Абсурд – что это такое, примеры из жизни

Абсурд – что это такое, примеры из жизни

Абсурд в религии, психологии и философии

Лишь при поверхностном рассмотрении можно назвать наш мир гармоничным и упорядоченным. На самом деле в нем в больших количествах встречается абсурд и хаос. Философы разных времен размышляли об этом и приходили к интересным и необычным выводам.

Что значит абсурд?

Слово абсурд происходит от лат. absurdus, «нестройный, нелепый». Его употребляют в ситуации, когда хотят показать противоречивость утверждения или происходящего. Давая трактовки того, что значит абсурдный и абсурд, некоторые философы склоняются в сторону такого значения, как бессмыслица. Такой подход неверен, ведь под бессмыслицей правильнее понимать утверждения, которые не несут в себе семантической нагрузки: «Окна, стояли дни». Абсурд – это утверждения, которые несут в себе мысль, но она является неверной, противоречивой: «У отца никогда не было детей».

Метод абсурда эффективно применяется в культуре, где он может приобретать дополнительные значения. С помощью абсурда писатель может заставить читателя мыслить иначе, а музыкант привести к новому пониманию музыки. В обиходе слово абсурд может иметь значение нелепости, бессмыслицы, крайности, предела, уникальности, запредельности мышления, лжи, обмана.

Философия абсурда

Философия абсурда появилась в середине 19 века. Ее основоположником можно считать датского философа Сёрена Кьеркегора. Абсурд в философии – это утверждение бессмысленности человеческого бытия. Мысли об абсурдности жизни были навеяны социальными проблемами, революциями и войнами. Абсурдизм был представлен в работах Камю, Ницше, Достоевского, Бердяева.

Философия абсурда строилась на том, что человек не может найти смысл жизни. Все поиски приводили к таким двум выводам:

  • на этой планете невозможно отыскать смысл существования, так как все вещи приходящи;
  • жизнь каждого человека определена высшими силами, человек является лишь марионеткой и может лишь с помощью веры заполнить душевную пустоту и постараться смириться с тем, что ему предначертано свыше.

Психология абсурда

С точки зрения психологии, полный абсурд – это те предметы, события, мысли, которые являются для нас непривычными, не вписываются в наше стереотипное понимание. Абсурд применяется психологическими школами для таких целей:

  • «абсурдно – не означает неправильно» – эта установка используется психологами с целью расширить границы сознания людей, находящихся в затруднительных или критических ситуациях;
  • техники абсурда применяются для улучшения умственных способностей детей;
  • доведение ситуации или состояния до абсурда помогает человеку справиться с тревожным состоянием или депрессией.

Абсурды христианства

Говорить об абсурдах в христианстве можно лишь при условии поверхностного изучения этого вопроса. С первого взгляда можно найти не один абсурд в Библии, а целые комплексы странных и противоречащих друг с другом фактов. Однако Библия никогда не была книгой простой и доступной. К библейским абсурдам относят такие моменты:

  1. В Ветхом Завете говорится о том, что «око за око и зуб за зуб», а в Новом – Христос утверждает, что надо любить своих врагов и подставлять вторую щеку.
  2. История об Ионе, которого съел кит. Пророк пробыл в теле кита трое суток, после чего кит выплюнул его на волю.
  3. Бог дает заповедь «не убий», но при этом дает приказ евреям истреблять соседние языческие племена и народы.

Абсурдные религии

Хотя религия касается личностных глубинных переживаний и связана с верой в Бога, даже в эту сферу проник абсурд. Самые абсурдные религии являются странной смесью верований, культов и фантазий:

  1. Церковь СубГениев объединила в себе веру в НЛО, поп-культуру и ряд религий.
  2. Движение принца Филиппа. Сторонники этой религии считают герцога Эдинбургского божественной личностью.
  3. Церковь эвтаназии. Последователи этого американского движения проповедуют самоубийство, аборты, каннибализм и содомию.

