Референтность группы, принцип референтности

Референтность группы, принцип референтности

Референтность группы – принципы

Человек не может жить обособлено от окружающих. В социуме существуют ячейки, группы, коллективы и прочие объединения людей. Человек рано или поздно приписывает себя к конкретной группе, которая является референтной. На основе принципов референтности формируются устои, взгляды и мнение человека.

Интернет-журнал psytheater.com определяет референтность как косвенное влияние группы, в которой человек постоянно находится или себя относит, на формирование у него определенных взглядов, мнения, поведения, качеств. Здесь не важна эмоциональная часть: мнение незнакомца может оказаться более значимым, нежели точка зрения эмоционально важного человека. У группы могут быть свои устои и правила, однако человек усваивает не их. Формирование индивида происходит за счет его собственного отношения себя к определенной группе людей.

Необязательно, чтобы группа была реальной. Человек может себя относить к определенной категории людей, которых объединяет нечто схожее, чем он сам начинает обладать или формировать.

В процессе всей жизни человек постоянно меняет свои предпочтения, взгляды, идеалы и пр. По-настоящему взрослым человеком считается тот, кто формирует свою личность, независимо от окружения.

Идеальным примером референтности является семья – та группа, к которой приписывает себя каждый человек. Это первая группа, в которой он начинает свое развитие под влиянием ее членов как косвенным, так и прямым.

Ребенок идеально приспосабливается к той атмосфере, которая сформирована родителями внутри семьи. Если ребенок развивается неправильно, следует менять атмосферу в семье.

Родителям часто кажется, будто их дети неправильным образом развиваются. Дети становятся какими-то плохими в глазах собственных родителей. И тут у взрослых возникает мысль о том, что нужно изменить своего ребенка, чтобы он наконец-то идеально вписывался в ту систему, которую организовали они внутри семьи.

Самое удивительное, но ребенок уже идеально вписывается в ту систему, в которой он живет и воспитывается. Если ребенок кажется родителям каким-то неправильным, то это является результатом их воспитания. Но поскольку взрослые являются людьми, которые могут ошибаться, многого не замечать и считают себя всегда правыми, они думают, что это ребенка нужно изменить, а не свой подход к нему или построение другой системы внутри семьи. Родителям кажется, что у них все идеально обустроено, а ребенок просто пошел не по «той дорожке». На самом деле он выбрал именно ту тропу, которая является для него единственной, чтобы выжить внутри той семьи, в которой он живет.

Это мать делает из своего ребенка «своего мужчину», говоря: «Какой ты у меня молодец! Хоть кто-то помогает мне!». Это отец ругается матом в доме, чем дает пример для своих детей. Это родители так воспитывают своего ребенка, отчего он становится таким, когда взрослым кажется, что что-то с ним не так. На самом же деле не ребенок развивается в неправильном направлении, а родители создали такую атмосферу внутри своей семьи, что та модель поведения, которую чадо демонстрирует, является единственным идеальным способом выжить в этой системе.

Если вам кажется, что с вашим ребенком что-то не так, он плохо себя ведет или проявляет неприглядные качества, то обратите свое внимание на то, как вы его воспитываете и какую атмосферу внутри своего дома создали для его развития. Ребенок меняется лишь под влиянием окружающей среды. И часто окружающей средой для маленького ребенка являются его родители, их формы взаимодействия между собой. Чтобы поменять сына или дочь, нужно поменять поведение родителей, которые и побуждают чадо проявлять то или иное поведение.

Что такое референтность?

С рождения человек уже принадлежит какой-то группе. В первую очередь это семья и национальность, духовность. По мере взросления группировок становится все больше: друзья, одноклассники, одногруппники и т. д. Человек обычно приписывает себя одновременно к нескольким группам социума. На основе того, к кому он сам себя относит, приписывает, у человека формируются определенные взгляды, ценности, модели поведения, качества характера, жизненные устои и правила, и пр. Это и называется референтностью.

Референтность проявляется как в отношении определенной группы, так и в адрес отдельного человека. Они могут быть как реальными, так и выдуманными. Человек может с ними действительно взаимодействовать либо представлять себя в кругу того или иного общества.

Глубина влияния внешнего мира будет зависеть от глубины своей причастности, которую определяет для себя человека. Чем более значима группа, чем больше он себя к ней относит, чем больше желает быть похожим на ее участников, тем более человек будет подвержен влиянию данного коллектива.

Говорят люди обычно, что это мир влияет на них. На самом деле это они позволяют миру влиять на них. Они приписывают себя к этому миру, делают себя частью определенного коллектива, после чего позволяют поддаваться его воздействию.

