Самобытность – что это такое, факторы самобытности

Самобытность – что это такое, факторы самобытности

Факторы самобытности русской истории.

Предмет изучения Отечественной истории.

История – наука о настоящем и прошлом человеческого рода в его пространственно-временных изменениях и конкретных формах бытия. В непосредственном виде она предстаёт перед нами в деятельности преследующих свои цели людей и социальных групп.

Основные функции исторического знания.

1. Научно-познавательная функция, направленная на самопознание общества, выяснение его исторических корней и изучения уроков прошлого для решения современных задач

2. Прогностическая функция, призванная показать тенденции общественного развития, определить контуры будущего и служить ориентиром для сменяющих друг друга поколений людей.

3. Социальной памяти функция, сохраняющая для будущих поколений необходимый фундамент духовной культуры, без которой невозможно дальнейшее поступательное развитие общества.

4. Воспитательная функция, помогающая обществу определить смысл своего существования в данную историческую эпоху, прививающая ему на исторических примерах чувства национальной гордости и ответственности за судьбу своей страны.

Основные пути исторического познания.

1. Принцип объективности, требующий опоры на факты в их истинном содержании, на их рассмотрение во всей их сложности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон.

2. Принцип историзма, заставляющий рассматривать все факты, явления и события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, во взаимосвязи и взаимообусловленности всех сторон развития общества.

1. Историко-сравнительный метод, позволяющий определить общее и особенное в процессе исторического развития.

2. Историко-типологический метод, помогающий объяснять типичные черты несвязанных между собой явлений сходными условиями общественного развития.

3. Историко-генетический метод, позволяющий найти сходные явления при разных условиях общественного развития на основе их внутреннего родства.

4. Историко-системный метод, предусматривающий изложение исторических событий и явлений в строгой последовательности, постановку проблем и их решение.

Типы исторического сознания.

1. Общественное (массовое) историческое сознание представляет собой совокупность взглядов, представлений и чувств, определяющих отношение к своему прошлому больших человеческих сообществ.

2. Индивидуальное (личное) историческое сознание определяет эмоциональное и логически-предметное отношение к истории отдельных людей – индивидов.

Формы общественного исторического сознания.

1. Мифологическое историческое сознание – это эмоционально-окрашенные представления людей о своём прошлом, чаще всего миф, заменяющий историческую правду.

2. Хронистическое историческое сознание – это простая фиксация исторических событий без всякого их осмысления и установления причинно-следственных связей.

3. Научное историческое сознание – это обращение к реальным фактам истории и попытка выяснить причинно-следственные связи и суть происходивших исторических событий.

Формы индивидуального исторического сознания.

1. Монументальное историческое сознание – это стремление отдельных людей взять в качестве образца для подражания деятельность великих исторических личностей.

2. Антикварное историческое сознание – это глубокая привязанность отдельных людей к старинным предметам и историческим преданиям, часто заслоняющих обыденную реальность.

3. Критическое историческое сознание – это стремление осмыслить историю применительно к своей жизненной практике.

Основные концепции исторического процесса.

3. Мирсистемная (теория стадий роста).

Суть формационного подхода к истории.

Стороны концепцииСодержание
1.Направленность исторического процессаДостижение идеального общества – коммунизма
2.Движущая сила исторического развитияКлассовая борьба и её высшая форма – социальная революция
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развитияОсновное внимание к фактору материального производства и детерминированности (предопределённости) исторического процесса
4.Характер исторического процессаЧеловеческое общество проходит пять этапов (формаций) в своём развитии: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждый новый этап прогрессивнее предыдущего

Суть цивилизационного подхода к истории.

Стороны концепцииСодержание
1.Направленность исторического процессаКаждая цивилизация уникальна и развивается по собственным законам от рождения до гибели
2.Движущая сила исторического развитияИзменения в культуре, религии, менталитете общества, в природно-климатической среде
3.Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развитияПервостепенное внимание к факторам духовно-культурного развития общества
4.Характер исторического процессаИстория – это существование отдельных цивилизаций (культурно-исторических типов), слабо связанных друг с другом

Суть мирсистемного подхода к истории (теория стадий роста).

