Духовность человека – определение, её проблема и развитие

Содержание

Духовность человека – определение, её проблема и развитие

Духовность. Один из взглядов на реальность

Д уховность — это слово часто ассоциируется с религией, ритуалами, какими-то суровыми аскезами, обетами и вообще чем-то, что не имеет отношения к реальной повседневной жизни. Мы живём сегодня в таком мире, где духовность, что называется, — «не в тренде». Однако если глубоко поразмыслить над тем, что такое духовность, то мы может прийти к вполне простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. Помните профессора Преображенского из легендарного «Собачьего сердца»? «Разруха в головах» — сказал профессор эпохальную фразу. Так вот, отсутствие духовности — это и есть та самая разруха в головах. Если человек не уважает людей, которые его окружают, если он живёт не в гармонии с собой, с миром, с природой, если мотивации его потребительские, а цели в жизни не выходят за рамки чувственных наслаждений, будет ли такой человек счастлив? Кратковременно — может быть. Но в любой долгосрочной перспективе такое счастье приведёт его только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому, что бы нам не внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость для гармоничной жизни.

Духовность — основа гармоничной жизни

В окружении каждого из нас наверняка найдётся такой человек, который всегда излучает позитив. Знаете, есть такие люди: они подобны лучам солнца, в свете их сияния всё как будто расцветает. Они всегда позитивно настроены. Никогда не гневаются, не осуждают никого, не винят окружающих в своих проблемах, а самое главное, во всём видят только позитив, даже там, где найти его порой бывает очень сложно. Иногда таких людей даже считают немного странноватыми, и в современном обществе, наверное, именно так это и выглядит — странно.

Когда утром в рабочий день в толпе хмурых, угрюмых уставших от жизни людей видишь такого человека, который, казалось бы, радуется просто потому, что светит солнце, поют птицы, а сам он получает удовольствие лишь от того, что может дышать, ходить, слышать и видеть, на самом деле возникает ощущение, что человек этот — не в себе. Но когда такой человек находится в твоём окружении, возникает чувство гармонии, и этим чувством такой человек заражает всех вокруг. По сути это и есть духовность.

Духовность — это не ритуалы, не заповеди, не стремление поставить кого-то в какие-то рамки, кого-то объявить праведником, кого-то грешником, чью-то веру правильной, чью-то неправильной и так далее. Это, скорее, уже спекуляция духовностью. Вот эти понятия важно разделять. Духовный человек, по-настоящему духовный человек, делает мир вокруг себя лучше и гармоничнее. А если духовность человека приводит только к ссорам с близкими, к навешиванию ярлыков на окружающих, к осуждению людей, то это — псевдодуховность. Поистине духовный человек знает простой закон, по которому живёт этот мир. Он знает, что всё, что происходит в его жизни, происходит из-за него и благодаря ему самому, и поэтому осуждать кого-то — просто глупо. Если мы видим чьё-то несовершенство, то это несовершенство берёт начало в нас самих. Это важно понимать.

Поистине духовный человек никогда не будет никого осуждать или навешивать ярлыки, ведь он знает, что всё возникает в силу причин и условий. И внешний мир лишь отражает состояние мира внутреннего. Если духовное развитие человека приводит к тому, что он становится религиозным фанатиком и догматиком и осуждает всех, кто живёт не так, как написано в какой-то умной книжке, — это не духовность, а, скорее, попытка скрыть какие-то свои комплексы за маской нравственности, духовности, религии и так далее.

Примеров псевдодуховности сегодня мы можем видеть массу. Начиная от безобидных бабушек в церкви, духовное развитие которых заключается в том, что они осуждают каждого, кто, в их понимании, поступает безнравственно, и заканчивая агрессивными религиозными течениями, которые не брезгуют даже насилием и терактами. У такой духовности — всегда какая-то гнильца под верхним слоем набожности и нравственности. И если духовность человека приводит к тому, что кто-либо из-за его действий страдает, то к такой духовности следует относиться с большим сомнением.

Значение слова «духовность»

Если посмотреть значение слова «духовность» в нескольких словарях, то общий смысл будет где-то между религией и морально-этическими общепринятыми нормами. То есть духовность бывает как с упором на религиозные ритуалы и какие-то сугубо религиозные цели, так и «мирская», то есть социальная духовность — это когда пропагандируются и культивируются какие-то общепринятые нормы. И здесь тоже всё будет довольно условно, так как в рамках той или иной страны, народа, нации, традиции и, опять же, религии духовность будет иметь те или иные оттенки. Как же в таком случае, в таком невероятном разнообразии уловить суть? И чтобы понять глубинную суть духовности, следует обратить внимание на то, что объединяет разные, на первый взгляд, концепции, религии и движения?

И в большинстве религий и философских учений вы встретите такое понятие, как «сострадание». Оно может быть выражено иными словами или подано, что называется, «под разным соусом», но суть большинства адекватных (не берём в расчёт какие-нибудь шаманские учения и своеобразные обряды) в том, чтобы взращивать в себе сострадание к окружающим и стремиться к гармонии с окружающим миром. Этому, на самом деле, учат и все мировые религии. За исключением, разумеется, случаев, когда религия поставлена на службу чьим-то политическим или финансовым интересам. А случаи, когда под маской духовности предприимчивые кукловоды проворачивали свои дела, к сожалению, не редкость.

