Корыстолюбие – что это за грех, значение слова, примеры

Корыстолюбие – что это за грех, значение слова, примеры

Грех сребролюбия и борьба с ним

В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?

Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.

Богатство и сребролюбие

Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).

Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.

Демон победил благодать.

О других грехах в православии:

Виды сребролюбия

Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.

Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.

Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.

Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.

Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.

Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.

Причина появления греха сребролюбия

Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:

  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • недоверие Творцу;
  • желание стать признанным и уважаемым.

Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.

Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.

Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.

Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.

Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.

О духовной жизни:

Грех сребролюбия равно недоверию Богу

Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.

Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:

  • исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
  • испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
  • растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.

Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.

Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.

Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.

Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.

Как выявить в себе сребролюбство

Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.

Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.

Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:

  • отказа от прелестей жизни;
  • экономии на еде и путешествиях;
  • вечного страха потерять прибыль;
  • переживаний от падения курса валют.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.

Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.

Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.

Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.

Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.

Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.

Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:

  • врачи, назначающие ненужные операции;
  • учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
  • педагоги, готовящие малоопытных специалистов.

Мамона пожинает урожай.

Как избавиться от греха сребролюбия

Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.

История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.

Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.

В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)

Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.

Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.

Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.

Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.

Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?

У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.

Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).

Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.

Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.

Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.

Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости.

Читайте также:  Почему не везет в любви - причины ошибок в отношениях

Грех корыстолюбия

Давайте прочитаем его вместе:

1 Коринфянам 6:9-10 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники–Царства Божия не наследуют.

Вначале я как то расслабился, но что-то не давало мне покоя, и я решил еще раз посмотреть, но только уже другие переводы этого места Писания. Вот что я прочитал в Новом русском переводе:

9 Разве вы не знаете, что неправедные не наследуют Царства Божьего? Смотрите, чтобы вам не обмануться. Никакие развратники, никакие идолопоклонники, нарушители супружеской верности, продажные гомосексуалисты или мужеложцы,

10 воры, корыстолюбцы или пьяницы, клеветники или мошенники Царства Божьего не наследуют. 1-е Кор 6 – Новый Завет, новый русский перевод, IBS 2010

Знаете, я как-то быстро прошелся по другим порочным названиям, но мой взгляд задержался на грехе корыстолюбия или лихоимства. Что такое корыстолюбие? Почему этот грех идет в одной линейке с грехами разврата и аморальности?

Скажите, какие ощущения вызывает в вас грех продажного гомосексуализма? А какие чувства возникают, если рядом с вами находится вор или мошенник? Или что вас отвращает в пьянице или ужасном идолопоклоннике?

А когда мы говорим о корыстолюбии, какие образы приходят вам на ум? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что такое любовь к корысти? Посмотрите, как Писание говорит о корыстолюбии в других местах:

Исаия 57:17 За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лице и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.

Иезекииль 33:31 И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.

А вот что говорит Новый Завет:

1 Фессалоникийцам 2:5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

1 Фессалоникийцам 4:6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь-мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Исходя из этих стихов, мы видим, как библия достаточно жестко относится к этому греху. Мы видим, что грех корыстолюбия отвращает людей от Боголюбия, и тем самым вызывает гнев Божий.

Философ Саллюстий говорил: «Корыстолюбие отнимает у людей самые заветные чувства — любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте».

Один из словарей толкует это слово так: Корыстолюбие – это склонность идеализировать свою выгоду и использовать других в своих целях.

В одной из детективных историй, герой говорил: «Причинами любого преступления служат «либо -асть, либо -ысть, либо -есть, либо –ость», то есть, всегда присутствует страсть, корысть, месть или опасность. Мотивом многих убийств, ограблений, краж, обмана, насилия и коварства как раз является корыстолюбие. Это качество личности рождает бесчеловечность, жестокость, огрубление сердца, зависть, вероломство и расчетливость».

Иисус говорил: От Марка 7:21-23 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство(корыстолюбие), злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.

