Ненавижу школу: советы, что делать ребёнку и родителям

Ненавижу школу: советы, что делать ребёнку и родителям

Школьные вопросы

Четыре самые вероятные причины плохого отношения детей к школе и способы его исправить

Почему дети ненавидят школу и что с этим делать?

Ваш ребенок не любит ходить в школу? Вам приходится ежедневно заставлять его просыпаться, собираться и идти на уроки? Вы опасаетесь, что это может войти в привычку, и он потеряет интерес к учебе? Если вы обеспокоены растущей ненавистью вашего ребенка к школе и хотите помочь ему прямо сейчас, вам стоит прочитать эту статью!

Далее описываются возможные причины того, почему дети ненавидят школу, а также предлагаются рекомендации, которые помогут родителям справиться с этим.

1. Резкое увеличение академической нагрузки. Иногда можно заметить, что ребенок внезапно изменил свое отношение к школе, особенно это бросается в глаза вначале нового учебного года.

  • Ребенок может испытывать трудности адаптации к изменению темпа обучения по сравнению с предыдущим классом (годом).
  • Учебный план может показаться ему слишком тяжелым или ребенок может посчитать, что получает слишком много домашней работы или заданий на каждый день.
  • Кроме того, если в этом году в расписании ребенка появляются новые предметы, ему вероятно, будет сложно справляться с дополнительной нагрузкой, во всяком случае, первое время.

Как с этим справиться? Как родитель вы должны помочь вашему ребенку перейти из одного класса в другой плавно и комфортно.

  • Обсудите с ребенком академическую нагрузку. Если ему кажется, что домашних заданий слишком много, составьте график, который поможет эффективнее структурировать время.
  • Попросите его временно сократить количество внеклассных мероприятий и увлечений и сосредоточиться на новых предметах. Посоветуйте ребенку уделять больше времени изучению тех предметов, которые ему даются сложнее других и где он чувствует себя отстающим. После того как он обретет уверенность и хорошие познания в школьных дисциплинах, он сможет продолжить заниматься своими любимыми увлечениями.

2. Издевательства в школе. Школьные издевательства – буллинг – это один из худших кошмаров для ребенка, с которым он может столкнуться в школе, несмотря на строгие правила, запрещающие любые формы унижения и насилия.

  • Ваш ребенок может стать жертвой школьных издевательств одноклассников, старших учеников или даже некоторых преподавателей.
  • Группа детей может дразнить вашего ребенка или насмехаться над ним. Некоторые дети могут угрожать и запугивать его во время школьных занятий.
  • Ваш малыш может столкнуться с издевательствами старших учеников или еще кого-нибудь в школьном автобусе или общественном транспорте.
  • Если ваш ребенок ходит домой пешком, то может подвергнуться физической или словесной травле со стороны попутчиков или соседей.

Как с этим справиться? Следите за косвенными признаками, за своего рода сигналами, которые расскажут вам о том, что ваш ребенок стал жертвой буллинга.

  • У ребенка может внезапно пропасть интерес к школе, вплоть до появления чувства ненависти, или же внезапно он может стать тихим и безразличным и потерять интерес к ранее любимым видам деятельности.
  • Мягко поговорите с вашим ребенком и узнайте, не обидел ли его кто-нибудь в школе. Зачастую он может бояться, что, если вы пожалуетесь руководству школы или учителям, хулиган узнает об этом, и издевательства продолжатся, а может, и с новой силой. Спокойно скажите ребенку, что вы поможете ему всеми возможными способами и подойдете к решению проблемы с умом.
  • Если ваш ребенок сталкивается с физическим насилием, вам следует проконсультироваться у администрации школы, которая предложит варианты дальнейших действий, включая обращение в милицию, чтобы впредь не допустить агрессивное поведение в школе.

3. Стрессогенный фактор. Иногда поход в школу способен привести к такому стрессовому состоянию, что ребенок может вообще отказаться от дальнейшего обучения.

