Нарушение мышления у человека при шизофрении, у детей, виды

Содержание

Нарушение мышления у человека при шизофрении, у детей, виды

Детская шизофрения: симптомы и признаки

Детство – это первый период жизни человека, во время которого происходит развитие психики. К сожалению, далеко не всегда этот процесс протекает гладко. Нередко родители сталкиваются с таким явлением, как детская шизофрения. Это тяжелое психическое заболевание, которое может нанести непоправимый вред нервной системе и интеллекту малыша.

Шизофрения в детском возрасте и ее причины

Шизофрения у детей – редкая болезнь. Если среди взрослых шизофренией страдает каждый сотый, то у детей заболевание встречается в 100 раз реже, то есть, болеет только 1 малыш из 10000.

В настоящее время психиатры полагают, что шизофрения детского типа не является самостоятельным заболеванием. Это то же самое заболевание, что и у взрослых, однако заявившее о себе в первый период жизни.

Шизофрения может иметь непрерывное течение или протекать в виде приступов, перемежающихся периодами ремиссий. Если проявления шизофрении усиливаются, то такая шизофрения называется злокачественной.

Как и у взрослых, шизофрения у детей может носить параноидальный характер, быть гебефренической, кататонической или простой.

До сих пор неизвестно точно, из-за чего у ребенка могут появиться ранние проявления болезни. Возможно, здесь играют определенную роль наследственные факторы, так как болезнь чаще появляется в тех семьях, у которых в роду были страдавшие этим заболеванием.

Другой часто встречающийся фактор – условия развития ребенка в утробе матери. Недоедание беременной, инфекционные и системные заболевания, которыми она страдала – все это может негативно отразиться на развитии нервной ткани головного мозга ребенка. Также установлена, что болезнь чаще выявляется у поздних детей (рожденных матерями, которым было старше 35 лет).

Определенную роль, возможно, играют и психологические факторы – насилие по отношению к ребенку, скандалы в семье, развод родителей.

В каком возрасте проявляется шизофрения у детей?

Большинство детей, страдающих детской шизофренией – это подростки. Более раннее развитие болезни встречается реже. Лишь у каждого пятого ребенка заболевание было обнаружено в возрасте младше 12 лет. Таким образом, чем младше ребенок, тем меньше шансов на то, что он заболеет данным заболеванием. Тем не менее, ранние проявления заболевания отнюдь не являются редкостью. Определенные признаки шизофренического расстройства могут наблюдаться у ребенка уже с 2-3 летнего возраста. У мальчиков болезнь наблюдается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Проявления шизофрении у детей

Для успешного лечения болезни необходимо, чтобы первое ее появление не оказалось бы незамеченным со стороны родителей. Признаки шизофрении у детей, как и у взрослых, многообразны. Они могут включать:

  • бредовые состояния,
  • галлюцинации (визуальные, слуховые, реже – осязательные или обонятельные),
  • кататонические симптомы (внезапный ступор или беспричинное возбуждение),
  • негативные симптомы (апатия, ухудшение волевых качеств),
  • когнитивные нарушения (ухудшение мышления и речи).

Частое проявление болезни – нарушения речи. Они выражаются в появлении бессвязностей, отсутствии смысла в речи. Дети, научившиеся нормально говорить, могут начать говорить отдельными слогами, вместо того, чтобы складывать их в слова и предложения. Иногда ребенок может перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи.

Бред также относится к числу первых признаков. Он может проявляться в уверенности в постоянной слежке, в устойчивом негативном отношении со стороны окружающих.

Галлюцинации также являются частым симптомом заболевания. Слуховые галлюцинации выражаются в том, что ребенок может слышать голоса каких-то людей или посторонние звуки, не ощущаемые другими. Слуховые галлюцинации наблюдаются у 80% детей-шизофреников в возрасте до 11 лет.

Также родителям стоит обратить внимание на:

  • вычурные и стойкие фантазии, особенно связанные с тематикой смерти, с перевоплощением в отрицательных персонажей;
  • иррациональные страхи;
  • ухудшение уровня бытовых и социальных навыков;
  • жестокость, немотивированная агрессия;
  • неадекватность эмоциональных реакций;
  • нарушения сна;
  • пренебрежение навыками гигиены;
  • потерю интереса к играм;
  • фобии и беспричинную тревогу.

Также у многих малышей могут наблюдаться параноидные идеи, выражающиеся в мыслях о покинутости всеми, унижениях со стороны окружающих, недостаточной заботе со стороны родителей. Нарушения эмоциональных реакций могут выражаться в том, что дети могут спонтанно переходить от плача к смеху или же неадекватно реагировать на внешние события. Например, при радостных событиях ребенок может плакать, а при печальных – смеяться.

Далеко не всегда такие явления, как галлюцинации, могут быть первыми симптомами шизофрении. У многих дошкольников отход ко сну или просыпание иногда сопровождается галлюцинациями (так называемыми гипнагогическими галлюцинациями). Поэтому если малыш говорит вам, что перед сном в кроватке он видел Бабу-ягу, то это необязательно свидетельствует о том, что он – шизофреник. Важно наличие также и других симптомов, а также частота их появления.

Список возможных первых признаков шизофрении у детей различного возраста.

ВозрастCимптомы3Ребенок проявляет безразличие к родителям, наблюдается регресс в двигательных и речевых навыках.5Игры ребенка становятся беспредметными. Ребенок хуже говорит, проявляет беспричинную агрессивность. Двигательная активность беспорядочна, малыш совершает стереотипные движения.7Ребенок не общается со сверстниками, наблюдается бред, галлюцинации, патологическое фантазирование, беспричинные страхи и тревога, частые перепады настроения, беспорядочные движения.10Ребенок малообщителен, плаксив, имеет неадекватное поведение, наблюдаются когнитивные и речевые нарушения, бред, галлюцинации.12Ребенок не общается со сверстниками, может наблюдаться дурашливое поведение, кривляния, разорванность речи, галлюцинации и бред.