Стороны концепцииСодержание
1. Направленность исторического процессаЧеловеческое сообщество движется к самой прогрессивной стадии развития – к постиндустриальному обществу
2. Движущая сила исторического развитияИзменения в науке и технике, влекущие за собой изменения в духовной сфере
3. Соотношение материальных и духовных, объективных и субъективных факторов исторического развитияОсобое внимание к достижениям научно-технической революции, т.е. к научно-техническому фактору развития
4. Характер исторического процессаВсе народы и страны проходят неравномерно путь от традиционного общества к постиндустриальному

Факторы самобытности русской истории.

1. Природно-климатический фактор (суровые погодные условия), обусловивший противоречивость характера русского народа, прочность общинных традиций и предельную жёсткость политического режима.

2. Геополитический фактор – положение страны на стыке двух цивилизаций (западной и восточной), отсутствие естественных преград от неприятеля, изолированное положение страны, удалённость на протяжении длительного периода её истории от выхода к морям и обилие рек, заменивших транспортные пути. Всё это способствовало милитаризации страны и оттоку её населения на окраины, что в дальнейшем привело к установлению крепостного права. Вместе с тем обширные просторы и тяжёлая жизнь сформировали у русского народа доброту и отзывчивость к представителям других этносов.

3. Конфессиональный (религиозный) фактор, сформировавший духовный стержень русского народа, его консерватизм и привычку к устоявшимся нормам и традициям.

4. Фактор социальной организации, когда утвердившиеся социальные отношения оказывают обратное влияние на ход исторического развития страны. К таковым относились: доминирующая роль государства в общественном развитии, общинные традиции, наличие корпорации служилой знати. Меняя свои формы, но, не изменяя своего содержания, эти черты социальной организации российского общества существуют и поныне.

ВЫВОД: История – это наука о прошлом и настоящем человеческого рода в его пространственно-временных изменениях и конкретных формах бытия. Основное предназначение истории быть учителем жизни сменяющих друг друга поколений людей, чтобы помочь им избежать повторения прежних ошибок и заблуждений. Общепринятой концепции исторического развития нет, поскольку новый поток знаний заставляет усомниться в правоте прежних устоявшихся теоретических положений. Надо относиться к различным теориям исторического процесса как формулам и схемам, призванным облегчить восприятие сложного и противоречивого исторического прошлого.

ТЕМА 1. ДРЕВНЯЯ РУСЬ. IX-XI века.

Теории образования Древнерусского государства.

1. Норманнская, отдающая роль создателей Древнерусского государства норманнам (варягам). Авторы: Миллер, Шлётцер, Байер, Карамзин, Соловьёв.

2. Антинорманнская, отрицает вклад варягов в создание Древнерусского государства, или считает варягов одним из славянских племён. Авторы: Ломоносов, Рыбаков.

3. Центристская, считающая, что образование государства – это процесс внутреннего общественного развития, хотя и при участии варягов. Авторы: Юрганов, Кацва и большинство современных историков.

Причины образования государства у восточных славян.

1. Социальное расслоение внутри древнеславянского общества, вызванное ростом имущественного неравенства и распадом родовых связей, что потребовало создание государственного аппарата в виде князя с дружиной для защиты интересов собственников.

2. Распри внутри славянских общин и среди племён заставили людей заключить договор с военной знатью для охраны порядка и обеспечения внешней безопасности.

3. Постоянная угроза внешних вторжений и потребность в самозащите заставила восточных славян приступить к строительству государства раньше, чем его мог создать процесс внутреннего развития.

Причины принятия христианства на Руси.

1. Необходимость укрепления княжеской власти и придание ей сакрального (священного) характера.

2. Потребность обеспечения единства всех славянских территорий на новой духовной основе.

3. Христианство в отличие от язычества была религией классового общества, оправдывающей социальное неравенство и примиряющее людей с трудностями жизни.

Читайте также:  Духовность человека - определение, её проблема и развитие

4. Необходимость приобщения Руси к европейским политике, к общеевропейским духовным и культурным ценностям.