  • Ваш ребенок ведь тоже может страдать от большого количества стрессов в жизни, и многие из них родом из школы.
  • В школе ребенок всегда находится под психологическим давлением, так как все ждут, что он будет хорошо учиться и получать хорошие оценки. Дома вы тоже ожидаете от ребенка хорошей подготовки, своевременного и качественного выполнения заданий и ночных бдений перед экзаменами.
  • При таком количестве заданий ребенку может элементарно не хватать времени на общение со сверстниками. Он может часто пропускать встречи с друзьями, которые очень важны для его взросления и развития, в том числе для его психического и социального благополучия.

Как с этим справиться? Родитель – это и есть тот человек, который может помочь ребенку найти баланс между учебой и социализацией.

  • Осознайте всю важность наличия друзей и развлечений для жизни вашего ребенка. В стремлении преуспеть, не заставляйте его становиться «книжным червем» и затворником.
  • Помогите ребенку хорошо распланировать собственный день. Если в течение недели у него много домашних заданий, проследите, чтобы за эти пять дней у него было достаточно времени для отдыха, а в выходные он мог бы выпустить пар с друзьями.

4. Отсутствие интереса к учебе. Вполне возможно, что вместо активного академического интереса ваш ребенок чувствует в себе какую-то профессиональную склонность, призвание к чему-либо.

  • Ребенок может быть не в состоянии понять конкретный вопрос или, возможно, страдает от скуки в классе.
  • Он может посчитать ненужным изучение того, что его совсем не интересует, и, возможно, даже признать такую учебу пустой тратой времени.
  • Кроме того, если ваш ребенок уже изучал определенный предмет в предыдущем классе и не достиг в нем больших успехов, он может переживать о результатах дальнейшего изучения данного предмета и потерять к нему всякий интерес.

Как с этим справиться? Объясните ребенку, каким образом конкретный школьный предмет может расширить его познания и помочь реализовать собственные амбиции.

  • Дома попробуйте объяснить ребенку определенные понятия, используя методы обучения, отличающиеся от тех, к которым принято прибегать в школе.
  • Если ничего не помогает, обратитесь с просьбой к учителям, возможно, есть педагогический способ решить эту проблему, например, репетиторство.

Поход в школу это то, что должно нравиться вашему ребенку, то, чего он должен с нетерпением ожидать каждый день и не рассматривать в качестве наказания. Посоветуйтесь с учителями и школьным психологом о том, как вы можете помочь привить своему ребенку интерес к учебе.

Ваш ребенок ненавидит школу? Скорее всего, проблема в вас. Почему так, объясняет психолог

Замечаете, что переживаете за то, что происходит у ребенка в школе, больше, чем он сам? И заводитесь, и хотите «пойти поругаться», и про себя проклинаете каждого в школьном чате вайбера? Что с вами происходит и почему до добра это точно не доведет, рассказывает психолог Юлия Костюк.

Вот пара реальных историй, в которых вы наверняка узнаете себя:

«Я не могу успокоиться! Опять классная сказала, что дети должны прийти в субботу и что-то там делать! Это же их законный выходной! Вечно придумают какое-то идиотство!»

«Как же меня злит одноклассница моей дочери! Она вечно выпендривается. Да еще и учителя это поощряют: то главную роль в спектакле дадут, то на мероприятие от класса отправят. А моя чем хуже? Почему всегда отправляют одну и ту же ученицу?»

«Почему мой ребенок должен носить эту форму? Я хочу, чтобы она выделялась, а не была серой массой. Мне не нравится, что наших детей заставляют носить эти страшные костюмы… Это просто безобразно!»

Фото: dettka.com

Школьные заботы и связанное с ними негодование порой доводит родителей до серьезных неврозов. Люди настолько погружаются в выяснение отношений с учителями, с одноклассниками своих детей и их родителями, в разбирательства «неправильности» учебников в частности и образовательного процесса в целом, что в итоге их просто трясет от одного упоминания слова «школа».

Почему так происходит? Почему самостоятельные, взрослые мужчины и женщины остро включаются в детсадовские выяснения отношений на уровне «самдурак»?

Конечно, родителям нужно знать, как ребенок чувствует себя в школе, какие у него отношения со сверстниками и педагогами, нуждается ли он в помощи по учебе или в других делах. Родителю стоит держать руку на пульсе и вовремя реагировать на критические ситуации, к которым относятся, например, физическое и психологическое насилие над ребенком со стороны одноклассников или представителей школы.

