Нарушение памяти – причины, симптомы, лечение

Содержание

Нарушение памяти – причины, симптомы, лечение

Расстройства памяти

Память — это способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию, полученную в процессе жизнедеятельности. Качество запоминаемости зависит от концентрации внимания, индивидуальных особенностей человека и от количества повторений информации.

С точки зрения физиологии, памятью называется межнейрональная связь, возникающая под действием внешних раздражителей. Функциональная активность трех аспектов памяти (импрегнация, ретенция и репродукция) осуществляется всеми отделами коры головного мозга.

Что такое нарушение памяти в психологии и психиатрии, какова симптоматика и причины основных типов расстройств — далее в статье.

Что это такое?

Снижение или утрата способности к запоминанию (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) информации называют расстройством памяти. Выпадение одного из трех компонентов значительно снижает качество жизни пациентов.

Неспособность фиксировать основные события в жизни приводят к утрате индивидуальности человека и снижению уровня интеллекта.

Патогенез

Головной мозг принято разделять на отделы, которые отвечают за регуляцию основных функций организма.

Кора мозга также теоретически состоит из разных отделов, которые между собой взаимодействуют при помощи нервных импульсов и связей.

Нарушение нейронального взаимодействия между отделами коры головного мозга считается основным звеном в патогенезе расстройства памяти.

Повреждение гиппокампа приводит к утрате долговременной памяти, что способствует развитию полной дезориентации в личности. Если патологический очаг локализуется в стволовых отделах мозга или в ретикулярной формации, выпадает способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Виды расстройств

Лурия А.Р. создал классификацию нарушений работы памяти, основанную на патогенетических процессах, происходящих в головном мозге, она включает в себя расстройства:

  1. Модально-неспецифические нарушения памяти. Появляются в случае поражения непосредственно структур головного мозга.
  2. Модально-специфические нарушения памяти. Механизм возникновения основан на поражении анализаторных систем. Нарушается зрительная, слуховая, тактильная, музыкальная, двигательная память и др. Типы нарушения памяти:

Оптико-мнестическая афазия возникает при патологии задних отделов височной доли. Для обозначения данного нарушения, в неврологии имеется понятие оптическая амнезия.

В памяти пациентов нет определенных зрительных образов, однако они могут описать предназначение определенного предмета и как им пользуются.

К примеру, больному показывается фотография с лопатой и просят назвать этот предмет. «…Ну эта вещь используется, чтобы ямы копать» — типичный ответ пациентов с оптико-мнестической афазией. Также нарушена возможность изображения конкретных предметов по памяти.

  • Акустико-мнестическая афазия — непонимание устной речи. Возникает из-за нарушения слухового запоминания. При этом речь пациента скудная, несвязная.
  • Количественные расстройства памяти или дисмнезии — нарушение воспроизведения, запоминания и хранения информации. К таким нарушениям памяти относятся:
    • ретроградная амнезия — выпадают события, предшествующие травматической ситуации;
    • антероградная амнезия — выпадение событий, которые произошли после травмы (пациент не помнит как попал в больницу, но точно рассказывает, что с ним произошло);
    • фиксационная амнезия — больной не в состоянии вспомнить, что он делал минуту назад;
    • детская амнезия — не является патологической, люди не помнят период жизни до четырех лет;
    • интоксикационная — возникает при наркотическом или алкогольном опьянении;
    • аффективная — выпадают события, которые происходили в момент аффекта;
    • кататимная (истерическая) — исключение из памяти психотравмирующих агентов;
    • эпизодическая — нормальное явление у здоровых людей, которые подвержены длительной усталости;
    • гипермнезия — способность помнить каждую секунду происходящих событий и воспроизводить спустя несколько лет.
  • Качественные расстройства памяти проявляются как изменение действительных событий прошлого. Основные виды парамнезий:

      Псевдореминисценции — перенос событий прошлого в настоящее время. Данное нарушение приводит к временной деперсонализации.

      К примеру бабушка 80 лет может говорить, что вчера она праздновала свое шестилетие в кругу родных. Такие события имели место в жизни пациентки, однако в далеком прошлом.
      Конфабуляции — привнесение в свое прошлое фантастических вымышленных событий, которые не могли произойти в жизни пациента.

      Больные не утрачивают основные воспоминания, а начинают иначе интерпретировать. В последствии может развиться конфабуляторный бред.