Материальный мир, в котором мы живем, есть — мир корыстолюбия, в котором большинство людей потребляет других. К сожалению, многие люди общаются с другими, лишь только потому, что от них можно что-то «поиметь» для себя.

Недавно я был в одной поездке, и в моем окружении был один брат. О чем бы, мы не говорили с ним, все сводилось к личной выгоде. Грубо говоря, он каждый раз заканчивал разговор: «А что я буду с этого иметь?». В начале мы как то смеялись, но в конце пятого дня, это стало уже всех раздражать. Люди, которые из всего пытаются извлечь выгоду, становятся тяжелой ношей для окружения.

В корыстолюбии реализуется основной закон материального мира. Корыстолюбивый человек в принципе не может обрести настоящее счастье. Его часть иметь только иллюзию счастья. Он не умеет по-настоящему наслаждаться отношениями, потому что всегда считает дивиденды.

В библии рассказывается о человеке по имени Иаков. Однажды когда он был дома, его родной брат Исав пришел голодный с поля. Умирая от голода и жажды, он просил брата сжалиться и накормить его. По закону пустыни ты даже не имел права отказать. Но Иаков решил не просто сделать доброе дело, а еще получить от Исава некую прибыль:

Бытие 25:29-34 И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. … Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; …

Корыстолюбие проявляется в неистовом стремлении извлечь из всего максимум прибыли, выгоды, преимуществ, дивидендов и льгот. Притом акцент делается на какие-то будущие преимущества: получить одобрение, повышение по службе и т.п., словом, извлечь любую материальную или иную выгоду в будущем.

По-другому сказать, корыстолюбие по своей природе целенаправленно, активно и предприимчиво, но при этом имеет свою грязную пометку.

Его можно сравнить с голодной собакой, которая ищет кость, так и корыстолюбие выискивает во всем возможность поживиться.

Корыстолюбивый человек придает жажде наживы избыточное значение и важность. Все прочее уходит на задний план, становится второстепенным или малозначимым.

Для людей, живущих под влиянием страсти или невежества, корыстолюбие вполне приемлемое, по их разумению, качество личности.

Корыстолюбие – это думающая, элитная и предприимчивая жадность.

Пророк Иезекииль пишет: 22:12-13 Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог.

И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя.

Господь возмущен поведением Своего народа. Он констатирует факты алчности, взяточничества и убийств. Но стимулирующей силой ко всем этим порокам, является именно корыстолюбие.

В современном Обществе с помощью корыстолюбия люди умудряются взращивать даже множество положительных качеств. С помощью корыстолюбия люди реализуют достижение своих целей, достигают успеха в бизнесе, творческой работе и научных открытиях. При этом такая отрицательная сторона корыстолюбия как вред для других людей, просто заглаживается.

К примеру, предприниматель или ученый начинают накапливать свои достижения и успехи. А корыстолюбие придает этому накопительству силу, твердость и упорство.

Оно как бы подгоняет их: «Надо опередить конкурентов. Если опоздаем, мы будем вторыми. Нельзя упустить выгоду и возможности. Надо быть смелее и дерзновеннее».

Кто из вас знает, что символизирует кенгуру на австралийском гербе? Кенгуру символизирует символ прогресса. Это животное не умеет прыгать назад, оно прыгает только вперед.

Взгляд корыстолюбия всегда устремлен в будущее. Поэтому из чувства справедливости на гербе корыстолюбия можно сделать почетную надпись: «Вперед в будущее».

Множество наших поступков корыстны по сути. Если взять к сравнению работу, то все мы трудимся ради зарплаты, а вот если посмотреть на субботник – то это уже как раз бескорыстный труд.

Я не в коем разе не хочу умалить значимость работы, просто хочу показать разницу.

Короче говоря, Если мы делаем что-то для других, не ожидая при этом одобрения, почестей и выгоды, значит, наши действия носят бескорыстный характер.