Самые абсурдные законы в мире

В мире существует немало законов, адекватность которых можно поставить под вопрос. Некоторые из них абсурдны лишь на первый взгляд, но для их написания существовали реальные причины. Другие же устарели, но не были исключены из списка законов. В третью группу попадают законы, логическое объяснение которым найти сложно. Самые абсурдные законы можно найти в таких странах:

  1. В Канаде в провинции Новая Скотия нельзя после дождя поливать лужайки, а в провинции Квебек под запрет попала реализация маргарина желтого цвета.
  2. Полицейских Южной Кореи обязали отчитываться, сколько взяток они получили за смену.
  3. В Дании разрешен побег из тюрьмы.
  4. В городе Балтимор штата Мэриленд противозаконно ходить в театр в компании львов.
  5. В городе Сент-Луис штата Миссури лучше не сидеть на мостовой с ведром пива. Там же спасатели не смогут помочь женщине, если она обнажена.
  6. В штате Небраска запрещено ловить китов. Интересно, что штат не имеет выходов к морю или океану. В этом же штате запрещено продавать дырки от бублика.
  7. В Андорре под запрет попала профессия адвоката.
  8. В Сингапуре нельзя ходить без одежды даже в собственном доме.
  9. В Алабаме накажут за вождение машины с завязанными глазами.

Абсурд — это оценочное суждение или философская категория

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить «разбор» интересных слов, которые часто употребляются, но не всегда понятно их точное значение (как, например, в недавно рассмотренных терминах «абстракция» и «интерпретация»).

Сегодня у нас на очереди «абсурд». Что это такое, какова история происхождения слова и когда уместно его употреблять. В каких областях оно чаще всего используется и для чего служит. Надеюсь, что будет интересно.

Происхождение слова — что это такое

Абсурд – это нечто нелепое, лишенное смысла, нелогичное. Слово используется для обозначения странных, непонятных событий и явлений, внутренних противоречий в рамках концепции, из-за которых она становится ненужной, неприменимой на практике.

Понятие используется в разговорной речи и научной литературе в качестве специального термина для следующих областей знаний: логика, философия, диалектика, математика, литература.

Понятие «абсурд» пришло в русский язык из латыни, от слова «absurdus» («нелепый»), которое, в свою очередь, образовалось от «absurdum», что в буквальном переводе означает «исходящий от глухого». Это настолько бесполезная информация, что попытки понять ее или объяснить окружающим делаются бессмыслицей, напрасной тратой времени.

Абсурд – это утверждение, связанное логически, но противоречащее реальному положению дел. Этим оно отличается от близкого по значению понятия – «бессмыслица».

Разницу между ними демонстрирует следующий пример:

  1. Солнце встает, потому что гладиолус.
  2. Солнце, как и всегда, встало на севере.

Обе эти фразы – противоречие здравому смыслу, они вызывают протест в сознании читателя или слушателя. Однако первая лишена внутренней логики, попытки разобраться в ней заведомо обречены на провал, поэтому она относится к категории бессмыслицы.

Второе же предложение – это абсурд. Его автор либо ошибся из-за незнания реального положения дел, либо намеренно исказил факты с целью привлечь внимание собеседников, вызвать у них какие-либо эмоции.

Употребление слова в разговорном языке

Существуют следующие синонимы абсурда:

В разговорной лексике четкое разграничение между абсурдом и бессмыслицей отсутствует. Эти значения часто используются как синонимы, показывающие, что какое-либо событие, ситуация противоречит нормальному положению дел, человеческой логике.

Например, употребление понятия оправдано в следующих предложениях:

  1. Эта пьеса высмеивает бытовые проблемы человека, доводя их до абсурда.
  2. Все, что происходило вокруг: высказывания соседей, действия полицейского, – было абсурдно.
  3. Я смотрел вдаль, и все происходящее вокруг казалось мне абсурдом.
  4. В таком театре абсурда сложно сохранить способность мыслить здраво.
  5. Выводы, сделанные студентом в диссертации, – полный абсурд.

Слово это относится скорее к книжному словарю, нежели к разговорному стилю. Его часто используют как литературный прием, выражение, определение, призванное привлечь внимание читателя, заставить остановиться и задуматься, например: «Тщеславие существует и тщеславия нет».