Значение принятия православия на Руси.

1. Укрепление государства и княжеской власти;

2. Повышение международного авторитета Киевской Руси;

3. Приобщение Руси к византийской политической и духовной культуре.

Особенности социально-политического развития Киевской Руси на этапе раннего феодализма IX-XI века.

1. Слабее были выражены процессы социальной дифференциации. В хозяйственной жизни преобладали автономные крестьянские общины. Феодальных вотчин было немного, и они основывались на труде рабов (челяди).

2. Князь не являлся полновластным правителем. Его избирало на службу вече (народное собрание). Оно же могло его прогнать, если он плохо исполнял свои обязанности по защите страны или обеспечению правопорядка.

3. Большая роль вече в политической жизни страны определялась всеобщим вооружением народа. Народное ополчение являлось главной силой русского войска в вечном противостоянии Руси с кочевниками-степняками. Малочисленная княжеская дружина самостоятельно справиться с ними не могла.

4. Устойчивость удельно-родовых отношений, когда страна считалась совместным владением княжеского рода Рюриковичей. Каждому представителю рода в зависимости от старшинства выделялась часть территории княжества (удел). Власть в княжестве и в уделах передавалась не от отца к сыну, а к следующему по старшинству представителю княжеского рода.

5. Вместе с тем, гораздо выше, чем в Европе, на Руси был уровень экономического и культурного развития. Благополучие страны строилось на широком развитии ремёсел и торговых связях со всеми окружающими государствами, грамотность была распространена не только в кругу знати, но и среди простых людей.

ВЫВОД: Создав могучее государства и приобщившись к христианскому вероучению, Древняя Русь в течение нескольких десятилетий вошла в круг цивилизованных государств того времени с собственным вектором развития. Авторитет её в мире был довольно высок, многие правители соседних стран считали за честь заключить политический или брачный союз с киевским князем. Киевская Русь находилась ближе к прогрессивному пути развития, чем страны Запада. Она могла бы стать лучшим и передовым государством Европы, если бы не феодальная раздробленность и монголо-татарское нашествие, изменившие внутреннюю ситуацию и внешнеполитическое положение страны.

ТЕМА 2. РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. БОРЬБА С ИНОЗЕМНЫМ НАШЕСТВИЕМ. XII-XIII ВЕКА.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9758 – | 7460 – или читать все.

6.Факторы самобытности русской истории.

Историки – представители трех подходов к проблеме особенностей русской истории признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ. Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории: 1) природно-климатический; 2) геополитический; 3) конфессиональный (религиозный); 4) социальной организации.

1. Природно-климат.Важнейшей особ.в разв.Рос.в аграр.сфере-короткий с/х цикл(апр-сент),малоплодород.рос.почв

агрокульт.развита слабо,тех.оснащ.плохая,малый урожай

об-во не получало необходимого прибавоч.продукта

2. Геополитический.(гео.полож.)Прежде всего он повлиял на х-ер хоз-ва. Почвы и климат не благоп.для земледел.,рискованное земледел, тем не немее это богатая страна. Она богата древесиной, пушниной и др.прир. рес.Можно было просто продвигаться на вост.,если требовались новые земли. Когда земли приходили в негодность, люди переселялись на новые земли.Рос.не имела колоний,т.к. земли было предостаточно.Тип хоз-ва?экстенсив,а в Евр. Же-интенсив. 3.Конфессиальный.Среди большинства православных, богатство было зазорным.Если люди и наживали богатство,то не афишировали это.Богатые занимались меценатской деят-тью в пользу бедным,наиболее почитаемыми были юродивые.Это в конечном итоге явилось тормозом для утверждения и разв.товароденежных отнош.(утверждение протестант.в Евр.способствовало бурж.разв.).Православие пришло в рус.ист.на смену яз-ву и в течение двух веков они сущ.как бы на равных,сущ.эл-т двоеверия. 4. Под воздействием вышеуказанных факторов: природно-климатического, геополитического, религиозного – в России сложилась специфическая социальная организация. Ее основные элементы следующие:

1. первичная хозяйственно-социальная ячейка – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз, кооператив, концерн и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;

2. государство – не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а становой хребет, порой даже демиург (творец) гражданского общества;

3. государственность либо обладает сакральным характером, либо неэффективна

4. государство, общество, личность не разделены, не автономны, как на

Западе, а взаимопроницаемы, целостны, соборны;

5. государственность опирается на корпорацию служилой знати (дворянство,

номенклатура и т.д.).