Шизофрения у ребенка: симптомы и признаки в 6 лет

Диагноз может поставить только врач. Тем не менее, определенные вещи должны заставить родителей насторожиться. Первые признаки шизофрении у детей могут проявляться в виде нарушений речи и поведения. Очень часто дети ощущают различные галлюцинации (визуальные и слуховые). Также первым симптомом шизофрении могут быть кататонические проявления. Малыш нередко может застывать в одной позе или же, наоборот, проявлять чрезмерную и бессмысленную двигательную активность. Игры упрощаются, становятся бессюжетными и беспредметными.

Проявления шизофрении в 12-летнем возрасте

В этом возрасте болезнь проявляется гораздо чаще, чем в дошкольном. Возможно, это связано с тем, что организм подростка активно растет, усложняется и его нервная система. Подростковый возраст также сопровождается усилением выработки гормонов. Все это приводит к тому, что нарушается баланс нейромедиаторов в нервной системе ребенка. Очень часто в подростковый период проявляется такая форма шизофрении, как гебефреническая. Первыми симптомами этой формы являются отклонения в поведении. Подросток ведет себя дурашливо, все время кривляется. Подобные дети не могут учиться, постепенно их интеллект деградирует.

Диагностика

Чтобы мог быть поставлен диагноз шизофрении, необходимо, чтобы не менее месяца наблюдались бы как минимум два из следующих симптомов:

  • ступор, неподвижность;
  • бред;
  • галлюцинации;
  • дезорганизованное поведение, нарушения речи;
  • уменьшение выраженности эмоциональных реакций;
  • апатия;
  • нелогичное мышление;
  • отсутствие волевых качеств.

При диагностике шизофрению необходимо дифференцировать в первую очередь от раннего детского аутизма. При аутизме, с одной стороны, не наблюдается бреда и галлюцинаций, а с другой – степень социальной и функциональной дезадаптации намного выше, чем при шизофрении.

При диагностике также применяются инструментальные методики:

Они позволяют выявить возможное отклонение в развитии и структуре мозга, его органические поражения, недостаточность кровоснабжения. Используются также нейротест, психологические тесты.

Лечение

Лечение ранней формы болезни обычно проводится в домашних условиях. Одновременно проводится амбулаторное наблюдение за ребенком со стороны детского психиатра. Основным методом лечения является психотерапия. Однако она малоэффективна в раннем возрасте, особенно в тех случаях, когда наблюдается явная задержка в развитии малыша. Поэтому без лечения мягкими антипсихотическими препаратами во многих случаях не обойтись. Однако дозировки препаратов обычно щадящие и учитывают возможные побочные эффекты антипсихотиков.

В некоторых случаях, для проведения диагностики и лечения может потребоваться госпитализация малыша.

Если ребенок – шизофреник

Прежде всего, родителям не стоит ставить диагноз своему ребенку самостоятельно. Если наблюдаются отклонения от нормы в поведении, то первым делом малыша следует показать врачу. Однако, даже если подтвердится подобный диагноз, то это еще не повод опускать руки. Болезнь нередко может быть вылечена. Все зависит от того, насколько ранним было начало лечения, и от тяжести заболевания.

К больному ребенку нужно относиться мягко. Не следует кричать и сердиться на малыша, если он что-то делает не так. Не следует пытаться спорить с ним по поводу его бреда и галлюцинаций.

Вместе с тем, необходимо, следуя указаниям детского психиатра, пытаться корректировать девиантные формы поведения. Для этого могут подойти такие методы, как творчество, вовлечение малыша в развивающие игры, регулярное общение.

Нарушение мышления

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
– категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
– функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
– конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
– нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с деменцией.

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у индивида был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих шизофренией.

Психиатрия выделяет два наиболее распространенных расстройства динамики мыслительного функционирования: лабильность и инертность мыслительных операций.
Лабильность заключается в непостоянстве тактики выполнения задания. У больных уровень обобщения отвечает их образованности и приобретенному жизненному опыту. Проведенные исследования свидетельствуют, что у испытуемых наряду с верно обобщенными заключениями могут отмечаться заключения, сделанные на основе актуализации случайных связей или базирующиеся на конкретно-ситуационном объединении предметов, событий в группу определенный класс. У индивидов с проявлениями лабильности мыслительного оперирования повышено «реагирование». У них отмечаются реакции на любые случайные раздражители, они вплетают в собственные суждения любой мимоходный стимул из внешней среды, при этом нарушая установленную инструкцию, теряя целенаправленность действий и последовательность ассоциаций.
Инертностью мыслительной деятельности называют выраженную «тугую» подвижность переключения с одной деятельности на иную, сложность в изменении выбранного способа собственной работы. Инертность отношений прошлого опыта, сложности переключения приводят к понижению способности обобщения и уровня отвлечения. Больные не могут справиться с упражнениями на опосредование. Такая патология встречается у индивидов, страдающих эпилепсией или последствиями тяжелых травм мозга.

Читайте также:  Как стать мудрым - советы для женщин и мужчин

При патологии мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности наблюдаются такие проявления, как разноплановость мыслительных операций, резонерство, некритичность, бред.

Разноплановость мыслительных операций проявляется отсутствием целенаправленности действий. Индивид не может классифицировать объекты и события, выделить общие признаки. Наряду с этим у них сохранены, такие операции, как обобщение, сопоставление и различение. Также больные воспринимают инструкции, но не выполняют их. Представления об объектах и суждения о явлениях протекают в различных плоскостях, вследствие чего отличаются непоследовательностью. Систематизирование и отбор предметов может совершаться на основе индивидуальных особенностей восприятия, вкусов индивидов и их привычек. Поэтому объективность представлений отсутствует.

Резонерство можно представить, как нарушение логического мышления, которое проявляется в бессмысленном и пустом многословии.

Индивид ударяется в продолжительные по времени бесконечные рассуждения, которые не имеют определенной цели и не подкреплены никакими конкретными идеями. Речь индивида, страдающего резонерством, характеризуется разорванностью, изобилует сложными логическими конструкциями и абстрактными понятиями. Зачастую больные оперируют терминами, не понимая их значения. Такие индивиды склонны постоянно терять нить рассуждения, а отдельные фразы в длительных рассуждениях нередко абсолютно между собой не связанны и не несут смысловой нагрузки. В большинстве случаев у больных также отсутствует и объект мысли. Философствования индивидов, страдающих резонерством, носят риторический характер. «Ораторам» с подобным нарушением не требуется ответная реакция или внимание собеседника. Данная патология характерна для шизофрении.

