Целеполагание – система, процесс и технология целеполагания

Целеполагание – система, процесс и технология целеполагания

Технология целеполагания
статья

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности . Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание

Скачать:

ВложениеРазмер
tekhnologiya_tselepolaganiya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

(из опыта работы)

Королёва Н.Н., учитель начальных классов

М.Б.О.У. «Баргузинская сош»

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако, представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Новые федеральные образовательные стандарты ввели в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект,полноправного управленца и организатора учебной деятельности . Способность целеполагания одинаково важна как для учителя, так и для ученика. Учитель отыскивает, формулирует и переопределяет цели на всём протяжении образовательного процесса. Ученик становится перед необходимостью постановки или выбора целей всякий раз, когда от него требуется личное самоопределение и конкретные действия. Чтобы цель урока стала значимой для каждого ученика, важно ответить на вопросы: «Зачем?», и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания .Что же такое цель в обучении?

«Цель – предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который должен быть создан за определённый промежуток времени и который можно продиагностировать” (А.В.Хуторской).

Охарактеризовать цель – значит ответить на вопросы: что именно должно быть достигнуто в результате, на что следует направить активность.Существует даже наука о целеполагании – матетика, которая доказывает необходимость начального этапа любой деятельности с обсуждения конечных целей, то есть предполагаемых плодов деятельности, для этого требуется следующее :

– наличие познавательного стремления ученика;
– определение учеником предмета своей цели;
– умение ученика определить свою связь с предметом цели;
– представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели,

-вербальное (словесное) формулирование цели;
– предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
– наличие средств для достижения цели;
-соотношение получаемых результатов с целью;
– корректирование поставленной цели.

Таким образом, цели должны быть реальны, достижимы , инструментальны, технологичны ,диагностичны

Цель моей работы: раскрыть, в чём заключается сущность целеполагания, насколько важно ставить цель на уроке.

Задачи: определить сущность целеполагания, его структуру и функции в развитии личности.

Предмет исследования – процесс развития целеполагания младших школьников в учебной деятельности.

С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Этап диагностики ученических целей проводится с помощью анкетирования. Каждому ученику предлагается список целей, в котором он отмечает самые главные для него, например:

1) изучить материал учебника;

2) усвоить основные понятия и законы темы;

3) подготовить доклад по одной из проблем;

4) хорошо подготовиться к контрольной работе,

5) выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме;

6) овладеть методами изучения и объяснения изучаемых в теме явлений;

7) углублённо рассмотреть конкретные вопросы темы;

8) научиться выполнять опыты, работать с приборами и техническими средствами;

9) проявить и развить свои способности (перечислить, какие );

10) организовать свою учебу по теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

11) научиться аргументированно спорить в ходе изучения темы;

12) получить хорошую отметку;

13) научиться решать задачи и проблемы по теме;

14) свой вариант цели.

1, 4, 12 свидетельствуют о формальной ориентации ученика в обучении;

2, 7, 13 – о наличии когнитивных мотивов;

3, 5, 8 – о креативных наклонностях;

6, 9, 10, 14 – о методологических приоритетах деятельности.

ПРИНЦИПЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

По мнению многих ученых, целеполагание является ключевым элементом в современной теории и практике управления. Сущность и содержание этого понятия раскрывают следующие определения, чаще всего встречающиеся в экономической литературе.

Начало использования целеполагания, т.е. постановки целей и их реализации в качестве ключевого элемента научного управления было положено Ф. Тейлором. Как уже отмечалось в гл. 2, он предложил определять для каждого работника амбициозные, но достижимые цели, основанные на изучении технологических операций.

Система управления в организации носит многоцелевой характер. Руководителю и менеджерам организации в процессе управления приходится решать множество разнообразных задач, обусловленных разными видами целей (табл. 13.1).

Классификация целей управления

Уровень объекта управления

Общеорганизационные, подразделений, индивидуальные

Стратегические, долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, оперативные

Экономические, социальные, организационные, технические, научные, экологические

Постоянные (повторяющиеся), разовые (новые)

Вид решаемых задач

Маркетинговые, производственные, инновационные, финансовые, кадровые, административные

Классификация целей позволяет конкретизировать задачи и использовать методы и механизмы, разработанные для соответствующих целей.

Целеполагание пронизывает все стороны управленческой работы: информационную, организационную, координирующую, контрольную и т.п. Целеполагание является основной функцией управления, объединяющим стержнем и определяет содержание всех остальных функций социального управления.

Основой подлинного целеполагания является познание объективных закономерностей функционирования организации. Чем точнее цели отражают требования закономерностей, процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее будет деятельность организации.

Целеполагание лежит в основе системного подхода к управлению организацией. Это подтверждается тем, что каждая подсистема (подразделение, отдел и т.п.) обладает собственной основной целью. Однако каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели организации.

При целеполагании вначале определяется главная (генеральная) цель, затем формируется иерархическая лестница (дерево) целей. Частные цели функциональных подразделений (производство, персонал, финансы и т.п.) формируются исходя из общей цели организации. Иначе говоря, в процессе целеполагания происходит «рассеивание» целей, т.е. выделяются подцели второго и третьего уровня, а также отдельных звеньев и работников (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Декомпозиция главной цели на подцели (дерево целей)

В любой крупной организации складывается иерархия целей. При этом цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня, а цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.

Система управления должна ориентироваться на достижение всех целей, стоящих перед организацией. Поэтому цели доводятся до руководителей всех уровней управления, которые и реализуют их выполнение.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей организации.

Установление целей следует рассматривать не как одномоментный акт, а как процесс, осуществляемый в определенной последовательности (рис. 13.2).

Рис. 13.2. Процесс установления целей в организации

При таком подходе все подразделения организации и работники включаются в процесс совместного достижения целей.

Установленные цели для всех уровней управления должны отвечать определенным принципам (табл. 13.2).

Сущность и содержание принципов (требований) к установлению (постановке) целей

Работники, вовлеченные в процесс достижения цели, должны хорошо понимать, в чем она состоит

Цель должна быть измеримой. Менеджеры и работники, вовлеченные в процесс достижения цели, должны иметь возможность ее качественно или количественно измерить и определить, достигнута ими цель или нет. То, что нельзя измерить, невозможно достичь

Цели должны быть реалистичны. Они должны быть установлены на достаточно высоком уровне, чтобы было к чему стремиться, но не настолько высоком, чтобы они были недостижимыми. Менеджеры и работники, вовлеченные в процесс достижения цели, должны обладать соответствующими ресурсами (материальными и финансовыми И Т.П.]

Цель должна быть совместима со стратегической целью организации и другими более общими целями. Долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные — долгосрочным

Для каждой цели должно устанавливаться время на ее достижение

Цели, в особенности стратегические, долгосрочные и среднесрочные, должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния на организацию

В связи с динамичностью внешней среды система целей должна предусматривать возможность их корректирования

Цели, которые отвечают перечисленным выше принципам, более эффективны, чем те, которые им соответствуют не в полной мере.

Установленные цели должны иметь статус закона для всех подразделений и сотрудников организации. Однако в силу динамизма среды цели могут корректироваться, когда этого потребуют обстоятельства.

На изложенных выше положениях базируется так называемая «технология управления по целям».

Технология управления по целям — это технология, основанная на приоритете целей над ситуациями. Целевые технологии ориентируют менеджеров на достижение целей, а не на решение текущих проблем.

Процесс управления по целям состоит из следующих этапов:

  • 1) определение обязанностей и полномочий менеджеров всех уровней;
  • 2) установление целей и задач менеджерам в рамках их должностных обязанностей;
  • 3) составление планов и мероприятий по достижению поставленных целей;
  • 4) контроль выполнения планов и задач каждым подразделением и исполнителем;
  • 5) оценка работы и мотивация персонала.

> Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причины невыполнения плана и принять соответствующие меры. Если цели были достигнуты, то процесс управления по целям можно начинать вновь с установления целей и задач на новый период.

Целеполагание – прямой путь к достижению любых целей

Целеполагание – основа вашей жизни. И этот процесс затрагивает абсолютно все поставленные цели. Не важно, что это: изучение иностранного языка или борьба с фобиями, о которых рассказывается на https://lifemotivation.ru/. А может, вы решили построить дом. В любом случае для достижения успеха вам придется придерживаться ряда правил. Каких? И как целеполагание поможет получить желаемое?

Что такое целеполагание

Неоспоримый факт – все люди живут по-разному. Но в глобальном смысле их модели поведения условно можно разделить на 2 группы: приспособленческая и целеориентированная. В первом случае люди плывут по течению, подстраиваются под обстоятельства, общественное мнение. Во втором ставят перед собой цели и уверенно идут в их направлении.

Люди из первой группы привыкли к тому, как они живут, не хотят ничего менять, даже если ситуация не устраивает. Они будут переживать, впадать в депрессию, но не покинут зону комфорта.

Жизнь целеустремленных людей прямо противоположна. Они не плывут по течению, а поворачивают его в нужную сторону. Их главные характеристики – успех, продвижение по карьерной лестнице, признание обществом.

При чем тут целеполагание, спросите вы? Целеполагание – это процесс постановки целей в жизни людей, относящихся ко второй группе. Человек ставит одну большую цель, разрабатывает план по ее достижению, разбивает его на несколько этапов. Также он рассматривает возможные проблемы и пути их решения.

Целеполагание – это упорная деятельность, которая в итоге приведет к желаемому результату. Человек корректирует все свои действия ради получения того, чего он хочет. Главное – поставить четкую, ясную цель. В этом состоит одна из главных ошибок. К примеру, можно запланировать построить дом. Желание хорошее, но размытое. Правильнее будет составить проект, определиться с местом, разработать дизайн, подсчитать расходы. И так в отношении абсолютно всех целей.

Процесс целеполагания

Целеполагание подчиняется 10 принципам:

  1. Любая деятельность – это неосознанная потребность. Иногда необходимость в ней заложена изначально. Наглядный пример – дыхание или прием пищи. Это базовые потребности, без удовлетворения которых человек не сможет жить.
  2. Каждая цель имеет мотив. В его роли выступают осознанные потребности. В какой-то момент мотивы начинают соперничать между собой. В такие моменты человеку нужно выбрать один, самый главный. Или же выстроить их в порядке важности. Тот, что будет на первом месте, и называется целью.
  3. Цель появляется после того, как желание приобретает четкие очертания. Возможно, поначалу они не будут иметь ничего общего с реальностью.
  4. Для выбора цели человек использует внутренние механизмы прогнозирования.
  5. Спрогнозированный результат часто отличается от достигнутого.
  6. Целеполагание требует составления плана по достижению цели. Но здесь также сложно что-то предсказать со 100% точностью. Поэтому не удивляйтесь, если появятся трудности и препятствия.
  7. В процессе достижения целей могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Поэтому составить идеальный план невозможно.
  8. Четкие цели имеют большую мотивацию.
  9. Чем сильнее мотивация вначале, тем больше исказится субъективная вероятность цели позже. Многим кажется, что если сильно захотеть, можно достичь любой цели. Однако на самом деле это утверждение работает только для краткосрочных желаний. С долгосрочными ситуация обстоит гораздо сложнее. Процесс достижения может вызвать усталость и разочарование.
  10. Чем ближе цель, тем сильнее мотивация, тем больше усилий прикладывает человек. В психологии это явление называется градиентом цели.

Итак, целеполагание – комплексный процесс. Он начинается с превращения желаний в четко очерченные цели. А после начинается их реализация.

Взаимосвязь целей и целеполагания

Как связаны между собой цели целеполагание? Первое – это конечный результат. Второе – это совокупность действий, которые в итоге помогут получить желаемое.

Условно цели делятся на 3 вида:

  1. Оперативные. Это сиюминутные, обыденные желания, удовлетворение которых не требует тактики и стратегии.
  2. Тактические. Цели второго уровня. Реализуются путем достижения оперативных. Определяются ценностями и взглядами человека.
  3. Стратегические. Самые значимые цели в жизни. Показывают путь, по которому будет идти отдельный человек или группа лиц. Определяют направление любой деятельности. Достигаются, благодаря постепенной реализации оперативных и тактических целей.

Примечательно, что со временем ваши цели, как оперативные, так и стратегические, могут измениться. В психологии это явление называется пластичностью. Оно связано с пересмотром ценностей, сменой жизненных ориентиров и приоритетов, изменением обстоятельств. В какой-то момент вы, возможно, захотите скорректировать план действий или даже полностью изменить его.

Связь между целеполаганием и целями заключается в следующем: вы учитесь четко формулировать свои желания на основании ценностей и предпочтений. А после, найдя мотивацию и внутреннюю энергию, разрабатываете стратегию и уверенно идете вперед. Если что-то не получается, значит в процессе целеполагания есть ошибка. Возможно, вы поставили не ту цель, которая вам нужна на самом деле.

Планирование и целеполагание

Эти 2 понятия дополняют друг друга. Постановка целей, независимо от их уровня, требует составления плана действий. Только в таком случае вы достигнете успеха. Но помните, что планирование условно. Вы не сможете защитить себя от непредвиденных обстоятельств.

Человек, освоивший навыки планирования, получает массу бонусов:

  1. Может концентрировать внимание на том, что по-настоящему важно.
  2. Точно знает, что нужно сделать для достижения тех или иных целей.
  3. Умеет избавляться от страхов, неуверенности, сомнений.
  4. Обладает достаточной мотивацией для движения.
  5. Понимает, какие решения помогут добиться желаемого.
  6. Эффективно пользуется ресурсами и умениями.
  7. Обретает уверенность в правильности действий.

Чтобы получить эти бонусы, нужно разобраться с оперативными целями. Только после удовлетворения физиологических и инстинктивных потребностей у вас появится время для планирования более глобальных задач. Вы сможете сосредоточиться на саморазвитии, продвижении по карьерной лестнице или достижении материальных благ.

Технологии целеполагания

Цель, в отличие от мечтаний, – не что-то абстрактное. Это вполне осуществимое желание. Достичь ее не так уж и сложно. На помощь придут особые технологии процесса целеполагания.

SMART

Расшифровка этого метода постановки целей выглядит так:

  1. Specific. Желание должно быть конкретным. Максимально точно описывать конечный результат.
  2. Результат должен быть осязаемым или измеримым. Вам нужно указать в плане действий, чего вы хотите. Напишите сумму, которую планируете заработать за определенный промежуток времени, выберите марку автомобиля, который хотите купить. Или же приведите пример для наглядности.
  3. Не ставьте нереальные цели. Они должны быть видимыми, достижимыми. В противном случае вы столкнетесь с депрессией.
  4. Важно, чтобы цель оставалась актуальной и на момент ее достижения.
  5. Time-bound. Давайте на достижение целей конкретные сроки.

Следуя этой технологии, вы сможете избежать разочарования. Ваши желания будут максимально реалистичными и достижимыми. А значит, вас в любом случае ждет успех.

Метод Брайана Трейси

По-другому называется упражнением Брайана Трейси. Возьмите чистый лист бумаги. Запишите на нем 10 целей так, будто вы их уже достигли. Каждый пункт начинайте со слова «Я». Также уточняйте дату. Например, напишите, что вы заработали свой первый миллион к 31 декабря 2020 года.

Такие записи станут своеобразным приказом для подсознания действовать в нужном направлении. Пересмотрите цели еще раз. Представьте, что у вас есть возможность достигнуть одну из них прямо сейчас. Что вы выберите? Какая из целей изменит вашу жизнь и поможет реализовать остальные желания?

Теперь вам нужно составить план действий. Не забудьте упомянуть возможные препятствия и непредвиденные обстоятельства. Выстройте действия в порядке важности. Приступайте к их выполнению.

Каждый день думайте о своей цели, визуализируйте ее. По словам Брайана Трейси, если что-то делать 7 дней в неделю, жизнь точно изменится. Так почему не начать уже сегодня?

Технология целеполагания Глеба Архангельского

Вышеописанные методы эффективны, когда цели уже определены. Но ведь бывает, цель еще н найдена, а условия для ее реализации меняются со скоростью звука. Как быть в такой ситуации?

  1. Чтобы поставить цель, нужно определиться с жизненными ценностями, рассмотреть, на какие сферы они оказывают влияние, выяснить характер этого влияния.
  2. Поставленная цель не должна противоречить ценностям и приоритетам.
  3. Процесс достижения целей делится на несколько уровней. Текущие задачи и потребности всегда сравниваются с ценностями.
  4. Каждой цели отводится определенный временной промежуток.
  5. Дела разделяются на жесткие и мягкие. Первые имеют привязку ко времени или дате. Вторые планируются с учетом внешних обстоятельств.

И еще одна важная деталь. Дела и задачи группируются на стратегические, оперативные, тактические. Каждому из них отводится ограниченный период времени.

5 ошибок при постановке целей

Целеполагание, планирование, достижение целей – трудоемкие процессы. Если все сделано правильно, вы сможете добиться желаемого, испытать от этого удовлетворение. Но иногда человек старается, прикладывает массу усилий, но у него ничего не получается. Проблема в неправильной постановке целей. Выделяют 5 главных ошибок:

  1. Большее внимание уделяется оперативным и тактическим целям. Стратегические же отодвигаются на задний план. Но ведь именно он определяют направление движения.
  2. Цели сформулированы в негативном ключе. Наверное, самая распространенная ошибка. Человек уходит от проблемы, а не ищет способ ее разрешения. Представьте предприятие, сотрудники которого постоянно опаздывают. Одна из целей руководителя – снизить количество опозданий. Это неправильная формулировка. В идеале она должна выглядеть так: позаботиться о транспорте для доставки людей на работу.
  3. Цель обозначена неясно. Помните пример со строительством дома, о котором говорилось в начале? Вы должны максимально конкретизировать свои желания, определить время для их достижения, необходимые ресурсы.
  4. Вы поставили слишком много целей. Больше 24 часов в сутки у вас, к сожалению, не будет. Поэтому попытка сфокусироваться сразу на нескольких целях ни к чему хорошему не приведет. Вас ждет стресс, прокрастинация, депрессия. Поставьте перед собой, например, 3 цели. Уверенно двигайтесь в их направлении.
  5. Не проверяете процесс. Даже промежуточные цели требуют времени на их реализацию. Если вы не контролируете этот процесс, то скоро утратите мотивацию. Каждый день отмечайте даже маленькие успехи. Это даст вам заряд положительных эмоций, силы для дальнейшего движения.

Помните, вы – не камень. С течением времени ценности и приоритеты меняются. То же самое происходит и с целями. Не бойтесь корректировать или даже полностью менять их.

Заключение

Вам не нравится то, что происходит в вашей жизни, и вы жаждете изменений? Целеполагание поможет вам их получить. Конкретизируйте ваши желания, составьте план действий, учитывая риски и препятствия. А после смело идите вперед. Помните, только в таком случае вы сможете стать лучше, чем вчера и сегодня.

Целеполагание — что это в менеджменте

1 мин

Что такое целеполагание — важный вопрос. Оно означает умение ставить цели и достигать их путем решения задач. Правильно сформулированный желаемый результат является залогом успеха в любой деятельности, начиная от личных планов и заканчивая профессиональными задачами.

Целеполагание — что это в менеджменте

Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:

  • планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
  • правильная постановка цели и определение методов их достижения;
  • определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.

Правильно сформулированный результат — залог эффективности

Целеполагание — это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Целеполагание в управленческой психологии — это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.

Процесс целеполагания

Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.

Процесс целеполагания

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте — процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

  • Внешние — учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, — то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные — это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.

Эффективное планирование

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка — только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Этапы процесса

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

  1. диагностика текущей ситуации;
  2. формулировка нескольких основных целей,
  3. формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
  4. разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.

Этапы целеполагания

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:

ЦелиСемьяЛюбовьМатериальное благополучиеИтого
10 октября я работаю на новой должности с окладом 50000 рублей2226
К ноябрю я не курю2114
Победить на следующем конкурсе проектов2125

Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых — сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

  • планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
  • расставить дела в порядке важности;
  • на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
  • затем решают менее важные дела по порядку;
  • если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART — система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

  • Specific — конкретность;
  • Measurable — измеримость;
  • Achievable — достижимость;
  • Realistic — реалистичность или ревалентность;
  • Time bound (timed) — определенная по времени.

Метод SMART

Ошибки

Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:

  • цели не соответствуют действительным желаниям человека;
  • цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
  • установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
  • слишком простые или излишне амбициозные желания.

Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.

Таким образом, целеполагание — это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.

ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Сущность цели и целеполагания

Большинство современных авторов, прежде всего философов, социологов и психофизиологов, давая определение понятию «цель», связывают ее с той или иной формой представления в сознании будущего результата деятельности. Практически во всех определениях цель соотносится с результатами деятельности, которые могут быть получены в будущем и имеют прямое отношение к потребностям, желаниям, намерениям человека.

Можно встретить следующие акценты в определении цели:

  • а) цель — это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;
  • б) цель (через целеполагание) — это этап управленческой деятельности (самоуправления), взаимодействия педагога и воспитанника;
  • в) цель — это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;
  • г) цель — это то, к чему стремится педагог, родитель, ребенок и в целом образовательное учреждение.

Обобщая разные аспекты определения цели, мы предлагаем взять за основу следующее. Цельэто осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимается и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В науке и практике определились требования, которые необходимо учитывать при разработке целей учреждения, в частности, З.П. Румянцевой называются следующие требования:

  • • четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные);
  • • конкретность содержания и реальная достижимость целей;
  • • непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
  • • адресность и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Обстоятельно и аргументированно обосновывает требования к целям В. А. Карпов, он называет следующие характеристики «хорошо поставленной» цели:

  • • определенность, которая рассматривается как четкость, однозначность, конкретность формулировки цели;
  • • реалистичность (достижимость), то есть высокая вероятность достижения в сложившихся конкретных условиях;
  • • обоснованность, понятность целей для тех, кто их будет реализовывать;
  • • взаимно-поддерживающий характер целей, то есть их согласованность и непротиворечивость;
  • • доступность целей проверке, контролю, возможность их измерения.

Администрация учреждения, педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неправильно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок в педагогической работе. Эффективность деятельности оценивается, прежде всего, с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

В педагогическом процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности. Цель становится движущей силой образовательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их достижения; в) проектирование ожидаемого результата (Н. А. Евдокимова).

Целеполаганиенепрерывный процесс. Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований.

Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий воспитательной работы.

Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

Преемственность, которая означает: а) осуществление связей между всеми целями и задачами в воспитательном процессе (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагогической деятельности.

Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

Направленность на результат, «замер» результатов достижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели воспитательной работы.

Потребности и факторы, влияющие на выработку целей воспитания

Читайте также:  Что подарить мужу на день рождения - идеи подарков
Оцените статью
Добавить комментарий