    • Криптомнезии — больные приписывают себе чужие заслуги, при этом не преследуют корыстного умысла. Пациент может утверждать, что именно он руководил боевыми действиями в 1812 году, а не какой-то Наполеон.
  • Нарушение непосредственной памяти заключается в невозможности воспроизвести события или полученный опыт сразу после действия внешнего стимула. Характерно для пациентов преимущественно пожилого возраста. К таким расстройствам памяти относятся:
    • Корсаковский синдром — это нарушение памяти, при котором имеются неточные воспоминания виденного или услышанного в настоящем периоде времени, с полным или частичным сохранением памяти на события прошлого. Пациенты не понимают где находятся и как тут оказались, при нахождении в стационаре не могут самостоятельно отыскать свою постель.
    • Прогрессирующая амнезия — больные дезориентированы в месте и времени, путают события прошлого и настоящего, искажают последовательность происходящего. Постепенно из памяти выпадают не только происшествия текущего времени, но и события прошлых лет.
  • Псевдоамнезия сопровождается патологией лобных долей мозга. Пациенты не в состоянии выучить или запомнить информацию, так как нарушен процесс формирования намерений. Однако при длительном повторении определенной информации пациент в состоянии узнать ее, но не может самостоятельно воспроизвести. Грубые нарушения процессов формирования планов и программ поведения не позволяют пациентам самостоятельно справляться с запоминанием материала.
  • Феномены

    Прескевю — способность мозга забывать элементарное слово, которое знал на протяжении длительного периода времени.

    Создается впечатление, что вот-вот и вспомнишь слово, которое прям «крутится на языке». Однако в лучшем случае оно вспомнится через несколько дней.

    Дежавю или промнезия — ощущение того, что человек уже бывал в этом месте, вел подобные разговоры с этим же собеседником. Однако в реальности подобного не происходило.

    Жамевю — противоположность дежавю. Человек забывает определенные события и уверяет, что подобное никогда с ним не происходило. Привычная дорога домой может показаться неизвестной, впервые увиденной.

    Гипертимезия — сверхточная память на все события собственного прошлого. Люди с гипертимезией могут дословно пересказать страницу из книги, которую читали пять или десять лет назад.

    Причины

    Факторы, провоцирующие расстройство памяти, подразделяются на органические и функциональные.

    К органическим относят поражения структур головного мозга вследствие травм, опухолями, доброкачественными кистами, интоксикация алкоголем, токсическое воздействие при употреблении наркотических средств, заболевания сосудов (инсульты, гипертония, атеросклероз), менингоэнцефалиты, недоразвитие долей мозга, неблагоприятная экология, болезнь Альцгеймера и др.

    Функциональные причины расстройств памяти напрямую связаны с психологическими и психическими нарушениями, к примеру длительное переутомление, депрессия или депрессивный синдром, эмоциональное перенапряжение, психологическая травма и др.

    Диагностика

    Первичным методом диагностики является сбор анамнеза. Доктор производит оценку когнитивных функций, уточняет наличие травм или нейроинфекций и наличие сопутствующих органических заболеваний.

    При необходимости назначают инструментальные методы исследования — МРТ головного мозга, УЗИ сонных артерий, биопсия спинномозговой жидкости, ЭЭГ, консультация офтальмолога (для оценки состояния глазного дна).

    Параллельно производится оценка основных видов памяти:

    1. Механическая. Оценивается способность пациента к запоминанию и воспроизведению информации.
    2. Смысловая. Больному предлагают расшифровать смысл известной поговорки или пересказать отрывок из книги или статьи.
    3. Опосредованная. При нарушениях опосредованной памяти пациенту необходимо запомнить материал используя промежуточный символ.
    4. Образная. Показывают картинки и пациента просят назвать предмет, который изображен.

    Способы лечения: препараты, психологическая коррекция и другие

    Метод терапии выбирается индивидуально для каждого пациента. Во внимание учитываются все имеющиеся патологии в организме.

    Первоочередно оказывают воздействие на причину возникновения нарушений памяти. К примеру, новообразование удаляют, контролируют лечение гипертонии, исключают прием алкоголя или наркотиков.

    Лекарственная терапия основывается на приеме препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (глицин, ноофен), статины назначают при лечении атеросклеротической болезни (аторвастатин, розувастатин). При гипертонии используют бета-блокаторы (метопролол, бисопролол). Нейролептики (галоперидол, хлорпромазин) назначаются пациентам с установленным психиатрическим диагнозом (шизофрения, бредовые расстройства).

    Психокоррекция проводится с целью восстановления или тренировки памяти. Подобные занятия проводятся индивидуально с применением техник облегченного запоминания (метод Цицерона или Айвазовского). Лечение отдыхом эффективно при физических перегрузках и эмоциональных перенапряжениях.

    Профилактика

    Поддержание здорового образа жизни помогает избежать нарушений памяти. Триада здоровья (активный образ жизни, отказ от вредных привычек и рациональное распределение времени по принципу работа-отдых) улучшает состояние пациентов.

    Чтение книг, заучивание любимых стихов, решение кроссвордов развивает не только интеллект, но и память.

    Расстройства памяти лишают человека возможности вести социальный образ жизни. При обнаружении симптомов у себя или у своих близких, следует обратиться за помощью к врачу. Помните, такую болезнь как нарушение памяти лучше предотвратить, чем лечить. Берегите себя!

    Бессознательный плагиат, или что такое криптомнезия?

    Человеческий мозг, несмотря на развитие науки в целом и медицины в частности, до конца не изучен. Среди самых интересных направлений…

    Это уже происходило. Дежавю: ошибка мозга или привет из прошлой жизни?

