. Такой процесс имеет два этапа: ресоциализацию и десоциализацию. Ресоциализация заключается в обучении новым нормам, ценностям, правилам, ролям взамен прежних. В общем смысле, когда человек узнает что-то новое, которое не совпадает с его прежним опытом и происходит ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

Десоциализация причины

Причины десоциализации бывают самыми различными: от длительного и тяжелого заболевания до обычного отпуска. По мнению некоторых психологов к ней могут приводить чрезмерные применения в повседневной жизни современной культуры и технологий (например, развлекательные телепередачи).

Важнейшую роль в процессах социализации субъектов играет воспитание и подростковая субкультура. Социальная незрелость, инфантильность, которая возникает вследствие неправильного («тепличного») воспитания, намеренного ограждения от обязанностей, от усилий по достижению целей, чрезмерной опеки подростков может привести к десоциализации личности.

Десоциализация наступает в случаях наступления отчужденности индивидов от социальных институтов, выступающих носителями общепринятых норм моральности и права, которые, в конечном итоге, определяют своеобразное «врастание» в людскую культуру. В таких случаях развитие личности может идти под воздействием на нее различных преступных или асоциальных субкультур, которые имеют свои собственные групповые нормы, ценности, несут антисоциальный характер. В данных условиях десоциализация будет выступать в качестве социализации, но совершаемой под воздействием негативных антисоциальных влияний, приводящих к общественной дезадаптации, которая носит противоправный характер, формированию искривленных нормативно-ценностных представлений.

Основное десоциализирующее воздействие оказывается со стороны самого ближайшего окружения, демонстрирующего образцы антиобщественного поведения, асоциальных убеждений и ориентаций.

В зависимости от того, какие причины вызывают десоциализацию, она может нести за собой различные последствия для индивида. Также она может быть итогом добровольного отречения от прежних ценностей. Например, уход в монастырь или жизнь на лоне дикой природы и т.д. В таких случаях десоциализация может духовно обогатить личность, а не вести к ее нравственной деградации. Однако чаще она бывает вынужденной. Ее причинами могут быть различные неблагоприятные трансформации социальных обстоятельств: физические и психологические травмы, которые ведут к инвалидности, неизлечимые болезни, психологические стрессы, которые ведут к потере смысла жизни, ее целей и ориентиров, утрата работы, потеря бизнеса, резкая смена политической конъюнктуры и др.

Неспособность индивида выдерживать давление различных социальных ситуаций, обстоятельств, условий ведет ее к иллюзорному бегству от реальности. Также десоциализацию сопровождают наркотики и алкоголь. По мере десоциализации индивид теряет элементы культурности и воспитанности.

Десоциализация у детей

Основной направленностью семейного воспитания является функция начальной социализации, так как первичная социализация успешнее и эффективнее происходит в семье. Именно за счет семьи обеспечиваются связи индивида с демографическими, социальными, экономическими процессами в социуме. Однако сегодня существуют семьи, которые не в состоянии обеспечить оптимальное и благоприятное воздействие на развитие личности ребенка. Десоциализация подростков может возникать вследствие неправильного семейного воспитания.

Уменьшение внимания со стороны социума и государства в целом к существующим проблемам в воспитании нового поколения сегодня привело к совершенно неблагоприятным общественным последствиям. К таким последствиям можно отнести: увеличение подростковой наркомании и алкоголизма, внебрачные дети, ранее материнство, ранее вступления в беспорядочные половые отношения, преступность несовершеннолетних, криминализация, насилие в семье над детьми. Все перечисленные последствия ведут к нарушению первичной, а затем и вторичной социализации детей. И, как следствие, у детей проявляется десоциализация подростков. Она может быть своеобразным протестом ребенка на условия его жизни в семье.

Различают такие типы неблагополучных семей, ведущих к десоциализации личности: аморальный, конфликтный, педагогически некомпетентный и асоциальный тип.

Чем младше дети, тем тяжелее для них могут складываться условия развития в неблагоприятных семьях, которые характеризуются постоянными ссорами и конфликтными ситуациями, несогласием, физической агрессией. Все это способствует развитию у малышей чувства беззащитности и незащищенности. В семьях с преобладанием напряженной, угнетающей, тревожной атмосферы нарушается правильное развитие детей и их чувств. Вследствие чего такие дети не получают чувство любви по отношению к себе, поэтому не способны и сами проявлять это чувство.