Духовность человека

Итак, что же такое «духовность»? Если брать в отдельности каждую конкретную религию (а именно к сфере религии сейчас принято относить такое понятие, как «духовность»), то мы можем обнаружить, что порой внешние формы поведения и нравственности, которые нам предлагают те или иные религии и учения, могут и вовсе противоречить друг другу. Однако за внешним нужно уметь видеть суть. Важно понимать, что этот мир многогранен и понятие добра и зла условно. Правила и заповеди придуманы для того, чтобы человек встал на путь и обрёл какую-то первоначальную основу поведения.

Однако слепо действовать так, как написано в какой-то книжке, это, как показывает исторический опыт, путь в никуда. По мере продвижения на духовном пути человек начинает понимать, что всё, по сути, может быть инструментом и нет абсолютно праведных и абсолютно неправедных дел. На начальном этапе, разумеется, следует придерживаться базовых принципов нравственности той религии или учения, которым человек следует, или же просто общепринятым социальным нормам, если человек избрал для себя путь духовного развития вне какой-либо религии или философии. Но это необходимо только на начальном этапе. Когда же человек уже обрёл контроль над своим умом и может действовать исходя из здравого смысла — на этом этапе следует всё подвергать более глубинному анализу и не следовать слепо каким-то стереотипам или догмам. Сострадание ко всем живым существам должно стать путеводной звездой духовному человеку.

Это как в математике — если освоил четыре математических действия: сложение, вычитание, умножение и деление, то любые сложные примеры, уравнения, тождества и так далее решить не составит труда. Подобно тому как школьник усердно трудится над освоением четырёх базовых действий математики, так и духовный человек должен в первую очередь взрастить в себе сострадание ко всем живым существам. Если постигнуто это, то всё остальное из этого следует.

Что значит духовность

Внешность обманчива — часто мы сталкиваемся с подтверждениями этого утверждения. В духовном развитии этот принцип актуален как нигде. Порой тот, кто выглядит как духовный человек, или та система, которая позиционирует себя как система духовного развития, несёт в себе совершенно иные цели. И духовность — это в первую очередь состояние нашей души, а не какие-то внешние атрибуты. Можно 24/7 крутить чётки, читать молитвы и поедать пирожки на Пасху, но при этом осуждать окружающих, хамить близким и, вообще, ненавидеть всех инакомыслящих. Порой часто можно видеть такие комичные ситуации, когда в период какого-либо религиозного праздника люди закупаются едой в супермаркете. И среди покупок алкоголь составляет не менее 30–50 % от общего числа купленных продуктов. А если такому человек намекнуть, что не слишком уж здоровую трапезу он себе готовит, то ответ будет в стиле: «Ну праздник же!».

Все внешние атрибуты присутствуют: и красивый стол будет накрыт, и даже тосты будут произнесены, только всё это превратится в банальную попойку и набивание желудка. И есть другой пример: когда человек в великий праздник не напечёт пирогов и с пафосным видом не будет стоять в церкви, и вообще даже не вспомнит о том, что сегодня праздник, а просто сделает доброе дело. И даже не в честь праздника (как бывает часто принято у псевдорелигиозных людей), и не ради каких-то духовных «плюшек» вроде райской жизни после смерти, и не потому, что так написано где-то, в какой-то умной книжке, которой всем предписано следовать, а просто потому, что он не может иначе, просто потому, что это глубинное желание, стремление его души — совершать благие дела.

Ведь стремление к совершению благих дел — это и есть наша истинная природа. И раскрыть в себе это качество, сняв пелену ложных и навязанных эгоистичных установок, — в этом и есть истинная духовность. Стремление к своему истинному «Я» — это наше глубинное желание. Подобно тому как путник в тёмном лесу лишь на миг увидел блеск окон дома, который сможет его приютить холодной осенней ночью, так и каждый из нас лишь изредка в перерыве между мирской суетой может увидеть свет своей души, услышать голос своего истинного «Я». Но, как путник, вдохновлённый мимолётным блеском окон приветливого дома, будет неустанно прорываться сквозь тёмный лес, так и каждый из нас рано или поздно осознает, что стремление раскрыть в себе свет своей души, своего истинного «Я» — это лучшее, чего можно достичь в этой жизни. И поверьте, путник, прорывающийся сквозь тернистые заросли тёмного леса однажды выйдет к опушке и постучит в дверь дома — навстречу своему истинному «Я».

Читайте также:  Как понравиться мужчине на первом свидании, как вести себя

Духовность — это: определение для детей

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не только нас, но и наших детей. Телевизор, интернет, сверстники — все они, как ни прискорбно это признать, оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо? У излишне религиозных людей в этом вопросе порой бывают разного рода крайности, когда они начинают запугивать ребёнка, как это любят делать профессиональные религиозные кукловоды, но это большая ошибка. Если бы страхом можно было наставить человека на путь истинный, то в мире бы не было ни тюрем, ни преступности. Однако мы можем видеть, что преступность существует даже в странах, где имеет место смертная казнь. То есть даже страх смерти не останавливает людей. Поэтому воспитание ребёнка через страх — большая ошибка.