    Пожалуй, каждый человек хотя бы раз в жизни ощущал, что происходящие события с ним уже когда-то были. Но что это:…

    Искусственное лишение воспоминаний: для чего необходима экспериментальная амнезия?

    Потеря памяти встречается при самых различных поражениях центральной нервной системы (в частности, головного мозга) и психики человека. Для того, чтобы…

    Конфабуляции: воспоминания, которых не было

    У патологической лжи всегда есть свои объяснения. Она может быть как безобидной, так и чревата последствиями. Но бывает ли ложь,…

    «Я помню каждый момент своей жизни», или что такое гипертимезия

    Люди в течение всей своей жизни запоминают различную информацию, например имена, места, даты, важные события. Обычно мы запоминаем особо значимые…

    Расстройства памяти

    Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.

    МКБ-10

    Общие сведения

    Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.

    Причины

    Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:

    • Переутомление. Чрезмерные физические, умственные и эмоциональные нагрузки становятся источником стресса и функционального снижения когнитивных процессов. Вероятность ослабления памяти выше при несбалансированном питании, недосыпе, бодрствовании в ночное время.
    • Соматические болезни. Физические недуги способствуют развитию общего истощения. Трудности запоминания бывают вызваны как астенизацией, так и смещением внимания с информации, поступающей извне, на ощущения в теле.
    • Вредные привычки. Память ослабляется на фоне мозгового поражения, токсического повреждения печени, гиповитаминоза. При длительной алкогольной зависимости и наркомании развивается стойкий когнитивный дефицит.
    • Нарушения мозгового кровообращения. Причиной может стать спазм или атеросклероз мозговых сосудов, инсульт и другие возрастные нарушения. В группе риска пациенты с гипертонической болезнью.
    • Черепно-мозговые травмы. Память нарушается в остром и отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность расстройств колеблется от легких затруднений при запоминании нового материала до внезапной утраты всех накопленных знаний (включая имя, фамилию, лица родственников).
    • Дегенеративные процессы в ЦНС. При нормальном старении мозг претерпевает инволюционные изменения – уменьшается объем тканей, количество клеток, уровень метаболизма. Происходит ослабление памяти и других познавательных функций. Выраженной стойкой дисфункцией сопровождаются дегенеративные заболевания (болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона и пр.).
    • Психические расстройства. Когнитивный дефект формируется при различных деменциях, шизофрении. Эпилепсия, являясь неврологической болезнью, влияет психику, в том числе вызывает изменения памяти.
    • Умственная отсталость. Может быть связана с генетическими патологиями, осложнениями при беременности и родах. Мнестические нарушения наиболее выражены при умеренных и тяжелых формах олигофрении.

    Патогенез

    Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.

    Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).

    Классификация

    С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:

    • Модально-неспецифические. Проявляются неполноценным сохранением следов воздействий различной модальности (слуховой, зрительной, двигательной). Расстройства вызваны поражением глубоких неспецифических мозговых структур, патологическим повышенным торможением следов. Пример – корсаковский синдром при алкогольном отравлении.
    • Модально-специфические. Проблемы возникают при сохранении, воспроизведении информации определенной модальности. Расстройства развиваются на базе поражений корковых зон анализаторов, тормозимость следов являются результатом интерферирующих воздействий. Может быть патологически изменена акустическая, слухоречевая, зрительно-пространственная, двигательная память.
    • Системно-специфические. Патологии этой группы обусловлены поражением речевых зон мозга. Невозможной оказывается систематизация, организация поступающей информации с помощью смысловой словесной переработки.

    Симптомы расстройств памяти

    Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.

    Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.

    Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.

    Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.

    Осложнения

    Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.

    Диагностика

    Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:

    • Механическая. Применяется методика «10 слов», запоминание слогов, запоминание двух рядов слов. Тесты выявляют колебания динамики психической деятельности, истощаемость. Результат представлен в форме кривой. Она носит характер стабильно сниженного плато при деменциях, может быть нормально высокой при легкой олигофрении, зигзагообразна при сосудистых патологиях, постинфекционных и постинтоксикационных состояниях, в отделенном периоде ЧМТ.
    • Смысловая. Используются пробы на пересказ содержания текстов различной сложности. Снижение результата свидетельствует о нарушении сложных форм памяти, обусловленных абстрактным мышлением и речью. При относительной сохранности механического запоминания смысловое нарушено при олигофрении, эпилепсии. Результаты длительное время остаются нормальными у людей с сосудистыми заболеваниями, астеническим синдромом.
    • Опосредованная. Изучается способность испытуемого запоминать материал при помощи промежуточного символа. Диагностические инструменты – «пиктограммы», методика исследования опосредованного запоминания Выготского-Леонтьева, метод двойной стимуляции. Введение промежуточного стимула затрудняет выполнение задания при шизофрении из-за снижения целенаправленности, при эпилепсии по причине торпидности и инертности психических процессов, «застревании» на деталях.
    • Образная. Тест востребован при обследовании детей с неразвитой речью и пациентов с грубыми речевыми дефектами. Применяются наборы изображений предметов, людей, животных. Методика направлена на оценку способности запоминания материала, его удержания на протяжении периода от нескольких минут до часа. Результат используется для различения тотального и парциального когнитивного дефекта.