Если ребенок длительное время проживает в семье, в которой постоянно происходят случаи насилия, царит отчужденность, то у него понижается способность к эмпатии. В дальнейшем это будет затруднять процессы обучения и вызывать сопротивляемость ребенка, что ведет к нарушению его социализации.

Длительное влияние на детей нечеловеческих, неблагоприятных условий жизни вызывает отрицательные физические, психические изменения в детских организмах, которые влекут за собой очень тяжелые последствия антисоциальной направленности. Такие дети отличаются плохим, антиобщественным поведением и нарушением в развитии их личности.

Детей, растущих в неблагополучных семьях, объединяет одна общая черта – нарушение социализации (десоциализация): неспособность приспособления к незнакомой, чужой среде, к новым условиям, воровство, повышенная половая активность, агрессивность, потеря интереса к труду и обучению, лень, утрата ценностных, нравственных и моральных ориентаций, которые приняты в обществе, вредные привычки, отсутствие духовности и стремления к развитию.

М. Раттер выделил ряд обстоятельств, которые способствуют десоциализации детей: травмы в семье, недостаток любви в семье, развод родителей или смерть одного из них, жестокость родителей, непоследовательность или несогласованность родителей в воспитании, нахождение в приюте. В процессе семейного воспитания дети усваивают, как положительные, так и негативные образцы действий и поведения взрослых, иногда доводя их до сильного проявления. Дети постоянно сопоставляют поступки родителей с их словами. Ребенок будет не в состоянии пройти процесс социализации, если слова родителей будут не совпадать с их действиями. Такой ребенок не сможет, например, не врать, если постоянно ловит родителей на лжи или будет агрессивным, если постоянно наблюдает агрессию в семье.

Десоциализация примеры

Десоциализация в более сложном своём определение может означать деградацию личности. Наступает тогда, когда социализация субъекта начинает становится более фрагментарной и теряет всю многогранность и многосторонность социального процесса или приобретает асоциальную направленность. Например, это происходит, когда человек чрезмерно склонен к алкоголю или является наркоманом. Таких людей не волнует ничего, кроме дозы или наркотика, они готовы воровать, и даже убивать для того, чтобы получить желанное удовлетворение низменных потребностей. Т.е. процесс десоциализации заключается в возвращении ранее социализированного человека к его доличностной форме или утрачивании им общественно но одобряемые личностные качества.

Примером десоциализации может служить человек после длительного психиатрического лечения или нахождения в тюремном заключении. Более легким проявлением десоциализации может служить индивид, вернувшийся на работу после длительного отпуска дикарем на природе.

Ярчайшим примером десоциализации может быть любое совершенное преступление, т.к. само преступление является нарушением существенных норм и посягательством на оберегаемые ценности. Совершая преступление, индивид демонстрирует отказ от фундаментальных основ и ценностей любого социума. Целью уголовного наказания является процесс ресоциализации преступников (исправления).

Десоциализация в глобальном своем проявлении может служить в качестве фактора, влияющего на снижения общего потенциала социума в целом, истребления национального самосознания. Заключается в навязывании специфических стереотипов, например, с помощью средств массовой информации.

Однако не всегда десоциализация ведет к негативным последствиям, иногда она может являться итогом добровольного отказа от прежних значимостей и ценностей, например, уход в монастырь.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Социальная дезадаптация (десоциализация): причины, признаки, коррекция

Здоровье, самочувствие и успешность человека во многом определяется его умением адаптироваться к окружающим условиям и налаживать связи с людьми. Кому-то это удается очень легко, кто-то учится в течение жизни, а для некоторых это превращается в настоящую проблему. Психологическая дезадаптация не только ухудшает качество жизни человека, но и может стать причиной развития множество психологических и социальных проблем – от отсутствия круга общения до невозможности работать и содержать себя.

Что такое десоциализация

Десоциализация или социальная дезадаптация – это полная или частичная неспособность человека адаптироваться к существующим вокруг него условиям среды и обществу.

Адаптационный механизм является одним из важнейших условий успешного существования человека, благодаря ему он с детства приучается соблюдать определенные нормы, общаться согласно существующим в конкретном обществе правилам и вести себя соответственно возникающим ситуациям. Нарушение этого адаптационного механизма приводит к «срыву» или отсутствию появления налаженных связей между индивидуумом и социумом, человек «не вписывается» в существующие рамки и не может полноценно взаимодействовать с окружающими.

