Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Интеллектуализация – психологическая защита, примеры

Интеллектуализация

Процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над переживанием и признанием аффектов и фантазий.

Термин «интеллектуализация» у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. »; по Анне Фрейд, интеллектуализация – это «. одно из наиболее всеобщих, древних и необходимых достижений человеческого Я».

Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.

Так, один пациент излагает свои проблемы лишь в общих рациональных категориях (например, столкнувшись с выбором в любви, он принимается рассуждать о сравнительных достоинствах брака и свободной любви). Другой пациент, толкуя о своей истории, характере, конфликтах, сразу же представляет их в виде связной конструкции, иногда даже выраженной в языке психоанализа (например, он уходит в разговоры о «сопротивлении властям» вместо обсуждения своих отношений с отцом). Наиболее тонкая форма интеллектуализации сходна с процессами, описанными К.Абрахамом в 1919 г. в работе «Об особой форме невротического сопротивления психоаналитической методике» (Uber eine besondere Form des neurotischen Widerstandes gegen die psychoanalytische Methodik). Так, некоторые пациенты «хорошо работают» во время психоанализа: следуя основному правилу, они рассказывают о своих воспоминаниях, снах и даже эмоциональных переживаниях. Однако при этом возникает впечатление, будто все происходит по заранее заготовленной программе: они стремятся быть образцовыми пациентами и строят истолкования самостоятельно, избегая тем самым любого вторжения в собственное бессознательное, любого вмешательства психоаналитика, воспринимаемого как угроза извне. Термин «интеллектуализация» требует следующих пояснений:

  1. Судя по нашему последнему примеру, не всегда легко отделить сопротивление от необходимого и плодотворного этапа, связанного с поиском формы выражения и принятием уже сделанных открытий, уже предложенных истолкований.
  2. Термин «интеллектуализация» соотнесен со взятым из психологии «способностей» противопоставлением между интеллектуальным и аффективным. Отказ от интеллектуализации может привести к преувеличению роли «аффективных переживаний» в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: «В одном случае пациент всегда разумен и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; [. ] в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться [. ]».

Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, и прежде всего с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации – отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное – она не требует избегать аффектов, но приписывает им скорее «вероятностные», нежели истинные, побуждения, дает им рациональные или идеальные обоснования (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).

Интеллектуализация

В психоанализе одна из наиболее ясных трактовок интеллектуализации дана А. Фрейд. Она рассматривала интеллектуализацию как защитный механизм, доводящий до крайности процесс, в ходе которого человек стремится овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими. По ее мнению, проблема заключается в том, как связать инстинктивную сторону человеческой природы с остальной жизнью, как выбрать между практикой реализации бессознательных эмоций и их отвержением.

А. Фрейд считала интеллектуализацию специфическим защитным механизмом и выделяла следующие его характерные черты:

  1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.
  2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.

Дружба в подростковом возрасте основывается на желании рассуждать. Диапазон тем, интересующих молодых людей, очень широк: они обсуждают свою любовь, замужество, политические проблемы, приобретение профессии, философские проблемы смысла жизни, свободы и др.

  1. Практическое отсутствие связи рассуждений и реального поведения.

Например, у подростков романтический взгляд на любовь сочетается с неразборчивостью связей, эмпатия в процессе рассуждения – с реальным безразличием к близким, к окружающим людям. А. Фрейд объясняла данную особенность тем, что это не попытка разрешить задачу, поставленную реальностью, а скорее способ снятия напряжения, настороженного отношения к аффективным процессам и перевод их на уровень абстрактного мышления.

  1. Бегство от конфликта сменяется поворотом к нему. Это чисто интеллектуальный процесс представляет собой обдумывание и выработку множества способов для предотвращения опасности.

Кроме того, в психоанализе этот термин употребляется при рассмотрении проблемы сопротивления процессу развития личности. Здесь выделяются два возможных варианта поведения людей. Одни излагают свои проблемы исключительно в рациональных категориях. Так, при наличии проблемы выбора объекта любви рассуждают о сравнительных достоинствах брака и свободной любви; другие рассказывают о своих воспоминаниях, эмоциях, но возникает впечатление будто все происходит по заранее составленному плану. Такие люди дают оценки и истолкования, избегая тем самым вторжения в свое бессознательное.

Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте для анализа содержания эмоций ожидания, предвидения, боязни пережить разочарования. Образование механизма принято соотносить с фрустрацией, связанной с неудачами в конкуренции со сверстниками.

Патологические формы интеллектуализации обычно возникают в связи с проблемой отчуждения и манипулятивного поведения. Представители гуманистического направления в психологии Э. Шостром, Э. Фромм часто называют современного человека “озабоченным автоматом”, неспособным к открытому спонтанному выражению собственных чувств и предпочитающим быть “разумно невозмутимым”. В результате манипулятор может хорошо говорить о красоте пейзажа, но не испытывать эмоций при виде его.

Терапия прежде всего направлена на обучение человека контролю и управлению процессом интеллектуализации, а также на формирование способности непосредственного отреагирования, выражения собственных эмоций.

Интеллектуализацию часто сравнивают с рационализацией , так как оба являются следствием интеллектуальных процессов. Но интеллектуализация – это нейтрализация эмоции, а рационализации – это псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы личности потерей самоуважения.

Основная задача рационализации – найти весомые доказательства, оправдывающие неверные поступки личности, а интеллектуализации – обосновать свое бездействие, поставив его причины в зависимости от объективных условий.

Цель интеллектуализации – самооправдание. Защитная тактика состоит в акцентуировании или прямом приписывании собственному Я привлекательных качеств; своеобразной интерпретации личностных черт: трактовка агрессивности как активности, скупости как бережливости, эмоциональной несдержанности как принципиальности. Защита типа “кислый виноград” направлена на дискредитацию недосягаемого объекта. Это обратный механизм, по которому, например, бережливость у других лиц интерпретируется как скупость.

  • Шостром Э. Анти-Карнеги. М., 1997; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1993.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:  Откуда взялось неприятие себя и что с этим делать?

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10204 – | 7911 – или читать все.

Интеллектуализация (психологическая защита)

Интеллектуализацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию, обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. Например, комментарий “Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу”, брошенный мимоходом, равнодушным тоном, предполагает, что сама мысль о чувстве гнева теоретически приемлема для человека, но его актуальное выражение все еще блокировано. Когда пациенты в процессе психоанализа интеллектуализируют по поводу своего лечения, они пытаются суммировать свой материал, сидя на кушетке и говоря таким тоном, который больше подходит для сводки погоды, чем для раскрытия того, что ими движет. Во время президентских выборов 1988 года, когда М. Дукакис отвечал, явно интеллектуализируя, на вопрос о его реакции на гипотетическое изнасилование жены, он вызывал насмешки публики своей очевидной дефензивностью.

Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно. Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный, “сопляческий” ответ.

Однако, если человек оказывается неспособным оставить защитную когнитивную неэмоциональную позицию (даже в таком провокационном случае, как с Дукакисом), то другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним. Секс, добродушное поддразнивание, проявление артистизма и другие соответствующие взрослому человеку формы игры могут быть излишне ограничены у человека, который научился зависеть от интеллектуализации, справляясь с жизненными трудностями.

Комментарии

Интерпретация Индекса жизненного стиля

Интеллектуализация. Этот защитный механизм часто обозначают понятием «рационализация». Авторы методики объединили эти два понятия, хотя их сущностное значение несколько отличается. Так, действие интеллектуализации проявляется в основанном на фактах чрезмерно «умственном» способе преодоления конфликтной или фрустрирующей ситуации без переживаний. Иными словами, личность пресекает переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного.

Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф.Е.Василюка, состоит в том, что она, по существу, представляет собой «уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций». При рационализации личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (личность) не может признать из-за угрозы потери самоуважения. При этом способе защиты нередко наблюдаются очевидные попытки снизить ценность недоступного для личности опыта. Так, оказавшись в ситуации конфликта, человек защищает себя от его негативного действия путем снижения значимости для себя и других причин, вызвавших этот конфликт или психотравмирующую ситуацию.