Мать, к примеру, накормила грудного ребенка или любящая жена приготовила мужу ужин просто из чувства любви, не ожидая одобрения или какой-нибудь компенсации.

Человек проходя мимо утомленного старика, помог ему присесть на скамейку. Водитель довез беременную женщину за просто так. Все эти поступки бескорыстны.

Корыстолюбие оскверняет и разрушает межличностные отношения.

Как только в семье воцаряется корысть, наступает постепенный разлад отношений. Каждый эксплуатирует другого: «Ты мне – я тебе, но сначала ты мне должен дать, а я потом, если не забуду».

Писание говорит нам:

Притчи 15:27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, …

Для материального мира в обычной человеческой корысти нет ничего противоестественного. Мужчина может знакомиться с женщиной ради собственных сексуальных утех, да и наоборот. Кто-то может продвигаться по карьерному росту не брезгуя никакими средствами – подсиживая, кляузничая или подставляет сотрудников.

Все эти неблаговидные поступки продиктованы жаждой выгоды, которую он извлечет от новой должности. Во всем этом присутствует корысть и для мира такие страсти являются нормой.

Нет ничего плохого в желании карьерного роста. Но когда корысти придается избыточное значение, когда от нее страдают другие люди, и когда ее – корысть любят, значит, мы имеем дело с пагубной страстью.

Если в слове «корыстолюбие» убрать букву «с», мы получим суть этого понятия – дорваться до корыта и никогда от него не отрываться.

Корыстолюбие извращает доброту, потому что не может оставаться без собственной выгоды. К примеру, алчный землевладелец собрал урожай хлеба и, несмотря на голод, выжидает, когда цены подскочат.

Корыстолюбивого человека не интересуют страдания людей, главное для него – получить прибыль. Наверное, поэтому Писание говорит: Притчи 11:26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; …

Корыстолюбие – это жажда иметь блага, чтобы сказать о них: мои. Под влиянием тщеславия корыстолюбие становится пышным, от гордости и властолюбия – оборотистым, а от безумия – скупым.

Иисус однажды рассказал притчу о безумном богаче:

От Луки 12:15-20 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания (страсть к наживе), ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Когда я смотрю на этого человека, то вижу одновременно и положительные качества и отрицательные. Я вижу целеустремленность, компетентность, продуктивность, но вместе с этим я вижу глупость и не дальновидность.

Жажда к наживе делает человека безумным. Превращать все в выгоду – вот голубая мечта безумного корыстолюбца.

И наконец, последняя мысль, существует так называемая разница между алчностью, жадностью и корыстолюбием. Алчность – это безумное корыстолюбие. Она направлена получить как можно больше.

Алчность как маниакальная страсть, она глупа и поэтому совершает огромное количество ошибок. Алчность – это корыстолюбие, к которому домешивается патология.

Скупость отличается от алчности способом достижения результата. Она мечтает вообще ничего не тратить. Девиз скупости – владеть, но не пользоваться.

Скупость сходит с ума по-своему – не от накопления, как алчность, а от не потребления. В отличие от алчности жадность, зачастую, бесцельна, примитивна, мелочна, упряма, не предприимчива и глупа.

Жадности не дано проанализировать возможные сценарии действий соперников и конкурентов, просчитать на несколько шагов вперед ход развития событий.

Жадность, как ребенок, у которого забирают его игрушку, говорит: «Не дам. Это мое». Жадность из-за своей глупости, консервативности и мелочности упустит выгоду там, где корыстолюбие многоходовой комбинацией вычислит ее.

Если корыстолюбие направлено на извлечение личной выгоды во вред другим, то жадность из-за своей никчемности и безрассудности, обычно, приносит вред самой себе.

Все эти виды корысти являются ужасными грехами, которые приводят человека к бедам. Корыстолюбец имеет наихудчайший финал своей жизни.