Именно признаки, указывающие нарушение логического мышления, обладают огромным значением в диагностике психических недугов.

Некритичность мыслительной деятельности характеризуется ее поверхностностью и незавершенностью. Мыслительный процесс перестает регулировать поведение и действия индивидов и прекращает быть целенаправленным.

Бред проявляется в качестве умозаключения, суждения или представления, не связанного с информацией, которая поступает из окружающей реальности. Для больного соответствие его бредовых идей действительности не имеет значения. Индивид руководствуется своими умозаключениями, вследствие чего отстраняется от реальности, уходя от нее в бредовое состояние. Таких пациентов невозможно уверить в ложности их бредовых идей, они решительно уверены в их соответствии реальной действительности. По своему содержанию бредовые рассуждения отличаются огромным многообразием.

Перечисленные типы нарушения мышления, преимущественно, характерны для умственной отсталости, деменции и шизофрении.

Нарушения мышления при шизофрении

Психический недуг, которому присуще грубое расстройство взаимодействия с окружающей действительностью, именуются шизофренией. Состоянию больных шизофренией может сопутствовать неадекватное поведение, различные галлюцинации и бредовые суждения. Для данного недуга характерен распад внутреннего единства чувств и воли, кроме этого отмечается нарушение памяти и мышления, вследствие чего больной индивид не может адекватно приспособиться к социальной среде.

Шизофрения характеризуется хроническим прогрессирующим течением и имеет наследственную природу.

Описанный психический недуг разрушительно воздействует на личность субъектов, меняя ее до неузнаваемости. Большинство людей ассоциирует шизофрению с галлюцинациями и бредовыми суждениями, однако на самом деле данная симптоматика вполне обратима, а вот изменения в мыслительных процессах и эмоциональной сфере нет.

Нарушение мышления психология рассматривает в качестве наиболее часто встречающегося симптома психических заболеваний, в частности шизофрении. При диагностировании того либо иного психического недуга пси­хиатры зачастую руководствуются наличием одного или нескольких видов патологии мыслительной деятельности.

Основные нарушения мышления имеют формальный характер и заключаются в утрате ассоциативных связей. У индивидов, страдающих шизофренией, изменяется не смысл суждений, а логические внутренние связи суждений. Другими словами происходит не разложение понятий, а нарушение процесса обобщения, при котором у пациентов появляется множество мимолетных, ненаправленных ассоциаций, отображающих весьма общие связи. При прогрессировании заболевания у больных изменяется речь, она становится разорванной.

Для шизофреников характерно так называемое «соскальзывание», заключающееся в резком непоследовательном переходе от одной идеи к другому суждению. Подобное «соскальзывание» пациенты самостоятельно не в состоянии заметить.

В размышлениях пациентов зачастую появляются «неологизмы», то есть они придумывают новые вычурные слова. Таким образом, проявляется атактическое (неконкретное) мышление.

Также у шизофреников наблюдается бесплодное мудрствование, теряется конкретность и обобщенность речи, утрачивается координация между фразами. Больные придают явлениям, чужим высказываниям собственный тайный смысл.

По данным проведенных экспериментов в сравнении с результатами здоровых индивидов, шизофреники лучше распознают раздражители, являющиеся менее ожидаемыми, а хуже – раздражители, более ожидаемые. Вследствие чего отмечается туманность, расплывчивость, замысловатость мыслительной деятельности больных, что провоцирует нарушения психических процессов при шизофрении. Такие индивиды не могут определить значимые связи, наличествующие между предметами, не выявляют второстепенные конкретно-ситуационные свойства, а актуализируют довольно общие, не отображающие реальной ситуации, зачастую поверхностные, мимовольные, формальные признаки.

При шизофрении основные нарушения мышления нельзя рассматривать, не учитывая целостную жизнь личности. Нарушения мыслительной деятельности и личностные нарушения взаимосвязаны.

При шизофрении нарушение памяти и мышления, расстройства внимания, также могут выявляться. Но при отсутствии изменений органического характера в головном мозге данные патологии являются следствиями расстройства мыслительной деятельности.

Нарушения мышления у детей

К окончанию раннего возрастного периода у маленьких индивидов складывается интеллектуальная деятельность, включающая способность к обобщениям, перенесению приобретенного опыта из начальных условий в новые, установлению отношений, наличествующих между предметами путем проведения своеобразных экспериментов (манипуляций), запоминать связи и применять их при решении задач.

Нарушение мышления психология представляет в виде нарушений умственной деятельности, которые возникают при различных недугах или аномалиях развития психики, а также локальных поражениях мозга.

Мыслительные процессы, протекающие в коре больших полушарий мозга малышей, обуславливает их взаимодействие с социумом.

Выделяют следующие типы нарушения мышления у детей: соскальзывание, разорванность и разноплановость, опора на скрытые признаки.

В связи с тем, что мыслительное оперирование – это процесс отображения конкретных признаков объектов, а также отношений, связывающих их, оно ведет к зарождению суждений и воззрений на объективную реальность. Когда наступает расстройство таких представлений, на смену может прийти ускорение мыслительных процессов. Вследствие чего у крох возникает самопроизвольная и быстрая речь, представления быстро меняют друг друга.

Инертность мыслительной деятельности проявляется в замедление процессов, происходящих в коре полушарий. Речь ребенка характеризуется односложными ответами. О таких детях складывается впечатление, слово у них голова «без мыслей» – совершенно пустая. Подобное расстройство мыслительного функционирования может наблюдаться при маниакально-депрессивном синдроме, эпилепсии либо психопатии.

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Нарушение мышления человека при шизофрении

Одним из симптомов всех психических расстройств и отклонений является нарушение мышления. Шизофрения тоже сопровождается нарушениями мышления, когда человек может неадекватно воспринимать окружающий мир и, соответственно, совершать немыслимые поступки. Поведение человека меняется, поскольку он неадекватно воспринимает окружающую реальность, что может наблюдаться даже у детей. Различают только виды нарушений мышления.