Читайте также:  Что делать, если муж разлюбил - советы психолога

Понятие абсурда в философии экзистенциализма

Философия экзистенциализма (это что?) развилась в самостоятельное течение в 1940-х годах. Представители этого направления – Ницше, Камю, Сартр и другие. Объект их интереса – кризисное положение человека в современном мире, когда былые ценности и идеалы оказались утрачены. Разлад с окружающей средой вызывает ощущение бессмысленности жизни.

Абсурдность восприятия приводит человека к мыслям о тщетности, пустоте существования, отсутствию веры и смысла. Философы экзистенциализма утверждают, что заканчивать жить – это не лучший способ вырваться из гнетущего однообразия. Можно смириться с окружающей реальностью и наслаждаться происходящим вопреки сложившимся обстоятельствам.

Этот вывод следует из «Мифа о Сизифе», написанного Камю. Его герой вынужден постоянно поднимать на гору тяжелый камень, который скатывается с вершины вниз. На первый взгляд, ситуация кажется абсурдом, торжеством однообразия. Однако стоит задуматься: по ходу своей нелегкой работы Сизиф может оглядываться по сторонам, находить для себя что-то новое и наслаждаться существованием, пусть даже в таких условиях.

Абсурд в искусстве

Это особое направление в литературе и театральном искусстве, ставшее популярным в 1950-х годах. Автор произведения ставит зрителя или читателя перед какой-либо нерешенной проблемой, постоянно нарушает логику, что вызывает ощущение недосказанности, дискомфорта.

Задача произведения искусства – разрушить шаблоны восприятия, заставить взглянуть на мир по-новому. Авторы пьес для театра абсурда считают, что они кажутся бессмысленным нагромождением явлений и событий только вначале. Погрузившись в атмосферу представления, зритель понимает, что первое впечатление ложное: на сцене показываются факты, логически связанные между собой.

Абсурд в помощь, или Зачем до этого доводить?

Абсурд — нечто нелогичное, нелепое, противоречащее здравому смыслу. Возможно, это выглядит странно, но приведение ситуации к абсурду иногда помогает решить задачу, даёт возможность взглянуть на ситуацию совершенно по-другому — плохое становится хорошим, а важное — пустым и нелепым.

Все варианты, даже невозможные и нереальные, имеют право на существование. Когда из-за деревьев мы перестаём видеть лес и все решения ведут в тупик, надо «взлететь» над ситуацией и посмотреть сверху, оценить перспективу и наметить новый путь. А иногда абсурд — просто развлечение для ума.

Давайте попробуем разобраться на примерах, реальных и фантастических.

Пример № 1

В далекие школьные годы на уроке физики решали мы задачку про пушку: под каким углом она должна стрелять, чтобы снаряд улетел как можно дальше? Привели ситуацию к абсурду — в первом варианте, когда угол нулевой, пушка стреляла прямо перед собой, и снаряд сразу падал на землю; во втором варианте она стреляла вертикально вверх, и снаряд падал обратно на неё. Из этого сделали вывод, что для максимальной дальности нужен средний угол между выбранными, то есть 45 градусов.

Пример № 2

Простая жизненная ситуация — завтра экзамен в институте. Нервы на взводе, руки липкие от страха, знания утеряны и, кажется, навсегда. Давайте приведём к абсурду. Вас точно убьют на экзамене. Быстро и жестоко. Председатель комиссии будет бить вас головой об доску, размазывая кровь и мозги руками прямо по написанным мелом формулам, а старенький преподаватель истерически смеяться и рвать ведомости. Бред? Да! Страшно? Скорее смешно. Ведь вы знаете, что они тоже люди, и даже скорее более интеллигентные, чем основная масса ваших знакомых, и насилие не их стиль. Они видели уже тысячи таких, как вы, и удивить их своими знаниями трудно. И студенты им нужны, иначе кого они будут учить? Так что не стоит бояться.