Существует легенда про царя Мидаса. Его самой заветной мечтой было желание – чтобы то к чему бы, он не прикоснулся, становилось золотом. Когда мечта сбылась, Мидас бегал по дворцу, наслаждаясь удивительным даром. Но ближе к обеду, когда он проголодался, он обнаружил ужасную истину. Вся еда и вино и вода становилась золотом, как только он прикасался к ним. Он умер от истощения и разочарования. Это конец любого корыстолюбца.

Хочу закончить местом Писания. Мудрый псалмопевец говорил Богу: Псалтирь 118-36 Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

Пусть наша молитва будет именно таковой: Боже помоги нам понимать откровения Твои. Пусть желанием сердца будет Твоя истина. Сохрани нас от корыстолюбия. Аминь!

Сребролюбие — грех, разрушающий духовную жизнь общества

Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

Читайте также:  Почему мужчины врут, а женщины ревут - психология

Что такое сребролюбие

Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.

В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.

Происхождение слова

В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

Значение понятия

Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

  1. Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
  2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
  3. Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
  4. Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
  5. Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
  6. Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
  7. Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
  8. Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
  9. Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

Упоминание в Библии

В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.

Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.

Виды сребролюбия

Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

  • любостяжание;
  • корыстолюбие;
  • скупость;
  • жадность;
  • лихоимство;
  • мшелоимство;
  • порочную выгоду;
  • своекорыстие;
  • алчность;
  • эгоистическую пользу;
  • спекулянство;
  • прочее.

Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

Скупость

Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

Любостяжательство

Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

Мшелоимство

Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

Корыстолюбие

Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.

Почему сребролюбие — грех

Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами — чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.

Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, — также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.

Как бороться с грехом

Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.

Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:

  • милостыню;
  • нестяжание;
  • память смерти;
  • веру в Промысел Божий.

Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.

Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.

Видео

О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

Корыстолюбие

Торжество над корыстолюбием тому, кто презирает деньги. (сщмч. Киприан Карфагенский, 64, 322).

Корыстолюбие легче преодолеет не тот, кто вращается среди мира, но тот, кто пребывает в горах; первый легко и побеждается им, а побежденного корыстолюбием надо причислять к идолослужителям (см.: Кол. 3, 5 ). Последний, если имеет деньги. с охотою отдаст все, между тем как первый не только оставит их без внимания, но и обидит не меньше чужих. (свт. Иоанн Златоуст, 44, 110–111).

С корыстолюбием неразлучна болезнь высокомерия, и чем кто более собирает богатства, тем более усиливается и эта болезнь (свт. Иоанн Златоуст, 49, 51). Источник.

Читайте также:  Лабильность - интеллектуальная, эмоциональная, психическая

Кто желает Царства Небесного, тот смеется над корыстолюбием (свт. Иоанн Златоуст, 50, 98).

Где деньги, там случай к вражде и бесчисленным распрям; равным образом уста корыстолюбия исполнены обид, тщеславия, чрезмерной гордости, проклятий и лести (свт. Иоанн Златоуст, 50, 887).

Не станем оплакивать того, кто уже умер, но будем оплакивать хищника, корыстолюбца, сребролюбца, ненасытного. Зачем плакать об умерших, которым нельзя уже принести никакой пользы? Будем плакать о тех, для которых еще возможна перемена (свт. Иоанн Златоуст, 52, 714). Источник.

. Глаза корыстолюбца не успокаиваются дотоле, пока не похитят у других всего, потому что смотрят не по-человечески, но по-зверски (свт. Иоанн Златоуст, 53, 90). Источник.

. Демон враждует против человека, а не против подобных ему демонов, а корыстолюбец старается всячески причинить зло и ближнему, и родному, не стыдясь самой природы (свт. Иоанн Златоуст, 53, 91).

Корыстолюбие есть тление – и такое тление, которое ужаснее всех видов тления: оно ведет к идолослужению (свт. Иоанн Златоуст, 54, 217). Источник.

