Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Содержание

Рефлексия деятельности, психологическая и философская рефлексия

Рефлексия

Человек должен не просто решать, действовать и сталкиваться с продуктами своей деятельности, но и анализировать, обдумывать, делать выводы, которые станут опытом. Это называется рефлексией, которая носит чисто теоретический и индивидуальный характер. Рефлексия является исключительно психологическим процессом, который зависит от мыслительной деятельности индивида. Возможен и философский подход.

У каждого человека формируется свое прошлое. Рефлексия – взгляд в прошлое, назад, которое могло произойти совсем недавно или формироваться длительное время. Можно сказать, что рефлексия – это своего рода самопознание. Человек может понять свои эмоции, поступки, мотивы и желания, если проследит за тем, как разворачивались события. Человек проявляется в действиях. Но чтобы это понять, нужно оглянуться в прошлое.

Рефлексия может быть как личностной, так и чужой. Другими словами, человек может анализировать прошлое не только свое, но и иного индивида с целью понимания его моделей поведения, качеств характера, мотивов и пр.

Успешные люди советуют больше времени уделять будущему. Если вы все еще молоды и энергичны, то ставьте как можно целей, чтобы их достичь. Ваша жизнь еще не окончена, поэтому не превращайтесь в стариков, которым только и остается, что ностальгировать за прошлым. Но есть обычные люди, которые по привычке возвращаются мыслями в прошлое, думая, что их счастливое время прошло. Молодые женщины думают, что они больше не интересны противоположному полу, потому что им уже за 30. Молодые мужчины полагают, будто ничего не смогут добиться, потому что им уже под 40. Все это ерунда! Пока вы двигаетесь, здоровы и живы, у вас может быть все, что вы захотите.

Но давайте вернемся от будущего к прошлому. Прошлое есть у всех, и от него оказываться тоже нельзя. Даже успешные люди могут возвращаться в прошлое, вспоминая о грустном и о веселом. И здесь успешные люди отличаются от простых людей. Они возвращаются в прошлое по двум причинам:

  1. Чтобы взбодрить себя. Развеселить какими-то воспоминаниями и напомнить себе о том, что они достигали успеха, когда им казалось, что у них ничего не получается.
  2. Чтобы вынести уроки, не повторять своих ошибок. Прошлое – это опыт, который показывает, какие действия и решения к какому результату приводят. Поэтому вспоминайте о последствиях своих действий и решений, чтобы понимать, нужно ли их сейчас совершать или нет.

Простые же люди похожи на стариков, которые возвращаются мыслями в прошлое, чтобы о чем-то поплакать, пожалеть или погрустить за тем счастьем, которое ушло. И что это дает? Кроме слез и нервного перенапряжения, больше ничего. Поэтому простому человеку нужно разумно относиться к своему прошлому, чтобы оно не стало капканом для самобичевания и возникновения мыслей, что вы – неудачник.

Возвращаясь в прошлое, вы должны радоваться всему, что с вами произошло. Вам изменили, вас предали, обманули, унизили – это полезный опыт, который говорит вам о том, с какими людьми лучше не общаться, каких ситуаций не создавать, как себя не ставить по отношению к другим людям. Все ваши счастливые и стрессовые ситуации являются вашими учителями, которые говорят о том, в каком случае вы поступили правильно, а где приняли неверное решение. Оптимистично относитесь к тому, что вас когда-то повергло в шок, ведь это ваш бесценный опыт, который позволяет вам больше никогда не попадать в подобные ситуации.

Жизнь прекрасна как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Ваше прошлое – это учитель. Ваше настоящее – ваш экзаменатор. А ваше будущее – результат ваших плодотворных действий и умозаключений. Если ваше прошлое вас огорчает, то сделайте верные выводы, примените свои умозаключения в настоящем времени, чтобы будущее наконец-то стало прекрасным и в нем отсутствовало все то, чего вы не хотите иметь.

Что такое рефлексия?

Рефлексией сайт психологической помощи psymedcare.ru называет обращение внимания человека на свои мысли, чувства, продукты деятельности или переосмысление. Человек обращается в прошлое, чтобы что-то увидеть и понять для себя. Это не является деградацией, при которой человек останавливается в своем развитии и начинает жить так, как это было в прошлом, на инстинктивном уровне. Рефлексия означает лишь остановку человека во времени с целью переосмысления, анализа или создания опыта из прошлого.

Почему не нужно зацикливаться на имеющихся проблемах? Потому что проблемы – то, что произошло в прошлом, то есть полученный опыт. А постоянно анализируя свой опыт, ежедневно его и проживаешь. Где тогда взяться новому опыту, если вы тратите настоящее время на проживание имеющегося опыта? Мудрость человека остается на уровне нерешенных проблем, лишь увеличивая их и не позволяя обрести новый полезный опыт.