    Лечение расстройств памяти

    Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:

    • Медикаментозную терапию. Для фармакотерапии используются различные группы препаратов, направленных на устранение первичного заболевания. Также существуют специальные лекарства (ноотропы), которые стимулируют когнитивные процессы, улучшая кровообращение и метаболические процессы в мозге. К данной группе относятся субстраты энергетического обмена (обеспечивают нервные клетки энергией), классические ноотропы (нормализуют обменные процессы) и растительные средства (поддерживают метаболизм).
    • Психокоррекция. Для тренировки и восстановления памяти активно применяются мнемотехники – специальные приемы, облегчающие процесс запоминания информации, увеличивающие объем сохраняемого материала. Активируются компенсаторные механизмы, как вспомогательные средства используются яркие зрительные и звуковые образы, сильные и необычные ощущения. Базовые приемы – создание смысловых фраз из первых букв, рифмизация, метод Цицерона (пространственное воображение), метод Айвазовского.
    • Ведение здорового образа жизни. Пациентам показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, активное общение, полноценный сон. Эти простые мероприятия улучшают мозговое кровообращение, обеспечивают регулярное поступление новой информации, которую нужно осмысливать и запоминать. Больным рекомендуется регулярная интеллектуальная нагрузка, полезно читать качественную литературу, смотреть и обсуждать научно-популярные телепередачи, документальные фильмы (пересказывать, анализировать, делать выводы).

    Прогноз и профилактика

    Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.

    Виды нарушения памяти и их симптомы

    Чтобы понять расстройства памяти, нужно ознакомиться с базовой терминологией и механизмами.

    Память – это психический процесс, отвечающий за запоминание, хранение, многократное воспроизведение и стирание информации. К информации относятся навыки, знания, опыт, зрительные и слуховые образы, – любые сведения, которые может воспринять мозг, вплоть до тысячного оттенка запаха.

    Существует множество классификаций памяти (сенсорная, моторная, социальная, пространственная, автобиографическая). Однако клинически наиболее важная классификация по времени запоминания – кратковременная и долговременная.

    Физиологически кратковременная память поддерживается реверберацией возбуждения. Это физиологический процесс, при котором нервный импульс циркулирует по закрытой цепочке нервных клеток. Информация хранится до тех пор, пока в этой цепочке находятся в состоянии возбуждения.

    Информация из кратковременной памяти в долговременную память переходит путем консолидации. Это каскад биохимических процессов, в ходе которых информация «записывается» в нейронные сети.

    У каждого человека есть свои индивидуальные особенности памяти с рождения. Один запоминает стих после 3-4 прочтений, другому нужно 15 раз. Индивидуальный низкий показатель запоминания не считается нарушением, если он находится в пределах нормы.

    Что это такое

    Расстройства памяти – это нарушение процессов запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Из греческого память переводится как «mnesis», поэтому все психические патологии связаны с mnesis: амнезия, гипермнезия или гипомнезия. Однако термин амнезия не отождествляет все нарушения памяти, амнезия – это частный случай нарушения памяти.

    Расстройства памяти – частый спутник психических патологий. Почти все больные жалуются на снижение памяти, забывчивость, невозможность запомнить информацию и невозможность узнать ранее знакомое лицо или предмет.

    Причины

    Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:

    • Органические заболевания:
      • болезнь Альцгеймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
      • черепно-мозговые травмы;
      • инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
      • поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
      • интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
      • инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
      • гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
    • Психические расстройства:
      • шизофрения;
      • биполярно-аффективное расстройство;
      • депрессия;
      • возрастные нарушения памяти;
      • деменция;
      • патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
      • задержка психического развития;
      • диссоциативный синдром.

    Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти. Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгеймера и деменции.

    Виды и их симптомы

    Нарушения памяти бывают количественными и качественными.

    Количественные нарушения памяти – это дисмнезии. Дисмнезия характеризуется снижением запаса памяти, снижением или увеличением возможности запоминать новое.

    К количественным нарушениям относится:

    1. Гипомнезия. Расстройство характеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы. Чтобы скомпенсировать недостаток, люди с гипомнезией записывают информацию в блокнот или заметки на телефоне. Пациенты с ослабленной памятью теряют нить повествования в книге или фильме. Для гипомнезии характерна анэкфория – невозможность вспомнить слово, термин, дату или события без посторонней помощи. Это частично нарушение опосредованной памяти, когда для воспроизведения информации нужен факт опосредованности.
    2. Гипермнезия. Это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент – человек запоминает то, чего не хочет запомнить. Он теряет контроль над памятью. У людей с гипермнезией спонтанно возникают образы прошлого, события, актуализируется прошлый опыт и знания. Чрезмерная детализация информации часто отвлекает человека от работы или разговора, он отвлекается на переживание прошлого опыта.
    3. Амнезия. Расстройство характеризуется полным стиранием определенной информации.
    • ретроградная амнезия – стираются события, предшествующие острому периоду болезни; например, больной забывает несколько часов своей жизни до автокатастрофы или несколько дней, когда он был в бреду при острой менингококковой инфекции; при ретроградной амнезии страдает компонент памяти – воспроизведение;
    • антероградная амнезия – стираются события, которые происходили после острого периода болезни; здесь нарушаются два компонента памяти – запоминание и воспроизведение; антероградная амнезия встречается при патологиях, которые сопровождаются нарушением сознания; чаще всего встречается в структуре корсаковского синдрома и при аменции;
    • ретроантероградная амнезия – это тотальное стирание событий, которые происходили до и после острого периода заболевания;
    • конградная амнезия – стирание воспоминаний в эпизод острого периода заболевания; страдают компоненты восприятия и фиксации информации; встречается при заболеваниях, которые сопровождаются нарушением сознания;
    • фиксационная амнезия – это нарушение кратковременной памяти, при которой нарушается способность фиксировать текущие события; часто встречается при грубых органических заболеваниях головного мозга; например, в комнату заходит бабушка и спрашивает, что приготовить на ужин, а внук ей отвечает: «Борщ»; через несколько секунд бабушка снова задает тот же вопрос; при этом долговременная память сохраняется – бабушка помнить события из детства, молодости и зрелости; нарушение оперативной памяти входит в структуру корсаковского синдрома, синдрома прогрессирующей амнезии;
    • прогрессирующая амнезия – нарушение долговременной памяти по закону Рибо: из памяти постепенно стираются события давних лет, затем недавних лет, вплоть до невозможности воспроизвести то, что было вчера;
    • ретардированная амнезия – нарушение, при котором стирание событий отсрочивается; например, человек отчетливо помнил события после падения с крыши дома, но через несколько месяцев воспоминания вытесняются;
    • аффектогенная амнезия – вытесняются события, которые сопровождались неприятными эмоциями или сильным эмоциональным потрясением;
    • истерическая амнезия – нарушение краткосрочной памяти, при котором у человека вытесняются отдельные эмоционально неприятные факты.

    Качественные нарушения памяти (парамнезии) – это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий.

    К нарушениям памяти относится:

    1. Псевдореминисценции. Характеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название – иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией.
    2. Криптомнезия. Нарушение памяти характеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он – автор произведения.
    3. Конфабуляции. Галлюцинации памяти характеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли.

    Классификация Лурии по специфичности:

    • Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Характеризуется снижением всех компонентов памяти.
    • Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Характеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти.

    Вместе с другими заболеваниями

    Расстройства памяти – не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания.

    Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях:

    1. Шизофрения. Память – это последний процесс, который страдает при шизофрении.
    2. Депрессия. Возникает гипомнезия.
    3. Маниакальное состояние. Сопровождается гипермнезией.
    4. Нарушение памяти при ЧМТ. Чаще всего встречается ретроградная амнезия.
    5. Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями.
    6. Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга.
    7. Нарушение сознания. При аменции, онейроиде – полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии – частичное стирание воспоминаний.
    8. Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова (фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия).
    9. Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Характеризуется гипомнезией.
    10. Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Характеризуются гипомнезией.
    11. Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Характерны дисмнезии и парамнезии.

    Диагностика

    Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти – это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти – это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма.

    Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей.

    Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные:

    • «Заучивание 10-ти слов»;
    • методика «Пиктограммы»;
    • «Объем кратковременной памяти»;
    • методика «Смысловая память».

    Лечение

    Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами.

    Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти (болезнь Альцгеймера, деменция с тельцами Леви), назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин.

    Профилактика

    Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств.

    Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки.

    Расстройства памяти – виды, причины и способы лечения

    Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.

    Нарушение памяти в психологии

    Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.

    Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:

    • гипомнезия – снижение или ослабление;
    • парамнезия – ошибки в памяти;
    • амнезия – выпадение событий (до или после).

    Причины расстройства памяти

    Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического характера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:

    • психоэмоциональное перенапряжение;
    • депрессия;
    • переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
    • произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;

    Расстройства функций памяти – причины органического характера:

    • астенический синдром;
    • длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
    • неблагоприятная экология;
    • различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия);
    • онкология мозга;
    • вирусные инфекции;
    • болезнь Альцгеймера;
    • врожденные психические недуги и генетические мутации.

    • черепно-мозговые травмы;
    • тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.

    Виды нарушения памяти

    Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:

    1. Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
    2. Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.

    Когнитивное расстройство памяти

    Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:

    • легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
    • средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
    • тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.

    Количественные расстройства памяти

    Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:

    • ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка);
    • антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
    • фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в пространстве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
    • конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
    • эпизодическая – бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
    • детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление);
    • интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
    • истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
    • аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.

    К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:

    • гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
    • гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.