«Скажи мне, кто твой друг, и я расскажу, кто ты!», «Скажи мне, кем ты работаешь, и я скажу, кто ты!», «Скажи мне, в какой позе ты спишь, и я скажу, кто ты!» — все эти и подобные техники построены на том, что человек не живет осознанно. Будто некая программа запущена в человеческом подсознании, и он живет в соответствии с ее сценарием. И это действительно так. Жизнь на автомате – это и есть жизнь согласно сценарию, который уже записан в голове.

Более того, человек обычно смотрит на то, что его окружает, и реагирует соответствующим образом. На вас кричат – вы кричите или плачете; над вами смеются – вы огрызаетесь, лезете в драку или смущаетесь. Другими словами, конкретный поступок или явление во внешнем мире провоцирует у человека конкретную реакцию. Но, что самое удивительное, такое происходит лишь тогда, когда человек живет на автомате. В нем прописаны определенные реакции на определенные действия, и он реагирует согласно этим прописным истинам.

Все это сделано в человеке для того, чтобы он смог выжить в те минуты, когда не живет осознанно, обдуманно, здесь и сейчас. Современный человек именно так и живет – необдуманно, неосознанно, мыслями в будущем или в прошлом. Вот почему все люди одинаковые: они все живут на автомате и делают то, что прописано у них в подсознании. А прописано у всех практически одно и то же.

На самом деле все это является выбором самого человека. Если вы решили жить на автомате, плыть по течению, тогда ваша жизнь будет подчинена всему тому, что находится в вашем подсознании. Вы будете руководствоваться инстинктами, правилами и законами, которые были в вас развиты в детстве. Но если вы не хотите жить по шаблону, который, кстати сказать, не всегда дает те результаты, которые бы вы хотели получить, тогда вам нужно отключить автоматический режим и каждый шаг совершать осознанно и обдуманно.

Во-первых, что вам нужно понять, это – окружающий мир никак на вас не влияет (конечно, не берем физиологический аспект, как, например, влияние ультрафиолета на вашу кожу). Вы можете находиться в компании самых плохих людей в мире, но при этом оставаться святым человеком, который абсолютно не похож на них.

Во-вторых, вы сами делаете свой выбор, как и на что реагировать. К примеру, на вас кричат: вы можете как кричать, так и спокойно что-то говорить, молчать, плакать, бегать, прыгать и т. д. Если вы живете осознанно, находитесь мыслями в той ситуации, которая происходит с вами в настоящее время, то вы вольны выбирать, что вам говорить, что делать, как реагировать вообще. Вы уже не машина, которая действует по алгоритму «Если вам сделают то-то, то вы поступите так-то и более никак». Вы уже становитесь осознанным человеком, который мыслями и сознанием находится в ситуации, которая происходит с ним сейчас, понимает, что происходит, думает и делает выбор, за который готов отвечать.

Читайте также:  Как привлечь внимание парня, который тебе нравится

Вы можете находиться в любых условиях, но при этом оставаться тем человеком, каким хотите быть. Все зависит от вашего выбора. Если вы хотите быть похожими на тех, кто вас окружает, тогда включайте автоматический режим жизни и становитесь похожими на окружающих. Но если вы понимаете, что не хотите уподобляться другим людям и ваши реакции на их поступки вас не устраивают, тогда не меняйте окружение (если не хотите), просто начните жить осознанно и выбирать, что вам делать, как реагировать, какие черты в себе развивать, каким человеком быть и т. д.

Окружающий мир никак на вас не влияет до тех пор, пока вы сами этого хотите. Можно принадлежать какой-то группе людей, просто не отождествляйте себя с ее членами.

Принципы референтности

Изучение межличностных отношений строится на таких принципах:

  1. Адекватность – соответствие изучаемому явлению.
  2. Параллельность – отмечание результатов в процессе изучения.
  3. Экстремальность – создание ситуации, в которой изучаемые свойства ярко проявят себя.
  4. Регистрация градиента – отмечание критерий в равноплановых ситуациях.
  5. Последовательное обобщение.
  6. Психологическая целесообразность.
  7. Принцип референтности.

Референтность группы

Референтные группы выбираются самим человеком и позволяют ориентироваться, определять для себя, как поступать, какими принципами руководствоваться, в каком направлении идти. Человек сравнивает себя с происходящим и другими людьми.