Данная социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью и,

меняя свои формы, а не суть, воссоздавалась после каждого потрясения в

российской истории, обеспечивая жизнеспособность русского общества,

внутреннее единство его исторического бытия.

Выводы:а)Важн.роль играла КО:помогала собирать урожаи,защищ.от эксплуатации

гос-во вынуждено прибегать к жестким методам изъятия прибавочного продукта

крепостное право.б)коллект.традиции препят.обр.част.собст.в)Крепост.право невозможно было без рос.самодержавия

деспотическая форма власти. Прир.-климат.(истоки крепост.права.Влияние на х-ер людей и на гос-во(из-за плохой прир. чел-к достаточно сильный и выносливый,нехватка времени?отсюда неаккуратность, несобранность,не тщательность,торопливость).Наличие общины,отсюда чувство доброты),геополит.(много земли=>экстенсив.метод,крепост.право,много границ=>не защищенность границ=>большая армия=>сильное гос-во;оторванность от морей=>оторванность от центров торг.=>длительные войны;много рек=>плохие дороги;среднее положение м/у зап.и вост.=>стабильность,т.к.связывала по торговле), религиозный(православная церковь отделена от власти мирской),соц.(хоз-енно-соц.ячейка?крест.община=>коллективн.труд=>коллектив.собственность=>личность не индивидуальна. В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории. Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой Школы как проявления отсталости России и русских. Эта точка зрения характерна в первую очередь для исторической публицистики западнического, в том числе догматизированно-марксистского,направления. Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к, истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин – «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России. Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация. Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Самобытность

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое “Самобытность” в других словарях:

самобытность — самобытность … Орфографический словарь-справочник

самобытность — оригинальность, своеобразие, уникальность, неформат; отличительная черта, специфичность, свое лицо, особенность, нестандартность, редкостность, неизбитость, необычайность, странность, своеобычие, лица необщее выраженье, причудливость, народность … Словарь синонимов

САМОБЫТНОСТЬ — существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного об ва, к рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в… … Энциклопедия культурологии

САМОБЫТНОСТЬ — САМОБЫТНОСТЬ, самобытности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к самобытный. Самобытность натуры. Идеалистическое учение славянофилов о самобытности исторического развития России. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

самобытность — САМОБШЫТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Своеобразный, идущий своими путями, самостоятельный в своём развитии. С. талант. Самобытная культура. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Самобытность — См. простонародность В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

Самобытность — родной язык, традиции и обычаи соотечественников, особенности их культурного наследия и религии. Источник: Федеральный закон от 24.05.1999 N 99 ФЗ (ред. от 23.07.2010) О государственной политике Российской Федерации в отношении… … Официальная терминология

Читайте также:  Дебрифинг - в психологии, в тренинге, в критические моменты

самобытность — • яркая самобытность … Словарь русской идиоматики

Самобытность — ж. отвлеч. сущ. по прил. самобытный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

самобытность — самобытность, самобытности, самобытности, самобытностей, самобытности, самобытностям, самобытность, самобытности, самобытностью, самобытностями, самобытности, самобытностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Самобытность

Самобытность – это качество личности, рассматриваемое с нескольких сторон – индивидуального проявления и культурного соответствия. На первом уровне значение слова самобытность используется для характеристики оригинального, своеобразного, уникального поведения человека, отличающего его от других и делающего не похожим на массовые образы. Самобытность в данном ключе затрагивает не только поведенческий аспект, но и внешние проявления человека в выборе мест, архитектурных решений, создания собственного внешнего образа и стиля жизни. Примеры таких личностей могут встречаться в историях мировой культуры и каждый день среди наших знакомых. Такие люди обычно четко держат направление своего движения и не поддаются критике общества, оказываются нечувствительны к внешнему навязыванию. Они носят ту одежду, которую сами считают красивой и удобной. Слушают ту музыку, которая откликается в их сердце и работают над теми проектами, в которых видят смысл.