    Нарушение кратковременной памяти

    Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.

    Нарушение памяти и речи

    Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи характерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).

    Нарушения мышления и памяти

    Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгеймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.

    Расстройство памяти и внимания

    Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:

    • функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, характерно при СДВГ у детей, стрессах;
    • органические – при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.

    Расстройства памяти при поражениях мозга

    При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:

    • поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» – возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в пространстве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
    • поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – характеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
    • локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
    • нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.

    Нарушение памяти у ребенка

    В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Неблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.

    Расстройство памяти у пожилых людей

    Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгеймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Неблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.

    Симптомы нарушения памяти

    Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:

    • утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
    • дезориентация во времени и пространстве;
    • устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
    • палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
    • конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического характера, в которую больной верит.

    Диагностика нарушений памяти

    Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:

    • анализы крови (общий, биохимия, гормоны);
    • магнитно-резонансная томография (МРТ);
    • компьютерная томография (КТ);
    • позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).

    Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:

    1. Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедура повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
    2. Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.

    Коррекция нарушений памяти

    Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:

    • купирование острого состояния (при психозах, травмах);
    • витаминотерапия;
    • психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам);
    • восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).

    В дополнение к лечению назначаются:

    • сбалансированное питание;
    • фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной);
    • когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).

    Ухудшение памяти

    Понятия “нормальной памяти” не существует. Под нормой здесь может подразумеваться совокупность информации, которую в нормальных условиях конкретный человек способен держать в голове. Не существует верхних границ памяти, хотя и существуют люди с суперпамятью, которая способна фиксировать мельчайшие нюансы всех событий и вещей, однако это встречается довольно редко.

    Память – это способность получения, хранения и воспроизведения информации, которую конкретный человек получает на протяжении жизни. При этом необходимо понимать, что в понятие памяти вкладывается как физиологическая, так и культурная основа.

    Человеческая память может делиться на долговременную и кратковременную. Соотношение данных разновидностей памяти у всех людей индивидуально: при преимущественной долговременной памяти человеку сложно дается обучение, но зато выученная информация остается с ним навсегда, а при краткосрочном варианте все наоборот – выученное на лету после воспроизведения мгновенно забывается.

    Все это не вызывает каких-то вопросов на протяжении жизни, если в какой-то определенный момент память не начинает ухудшаться. Забывчивость также бывает различных видов, каждый из которых по-разному воздействует на запоминание различной информации.

    Причины ухудшения

    Причин ухудшения памяти множество, однако все они подразделяются на возрастные изменения, те причины, которые связываются с поражением мозга, такие, которые возникают из-за различных болезней других органов, последствия интоксикационных процессов и те, что возникают, благодаря внешним негативным факторам.

    К причинам, связанным с непосредственным поражением самого мозга как органа человека, причисляют черепно-мозговые травмы, острое нарушение кровообращения или инсульт, различные онкологические проблемы в данном органе. К внешним факторам, неблагоприятно сказывающимся на состоянии памяти, относятся недостаточный сон, различные стрессы, перемены в жизненных условиях, усиление мозговой нагрузки. Под хроническими интоксикационными процессами, вызывающими забывчивость, следует понимать состояния, которые провоцируются в человеческом организме алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, злоупотреблением транквилизаторами и прочими фармакологическими препаратами.

    Человеческая память напрямую зависима от различных модальностей. Модальность может быть зрительной, слуховой, двигательной. Модальности также могут сочетаться в разных пропорциях между собой. Это определяет то, каким образом конкретному человеку проще запоминать информацию. Кто-то предпочитает учить что-либо, произнося информацию вслух, кому-то проще запоминать прочитанное, кто-то обязательно должен увидеть страницу с текстом или графикой, в которой заключен материал. Различные отделы человеческого мозга ответственны за разные функции, связанные с запоминанием. Отделы в области висков отвечают за слуховое восприятие речи или звуков, затылочно-теменная зона – за пространственное и зрительное восприятие. В левом полушарии зрительное восприятие акцентируется на буквенном и предметном, а в правом – на оптико-пространственном, цветовом и лицевом. Нижнетеменная зона ответственна за функциональность рук и речевого аппарата, что приводит при ее поражении к астереогнозии, то есть невозможности определения предмета наощупь. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушается именно тот вид памяти, который свойственен определенной пострадавшей зоне человеческого мозга.

    Современные исследования обладают множеством доказательных фактов в отношении теории о том, что гормональный фон во многом воздействует на мыслительный процесс и запоминание. Положительно на данные процессы могут влиять такие гормоны, как тестостерон, вазопрессин, эстроген, пролактин. Гормоны способствуют преобразованию краткосрочной памяти в долгосрочную, однако не все. Например, окситоцин, наоборот, значительно ослабляет процесс запоминания информации, вызывая возникновение забывчивости у женщин при грудном вскармливании и после родов.