Как же объяснить ребёнку простыми словами, что означает слово «духовность»? Попробуйте объяснить ему простую концепцию духовности: «Делай другим то, что хотел бы получить сам». Эта концепция очень проста для понимания, ведь если ребёнок испытывает дискомфорт, когда с ним поступают плохо, то он сможет понять, что такой же дискомфорт будет испытывать и тот, к кому он будет проявлять подобное поведение. Объясните ребёнку, что всё в этом мире возвращается, и если он не хочет испытывать страданий, то ему не следует создавать причины для этих страданий, то есть не создавать страданий для других. Это и есть золотое правило духовности. И всё остальное — из него следует.

Цитаты о духовности

Чтобы понять, что же такое духовность, можно обратиться к различным философам и мыслителям, которые кратко, но точно высказывались об этом явлении:

  • Душа человека развивается до самой смерти.
  • Если душа родилась крылатой — что ей хоромы и что ей хаты!
  • Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.
  • Малодушие возбуждает в нас одно только презрение.
  • Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.
  • Духовность противоположна религии, поскольку она присуща каждому человеку, в то время как религия является лишь готовой мыслью, предназначенной для тех, кто не в состоянии найти собственный путь развития.
  • В этом тёмном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится.

Напоследок можно процитировать слова апостола Павла, который очень кратко, но понятно изложил суть духовного пути: «Всё мне позволительно. Но не всё полезно». Из этого изречения можно видеть, что человек свободен в своих действиях и для него нет никаких границ. А все правила исходят не от каких-то религиозных догм, а от здравого смысла. И разумное существо способно само ограничивать свои действия, исходя из концепции пользы для себя и окружающих.

Проблема духовности. Что значит быть духовным человеком? (ЕГЭ по русскому)

Принято считать, что духовный человек – это человек образованный, интересующийся искусством, человек из «высшего общества». Симон Соловейчик в данном тексте рассуждает над этим утверждением, отвечает на вопросы, как жить духовной жизнью и что есть эта духовная жизнь.

Для автора вышесказанное является неточным определением духовности. «Духовность не то, что культура поведения или образованность», – пишет автор. Конечно же, разница между духовным человеком и не духовным отчётливо видна.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Духовность должна зарождаться в душе, поддерживать собственный дух человека. Беседуя с читателями, автор рассказывает о том, что есть и люди совершенно бездуховные, когда человек не сталкивался в жизни с высшими духовными стремлениями. «Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот». По-настоящему духовный человек не интересуется искусством ради развлечения. К искусству его влечёт желание найти собеседника, душевно просветиться.

Позиция автора по данному вопросу такова, что «духовная жизнь человека – это его собственное бесконечное стремление к добру, неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте».

Трудно не согласиться с мнением автора. Духовность или бездуховность определяется тем, ради чего человек совершает то или иное действие.

Проблема духовности является одной из самых масштабных проблем в литературе. К ней обращаются многие авторы, в том числе и Антон Павлович Чехов в рассказе «Ионыч», в котором отчётливо показывает, какими недуховными могут быть люди. Автор описывает жизнь семьи Туркиных, являющейся самой образованной, культурной и талантливой, по мнению других жителей, в городе. Вера Иосифовна писала романы, в которых никогда не было того, что есть в реальной жизни. Глава семейства, Иван Петрович, развлекал гостей однообразными анекдотами, услышанными ещё в молодости. Дочь Туркиных, Котик, считала себя великой пианисткой, но играла так, словно камни сыплются с горы. И именно земский врач Старцев, поначалу восхищавшийся Туркиными, увидел настоящую некультурность, бесчувственность и необразованность семьи.

Наравне с недуховными людьми, в русской литературе существует множество духовных героев. Так, в романе Льва Толстого «Война и мир» ярким примером духовного человека является Наташа Ростова. Ей свойственны такие качества, как открытость, самоотверженность, Наташа переживает за каждую живую душу рядом. Девушка помогает своей матери духовно раскрыться, когда упрекает графиню в том, что она отказывается брать раненных солдат, вместо которых она собиралась вывозить все материальные ценности, с собой. На протяжении всего романа духовность Наташи заставляет любого читателя её любить, ценить и уважать.

Таким образом, точно дать определение духовной жизни трудно. Но точно ясно, что духовность – важнейший критерий оценивания культуры человека.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id17073

Духовность

Духовность – это уникальный личностный опыт, который обретается сквозь познание самого себя; выход за приделы собственных узких интересов, зрелость ценностей личности. Она рассматривается, как явление внутреннего опыта субъекта, выход за рамки индивидуальности, нечто связанное с божественным, сверх личностным или силами космоса. Это понятие причисляет индивида к Святому Духу, отображает его приближённость к Богу, выход личности за грани бытия души. С другой стороны рассматривает как душевность, интеллектуальность, добродетельность и нравственность личности.

Что такое духовность

В современном религиоведении духовность рассматривается как наиболее общая черта, характеризующаяся опытом, который возникает внутри человеческих переживаний, влияние на которые имеет культура. Соответственно источником данного понятия является внутренний опыт индивида. «Spiritus» – в дословном переводе значение этого слова «дух», считается, что определение духовности человека, есть производное от данного слова. Для сегодняшнего мира это словоупотребление применяется для объяснения высшей части человеческого яства, духовной сущности субъекта, описание его внутренней жизни. Отрицание зависимости человеческого существования от материального и телесного облика жизни человека.