Причины социальной дезадаптации могут быть разными, только часть людей, страдающих от подобного расстройства, имеют различные психопатологии, у остальных это состояние возникает в результате неправильного воспитания, стрессов или депривации.

Дезадаптация у детей

Особое значение приобретает дезадаптация детей в современном обществе. Все больше детей в развитых и развивающих странах страдают разнообразными нарушениями поведения и психики. Большинство из них не могут нормально адаптироваться к социуму и, по мере их роста и взросления, количество проблем только увеличивается. Причем, по мнению специалистов, только чуть больше половины таких детей страдает от неврологических заболеваний и психопатологий, у других нарушение социальной адаптации возникает из-за условий их жизнедеятельности, неправильного воспитания или его отсутствия, а также влияния родителей и окружающей среды.

Социальная дезадаптация детей и подростков может крайне отрицательно отразится на их развитии – такие дети не могут нормально устанавливать контакты со сверстниками, а затем – с окружающими их людьми, у них возникают деформации личности, асоциальные наклонности, может развиться неврологическое заболевание или они не смогут достичь каких-либо успехов в будущем.

Своевременная коррекция таких нарушений у детей и подростков помогает им достаточно быстро преодолеть состояние дезадаптации и усвоить все необходимые навыки. Во взрослом возрасте и у старших подростков на это требуется гораздо больше времени и усилий – это связано, как с меньшей пластичностью психики, так и с количеством «навыков», которые необходимо восполнить.

Это неоднократно подтверждалось многочисленными исследованиями и практической деятельностью – дети в раннем возрасте находившиеся в состоянии социальной дезадаптации, легко и быстро догоняют и даже опережают своих сверстников в развитии при помещении их в благоприятные условия. А вот взрослым, выросшим в состоянии дезадаптации, гораздо сложнее усвоить необходимую информацию и «влиться» в более сложный социум.

Читайте также:  Фиаско - что это такое, значение слова

Причины дезадаптации

Десоциализация или психическая дезадаптация может возникнуть из-за психологических, физических или социальных причин. Самыми значимыми, на сегодняшний день, считаются социальные и социально-экономические причины, так и нарушения в работе нервной системы и особенности психики могут быть скорректированы правильным воспитанием и развитием, а вот не соблюдение правил воспитания в социуме может привести к проблемам с социальной адаптацией даже при полном физическом и психическом здоровье.

Социально психологическая дезадаптация возникает при:

  • Физических или биологических нарушениях – травмах головного мозга, заболеваниях нервной системы, инфекционных заболеваний, протекающих с высокой температурой и интоксикацией.
  • Психологических нарушениях – особенности нервной системы (слабость, излишнее возбуждение, нарушение волевых процессов), акцентуации характера и так далее.
  • Социальных нарушениях – особенно значим этот фактор в детском и подростковом возрасте. Неправильное воспитание, отвержение ребенка или подростка семьей или коллективом может привести к дезадаптации и развитии серьезных нарушений психики. Взрослые также могут страдать от социально-психологической дезадаптации оказавшись в непривычной и враждебной для них обстановке, ситуации всеобщего неприятия или травмы (например, психически здоровый, полностью адаптированный взрослый человек при помещении в места лишения свободы или асоциальное сообщество).

Десоциализация в детском и подростковом возрасте может быть вызвана и некоторыми другими факторами, например, длительным содержанием ребенка без родителей или нарушением общения в школе.

Госпитализм у детей – это патологический синдром, который развивается у детей, длительное время находящихся в условиях больницы или интерната, насильно оторванных от родителей и привычного круга общения. Дефицит общения приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, формированию эмоциональных нарушений и социальной дезадаптации. Такие нарушения возникают из-за отсутствия достаточного внимания со стороны взрослых, а также недостатка положительных и отрицательных раздражителей со стороны социума. Ребенок в таких условиях предоставлен самому себе и не может полноценно развиваться.

Синдром госпитализма у детей развивается не только при помещении в больницу, но и при длительном пребывании в интернате, детском доме и других местах, где ребенок лишается привычного круга общения.

