Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Содержание

Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Сказкотерапия. Потребность в одобрении

Сказкотерапия – область психологии, в которой человек проходит путь осознания и проработки чувств, которые его беспокоят через придуманные образы и сюжеты. Сказки герой может сочинять сам, либо изучать чужие – те, в которых отражаются его переживания. Если речь идет о получении ощутимой пользы, то пациенту важно не просто прочитать подходящую небылицу, а именно ее прочувствовать, пропустить через себя. И, таким образом, понять источник своей проблемы или даже найти выход из создавшейся ситуации.

Почему именно сказки, разве нельзя все сказать прямым текстом, словами? Зачем эти витиеватые сюжеты, закодированные образы? Разумеется, психолог всегда может прямо обозначить проблему пациента. И для этого есть другая область в психологии – аналитическая. Но не всегда пациент готов воспринять все словами. Когда источник переживаний находится глубоко в подсознании, то достучаться можно через то, что может увидеть подсознание. А в глубоких слоях психики слова уже не работают. Работают образы, ассоциации, картинки.

Обратите внимание, как человек описывает свои чувства? Он передает их через образы. Змея у многих ассоциируется со злом или с болезнью (страх). Красивое голубое озеро (ощущение воздушности) – счастье. И так далее. Это простой пример считывания сигналов подсознанием. Ассоциации у каждого могут различаться в силу воспитания, жизненного опыта и т.д. Однако достаточно часто встречаются совпадения – именно поэтому в психотерапии можно использовать готовые сказки. Однако понять их может быть не так просто. Иногда сказки и изложенные в них похожие на собственные чувства необходимо «расшифровать». Данное умение можно развить простыми упражнениями на ассоциации. Загадывайте себе как можно больше образов и находите для них объяснения.

В качестве практической работы можно предложить начать расшифровку своих снов (сны – это глас подсознания!). Когда приснится что-то особенно впечатляющее, можно себя спросить: что меня больше всего впечатлило? Или о чем этот сон? Что это для меня значит? Какие чувства у меня связаны с главным сюжетом или образом и т.п. Ответы и будут переводом послания из недр нашей психики. Она рассказывает о том, что больше всего беспокоит, что провоцирует проблемы в жизни.

В цикле статей от данного автора, посвященных сказкотерапии, читателю предлагается пройти практический путь осознания проблемы или даже ее проработки через прочтение определенных сюжетов. Терапевтический эффект достигается в случае если переживания героев сюжетов похожи на то, что беспокоит читателя. А также, если читатель готов к работе над собой, которая изложена в концепции Дзэн-буддизма: «Чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний».

Серия книг «Люди из шкафа», часть первая, глава: Одобрение.

Васька Петрович во всем ожидал одобрения. Он, конечно, думал, что это не так. Но вообще-то – да. Смастерил, к примеру, табуретку. И хочется ему убедиться в том, что получилась табуретка не такая, как у всех, а особенная. Ножки крепятся надежнее. И дерево отшлифовано глаже. И смотрится она красивее. Потому что придумал Васька свой дизайн. А сказать об этом обязательно должны окружающие.

И не то чтобы даже сказать, а воспринять, прочувствовать великолепие табуретки этой. И хочется ему восхищение видеть в глазах, смотрящих на него. Чтобы они говорили: «Вау! Я хочу себе такую табуретку!» И спрашивали: «А можно мне такую?» Или: «А как ты ее сделал?» И потом приходили, чтобы еще табуреток попросить.

А он бы, конечно, стеснялся, но чувствовал большую приятность. Опускал бы глазки в пол и говорил: «Да ладно. Ничего особенного…» И улыбался бы. Изо всех сил! Как немножечко ненормальный. Потом, конечно, начал бы делать много-много табуреток. Чтобы было у людей счастье. И у него тоже – счастье. И вся его жизнь превратилась бы в табуретки. И смысл тоже. И поддерживала это все какая-то трубочка.