Определение духовности человека имеет многочисленные трактования в связи с существованием различных парадигм в жизни общества. Сквозь все различные изъяснения духовности прослеживается некая закономерность в причислении ее к религиозной жизни индивида. Но, духовность как индивидуальный личностный опыт, не всегда отождествляется с религией и не всегда ею определяется. В большинстве изъяснений данное понятие интерпретируется в направлениях гуманитарной психологии. При этом объединяется с неким мистическим деянием, эзотерическими традициями или философскими учениями. В рамках этого духовность направлена на развитие целостной личности как системы, включающей альтруизм, богатый внутренний опыт, бескорыстность, сострадание, развитый внутренний мир.

Как психологическую категорию духовность начали рассматривать с конца девятнадцатого столетия, определяя ее в рамки понимающей психологии. Эдуард Шпрангер, Вильгельм Дильтей как представители этого направления, акцентировали внимание на изучении взаимосвязи духовных видов деятельности личности (культура, этика и искусство) и психики личности. При этом отрицали взаимосвязь психики субъекта с естественными науками. Карл Юнг в дальнейшем рассматривал духовность в рамках аналитической психологии. В рамках этих исследований понятие рассматривалась и анализировалась сквозь призму коллективного бессознательного и архетипов. Юнг стал основополагателем анализа психологии религии и алхимии.

В парадигме гуманистической экзистенциальной и трансперсональной психологии, духовность отождествлялась с высшим бессознательным, которое является источником творческого вдохновения (Роберто Ассаджоли). Маслоу Абрахам в своих многочисленных исследованиях, определил взаимосвязь духовности с пиковыми переживаниями. Возникновение которых происходит в период самоактуализации личности.

Духовность в зависимости от возникновения трансперсональных переживаний и духовных кризисов рассматривалась в исследованиях Станислав Грофа. В рамках трансперсональных учений данное понятие трактовалось, как некое исцеление с использованием шаманизма и иных традиционных культур. Так же Виктор Франкл рассматривает это явление как нечто высшее над антропологическими измерениями субъекта. В аспекте христианской психологии ученые духовность трактуют тождественно с высшими божественными или демоническими силами природы, проявляющиеся в поступках индивида, а проявление ее в других направлениях отрицается.

Духовность человека, как нечто глубоко субъективное, внутренне не способна быть исследована при помощи научных исследовательских методик. Отождествляя себя с мыслями, чувствами, памятью, человек открывает истинную природу своего сознания, определяет свое истинное «я», чем и обретает ее.

Проблема духовности

Духовность – это феномен, отличающий человеческую жизнь от природного существования, привносит в нее социальный характер. Насколько человек пользуется духовностью, зависит его существование, его будущее и истинное. Так как осознание индивидом окружающего, формирование более изящного представления и глубокого отношения к миру, является понятием духовности человека. Сегодня духовность помогает человеку познавать себя, свой смысл жизни и предназначение в ней.

Духовность помогает человечеству на пути к выживанию, развивающее стабильное общество и целостную личность. Она отыгрывает важнейшую роль в процессе формирования социального общества. Способность человека отличать враждебное и чуждое в его существовании, позволяет защитить среду его обитания, его самого от ошибочных поступков и действий, которые имеют разрушающие последствия. Говоря о проблеме, следует коснуться возникновения духовно нравственных проблем общества. Как известно текущий этап жизни общества переживает кризис духовности.

Духовность и нравственность приобретают новые значения и реализацию. Так, процветание жестокости, преступности, беспорядка, спекуляции, теневой экономики, наркомании, бесчеловечности – последствия падения духовности человека, соответственно обесценивания человеческой жизни. Хотя падение уровня нравственности населения не вдет к прямой его гибели, но ведёт за собой к разрушению многих институтов общества: экономического, духовного и политического.

Наиболее щепетильной проблемой есть то, что это разрушение общества, происходит незаметно для человека. Новый этап формирования культуры человечества способствует развитию раскрепощённых, свободных, незакомплексованных, открытых к новаторству личностей, но наряду с этим равнодушных, агрессивных и безразличных. Большинство людей направляют свои действия на заполнение жизни материальными, потребительскими ценностями, отвергая духовный компонент существования человека.

Обнаруживается противоречие в формировании нынешнего сообщества: научно-технический прогресс и духовное развитие идут абсолютно по разным стезям, при этом многочисленное количество индивидов теряет нравственную опору в жизни, тем самым усложняя духовную жизнь целого общества. На таком фоне в период с двадцатого столетия началось полнейшее обесценивание жизни человека. История показывает, что каждое столетие, идя на перемену «старому бесчеловечному», приносила все больше и больше жертв среди людей. Несмотря на развитие социальных и политических условий жизни, развитую культуру, литературу – осуществлялись жестокие злодеяния относительно личности человека. Отсутствие нравственности при этом рассматривались, как нечто способствующие таким поступкам, предполагаемые парадигмой данного общества.

Читайте также:  Как развить силу воли в себе и жизненный стержень?

Какое бы не было развитое социально-экономическое общество, технологии и ресурсы, с их помощью решить проблему жизни невозможно. Только изменение мышления человека, изменения внутреннего мировоззрения, осознание целостности и духовности общества поможет направить его на истинный путь существования и развития. Создание идеального мира духовности человека, создание мира ценностей и понятий поможет поднять душу человека высоко над материальным благом. Дабы обновить общество, действовать нужно изнутри: обновить духовность и нравственность субъектов, подготовить сознание человека к грядущим переменам, к осознанию важности целостности общества и обновлению системы ценностей.