Многие люди привыкают ежедневно проживать свой имеющийся опыт, как будто не желая перешагнуть его и пойти дальше. Обратите внимание, как ведут себя люди, которые застряли в каких-то своих проблемах и годами в них живут. Что бы вы им ни советовали, какие примеры из жизни ни приводили, по каким специалистам они ни ходили, а проблемы не решаются. Как считаете, где заключена проблема? В самом человеке, который застрял и не желает решать проблему. Он уже настолько сжился с ней, что терять ее (то есть решать свою проблему) становится страшно, поскольку сейчас известно, что делать и как жить, а когда проблема исчезнет, неизвестно, что будет и как жизнь повернется.

Люди живут в своих проблемах, не понимая тот факт, что они годами застревают в том опыте, который обрели. Дни, месяцы, годы идут, а они не получают нового опыта, поскольку не решают тех проблем, с которыми столкнулись. Со временем человек привыкает жить в своей проблеме и уже не хочет ее решать.

Поэтому не нужно зацикливаться на проблемах. Лучше их решать быстро или, по крайней мере, понимать, что с ними делать. Необходимо жить дальше, поскольку новый опыт находится за пределами того, что уже с вами произошло. В новом опыте нет тех проблем, которые вы сейчас проживаете. Поэтому если вы хотите расти и развиваться, решите свои проблемы либо просто не зацикливайтесь на них и живите дальше.

Виды рефлексии

Рефлексия бывает следующих видов:

  1. Ситуативная – когда человек анализирует свою мотивацию и самооценку, обстоятельства ситуации с целью понимания, как нужно действовать в определенных условиях.
  2. Ретроспективная – анализ ситуации, результатов, поведения, которые уже свершились в прошлом.
  3. Проспективная – это планирование, размышление о том, как нужно действовать дальше, представление о том, как будут разворачиваться события и что человек будет делать.
  4. Элементарная – когда человек анализирует самого себя. Это необходимо, особенно когда хочется понять причины своих неудач и бед. В основном все люди пользуются данным видом рефлексии с целью понимания самого себя.
  5. Научная – это анализ научных данных, экспериментов, опытов и знаний с целью предположений и делания выводов.
  6. Социальная – когда человек анализирует другого человека. Он выдвигает предположения, что другой человек думает, чем мотивируется, как обычно поступает в ситуациях, как может поступить в будущем, какие чувства переживает и пр.
  7. Психологическая.
  8. Философская.

Философская рефлексия

Философская рефлексия – это раздумья человека об обустройстве мира, о смысле человеческой жизни, о законах природы и пр. Другими словами, это подход к жизни в целом, нахождение общих законов и правил, которые будут подходить всем живым существам.

При философской рефлексии человек думает в принципе о существовании и функционировании какого-то явления:

  1. Каков смысл жизни человека (любого, а не конкретного)?
  2. Существует ли любовь и какая она?
  3. Как действует природа? Что она хочет от человека?
  4. 4. Что такое смерть, в чем ее смысл?

Нередко каждый индивид начинает философствовать, думать о природе, своем существовании и мире в целом.

Психологическая рефлексия

Каждый человек рефлексирует, причем происходит это не единожды. В психологии рефлексией называется способность человека обращать внимание на самого себя, анализировать свой внутренний мир (эмоции, мысли, мотивы и пр.), делать выводы, менять свое настроение или состояние сознания, познавать самого себя, формировать опыт и т. д.

Обычно человек анализирует последствия своих действий с целью понимания того, как он к ним пришел. А также пытается регулировать свою деятельность через понимание того, что он делает и к каким результатам это приводит.

Рефлексия длится ровно столько, пока человек в ней заинтересован. Более того, глубина рефлексии зависит от мыслительной развитости человека, образованности и образа жизни в целом.

Рефлексия деятельности

Рефлексией человек может заниматься в любое время и в любой момент. Пока человек рефлексирует, он как бы смотрит на себя со стороны. Он является посторонним наблюдателем, который при этом может знать, что человек думает, чем руководствуется, какие эмоции испытывает и пр. Это своего рода самопознание и попытка изменить себя.

Рефлексия деятельности – это размышление человека о собственных мотивах поведения, о поступках, которые он фактически совершает, о том, к чему они сейчас его приводят, о том, куда ему двигаться дальше и что для этого нужно делать. Это способ регуляции своего поведения как в одиночку, так и в коллективе.