Нажил ли ты богатство за счет кого-нибудь? Нажитое потратится, а корыстолюбие останется при тебе (свт. Иоанн Златоуст, 54, 217). Источник.

. Нет столь бесчувственного, как корыстолюбец; он враг вселенной; он досадует, что существуют (другие) люди; он желает, чтобы везде была пустыня и чтобы он один обладал всем, и многое подобное он думает (свт. Иоанн Златоуст, 54, 306). Источник.

Кто у другого отнимает деньги и ввергает его в нищету, тот себя предает смерти; другого в этом мире изнуряет нищетою, а себе приготовляет вечное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 54, 747).

Не хуже ли, скажи мне, всякого одержимого горячкой преданный страсти корыстолюбия или сладострастия? Не нечистее ли он всякого такого, совершая и допуская все постыдное? Что может быть отвратительнее корыстолюбца. Он и раболепствует пред теми, пред кем не следует, и бывает дерзок там, где не следует, и никогда не держит себя ровно: часто людям порочным, неблагонамеренным, развратникам, которые гораздо хуже и ничтожнее его, он угождает и льстит, а других, благородных и вполне добродетельных людей, поносит и оскорбляет (свт. Иоанн Златоуст, 55, 140).

. Чистых мыслей, когда они не доставляют денег, не допускают, а мыслей грязных и действительно звероподобных держатся из-за денег и бесстыдно усвояют их, погубляя таким образом красоту души своей (свт. Иоанн Златоуст, 55, 141).

Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым; и хотя бы ты немного приобрел от неправды, она заквашивает все твое имущество. Вот почему часто немногое, внесенное худо, лишает многого, собранного хорошо. Но почему, скажешь, когда обогащающихся корыстолюбием много, они не терпят одного и того же наказания? Непременно потерпят. если же теперь они и избегнут наказания, то тем более бойся тогда, потому что они соблюдаются для большего наказания (свт. Иоанн Златоуст, 55, 591–592). Источник.

Что может быть несчастнее корыстолюбца? Кроме того, что он губит душу свою, он и тело изнуряет бесчисленными заботами и лишается и наслаждений, и удовольствий, и чести, и всякой славы. (свт. Иоанн Златоуст, 55, 594). Источник.

. Корыстолюбцы, имея по природе кроткий нрав, вопреки природе, насильно доводят себя до зверства. И уста у них – уста зверей, или даже и тех лютее, потому что произносят слова, испускающие яд хуже, чем их зубы, и причиняющие смерть. Если кто исследует и душу таких людей, то назовет их уже не только зверями, но и демонами, потому что они исполнены крайней жестокости и вражды к своему сорабу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 597). Источник.

Когда мы, имея повеление давать другим свое собственное, похищаем чужое, то какая остается нам надежда спасения? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 598).

. Если узами страсти корыстолюбия будет связан, без сомнения, не может достигнуть очищения своих пороков. (прп. Иоанн Кассиан, 56, 90).

Страшная и ненасытная привязанность к корыстолюбию, как некий грозный и мстительный мучитель, стоит при , раздавая им жестокие и немилосердные приказания и превращая их в зверей, приводит таким образом ко гробу. Итак, если многие и достигшие уважения мужи отказались от богатства и не вступали с ним в союз, как с врагом и противником добродетели, и если самая эта болезнь корыстолюбия оказалась главною виною зол, и приобретшие себе богатство не делаются непреодолимыми и неуловимыми, а напротив того, оказались легко одолеваемыми всяким, не только при жизни, но и по смерти, то перестань отдавать себя в добычу этой тяжкой болезни и воздвигать против нас витию (прп. Исидор Пелусиот, 60, 416–417).