Развитие духовности личности

Не существует общего мнения о понятии развития духовного мира человека. Каждый индивид формирует свой духовный мир по-разному, используя различные учения и методы познания себя и своего внутреннего мира. Зачастую эти пути достижения переплетаются с религией, но иногда обходят ее. В основном под развитием духовности понимается преобразование «духа» человека, внутреннего состояния, личностный рост индивида. «Дух», как абстрактное понятие, имеет собственное воплощение в причинно-следственных связях, помогающих понять смысл жизни человека. Если индивид настроен на познание истины, развитие своей духовной жизни, самосовершенствования, он непременно к этому придет, пусть этот путь будет медленным и постепенным или лёгким и без препятствий, или же мгновенным. Духовное развитие человека, по каким бы учением не происходило, состоит из нескольких составляющих: самопознания, самосовершенствования и саморазвития.

Следует отметить, что все учения о духовном развитии индивида исходят из внутреннего мира его самого. Духовное всегда являлось человеческим желанием изменить мир вокруг себя посредством изменения своей личности. Духовная эволюция человека позволяет ему подниматься на более высокий этап понимания и сознания свой души. Для формирования полноценно духовно развитого человека, в первую очередь нужно следить за развитием энергетического и физического состояния субъекта. Это способствует гармоническому существованию с окружающим миром и людьми в нем. Духовность – это рост, некий прогресс человеческой личности по направлению к целостности и самореализации.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Проблема духовности человека

Духовная жизнь человека как особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира. Реальность человеческого бытия. Любовь как раскрытие индивидуальной личности чужой души. Духовно-нравственная ценность любви. Проблемы выбора мировоззрения.

РубрикаФилософия
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления30.09.2012
Размер файла17,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема духовности человека

Духовная жизнь человека не просто особая сфера мира явлений, область субъективного внешнего мира, это особый мир, своеобразная реальность человеческого бытия.

Человек укоренен в мир, а тайны мира заключены, прежде всего, в самом человеке; мир очеловечен, и его невозможно постигнуть вне человека.

В реальности усматривается несколько слоев – «Эмпирическая», «материальная» реальность и более глубокий слой – «идеальный».

Рассматривая «эмпирическую», «материальную» реальность, можно сказать, что это есть общий всем нам мир, существующий вне нас, частью которого мы являемся.

«Идеальная» сфера образует форму предмета и выражается в его структуре. «Идеальная» сфера входит в состав объективной действительности «мира». «Идея» есть некий продукт или явление самой нашей мысли, она оказывается надындивидуальным феноменом и является ведущим элементом формирования индивидуального сознания.

Но еще имеется внутренний мир человека, который не однороден. Сюда можно отнести переживания или чувства, то есть они носят душевный характер, но есть также духовные, переживания которые выражают природу человеческого существа. Рассматривая духовный мир человека, нужно подчеркнуть ступени развития духовности личности: во-первых, развитое морально-нравственное состояние человека; во-вторых, его высокая культура в самом широком смысле; в-третьих, образованность, эрудиция, знание наук. Духовность человека как система может включать как обыденное, так и научное сознание. Духовное содержание человека есть мир переживаний, имеющий глубоко интимный характер, он достигается только индивидом через раскрытие его внутреннего содержания «Я». Известным образом эффективно на духовность человека влияет любовь. Любовь есть раскрытие индивидуальной личности чужой души, ее неисчерпаемой бытийственной глубины. Только любовь в состоянии увидеть человека во всей неповторимости, как абсолютную индивидуальность, которой он является. Любящий, отдаваясь самозабвенно и самоотверженно, обогащает другого духовно, вдохновляя на творческое самораскрытие. «Я «расцветаю», «углубляюсь», впервые начинаю вообще подлинно «быть» в смысле опытного осознанного внутреннего бытия. В этом и заключается таинство любви».

В чем духовно-нравственная ценность любви? Любовь, во-первых, как проявление духовно-нравственной деятельности человека способствует самореализации личности, во-вторых, как принцип человеческих отношений она помогает самоутверждению, и, в-третьих, как одна из высших этических ценностей любовь наполняет смыслом жизнь каждого человека, способствует его вечному самосовершенствованию.

Есть еще одно, идущее от древности, массовое сознание, – это религия. Бесспорно, религия оказывает очень значительное влияние на духовность верующего человека. Именно на нравственное поведение человека оказывает сильное воздействие. Религия во многом определяет взгляд верующего человека на мир в целом, на людей, на природу, на загробный мир и т.д. Для верующего человека религия почти вся его духовность, ибо религия дает объяснение всего мироздания. Идея «бога» признается наивысшим родом реальности. Мир основывается на некоей абсолютной ценности, которая придает глубоко верующему человеку смысл, значение. Для него это есть царство Истины, Красоты, Добра, Святости, Справедливости, в жизни реализуемое в борьбе со злом, с разрушительными силами и направленное на раскрытие подлинной родовой сущности человека, на преодоление многообразных форм отчуждения. Многие исторические формы религии проповедуют гуманизм, справедливость, человеколюбие, отвергают насилие. В связи с этим у верующих под влиянием религии формируется спокойное, терпеливое, гуманное поведение. Именно религия дает человеку беспрецедентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться, в трансцендентном, в абсолютном. Говоря о влиянии религии на духовность человека, нельзя его преувеличивать или абсолютизировать. В жизни встречаются люди не верующие, но духовно и нравственно богатые, характеризующиеся такими чертами, как отзывчивость, сострадание, взаимная помощь и т.д.