Рефлексия деятельности позволяет человеку вдохновлять самого себя, находить новые идеи, познавать свое поведение, влиять на себя, а также получать новые знания. Нередко люди действуют и только потом думают – рефлексия может помочь в том, чтобы изменить последовательность действий.

Цель рефлексии

Рефлексия – это обучение. Если человек может вспомнить, осознать, воспроизвести или изменить то, что было, он обучается. Рефлексия становится опытом, познанием самого себя и способом влияния на свое поведение.

Развитие рефлексии

Чтобы рефлексия давала положительные результаты, нужно ее развивать. В этом помогут:

  • Оценивание самого себя с адекватной позиции.
  • Анализ собственных поступков и принятых решений.
  • Оценивание своих поступков с точки зрения других людей, возможность изменить свое поведение.
  • Анализ прошедшего дня, выделение как положительных моментов, так и неудач, понимание их происхождения и попытки сделать выводы, как нужно поступать, чтобы получать другие результаты.
  • Сравнение своего мнения о других людях с тем, что о них думают окружающие и даже они сами.
  • Общение с непохожими на себя людьми, попытка принять их взгляд и позицию.

Рефлексия – это понимание себя, других людей и мира в целом, когда человек анализирует, делает выводы и принимает решения лично для себя.

Психологическая рефлексия

Общее понятие о рефлексии

В психологи под рефлексией понимают процесс осмысления и анализа человеком особенностей своего внутреннего мира: тех знаний и эмоций, целей, мотивов, установок, которые оказывают непосредственное воздействие на поведение и жизнедеятельность человека. Помимо вышеперечисленных процессов рефлексия также включает в себя понимание и оценку отношения к своей личности со стороны окружающих людей.

Читайте также:  Кто такой психопат и как его распознать

Рефлексия является не просто интеллектуальной деятельностью человека – это сложная духовная деятельность психики и сознания человека, которая непосредственно связана с эмоциональной и оценочной сферами личности. Она не имеет отношения к врожденным реакциям и требует от человека владения определенными навыками самопознания и самооценки.

Следует отметить тот факт, что рефлексия включает в себя способности человека к самоанализу и самокритике, обусловленные тем, что в процессе осмысления причин и последствий того или иного поведения происходит анализ и формирование определенных выводов, которые в свою очередь помогают эффективному выстраиванию линии поведения. Данный процесс может быть весьма болезненным, но является необходимым для реализации процесса нормального развития личности человека.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные стороны рефлексии

Рефлексивный процесс имеет две стороны: познавательно-оценочную и эмоциональную. Рассмотрим их более подробно.

  1. Когнитивный или познавательно-оценочный уровень рефлексии находит свое проявление в осознании человеком процессов и явлений собственного внутреннего мира, их анализе и соотнесении с имеющимися в обществе стандартами поведения, нормами и правилами;
  2. Эмоциональный уровень проявляется в переживании человеком отношения к самому себе, содержанию своей психической деятельности, сознания и собственной деятельности.

Именно в проявлениях эмоционального уровня рефлексии и лежит основное отличие рефлексии от самоанализа. Самоанализ в основе своей опирается на рациональные и сознательные суждения человека о тех или иных событиях и проявлениях реальной действительности.

Следует заметить, что процесс рефлексии может приносить человеку далеко не всегда положительные эмоции, у него могут возникать чувства разочарования, собственной неполноценности, угрызения совести. Именно поэтому нередко человек старается избегать рефлексии, в связи с возникающими опасениями переживания отрицательных эмоций и расстройств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс рефлексии, как и многие процессы, касающиеся психологического развития и функционирования личности человека, должен осуществляться в рамках гармонии и разума. Излишние проявления рефлексии могут приводить к возникновению излишнего самокопания, самобичевания и вступить в качестве источника возникновения неврозов и депрессивных расстройств.

Основные формы и виды рефлексии

Рефлексия находит свое проявление в различных сферах жизни человека, его деятельности и уровнях самопознания. В связи с этим она может отличаться по характеру своего проявления.