Шизофрения, согласно мнению специалистов сайта психиатрической помощи psymedcare.ru, имеет множество видов своего проявления, что непосредственным образом влияет на то, как работает мышление у индивида. Все это влияет на поведение и характер личности, которая в определенных обстоятельствах может стать опасной для окружающих. Таким образом, во все века ученые пытались объяснить причины возникновения нарушения мышления при шизофрении, в итоге придя к таким выводам:

  1. Генетическая предрасположенность. Шизофрения – наследственное заболевание, при котором нарушенное мышление передается ребенку в 40% случаев, если болен один из родителей, и в 80% — если оба родителя шизофреники. Также у близнецов может проявиться шизофрения в 60-80% случаев, если они являются однояйцевыми, в 25% — при двуяйцевом зачатии.
  2. Непонимание окружающих людей. Поскольку человек при шизофрении по-особенному смотрит на мир, то его внутреннее состояние еще больше усугубляется, если он замечает, что близкие его не воспринимают.
  3. Гормоны. Если в мозгу будет происходить активная выработка серотонина, тогда она будет влиять на работу нервных импульсов, которые отвечают за развитие психического состояния.
  4. Индивидуальные особенности. Каждый человек сталкивается с травмами, стрессами, болезнями и душевными переживаниями. В зависимости от того, как человек к ним относится, развиваются те или иные отклонения.
  5. Задатки к шизофрении. Изначально у человека могут иметься предрасположенности к развитию шизофрении, которые могут не проявиться, если только на человека не повлияют определенные внешние факторы и обстоятельства.

Что такое нарушение мышления?

Одним из функций мозга является мышление. Его расстройство приводит к существенному изменению восприятия окружающего мира. Таким образом, нарушение мышления – это:

  • Неадекватное восприятие окружающего мира.
  • Нарушение процессов обработки информации.
  • Неспособность выявлять связи между предметами и явлениями.
  • Неспособность выявлять свойства предметов и явлений.
  • Искаженное восприятие реальности.
  • Развитие мнимых и ложных суждений и взглядов человека на окружающую действительность.

Если у человека нарушается мышление, тогда оно неизбежно становится фактором развития психической болезни или отклонения. Человек с нарушенными мыслительными операциями просто неспособен нормально воспринимать мир, поэтому его суждения и поведение тоже становятся неадекватными. Даже если все остальные системы функционируют нормально, человек уже не может адекватно воспринимать и существовать в мире, который представляется ему другим, а не таким, каким есть на самом деле.

Выделяют такие формы нарушения мышления:

  1. Расстройство процессов мышления.
  2. Нарушение операционного функционирования.
  3. Мотивационно-личностное расстройство.

Однако специалисты редко могут четко разграничить данные формы, поскольку зачастую у человека проявляются они в совокупности, где преобладает одна, а остальные ее дополняют.

Мышление – динамический процесс обработки информации и восприятия, оценивания, делания выводов. Мышление может меняться в зависимости от того, как работают анализаторы и каким образом информация поступает в мозг. Если говорить о нарушении мышления при шизофрении, тогда проблема кроется в работе головного мозга. Либо неправильно работают его отделы, либо имеются поражения отделов или долей, либо происходит недостаточное насыщение кровью мозга, либо происходит атрофия тканей и пр. Различные причины вызывают отклонения в работе головного мозга, которые нередко возникают в пожилом возрасте.

Виды нарушения мышления

В зависимости от того, какая именно функция мышления нарушается, возникают определенные виды нарушения:

  1. Операционная функция, которая включает синтез, обобщение, анализ и абстрагирование.

Обобщением называется общность характеристик отдельных предметов, которые могут быть взяты в одну категорию. Обобщение бывает:

  • Категориальное – основываясь на определенных признаках, можно предметы отнести к отдельной категории.
  • Функциональное – предметы объединяются по общему функциональному признаку.
  • Конкретное – предметы относятся к одной категории на основании отдельного признака.
  • Нулевое – перечисление предметов без желания их обобщить.

При нарушении мышления обобщение может стать пониженным или деформированным. При пониженном уровне больной рассуждает о предметах конкретно-ситуационно, поэтому и объединяет их. Можно говорить о таком нарушении лишь тогда, когда ранее его не было у больного. При деформированном (искаженном) обобщении больные рассуждают в общем, находя неестественные связи между предметами.

  1. Динамика функционирования мышления, которая включает лабильность и инертность.
  • Лабильность предполагает, что больной не сможет придерживаться тактики выполнения действия, поскольку будет подвержен мимолетному воздействию случайных факторов. В любой момент человек может отвлечься на другие признаки и свойства явления, из-за чего потеряет целенаправленность, перестанет соблюдать последовательность, нарушит инструкцию выполнения дел.
  • Инертность предполагает, что больному будет трудно переключиться с одной деятельности на другую, быстро сменить действия.
  1. Мотивационно-личностная функция включает такие патологии: некритичность, резонерство, разноплановость, бред.
  • Разноплановость заключается в неспособности человека в одной плоскости рассматривать предметы и явления. В результате этого он не может находить конкретные связи, хотя и способен обобщать. У больных прослеживается непоследовательность действий и неспособность соблюдать инструкции.
  • Резонерство – отсутствие логического мышления, из-за чего человек бессмысленно и пусто размышляет. Такие больные являются хорошими ораторами, которые могут подолгу о чем-то говорить, причем темы затрагиваются самые различные. Используются термины, значение которых не понимается, присутствует разорванность речи.
  • Некритичность предполагает отсутствие регуляторов, которыми бы человек пользовался с целью выявления правильности и целенаправленности своих движений.
  • Бред – это умозаключения и преставления, которые абсолютно не имеют ничего общего с реальностью. Для больного бред является истинным, а все, что происходит вокруг в действительности, — бредом.
Читайте также:  Что делать, если муж разлюбил - советы психолога

Нарушения мышления при шизофрении

Шизофренией называется психическое заболевание, при котором человек не способен адекватно реагировать и контактировать с окружающей действительностью. При шизофрении нарушается память и мышление, наблюдается неадекватное поведение, галлюцинации и бред, человек не способен подвергать свои эмоции контролю.