Во втором значении самобытность отражает некое постоянство существования человека в культурной среде, отражающее его укорененность. Это может быть очень близким отражением четкого наследования традиций и выбора предков, поддержания чистоты и оригинальности собственного духовного наследия. Примерами такой культурной самобытности служат чаще всего деревни, далекие от цивилизации, ревностно хранящие свои традиции, одевающиеся в соответствии с культурными и обрядовыми законами той местности и не подвергшиеся изменениям вследствие стирания культурных границ. Сюда же относится сохранение родного языка, диалекта, устного творчества, верований, ценностей и идей народа.

Что такое самобытность

Значение слова самобытность обычно применяется для определения оригинальности человека или его творения. При этом оригинальность наполняется значительно большим смыслом, чем простая непохожесть на большинство. Самобытность в создании вещей, окружающего пространства и других продуктов проявляется не в копировании, подражании или миксовании готовых нескольких идей, а в творческом изначальном создании чего-то нового и неповторимого. Основой для создания таких новых творческих концепций или ежедневных жизненных проявлений происходит с опорой на собственные внутренние ценности и выборы или же культурно-нравственные категории соответствующей культуры.

Самобытность лишена внешних подсказок и сценариев, как жить. Невозможно сохранить свою собственную уникальную самобытность и при этом представлять среднестатистического по всем параметрам обывателя. Жизнь на автопилоте, хождение по известным улицам, исполнение заведомо успешного сценария удобны, но далеки от самобытности. Это качество личности, которое включает постоянный внутренний поиск, творение окружающего в соответствии с душевными потребностями, а не подстраивание своих желаний под существующие рамки действительности. Самобытность занимается постоянным сличением соответствия проживаемой жизни с тем, какие ценности находятся внутри у человека. Это предельная честность в контакте с миром и смелость выйти в него без маски и отстаивать свою позицию.

Следование и поддержание своей самобытной природы неизбежно приводит человека к воплощению своего предназначения, нахождению того жизненного пути и созданию такого жизненного пространства, в котором личность будет максимально реализованной. Многие выбирают другой путь, поскольку цена провала при стремлении к своим настоящим целям воспринимается крайне тяжело. Любые неудачи в достижении фальшивых желаний не так сильно травмируют эго, точно так же как и менее ранит критика, если продукт был скопирован, а не рожден в творческих муках. Но качество жизни и продукта в этих условиях принципиально различны.

Некоторые ученые противопоставляют самобытность универсальность, считая последнюю обезличенным проявлением человека, как удовлетворяющего все социальные запросы существа. Но универсальность умений, взаимодействий и прочих проявлений не отменяет человеческой оригинальности и самобытного осуществления универсальных вещей. Самобытность не ограничивает возможности и способности, а лишь придает им исключительную и узнаваемую окраску.

Самобытность как качество личности

Самобытность, проявляющаяся личностным качеством, включает в себя сочетание высокое проявление некоторых человеческих характеристик. То, что человек самобытен, проявляется в способности идти своим путем, не смотря на советы и требования окружающих, игнорируя требования моды и внешней актуальности, а беря за основу собственные внутренние убеждения. Помимо следования своему пути качество самобытности проявляется в умении быть собой, а именно в отсутствии страха отличаться от большинства. Поддержание своего уникального существования становится главной чертой самобытного человека и помогает сохранить не только эту черту, но и развить множество других.

Невозможно качество самобытности без высокого уровня самостоятельности. Эти понятия неотделимы, поскольку если только вы знаете, куда вам стоит двигаться, то вся ответственность ложится на ваши плечи. Чем больше дел делегируется, чем больше ответственности перекладывается, тем меньше в человеке самобытности. Подчинение чужим потребностям и видению реальности постепенно вытесняет уникальность личности, заменяя ее шаблонным удобным поведением.