В психологии различается пять форм рефлексии, которые выделяются в соответствии с направленностью сознания на ту или иную область психической деятельности:

  1. Личностная рефлексия, которая теснейшим образом связана с проявлениями эмоционально-оценочной деятельности человека. Именно эта форма осмысления человеком особенностей своего внутреннего мира направляется на анализ имеющихся значимых компонентов личности человека, к которым относятся: цели и идеалы, способности и возможности человека, мотивы и потребности его деятельности.
  2. Логическая рефлексия является наиболее рациональной формой, направленной на познавательные процессы личности и непосредственно связанной с анализом и оценкой особенностей человеческого мышления, внимания и памяти. Наибольшую роль данная форма рефлексии играет в учебной деятельности человека.
  3. Когнитивная рефлексия также, как и логическая, чаще всего находит свое проявление в сферах познания и обучения, однако в отличие от логической формы она направлена на процесс анализа основного содержания и качества знаний и их соответствие имеющимся в данном обществе требованиям и стандартам. Данная форма рефлексии помогает не только в эффективном осуществлении учебной деятельности, но и играет ведущую роль в формировании адекватной оценки собственных профессиональных возможностей и способностей, что в свою очередь способствует пониманию возможностей карьерного роста и совершенствования себя как профессионала.
  4. Межличностная рефлексия, связанная с процессами осмысления и оценки взаимоотношений человека с окружающими людьми, анализом собственной социальной деятельности и причин возникающих конфликтных ситуаций в общении.
  5. Социальная рефлексия является особой формой, выражающейся в понимании человеком отношения к нему со стороны других людей. В процессе осуществления данной формы рефлексии человек способен не только осознавать оценку себя со стороны окружающих, но и корректировать свое поведение в соответствии с нею.

В связи с тем, что человек имеет способность к анализу собственного прошлого опыта и предвидению развития событий в будущем времени выделяется еще два вида рефлексии, которые связаны с временным аспектом оценочной деятельности:

  1. Ретроспективная рефлексия, которая заключается в процессе осмысления тех, событий, которые уже произошли, оценки собственных поступков, анализа их причин и формирования определенных выводов на будущее. Данная форма рефлексии играет важнейшую роль в процессе организации деятельности человека в связи с тем, что получая определенные опыт ошибок и поражения человек приобретает способность к предвидению и избеганию многих проблем и трудностей.
  2. Перспективная рефлексия, находит свое проявление в предвидении человеком возможных результатов собственных действий и оценке имеющихся у него возможностей при реализации различных вариантов развития событий. Именно осуществление данного вида рефлексии способствует планированию деятельности и выбору наиболее эффективных способов решения, поставленных перед человеком задач.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Сущность рефлексии в философии

Рефлексия (в переводе с позднелатинского означает обращение назад) – один из видов умственной деятельности человека, направленной на осмысление себя и сложившегося мироздания.

Она представляет собой инструмент познания, активно применяющийся в философии. Это способ познания существующих понятий и определений, открытых и доступных человеку.

Рассуждение возможно только в случае известных знаний или возникших проблем. При отсутствии начальной теоретической базы невозможно суждение. То есть всегда обязательно присутствие какой-то направляющей составной части, элементов для мыслительной деятельности.

Перед философской рефлексией стоит цель постоянного поиска истины. Она ничего не утверждает, но наоборот, подвергает сомнениям сложившиеся представления о тех или иных объектах человеческого восприятия. Это явление есть мышление о мышлении. При этом происходит обработка теорий, всех знаний.

Различные точки зрения складывались в период формирования данного понятия. Древние мыслители и философы расходились в своих мнениях. Вариантов трактовки понятия достаточно много. Порой это больше походит на какую-то гонку, на стремление создать собственную неповторимую версию. И чем больше было мыслителей, тем сложнее они выдвигали свои определения.

Истина в философии непредсказуема и постигается поэтапно. Её понятие может довольно сильно колебаться с течением времени жизни человека. Здесь просматривается зависимость изменения восприятия и, следовательно, получения нового понимания сущности происходящего. Благодаря восприятию человек получает свой реальный опыт. Но истина не связана прямо с опытом. Потому что полученные знания всегда разнообразны.

Таким образом, перцепция имеет второстепенное значение в проблеме поиска истины, так как не обеспечивает должной достоверности. Но в то же время она является инструментом получения информации. Если перцепция только открывает для себя новое, то апперцепция уже подтверждает или показывает известный субъекту факт, то есть она ожидаема и не имеет очевидной неизвестности.

Люди обращаются к философской рефлексии, чтобы познать себя, чтобы понять жизнь.

Философия Гегеля

Данный мыслитель определил две разновидности рефлексии:

Первый вид помогает человеку при помощи рассуждений подойти к решению вопроса. Анализирование, установление связей между понятиями позволяет получить близкое к истине представление. По мнению Гегеля, теоретическая рефлексия приближает человека к познанию собственной сущности. Практическая рефлексия – это движение к идеальному образу человека. И здесь задействованы мотивы, которые побуждают что-либо сделать.

Гегель считает, что мысль находит себя только тогда, когда способна породить себя. Мышление становится адекватным при осознании самого процесса мышления; при рассмотрении мышления в качестве объекта. Рефлексия подвергает сознание анализу, она обрабатывает уже готовый материал.