Поселилась в горле тростинка, сухая соломинка. Но она не ломалась. Она тянула, к людям все время звала. И Васька Петрович хотел, чтобы с ним хотели общаться. Чтобы не он приносил свои табуретки, а сами они звонили и спрашивали: «Васька Петрович, ты, случайно, не придумал новую табуретку? Нам твоя как раз нужна». И чтобы звонили, звонили, звонили. Они даже не надоели бы ему никогда. Потому что готов он был принять их надобность от всей души. Васькина душа была открыта, а надобности в ней у других не было.

Тростинка тянула, и он уже сам подбегал к телефону, проверял: не звонили ли? Может, прослушал? Иногда Васька Петрович звонил сам: «Я вам табуретку приносил. Вы ее еще не посмотрели? Как она? Понравилась?» Ни разу еще не увидел он огромного восхищения в глазах пользователей табуреток. А тут как раз и друг выдал: «Ты забери, – сказал, – табуретку свою. Не нравится она мне!» И показалось даже Ваське Петровичу, что не табуретку забрать друг просил, а отрицал какую-то очень важную, еле уловимую часть его самого. Вот просто взял – и выбросил! Целую частичку Васькиной души.

«Вся загвоздка в тростинке! – решил Васька Петрович. – Я знал, что неспроста она мне дана!» И собрался исследовать ее самым серьезным образом. Понять, в чем корень несчастий. А потом обязательно новые знания применить на пользу дела. И он ворочал эту тростинку и так и эдак. И клал ее вдоль и поперек. Он в нее дул. Рисовал. Пытался сварить, как лапшу, и оценить на вкус. Давал понюхать другим. Вставлял в картины. Много чего делал.

Ни на что не годная она оказалась. «Надо, – решил, – применить нетривиальный подход. Найти ей такое применение, которого никто и никогда не знал. А для этого придется включить творческое мышление». «Я ни о чем не думаю, – мысленно произносил он. – Меня ничто не тревожит. Я превращаюсь вслух, зрение и чувства. Я спокойно непредвзято наблюдаю окружающий мир».

Так Васька Петрович выключил ум. Он воспринимал жизнь без всяческих суждений. Он просто смотрел и слушал. Мир существовал рядом с Васькой. Проезжали машины. Сновали люди. Летели птицы. Текли реки. Выполнялась работа. Играли дети. Приходили друзья. Шло время. И была жизнь. И все было так естественно, обыкновенно.

И осталось только самое главное. То, что видно и слышно. А больше ничего. Не было возни ума, который обычно затмевал все остальное. Исчезли тревога и суета, что мешали постигнуть истину. И в этом прекрасном состоянии, в котором отсутствовали переживания и боль, в свободной невесомости, в умиротворяющем пространстве, в душевной гармонии и чувственной тишине вдруг что-то зашевелилось. Очень тихо, даже деликатно. Так осторожно, что можно было даже не заметить. И, пожалуй, легче пропустить. Сначала не понял. Немножко удивился. И продолжил наблюдать. Внутри легкая шершавость. Большой добрый зверь. Шерсть длинная, слегка взъерошенная – как будто забыли его, слегка запустили.

Но он от этого не потерял чудесной, огромной своей доброты. Такой огромной, что способна вместить земной шар! Забавный, немного сумрачный, но бесконечно человечный зверь. Кажется, в нем собрались все мамы мира! Самые любящие, принимающие и теплые. Но внутренний житель больше, чем мама. Он кажется настоящей частичкой Бога. Доброта его не имеет границ. Она очень глубокая и немножечко – грустная. А оттого и более настоящая. Васька уловил, как серый кудлатый зверь ворочается в нем. И занимает все туловище. И смотрит на Ваську таким понимающим взглядом, в котором все мамы мира. Васька первым делом попробовал поговорить:

– Ты кто? – спросил он. Но зверь смотрел молча. И улыбался. Только не ртом, а как будто всей собой. Как будто все понимал, но сказать не мог. Тогда Васька написал на бумаге, дал прочитать. Тот посмотрел, поднял добрые глаза. И снова улыбался. Ждал.