В шкалу интеллектуализации – рационализации была включена и сублимация как механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.

Интеллектуализация

Интеллектуализация – это попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись. Интеллектуализация относится к механизмам защиты психики от фрустрационных факторов, являясь более усложненной формой изоляции. Различия в данных формах таковы, что при изоляции человек вытесняет из сознательного проживания определенное чувство или их спектр, полагая, что не испытывает их, тогда как при интеллектуализации признается наличие чувств этой сферы, однако обесценивается их сила или влияние (характерны рассуждения об эмоциях отчужденно, как бы со стороны, при отсутствии погружения в проживание).

Такой вид защиты весьма полезен в ситуациях с избыточным эмоциональным потенциалом, позволяет сохранить логику суждений и не потеряться, например, под воздействием паники. Имея много плюсов и выглядя, как пример взрослого поведения, интеллектуализация может нести человеку неприятности в виде искажения реальности, что делают все защиты, а также провоцировать неадекватную реакцию, вследствие неполноценного проживания эмоций. Примеры интеллектуализации встречаются у личностей с шизоидной акцентуацией, являясь способом дистанцирования от потенциально болезненных переживаний.

Что такое интеллектуализация

Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека. Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация. Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно. В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.

Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.

В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний. Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление. Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация в психологии это излишнее использование человеком интеллектуальных ресурсов для избегания эмоциональных переживаний. Развивается такой вариант контроля эмоций в подростковом возрасте, когда в силу столкновения с травматическим опытом или разочарованием возникает потребность в сдерживании своих аффективных реакций.

Выявлены взаимосвязи развития данного психологического механизма защиты как преобладающего от личностных черт. Обычно это замкнутые люди, которым свойственная педантичность, основательность, высокий уровень самоанализа и самоконтроля, индивидуализм в принятии решений, высокая степень развития интеллектуальной сферы. При активизации этой защиты человек может лишиться способности принимать действенные решения, а только рассуждать о происходящем, усиливается социальная отстраненность (могут появиться фобии или агрессивность), возрастает уровень самообмана в целях самооправдания.

Специфическим образом происходит анализ окружающей действительности, с преувеличением значения рассудочных компонентов, при этом человек и его мир как бы расщепляется. Такое поведение имеет позитивное влияние в экстремальных ситуациях, когда необходимо собраться и сконцентрироваться, но несет ущерб общению в будничной обстановке. Если вы общаетесь с человеком, у которого превалирует интеллектуализация, то на вопрос о его чувствах к вам, вы вполне можете услышать рассуждения о том, что вы хороший человек, проявили себя как надежный попутчик или являетесь для него источником пользы. Такое общение больше напоминает собеседование или обсуждение технических моментов в работе устройства, чем эмоциональный живой обмен между людьми.

Читайте также:  Парапсихология - что это такое, что изучает данная наука

Стоит отметить, что интеллектуализация не дарует освобождение от неприятных эмоций, а просто выносит из области доступного проживаемого опыта, генерализуя ощущение беспричинной тревоги или страха.

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация считается защитным механизмом высшего порядка. Она имеет больше нюансов, а соответственно иногда бывает сложно уловимой, по сравнению с остальными. Возникает в подростковом возрасте, когда достаточно развиты внутренние структуры личности и начались первые столкновения в конкуренции. Укрепляется или используется ситуативно, но требует выраженного развития силы эго.

Особенность данного защитного механизма состоит в том, что даже значительные, важные и решающие моменты в судьбе такого человека воспринимаются им нейтрально. События трактуются с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно, без учета желаний и чувств. Такой человек вряд ли будет биться в истерике по поводу смерти ближнего, но также он и не будет прыгать от радости рождения ребенка. Складывается ощущение, что он силен и стабилен и никакие превратности жизни не способны существенно всколыхнуть чувственную сферу, а тем более вывести в состояние аффекта. Такие люди поражают окружающих, когда выбирают себе место на кладбище, узнав, что им осталось жить пару месяцев. Или можно лицезреть интеллектуализацию среди подростков, философствующих на размытые религиозные темы или отвлеченные от их жизни концепции. Видя такие примеры поведения, мы считаем подобных людей странными, героями, отморозками – все зависит от контекста, но мы никогда не воспримем их как среднестатистического. Но в обоих приведенных примерах люди отделяются от собственных переживаний, в первом варианте от страха смерти, во втором от нахлынувших эмоций подросткового возраста, обусловленных гормональными изменениями, с которыми еще не понятно как справляться.