Пример № 3

Сейчас активно развивается робототехника. Машины уже собирают электронику, работают на конвейере. Приведем ситуацию к абсурду и представим, что всю работу на планете за нас делают машины. Сеют, пашут, стоят у станков, водят транспорт, учат детей. Вообще всё. Товаров много, всё доступно, территории освоены, везде порядок и красота. Заводы и шахты без людей. Дома всегда чисто и пахнет чем-то вкусным.

А что же тогда будут делать люди? Мечтатели скажут, что все станут заниматься творчеством, путешествовать, развлекаться, отдыхать и это будет просто рай на земле. Мы, суровые реалисты, не будем так оптимистичны и сразу спросим: «А на какие средства люди всё это будут делать?» Ведь если нет работы, то нет и денег. Товары производятся, а купить их не на что. Вся современная финансовая система потеряет смысл, наступит коллапс в торговле. Останется только перейти к модели общества типа коммунистической, но без идеологической подоплёки и образа врага. Упадет почти до нуля количество преступлений (больные на голову всё равно останутся), не будет коррупции, строительство властной иерархии придется вести по другим принципам, пока не понятным. У многих пропадет стимул к учебе, скорее всего, увеличится количество самоубийств.

Абсурд? Да! Но нам стало понятно, что полная автоматизация как минимум нежелательна при монетарной системе и, скорее всего, её разрушит и прихватит за собой общественный строй.

Пример № 4

А давайте сами разрушим финансовую систему (в мыслях, конечно). Денег нет. Вообще. Что будет? Первая же мысль — создать эквивалент, пусть даже не материальный. «Я работаю дворником и получаю за это двадцать три респекта в день». Нет, так не пойдёт. Любой оценочный эквивалент труда типа денег приведёт нас обратно. Натуральный обмен тоже не вариант. Попробуем с другой стороны.

У каждого человека есть потребности, необходимые для выживания: еда, одежда, теплый дом. Зачем кто-то будет это всё поставлять? При отсутствии материальной заинтересованности остаются только моральные: социальная ответственность, забота о ближнем, стремление к выживанию. Но у многих этого нет, зато есть потребности и амбиции.

Снова вспоминается коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Только как это реализовать при отсутствии у некоторых стимулов для реализации своих способностей? Насильно, подкрепляя это идеологией? Заставляя тунеядцев бесплатно работать? Получается разрушение финансовой системы приведет нас на данном этапе к коммунистической диктатуре.

Почему я написал «на данном этапе»? Теоретически можно предположить, что у всех людей когда-нибудь появится социальная ответственность. Вот только откуда она возьмётся? Воспитание, зомбирование, генетические изменения? Подумайте сами.

Пример № 5

Ну, и последнее мысленное упражнение. Представим, что всё закончилось: нефть, газ, металлы, леса. Было и сплыло. Сожжено, развеяно ровным слоем по планете, зафиксировано в виде каких-то товаров. Новых источников энергии не появилось, существующих на всех не хватает. Корпорации бьются за вторичные ресурсы. Исчезают синтетические материалы. Машины ржавеют без бензина. В домах холодно и пусто, люди пешком мигрируют в теплые страны. Начинаются локальные войны за место под солнцем. Города пустеют, зато больше народу оседает в деревне, переходя на натуральное хозяйство. Миллионы гибнут от голода и холода. Апокалипсис.

И что нам это даёт? Пришла пора заканчивать решать свои мелкие личные проблемы и начинать мыслить глобально. Выживание одного человека не имеет смысла без выживания всего человечества. Тупое потребление и выкачивание ресурсов скоро закончится. Планета у нас одна на всех, ресурсы ее конечны, и потребительское отношение ведет в тупик, смертельный для цивилизации.

Послесловие

Приведение к абсурду — очень интересный инструмент для философских поисков. В простых жизненных ситуациях он позволяет определить границы допустимого решения, а в прогнозировании открывает новые горизонты и пути развития. Пользуйтесь на здоровье, только не забывайте — и совершенно абсурдные варианты иногда сбываются.