И Васька догадался! Он мысленно представил соломинку. И в конце обозначил вопрос. Зверь взял в большие лапы соломинку. Разглядывал. Крутил. Пробовал на зуб. Он этими своими движениями напоминал большую мохнатую обезьяну. Немного поэкспериментировал. А потом выбросил. И снова стал смотреть на Ваську. «Не знает ничего о соломинке, – понял Васька. – Он для чего-то другого у меня». Тогда Васька представил табуретку. И то чувство, которое ему больше всего хотелось получить от людей, которым он дарил табуретки.

Наверное, ему хотелось одобрения. В ответ мохнатый зверь начал ворочаться по всему Ваське. В особенности – в области груди и рук. Он показал картинку, как надо разместиться. Как расправить руки и словно продеть зверя в себя. Васька мысленно просунул его большие лапищи в свои руки, как в рукава. Как будто Васька – это пиджак, а зверь – это Васька. Расправил руки. И зверь разместился. И они замерли вместе. Как герои фильма «Титаник». Как птица в полете. И получилось, что зверь в самом Ваське, но при этом его видно.

И в чувства вливается одобрение, которое идет изнутри. Его посылает частичка внутреннего Бога. И в нем не может осудить никто. И этот пушистый, бесконечно добрый зверь, который есть, живет внутри тебя, но отражает Бога, одобряет не результаты твоих трудов и даже не приложенные усилия, а намного больше. Всем телом. Своим безграничным величием он одобряет самого тебя. Всегда, полностью и во всем.

Потребность в одобрении и поддержке – одна из многих составляющих зависимой личности. Преодоление зависимости от общества – одна из целей серии книг «Люди из шкафа», где название говорит само за себя. В этой истории герой делает только первые шаги: он учится себя одобрять и поддерживать сам. Если он идет к полной свободе (от общества), ему предстоит долгий и тяжелый путь, часть которого будет изложена в следующих сказках.

Сказкотерапия: теория и практическое применение

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Читайте также:  Самооценка ребенка, как повысить заниженную самооценку ребенку

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь. Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

тренировку употребления родительного падежа;

формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

Чтение (рассказывание) произведения.

Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

Сказкотерапия

Все мы выросли на сказках. Наверное, нет такого человека, у которого бы детство не ассоциировалось со сказкой. Тысячелетиями из уст в уста передаются сказочные истории, предания, былины, мифы. Интересно, что времена меняются, а традиция рассказывать сказки не исчезает. Наши предки, воспитывая детей, рассказывали им сказки как поучительные истории. С середины XIX века сказка становится объектом исследований филологов и лингвистов, а чуть позже на неё обращают своё внимание психологи. Например, Карл Густав Юнг и его последователи считали, что в сказках зашифрованы некие коды человеческих взаимоотношений, конфликтов, универсальные архетипы коллективного бессознательного. Сказка помогает разрешать архетипические конфликты, выводить напряжение вовне. Способность сказки лечить душу замечали ещё лекари Древнего Востока, которые применяли её на практике. Таким образом, рассказывание сказок можно назвать самым древним методом практической психологии, применяющимся человечеством интуитивно.

А вот современный научный метод «Сказкотерапия» достаточно молодой. Как отдельное направление психотерапии он зародился более 20 лет назад в Санкт-Петербурге, где в 1998 году открылся Институт сказкотерапии (сейчас его правопреемником стал Международный Институт Комплексной Сказкотерапии). Автором метода считается Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева. Идея создания возникла в поиске более мягкого и деликатного метода психологической помощи как для детей, так и для взрослых. Так появилась мысль «упаковывать» обычные психологические техники в сказочную оболочку. Сказки – хранители информации. Все эмоциональные переживания и трудности, с которыми сталкивается человек в своей жизни, не новы, всё это уже было бесконечное множество раз с другими людьми во все времена. И опыт решения многих проблем, опыт человеческих взаимоотношений и решения сложных жизненных ситуаций зашифрован в сказочных историях. И психологам-сказкотерапевтам остаётся только эти шифры разгадать и научить людей пользоваться полученными знаниями.