Формы философской рефлексии

Выделяют всего две формы философской рефлексии:

  1. Экстравертная. Рефлексивная деятельность здесь возможна при непосредственном участии внешних факторов. При этом критическое отношение к себе самому исключается. Такую форму можно отнести к общему способу познания;
  2. Интровертная философская рефлексия. Здесь к экстровертному мышлению присоединяется самокритичность. Субъект рассматривает себя как единицу, наделённую знаниями, мыслями и оценивает значимость и смысл своего существования.

Философия рассматривается как элемент культуры, а с другой стороны – как результат процесса рефлексии всего содержания жизни людей. Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей.

Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. Это удивление, ирония, сомнение и т. п. В последующем развитии философии мыслители совершенствовали мыслительный процесс.

Но сама преобразованность философской рефлексии ещё не является непосредственно философией. В конечном итоге, важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной рефлексии. Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и т. д. Во-вторых, имеется иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он неуверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Парадоксальная рефлексия

Здесь рассматривается мышление скачками, из одной крайности в другую, что делает философскую рефлексию более пластичной и подвижной. Здесь представляется более широкий горизонт для мышления. В этом случае человек сам задаёт границы и условия для предмета, исходя из побуждающих соображений. В итоге, мыслитель выходит за пределы формальности. Он освобождается от какого-либо внешнего влияния. Парадоксальная рефлексивность мысли требуется в случае, когда недостаточно действительных рациональных оснований утверждать то или иное заключение.

Трансдоксальная рефлексия

Трансдоксальность ориентирована на критику, борьбу с заблуждениями, предрассудками. Дж. Локк заметил, что общественность имеет твёрдое убеждение наличия таковых свойств у предмета, как воспринимает его. В результате он попытался отделить предмет восприятия от чувственного образа и показать несомненное различие между ними. Таким образом, он выявил первичные и вторичные качества.

Фундаментальная рефлексия

В отличие от повседневного мышления, наука и философия погружаются в подробный анализ и занимаются наиболее подробным прояснением принципов и понятий. С этой точки зрения наука и философия обладают наибольшей динамичностью по сравнению с обыденным течением. Но для движения науки подобная рефлексивность необходима только на определённых этапах формирования теорий. По мере приближения к истинным началам потребность в рефлексии уменьшается. Но в самом начале движения активность рефлексии предельно высока.

Конститутивность, напротив, не углубляется, а движется вширь. То есть она распределяет свою систему координат по уже известным точкам. Рассмотрение вопроса происходит в пределах этой системы. То есть задача субъекта состоит в том, чтобы систематизировать имеющиеся данные, привести объекты системы к общему «знаменателю».

Условия философской рефлексии

Чтобы рефлексировать человек должен учитывать следующие моменты:

  1. Уметь абстрагироваться. Должно быть хорошо развито воображение. В философии это одно из самых важных условий мысли;
  2. Уметь создавать вероятные условия эксперимента;
  3. Устанавливать связи сразу между целой системой объектов;
  4. Быть скептически настроенным, то есть абсолютно всё подвергать сомнению. Философия всё подвергает сомнению, чтобы найти истинное знание.

В общем смысле слова философская рефлексия направлена на самопознание своего существования. Это продвижение человека на пути к просветлению, на пути к наилучшему самоосознанию. Это открытие абсолютно новых направлений мысли; это расширение границ видения всего сущего. Рефлексия позволяет в какой-то степени увидеть относительность предметов друг от друга, определить их величину, значение.

Почему человек постоянно обращается назад, перебирает события прошлого. Потому что движение вперёд допустимо в случае какого-то воздействия в направлении «вперёд». Всякое движение осуществляется благодаря чему-то, благодаря способствующим событиям. Если никакого влияния извне на предмет не происходит, то и предмет продолжит находиться в состоянии покоя. Поэтому тщательное изучение имеющихся фактов, имеющихся единиц для осуществления мыслительной деятельности и непрерывное движение к истине постепенно создаёт импульс, который необходим для движения вперёд. В философии инструментом создания этого импульса является обращение назад.

Читайте также:  Как женить на себе мужчину - разведенного, женатого

Истина постигается лишь терпеливыми. Теми, кто способен сохранять спокойствие; кто умеет устанавливать связи между событиями; кто чувствует потребность в истине. Рефлексия чем-то похожа на состояние медитации. В каком-то смысле это так и есть, но здесь не применяются медитирующие техники. Человек находится в привычном состоянии, но мыслительная деятельность отвлечена от настоящих внешних раздражителей.