Абсурд

Абсурд – это понятие, используемое для обозначения странных и нелепых событий или вещей, противоречащих общепринятой логике или законам здравого смысла. Происхождение слова абсурд обязано латинскому языку, где оно дословно означало информацию, исходящую от глухого, т.е. настолько нелепую, что попытки её хоть как объяснить самому себе либо окружающим являются столь же бесполезными, сколь и понять (представить) изложенное.

Более глубоко абсурд означает не только очевидную бессмысленность какого-либо положения или концепции, но и результат логического разбора выбранного механизма, когда люди приходят к наличию внутренних противоречий в самой концепции. Многие философские школы использовали приём доведения ситуации до состояния абсурда в спорах для того, чтобы показать слабые места выдвигаемой собеседником теории, а также содержащиеся в ней противоречащие друг другу части.

Читайте также:  Тремор у новорожденного - причины, лечение

Помимо того, что абсурд является понятием, отражающим концепции и действия, его можно использовать в качестве техники преобразования реальности или ситуационного воздействия на людей. Менее действенным является показывать человеку абсурдность его рассуждений – это занимает много времени и энергетических ресурсов. А вот намеренное доведение ситуации с легкой степенью нестыковки до полнейшей абсурдности может спровоцировать не только изменение конкретной ситуации, но также понять общее мировоззрение человека, а иногда и его смысловую сферу. В психотерапевтических кругах, когда клиент начинает терять цель собственной жизни, часто используют категорию абсурда, чтобы отделить значимое от того, что просто подбирает жизненное пространство.

Что такое абсурд

Значение слова абсурд подразумевает одновременное отрицание и утверждение, оно всегда нарушает логику существования в данном мире, но при этом не является синонимом бессмыслицы или примером разорванности мыслительных процессов. Таким образом, абсурдность утверждений имеет логику, которую можно соотносить с окружающей действительностью, это не простой набор несвязных слов, превращающийся в нелепицу, абсурд – это всегда утверждение логичное и связное, но не истинное.

Примером бессмыслицы может служить утверждение о том, что «солнце встаёт, потому что груша», а пример абсурда всегда содержит логическое противоречие «солнце, как обычно встало на западе». Оба высказывания вызывают протест у логической части сознания, и пока первая ввергает в ощущение ступора и невозможности разобраться, то в ситуации с абсурдным утверждением возможны выяснения ошибки (ведь солнце встает на востоке) или преднамеренного искажения фактов для того, чтобы передать метафорически бессмысленность какой-то ситуации.

Чаще всего данный термин употребляется относительно различных жизненных и гуманитарных категорий, но есть не только философия абсурда, но также и математическая сторона. В математике об абсурде можно говорить, когда используется элемент, не имеющий отношения ни к системе вычислений, ни к полю выбранного числового ряда, но при этом относящийся к математике в целом. Например, находясь в системе действительных чисел, не используются корни из отрицательных чисел, а в рамках целых чисел не используются дробные доли.

Абсурдность, как психологическая категория активно начала использоваться в экзистенциальном течении, и основные утверждения сводились к ощущению бессмысленности человеческого существования и безнадёжности попыток что-либо изменить. Тесно данная категория контактирует с поиском смысла жизни и переживания конечности собственного существования.

Именно абсурдность восприятия жизни создаёт у человека ощущение пустоты жизни и невозможность заполнить её какими-либо значимыми и вескими категориями, что в итоге приводит к потере веры и смысла. Можно сказать, что вся психология экзистенциализма направлена на поиск смысла своего существования вопреки абсурдности окружающего мира и возможности найти в нём место для наполненного и осознанного существования.

В абсурде смысл всегда предстаёт перед человеком своей изнанкой, поэтому существует столько трудностей в самих попытках дать логическое определение тому понятию, где логика нарушена. Это парадоксальный феномен, объяснить который можно только попытками, но никогда нельзя седлать это полностью и досконально точно, но при этом всем именно абсурдные утверждения или мысли, события или гипотезы помогают выйти за пределы привычного мировосприятия. Столкновение парадигм расширяют возможности творчества и границы смысловых сфер человеческого бытия, поэтому на определенном этапе и при соответствующих изменениях в деятельностной сфере возможна трансформация абсурдности происходящего или утверждаемого в логически обоснованное.