Оскорбления, подзатыльники, отъем и порча личного имущества могут быть расценены как насилие. В то время как, например, введение школой правила на единую форму никак нельзя назвать ни психологическим, ни физическим насилием. Так же, как и субботники, требования соблюдать внутренний распорядок, традиции учебного заведения…

Так откуда тогда столько агрессии и непринятия этих рядовых, казалось бы, ситуаций?

Если копнуть глубже, практически каждый «очень волнующийся за ребенка» родитель найдет неприятные воспоминания о своих школьных годах. Многие из них были серьезно травмированы непрофессиональным поведением учителей, никак не контролируемой травлей одноклассников, отсутствием внимания со стороны родителей к жалобам и просьбам помочь… Ведь еще каких-то лет 15−20 назад учитель мог не только безнаказанно оскорбить и нанести психологический вред по незнанию, но и ударить, оттягать за ухо, вывести из класса за шиворот…

Так сложилось, что большинство детей, которые подверглись таким «воспитательным» мерам, не смогли справиться со своими травмами. Человеческая психика устроена так, что болезненные воспоминания могут быть недоступны сознанию, но ощутимо влиять на поведение и состояние человека. Эти воспоминания включаются тогда, когда возникает похожая ситуация.

А похожая ситуация возникает совершенно внезапно, например, когда ребенок идет в первый класс… Для психики нет разницы, кому завтра завяжут белые банты на голове: она «включится» лишь от одного слова «школа». Или «класс», «дисциплина», «сядьте ровно». Или «Добрый день, уважаемые родители!», сказанное классным руководителем на собрании, когда взрослый человек будет сидеть на маленьком неудобном стульчике первоклассника и не помещаться за парту…

И он даже не поймет, что же произошло и почему ему так остро захотелось поскорее выбежать из класса или в крайнем случае сползти под эту самую парту, прячась от взгляда вполне приятной женщины.

А дело в том, что этот человек все еще продолжает вести неосознанную войну со своей школой, со своими воспоминаниями, со своими обидчиками.

И всю эту гамму не прожитых должным образом эмоций родитель неизбежно выливает на своего ребенка-школьника. По сути, ребенок не формирует собственное впечатление о школе. Это делают за него родители, буквально вливая в него отношение, основанное на их воспоминаниях… А потом вопросы: «Почему он не хочет учиться?», «Почему он хамит учителям?», «Почему он ненавидит школу?». Или утверждения: «Школа совсем не изменилась», «Там работают только садисты», «Школа портит психику детям».

Поймите: ребенок, у которого уже есть четко сформированная установка «школа плохая, и она во всем виновата» вряд ли сможет вынести для себя полезные выводы и выстоять в сложной ситуации. У него просто не будет мотивации это делать, ведь «виновный» уже давно назначен. Более того, человеческая психика устроена так, что всегда находит подтверждения именно тому, что однажды она приняла за правду.

Если мама или папа школьника очень сильно вовлечены в его школьные будни, им будет полезно задать самим себе следующие вопросы:

  • Какое у меня отношение к школе?
  • Что я вспоминаю, когда произношу слово «школа»/ «отметка»/ «учитель» и т.д.
  • Если бы я мог (ла) исправить что-то в своем прошлом, относящемся к школе, что это могло бы быть?

Ответы на эти вопросы могут помочь родителям понять, не пытаются ли они решать свои проблемы детства с помощью детей. И если это так, то очень важно разделить свой детский опыт и опыт своего ребенка. Потому что детям крайне важно получать личные впечатления, делать собственные умозаключения, принимать самостоятельные решения. А взрослым не менее важно разобраться со своими внутренними конфликтами, давними обидами и нереализованными детскими желаниями, чтобы освободить свой разум от эмоций двадцатилетней давности.

Если вы заметили ошибку в тексте новости, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

22.02.2014 Ненавижу школу! Что делать, если ребёнок отказывается учиться

Вы стали замечать, что ваш ребёнок перестал интересоваться школой, что он не стремится туда каждое утро или, ещё хуже, он всё чаще произносит ужасные слова: «Ненавижу школу!»? Не стоит делать из этого проблему вселенского масштаба и вести с вашим школьником долгие нравоучительные беседы.