У подростков чаще возникает школьная дезадаптация. Десоциализация развивается в случае «непохожести» ученика на других сверстников, причем причиной «изгнания из общества» может быть любая отличительная черта: низкая или высокая успеваемость, внешние данные, индивидуальные черты или что-то другое. Школьная дезадаптация часто возникает при смене привычной среды для ребенка, резком изменении его внешности или социального фактора, иногда – без видимых причин. Отторжение, насмешки со стороны сверстников и отсутствие поддержки со стороны учителей и взрослых приводят к нарушению установления социальных связей и утраты своего места в социуме.

Кроме вышеперечисленных причин десоциализация может возникать из-за нервных и психических расстройств у детей и взрослых:

  • Аутизма
  • Шизофрении
  • Биполярном – расстройстве личности
  • Обсессивно-компульсивное расстройстве и так далее.

Симптомы десоциализации

Социальная дезадаптация проявляется в невозможности человека полноценно приспособиться к окружающим его условиям. Выделяют полную и частичную социальную дезадаптацию. При частичной дезадаптации человек перестает контактировать или соприкасаться с определенными сферами жизни: не ходит на работу, не посещает мероприятия, отказывается от общения с друзьями. При полной – нарушения возникают во всех сферах жизни, человек замыкается в себе, перестает общаться даже с самыми близкими и постепенно теряет связь с окружающей его действительностью.

Признаки социальной дезадаптации:

  • Агрессивность – один из самых характерных признаков. Дезадаптированные дети становятся агрессивными, так как они просто не понимают как себя вести и заранее занимают защитную позицию. Подростки и взрослые также используют вербальную и невербальную агрессию, манипуляции и ложь для наиболее быстрого достижения целей. В таком состоянии они не делают попыток наладить взаимодействие с окружающими и не пытаются понять, какие в этом обществе существуют нормы и правила.
  • Замкнутость – еще один характерный признак. Человек перестает общаться с окружающими, он полностью уходит в себя, прячется от людей, препятствует попыткам завязать с ним отношения.
  • Социофобия – постепенно развивается страх перед общением, большим количеством людей, необходимостью разговаривать с кем-то и так далее. Человеку становится все сложнее сделать что-то, выходящее за рамки его ежедневных дел, он начинает бояться посетить незнакомое место, сходить куда-то, завести разговор с незнакомым человеком или даже, выйти из дома.
  • Отклоняющееся поведение – отсутствие социальных контактов приводит к игнорированию существующих в обществе норм и правил. Результатом этого часто становится отклоняющееся или асоциальное поведение.

Коррекция

Социальная дезадаптация характеризуется утратой связей с обществом и окружающим миром и если вовремя не будет проведена коррекция этого состояния, то возможно полное разрушение личности или ее недоразвитие.

Коррекция социальной дезадаптации начинается с установления причин ее развития и зависит от возраста пациента.

Людям, у которых синдром десоциализации, возник во взрослом возрасте, рекомендована помощь психотерапевта или психолога, посещение тренингов, обязательное налаживание социальных контактов, работа с собственным поведением, страхами и так далее.

Дезадаптированные дети нуждаются в длительной совместной работе родителей или воспитателей, педагогов и психологов. Необходимо оценить степень отставания в развитии, понять, что в психике ребенка изменилось из-за социальной дезадаптации и скорректировать эти нарушения.

Профилактика школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности у детей и подростков на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества.

Социализация подростков

Специфика социализации детей подросткового возраста

Социализация личности происходит на протяжение всей жизни человека. Но наиболее интенсивно она проявляется в детском и подростковом, а также в юношеском возрасте. Некоторые авторы, акцентируя внимание на возрастных особенностях процесса социализации, подчеркивают, что в процессе присутствуют достаточно значительные различия, выражающиеся в специфике протекания данного процесса в различные возрастные периоды человека.

По мнению отечественных авторов (например, по мнению А. В. Петровского), в подростковом возрасте человек стремится к проявлению своей индивидуальности. Как следствие, активно осуществляется индивидуализация личности. Социализация может помочь разрешить противоречие, с которым сталкивается человек в этот период времени: с одной стороны, он идентифицирует себя с обществом, но, с другой стороны, он обособляется от общества, потому что стремится выявить в себе уникальные черты.

То есть, успешный процесс социализации подростка предполагает следующее:

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  1. Адаптацию человека к обществу и общественной системе, ее нормам и правилам, ценностям;
  2. Саморазвитие человека, выявление его уникальных черт, которые будут делать акцент на его уникальности, а не на возможностях быть похожим на всех остальных членов общества.