    Патологии, ухудшающие память

    Наиболее частыми заболеваниями, которые значительно ослабляют процесс запоминания, являются черепно-мозговые травмы. Более опасны глубокие и обширные травмы, поскольку их тяжесть прямо пропорциональна процессу запоминания. При черепно-мозговых травмах у людей частыми явлениями выступают ретроградная и антероградная амнезия, характеризующиеся забыванием не только события, при котором произошла травма, но и тех, что предшествовали либо последовали следом за ней. Также черепно-мозговым травмам свойственно возникновение галлюцинаций и конфабуляций. Под галлюцинациями понимаются ложные события и образы, которых в реальной жизни быть не могло (естественно, и не было). Конфабуляции представляют собой ложные воспоминания, которые подкидывает память больного человека. Так, при возникновении конфабуляций, пациент может на вопрос о действиях в прошедшем дне ответить, что посещал театр, а на самом деле он лежал в больничной палате, поскольку был травмирован.

    Ухудшение памяти очень часто происходит и по причине нарушенного кровообращения головного мозга пациента. При атеросклеротических сосудистых изменениях в мозге уменьшается приток крови к различным мозговым отделам, что и провоцирует ослабление памяти. В современном мире атеросклероз перестал быть заболеванием престарелых людей и все чаще диагностируется у достаточно молодого населения. Атеросклероз также провоцирует развитие острого нарушения кровообращения в мозге. Данное заболевание, известное как инсульт, может затрагивать различные мозговые зоны, перекрывая кровяной ток к ним частично либо в полном объеме. Функционал таких зон грубо нарушается, страдает все, в том числе и память.

    Сахарный диабет обладает аналогичными воздействиями на процессы запоминания информации. Осложнением сахарного диабета может выступать ангиопатия – заболевание, проявляющееся в утолщении сосудистых стенок до того уровня, когда мелкие сосуды полностью перестают функционировать из-за перекрытия, а крупные значительно сужаются, замедляя кровоток. Кровообращение в данном случае нарушается в каждом органе и системе человеческого организма, включая и головной мозг. А любое нарушение кровообращения в мозге приводит к нарушению функции памяти.

    При нарушении функции запоминания можно делать вывод о возможном возникновении заболеваний в щитовидной железе, которые характеризуются недостаточным количеством вырабатываемых ею гормонов – гипотиреозом. Гормоны щитовидной железы содержат в себе до 65% йода. При данном заболевании наряду с ухудшением памяти происходит увеличение веса, возникает депрессия, отечность, апатия, раздражительность, мышечный тонус становится очень слабым. Профилактировать йододефицит необходимо соответствующей диетой, содержащей обязательно йодированную соль, молочные продукты, морскую рыбу, морскую капусту, орехи, хурму, твердые сорта сыров.

    Воспалительный процесс в мозговых оболочках (менингит) и в веществе головного мозга (энцефалит) значительно влияет на работу всего мозга в целом. Наиболее частыми причинами энцефалитов и менингитов являются нейротропные вирусы и бактерии. Терапия данных заболеваний весьма успешна, если они своевременно выявлены, однако ухудшение памяти может остаться у человека в качестве последствий заболевания.

    Хуже всего поддаются терапевтическим методикам дегенеративные болезни головного мозга, например, болезнь Альцгеймера. При данной патологии память постепенно, но уверенно снижается, приводя, в итоге, и к снижению интеллектуальных способностей пациента. Худшей ситуацией является состояние, когда человек перестает ориентироваться в пространстве, не способен заниматься самообслуживанием. Болезнь Альцгеймера свойственна пожилым людям после 70-80 лет. Протекает она медленно, постепенно, и на начальных этапах совершенно незаметно. Признаками патологии выступают пониженное внимание и сбои памяти. Последние произошедшие с ним события пациент начинает забывать, а если о них настойчиво спрашивать, он начнет их подменять воспоминаниями из прошлого. Все это накладывает отпечаток и на характер пациента, приводя к усилению эгоизма, возникновению повышенной требовательности, капризности, апатичности.

    Если такие заболевания своевременно не начать лечить, человек перестает ориентироваться во времени и пространстве, он не знает текущей даты, места, где он находится, не понимает, что нужно делать при возникновении естественных потребностей. Современная медицина считает болезнь Альцгеймера наследственной, при отсутствии лечения она в определенный момент резко прогрессирует, однако, если ее лечить, протекание ее замедляется и является достаточно легким.

    Однако ухудшение памяти далеко не всегда связано с поражением мозга, очень часто человек сам пытается забыть неприятности и страхи, применяя психологические механизмы защиты, которых очень много. При частом применении данных механизмов со стороны может создаться впечатление, что человек страдает расстройствами памяти, однако это не так. Такие «забытые» эмоции и состояния плохо воздействуют на нервную систему, приводя к агрессивности, неврозам и прочему.