Совершенно нормально, если у ребёнка на какое-то время пропадает желание учиться. Стремление к новым знаниям не может быть одинаково интенсивным на протяжении всех одиннадцати лет учёбы.

Однако неправильным будет и полное отстранение родителей от этой ситуации. Держите её на контроле и присматривайтесь, не затянется ли период отказа ходить в школу. Попутно анализируйте возможные причины. Возможно, вам удастся незаметно вывести ребёнка на откровенный разговор. В любом случае, именно сейчас важно дать ребёнку уверенность в том, что вы всегда внимательно выслушаете его, поддержите и поможете найти выход из любой сложной ситуации.

Почему ребёнок не хочет ходить в школу?

Каждая ситуация уникальна, но можно выделить основные причины нежелания школьников учиться.

Плохие отношения с учителем. Психологи уверены, что высокая мотивация к учёбе – это, прежде всего, заслуга учителя. Когда учитель не может найти подход к ученику (что достаточно сложно в условиях переполненных классов), когда не желает или не умеет заинтересовать в предмете и учёбе в целом – дети будут ходить к такому преподавателю неохотно и не смогут показать высоких результатов обучения. В такой ситуации можно посоветовать родителям как можно быстрее поменять учителя или школу.

Ссора с одноклассником. Попробуйте вместе найти выход из ситуации – такой, который будет приемлем для вашего ребёнка и в то же время не усложнит положение вещей. Когда речь идёт о начальной школе, нужно просто немного подождать, когда забудутся обиды и дети снова станут друзьями «не разлей вода».

Сложности в освоении определённого предмета. Если какая-то дисциплина даётся с большим трудом, это легко исправить. Вы сами можете объяснить сложные места, проанализировать, с какого момента начались трудности, и вместе заново пройти весь материал. Попробуйте договориться с учителем о дополнительных занятиях с вашим ребёнком. Помощь отстающим ученикам входит в обязанности преподавателей. В конце концов, можно прибегнуть к услугам репетитора. Поощряйте любые успехи. Будьте уверены в том, что у вашего школьника всё получится, – и он тоже почувствует уверенность в своих силах.

Высокая нагрузка. Требования к современным школьникам выросли, они тратят больше усилий на учёбу, которая зачастую не оставляет детям свободного времени. Но и родители порой, забывая о необходимости отдыха, записывают детей на несколько дополнительных занятий, ещё больше увеличивая нагрузку. Проанализируйте, достаточно ли времени на игры, прогулки и общение со сверстниками имеет ваш ребёнок. Возможно, усталость от бесконечных занятий стала причиной отторжения учебной деятельности. Откажитесь хотя бы на время от дополнительных занятий, научите ребёнка чередовать учёбу и отдых, решение сложных задач – с простыми, разбивать большие и трудные задания на мелкие.

Стресс дома. Плохие отношения между родителями, с братьями и сёстрами, излишнее давление и слишком строгие требования со стороны взрослых, психологическая травма в результате большой неудачи – всё это тоже может быть причиной отказа ребёнка ходить в школу. Переживание отрицательных эмоций забирает много ресурсов организма. В такой ситуации у ребёнка просто может не хватать моральных сил на учёбу.

Чтобы не усугубить ситуацию

Не разрешайте ребёнку пропускать школьные занятия без основательной причины, как бы он ни давил на вашу жалость. Ребёнка, решившего, что школа не так уж и обязательна, очень трудно будет переубедить в обратном.

Не мешайте ребёнку проявлять самостоятельность, избегайте излишней опеки. Нет никакой необходимости провожать ребёнка до расположенной близко школы, если он хорошо знает дорогу. Также родители не обязаны выполнять домашние задания вместе с детьми. Дайте возможность школьнику сделать ошибки или совсем не выполнить задание – так он осознает последствия и научится определять свои возможности. Понимание и прочувствование того, чем грозит отказ от учёбы, во многих ситуациях решает проблему отказа ходить в школу. А положительная оценка за задание, выполненное самостоятельно, поднимет ребёнка в собственных глазах. Это самая лучшая мотивировка.