Внутренний разрыв тезисов, отрицание смысла, инверсия взаимодополняющих понятий – те моменты, благодаря которым могут появляться абсурдные утверждения. С другой стороны термин абсурд может употребляться некорректно общемировому устройству из-за ограниченности самого человека. Например, когда широта знаний или эрудированность одного индивидуума заставляет его считать абсурдным утверждения и идеи того, кто знает больше. Такое было при утверждении, что планета имеет форму шара, и такое же будет происходить, когда учёные из самых передовых лабораторий попробуют объяснить свои достижения человеку без среднего образования, проживающего в глубинке.

Довольно часто абсурд лежит в основе анекдотичных случаев или юмористических ситуаций, а утрирование позволяет довести ситуацию до полного абсурда, окончательно оголив нелогичность или противоречивость действий человека. Весёлые ситуации заставляют нас реагировать положительным образом, поскольку мы находимся вне их непосредственного воздействия и можем выбрать на какой стороне оставаться, понимаем нелогичность и противоречивость действий.

Смех заканчивается тогда, когда сам человек становится участником такого процесса и неконтролируемые проявления аффективной части заставляют действовать вопреки логике. Это мощный инструмент для осознания жизни и её основных или главных моментов. При постоянных жалобах, доведение ситуации до абсурдной может помочь прекратить жалобы, стоит всего лишь усилить самобичевания, сознавшись, что во всех бедах виноваты только вы и в первой мировой войне тоже. Это помогает регулировать ситуацию, когда по своему социальному положению или рангу вы не можете напрямую противостоять человеку, а он в силу самодурства, требует от вас нелогичных вещей – доводите ситуацию до максимального абсурда.

Когда жена начинает слушаться мужа во всём, то оказывается, что перестаёт хватать денег или были приняты неверные решения, но ответственность за всё теперь лежит только на мужчине. Когда сотрудник на замечания о его невоспитанности начинает через слово говорить благодарственные речи на полчаса, чем тормозит рабочий процесс, то уже скоро сами преследователи морали будут просить выражаться проще и по делу.

Примеры из жизни

Представляя собой сложную философскую, математическую, психологическую и жизненную категорию, понятие абсурда не всегда доступно пониманию после прочтения определения. Для глубокого понимания и правильного употребления слова бывает полезно узнать примеры его применения, причём это может касаться как высказываний, так и конкретных действенных ситуаций.

Существуют классические примеры абсурдных утверждений, используемые на протяжении многих столетий для объяснения сути противоречия. Так, когда человек говорит о бесцветной зелени или квадратном круге его высказывания являются абсурдными, но не бессмысленными. Данные категории относятся к тем, которые тяжело представить не в силу глупости или бессвязности понятий, а потому что они, исключая друг друга, продолжают употребляться вместе.

В ситуационном поле абсурдные поступки иногда схожи с безрезультатными, однако более эмоционально насыщенны и вызывающее огромное недоумение. Сюда можно отнести попытки тушить пожар вином или выходить с военным ножом против колонны бронированной техники – в этих ситуаций есть причина этих действий и даже некая логика, но при этом они абсурдны по своей сути.

Абсурдно ждать кипятка льющегося из крана с обозначением горячей воды, даже если вам это очень нужно – ни сегодня, ни завтра этого не произойдет, если не переподключить подачу. Все ситуации с абсурдностью действий построены на несоответствии ожиданий природному течению жизни, что может происходить в силу различных обстоятельств – иногда люди не могут оценить уровень опасности из-за аффективного состояния и выходят в одиночку на десяток профессиональных убийц, а иногда они обладают магическим мышлением и считают, что если пройти весь путь до дома, не наступив на трещину, то там появится электричество.