    Лечение ухудшения памяти

    Лечить ухудшение памяти можно только после того, как будет установлена причина данного процесса. Лекарственные средства должны назначаться исключительно врачами, как правило, это некоторые ноотропные средства, такие как:

    Курсовое лечение данными средствами достаточно длительное, оно всегда закрепляется приемом мультивитаминных комплексов. Иногда врачи назначают пациентам и физиопроцедуры. При снижении памяти эффективно работает процедура электрофореза с интраназальным введением глютаминовой кислоты (препаратов на ее основе). Педагогико-психологические корректировочные методики также эффективно влияют на восстановление памяти при ее снижении – педагоги учат пациентов запоминать, тренируя непораженную функциональность мозга. При невозможности запоминать пациентом произнесенные вслух слова, его учат представлять зрительный образ того, о чем было сказано, и тогда запоминание становится реальным. Сложность и длительность процесса обучения кроется в том, что важно не просто научить человека прибегать к неповрежденным связям и параллелям головного мозга, но и довести данный процесс до автоматизма.

    Ухудшение памяти снижает социальные навыки человека, может свидетельствовать о развитии других патологий, являясь плохим прогностическим симптомом. Занимаются лечением патологий, связанных с ухудшением памяти, неврологи, нейропсихологи, терапевты. Однако важно понимать, что очень часто в случаях, когда пациенты жалуются на ухудшение памяти, они на самом деле страдают ухудшением внимания. Такое положение вещей характерно для школьников и людей пожилого возраста. Происходит это по причине недооценивания повседневной информации, поступающей человеку. Справиться с рассеянностью и нарушениями внимания достаточно сложно, поскольку люди редко осознают, что в этом кроется проблема, даже если говорить им об этом прямо. Выходом из данной ситуации является постоянная работа над собственным восприятием информации – тренировка внимания и памяти путем фиксации на бумаге сведений, записи их в электронные устройства и прочее.

    Тренировать функционирование мозга можно по американской методике профессора Лоуренса Катца, способствующей активизации мозговой деятельности, созданию ассоциативных новых связей, задействующей различные мозговые отделы. Упражнения данной методики включают в себя несколько практик. Специалист говорит о том, что необходимо стараться выполнять привычные работы с закрытыми глазами. Правшам рекомендуется начать выполнять ряд повседневных задач (чистить зубы, расчесывать волосы, пользоваться наручными часами) левой рукой, левшам – наоборот. Важно освоить хотя бы азы языка жестов и шрифта Брайля (письмо и чтение для людей с патологиями зрения), научиться работать на клавиатуре компьютера при помощи всех 10 пальцев на руках. Рекомендуется изучить с нуля любой прикладной вид рукоделия, чтобы развивать моторику пальцев. Наощупь необходимо тренироваться различать монеты различного номинала. Важно постоянно познавать что-то новое и пытаться приложить это к собственной жизни – учить новые языки, читать статьи на непонятные для себя темы, знакомиться с разными людьми, путешествовать, открывать новые места. Все эти нехитрые упражнения отлично тренируют мозговую деятельность, а значит, и память, поэтому обеспечат нормальное самосознание на долгое время.

    Профилактические меры

    Профилактировать нарушения памяти также можно довольно эффективно. Не стоит ждать, когда забывчивость начнет докучать и придется искать причины ее возникновения среди различных заболеваний. Лучше с молодого возраста вести определенный образ жизни, чтобы даже в глубокой старости оставаться в «твердой памяти». Все рекомендации, приведенные ниже, помогут сохранить не только память, но и здоровье в целом в отличном состоянии, о чем организм отблагодарит своего хозяина не раз за жизнь.

    Правильное и полноценное питание является залогом не только долголетия, прекрасного самочувствия, но и отличной памяти. Наиболее нежелательными продуктами в данном контексте можно считать жирные, сладкие и соленые. Положительное влияние на психику и работу мозга в целом оказывает потребление корицы, имбиря, настойки гинкго билоба и витамина Е.

    Регулярные занятия спортом отлично сказываются не только на фигуре. При этом тренажерный зал, таскание тяжестей и изнурительные тренировки совершенно не способствуют сохранению функциональности мозга. Для его активной многолетней работы, а значит, и для памяти, рекомендованы неспешные прогулки на свежем воздухе, повышающие скорость циркуляции крови и ее поступления в головной мозг, а также ежедневная утренняя гимнастика, запускающая процессы метаболизма в организме.

    Отказ от вредных привычек – алкоголя и сигарет – влечет за собой укрепление защитных функций организма, предотвращает возможности токсических отравлений, поэтому в итоге приводит к сохранению памяти. Также для тренировки запоминания важно постоянно пытаться что-то разучивать, играть в логические игры – шашки или шахматы, учить языки.

    Независимо от причин, из-за которых память начала страдать и ухудшаться, важно обязательно обратиться за медицинской помощью при первых симптомах такого процесса. Иногда забывчивость является ситуативной и не несет в себе угрозы амнезии, иногда необходимы занятия у психолога, иногда – медикаментозная терапия. Ежегодно диагностических методик становится все больше, главное при этом – не терять времени и заниматься собственной памятью с самых ранних лет.

    Читайте также:  Социопатия - признаки, симптомы, причины, лечение
    Оцените статью
    Добавить комментарий