Не пугайте школой и плохими отметками. Для ребёнка это будет сигналом того, что школа и учёба непременно сопряжены со сложностями, опасностями и негативными эмоциями. Если вы сами испытывали проблемы с учёбой, не любили школу, не стоит транслировать эти ощущения на вашего ребёнка. Вполне возможно, что у него будет отличный от вашего опыт учёбы в школе и общения со сверстниками.

Не обсуждайте при ребёнке сложности, возникающие у вас с работой. Многие ситуации – необходимость рано вставать, слишком требовательный начальник – легко переносятся ребёнком на знакомую ему почву учебной деятельности. Школьник может решить, что его сложности нормальны, потому что характерны для мира взрослых.

Если все ваши попытки не приводят к результату, если вы замечаете, что ребёнок начал отставать по всем предметам, нужно обратиться за помощью к специалисту. Психолог оценит уровень познавательного развития школьника и поможет усилить мотивацию к учёбе. Если запустить ситуацию, это может сказаться на успеваемости, что в свою очередь дополнительно уменьшит желание ребёнка ходить в школу.

Помните: в ваших силах помочь ребёнку вернуть интерес к школе. Не жалейте на это своего времени. Каждая минута, потраченная на общение с ребёнком, возвратится в виде успехов вашего чада.

5 советов родителям детей, которые ненавидят школу

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка

Психологический лайфхак для родителей

Я давно говорю, что большинство областей жизни имеют самые прямые параллели, и методы взаимоприменимы.

В принципе, к школе мои дети относятся с вялым терпением. Иногда идут с радостью, иногда не очень, но рефрен “я ненавижу школу” периодически возникает, особенно когда устали, с учителем не складываются отношения, и что-то не получается.

Идея уговаривать ребенка “ну ты же любишь школу”, “ну там же твои друзья!”, “тебе нужно учиться” мне не близка. Поэтому я обычно понимаю и принимаю, эмпатирую и сочувствую, и чаще всего временное “не хочу в школу” проходит, когда они выговорятся, кто им что резко сказал, и где что не так пошло.

Но иногда не проходит. Иногда ребенок часто и регулярно приходит в “я ненавижу школу”. И тогда нужно изучать вопрос.

Один раз я видела совершенно конкретную критическую ситуацию, и решила ее в несколько стадий, кончившихся жалобой директору, и проблема снялась.

А что если ребенку просто скучновато, не очень весело, не все учителя ему нравятся, но изучив вопрос, понимаешь, что жаловаться особо не на что, ничего преступного не происходит, оснований переводиться в другую школу нет, а ребенку нужно помочь.

Короче, сегодня я взялась за “Мама, я ненавижу школу” с опытом дела:

1. Конечно, первое и самое главное всегда его услышать и признать его чувства.

Да, понимаю тебя, я бы чувствовала то же в такой ситуации, конечно обидно. Если уйти сразу “в голову”, то чувства останутся и будут зудеть и прорываться.

2. Раскладываем проблему на самые маленькие составляющие.

Во-первых, тут же включается мышление, то есть кровь отливает от центров эмоций, чтобы напитать неокортекс, и эмоциональный накал переходит в продуктивность. Во-вторых, ужасная огромная проблема препарируется , как лягушка, на много маленьких кусочков. Я нарисовала табличку и попросила Тессу заполнить ее. Для каждого предмета я попросила дать оценку по трем параметрам:

  • Как тебе сам предмет, вне учителя? Интересен ли он, интересны ли те штуки, которые вы изучаете?
  • Как тебе учитель, как человек? Как тебе быть с ним рядом?
  • Как он учит предмету? Дает ли вам задания, которые интересные, делаете ли вы что-то такое, что тебе интересно делать, рассказывает ли, показывает ли интересные штуки.
  • В конце я попросила ее дать общую оценку. Тесса сама выбрала оценивать как 10/10. Я просто попросила оценить ее каждый предмет в целом, как она чувствует, насколько любит его.”Как съесть слона? По кусочкам”.

3. Аналитика.