Для успешной работы при столкновении с интеллектуализацией следует обнаружить причину излишней эмоциональной переполненности и снизить поток стимулов, которые порождают непереносимую лавину чувств или же постараться обеспечить такие психотерапевтические условия, где человек сможет встретиться со своими переживаниями в полном объеме. Поскольку наиболее распространенными чувствами вызывающими интеллектуализацию являются чувства стыда или вины, то основная работа терапевта будет заключаться в обеспечении безоценочного принятия и восстановления корректного внутреннего образа человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Интеллектуализация – психологическая защита

Человек использует различные психологические механизмы защиты, чтобы снизить уровень внутреннего напряжения, оправдать свое поведение, успокоить самого себя. Одним из таких психологических защит является интеллектуализация – способ ограждения себя от чувств путем их рационального объяснения и рассуждения о них. Примеры часто встречаются в подростковом возрасте и более позднем периоде, когда человек различными способами пытается оградиться от собственных чувств.

Почему многие люди терпят поражения? Многие сталкиваются с проблемами в своей жизни, даже не понимая, что послужило причиной такого положения дел. В действительности многое зависит от самого человека, который не ведает, что творит, и не смотрит на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом.

Представьте себе невесту, которая мечтает выйти замуж за своего любимого. Она воображает в своей голове множество прекрасных картин общего семейного будущего. Ей кажется, будто после свадьбы все в ее жизни поменяется в лучшую сторону: мужчина будет носить ее на руках, любить, лелеять, хотя, к примеру, он этого сейчас не делает. Она, как и многие другие невесты, думает, что после свадьбы ее любовные отношения с мужчиной улучшатся, как по мановению волшебной палочки. Но что происходит потом?

Если бы невеста была из мира сказок, тогда все ее мечты стали бы явью. Но если речь идет о настоящей женщине, тогда все ее представления о замужней жизни разобьются о «скалы» суровой реальности. В реальном мире после свадьбы люди не меняются в лучшую сторону, не начинают любить или носить кого-то на руках, если этого не делали до свадьбы. Бракосочетание лишь позволяет партнерам расслабиться и стать такими, какие они есть на самом деле, и не быть такими, какими они хотели казаться.

Жизнь людей учит-учит, а они все не поддаются. Они верят в сказки, пока не сталкиваются с той реальностью, которую упорно не замечают. Поэтому если вы хотите понимать причины того, почему с вами происходят те или иные ситуации, посмотрите на мир рассудительным и безэмоциональным взглядом. Смотрите на происходящее без заблуждений, без эмоций, без догадок, трезво и холодно. Ничего не надо придумывать, додумывать и фантазировать, просто смотрите на мир таким, каким он является в реальности. Не надейтесь, не сомневайтесь. Просто задавайте четкие вопросы, чтобы выяснить обстановку и потом действовать.

Ложь дана для ушей, которые готовы ее слушать. Если вы не хотите обманываться, тогда смотрите на поступки, реакции людей, на что, что происходит в реальной жизни. Вам может показаться все что угодно, вы можете услышать все, что только можно придумать. Но вы не поддавайтесь «сказкам». Будьте спокойны, трезво смотрите на мир и не позволяйте фантазии вводить вас в заблуждение.

Холодно, рассудительно, безэмоционально наблюдайте за миром и видьте его таким, каков он есть. Лучше привыкнуть к той реальности, в которой вы живете, чем постоянно тешиться иллюзиями, а потом натыкаться на то, что в жизни не может существовать того, о чем вы думаете. Проблема – это несоответствие ваших представлений о мире с тем, каким на самом деле является мир. И чтобы иметь меньше проблем в своей жизни, лучше посмотреть на мир трезвым взглядом, увидеть его таким, каков он есть, чтобы не тешиться иллюзиями, которые лишь разочаровывают, когда не оказываются правдой.