Шизофрения является наследственным заболеванием и обладает прогрессирующим течением. В частности шизофрения меняет личность человека до неузнаваемости. Поскольку индивид не способен адекватно воспринимать окружающий мир, он становится неспособным к социализации. При шизофрении:

  1. Бред и галлюцинации можно устранить путем лечения.
  2. Эмоциональную сферу и мышление невозможно вернуть.

Шизофрения проявляется в:

  • Разорванности речи.
  • Отсутствии логики, из-за чего суждения базируются на мимолетных факторах.
  • Соскальзывании с одной идеи на другую, причем больной не замечает резкого перехода.
  • Неологизмах – придумывании новых вычурных слов.
  • Бесплодном мудрствовании.
  • Придавании чужим словам какого-то тайного смысла.
  • Агрессии и вспышках гнева абсолютно на любого человека по непонятным причинам.
  • Галлюцинациях в виде голосов в голове, которые слышит только больной. Они его могут осуждать, издавать приказы или развлекать, общаться с ним.
  • Бреде, когда больной может общаться с несуществующим человеком или нести всякую чушь.
  • Исключении хобби и увлечений, которыми больной ранее увлекался, из своей жизни.
  • Подозрительности и мании преследования, когда больному кажется, что за ним наблюдают, преследуют, пытаются убить и пр.

Нарушение мышления приводит человека к полному отсутствию гигиены и аккуратности. Индивид даже неадекватно воспринимает погодные условия, поэтому может выйти зимой голым, а летом в теплой шубе и шапке.

Нарушение мышления у детей

У новорожденных детей практически отсутствует мышление и еще не имеет тех форм, которые привычны для взрослого человека. Поэтому нарушение мышления можно отметить по окончанию раннего детского возраста, когда у ребенка уже наблюдаются основные функции мыслительной деятельности:

  1. Возможность переносить имеющийся опыт на новые ситуации.
  2. Склонность к обобщениям.
  3. Проведение манипуляций с предметами, за счет чего ребенок способен устанавливать между ними связи.
  4. Запоминание связей и умение их переносить при решении задач.

Причинами нарушения мышления у детей являются патологии в развитии головного мозга, его поражения или различные недуги. Видами нарушения мышления являются:

  • Разноплановость.
  • Соскальзывание.
  • Разорванность – потеря целенаправленности действий и нарушение связей между объектами. Проявляется в том, что у ребенка развивается бессмысленная речь. У ребенка наблюдается чередование следования и неследования инструкциям при выполнении действий.
  • Опора на скрытые признаки.

При нарушении мышления у ребенка может отмечаться быстрая речи, при которой он перескакивает с темы на тему (при ускорении мышления), или односложность высказываний, ответов (при инертности мышления). В последнем случае про ребенка могут говорить, что у него вообще отсутствуют мысли. Именно инертность не позволяет ребенку усваивать школьный материал в том же темпе, что и здоровые дети, поскольку он очень трудно все запоминает.

Как в итоге можно устранить нарушение мышления при шизофрении?

Что стало причиной и следствием: шизофрения или нарушение мышления? С чего нужно начинать лечение и на что его направлять? Все эти вопросы решаются врачами в процессе диагностики состояния здоровья больного. Проводятся психиатрические консультации, назначается медикаментозное лечение. В итоге восстановить мыслительные процессы не получится, однако при самом удачном исходе больного можно адаптировать к социальным условиям жизни.

В любом случае, какие бы методы лечения ни применялись, их назначают врачи и следят за динамикой их влияния на больного.

Детская шизофрения – родители, не списывайте все на плохое поведение! Раннее лечение – залог успеха!

Психические заболевания встречаются у людей различного возраста – как у взрослых, так и у детей. Различные симптомы болезней и отсутствие диагностических критериев для многих из них, затрудняет своевременную постановку точного диагноза и назначение эффективных методов лечения.

Первые признаки шизофрении у детей могут расцениваться родителями и некоторыми специалистами как особенность характера ребенка, его склонность к интроверсии и спокойному времяпрепровождению. Постепенно симптомы усиливаются, и развивается выраженная психическая патология, терапия которой требует комплексного подхода к проблеме.

О заболевании

Шизофрения в детском возрасте относительное распространенное состояние, занимающее в структуре психических заболеваний 0,1-0,2%. Большая диагностическая сложность связана с тем, что в медицине отсутствуют определенные критерии для постановки диагноза. Подобная ситуация сложилась из-за наличия двух систем классификаций болезней, используемых в психиатрической практике – МКБ-10 и DSM-V, последняя из которых посвящена только вопросам психиатрии.

Впервые, дети с шизофренией были описаны в начале 19 века ведущими психиатрами Европы. Отличительный феномен болезни – детский психоз, приводящий в конечном итоге к кататонии или слабоумию. С течением времени, количество описанных случаев патологии увеличивалось, а внутри детской шизофрении появлялась своя классификация.

На данный момент считается, что диагноз выставляется детям, имеющим симптомы заболевания в возрасте до 14 лет. В некоторых странах возрастные рамки сдвинуты: в США – до 13 лет, а в Европе – до 12-14 лет. На практике встречаются случаи заболевания у детей дошкольного возраста, вплоть до возникновения в 3-4 года и ранее.

Диагностикой и лечением болезни занимается детский врач-психиатр, хорошо знакомый с особенностями психической сферы детей в различные периоды их роста. При необходимости, к терапии подключаются смежные медицинские специалисты.

Причины возникновения

Частота проявления шизофрении в детском возрасте – 1 случай на 10 000 детей, что отражает достаточно широкую распространенность патологии. Заболевание встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, однако, причины подобного распределения случаев болезни не ясно. Важно отметить, что количество случаев ранней детской шизофрении в действительности может быть выше, так как доктора не всегда выставляют данный диагноз, приводящей к стигме.

Однозначные причины возникновения заболевания не известны, не смотря на большое количество проводимых научных исследований. Точно известно, что болезнь имеет генетические предпосылки, в связи с этим, у родителей, чьи дети больны шизофренией, имеются гены, ассоциированные с патологией.