Корыстолюбие

Корыстолюбие – это качество личности, обычно определяемое как негативное проявление избыточной страсти к приобретению, накопительству и получению любой материальной или моральной, а также общественной выгоды. Жадность, корыстолюбие в некотором роде являются синонимичными, только жадность более пассивна в своём проявлении за счёт того, что ужимает, прячет своё и не даёт чрезмерно пользоваться другим. Корыстолюбие более активно и предполагает непосредственную поведенческую активность с целью получения денег любым путём.

Люди с развитой чертой корыстолюбия удовлетворяют свои прихоти, не сильно заботясь о нуждах окружающих. На определённом этапе развития, когда данная черта становится ведущей, у человека исчезают дружественные и интимные связи как таковые, а присутствует рассмотрение других людей только с корыстной точки зрения и поиска как их можно использовать если не для прямого обогащения, то для построения репутации или карьеры.

Значение слова

Понимание, что значит корыстолюбие возможно с нескольких позиций, куда относится наиболее распространённое употребление данного термина и духовный аспект, где уже такая личностная черта является не просто описательной, а приравнивается к греховным. В любом варианте корыстолюбие в прямом его значении рассматривается, как тяга человека к деньгам, а потом уже сюда добавляются контексты других материальных или статусных благ. Может проявляться в жизненной стратегии делать что-либо и прикладывать хоть какие-то усилия, только если видится личная выгода и польза, в противном случае такие личности не начинают заниматься никакой деятельностью, а свои непосредственные обязанности выполняют недостаточно качественно.

Социальная сторона данного вопроса в неспособности к установлению каких-либо значимых отношений, а рассматривает окружающих только как способ достижения своих благ.

Характерным является теплота и участие тогда, когда вы можете помочь корыстолюбцу и полное равнодушие, когда вопрос находится за пределами вашего влияния. При этом если такому мешать в достижении его целей, то есть риски того, что он переступит через любые значимые отношения, не посмотрит на эмоциональное и материальное состояние другого и продолжит двигаться к собственной цели.

В последствие, если вовремя не провести коррекцию или не сменить окружение чрезмерное корыстолюбие провоцирует человека на преступления, рамки морали окончательно стираются для личности, а мерилом добра и достоинства становится только собственный комфорт и получение желаемого. Способы достижения могут настолько далеко уйти на задний план, что человек будет способен убить ради какой-то вещи вместо того, чтобы разработать стратегию зарабатывания денег для её отложенной, но честной покупки.

Являясь действенным проявлением личности, корыстолюбие способно затуманивать разум, опуская человека на животный уровень, где наиболее главным было обеспечение материального достатка для дальнейшего выживания не только индивидуума, но и всего рода. В современном мире потребления стремление накопить запасы для выживания трансформировалось в бездумное накопительство, где только вещественные доказательства являются показателем статуса и приравниваются к счастью. Это своеобразная ловушка, поскольку, чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из ситуации, тем больше он теряет духовное, т.е. становится менее счастливым, но не замечает истинной причины бедствий.

Корыстолюбие, стремление к наживе, жадность – это всё проявления одного и того же человеческого качества с разницей в том, насколько в грубой форме это позиционируется. Так можно сказать, что корыстолюбие более интеллигентно, чем стремление к наживе (она близка к самому низкому уровню развития). Для индивида это может быть полезным качеством, негатив от которого придёт только со временем, но вот окружающие чувствуют фрустрацию в первые минуты взаимодействия с таким человеком.

Что это за грех

Во многих религиях грех корыстолюбия считается одним из самых тяжёлых и приводящих к другим грехам, поэтому такая личностная черта рассматривается с духовной точки зрения более пристально, чем с общечеловеческой и психологической. Синонимично данному понятию в церковных текстах сребролюбие и алчность. Являясь одним из проявлений жадности, корыстолюбие занимает особое место в рассмотрении святых писаний и проповедях духовенства, поскольку именно отвлечение на материальное всё больше отдаляет человека от духовного.