Сказкотерапия – направление арт-терапии (лечения искусством), использующее сказки для решения психологических проблем индивида. В своей работе его применяют не только психологи и психотерапевты, но также воспитатели, учителя, врачи и даже режиссёры, актёры, художники и литераторы.

Читайте также:  Как перестать ревновать девушку - советы психолога

Сказкотерапию можно назвать самым детским методом психологической помощи, так как её воздействие направлено на ребенка, который живёт внутри каждого из нас. Особенность метода в том, что он практически не имеет возрастных ограничений – начинать работать с малышом можно, как только он станет понимать обращенную речь (с года–полутора лет). Чаще всего сказкотерапию применяют для работы с детьми и подростками, тем не менее, она подходит и для взрослых клиентов. Сказкотерапевт действует мягко и ненавязчиво, он не поучает и не наставляет, но в то же время на примерах вымышленных сказочных персонажей помогает ребёнку уяснить простые человеческие истины, понять, что хорошо, а что плохо, задаёт правильные психологические установки, помогая справиться с проблемой, найти выход из трудной ситуации, при этом не озвучивая её напрямую, а смоделировав в сказочном повествовании.

Для ребёнка сказка – это способ познания. При помощи сказочных образов, метафор, сюжетов, он знакомится с окружающим миром и отношениями между людьми. При этом сказки понятны, слушать их интересно и увлекательно, они развивают мышление, аналитические способности, фантазию, учат находить выходы из любых жизненных ситуаций.

Диапазон проблем, которые можно решить или же скорректировать при помощи сказкотерапии, довольно широк, вот лишь некоторые из них:

  • различного рода страхи, фобии;
  • психосоматические расстройства;
  • гиперактивность, тревожность;
  • поведенческие расстройства;
  • заикание;
  • проблемы с самооценкой;
  • невротические расстройства (энурез, энкопрез, расстройства сна, аппетита, речи);
  • агрессивное поведение, раздражительность;
  • детские капризы;
  • депрессия;
  • проблемы с социализацией, общением, адаптацией в коллективе (например, при переходе из детского сада в школу);
  • детская ревность;
  • переживание потери (близких людей или домашних животных);
  • проблемы ребёнка, страдающего от негативного психологического климата в семье.

В зависимости от ситуации сказкотерапевт может использовать в работе какую-нибудь известную сказку или сочинить её вместе с ребёнком, или предложить клиенту придумать её самостоятельно.

Основные функции сказок:

  • передача ребёнку определённых знаний, умений, и навыков (для этого существуют так называемые дидактические сказки. В конце такой сказки помещается нетрудное задание для проверки и повторения полученной информации);
  • влияние на становление и развитие личности, формирование и укрепление её качеств;
  • коррекция имеющейся психологической проблемы (задача сказкотерапевта показать сначала неэффективный путь выхода из сложной ситуации, а затем уже указать на существующие альтернативные способы. После прочтения сказки очень важную роль играет обсуждение услышанного, необходимо, чтобы первым высказался клиент);
  • воздействие на психику человека, оказание поддержки в сложной психологической ситуации, укрепление веры в себя (для этих целей применяются былины, притчи или сказания, исполненные мудростью поколений в вопросах взаимоотношений между людьми и человека с миром);
  • снятие напряжения (достигается при помощи медитативных сказок. Специалисту необходимо увлечь слушателя, полностью расслабить его и повести за собой в сказочный мир, буквально погрузив его в свою историю. Такие сказки воздействуют непосредственно на бессознательное).