Доктора выделяют ряд факторов окружающей среды, которые могут выступать триггерами:

  • инфекции у женщины до беременности и во время ее течения;
  • перинатальные негативные состояния (гипоксия, использование лекарственных средств и пр.).

Генетическая предрасположенность подтверждена тем, что имеется большое количество зарегистрированных случаев развития болезни у близких родственников. Важно понимать, что наличие «неправильных» генов – не обязательно приводит к развитию психического расстройства, так как генетическая информация проявляется только при наличии неблагоприятных воздействий извне. Большое значение имеет психологический климат в семье и отношения с близкими людьми и друзьями.

Варианты заболевания

В детском возрасте шизофрения может иметь различные варианты течения, определяющие основные клинические проявления и прогноз для пациента. Форм болезни три:

  1. Непрерывно-прогредиентный вариант – характеризуется злокачественным течением. У ребенка наблюдается быстрое развитие слабоумия и кататонии. Тяжелые психические нарушения развиваются в течение 2-4 лет, приводя к выраженной олигофрении.
  2. При непрерывно вялотекущем течении, развитие болезни длительно. В течение 3-7 лет у подростков формируются расстройства в эмоционально-волевой сфере, возникают невротические состояния и другие нарушения. Слабоумие и проблемы с когнитивными навыками выявляются через 10-11 лет течения патологии.
  3. При приступообразной малопрогредиентной форме особенностью течения являются волнообразные периоды обострений и ремиссий. Приступы характеризуются появлением маниакально-депрессивного расстройства, навязчивыми состояниями, нарушениями чувствительности и ориентации в собственной личности. Вне острого периода у больных сохраняются неврозы, приносящие дискомфорт. У некоторых детей течение благоприятное с единичными приступами в течение года.

Выявление конкретной формы и стадии заболевания играет важную роль в подборе правильного лечения, в том числе, психотерапии.

Как проявляется шизофрения в детском возрасте

Симптомы детской шизофрении представлены различными психическими отклонениями, которые включают в себя кататонические явления, нарушения развития когнитивных функций, слабоумие и пр. Развитие болезни и клинических признаков связано с возрастом ее манифестации.

При возникновении патологии в раннем возрасте (до 6-7 лет) родители и воспитатели в детском саду отмечают апатичность, низкий уровень физической и умственной активности, равнодушие к любым играм. Малыш пытается отдалиться от других детей и взрослых людей, предпочитая находиться в одиночестве. Очень часто у детей выявляют специфическое поведение – повторение одних и тех же действие без какого-либо смысла: перекладывание карандашей и ручек, перемещение по одной траектории в помещении и др. Дети становятся капризными, эмоционально неустойчивыми.

В дошкольном периоде при беседах и наблюдении выявляют изменения восприятия окружающего мира и людей, а также появление нарушений мышления – дети становятся неадекватными и могут высказывать различные по содержанию бредовые идеи. Наиболее часто имеет место бред преследования или восприятия родителей как подмененных людей. Выраженность бредовых концепций и изменения мышления усиливаются с увеличением возраста больного.

Определить шизофрению у ребенка возможно во время разговора с ним. Речь носит обрывистый характер, не целенаправленна, логические элементы в повествовании отсутствуют. Часто выявляются галлюцинации, связанные с искажением окружающего пространства. Характерны дефекты в эмоционально-волевой сфере и равнодушие к близким людям. При этом сохраняется бурная реакция в отношении всего незнакомого, что характерно для заболевания в детском возрасте. Изменения в психической сфере отражаются на внешнем виде человека – он принимает «не удобные» позы, а лицо не выражает каких-либо эмоций.

С увеличением возраста до подросткового периода, симптоматика приобретает более сложный вид. У многих детей формируется склонность к философским рассуждениям, не имеющим под собой какой-либо теоретической или практической основы. Подобные идеи часто не связаны с окружающим миром и примитивны. При дисморфобическом расстройстве человек отрицает свое тело в связи с его уродливостью и неприглядностью.

Гебефренический синдром, отмечаемый у большинства подростков с шизофренией, проявляется гримасничаньем, кривлянием и отсутствием критики в отношении своего поведения.

Диагностические мероприятия

В основе диагностики шизофрении лежат клинические и психологические методы обследования. Выставлять диагноз должен только врач-психиатр, так как другие специалисты не имеют достаточной компетенции в вопросах психического здоровья.

Диагностические мероприятия проводятся по следующему алгоритму:

  1. Беседа с родителями, а при возможности и с самим подростком. Психиатр внимательно собирает все жалобы, давность их возникновения, факторы, после которых они появились или обострились, а также информацию о хобби и деятельности самого больного. Важно отметить, что в процессе беседы рекомендуется уточнить вопрос в отношении случаев шизофрении и других психических расстройств у родственников.
  2. Психиатр во время беседы с больным или при визуальном наблюдении за ним, оценивает мимику, характер совершаемых движений и речи. При осмотре, возможно, выявить бред, сверхценные идеи и галлюцинации. Последние могут быть умышленно скрыты человеком или родителями во избежание постановки диагноза.
  3. Психодиагностические тесты – совокупность методик, направленных на оценку мышления, внимания и других когнитивных процессов. Выбор конкретных тестов зависит от имеющихся у больного симптомов и их выраженности.

Когда ребенку поставили диагноз шизофрения, врачу важно провести дифференциальную диагностику с органическими заболеваниями центральной нервной системы. Необходимо исключить случаи раннего детского аутизма и шизотипического расстройства личности. При раннем детском аутизме у больного отсутствует бред, галлюцинации, волнообразное течение патологии с обострениями и ремиссиями. Взаимодействие с окружающими людьми развивается медленно, но ребенок не избегает его, в отличие от шизофрении.

Шизотипическое расстройство личности характеризуется проявлениями, схожими с шизофренией. При этом психологические особенности не прогрессируют с течением времени, что позволяет разграничить два этих состояния и распознать шизофрению.