В данном случае я решила сделать цветовое кодирование, потому что визуально ребенку легче это воспринимать, чем, например, сумму балов или среднее арифметическое. Поэтому я раскрасила “очень плохо” красным, “так себе, жить можно” – желтым, и “нормально, хорошо, отлично” – зеленым. И предложила ей поискать закономерности.

  • Прежде всего она увидела, что “вредный” учитель соответствует “скучному” преподаванию. Я предложила ей подумать, что может быть преподавания кажется скучным, потому что ведет его неприятный тебе человек? Не в плане переубедить, а в плане умения думать. Остальные закономерности показывала и подсказывала я.
  • Что в принципе “иногда кричит”, “иногда в плохом настроении”, “ни то ни се” – не являются критичным для нее. А вот “заставляет конкурировать”, и “относится неуважительно” – для нее очень сильные отрицательные факторы.
  • Что неприятие учителя вкупе со скучным преподаванием приводят к тому, что даже любимый предмет становится противен (см. математика и музыка).
  • А вот не очень легкий в общении учитель, но интересно преподающий, позволяют сохранять интерес к предмету (см. география и рисование)

4. Переформулировать проблему.

Проговорив это все, мы смогли в диалоге поменять проблему “я ненавижу школу“, на следующее “мне нравится большинство предметов, и для меня важно, чтобы уроки были интересными. Я понимаю, что не все учителя идеальные, но это ничего, если урок интересный.

Проблема есть с 4 учителями: французкий, музыка-история, математика и наука. Французский и история – не мои любимые предметы, поэтому я сосредоточусь на важном – это музыка и математика, потому что предметы мне интересны, а это я теряю из-за учителя”. Тут мне очень важно перевести ее из состояния “жертвы учителя” в состояние ответственности за свою любовь к предмету. Поэтому мы поговорили про то, как НЕ ПОЗВОЛИТЬ плохому учителю испортить любовь к предмету и ее успех.

5. Составить план действий.

Тут удалось проговорить идею “на что мы можем влиять” и “на что мы не можем влиять”. Мы можем попробовать поговорить с учителями и школой (два учителя – это проще, чем общее “я ненавижу школу”). И я это сделаю. Мы можем попробовать заниматься предметом вне школы, в интересной обстановке.

Договорились, что я поищу ей подростка-тьютора на математику. Нарисовала ей картинку, как во-первых он может быть очень клевым и интересным, а во-вторых, вместо того, чтобы “учиться у учителя математики”, она сможет обогнать программу и приходить и демонстрировать свои знания. Такой рефрейм своей позиции ей очень понравился.

Не знаю, что там у нас выйдет с математикой, но вот инструмент важный, надеюсь, я ей смогла дать. опубликовано econet.ru

Автор: Ольга Нечаева

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Ненавижу школу

Нередко родителям приходится слышать от своих детей изречение «ненавижу школу» и у взрослых возникает непонимание, как реагировать на такие заявления. Ненависть к системе образования является постоянным спутником всех, обретая актуальность и остроту, поскольку происходят изменения в самом социуме, пересматривается роль человека в нём, меняется психология детей и их требования к окружающему пространству.

Огромный скачок в качественном преобразовании коснулся всех сфер как внутреннего (скорость развития детей, психологические новообразования, не характерные для прежних поколений), так и внешнего устройства (социальные нормы и порядки, требования и смысловые ценности), но не затронул классическую школу. В итоге ребёнок ненавидит школу, т.к. данная система исчерпала себя, и это похоже на то, чтобы стирать в реке вместо включения стиральной машины – глупо, нецелесообразно, затратно как по физическим, так и временным ресурсам.

Если будучи уже взрослым, появляются мысли о том, что ненавижу бывшую школу, то дело может касаться не только процесса обучения, но и неадекватных взаимоотношений, нанёсших психологическую травму. Где нет возможности избавиться от переживаний, там нет и способности двигаться дальше, а школа во многом является не только местом формирования специалиста, но также важным социальным институтом, закрепляющим модели поведения личности. Часто можно думать, что всё в школе было хорошо и объективно, но если присутствует раздражение, недовольство, ненависть, даже спустя годы – это сигнал того, что какие-то процессы прошли мимо сознания, но негативно на него повлияли.