В самобытности исключена искусственная погоня за оригинальностью и созданием образа. Подобные вещи происходят сами по себе и довольно спонтанно в процессе знакомства с различными гранями своей природы, если удалось отбросить навязанные близкими людьми концепции самовосприятия. Очистить ум от чужих оценок и встретиться с собой без ярлыков и масок – это будет первый шаг к самобытной жизни. Далее последует честная презентация окружающему миру того, что было узнано внутри собственной психики. Важным моментом является то, что сам человек должен быть представлен миру в своем истинном варианте.

Именно из такого стиля жизни рождается самобытная оригинальность, а точнее позволяет проявиться истинной и неповторимой человеческой сущности. Каждая личность уникальна, никто не является копией другого, и чем более очищенным и неприкрытым является взаимодействие человека с миром, тем более заметны эти отличия. Маски, социальные роли, выполняемые правила поведения одинаковы, обезличены и предписаны. Выходя за их пределы, проступает самобытность и честность.

Как качество личности, самобытность более развита у тех детей, которые воспитывались в обстановке принятия и любви. Обычно им многое разрешается – рисовать на обоях, пробовать на вкус песок, четыре раза поменять ВУЗ и прочее. Чувствуя возможность следовать своим выборам, и что вне зависимости от них ребенок будет принятым и любимым, закладывается основа отношений с миром, где есть место проявлению себя. Кроме того поддержка родителей и развитие ребенка вслед за его интересом, а не по выбранному жесткому пути формирует умение прислушиваться к своим потребностям и осуществлять их.

Любое проявление требует определенной платы. И если вы хотите спокойную жизнь, среднее хорошее отношение социума, то ради этого придется жертвовать своей оригинальностью. Если же вы стремитесь к самобытному проявлению, то необходимо быть готовым к тому, что многим это придется не по нраву, кто-то захочет вписать вас в общие рамки, да и помощников на непроторенном пути встречается крайне мало.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Факторы самобытности российской истории

Как же особенности римской и эллинской цивилизаций проявились в христианстве? В период утверждения христианства в качестве мировой религии, в IVVI

Факторы самобытности российской истории

Другие материалы по предмету

Факторы самобытности российской истории

Основные точки зрения на проблему особенностей русской истории

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.

Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают, что все страны и народы, в том числе Россия и русская нация, проходят в своей эволюции одни и те же, общие для всех стадии, движутся по одному, общему для всех пути. Те или иные особенности российской истории трактуются представителями этой Школы как проявления отсталости России и русских. Эта точка зрения характерна в первую очередь для исторической публицистики западнического, в том числе догматизированно-марксистского, направления.

Читайте также:  Месседж - что это такое, синонимы слова

Историки-профессионалы, исходящие из той же методологической посылки, как правило, избегают использовать применительно к, истории России понятие «отсталость», предпочитая другой термин «задержка» движения русской истории; соответственно центр исследований переносится ими на выявление причин, замедливших ход исторической эволюции России. В наиболее яркой форме эта точка зрения представлена в трудах выдающегося русского историка Сергея Михайловича Соловьева, который отмечал:

«Два живых существа начали движение вместе по одной дороге, при равных условиях, и одно очутилось назади, отстало: первая мысль здесь, что, при равенстве внешних условий различие необходимо заключается во внутренних условиях в том, что отставший слабее того, кто ушел вперед. Но движение народов по историческому пути нельзя сравнивать вообще с беганьем детей взапуски или конскими бегами, к которым прилагается слово: отстать. В историческом движении может быть совершенно. Другое: здесь внутренние силы, средства могут быть равные или даже их может быть больше у того, кто движется медленнее, но внешние условия разные, и они-то заставляют двигаться медленнее, задерживают, и потому надобно внимательно отличать отсталость, происходящую от внутренней слабости при равенстве внешних условий, и задержку, происходящую от различия, неблагоприятности внешних условий при равенстве внутренних. В данном случае мы должны именно употреблять второе выражение, ибо русский народ как народ славянский принадлежит к тому же великому арийскому племени, племени любимцу истории, как и другие европейские народы, древние и новые, и подобно им имеет наследственную способность к сильному историческому развитию: одинаково у него с новыми европейскими народами и другое могущественное внутреннее условие, определяющее его духовный образ христианство. Следовательно, внутренние условия и средства равны, и внутренней слабости и потому отсталости мы предполагать не можем; но когда обратимся к условиям внешним, то видим чрезвычайную разницу, бросающуюся в глаза неблагоприятность условий на нашей стороне, что вполне объясняет задержку развития».