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе. Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс. В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

«Программируем» здоровье и успех со сказкотерапией

«Однажды ты станешь взрослым настолько, что снова начнешь читать сказки». Знаменитый британский и ирландский писатель Клайв Стейплз Льюис оказался прав. Ведь сказка может не только развлекать или развивать воображение, а еще и менять нашу жизнь, лечить. Уникальный метод сказкотерапии подходит и детям, и взрослым.

О том, для чего нужна сказкотерапия, Здоровые люди поговорили с Ольгой Гараниной.
Ольга Гаранина
Практикующий психолог, психодраматерапевт, ведущая тренинговых и обучающих групп.

Для чего нужна и какие проблемы решает сказкотерапия?

  • Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей и взрослых (страхи, тревожность, агрессия и т. д.);
  • внутриличностные и межличностные конфликты;
  • отклонения в поведении;
  • вопросы взаимоотношений в семье (как между супругами, так и между родителями и детьми);
  • психосоматика;
  • вопросы бизнеса;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • экзистенциальные вопросы (кто я, для чего живу) и др.

Сказку, как средство психологической помощи, можно эффективно использовать уже начиная с 2-2,5 лет. Возрастного предела в сказкотерапии даже для взрослых нет.

– Как именно идет работа со сказками?

– Диапазон методов очень велик. Сказки можно анализировать, рассказывать, дописывать, переписывать, рисовать, сочинять, проживать…

Эффективность сказкотерапии для детей и взрослых в первую очередь связана с тем, что она очень мягко и бережно обходит психологические защиты человека. Сказка работает напрямую с бессознательным, переводя его на язык метафор.

Лично я очень люблю сказкотерапию за её бережность, многослойность и многозадачность, за её мудрость и неиссякаемую веру в лучшее. И благодаря этим её качествам мы можем опуститься именно на ту глубину смыслов и значений, которые наиболее комфортны и возможны для человека на данный момент. Сказка не продавливает и не травмирует, создает атмосферу волшебства и чуда, что уже само по себе целительно. Стоит нам только начать ткать полотно повествования, как уже в нашей психике начинаются позитивные преобразования.

– В чем отличие работы с детьми и со взрослыми?

– Сказкотерапия детских проблем ? беспроигрышный вариант. Со взрослыми дела обстоят чуть сложнее, лишь потому, что не каждому по душе «заниматься этими глупостями».

Существенных отличий в работе с детьми и взрослыми в сказкотерапии нет. Мы используем одни и те же приемы, но с учетом возрастных особенностей и запроса клиента. Например, мы со спокойной душой можем обсуждать сказку «Колобок» как с детками, так и с их родителями. И каждый из них найдет свой смысл и урок. С детьми мы можем раскрыть проблему безопасного поведения, а со взрослыми то, что даже если кажется, ресурсов уже нет, не стоит сдаваться.

– Сколько сеансов сказкотерапии требуется для решения проблемы?

– Зависит от ее сложности и глубины. Некоторые вопросы можно и за одну встречу решить, в иных случаях и десяти мало.

– Можете ли привести конкретный случай, когда сказкотерапия сработала буквально «на глазах»?

– Отзывов клиентов по работе со сказкотерапией всегда много. Ведь этот метод очень благодарный.

Например, 8-летнего Сашу мама привела на прием по рекомендации врачей: «Обратитесь к психологу, так как органических нарушений нет, скорее всего, это психосоматика». Диагноз – «остеохондроз пяток». Проявления – хромота (совершенно здоровый мальчик вдруг стал хромать), частые головокружения, тошнота.

После первого знакомства мы выявили много вытесняемого гнева, страха, обиды, которые локализовались на телесной карте именно в ногах.

Для того, чтобы узнать, что же скрывается за этими чувствами (какие потребности, какова их природа, на кого или на что они направлены и т. д.) я обратилась к своему любимому в таких случаях методу – сказкотерапии.