В православии считается, что первоначальная тяга человека к обогащению, его стремление получить выгоду любым путём, игнорируя при этом других, в итоге способна приводить к тому, что душа отворачивается от церкви и от бога. По некоторым текстам писания получается, что именно любовь к деньгам и другим материальным благам рождает остальные грехи. Святые отцы различают несколько проявлений, сюда относят алчность, мздоимство, жадность и прочее, что только рассматривает различные пути достижения выгоды. В одних вариантах это будет через установление налогов и податей, вымогание подарков и манипуляцию ради достижения своего, в других вариантах возможны обманы и предательства.

Корыстолюбие приводит к другим грехам, поскольку это черта личности, а значит, червоточина зарождается внутри и потом влияет на всю душу и жизнь человека. Это злые мысли, являющиеся причиной и источников негативных поступков. Первоначальная зависть другим и желание обладать благами приводит к воровству и пожеланию худшей судьбы людям. В крайних вариантах возможны преступления всех заповедей, ведь люди соблазняют чужих жён ради получения гонорара и убивают за вознаграждение. Чем сильнее человек допускает в свою душу негатив и корыстолюбие, тем больше разрушается его жизнь и быстрее он отдаляется от бога.

Для преодоления греха многие рекомендуют убрать подальше все соблазны, ведь легче не хотеть ничего материального находясь далеко в горах или в глубине леса, чем посреди мегаполиса, весь внешний вид которого построен с учётом того, чтобы человек максимально много покупал и желал. Но это временно и сами святые отцы говорят о том, что необходимо учиться смирению и выделять главные, духовные ценности, находясь среди соблазнов внешнего мира.

Проблема корыстолюбия

На данный момент существует серьезная проблема не столько обнаружения корыстолюбия, поскольку оно пусть даже в незначительной мере присуще каждому, сколько уменьшения пагубного влияния этой личностной черты на индивидуальную жизнь и изменение мира вообще.

Наиболее серьёзное негативное воздействие проявление корыстолюбия, например, оказывает на семейные отношения, распадающиеся как только хотя бы у одного из супругов появляется необходимость использования другого для достижения какой-либо выгоды, а не только для совместного духовного развития. Конечно, этот элемент невозможно исключить полностью, потому что женщина будет ждать от мужчины обеспечения семьи и будущих детей, мужчина в свою очередь может хотеть рациональной экономии средств, возложив это на женщину. Но только совместное ведение быта и предоставление помощи любимому созданию является совершенно иным, чем ситуации, когда один из супругов остаётся, потому что негде жить или чтобы получить финансовую поддержку, или же ожидает окончания обучения или получения обещанного гонорара.

При чрезмерной активизации корыстолюбия человеком завладевает алчность, относящаяся к патологическому спектру, когда человек не замечает ничего вокруг, а желание получения чего-то становится неконтролируемым. Всё чаще люди обращаются с подобной проблематикой в психоневрологические стационары, поскольку воспитание строится на достижении, оценка общества напрямую стала зависеть от достатка, даже положение в социальной группе детского сада зависит от наличия определённых вещей. Самооценка и восприятие мира намертво спаиваются с материальными категориями, что в итоге приводит к маниакальной увлечённости добыванием. Служители церкви в своих проповедях все больший акцент делают на духовности, а не так рьяно достигать успеха в материальном. Это обусловлено резкой переориентацией общества с моральных и ценностных устоев на попытку везде найти личную выгоду.

Проблема внутриличностного конфликта касается каждого человека, независимо от религии и влияния его поведения на мир, ведь если не заниматься достижением материальных благ, то существованию очень быстро наступит конец. С другой стороны жизнь теряет всякий смысл, когда человек всё своё внимание сосредотачивает только на поиске выгоды. Умение найти грань, когда все потребности будут удовлетворены, а отношения не будут разрушены, является удивительным искусством, которому не учат, но возможно овладеть, если чувствовать себя.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий