Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

Музыкотерапия, как метод психолого-педагогической коррекции

С самых древних времен человечество отмечало, что музыкальные ритмы и звуки оказывают очень сильное влияние на психическое, эмоциональное и физическое состояние человека.

Одним из самых старых свидетельств позитивного музыкально-терапевтическом влияния высокоодухотворенной музыки на человека является упоминание из Ветхого завета, в котором отмечается, что «богодухновенное пение псалмопевца Давида излечило Саула от нервной болезни и депрессии». Историки музыки и педагогики в своих работах неоднократно приводили в качестве примера опыт великих философов и мыслителей Греции и Рима – Пифагора и Платона. Последние в своих трудах неоднократно упоминали позитивное влияние музыки на воспитание детей.

Первые научно-теоретические попытки научного обоснования анализируемого феномена были предприняты в 17-18 веках. В трудах С.С. Корсакова, Л.С. Брусиловского, А. Швабе, В.М. Бехтерев, Н. Галинской, В.Ю. Завьялова и др. указывалось на важное место музыки в системе лечения. Полноценные исследования уникальных уникальные музыкально-терапевтические средств музыки начались лишь к концу 19 столетия, когда на смену эмпирическому этапу использования музыки пришел этап экспериментально-физиологических исследований. На рубеже веков ученые стали предпринимать попытки подвести теоретическое обоснование и физиологический базис под эмпирические факты. В 1913 г. в России под руководством В. М. Бехтерева было основано «Общество для выяснения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены».

В настоящее время музыкотерапию рассматривают как важнейших психотерапевтический метод, в котором музыка выполняет роль средства коррекции. Методы музыкотерапии используют либо как основное и ведущее средство воздействия в рамках целостного и изолированного использования (музицирование индивидуально и в группах, прослушивание музыкальных произведений и т.д.), либо как дополнение к иным коррекционным методам в части повышения эффективности и усиления их воздействия.

Музыкотерапия находится на стыке многих наук – музыковедения, музыкальной психологии, медицины, коррекционной психологии. Данная «пограничность» неслучайна, т.к. к моменту ее обособления смежные гуманитарные и медицинские сферы знаний уже обладали и огромным числом научных теорий, и развитым научным аппаратом, и системой прикладных методов диагностики. При этом очевидно, что наиболее успешно музыкотерапия стала развиваться в содружестве с психиатрией и коррекционной педагогикой.

По нашему мнению, педагогическая музыкотерапия – это полноценно сформировавшееся научное направление. Технологии и методы, используемые в нем давно и успешно применяются в работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми с задержкой психического развития. Опыт показывает, что многие педагоги-практики используют музыкальные произведения при проведении занятий. C амое естественное и глубокое применение нашли технологии и методики педагогической музыкотерапии в коррекционной педагогике и в теории и практике музыкального воспитания детей с задержкой психического развития. Это и составляет основное содержание коррекционной музыкотерапии. Таким образом, коррекционная музыкотерапия является важной составляющей педагогической музыкотерапии, поскольку часто ее применение связано с педагогическими и психологическими целями и задачами воспитания детей с отклонениями в развитии.

Необходимо отметить тот факт, что экономические и социальные проблемы существующие в современном обществе, ухудшение экологии, изменение нравственных приоритетов провоцирует условия ухудшения здоровья населения в целом, и детей в частности. Учащаются случаи пограничных нарушений в развитии у ребёнка значимых для физиологических и психологических высших психических функций. Наблюдается положительный тренд числа детей, которые страдают ослабленным здоровьем и имеют психические заболевания, не имея при этом классически выраженных отклонений. Такие дети развиваясь испытывают некоторые трудности в социальной адаптации. Они плохо реализуют социальную роль ученика, и уже со школьных лет теряют надежду занять достойное место в жизни. Увеличение числа детей с подобной задержкой психического развития отмечена во многих странах, в том числе и в России.

Неслучайно за последние годы в российской науке сформировалась качественная научная школа, представленная такими учеными и практиками, как Н.В. Бабкина, Л.Б. Баряева, Н.Л. Белопольская, Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Н.Г. Цыпина, И.Ю. Левченко, И.В. Евтушенко и др. В рамках научных изысканий сформировались коррекционные музыкотерапевтические технологии и методики (В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, В.А. Гиляровский, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, ГП. Шипулина, В.С. Шущард-жан и др.).

Методы коррекционный музыкотерапии в педагогике можно разделить на пассивные и активные. Первый основываться на том, что ребёнок получает музыкальную терапию, не участвуя при этом в ней активно. Например, дети прослушивают музыку, в которой имитируется журчание ручейка, шум дождя, шум моря. Специально подобранные музыкальные произведения улучшают настроение, снимают досаду, гасят гнев, благотворно влияют на самочувствие. При этом детям предлагают занять удобную позу, выполнять движения, связанные с наклонами и потягиваем. В данном контексте становится очевидным, что музыка в рамках пассивной музыкотерапевтической технологии является фоном. При этом можно выделить следующие терапевтические механизмы:

музыка снимает психологическую защиту, способствует снижению недоверия ребенка;

музыка активизирует или наоборот успокаивает ребенка;

музыка помогает пережить стресс;

музыка позволяет укрепить дружеские отношения с другими детьми, с учителем, способствует развитию межличностных отношений.

При применении активных методов музыкотерапии дети непосредственно участвуют в процессе оздоровления. Они поют (вокалотерапия), играют на музыкальных инструментах, двигаются под музыку по специально разработанным программам. Среди технологий активной педагогической музыкотерапии выделим вокалотерапию, логопедическую ритмику и игру на музыкальных инструментах.

Пение (вокалотерапия) является самым доступным, активным, действенным методом музыкотерапии, которые способствуют укреплению голосового аппарата и лёгких, общего развития организма, выработки правильной осанки.

Не менее эффективным средством педагогической музыкотерапии являются музыкально-ритмические упражнения и движения. Выполняя их, дети воспринимают музыкальные образы, развивают свои музыкальные способности и основы музыкальной культуры, учатся эмоциональной отзывчивости на музыку, формируют слуховые представления, чувство такта и ритма, развивают творческие способности. Показ музыкальных ритмических упражнений и движений имеет важное значение для освоения детьми.

И, наконец, важным видом педагогической музыкотерапии является игра на музыкальных инструментах. Использование музыкальных инструментов помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления учащихся, развивает их музыкальные способности, обогащает музыкальные впечатления детей.

Список использованных источников

Ануфриева Е.В. Музыкотерапия как средство сохранения и восстановления психологического здоровья личности // В книге: Практическая психология личности Учебное пособие для бакалавров психологии. Под редакцией О. И. Каяшевой, Н. В. Николаевой. Санкт-Петербург, 2020. С. 80-87.

Ивлева А.Н. Музыкотерапия как метод социальной реабилитации // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения сборник статей победителей III международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2020. С. 162-165.

Керимова М.В. Музыкотерапия как метод коррекции функциональных нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Продуктивное обучение: опыт и перспективы материалы IX Международной научной конференции. Самарский государственный социально-педагогический университет. 2020. С. 87-89.

Койфман Д.Ю. Музыкотерапия как средство формирования, развития, воспитания и обучения личности // В сборнике: Актуальные вопросы в науке и практике Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2020. С. 101-107.

Лобанова А.П., Моногарова О.В. Музыкотерапия – как одно из средств, влияющих на психическое здоровье ребенка // В сборнике: Молодежь и научно-технический прогресс сборник докладов X Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т.. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2020. С. 120-122.

Стефанова А.И. Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Актуальные проблемы музыкального образования и этномузыкологии Материалы I Всероссийской заочной научно-практической конференции. 2020. С. 49-51.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это направление терапии, использующееся для коррекции имеющихся дефектов и развития необходимых качеств как в области соматики, так и психотерапии, основанное на использовании музыкальных композиций и их влияния на организм. В своем проявлении, как вспомогательного метода, музыкотерапия хорошо справляется и широко применяется в качестве подготовки к сложным терапевтическим приемам (длительным тренингам, глубокому терапевтическому контакту) или же, являясь эффективным базовым методом реабилитации для пациентов любого возраста и заболеваний показывает хорошие результаты на начальных стадиях. Помимо реабилитационной и коррекционной сфер, используется при установке благоприятного социального климата, музыкотерапия раскрывает творческие способности и способствует органичному течению педагогического процесса.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Виды музыкотерапии отличаются по преобладающей направленности:

– рецептивная (человек остается пассивен и в его задачу входит только прослушивание произведения или выделение определенных моментов в мелодии);

– активная (человек сам активно создает музыку или звуки при помощи игры на инструментах, отбивании ритмов или пения);

– интегративная (объединяет в работе несколько видов искусства, помимо музыкального, где могут быть включены рисунки и драматическая импровизация, сочетание с поэзией и рассказами).

Читайте также:  Айлурофилия (патологическая привязанность к кошкам) - причины

Каждый из методов, являясь универсальным имеет свои нюансы, более подходит для групповых или индивидуальных сеансов, поэтому подбирать нужную программу должен музыкальный психотерапевт, а ожидание, что от самовольного прослушивания произведений вы получите столь же видимый эффект может не оправдаться, а также усугубить состояние.

Музыкотерапия при неврозах, эмоциональной нестабильности и многих нарушениях психической сферы занимает все более уверенные позиции, а в некоторых случаях может полностью заменить медикаментозную терапию. На данный момент виды музыкотерапии разделились на две основные школы: американскую и шведскую. Американское направление сосредоточилось на изучении влияние определенных музыкальных композиций на психическую сферу человека, вследствие чего были созданы каталоги произведений, использующиеся при определенных расстройствах. Основа разделения происходит по воздействию произведения, либо стимулирующего либо седативного.

Основной теоретической базой является теория психоанализа и необходимая разрядка переживаний (катарсис), что достигается при помощи музыки. Цель произведений – открыть каналы для переживания и выпуска накопившихся эмоций, что актуально при работе со страхами, тревожностями и прочими механизмами, блокирующими природных ход процесса эмоционального проживания. Музыкальные произведения, воздействуя на сферу чувственного восприятия, сначала актуализируют переживания, потом помогают им набрать силу и вылиться, посредством звуков. Тогда, когда психика останавливает непереносимые эмоции, музыка дает возможность протекать им безопасно и ритмично, двигаясь за тональностью произведения. Американская модель психотерапии подбирает для каждого заболевания или нарушения свое произведение, показавшего результативность нахождения катарсиса.

Шведская школа музыкотерапии не проводит четкой каталогизации произведений и ставит во главу угла воздействие музыки даже на физическом уровне и воспринимается, как способ получить доступ к самым глубинным личностным слоям. Музыка используется как способ установления контакта, когда человек ведет себя закрытым образом, и нет возможности работать в системе диалогового общения, тогда можно работать через эмоции вызываемые музыкой и говорить о переживаниях человека, связанных с ней. Музыка также делится на активизирующую и успокаивающую, и основа применения строится на выборе аутентичных звучаний (при сниженном настроении, апатии выбираются тихие и спокойные произведения, при гневе и возбуждении – громкие и насыщенные, что позволяет актуализировать состояние человека и предоставить ему собственные переживания для осознанного контакта).

Сеансы музыкальной терапии не занимают много времени (обычно слушается одно произведение длительностью от пяти минут до получаса, а потом происходит обсуждение происходящего). При индивидуальной работе направленность может отталкиваться от запроса клиента и варьироваться от встречи к встрече, или же будет подобран комплекс для домашнего прослушивания. При групповой терапии тратится больше времени на установление безопасной доверительной обстановки между участниками группы, а выбор произведений будет зависеть от направленности группы (пациенты с неврозами или люди с депрессивным расстройством, гиперактивность или бессонница).

Музыка имеет непосредственное воздействие на различные системы органов человека – она влияет на частоту и глубину дыхания, сердечные сокращения, темп работы нейронных путей, напряжение или расслабление мышц. Через подобное опосредованное воздействие возможно добиться изменений в эмоциональном состоянии, это влияние наиболее полно описано в телесно-ориентированной психологии, занимающейся взаимосвязью соматических проявления и эмоциональных переживаний. На примерах видно, как человек находящийся в тревоге успокаивается. Когда снижается частота сердцебиения, а как достигать подобного – при помощи медицинских препаратов или при помощи прослушивания музыки остается вопросом выбора, как для самого пациента, так и для его терапевта.

Музыкотерапия при неврозах, развитии навыков общения, регуляции психовегетативных реакций и выведении эмоциональных откликов при диалоговой психотерапии является наиболее успешным методом. Работа происходит путем нормализации эмоционального фона, благодаря получению разрядки и усилению осознания имеющихся проблем через контакт и актуализацию их в музыке. Когда снята острая фаза и ресурсы человека являются устойчивыми и наполненными возможная постановка конфронтации с имеющимися трудностями и поиск нового решения, которое можно найти в самом произведении, используя чувствительность клиента и его воображение. Далее музыкальная терапия помогает освоению новых способов эмоционального предъявления в мире, а также формированию новых жизненных стратегий и социальных отношений.

Музыкотерапия способна корректировать довольно обширный спектр психических состояний, но стоит понимать, что при серьезных нарушениях она может выступать лишь вспомогательным методом, а на определенных этапах не должна использоваться вообще. Так, пациентам в остром психотическом состоянии не следует устраивать сеансы музыкотерапии. Потому что погружение в свои эмоции и образы может усугубить ситуацию для человека, находящегося в погружении своих фантазий – до момента выхода из кризиса основной задачей психотерапии будет налаживание связей с реальностью и только после закрепления стабильного состояния возможно погружение для проработки эмоциональных компонентов. Так же для эпилептиков нежелательна музыкотерапия или же должна применять крайне осторожно, поскольку музыкальные волны воздействуют на мозг и при вхождении в резонанс могут спровоцировать судорожный припадок. Для лечения сниженного настроения музыкотерапия прекрасна, но выход из тяжелой депрессии возможен лишь при медикаментозной поддержке и других методах психотерапии.

Музыкотерапия для пожилых людей

Музыкотерапия для людей пожилого возраста стала настоящим открытием, являясь одновременно как способом восприятия и контактирования с миром, так и способом коррекции имеющихся нарушений. Процесс воздействия основан на том, что музыкальные вибрации резонируют с вибрациями человеческого тела и отдельными его системами и клетками. При нарушении гармонии, вибрации организма изменяются, а музыка может их сонастроить в привычный правильный ритм. Это справедливо и для работы отдельных систем (есть произведения улучшающие память, а есть нормализирующие давление). Обычно с возрастом гармония организма становится не данностью, а тем, что требует постоянной поддержки и заботы, если игнорировать эту потребность, то с большей вероятностью развиваются болезни тела, а психика, которая ранее справлялась с любыми эмоциональными перегрузками, становится слишком чувствительной, всплывают старые психологические травмы.

Самая популярная сфера применения музыкотерапии у пожилых людей – это выравнивание давления и обеспечение седативного эффекта, результаты от чего видны после первого сеанса. Но нельзя ограничивать возможности метода двумя выборами, эффективность замечена при болях и потере гибкости тканей, при реабилитации инсультов и операций (ускоряется процесс восстановления из-за увеличения активности клеток в периоды музыкотерапии).

Музыкотерапия доказала свою эффективность в развитии интеллектуальных функций, поскольку улучшает работу мозга. Для пожилого возраста это является профилактикой нарушений памяти и старческой деменции. Способность к поиску новых путей действия и адаптирования к окружающим условиям – показатель молодости организма. В не зависимости от цифры в паспорте. Установлено, что люди, чья жизнь наполнена различными музыкальными произведениями, лучше адаптируются и постоянно развиваются, осваивают новое, тогда как те, кто не слушает музыку или слушает однотипную, постепенно деградируют в своем развитии (касается это не, только пожилого возраста, но начиная с подросткового).

Музыкотерапия помогает корректировать количество энергии в теле и артериальное давление, что дает возможность разгрузить тело от приема медикаментов. Также выявлен расслабляющий и обезболивающий эффект, что становится актуальным для перегруженных мышц.

Основное внимание относительно возрастных кризисов заканчивается на кризисе среднего возраста, но после него следует еще один не менее важный, когда меняются жизненные приоритеты и цели, уходят из жизни близкие, меняется сам уклад будней и возможности собственного тела. О таких изменениях говорить не принято, но по своей силе и потрясению для личности они сравнимы с подростковым, когда человек не знает чего ожидать от себя, окружающих и что теперь делать с изменившимся миром.

Музыкотерапия позволяет находить новые пути выпуска накопленных эмоций, отгоревать потери, пересмотреть устоявшееся отношение к ситуациям. Внимательное вслушивание в изменение и ритмику произведения позволяет находить новые стратегии построения своей жизни, например можно увидеть возможность замедлиться и насладиться происходящим, а не гнать лошадей, как раньше, или же рассмотреть новые возможности, например, наконец, сесть за мольберт.

Музыкотерапия для детей

Музыкотерапия обладает множеством достоинств, что позволяет ее широко применять в работе с детьми. Это безвредность и простота применения (после одной консультации родители могут самостоятельно проводить сеансы дома), доступность (необходимый файл с мелодией можно скачать за минуту), возможность контроля (длительность и глубина процесса в зависимости от состояния ребенка могут меняться), а также основное это снижение количества других методов коррекции, которые обычно более затратные по времени и ресурсам, не говоря о медикаментозных препаратах.

Структура мозга ребенка наиболее чувствительна к воздействиям, а музыка действует на физическом уровне (вибрация и ритмика), эмоциональном (произведения вызывают чувства или перенаправляют их) уровнях, а также вносит либо гармонизацию процессов, либо их разобщение. Именно эта чувствительность детского организма позволяет купировать очаги неправильной работы органов, быстро снять эмоциональные всплески, но также при неверном подборе или одинаковости произведений может вызвать деградацию процессов развития.

Применяют музыкотерапия буквально с первых дней жизни, особенно для детей пострадавших от нехватки кислорода. Особенность их мозговой структуры осуществляет недостаточную выработку ферментов, тогда как музыкотерапия стимулирует активность их выработки (данные подтверждены множественными исследованиями клеточного анализа). Относительно проблем с дыханием и сердечно-сосудистой системой наблюдаются также видимые результаты, не только внешние (успокоение, засыпание), но и улучшение клеточной работы.

Читайте также:  Сильные чувства. Что с ними сделать?

Идея о том, что в воздействии важен ритм, а не мелодия оказалась не жизнеспособной, поскольку ритмичные звуки лишь угнетали клеточную деятельность и затормаживали развитие. Эти данные необходимы при выборе музыкального сопровождения младенца, ведь рок-музыка построена в основном на ритмике и своим действием только усугубляет ситуацию, лучше выбирать классические произведения, но при этом следить за индивидуальной реакцией ребенка.

Колыбельные песни, как самый древний вид музыкотерапии оказались наиболее благотворно влияющими на младенцев. Это сочетание всех факторов развития, которые только можно придумать: контакт с матерью и интуитивная коррекция ее мелодии и громкости, наличие слов оказывает более гармонизирующее влияние, чем бессловесные произведения, а также каждая колыбельная является отражением той культуры, где рождается ребенок, что на глубоких слоях бессознательного оказывает успокоительный эффект.

Музыкотерапия в детском возрасте используется не только как метод коррекции нарушений, но и как развивающее средство. Она способствует развитию интеллектуальных способностей и творческого воображения, адаптивных способностей и внутреннего чувства эстетического. Дети, в чьих семьях принято слушать разнообразную музыку лучше социализируются и находят выходы из сложных ситуаций – это своеобразный метод расширения восприятия реальности, где появляется множество путей и возможностей, как в проживании и выражении своих чувств, так и в выполнении задач.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Музыкотерапия для детей в домашних условиях

Целебное воздействие музыки на человека было замечено много столетий назад. Древнегреческий целитель Гиппократ использовал музыку для лечения бессонницы, а также эпилепсии. В современном мире в психотерапии широко пользуются методами музыкотерапии для профилактики, лечения отдельных видов заболеваний.

На основе многолетних исследований и наблюдений в 2003 году музыкальная терапия была признана Министерством здравоохранения как официальная медицина. Музыка с самого рождения повсеместно сопровождает любого человека. Музыка может заставить заплакать или поднять настроение, вызвать усталость, упадок сил, головную боль или, напротив, придать бодрость, уверенность.

Дети — хрупкие создания, чья не устоявшаяся психика, больше всего подвержена внешним факторам. Проблемы в семье, разлад среди родителей, боязнь общения, тревожность, страхи, огромный пласт информации, который кроха получает постоянно — все это оказывает негативное воздействие на психоэмоциональное состояние малыша.

У родителей зачастую нет времени заниматься воспитанием подрастающего поколения. Если над воспитанием, развитием крохи до 2 — 3 лет еще мамочка работает, то обычно после 3 лет крохой занимается бабушка или малыш остается на длительное время предоставлен сам себе.

Чтобы занять внимание чада, взрослые нередко предоставляют бесконтрольный доступ к телевидению, а также к компьютеру. Маленький человечек смотрит фильмы ужасов, играет в «стрелялки». Его психика еще не адаптировалась полностью к реалиям взрослой жизни, поэтому агрессивное поведение героев кинокартин, малыш проецирует на себя и начинает вести себя агрессивно.

Повышенная возбужденность, агрессивность, раздражительность — все это мешает гармоничному, созидательному развитию дошкольника. Музыкальная терапия для детей может использоваться для корректировки психоэмоционального состояния дошколят.

В настоящее время методы музыкотерапии активно применяются в дошкольных детских учреждениях. Родители также могут использовать положительные эффекты музыки дома. Чтобы музыка лечила, а не нанесла дополнительный вред малышу, необходимо посоветоваться с психологом, вместе подобрать музыку для чада и для взрослых членов семьи.

Понятие музыкотерапии, ее виды

Музыкотерапия — это целенаправленное применение музыки во всех ее проявлениях и в любом виде для профилактики, лечения, психологической коррекции психоэмоционального состояния человека. Используется музыка, записанная на плеер или диск, а также живая музыка: пение, игра на музыкальных инструментах.

В музыкотерапии для дошкольников используются две главные формы: пассивная, иногда ее называют рецептивной, и активная форма. При активной терапии с помощью музыки детишки принимают активное, непосредственное участие, путем использования различных музыкальных инструментов или пением.

Рецептивная музыкотерапия для детей — это сам процесс восприятия музыки с различных носителей. Музыкальную терапию можно и нужно применять не только для лечения и психокоррекции личности, но и для формирования нравственных, эстетических норм поведения дошколят.

Изучение, восприятие музыки как культурного наследия человечества прививает любовь к музыке, обогащая тем самым внутренний мир ребенка. Музыкотерапия как метод воздействия на психику малыша использует музыку в следующих направлениях:

  • лечебное, медицинское;
  • педагогическое, воспитательное;
  • профилактическое направление, предупреждающее возникновение стрессовых психоэмоциональных заболеваний.

Терапия с помощью музыки делится на следующие виды, зависящие от самой формы и силы музыкального воздействия:

  • по достигнутому результату, по глубине воздействия — глубокое или поверхностное;
  • по организации процесса — индивидуальная или групповая;
  • по взаимодействию со специалистом — директивная, то есть, руководящая или не директивная, подчиняющая;

Музыкотерапия в детском саду применяется и как вспомогательный, дополнительный метод при цветотерапии, сказкотерапии и игровой психотерапии малышей. Только используя комплексно все виды щадящей терапии, можно провести более оптимально, с лучшим результатом разнообразные виды психокоррекции дошколят.

Проведение музыкотерапии

Сеансы музыкотерапии проводятся в индивидуальном порядке или в группе, в зависимости от психоэмоционального состояния дошкольника. Индивидуально занимаясь с малышом, специалист достигает более полного контакта, может точнее определить проблему крохи, разработать конкретную программу терапии для маленького человечка.

При пассивном прослушивании тщательно подобранной музыки, у крохи уменьшается эмоциональная напряженность, снижается агрессивность. У дошкольника восстанавливается позитивное эмоциональное состояние, снижается чувство тревожности. Используя психологию, как составную часть музыкотерапии, специалист корректирует возникшие проблемы у ребенка.

С замкнутым, стеснительным дошкольником, для развития коммуникативности проводятся сначала индивидуальные занятия. Педагог совместно с крохой занимается музыкой: играет на музыкальных инструментах или разучивает песенки. По мере развития коммуникативности у замкнутых, тихих детей, малышей необходимо переводить на групповые занятия.

Основой любых групповых занятий является активное общение ребятни со сверстниками, формирование эмоционального общения, дальнейшее развитие коммуникативных навыков детей. Процесс группой музыкотерапии должен протекать в динамичной, активной форме.

Вместе с музыкой необходимо задействовать всю выразительность других видов искусств. Творческая составляющая терапии активизирует все органы чувств крохи, более ярко работают системы восприятия дошкольника. Дети могут проявить себя, показать свои способности, тем самым формируя уверенность в своих силах.

Для того, чтобы интегрировать музыкотерапию с другими видами искусства, педагог в своей работе использует следующие методы:

  • рисование, лепка из специального теста или пластилина под музыку;
  • подвижные, активные игры с использованием музыки;
  • пантомима;
  • сочинение дошколятами историй, сказок после прослушивания музыки, изображение своего настроения с помощью красок или танца;
  • пластическая драматизация с использованием музыки, цветотерапии;
  • хоровое или сольное пение.

Танец — это одна из форм социального контакта. Используя танцевальные импровизации, изучая классические танцы, педагог позволяет непоседам более полно выразить себя, избавиться от негативных эмоций и чувств. Главное в любом танце — это ритмичные движения. У дошколят нередко возникают проблемы с координацией движений, что вызывает у крох зажатость, скованность.

Танцы под музыку помогают добиться гармонизации эмоциональной сферы дошколят. Свободные, раскованные, плавные движения, возможность передать музыку пластикой тела помогает проявиться эмоциональной раскованности. Ребенку чаще легче выразить свои чувства движением, чем словами.

Ребенок слышит музыку в течении всего дня. Задачи родителей, воспитателей, педагогов использовать музыку дозировано, учитывая настроение ребятни, время суток, физическое состояние дошколят. Так для быстрого пробуждения утром, для создания бодрого, позитивного настроения к музыке с мажорным настроением или использовать бодрую детскую песенку.

Чтобы детишки быстрее угомонились, погрузились в дневной сон — используют классическую мелодическую музыку. Нередко детям перед сном дают послушать записанные звуки природы: шелест листьев, шум дождя, пение птиц. Маленькие непоседы успокаиваются, расслабляются. У детей снимается эмоциональное, а также физическое напряжение.

Советы по использованию музыкотерапии

Музыкотерапию можно проводить в домашних условиях, при этом необходимо соблюдать правила проведения такой терапии, опробованные и принятые специалистами. В детских учреждениях в основном делается упор на групповую терапию, с целью развития коммуникативности крохи, вовлечения его в общение, включение в социум.

  • Помещение для проведения пассивной терапии должно быть специально оборудовано. Не должно быть ярких игрушек, предметов, включенных телефонов, отвлекающих внимание ребят. Освещение — искусственное, чтобы кроха лучше воспринял терапевтическое воздействие сеанса.
  • Коррекционные сеансы не проводятся на голодный желудок, или сразу после приема пищи. Необходимо подождать примерно часа 2 после кормления крохи для начала сеанса.
  • Психолог устанавливает продолжительность сеанса, количество занятий в неделю в зависимости от степени необходимой корректировки психоэмоционального состояния крохи. Родители, проводящие такие сеансы дома, должны соблюдать все рекомендации специалиста.
  • Перед началом занятия кроха должен расслабиться, настроиться на позитивный лад. Малыш должен принять свободную удобную ему позу. Кресла, кушетки или просто подушки на застеленном полу — малышу должно быть удобно во время занятия.
  • Не стоит включать прослушивание музыкального произведения на полную громкость. Это только утомит непоседу, вызовет неприятие к терапии. Прослушивание музыки должно проходить в негромком тоне. Гиперактивным, агрессивным деткам полезно включать для прослушивания спокойные мелодии во время сна.
  • После окончания сеанса, не стоит сразу заставлять ребенка бегать. Кроха должен отдохнуть. Ведь терапия с помощью музыки — это лечение.
Читайте также:  Почему не везет в любви - причины ошибок в отношениях

Музыкотерапия — это лечение детей, поэтому относиться к такой терапии следует серьезно. Обязательно следует проконсультироваться с психологом, выполнять его рекомендации. Только совместная деятельность родителей, воспитателей, психологов способна помочь крохе исправить проблемы в психоэмоциональной сфере.

К сеансам терапии следует подходить ответственно. Не рекомендуется использовать первые попавшиеся мелодии, даже если в настоящее время они популярны, постоянно звучат по радио. Лучший эффект оказывает классическая музыка.

Эффект Моцарта

Специалисты рекомендуют использовать для терапии релаксирующую музыку со звуками природы, классическую, а также бодрые детские песенки. Из всего ряда рекомендованных мелодий особым образом выделяются произведения Моцарта. Моцарт создал не просто великие классические произведения. Все его работы особенные.

Все произведения великого композитора обладают терапевтическим, лечебным эффектом. Нейроспециалисты изучали произведения композитора не одно десятилетие, было научно доказано, музыкальные композиции Моцарта мобилизуют возможности человеческого мозга, облегчают его работу, повышают интеллектуальные возможности личности.

Ученые утверждают, что произведения Моцарта полезны всем: грудничкам, беременным женщинам, больным деткам, учащимся и взрослым людям. Прослушивание произведений композитора снимает негативные эмоции, поднимает жизненный тонус. У учащихся улучшается запоминаемость предмета.

Эффект такого воздействия обусловлен тем, что в произведениях знаменитого композитора используется интервал, который полностью совпадает с характером биотоков головного мозга.

Упражнения музыкотерапии

Любые упражнения данного вида терапии основаны на использовании двух компонентов: восприятие музыки в движении и контроль над дыханием. Именно эти компоненты помогают в основном снизить эмоциональную, а также физическую напряженность у детей.

Терапевтическое упражнение состоит из следующих фаз:

  • диагностика психоэмоционального состояния крохи, установление с ребенком контакта;
  • подбор мелодий, учитывающих задачи коррекции и эмоционального состояния непоседы;
  • снятие эмоционального напряжения с помощью динамичной, мажорной мелодии;
  • получение крохой положительного заряда эмоций через расслабляющие мелодии.

Пантомимы, игры, раскрывающие настроение детей во время прослушивания мелодий. Рисунки, показывающие, какие ассоциации вызывают песни, музыкальные произведения. Все занятия должны проходить в естественной форме, в процессе игры, чтобы дошкольники были более открыты, восприимчивы к терапии.

Музыкотерапия, как метод психологической коррекции

Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.

Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

После второй мировой войны за рубежом получило довольно широкое распространение лечение музыкой различных психических расстройств. Определились два независимых друг от друга течения: американская и шведская школы.

Американская Музыкотерапия имеет эмпирико-клиническую ориентацию. Это главным образом описание клинического эффекта воздействия музыки, различной по форме и содержанию, на основании чего составляются «лечебные» каталоги музыки. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и седативную. Сторонники психоанализа объясняют воздействие музыки ее влиянием на сферу влечений. Используя для объяснения эффекта музыки понятие «катарсиса», они вкладывают в этот термин принципиально иное значение. Музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и главным образом каналом для выхода сексуальной энергии.

Шведская школа, будучи ориентирована на глубинную психологию, считает, что в коррекционной работе музыкотерапии должна отводиться центральная роль, так как музыка благодаря своим специфическим особенностям в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Альтшулер обнаружила физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия и обосновала терапевтический подход, названный ею изопринципом музыкотерапии. Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента. То есть при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. История музыкотерапии знает немало примеров практического применения этого принципа.

Музыкотерапия как метод психологической коррекции

Музыкотерапия — это целенаправленное использование музыки с целью гармонизации психического и эмоционального состояния. В рамках музыкотерапии специалисты используют все виды музыки, включая электронные записи, и самостоятельное освоение музыкальных инструментов.

Формы музыкотерапии

Исследование музыкального культурного наследия способно разносторонне обогатить внутренний мир человека. Оно работает в качестве профилактического, лечебного, обучающего средства. Регулярное прослушивание музыкальных произведений помогает предупредить проявление различных заболеваний, которые может вызвать стресс.

Музыкотерапия включает несколько основных форм:

  • индивидуальную (групповую);
  • глубокую и поверхностную;
  • директивную или не директивную.

Лечение музыкой можно отнести к щадящим способам терапии, которая почти не имеет противопоказаний. Она оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, облегчает и ускоряет процесс выздоровления.

Еще в Древней Греции Пифагором впервые было исследовано влияние музыки на психику людей. Мыслитель определил, что прослушивание ритмичной мелодии способствует контролю эмоций, помогает излечивать болезни нервов, сопутствует гармоничному развитию человека. Высокий интерес к музыке можно было заметить и у ученых 12 – 13 вв. Врачевателями мелодии использовались с целью облегчения боли при мигрени, бессоннице и болезнях пищеварительного тракта.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В 19 веке музыкотерапию стали применять с целью лечения заболеваний в психиатрической сфере. В европейских государствах она распространялась после первой мировой войны.

В Германии средство использовали для лечения язвы желудка, а в Швейцарии — туберкулеза. Обезболивающие свойства музыки австрийские акушеры применяли для облегчения родов. Позже музыку в качестве анестезиологического средства стали использовать хирурги и стоматологи.

В 20 веке индустриальное развитие способствовало доступности и повсеместному распространению музыкотерапии. Ее популярность стала расти, а положительные результаты воздействия мелодий на активность физиологических процессов и нормализацию состояния психики дает возможность отграничить музыкотерапию как поле деятельности в рамках официальной науки.

Особенности музыкотерапии

В прямом понимании «музыкотерапия» означает «лечение музыкой». Термин впервые стали использовать в Древней Греции, при этом в современной психотерапии он обладает тем же значением.

Большая часть ученых отнесла музыкотерапию к вспомогательным методам, подготавливающим пациентов к более сложным методам лечения. В соответствии с определениями отдельных практиков музыкотерапия представляет собой способ педагогического влияния, который оптимизирует творческие силы. Это может быть метод лечения некоторых аспектов физиологических и психологических заболеваний, а также устранения симптомов психосоматических заболеваний. В его основе лежит прослушивание музыкальных произведений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Применение музыкотерапии в качестве метода психологической коррекции, дает возможность помочь человеку с психологическими заболеваниями разной степени тяжести. Игра на музыкальных инструментах способствует избавлению от различных патологий, включая психоневрологические нарушения, нарушения развития воли, СДВГ у детей и взрослых, тревожность и страхи.

Музыка помогает излечить психоневрологические нарушения. Психотерапевтывыделяют 2 типа неврозов: неврастению и истерический невроз. Неврастения проявляется по причине эмоциональных и интеллектуальных перегрузок, а невроз под воздействием фрустрации. Для лечения первой из них используются инструменты, которые позволяют задавать ритм игре (например, барабан, там-там). Для исключения истерических симптомов в большей степени подойдут спокойные, умиротворяющие практики (например, флейта).

Способность постановки и достижения целей в норме проходит свое становление в дошкольном возрасте, окончательно формируясь в старшем подростковом возрасте. Взрослые люди с нарушением волевых процессов страдают ленью, то есть стремятся отказаться от преодоления трудностей, не умеют определять и достигать цели. Таким образом, пение и музицирование могут помочь создать качества, нужные для развития воли (например, чувство наслаждения своими действиями, расширение круга интересов, уважение к себе).

Учены отметили также, что музыкотерапия помогает вылечить СДВГ у взрослых и детей. Яркое проявление гиперактивности происходит в дошкольном возрасте. У большей части людей интенсивность симптомов становится ниже к 14-летнему возрасту, но иногда может сохраниться во взрослом возрасте.

Учению, запоминанию, возможности работать и выполнять элементарные обязанности мешает импульсивность, неспособность надолго удерживать внимание. Психологическая коррекция с помощью музыки поможет снизить признаки гиперактивного поведения, поощряя целенаправленную активность и снижая бесцельную подвижность.

Музыка позволяет снизить степень тревожности и уменьшить страхи. Непрерывающееся чувство тревоги может помешать испытывать положительные эмоции, заостряя внимание на негативных. Человек эмоционально напряжен, не способен расслабляться и быстро устает. Экспрессивная музыка, которая сопровождается танцевальными движениями, поможет высвободить эмоции, повысить позитивное восприятие, устранить эмоциональный конфликт.

Использование музыки в психологии

В психологии музыкотерапия применяется в основном с целью уменьшения воздействия стресса. Для нормализации психического состояния, психологами рекомендуется ежедневное прослушивание любимых мелодий в течение 10 – 15 минут.

Человек, вслушиваясь в последовательную смену звуков, непроизвольным образом фокусируется на мелодии и отстраняется от внешнего мира. Это способствует тому, что его психика проходит так называемую перезагрузку, избавляясь от воздействия накопленного стресса.

Прослушивание классической музыки рекомендовано людям, имеющим проблемы в общении. Часто подобная боязнь связана с детскими комплексами, а пережитые негативные впечатления навсегда лишают человека способности создавать близкие отношения. В этом случае музыка поможет снять напряжение, которое люди испытывают в попытке начать коммуникацию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оцените статью
Добавить комментарий