Референтная группа бывает:

  • Нормативной – назидательная форма влияния.
  • Сравнительной – другие люди являются примерами для сравнения себя.
  • Положительной – устои, нормы и правила данной группы нравятся человеку, он желает к ним примкнуть.
  • Отрицательной – устои данной группы человеку ненавистны.
  • Информационной – человек доверяет информации, не подвергает критике и сомнениям данной группы.
  • Утилитарной – группа, имеющая все инструменты для поощрения и наказания.
  • Ценностной – ценности и принципы, пропагандируемые группой, импонируют человеку.
  • Группой самоидентификации – группа, к которой человек уже принадлежит и вынуждает его следовать ее нормам и правилам.

Референтные группы являются для человека примерами для подражания. Их может быть несколько у человека. Зачем они ему нужны?

  1. Источник опыта и информации.
  2. Эталон поведенческих и моральных норм.
  3. Отражение личности и проявлений ее.

Могут возникать конфликты при выборе эталонных групп, если у коллектива ценности противоречат ценностям человека либо если две группы противоречат своими правилами друг другу.

Человек рождается принадлежащим к определенной группе. Если индивид относит себя к определенной ячейке общества, тогда он становится похожим на ее членов. Они выбираются по тем моральным ценностям, взглядам и нормам, которые импонируют человеку и он желает их в себе развивать.

Если на каком-то этапе ценности человека меняются, то и выход из группы, к которой ранее принадлежал индивид, может произойти, что не понравится группе. Порой человека заставляют вернуться обратно насильственными способами (шантаж, угрозы, манипуляции и пр.).

Понятие и примеры референтной и нереферентной группы

Референтность является значимым понятием в психологии.

В своих поступках человек постоянно руководствуется мнением значимых для него субъектов.

В чем разница между формальным и неформальным лидером в группе? Узнайте об этом из нашей статьи.

Суть явления

Референтностью в психологии называется свойство личности, группы, отражающееся в их возможности оказывать определяющее влияние на человека.

Его собственные ценности, принципы, установки и взгляды формируются под их воздействием.

Любое событие или явление также рассматривается, оценивается с позиции одобрения или возможного осуждения значимых субъектов.

Планируя какую-либо деятельность, человек всегда ориентируется не только на свои собственные желания и предпочтения, но и на позицию референтной для него группы или индивида.

Данное психологическое и социальное явление занимает важное место в системе межличностных отношений. При этом оно часто противопоставляется эмоциям.

Так, человек может не испытывать симпатии к какому-либо индивиду, но признавать его значимость. Или, наоборот, абсолютно неинтересная социальная группа, члены которой не являются авторитетами, вызывает определенный эмоциональный отклик.

Следует отметить, что влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер.

Если индивид выбирает в качестве образца для подражания успешного человека, искренне заинтересованного в его персоне, влияние носит позитивный характер.

В этом случае значимый субъект может оказать помощь в формировании правильных установок, выборе верного пути личностного роста.

Если же референтностью обладает лицо, оказывающее негативное влияние на индивида и его жизнь, подобная зависимость приводит к негативным последствиям. Аналогичный принцип действует и при взаимоотношениях с социальными общностями.

Характеристика референтной личности

Это лицо, представляющее особую значимость для субъекта взаимоотношений. Такой человек является эталоном для подражания, образцом.

Объект, на который направлено влияние, оказывается в сильной психологической зависимости от референтной для него личности, выступающей основных поставщиком ценностей, правил, принципов.

В любых своих действиях находящийся под влиянием человек ориентируется на мнение и взгляды своего кумира. Он старается демонстрировать только то поведение и мышление, которое вызовет одобрение.

Обычно референтной личностью является сильный, уверенный в себе индивид.

Его авторитет объясняется устойчивостью жизненных принципов, умением убеждать.

Находящийся под влиянием такой личности человек может не только не испытывать симпатию, но даже ощущать неприязнь. Но подобные эмоции не будут иметь ключевого значения.

Референтная группа

Что такое референтная группа? С точки зрения значимости для субъекта, социальные группы, в которых он состоит, могут быть:

    референтными. Реальная, условная малая группа, которая является эталоном.

В своем поведении и даже в восприятии собственной личности индивид ориентируется на те ценности, взгляды и нормы, которые устанавливаются группой.

Общность способна оказывать влияние на самооценку, управлять его поведением, определять поступки;

  • нереферентными. Это малая группа, психология которой не вызывает эмоциональную реакцию. Человек может в ней не состоять или состоять, но в любом случае испытывать безразличие к транслируемым ее участниками ценностям, нормам и правилам.
  • Референтная группа выполняет нормативную, сравнительную функции.

    Нормативное регулирование поведения человека выражается в формировании в его сознании определенных установок, норм, которым необходимо соответствовать.