Однако каждый читатель интернет-журнала psytheater.com по-своему расценивает то, как он должен себя вести, когда проявляется рассудительность и безоценочность. Здесь нередко люди впадают в другую крайность, когда от эмоциональности переходят к рассуждениям об эмоциях, таким образом пытаясь от них отгородиться.

Чтобы жить реальной жизнью, нужно не отгораживаться от эмоций, а понимать их, чувствовать, но не позволять влиять на свои решения и поступки. Когда же происходит интеллектуализация, то человек в состоянии стресса обычно становится циничным, неспособным принять решение. Хотя в обычном состоянии он проявляет порядок во всем, дисциплинированность, ответственность, старания.

Что такое интеллектуализация?

Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.

Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.

С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.

Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.

Читайте также:  Как помочь ребенку хорошо учиться - советы психолога

Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.

Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.

Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.

Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.

  1. Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
  2. Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.

Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.

Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).

Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.

Интеллектуализация в психологии

В психологии под интеллектуализацией понимается использование интеллекта с целью избегания чувств. Человек пытается думать о своих эмоциях, а не просто их испытывать. Интеллектуализация свойственна замкнутым, интеллектуальным, основательным, педантичным людям со склонностью к самоанализу, единоличному принятию решений. В результате интеллектуализации человек может просто рассуждать о ситуации, но не предпринимать никаких действий, отстраняться от общества, обманывать самого себя с целью самооправдания.

Интеллектуализация полезна в экстремальных ситуациях, когда нужно собраться с мыслями и заниматься действиями. Однако данный вид защиты мешает межличностным отношениям, когда вместо того чтобы проявлять свои эмоции, человек логически о них рассуждает, объясняет свою любовь, аргументирует свой выбор партнера.

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация относится к высшим проявлениям психологической защиты, ведь человек включает разум, чтобы отключить эмоции. Люди при интеллектуализации очень сильно шокируют окружающих, когда спокойно реагируют на смерть близких или выбирают место на кладбище, еще будучи живыми.

Интеллектуализация – это обесценивание. Человек удивителен: он огорчается из-за потери богатства, но равнодушен, когда безвозвратно проходят дни его жизни. Человек может огорчаться из-за того, что незнакомец накричал на него, но вместе с тем быть спокойным, когда волнуются его близкие люди. Можно сказать, что произошло обесценивание важных вещей. Человек все больше любит материальные ценности, предметы и чужих ему людей, и небрежно относится к уже имеющимся вещам и людям, которые его любят.

Неудивительно, что человек не может быть счастливым. Как можно чему-то радоваться, если вас радует только то, чего у вас нет, и не радует то, что уже имеется в вашем окружении? Вы всегда остаетесь несчастливы, поскольку страдаете оттого, что чем-то не обладаете. И лишь на мгновение вы ощущаете радостное чувство, когда наконец-то обретаете то, чего раньше не имели, но быстро им насыщаетесь, что лишает вас счастья.

Произошло обесценивание важных вещей. Человек хочет то и радуется тому, чего у него нет, и как только оно становится его имуществом или в поле доступности, сразу же становится неинтересным. Стоит ли говорить, что, скорее всего, человек и вовсе не хотел обладать тем, чего достиг, раз не может наслаждаться им? Люди часто просто хотят чего-то достичь, думая, что тогда они станут счастливыми. Хотя на самом деле счастье не живет где-то в будущем, оно может быть только в настоящем времени: вы либо сейчас рады, либо не будете счастливы никогда.

Интеллектуализация – это подход к жизни с позиции «полезно или не полезно», «хорошо или плохо», без учета желаний и чувств. С одной стороны это хорошо, поскольку человек сохраняет самообладание в тяжелых ситуациях. С другой стороны это плохо, когда человек должен проявить эмоции, а не делает этого, что делает его поведение неадекватным.

Оцените статью
Добавить комментарий