Особенности социализации в подростковом возрасте следует рассматривать с точки зрения нескольких фаз жизненного пути человека. Во-первых, это детство, когда активно происходит именно адаптация. Во-вторых, отрочество как символ индивидуализации человека. Юность, в свою очередь, становится интеграцией человека с сохранением его уникальных черт.

В юности, как и в подростковом возрасте, человек стремится стать частью какого-либо объединения, которое в дальнейшем даст ему возможность раскрыться с новых сторон. Между фазами также могут возникать некоторые противоречия, которые или мотивируют человека к более организованной и целесообразной деятельности, или дадут ему понять, что необходимо примерить на себя новые социальные роли, приобщиться к иным особенностям и чертам социализации, ее ценностям и ориентирам.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Потребности подростка в процессе социализации

Социализация всегда предполагает удовлетворение потребностей тех лиц, которые входят в данный процесс. Так, особенности социализации человека в подростковом возрасте соотносятся с потребностями в таких аспектах, как самостоятельность и независимость, самоопределение и непосредственное общение со сверстниками для обмена опытом и знаниями. Каждый подросток сталкивается в желанием показать, что он уже созрел для принятия решений, а также может быть независим от своих родителей.

Это вполне оправданные желания, которые вполне могут осуществиться. Подросток применяет уже усвоенные на предыдущих возрастных этапах своей социализации знания и навыки, а также образцы поведения, которые могут быть как приемлемы, так и не приемлемы в обществе. Но они не останавливаются на достигнутом, ведь продолжают усваивать новые образцы поведения, но в уже более расширенной социальной среде. Подросток стремится занять свое место в системе социальных отношений, пользоваться авторитетом у сверстников. Это стремление можно назвать стремлением в приобретении как можно более высокого статуса в обществе, достижении общественного признания.

Некоторые подростки стремятся к большему, поэтому их ценности и усваиваемые нормы не ограничиваются семейной средой, а также окружением сверстников. Но большинство все же принимают решение начинать с самых низов. Для кого-то максимум – обрести признание среди своих друзей и товарищей. Такие подростки могут прибегать к довольно асоциальным методам: начинают употреблять спиртные напитки, увлекаются курением, чтобы в глазах друзей выглядеть «круче». Но, в данном случае, многое зависит от воспитания подростка. Так, если в семье его приучили, что достигать успеха и завоевывать авторитет можно и иными способами, которые будут соответствовать социальным нормам, то в подростковом возрасте человек вряд ли прибегнет к вышеперечисленным отрицательным действиям.

В поиске своего места в обществе подросток может потерять себя. Его психика крайне нестабильна, очень гибка, и в этом возрасте ему можно навязать ложные нормы и ценности, которые будут восприняты как единственно верные. К тому же, подросток очень часто меняет свое окружение. Это связано с занятиями в кружках и секциях, поиске по-настоящему интересного дела, которое займет подростка. На пути к хобби ему предстоит испробовать много других видов деятельности, а значит сменить много других социальных групп.

Стремление достичь общественного признания приводит к подражанию подростка взрослым, сверстникам, которых уважают другие, и даже демонстрируемым средствам массовой информации образцам и эталонам успешных людей и тем, кто себя выдает за таковых. Таким образом, к ключевым факторам социализации подростков следует отнести особенности воспитания и проведения досуга в рамках семьи, отношение к каким-либо объектам, процессам и явлениям в обществе. немаловажны приоритеты и установки, семейные ценности, неформальное окружение подростка и компания, в которой он проводит свое свободное время. Большую роль играют образовательные институты (например, школа), и отношение подростка к той системе ценностей, которая прививается во время школьного обучения. То есть, основными институтами социализации подростка являются такие, как:

  • Семья – родители, старшие или младшие братья и сестры, близкие и дальние родственники, которые принимают то или иное участие в воспитании подростка и в целом в его жизни
  • Неформальная группа – друзья, приятели и сверстники, которые окружают подростка и также демонстрируют ему возможные модели поведения и восприятия ключевых социальных норм и ценностей;
  • Школа – педагогический состав, одноклассники. Социализацию можно оценить по тому, как подросток относится к учебному процессу, а также по отношениям его с одноклассниками, другими учащимися школы и педагогическим составом.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оцените статью
Добавить комментарий