Читайте также:  Психология бедности - привычки, причины, как от неё избавиться

К следующей нашей встрече попросила Сашу написать сказку, о чем ему самому захочется. И он сделал это. Через содержание сказки мы познакомились с вытесненной частью Саши: безмолвным человеком, который «был уволен» и построил себе огромную каменную пещеру, в которой и скрывался уже тысячи лет. Этот безмолвный человек олицетворял в себе все то, что Саша хотел сказать и сделать, но не мог по причине страха быть отвергнутым. Ведь по мнению ребенка, хорошие и послушные дети не могут гневаться и обижаться на своих родителей, винить их в чем-либо. И Саша «затоптал» в себе этого человека, что и привело к описанным выше симптомам.

Моей задачей было помочь Саше встретиться лицом к лицу со своей теневой частью и принять её. С этой целью мы продолжили работу со сказками. На этом и последующих сеансах мы работали с написанными Сашей сказками: обсуждали, делали постановки методом монодрамы, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев, беседовали. В общем, весело и разнообразно проводили время, а на уровне психической реальности уверенными шагами шли на встречу Сашиной Тени. Параллельно я много времени уделила общению с мамой мальчика, ведь корни выявленных проблем шли в семейную систему.

Мама получила рекомендации, которые приняла к сведению и выполнила. На полное решение поставленной задачи понадобилось 10 сеансов сказкотерапии, телесные же симптомы исчезли уже к 5-6 встрече.

Ценность сказки в том, что она раскрывает те чувства и эмоции, которые мы сами можем прятать от себя. Сказка может помочь мягко и бережно связаться с нашим бессознательным и убрать те блоки, которые мешают счастью. Ваша жизнь давно идет по какому-то неправильному сценарию? Хорошая новость в том, что в любом возрасте его можно переписать. Сказкотерапия актуальна и эффективна и для детей, и для взрослых.

Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Ребенок в сказке вырастает мудрым.

И духом тверже и добрее. Ведь тот, кто сказку с детства любит, тот в жизни злым уже не будет.

Сказкотерапия, как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неуступчивость и т.п. Кто же сможет оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей? Такими людьми являются родители дошкольников и воспитатель, непосредственно работающий с детьми. Главное не упустить время, ведь именно дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. И если в данном возрасте будет заложен фундамент положительного восприятия окружающего мира – это обеспечит благоприятное личностное развитие в целом и позволит ребенку адаптироваться в условиях современного мира.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Я, как родитель и воспитатель на личном опыте знаю и пробую, как с помощью сказки помочь ребенку решить возрастные, ситуативные трудности.

Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Я обратила внимание на то, что с помощью сказочных персонажей, возможно, научить ребенка быть добрым, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества, развить творческие способности.