    Сравнительная функция выражается в формировании определенного эталона, образца, который выступает ключевым критерием оценки себя и других людей. Одна и та же общность может одновременно выполнять обе функции.

    Определенную проблему для человека представляет наличие нескольких референтных объединений людей, ценности которых имеют противоположную направленность.

    В этом случае происходит серьезный внутриличностный конфликт, так как индивид вынужден делать выбор между значимыми для него общностями.

    Например, для подростка может иметь одинаковое значение семья и круг друзей.

    Нередко ценности и установки, транслируемые сверстниками, расходятся с заложенными в сознании родительскими установками. В итог возникает внутренний конфликт, заставляющий делать выбор в пользу чего-то одного.

    Каждый человек, живущий в обществе, состоит в огромном количестве общностей.

    Это семья, дружеская компания, профессиональный круг общения, спортивная секция и т.д.

    Не всегда референтные группы подозревают о том, какое значение они имеют для индивида. Также подобные общности могут быть изначально условными. Например, человек выбирает в качестве авторитета некоторую совокупность людей, к которой он не имеет прямого отношения.

    Все свои поступки и действия он соотносит с принципами, транслируемыми, по его мнению, данной общностью. В реальности индивид не входит в круг значимых для него лиц, но в своем подсознании живет по их правилам.

    Восприятие социальной группы формируется за счет авторитета отдельных ее представителей. Как правило, это руководители, лидеры. Именно они определяют нормы и правила, по которым функционирует сообщество.

    Примеры

    Что значит референтная группа? К таким группам относятся:

    1. Семья. Процесс социализации большинства людей начинается с семьи. Это люди, связанные друг с другом кровными или родственными узами. На формирование личности ребенка существенное влияние оказывают его родители, старшие братья и сестры, ближайшие родственники. Именно эти люди становятся источником знаний о мире, образцом для подражания. Ребенок воспринимает нормы, ценности, жизненные установки родителей, как единственно верные. Под их влиянием происходит формирование первых задатков личности. Здесь в полной мере отражается наличие как положительной, так и отрицательной референтности. Полностью зависимый от семьи ребенок не может абстрагироваться от влияния значимых для него фигур родителей, даже если их жизненные принципы и поведение не только не соответствуют установкам самого ребенка, но и являются изначально негативными.
    2. Дружеская компания. Особенно сильное влияние данной общности на сознание личности проявляется в подростковом возрасте, когда мнение сверстников становится важнее авторитета родителей. Стараясь заслужить одобрение друзей, являющихся образцом для подражания, человек старается демонстрировать типичные модели поведения, интересы, взгляды и вкусы. Его собственные установки могут расходиться с мнением большинства, но он будет стараться не высказывать их, боясь осуждения со стороны своих друзей.

    В юном возрасте нередко происходит смена лидеров в дружеских компаниях или смена самих компаний, поскольку по мере взросления участников общностей меняется их восприятие эталонов для подражания.

    У взрослых людей наблюдается большая стабильность в выборе круга общения, поэтому значимые субъекты могут сохранять свои позиции достаточно длительное время. При этом зрелая, состоявшаяся личность не зависит от своего образца для подражания в той степени, как подросток.

  • Трудовой коллектив. Профессиональное признание является важным признаком успеха в современном обществе. Индивид может признавать бесспорный авторитет коллег, добившихся определённых высот в своей специальности. Мнение этих людей, их взгляды и убеждения, будут вызывать у него уважение. Стремление разделять ценности и установки будет связано с желанием добиться такого же успеха, стать полноценным участником коллектива.
  • Иные общности. Это может быть класс в школе, спортивная секция, политическая партия, общественная организация и т.д. Все эти сообщества могут оказывать влияние на человека, имеющего к ним отношение. Причем степень этого влияния напрямую зависит от того, насколько важную роль играет данная общность.

    Так, для увлеченного спортом молодого человека большее значение будут иметь взгляды и убеждения его напарников по команде, а не знакомых со двора.

    Референтометрия

    Это методика, которая позволяет выявить распределение ролей в социальной группе.

    При помощи опроса определяются лидеры, чье мнение имеет значение для большинства членов общности.

    Также выявляются индивиды, чья позиция подавляющему большинству опрашиваемых неинтересна. Таким образом, происходит анализ установившихся в группе межличностных отношений.

    Следует отметить, что референтометрия качественно отличается от популярной социометрии. Последняя позволяет выявить характер эмоциональных связей.

    Референтометрическая процедура же направлена на изучение глубинных процессов — влияния ценностей и установок отдельных личностей на поведение остальных участников общности.