Более тонкая иллюстрация абсурдности – это практически все случаи обиды и выяснения отношений, основанные на невысказанных ожиданиях и договоренностях. Когда молодой человек сам решил, что девушка этот вечер проведёт с ним, а потом, придя домой не застанет её, то скандал или обида в её адрес будут довольно абсурдными, ведь предварительной договорённости не было. В любом взаимодействии между людьми может присутствовать абсурд, когда от другого требуют тех действий или слов, которые не могут дать сами. Например, чтобы партнёр во всех ссорах винил только себя – это невозможно, ведь каждый пытается доказать свою точку зрения и в любом конфликте виноваты оба.

В смысловом пространстве каждой личности есть глубокое место экзистенциального вакуума, где царит бессмысленность и понимание абсурдности существования. Примерами такого переживания могут быть мысли о том, что человеческая жизнь конечна и полна проблем, поэтому любые попытки её улучшить или как-то реабилитировать, абсурдны по своей природе. Такие кризисы редки и регулируются самосохранением, но при этом бывают моменты, когда человек ощущает абсурдность идти на работу ради денег, чтобы прокормить себя, ведь все равно придётся умирать. Но, как и с другими ситуациями, экзистенциальный уровень абсурдности, доходя до своего предела (а есть специальные техники усугубления бессмысленности) превращается в противоположное понятие – собственный смысл жизни вопреки общей его абсурдности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:  Как стать хорошей любовницей

Абсурд – что это такое, примеры из жизни

Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю «Миф о Сизифе», опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора.

Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения. На волне повышенного интереса к работам вошедших в моду Сартра и Камю в первой половине XX века началась популяризация идей философии абсурда.

Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия. [2]

Кьеркегор

Теорию абсурда Кьеркегор выводит в нескольких своих работах, однако основной в этом смысле считается его труд «Страх и трепет». Здесь, выступая с позиции критика христианства, Кьеркегор приводит библейский сюжет жертвоприношения Авраамом Богу своего сына и, на этом примере поясняет абсурдность человеческого бытия, основываясь на его несвободе. Вера библейского патриарха представляется Кьеркегору парадоксом, «который способен превратить убий­ство в священное и богоугодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аварааму, парадоксом, который не подвластен никакому мышлению. » [3] :

Я не способен к духовному акту веры, не могу, закрыв глаза, слепо ринуться в абсурд; для меня это невозможно, но я не хвалюсь этим.

Относясь критически к религии, Кьеркегор, однако, не умалял значения веры. Напротив, он подчёркивал, что вера трансцендентна и потому абсурдна. Вера в Бога является абсурдом, потому что не поддаётся логическому обоснованию, однако, она действенна: «Авраам верил в силу абсурда, потому что всяким человеческим соображениям давно настал конец»; «Нет ничего более тонкого и замечательного, нежели диалектика веры, обладающая силой душевного взмаха. » [4] .

Лев Шестов

В работах Льва Шестова получила своё развитие критика устоявшихся в обществе норм морали и нравственности, парадигмы человеческого существования. В частности, в работе «Шекспир и его критик Брандес» Шестов, подобно Кьеркегору, на примере героев шекспировских трагедий («Макбет», «Отелло») пытается показать несостоятельность нравственного закона, универсальных нравственных норм. Здесь Шестов, в числе прочего, показывает тип человека-бунтаря, которому нечего более терять кроме своей жизни, и именно поэтому он готов ещё побороться. Этот дух бунтарства затем нашёл своё достойное отражение в творчестве Камю.

Альбер Камю

Хотя понятие абсурд пропитывает все произведения Камю, «Миф о Сизифе» является его главной работой по этой теме. В «Мифе о Сизифе», Камю рассматривает абсурд как конфронтацию, противостояние, конфликт, или «развод» между двумя идеалами. А именно, он определяет человеческое существование как абсурд, как конфронтацию между человеческим желанием значимости, осмысленности, ясности и безмолвной, холодной Вселенной (или для теистов: Бога). Далее он говорит, что существуют особые человеческие переживания которые пробуждают понятия абсурдности. Такое осознание или столкновение с абсурдом ставит человека перед выбором: самоубийство [5] , прыжок веры, или принятие.

Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить,- значит ответить на фундаментальный вопрос философии. [6]

Для Камю, самоубийство – это «признание» того, что жизнь просто не стоит того, чтобы жить. Это выбор, который неявно объявляет, что жизнь это «слишком много». Самоубийство предлагает наиболее базовый «выход» из абсурдности, немедленное прекращение себя и своего места во вселенной. Столкновение с абсурдом может также вызвать нелогичный «прыжок веры», термин также используемый Кьеркегором, когда некто отрицает абсурдность и правду Вселенной, бессмысленность, и взамен обращается к комфорту догмы (обычно религиозной доктрине) как к пути примирения со своим абсурдным существованием. Камю рассматривает прыжок веры как интеллектуальную леность, убежище в обмане, отступление от правды и свободы человека. Наконец, человек может избрать принятие своего собственного абсурдного существования.

Я знаю о возможности сделки: можно жить в свое время и верить в вечное. Это называется «принимать». Но я питаю отвращение к сделкам, я требую: все или ничего. [7]

По Камю, человеческая свобода, и возможность придать жизни смысл, лежит в подтверждении и принятии абсурдности. Если абсурдный опыт это настоящее осознание того, что Вселенная в своей основе свободна от абсолютов, тогда мы как личности по-настоящему свободны. «Жить, не уповая», как он это называет, это философское движение, которое начинается, чтобы определить абсолюты и универсалы субъективно, а не объективно. Свобода человека, таким образом, признается в естественной человеческой способности и возможности создать свой собственный смысл и предназначение, сделать свой выбор. Личность становится наиболее ценным элементом бытия, так как она представляет собой набор уникальных идеалов и может быть охарактеризована как целая вселенная сама по себе.

Смысл жизни

Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей: человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас»; либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено некими высшими силами. Часто этим ощущением являлась вера в Бога или, в общем смысле, приверженность к религии. Однако в последнем случае невозможно избежать вопроса о том, каково же предназначение самого Бога. Кьеркегор верил, что не существует познаваемого человеком предназначения Бога, что, в свою очередь, делает веру в Бога абсурдом. Для некоторых окончательным ответом на вопрос о смысле жизни является самоубийство. Когда человек, в связи с теми или иными личными жизненными обстоятельствами, приходит к убеждению о том, что его существование лишено какого-либо смысла, то самоубийство для него становится средством быстрого достижения предельной стадии его судьбы. Альбер Камю в «Мифе о Сизифе» исповедует мысль о том, что самоубийство это не решение; так как если жизнь абсурдна, то ещё большим абсурдом будем противодействовать этому абсурду; вместо этого следует постараться «вписаться» в эту абсурдную жизнь и примириться с тем фактом, что мы живём в мире без предназначения. Для Камю красота, с которой люди сталкиваются в жизни, делает жизнь достойной того, чтобы продолжать жить. Люди могут сами создавать смысл своей собственной жизни, который может и не быть объективным смыслом жизни, но всё же давать что-то, за что можно бороться. Однако он настаивал, что человек всегда должен поддерживать ироничную дистанцию между этим изобретённым смыслом и знанием об абсурде, чтобы этот выдуманный смысл не занял место абсурда. Камю выдвинул идею «принятия без смирения» и вопрос о том, может ли человек «жить не уповая», определяя «осознанный протест» против избегания абсурдности в мире. В мире, лишенном высшего смысла или судейской загробной жизни, человек становится абсолютно свободным. Именно через эту свободу человек может действовать либо как мистик (через обращение к некой сверхъестественной силе) либо как «герой абсурда» (через протест против такой надежды). C этого момента отказ от надежды «героем абсурда» становится его исключительной способностью жить в настоящем со страстью.

Критика

Логотерапия, часто называемая «третьей Венской школой психотерапии», может быть классифицирована как протест против абсурдизма. Логотерапия, сохраняет многие экзистенциальные выводы, такие как, например, неотъемлемая ответственность человечества за смысл. Однако, приверженцы этой школы мысли возразили бы что существует, фактически, предназначение в человеческой способности находить смысл в неопределённом мире. Это является отказом от веры Камю, что смыслы, придуманные человеком, никогда не должны заменять принятие абсурдности.

Оцените статью
Добавить комментарий