Поэтому в своей работе стала использовать сказки. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации. Всякая сказка-это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка. Работая в группе, часто сталкиваюсь с детьми, которые ссорятся, жадничают, злятся. Такие чувства делают их некрасивыми, неприятными для окружающих. Для этого беру пример всеми любимой сказки «Золушка». Говорю: «Вы можете себе представить, как Золушка вырывает у кого-то игрушку, рвет книжку». Золушка прекрасна и в старом платье и в новом, она не делает некрасивых поступков. А кто мог так поступить грубо? Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Хотелось бы вам быть на них похожими? Нет, они такие же плохие, как их поступки. На этом примере ребенку становится понятнее чувства и поступки героев. Например: в театрализации сказки «Заюшкина избушка», мы с детьми беседуем по содержанию: «Хорошо ли лиса поступила, выгнав зайца из избушки?». «Что чувствовала лиса, когда выгнала зайца?». «Что чувствовал заяц, когда его выгнала лиса?». Дети сразу не могли найти словесного определения, тому, что они почувствовали. Поэтому они стали выражать свои чувства мимикой, интонацией голоса, жестикуляцией. Я даю ребенку возможность не только понять поступок персонажа, мотивировать свое отношение к его поступку, но и побуждаю чувствовать добро и зло, как бы примеряя его на себя. У детей большой популярностью пользуются сказки драматизации с использованием кукол. Мастерить кукол занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Вырезав и наклев нарисованных кукол на картон и, прикрепив с обратной стороны подставку, дети начинают разыгрывать, сказочное представление с любимым сюжетом и разными персонажами. Использование кукол на занятиях помогает в развитии саморегуляции и самоуправлении, так как, управляя куклой, дети учатся управлять собой, отыгрывают в конструктивной форме агрессивность, эмоциональное напряжение, самовыражаются через слова и действия кукол. Когда Ваня М. появился в моей группе, он был агрессивным, плаксивым, тяжело устанавливал контакт с детьми и взрослыми. От совместных игр и занятий отказывался. Но наблюдая, затем как мы с детьми читаем сказки, ребенок стал подходить, прислушиваться, постепенно начал проявлять интерес к театрализованной деятельности: брал в руки кукол, рассматривал, внимательно наблюдал за детьми. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, использовала такие сценки, как «Спаси воробушка от кота», «Помоги мышатам», «Два жадных медвежонка», где отражены как положительные, так и отрицательные качества. Ваня научился мирному разрешению конфликтов, научился справляться со своими эмоциями. В сказках хорошо отражен труд людей, трудятся даже звери, помогают друг другу в беде. Поэтому сказка с малых лет воспитывает уважение к труду, недаром труд всегда награждается, а лень наказывается. Дети сочувствуют положительному герою: и обиженной падчерице, и доброй сестрице Аленушке, и наивному, доверчивому петушку, и горько плачущему зайчику. Мы часто сочиняем сказки сами, я начинаю, а дети уже продолжают. В таких случаях фантазии нет предела. Придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника. Нравится детям придумывать речь героя, это развивает не только воображение ребенка, но и развивает память, умение строить сложные предложения, диалогическую и монологическую речь. Ведь желание героев, это по существу тайные желания ребенка. Все это помогает проникнуть во внутренний мир детей. Мы часто используем необычный способ изображения места, где происходит действия сказки. С помощью отрезков тканей, различающиеся по форме, фактуре, размеру, цвету, ребенок создает поле, лес, море, луг. Например, вышел Иван царевич в широко поле, на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная шапочка, появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (ручеек), ткань с ягодами (земляничная поляна). Здесь мы рассказываем о природе и обычаях народов той страны, в которой была создана сказка. Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты и начинают понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяет особенностями климата, флоры и фауны страны, а также мировосприятия людей. Просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например они «НЕ видят» ни леса, через который пробирается Иван царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации. После чтения сказки я предлагаю детям нарисовать, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Наблюдая за детьми, я вижу, что каждый ребенок воспринимает сказку по своему, а рисование поможет понять нравственные коллизии, облегчить процесс пересказывания самой сказки. Когда в своей группе провела анкетирование воспитанников «Читают вам дома сказки?», ответы меня расстроили. В ходе анкетирования, выяснилось, что детям практически не читают дома, по словам детей книг дома очень мало, а если есть, то не соответствуют возрасту. Поэтому подготовила для родителей консультацию «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Что читать детям». Стала привлекать родителей к изготовлению сказочных персонажей, костюмов, различных видов театров, к участию совместных мероприятий в детском саду. Наши дети не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой взрослых. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем-то незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть хотя бы в самой малой степени, готов к подобной встрече. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы Добра и Справедливости. Поэтому и надо рано, но постепенно и обдуманно учить стойкости и решительности, умению преодолевать собственные страхи.

Я считаю, что сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.

В старшем дошкольном возрасте можно порекомендовать следующие сказки:

« Лиса и Котофей Иванович»- русская народная сказка;

«Елена Премудрая» – русская народная сказка;

« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- А.С. Пушкин;

« Сказка о попе и работнике его Балде»- А.С. Пушкин;

Оцените статью
Добавить комментарий