    Исследование состоит из двух этапов:

      Сбор сведений. На этом этапе задачей исследователя является сбор мнений и взглядов участников процедуры по поводу какого-либо значимого для них вопроса. Полученная от каждого человека информация фиксируется на специальных бланках. Это может быть обсуждение авторитетных членов общности, существенных событий и явлений. Предмет обсуждения обязательно должен иметь значение для опрашиваемых, вызывать у них интерес. Во время данного этапа допускается работа одновременно со всей группой, но важно следить за тем, чтобы испытуемые не имели возможности узнать ответы своих товарищей.

    Опрос. Исследователь проводит индивидуальную беседу с каждым участником. Сначала у человека спрашивают, согласен ли он, чтобы бланк с его ответами могли посмотреть те, кто проявит заинтересованность в этом. Факт согласия или отказа фиксируется исследователем. Затем человеку предлагают ознакомиться с бланком кого-то одного участника. Когда этот выбор осуществляется, поступает предложение ознакомиться в порядке исключения с бланком еще одного участника. Количество таких выборов должно быть не больше трех.

    В итоге выявляются субъекты, имеющие ключевое значение для испытуемого.

    Таким образом, референтность является важным психологическим явлением. Значимым для человека может быть не только другое лицо, но и социальная группа.

    Теория референтной группы Роберта Мертона:

    Референтность

    Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

    Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

    Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

    Что такое референтность

    С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

    Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

    Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними мотивами человека).

    В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность индивида к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством интериоризации нормам, свойственных этим объединениям.

    Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

    Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

    Принцип референтности

    Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

    Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

    Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

    При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

    Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

    Референтность группы

    Референтная группа служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

    Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

    Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

    Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

    Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

    Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

    Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

    Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение личности и ее проявлений.

    Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

    При выборе человеком эталонных группирований могут возникать конфликты, которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Референтность

    ​​​​​​​Референтность – (термин происходит от латинского слова refe-rens – сообщающий) — качество личности или группы, состоящее в их способности оказывать определяющее влияние на формирование мнений, суждений, оценок отдельного человека, а также его поведения.

    Референтными выступают те лица или социальные группы, на чьи оценки человек ориентируется при собственном восприятии событий и явлений, а также самого себя; чье мнение выступает для него значимым при планирований и осуществлении собственных действий. Референтность — важный фактор межличностных отношений, хотя она и не связана непосредственно с эмоциональными предпочтениями: человек может быть заинтересован в общении с некоторыми лицами, но их позиция может и не быть для него достаточно значимой. И наоборот, референтным может выступать лицо или круг лиц, общение с которыми не приносит человеку эмоционального удовлетворения, но чьи суждения, однако, воспринимаются им как значимые. Референтной может также выступать личность или группа, с которыми человек не связан узами непосредственного общения, но чью позицию он расценивает как эталонную.

    Понятие «референтная группа» было введено в 30-х годах XX в. американским психологом Г. Хайменом, который установил, что ценности личности определяются не столько стандартами тех групп, членом которых личность реально выступает, сколько стандартами групп, к которым она ощущает себя принадлежащей или стремится принадлежать. В процессе становления личности референтность различных людей и социальных групп претерпевает изменения. Первоначально главными референтными лицами для ребенка выступают родители, на чьи оценки ему необходимо ориентироваться в освоении человеческого опыта и форм поведения. Впоследствии референтность родителей снижается, а в подростковом и юношеском возрасте иногда полностью утрачивается в силу обостренного стремления растущего человека к независимости. Однако такая независимость никогда не бывает абсолютной. В качестве референтной группы по мере взросления все большую роль обретает группа сверстников, в которую ребенок реально включен или в которую он стремится войти. По мере становления личности также происходит формирование способности к более независимым самостоятельным суждениям и оценкам. Зрелость личности отчасти и состоит в способности опираться на собственные нравственные позиции. При этом стандарты референтных лиц и групп служат для сопоставления и анализа, но не играют исключительной определяющей роли.

    Референтная группа (от лат. referens – сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с ко.

    Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

    Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

    Референтность

    РЕФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. re ferens – сообщающий)- отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие “Р.”, которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят. Оно получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В советской психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентации (мнений, позиций, оценок) (Е. В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом к-рой он является, либо группа, с к-рой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником.

    Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий Ј (“диктующий”) индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и “переплавлены” его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на нек-рый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т. е. таких, при к-рых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры – референтометрии (см. Референтометрический метод).

    Другие записи

    к задачам из плаката
    «Выбери свой университет»
    в школах Москвы

  • Оцените статью
    Добавить комментарий