Под духовностью надо понимать всю сумму человеческих духовных качеств. Качества духовности, или элементы духовности, у людей присутствуют в достатке и даже в избытке, а другие, например нравственность, отсутствуют или выражены слабо, а иногда превратны. Редко бывает, чтобы у человека все элементы духовности, все духовные качества были развиты равным образом. Но у гениальной личности по уму и действию все духовные качества выражены ярко, оригинально и богато. Но таких личностей в истории не много. И тем не менее, в мире много людей, умных, гуманных, высоконравственных, то есть духовно развитых или с высокой духовностью. Любое цивилизованное общество всегда стремится, чтобы его члены были высоконравственными людьми.

Но развитие духовности зависит от многих обстоятельств. Одним из факторов развития духовности является материально-экономическая сторона. Материальные потребности, которые включают биологические потребности – в пище, одежде, жилье и т.д. – оказывают сильное воздействие на духовность человека. Затруднительное материальное положение не дает человеку получить образование, приобщиться к культурным ценностям, купит книги, ходить в театр, то есть иметь те блага, которые делают человека свободным от стереотипов неполноценности, то есть наносит ущерб духовному развитию. Нищета меняет социальную психику, сознание и образ жизни. Жизнь в нищете – это жизнь в условиях постоянного кризиса. Быть бедным – это значит жить в плохом и разоренном жилище, не участвовать в жизни общества, быть бесполезным для общества. Бедность подталкивает мужчин и женщин к безответственному поведению, стимулирует беззаконие и оправдывает нарушение законности, приводит к апатии, обостряет эгоизм и жестокость и т.д. Обнищание неуклонно ведет человека к духовному и нравственному падению. Вместе с тем, нельзя преувеличивать роль экономического фактора в развитии духовности конкретного человека. Многие, живя в тяжелых экономических условиях, боролись и борются за гуманизм, за справедливость, за высокие человеческие идеалы, могут жертвовать собой во имя идей, целей, интересов. Таким образом, на развитие духовности личности влияет множество факторов, каждый фактор, будь это экономический, социальный и т.д., несет особую нагрузку в процессе развития духовности человека.

Духовный мир – реально существующий особый мир, представляющий собой ансамбль интеллектуальных сил и потенций человека, это напряженная работа мысли и соответствующая внутренняя культура. Духовные искания начинаются тогда, когда человек осознает, что общество старается полностью подчинить его своей регламентации, но ощущает внутри себя возможность для иной жизни. Всякий человек проделывает эту работу через огромные усилия. И не так важен результат, как само это огромное усилие, порыв духовного очищения и освобождения. Ведь личность существует настолько, насколько она сумела сберечь волю к нравственному самосостоянию. Результатом совершенствования становится образование сознания индивида, его личностной сферы, духовной культуры, что приводит индивида к чувству свободы, переживаемому как особое духовное психологическое состояние. Индивид становится частью всеобщего бытия, где выступает необходимым и достаточным компонентом сущего, нормальным элементом всеобщего бытия. Мир личности раскрывается в процессе ее самореализации, то есть в непосредственном становлении и раскрытии личностью своих сущностных потенций. Сама духовность – это явление идеальное. И как всякое идеальное, имеет свои внутренние законы развития и функционирования. Качества духовности конкретного человека зависят во многом от взаимодействия систем идеального, от состояния сознания общества и от духовной среды, в которой он воспитывается. Проблема духовной жизни общества является «вечной» в философии, и возвращение к нравственным реалиям никого не оставляет равнодушным в наше время. Нравственные задачи нацелены на сохранение высших из ценностей – человеческой жизни в естественной среде его обитания – природе. Обострение внимания к духовному миру человека связано со следующими факторами:

– изменениями в различных сферах жизни и возрастанием роли личности в этих процессах;

– множественность решений проблемы выбора мировоззрения, нравственных принципов;

– субъективным осознанием человеческого достоинства, внутренней содержательности личности.

На современном этапе наше общество переживает духовный кризис. Свидетельством тому являются падение нравственности, расцвет преступности, жестокости, бесчеловечности, наркомания, беспорядок, нарушение дисциплины, спекуляции, хищения, теневая экономика и т.п. В известном смысле кризис общества начинается с кризиса нравственности, кризиса культуры. Происходящий в стране интенсивный процесс раскультивирования народа ведет к его вырождению и гибели. Однако критическое состояние культуры не вызывает массового беспокойства, хотя корни многих наших экономических, социальных и политических проблем кроются в упадке морали и культуры. Мы не сможем решить стоящие перед страной социально-экономические проблемы без обновления духовной сферы. Осуществляемые в государстве преобразования экономических и политических отношений не должны обойти вниманием стремление к переменам в сфере сознания. У народа должно произойти изменения мышления, должно измениться мировоззрение, у каждого человека должны произойти внутренние преобразования. Условия повышения эффективности экономики не только переход к рынку, не только состояние бюджетных ассигнований, фондов, ресурсов, технического обеспечения, но и состояние сознания общества. Как бы ни были важны перемены в сфере экономических отношений и в технологиях, мы не сможем лишь с их помощью решить стоящие перед государством социально-экономические проблемы, если не произойдут перемены в сфере духовной культуры людей. На новом этапе развития наше государство предполагает значительный рост культуры людей, открытых новаторству, раскрепощенных, незакомплексованных, освободившихся, с одной стороны, от страха и рабской психологии, с другой – от равнодушия и безразличия.