Рефлексия

Рефлексия – это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии – это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности – это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

– способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

– базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия – это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль – классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный – это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный – это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный – это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) – это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект – это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность способности личности осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от самосознания личности.

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную в образце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии – это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

– анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

– старайтесь оценивать себя адекватно;

– подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

– старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

– периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

– больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия – это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Рефлексия, что это такое и как она применяется в психологии

Рефлексия является особенным качеством, присущим только человеку. В отличие от других представителей животного мира мы обладаем способностью оценивать свои поступки и происходящие вокруг нас процессы, отслеживать психологическое состояние и делать выводы. О том, как рефлексировать правильно, без ущерба для психики расскажем в этой статье.

Что такое рефлексия и рефлексивность

«Reflecto» в переводе с латыни – «возвращение назад». Этот же термин на французском звучит как «reflexio»и и означает «обдумывание, размышление».

Изначально понятие рефлексии появилось в философии как инструмент наблюдения за внешним миром и способом познания человеческого бытия. Через анализ явлений, происходящих в природе и обществе, личность познает себя, ищет пути для выживания и самосовершенствования. Сегодня процесс рефлексирования изучается и используется в других отраслях, в социологии и психологии.

Читайте также:  Старческая деменция - лечение, симптомы, причины, прогноз

Но процесс этот не бездумный, а основанный на полученных знаниях и опыте, рассмотренный через собственные ошибки. Кроме того, в социологии это способность оценивать других людей, проводить сравнения между ними и собой.

Рефлексивность – это способность анализировать самого себя, выявлять мотивы собственных поступков с включением:

  • прошлых действий и событий;
  • успешных или неудачных результатов деятельности;
  • эмоционального состояния;
  • меняющихся во времени черт личности, характера.

Степень рефлексии у каждого человека разная и зависит от уровня знаний, интеллекта, воспитания. Кто-то непрерывно размышляет над своими поступками и их мотивами, а кто-то не задумывается о них вовсе. Большую роль при этом играет и желание человека осознать свои заблуждения и ошибки, способность к самокритике и потребность в сравнении себя с окружающими людьми.

Рефлексия в психологии

Признаком зрелой личности является способность принимать ответственность за свои поступки и ту жизнь, которую она имеет. Если человек постоянно винит в происходящем с ним окружающих и обстоятельства, он считается слабым. Поменять свое мировоззрение бывает сложно.

Как раз для таких целей и используется рефлексия в психологии. Как отдельная, самостоятельная тема в психологии, рефлексия выделена А. Буземаном. Этот ученый предположил, что данный процесс не что иное, как перемещение обстоятельств внешнего мира на себя.

В Российской науке проблемы рефлексии исследовали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник. По их мнению, основой понятия является мышление, ведущие к самопониманию, способность найти мотивацию своих действий, ответы на вопросы о личностных характеристиках. Ученые впервые обозначили рефлексию как возможность «узнать истину про самого себя».

Сегодня рефлексия в числе основных направлений в психологии, используемых для расширения сознания клиента. К примеру, если человек находится в состоянии стресса по причине негативных ежедневных мыслей, но не понимает этого, то избавиться от плохого настроения ему не удастся. Прекратить страдание в данном случае можно только поняв глубинную причину упаднического настроя, и, определив шаги по ее устранению.

Осознанным решением можно прекратить поток ненужных мыслеформ и принять себя в состоянии «здесь и сейчас». Специалист призывает взглянуть на себя «со стороны», как – будто, на героя сериала с экрана телевизора. Целью хорошего психолога является обучение самостоятельному самоанализу, получения ответов на мучающие вопросы. В рамках психологии рефлексия и самоанализ-идентичные понятия.

При разборе определенной ситуации или поступка необходимо осознать и проработать следующие моменты:

Самоощущение человека в текущий момент времени. Что он испытывает: гнев, страх, стыд, вину, обиду и т.д.

Слабое место в самосознании, которому причинен вред в результате произошедших событий. К примеру, завышенные ожидания относительно поведения супруга, других членов семьи, которые привели к появлению обиды.

Возможность использования ситуации, а также возникших трудностей с выгодой для себя.

Рефлексия способствует пониманию того, как человек воспринимается со стороны, а не только для самоанализа. Итог рефлективности – самоанализ, формирование желаемых личностных характеристик, понимание связи между поступками и результатами.

Психологическая рефлексия функционирует в следующих направлениях:

  • Контроль сознания, включающий в себя осознание собственных мыслей и поступков, действий. Формирование логичности мышления.
  • Понимание своих сильных и слабых сторон – самокритика. Умение признать взаимосвязь между происходящими событиями, успехами, неудачами и произведенными действиями.
  • Нахождения ключей к решению сложным проблем и задач. Умение планировать свои шаги к достижению целей.
  • Избавление от разрушительных, деструктивных установок и мыслеформ.
  • Нахождение возможностей для принятия продуманных, верных, полезных решений.
  • Аккумуляция и выявление латентных способностей, талантов и ресурсов.

В психологии есть мнение, что рефлексия — это не всегда хорошо. На практике известны случаи, когда самокопание, избыточные размышления приводили к негативным последствиям («горе от ума», «многие знания-многие скорби»). По этой причине важно научиться рефлексировать грамотно, желательно при сопровождении опытного специалиста.

Понятие саморефлексии

Саморефлескию часто отождествляют с рефлексией. Отчасти это верно. Разница между понятиями в том, что приставка «само» свидетельствуют об отражении самого себя, а не только внешнего мира, событий и других людей.

Саморефлексирующие люди постоянно прислушиваются к собственным чувствам и эмоциям, пытаются их анализировать. Подобные упражнения очень полезны для понимания собственного «я», личных желаний и потребностей. Как часто мы ориентируемся на ожидания других людей, ищем оценку своих поступков со стороны. В итоге – остаются не реализованными собственные мечты и внутренние потребности.

Молодые люди поступают на обучение престижным профессиям, а душа тянется к творческим изыскам. В результате профессия не приносит удовлетворения, зато родители довольны! Человек проживает не интересную жизнь, подавляя имеющиеся таланты.

Есть и другая сторона. В гипертрофированных случаях, человек постоянно прислушивается к эмоциям. Он зацикливается на личностных переживаниях и становится невротиком, не видя внешнего мира, который прекрасен. Человек перестает получать удовольствие от жизни, постоянно анализируя собственное состояние.

В таком случае важно вовремя выйти «из себя» наружу, сделать глубокий вдох, ощутить материальные вещи: стол, пол, стену, руки, ноги, звуки и запахи.

Многие люди настороженно относятся к сигналам собственного тела. Часто избыточная рефлексия приводит к невротическим заболеваниями, например, ипохондрии (патологическое состояние, в котором мы находим у себя все возможные и не возможные заболевания).

Зафиксированы случаи, когда женщины находят у себя все признаки беременности, а разубедить в этом их способны только результаты повторных лабораторных обследований (например, УЗИ). Конечно, если есть подозрения на заболевание, необходимо пройти медицинский осмотр. Но когда человек понимает, что его опасения надуманны, следует уходить от сосредоточения на личных ощущениях, игнорировать их.

Формы и виды рефлексии

Мы описали рефлексию как сложный процесс, направленный и внутрь себя, и во внешний мир, приводящий к выгоде для личности, или, напротив к ее разрушению. Рассмотрим какие формы и виды самоанализа существуют в психологии.

С точки зрения влияния на дальнейшее состояние человека:

  • Правильный конструктивный самоанализ, позволяющий разобраться в себе, сделать логичные выводы и не наступать повторно на знакомые грабли.
  • Вредный деструктивный самоанализ, приводящий к невротическим расстройствам и глубокому зацикливанию на проблемах, зачастую мнимых. В таких ситуациях культивируется чувство вины, беспомощности и безысходности. Человек нуждается в помощи специалиста.

С учетом временных периодов рефлексия бывает:

  • Событийная или ситуационная. Индивид проводит анализ проблемы, имеющей место в настоящем времени, «здесь и сейчас».
  • Ретроспекционная, обращенная в прошлое. Человек оценивает уже минувшие события и свои действия, делает выводы об их правильности и своевременности.
  • Перспективная, обращенная к будущим событиям. Индивидом планируются дальнейшие действия и события, исходя из самоанализа.

Исходя из объекта исследования процесс можно разделить на такие формы как:

  • Саморефлексия, обращение к собственному внутреннему миру, личным переживаниям и эмоциям.
  • Коммуникативная. При этой форме размышления посвящены другим людям, взаимодействию с друзьями, родственниками, коллегами. Человек пытается проанализировать отношения и взаимодействия.
  • Саногенная – разновидность самоанализа, при котором осуществляется предметное изучение сильных эмоций, поиск средств для минимизации или исключения излишних страданий и переживаний.
  • Интеллектуальная. Внимание личности сосредоточено на применении знаний, навыков, возможностях их использования в материальном мире.

Сочетание форм рефлексии в заданных условиях дает наилучшие результаты, всегда необходимо комбинировать способы анализа под конкретную ситуацию.