Почему дети ненавидят школу

Ненависть к школе на формальном уровне волнует преподавателей, беспокоит с точки зрения успеваемости родителей, но главной катастрофой она является для ребёнка. Если ненавидишь школу и одноклассников, то каждый день превращается в мучения, это становится похоже не на интересное времяпрепровождение и развитие, а отбывание повинности, когда вокруг враги. Учиться в таком пространстве невозможно, потому что всё внимание сконцентрировано на поддержании социальных функций или хотя бы противостоянии нападкам, при этом возрастает недовольство процессом обучения и чем дольше длится, тем сильнее нарастает аффект.

Если есть способность признаться себе, что ненавижу ходить в школу, и эти чувства вполне нормальны, то дальше можно что-то делать – искать причины, разговаривать о переводе на другой тип обучения. Поиск главных причин ненависти поможет ребёнку как-то их скорректировать, а педагогам разработать, наконец, новую модель обучения и взаимодействия с ориентацией на современного подростка и его потребности, с учётом степени развития когнитивных способностей и технологических возможностей.

Полным психологическим крахом являются школы, где до сих пор сохранился стиль воспитания и взаимодействия советского союза. Кромешный ад уравниловки, причём не в плане равных прав и уважения, а наоборот превращение уникальных детей в серую массу. В таких школах могут действовать бессмысленные правила (девочкам с распущенными волосами нельзя купить себе в буфете еду), жёсткая дисциплина (беспрекословное выполнение даже дурацких поручений старших), унижение (выговоры, вычитывание за проступок при всём классе, ультимативные вопросы, задаваемые тоном допрашивающего следователя). Когда главной потребностью ребёнка и подростка является возможность поиска своих интересов, жизненных смыслов, построение целей, самовыражение – такая школа лишает их именно этого, запихивая в одинаковую форму, одинаковые требования и отсутствие личностного подхода. В таком варианте ненависть к школе это не каприз или нежелание подстраиваться, жить в социуме, а естественная реакция психики на давление окружающей среды и запрет на развитие.

Техническая причина недовольства учеников и частое утверждение «ненавижу школу» заключается в плохом оснащении – когда каждый из них практически с года легко управляется с планшетами и сложными компьютерными программами и потом приходит в класс, где из наглядных моделей только доска и монотонный голос учителя, то мозг начинает искать дополнительные стимулы.

За несколько минут, играя в развивающие игры и просто листая социальную ленту, ребёнок получает больше опыта и разнообразных знаний, чем за целый день, проведённый на занятиях. Учителя не могут доносить информацию необходимым образом, потому что их интеллектуальные способности, навыки оперирования полученными знаниями находятся на совершенно ином уровне. Банально, но раньше требовалось многое заучивать, потому что источник знаний мог находиться только в библиотеке. Сейчас для этого достаточно открыть Гугл – память освобождается, оперировать данными становится проще и быстрее.

Старая гвардия преподавателей продолжает объяснять и пересказывать, вместо того, чтобы учить думать и анализировать. Двухмесячный курс школьной программы, где дети засыпают на уроке или вынуждены зубрить учебник, выпущенный шестнадцать лет назад, вполне укладывается в несколько увлекательных передач по ютубу. Экономится время, обучение проходит наглядно и с интересом, а процесс усвоенных знаний действительно выше. То, что пересказывают дети в школе, выветривается из головы после сдачи экзаменов.

Меняются не только дети, но и родители – становится больше случаев гиперопеки. Ребёнка приводят и забирают со школы, бывают случаи, что родители сидят на занятиях или приходят на перемены. В итоге, когда в средних классах возникает необходимость самому решать социальные или учебные задания ребенок оказывается не готов. По факту виноват не ребёнок, но именно он чувствует себя брошенным в неимоверно тяжёлых условиях, которые он не в состоянии ни решить, ни выбраться из них, так внутри рождается гнев на ситуацию. Другая часть родителей настолько сильно занята собственными развлечениями или работой, что практически не знают ничего про школу. Такое отношение также отбивает всякий интерес и дисциплину, поскольку кроме старших больше некому показать интересные моменты и научить кайфовать от развития.