Читайте также:  Агорафобия – лечение, симптомы, причины и проявления

Таким образом, чтобы общество обновилось и стало другим, люди сами должны духовно, нравственно обновиться, стать другими. Без изменения самих людей, без достижения ими высоких личных качеств кардинальное обновление общества не состоится. Сознание людей должно быть подготовлено к восприятию происходящих перемен и освоению качественно новой системы ценностей, которая должна привести к прогрессивной духовности.

духовный человек любовь мировоззрение

1. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991.

2. Франк С.Н. Духовные основы общества. – М., 1992.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

4. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека. //Вестник Московского университета. – 1996. – №1.

5. Дубко Е.Л. Мораль как предрассудок. //Вестник Московского университета. – 2001. – №1.

Ма?алада к?не Шы?ыс елдеріндегі адам ?міріні? м?н-ма?насын іздеудегі талпыныстар мен ойлар талдан?ан. Реформа барысында «Таби?атпен ?ндесті ?мір с?ру ?ажеттігі» (У-Вэй ?а?идасы), «Тіршілікке з?бірлік жасамау» (Ахимса ?а?идасы), мейірімділік, кем-тарлар?а ?ол ?шін беру т.с.с. ??ндылы?тарды ?абылдау ?ажеттігі к?рсетілген.

In the article searches of meaning of life orientations of east thinkers are analyzed. Such values of East idea as « To live in harmony with the Nature » (Wu-Way), « Nonoffencive to lives » (Ahimsa), etc. should be apprehended by the Kazakhstan society during realization of the modernization.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие мировоззрения, его структура и элементы, роль и значение в формировании личности человека и его взглядов на жизнь. Сущность и признаки картины мира. Модели бытия в рамках философского видения мира, их отличия от естественнонаучной картины мира.

реферат [22,2 K], добавлен 25.01.2011

Религиозное и секулярное направления духовности как сущностной характеристики человеческого бытия. Нравственные ценности Священного Писания и проявления бездуховности: отсутствие смысла личного бытия, веры в людей и Бога. Роль мировоззрения в жизни особы.

реферат [31,0 K], добавлен 29.03.2011

Проблема человека – основная, если не централизованная, во всей мировой философской мысли. Три части в составе человеческого бытия. Три части человеческого бытия: дух, душа и тело. Душевная жизнь – сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 19.01.2009

Понятие “картина мира”. Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия. Материальное и идеальное.

реферат [72,6 K], добавлен 02.05.2007

Духовный мир отдельной личности как индивидуальная форма проявления и функционирования духовной жизни общества. Сущность духовного мира человека. Процесс становления духовного мира личности. Духовность как нравственная ориентация воли и разума человека.

реферат [24,1 K], добавлен 26.07.2010

Сущность и содержание антропосоциогенеза, теории происхождения человека на Земле и их научное обоснование. Человек как природное, социальное и экзистенциальное существо. Определение смысла человеческого бытия, проблема поисков им счастья и любви.

контрольная работа [28,4 K], добавлен 28.05.2010

Категорически-императивный смысл жизни по И. Канту. Познание абсолютного духа Г. Гегеля как смысл человеческой жизни. Л.А. Фейербах о любви как вечном смысле человеческого бытия. “Пограничные ситуации” Карла Ясперса как ключ к раскрытию экзистенции.

реферат [67,8 K], добавлен 18.01.2014

Сущность и формы духовной культуры человека, закономерности и факторы формирования его мировоззрения. Моральные нормы и принципы, принятые в том или ином обществе. Научная картина мира. Типы мировых религий. Уровни и функции образования, искусства.

презентация [774,8 K], добавлен 17.04.2013

Сознание — форма отражения действительности, духовная сторона бытия, состояние психической жизни человека; субъективная переживаемость событий внешнего мира и жизни самого индивида. Свойства и структура сознания; содержание основных философских теорий.

реферат [38,8 K], добавлен 19.02.2011

Возникновение сознания. Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия. Структура общественного сознания: уровни, формы и функции.

реферат [23,9 K], добавлен 10.12.2010

Духовность — что это такое

В современном мире такое простое понятие, как духовность человека, обязательно пытаются связать с религиозными убеждениями. Человек, у которого внутренняя сила духа проявляется в его поступках и образе жизни, необязательно следует какой-либо вере. Сейчас, когда всё вокруг продаётся и покупается, быть духовно богатым не в моде. То, что можно иметь иное богатство, кроме материальных благ, вообще не укладывается в головах нынешней молодёжи.

Что такое духовность в философии

В философии термин духовность это определение внутреннего осознания человека, его самоопределение в обществе, в котором он живёт, стремление достичь в своём внутреннем развитии определённого идеального состояния.

Внимание! О сущности духовности спорили философы всех времен и не пришли к общему мнению.

Ещё Платон, философ древней Греции, ученик Сократа, определил духовность как свойство специфического характера, присущее человеку, и отделил её от телесной сущности. Он считал, что это слово происходит от слова «дух», что на латыни значит Spirit. Дух – это нематериальное начало. К тому же дух может означать и наивысшую степень умения личности самоопределяться.

Как она выражается у человека

Рассматривая вопрос «Духовность – что это в философии?», нельзя не вспомнить о её определении в психологии. Ведь «психо» (ψυχή) – это душа, а она тоже не относится к телесной сущности человека разумного.