Что значит рефлексировать

Стоит ли понимать свою личность? Конечно, да. Если человек не разобрался в себе, он ведом другими и проживает чужую жизнь. Низкая самооценка, комплексы, чувство вины сидят глубоко внутри и мешают дальнейшему развитию. Их нужно найти и обезвредить.

Рефлексируя, мы учимся:

  • Рационально думать.
  • Останавливать мыслительный «мусор».

Низкий уровень самоанализа – это путь к свершению одинаковых ошибок и промахов на протяжении всей жизни. На бытовом уровне, зачастую понятие рефлексирующего человека связано с такими определениями как: «нервничать», «переживать», «излишне волноваться». Поэтому в любом действии важна мера и разумность.

Необходимо трезво и спокойно подходить к своему внутреннему миру, не позволяя эмоциям захлестнуть доводы разума. Умеющий рефлексировать человек – психоаналитик сам себе, не каждый на это способен.

Чтобы «самокопаться» с пользой для дела необходимо избежать следующих ошибок:

Следует обдумать мотивы поступков, а не сами поступки. К примеру, супруг изменивший жене, может осознать свое предательство и поклясться больше так не делать. Но если мужчина не поймет, что толкнуло его на измену, никакая сила от повтора ошибки его не удержит, поскольку мотивы потребности в походе «налево» останутся не проработанными.

«Пилить опилки», как говорил Д. Карнеги. Это значит постоянно перемалывать в голове прошлые грехи и неудачи, придумывая возможно иные последствия того, что уже свершилось. Что было, того уже нет, думайте о текущем моменте, стройте планы на будущее.

Культивировать чувство вины. Да, ошиблись, да получили за это свой урок. Нет смысла ругать себя за то, что исправить уже нельзя. Все не без греха.

Отвечать за весь мир. Процессы в мире происходят и помимо нашей воли. Не следует брать на себя ответственность за то, на что мы не в силах повлиять.

Если следовать изложенным правилам, то рефлексировать не только можно, но и полезно.

Как развить рефлексию

Лучший способ приобрести какой-либо навык – это начать его практиковать. Для развития рефлексии нужно начать ей заниматься.

  • Пытайтесь понять какие чувства вы испытываете в текущий момент. Привычка внимательно относится к возникающим радости, гневу, тоске и связывать их с происходящими событиями или коммуникациями с определенными людьми.
  • Отслеживайте истории, в которых реагируете слишком резко, болезненно. Если определенные события задевают особенно сильно, нужно понять, что является спусковым крючком.
  • Если заметили, что в процессе обдумывания чего-либо испытали тоску, тягостные эмоции, то лучше самокопание прекратить и вернуться к истокам проблемы чуть позже. Высокочувствительным людям без помощи специалиста не обойтись.
  • Откажитесь от тотального контроля действительности. Рефлексия не повод раскладывать материальный мир по полочкам. Дайте возможность жизни течь и вне вашего участия.
  • Вечером можно «прокрутить» в голове прожитый день, все его плюсы и минусы, сформировать планы на завтра.
  • Для развития рефлексии возьмите за правило размышлять систематически над любым интересным Вам явлением или объектом.

После получения навыков рефлексии, можно задать себе несколько вопросов и дать на них честные ответы:

  • Подумайте, есть ли что-то в прошлом, к чему бы стоило вернуться и пытаться начать заново. Это может быть семья, работа, увлечения, друзья и т.д. Иногда возврат к прошлому означает начало нового этапа.
  • Четко установите для себя, что приносит удовольствие и делает счастливым. Это и будет стратегической целью, которой следует посвятить дальнейшую жизнь.
  • Если та точка, в который Вы находитесь сейчас не устраивает, определите действия, которые нужно предпринять для выхода из нее. Не скатывайтесь к самобичеванию или списанию всех проблем на внешние обстоятельства.
  • Правдиво ответьте себе на вопрос, что Вы делаете неправильно. Не следует заламывать руки с вопросом: «за что мне это?». Примите ответственность за неудачи на свой счет. Где была ошибка, недоработка? Правда может неприятной, не без нее сложно что-то поправить.
  • Если в вопросе Вы потерпели неудачу, проанализируйте, все ли возможное было предпринято или можно попробовать что-то еще.
  • Анализируйте поступки с точки зрения достижения цели. Это не значит, что нельзя быть спонтанным и нужно продумывать каждый шаг. Однако в условиях дефицита времени расстановка приоритетов становится необходимой.

Есть мнение, что цель жизни в самой жизни, получении от нее удовольствия и тех вещей, которые соответствуют нашим внутренним потребностям. Рефлексируйте с умом, добивайтесь желаемого и будьте счастливы!

Оцените статью
Добавить комментарий