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Из отечественных исследователей данный подход в наиболее всесторонней форме обоснован поздним славянофилом Николаем Яковлевичем Данилевским. Суть его концепции такова:

«Прогресс состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в равных направлениях. » В истории Данилевский выделял несколько культурно-исторических типов, каждый из которых «развивал самостоятельным путем начало, заключавшееся как в особенностях его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу». Историческое развитие в целом определяется рядом законов:

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться необходимо, чтобы все народы, к нему принадлежащие, пользой вались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу». Данилевский среди прочих культурно-исторических типов выделил и славянский черты которого, по его мнению, в наиболее яркой форме проявились в русском народе.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода. К представителям этого направления принадлежал видный русский историк и общественный деятель Павел Николаевич Милюков. По его мнению, в историческом результате различаются три главные группы производящих его условий:

«Первое условие заключается во внутренней тенденции, внутреннем законе развития, присущем всякому обществу и для всякого общества одинаковом. Второе условие заключается в особенностях той материальной среды, обстановки, среди которой данному обществу суждено развиваться. Наконец, третье условие состоит во влиянии отдельной человеческой личности на ход исторического процесса. Первое условие сообщает различным историческим процессам характер сходства в основном ходе развития; второе условие придает им характер разнообразия; третье, наиболее ограниченное в своем действии, вносит в исторические явления характер случайности». Внутренний ход развития России «видоизменялся под могущественным влиянием второго условия, исторической обстановки. Если бы можно было предположить, что это условие произвело только задерживающее влияние, что оно остановило рост России на одной из ранних ступеней жизни, тогда мы имели бы еще право сравнивать состояние России с состоянием Европы, как два различные возраста. Но нет, историческая жизнь России не остановилась; она шла своим ходом, может быть, более медленным, но непрерывным, и, следовательно, пережила известные моменты развития пережитые и Европой по-своему. Итак, не следует ли вернуться к теории националистов? Ничуть не бывало. Если историческая обстановка, видоизменяющая историческое развитие, есть могущественный фактор в историческом процессе, то не менее основным и могущественным фактором надо считать внутреннее развитие общества во всяком обществе одинаковое. Условия исторической жизни задержали развитие численности русского населения; но дальнейший процесс по необходимости будет заключаться в размножении и увеличении плотности этого населения. Условия обстановки задержали экономическую эволюцию на низших ступенях, но дальнейший ход ее у нас, как везде, пойдет одинаковым порядком, в направлении большей интенсивности, большей дифференциации и большего обобществления труда. Исторические условия создали насильственное сплочение сословий и одностороннее развитие государственности; но дальнейшее развитие экономической жизни уже привело отчасти к ослаблению государственной опеки, к раскрепощению сословий, к зачаткам общественной самостоятельности и самодеятельности. Таким образом, во всех этих областях жизни историческое развитие совершается у нас в том же направлении, как совершалось и везде в Европе. Это не значит, что оно приведет, в частности, к совершенно тождественным результатам, но тождественности мы не встретим и между отдельными государствами Запада, каждое из них представляет настолько глубокие различия и своеобразия, что само подведение их под одну общую рубрику «западных государств» может иметь только весьма условное и относительное значение».

Итак, представители трех подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Тем не менее все они признают воздействие на развитие России неких мощных факторов (причин, условий), которыми обусловливается значительное отличие истории России от истории западных обществ.

Что же это за условия? В отечественной и зарубежной историографии обычно выделяются четыре фактора, определивших особенности (отсталость, задержку, самобытность, своеобразие) русской истории:

3) конфессиональный (религиозный);

4) социальной организации.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться

или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, пр

Оцените статью
Добавить комментарий