Психологический комфорт ребёнка складывается из социальных факторов взаимодействия, поэтому если имеется нарушение в этих сферах, то мотивация ходить в учебное заведение падает. Это может быть конфликт с учителем (а возможно просто разная сила темперамента), непонимание со сверстниками (от разницы в уровне развития до буллинга), напряжённая атмосфера в семье. Кроме этого несоответствие уровня развития когнитивных, интеллектуальных и творческих способностей общему уровню заведения приводит к ненависти. Это касается как вариантов, когда гений учится в средней школе, так и когда ученик с интеллектом ниже среднего попадает в класс профильного развития. Любое несоответствие даёт либо интеллектуальную, либо психологическую перегрузку, ощущение себя лишним, что в детско-подростковом возрасте переживается критично. Сюда можно причислить и социальное несоответствие, например, когда девочка из аристократичной семьи попадает в школу для проблемных детей (приводы в милицию, наркомания, неблагополучные семьи и пр.) ей там будет невозможно, точно так же как и уличный хулиган возненавидит лицейское образование с уроками этикета.

Современные дети не хотят знаний ради знаний, они сразу ищут, как им это практически пригодится в жизни или хотя бы будет интересно на момент изучения. Даже преподаватели не могут им ответить, как косинусы помогут стать счастливыми или как анализ поведения главного героя поможет им устроить свою жизнь. Ни практических советов о том, как реализоваться в профессии, ни как найти работу, ни как наладить отношения в школе не дают, что вызывает всё более громкий следующий протест «ненавижу школу», звучащий у каждого следующего поколения всё сильнее и жёстче.

Ненавижу школу – что делать

О том, как перестать ненавидеть школу лучше разбираться с позиции как раз отвлечённой от государственного образования и значит, ребёнку необходимо иметь насыщенную жизнь за её пределами. Друзья должны быть во дворе, на различных курсах и кружках, в социальных сетях и группах по интересам. Развивать свои творческие способности необходимо также с привлечением сторонних ресурсов, а если какой-то предмет в школе вызывает критические трудности, то можно попробовать альтернативные способы повышения своих знаний, но только не дополнительные занятия у того же учителя. Лучше сходить на мастер-классы, научные пикники, практические лаборатории, найти познавательные видео в интернете и подписаться на рассылку или группу, где рассказывают интересные факты про скучный предмет.

Безусловно, функция привить интерес и подтолкнуть самостоятельный процесс познания принадлежит учителю, но когда он только требует результаты, это придётся делать родителям или самому учащемуся.

Если в школе скучно в социальном плане, то нужно начинать участвовать в различных конкурсах и представлениях, любых школьных мероприятиях. Так вы получаете большой опыт общения не только с одноклассниками, а со всеми. Кроме того тут можно проявить свои способности. Тот, кто не смог реализоваться ни в одном из предметов может быть не идиотом, а хорошим руководителем, что и проявится в моменты организации праздников или акций по уборке территории, зарабатывании на новый ремонт и прочих.

Используйте свободное время активно и увлекательно. Обеденный перерыв можно потратить на новые знакомства или поддержание старых, можно спланировать выходные или другие занятия. На уроке, когда уже выполнили задание можно рисовать собственные картины, читать интересные книги, вести страничку в социальной сети. По несколько минут на переменах, чтобы поделиться новостями и отправить сообщения и фото друзьям, посмотреть покупки и придумать подарки, собрать единомышленников и прочее. Это всё небольшие дела, требующие времени после уроков, а можно его сэкономить для похода в кино. И не скучно в школе и сформированы планы, доделаны мелкие занятия, получены новые знания.

Можно перевести ребёнка на семейное обучение или выборочное посещение, обратиться в специализированные школы или студии развития – это те альтернативные пути, осуществление которых требует вмешательства взрослого после того, как менее радикальные методы были использованы. Хотя для многих сейчас это становится первой мыслью, ведь смысла посещать образовательное учреждение старого образца, ломающего психику нет, а свидетельство получается после сдачи экзаменов, а не после отсидки десятилетнего срока за партой, как в камере.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:  Как забыть девушку, которую любишь - советы психолога
Оцените статью
Добавить комментарий