Интересно. Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовались в обществе отечественных психологов повышением внимания к духовности. Её попытались объяснить как результат работы механизмов человеческой психики.

Это означало, что, если духовность – сочетание психологических процессов в результате взросления человека с его личностными качествами, то они образуют определённую систему, и её можно изучать.

Духовное развитие человека

Качества, присущие духовно развивающейся личности:

  • занятие творчеством в любых его проявлениях;
  • желание служить людям и делиться с ними опытом;
  • нравственность как жизненное кредо;
  • любовь к себе и всему окружающему;
  • доброта и участие к людям и животным.

Выделяют два направления, в которых можно рассматривать духовность у человека: социальное и религиозное. Обществознание, как предмет педагогики, так определяет, что такое духовность, – это воля и разум личности, сориентированные на нравственные общественные ценности, её стремление к идеалам и высоким помыслам.

Важно! Духовность – это не вера в Бога и измерение степени религиозности, а состояние души, при котором она находится в непрерывном развитии и самосовершенствовании.

Духовный мир человека

Связь духовности и религии

С той поры, когда в России церковь отделили от государства, уже стало понятно, что духовность – это не слепое поклонение Богу, а принятие Бога как высшей формы любви.

Любая религия (католическая, христианская, мусульманская и иная) направлена на то, чтобы привлечь как можно большее количество людей под своё начало. Под знамёнами христианства совершались крестовые походы, под лозунгом «Нет бога, кроме Аллаха» террористы взрывали здания вместе с сотнями людей.

Рассуждения о том, что такое духовность в религии, сводятся к тому, что это связь человека с Богом: re-ligio (восстановление связи), а святой дух – духовное начало человеческой сути. Однако религия имеет две стороны:

  • внешнюю – атрибутика и ритуалы;
  • внутреннюю – собственное переживание Бога в душе.

Кстати! Внешняя сторона религии всегда носит общественный характер. Внутренняя – сугубо личностное переживание в поисках Бога в себе и окружающем мире.

У духовности, определение которой для религиозного человека есть путь к Богу через искупление грехов, мало позитивных сторон. Религия учит, что «духовное начало» – явление светлое и положительное, включает в себя всё хорошее, что есть в верующем. Оказывается так, что все, кто живет не по законам определённой религии, неверные. Речь идёт не только об исламе.

Внимание! Религиозный человек и духовный человек – оба идут к Богу, только разными путями. Первый – через культуру, прививаемую извне, а второй – через собственные мысли, чувства и критерии, установленные самостоятельно.

Что такое духовный путь

Каково краткое описание того, что называют духовным путём? Это бесконечный (в течение всей жизни) процесс восхождения к своему Божественному началу путём искоренения своих недостатков, порочных привычек и культивирования добродетелей. Этот путь непреодолим в одиночку и требует сторонней поддержки. Так описывают его все религии и эзотерические школы. Это пишут в своих сочинениях ученики воскресных школ на уроках закона божьего.

Двигаться по такому пути с духовным наставником, несомненно, легче, но разве может посторонний человек изменить сознание другой личности до степени просветлённости? Для духовности человека это не только бесполезно, но и вредно.

Установлено! Собирая в секты массы людей, так называемые «гуру» не только промывают им мозги, но и выдёргивают из жизни: семьи, школы, общества. Навязывая им свои цели, управляют умами и используют паству по личному усмотрению.

Духовный путь личности – личностное развитие, а именно изменение окружающего мира при помощи изменения себя самого. Не важно, как назвать ту высшую силу или состояние, к чему можно стремиться: Богом, Явлением Абсолюта, Высшим Вселенским Разумом, важно одно: духовное самосовершенствование – это то, что необходимо каждому человеку.

Как стать сильнее духом

У человека духовного, по определению, развита сила духа. Что такое духовная сила – это сила воли, подкреплённая внутренней концентрацией – стержнем (внутренняя опора).

Как развивать духовную силу

Для укрепления и дальнейшего развития силы духа необходимо постоянно работать над следующими моментами:

  • преодолевать все душевные страхи: не перестать бояться, а научиться контролировать рациональные страхи и полностью избавиться от иррациональных боязней;
  • развивать чувство уверенности: отмечать успехи (даже маленькие), подходить к трудностям как к задачам, которые можно и нужно решать, используя весь опыт и собрав необходимую для этого информацию;
  • постоянно помнить, что проблемы даны для того, чтобы оттачивать мастерство, изучать новое, совершать ошибки и учиться на них;
  • трудиться умственно и физически – это развивает ум, тренирует выносливость и терпение, вырабатывает умение концентрировать внимание;
  • учиться принимать решения, а после принятия отбрасывать все сомнения: «Боишься – не делай! Делаешь – не бойся!»;
  • выявлять собственные недостатки и превращать их в достоинства, при этом помнить, что совесть – лучший контроллёр;
  • стремиться к гармонии с собой, окружающими и миром.

Нужно убрать из своего сознания гнев, осуждение, недовольство и попытки исправить других людей.

Духовность – это долгий путь, который может привести к пониманию смысла жизни и её сути, кропотливая работа над собой, ведущая к радости, умиротворению и желанию приносить пользу людям, при этом, делясь с ними всем тем нужным и хорошим, что удалось собрать за прожитые годы.

Видео

Оцените статью
Добавить комментарий