Читайте также:  Интеллектуализация - психологическая защита, примеры

Подходы к терапии

В лечении детской шизофрении участвует несколько специалистов, ключевым из которых, является врач-психиатр. Помимо него, обязательно участие психотерапевта и социального работника, ответственного за вопросы реабилитации в обществе.

Основные цели лечения:

  1. Предупредить дальнейшее прогрессирование заболевания и имеющихся симптомов.
  2. Восстановить психологические и когнитивные навыки, обеспечить их развитие с возрастом.
  3. Устранить сопутствующие соматические и неврологические заболевания.

Терапия заболевания основывается на комплексном использовании следующих подходов:

  1. Применение лекарственных средств, направленных на купирование основных симптомов. С этой целью используют современные нейролептики, антидепрессанты и другие группы медикаментов.
  2. Психокоррекция, направленная на уменьшение степени выраженности когнитивных нарушений.
  3. Психотерапия.

Каждый из терапевтических методов имеет свои особенности использования в детском возрасте.

Фармакотерапия

Основная группа препаратов, используемых для коррекции имеющихся психических нарушений в детском возрасте – нейролептики. Все нейролептики различаются своей химической структурой, в связи с чем, их эффект у конкретного больного может отличаться. Чаще всего назначают Хлорпромазин, Клозапин и Рисперидон. Последний относится к атипичным нейролептикам, показывающим хороший терапевтический эффект и редко приводящим к развитию побочных эффектов.

При правильном подборе дозировки и схемы лечения, что осуществляется индивидуально для каждого пациента, наблюдаются следующие эффекты терапии:

  • исчезновение симптомов психоза, бреда и других проявлений шизофрении, связанных с расстройствами мышления;
  • седативное действие, позволяющее предупредить прогрессирование галлюцинаций и бреда;
  • при преобладании заторможенности и апатии человека, психическая деятельность становится более активной;
  • изменения работы внутренних органов, что может стать причиной развития побочных эффектов лечения.

Дозировку нейролептиков подбирают следующим образом. Препарат назначается в минимально допустимой дозе. При отсутствии эффектов, его доза повышается. По достижению желаемого терапевтического действия, врач оставляет данную схему. Следует помнить о том, что у всех нейролептиков существуют возрастные ограничения к использованию, что учитывается при назначении терапии.

Помимо типичных и атипичных нейролептиков, в терапии шизофрении используют ноотропы (Левокарнитин, Глицин и др.), антихолинергические препараты (Бипериден, Тригексифенидил) и антидепрессанты (Флуоксетин, Амитриптилин и пр.).

Немедикаментозный подход

Психокоррекция, проводимая с помощью психотерапии и работы с психологом, является важной частью терапевтического процесса. Вне острого периода шизофрении, всем больным показаны индивидуальные психотерапевтические сеансы, положительно влияющие на личность и обеспечивающие стабилизацию психического состояния в период ремиссии. Кроме работы с ребенком, психотерапевту и социальному работнику необходимо обучать родителей правильному общению с ним. Ребенка необходимо постоянно стимулировать к социальной и двигательной активности.

Тесное взаимодействие между больным, его семьей и специалистами должно сохраняться на постоянной основе и быть систематическим. Детям с подобными заболеваниями часто нужна дополнительная помощь для поступления в детский сад, школу, а в последующем и в ВУЗ. Также тесный контакт с психотерапевтом и психологом позволяет формировать правильные социальные и когнитивные навыки, имеющие большое значение для успешной социализации.

Родители часто волнуются о том, как учиться в школе при шизофрении. На фоне своевременного выявления заболевания и подборе правильного лечения, включающего в себя немедикаментозные методы, человек легко адаптируется к новой среде и способен проходить общий курс школьной программы без серьезных затруднений.

Негативные последствия

При поздней диагностике, отсутствии комплексного лечения и реабилитационных мероприятий, человек теряет возможность к социальной адаптации. Подобное состояние – фактор риска развития алкогольной зависимости и наркомании.

В связи с когнитивными и поведенческими расстройствами, подросток начинает прогуливать школу, перестает общаться с друзьями, проявляет склонность к уходу из дома и бродяжничеству. Многие больные предпринимают попытку суицида или могут нанести вред окружающим людям, в том числе, родственникам и друзьям. Без лечения расстройство имеет тенденцию к постоянному прогрессированию, что, в конечном итоге, обуславливает инвалидизацию больного.

Лечиться ли шизофрения у детей?

Полное выздоровление невозможно, однако, большинство симптомов болезни (двигательные нарушения, галлюцинации и др.) можно устранить с помощью грамотной фармакотерапии и психологической поддержки. В эти случаях, восстанавливается нормальная социализация ребенка и его психическое развитие, количество рецидивов минимально, либо они вовсе отсутствуют. Важно отметить, что терапия носит пожизненный характер, базируясь на комплексной психотерапии и социальной поддержке со стороны близких людей и государственных служб.

Детская шизофрения — серьезная проблема для современной медицины. Родители неохотно обращаются к психиатрам с симптомами болезни, так как опасаются стигмы в обществе после постановки диагноза. Однако наибольшая эффективность терапии и реабилитационных мер наблюдается при раннем лечении. В этот период, когда у больного отсутствуют серьезные нарушения психической и когнитивной сферы, симптомы легко купируются лекарственными препаратами, а психотерапия обеспечивает стойкую ремиссию патологии.

Нарушение мышления при психических заболеваниях

I. Нарушения динамики мышления.

1. Ускорение мышления («скачка идей») Условно за единицу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме и при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, представления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие лёгкости новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого раздражителя, отражается в речевой продукции, которая может напоминать т.н. пулеметную речь. От беспрерывного говорения больные иногда теряют голос, или же он становится хриплым, шепотным. В целом, ускорение мышления является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффективные расстройства, шизофрения, наркомания и др.) Скачка идей (fuga idearum). Это чрезвычайное ускорение мышления: мыслительный процесс и речевая продукция беспрерывно течет и скачет; они бессвязны. Однако, если эту речь записать на магнитофон и прокрутить в медленном темпе, можно определить в ней некоторый смысл, чего никогда не бывает при истинной бессвязности мышления. В основе скачки идей – повышенная лабильность корковых процессов.

  • Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная жестикуляция и мимика.
  • Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
  • Мало задумываются над ответом.
  • Легко исправляют ошибки, если на них указать.
  • Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
  • Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.

2. Инертность мышления Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вообще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций возрастает по сравнению с нормой в 7-10 раз). Общая цель мыслительного процесса сохраняется, но переключение на новые цели крайне затруднительно. Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии (“первичное нарушение”), эпилептойдной психопатии, маниакально-депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания. Больные могут менять способа работы, изменять ход суждений, переключаться на другой вид деятельности. Характерна замедленность, тугоподвижность, плохая переключаемость. Решение задачи доступно, если выполняется только одним определенным образом. Инертность связей прошлого опыта приводит к снижению уровня обобщения.

3. Непоследовательность суждений Неустойчивый способ выполнения задания. Уровень обобщения не снижен. Анализ, синтез, усвоение инструкции сохранны. Понимают переносный смысл пословиц, метафор. Адекватный характер суждений неустойчив. Чередуют правильный и неправильный способ выполнения задания. 81% сосудистые заболевания 68% травма 66% МДП 14% шизофрения (в период ремиссии) При невыраженной степени заболевания такая непоследовательность суждений поддается исправлению. Часто бывает достаточно привлечь внимание, чтобы больной исправился. Колебания возникают при малейшем изменении условий задания.

4. «Откликаемость» У больных, страдающих тяжелой формой сосудистых заболеваний. Неустойчивость способа выполнения задания и связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротескный характер. Пример: после выполнения классификации больной вдруг начинает относиться к картинкам, как к реальным объектам: пытается поставить карточку кораблем, т.к. если положить – утонет. Такие больные могут быть не ориентированы в месте и времени. Они некритичны к своему состоянию. Не помнят имен близких, значимых дат, имени врача. Речь нарушена, может быть несвязной. Поведение часто нелепо. Отсутствуют спонтанные высказывания. Эти нарушения отличаются динамичностью. На протяжении короткого отрезка времени характер суждений и действий больных колеблется. Характерна повышенная откликаемость на самые разные раздражители окружающей обстановки, к ним не адресованные. Иногда вплетают в речь предметы окружения. Создается вынужденная тенденция без отбора отражать в речи все то, что воспринимают. Быстрая откликаемость на внешние случайные раздражители сочетается с плохой переключаемостью. В более ранних работах феномен откликаемости описывался как полевое поведение.

Следует различать откликаемость и отвлекаемость (у детей). У них разный генез:

  • откликаемость – следствие снижения уровня активности коры; способствует разрушению целенаправленной деятельности.
  • отвлекаемость – следствие усиленного ориентировочного рефлекса, высокой активности коры.

Образование большого количества временных связей – основа дальнейшей целенапрвленной деятельности.

5. Соскальзывание Правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее. Характерно для довольно сохранных больных шизофренией. Соскальзывания внезапны, эпизодичны. В ассоциативном эксперименте часто появляются случайные ассоциации и ассоциации по созвучию (горе-море). Процесс обобщения и отвлечения не нарушен. Могут правильно синтезировать материал, правильно выделять существенные признаки. Вместе с тем на какой-то отрезок времени правильный ход мышления у них нарушается вследствие того, что больные в своих суждениях начинают руководствоваться случайными, несущественными в данной ситуации признаками.

II. Нарушения операциональной стороны мышления при психических заболеваниях.

1. Снижение уровня обобщения В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами. Не могут отобрать признаки, которые наиболее полно раскрывают понятие. 95% олигофрения 86% эпилепсия 70% энцефалиты

2. Искажение процесса обобщения. Отражают лишь случайную сторону явлений, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание; предметное содержание вещей и явлений не учитывается. Чаще встречается у больных шизофренией (67%) и психопатов (33%). Нарушение процесса обобщения вызывается тем, что больные не руководствуются культурно принятыми отношениями между предметами. Так в задаче четвертый-лишний больной может объединить стол, кровать и шкаф назвав их объемами ограниченными деревянными плоскостями.

III. Нарушения мотивационного компонента мышления.

1. Разноплановость мышления – суждения больных о каких-либо явлениях протекают в разных плоскостях. Больные не выполняют задания, хотя усваивают инструкцию, у них сохранны умственные операции сравнения, различения, обобщения, отвлечения. Действия больного лишены целенаправленности. Особенно четко разноплановость выступает в заданиях на классификацию предметов и исключение предметов.

2. Резонерство – «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль» (И.П. Павлов). Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, нередко употребляемыми без понимания их истинного значения. Если больной с обстоятельностью стремиться максимально полно ответить на вопрос врача, то для пациентов с резонерством не важно, понял ли их собеседник. Им интересен сам процесс мышления, а не конечная мысль. Мышление же становиться аморфным, лишенным чёткого содержания. Обсуждая простые бытовые вопросы, больные затрудняются точно сформулировать предмет разговора, выражаются витиевато, рассматривают проблемы с точки зрения наиболее абстрактных наук (философии, этики, космологии). Подобная склонность к пространным бесплодным философским рассуждениям часто сочетается с нелепыми абстрактными увлечениями (метафизической интоксикацией). Психологические исследования. Т.о., с точки зрения психиатров – резонерство является патологией собственно мышления, однако психологические исследования (Т.И. Тепеницына) показали, что это нарушения не столько интеллектуальных операций, сколько личности в целом (повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже самое незначительное явление под какую-то «концепцию»). Исследования показали, что неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к «оценочным суждениям». Аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское (поэтому то, что описывается в учебниках, выглядит так блекло – нет эмоциональности интонаций). Типы резонерства при различной психической патологии:

  1. Шизофреническое (классическое) резонерство.
  2. Эпилептическое резонерство
  3. Органическое резонерство

3. Нарушение критичности. Утеря целенаправленности мышления, поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека. С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли». В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям. У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

4. Ассоциативность мышления. Редкий феномен, встречающийся при поражении лобных долей мозга и глубокой шизофрении, приведшей к полному развалу мотивационной сферы. Характеризуется тем, что мышление детерминированно законами ассоциаций.

Оцените статью
Добавить комментарий