Сребролюбие – что это за грех, как от него избавиться

Содержание

Сребролюбие – что это за грех, как от него избавиться

Сребролюбие — грех, разрушающий духовную жизнь общества

Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

Что такое сребролюбие

Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.

В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.

Происхождение слова

В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

Значение понятия

Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

  1. Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
  2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
  3. Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
  4. Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
  5. Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
  6. Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
  7. Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
  8. Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
  9. Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

Упоминание в Библии

В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.

Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.

Виды сребролюбия

Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

  • любостяжание;
  • корыстолюбие;
  • скупость;
  • жадность;
  • лихоимство;
  • мшелоимство;
  • порочную выгоду;
  • своекорыстие;
  • алчность;
  • эгоистическую пользу;
  • спекулянство;
  • прочее.

Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

Скупость

Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

Любостяжательство

Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

Мшелоимство

Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

Корыстолюбие

Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.

Почему сребролюбие — грех

Страсть к накоплению тесно связана с двумя другими грехами — чревоугодием и блудом. Ведь чтобы ублажать свое чрево, есть дорогие изысканные продукты в большом количестве, нужны деньги. Поэтому у такого человека поневоле будет проявляться и любовь к злату. Для удовлетворения блудной страсти часто также требуются немалые средства.

Стремление к обладанию богатством порождает в свою очередь печаль и гнев, — также греховные страсти, разрушающие личность человека и его жизнь. Сребролюбец очень тяжело переживает потерю имущества, впадает в гнев, уныние.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.

Как бороться с грехом

Святые подвижники оставили христианам богатое наследие своего духовного опыта. Из их книг, поучений мы можем легко можем узнать те способы и приемы, используя которые, можно с Божьей помощью справиться с любым грехом.

Чтобы искоренить из души сребролюбие, православные духовники советуют применять:

  • милостыню;
  • нестяжание;
  • память смерти;
  • веру в Промысел Божий.

Наиболее сильным средством в этой борьбе становится нестяжание. Монахи на его принципах, как на камне, строят всю свою жизнь. Произвольная нищета хоть и доставляет скорбь по плоти, но душе дает мир и покой, так необходимые для христианской жизни. Еще одним действенным приемом становится милостыня. Вначале следует приучать себя давать то, что в избытке. Затем легче будет делиться с неимущим последним, что имеется за душой.

Как говорят святые отцы, сребролюбие — это дочь неверия. Поэтому всеми силами нужно стараться укреплять веру в Промысл Божий, чтобы победить в себе пагубную привычку надеяться исключительно на силу денег и власти.

Видео

О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

Грех сребролюбия и борьба с ним

В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?

Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.

Читайте также:  Как жить дальше, если нет сил и ничего не хочется - психология

Богатство и сребролюбие

Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).

Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.

Демон победил благодать.

О других грехах в православии:

Виды сребролюбия

Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.

Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.

Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.

Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.

Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.

Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.

Причина появления греха сребролюбия

Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:

  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • недоверие Творцу;
  • желание стать признанным и уважаемым.

Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.

Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.

Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.

Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.

Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.

О духовной жизни:

Грех сребролюбия равно недоверию Богу

Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.

Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:

  • исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
  • испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
  • растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.

Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.

Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.

Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.

Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.

Как выявить в себе сребролюбство

Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.

Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.

Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:

  • отказа от прелестей жизни;
  • экономии на еде и путешествиях;
  • вечного страха потерять прибыль;
  • переживаний от падения курса валют.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.

Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.

Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.

Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.

Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.

Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.

Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:

  • врачи, назначающие ненужные операции;
  • учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
  • педагоги, готовящие малоопытных специалистов.

Мамона пожинает урожай.

Как избавиться от греха сребролюбия

Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.

История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.

Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.

В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)

Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.

Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.

Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.

Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.

Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?

У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.

Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).

Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.

Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.

Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.

Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости.

Сребролюбие

Сребролюбие – это черта личности, проявляемая действиями, как стремление удовлетворить желание прибыли, считается греховной страстью, представленная в православии, приводящая к усилению всех других, затмеванию разума и исчезновению веры. Но имеет сребролюбие значение и в обыденной жизни без ракурса религиозности и часто заменяется более современными аналогами, отражающими одну из сторон данного личностного качества. Так это может быть жадность в том, чтобы поделиться своими материальными благами или скупость при расплате за что-то, алчность и постоянное стремление экономить. Это страх потерять собственные накопления или вещи, но не стандартная осторожность, присущая всем людям, а чрезмерное переживание за вещи в большей степени, чем за духовное предназначение, отношения, самореализацию и самоощущение.

Всё это является только различными формами стремления к получению всё большей выгоды, при этом как качество человека сребролюбие всегда выступает исключительно отрицательно. Для окружающих это может быть чревато собственными убытками или невозможностью вести дела с таким человеком. Для самой личности стремление к непрерывному насыщению чувства голода материальными благами приводит к развитию чувства патологической зависти, сравнению себя с другими через материальные достижения, а не личностные характеристики и вечное ощущение неуемности жажды, поскольку невозможно получить все, что существует на материально-финансовом уровне.

Основой проявления в личности сребролюбия всегда выступает большое самомнение и себялюбие, а любовь к деньгам является только способом исполнения всевозможных желаний эго. Тем не менее, большинство религий считают, что корень всех зол сребролюбие, поскольку заставляет забывать о спасении души и развитии человеческих, гуманных качеств.

Что это такое

В контексте изначальном о сребролюбии говорится всё меньше, само понятие своим происхождением и употреблением обязано религиозным постулатам, а в социальных вопросах актуализируется ориентация на материальную сторону, где выгодно затмевать греховные процессы переименованием. Психологическое обоснование стремления к восполнению материального является вполне естественным и во многих психологических концепциях является основой формирования других личностных структур. Пирамида потребностей и теория базового чувства безопасности говорят о том, что только после того, как закрыты проблемы материального уровня, человек способен что-либо продуцировать или изменять на психологическом, в противном случае включается программа выживания, являющаяся базовой.

Читайте также:  Как вести себя с мужчиной, чтобы он сам тянулся к женщине

Негативное восприятие стремления к постоянному обогащению объясняется не самим желанием обладать, а тем, когда насытив базовый необходимый уровень, человек не ищет путей развития собственной личности и души, зацикливаясь на накоплении материального. Данный процесс бесконечен и в нём отсутствует момент достижения как таковой, где достижение будет явным, поскольку новые желания возникают по мере приобретения вещей, а индустрия продаж каждый день предлагает всё новые способы вложения денег.

Стоит отметить, что сребролюбие, как черта личности появляется не в связи с объективными данными количества денег, т.е. не зависит от реальной стороны благосостоятельности.

Это внутренняя потребность иметь, жадность к накопленному, невозможность поделиться или расстаться с деньгами. Такое может проявляться и как среди богачей, для которых является невозможным подать несколько копеек нищенствующему, так и среди живущих бедно, но кто видит свое счастье только в деньгах или новых приобретениях.

Многие пытаются оправдывать свою зацикленность на деньгах, наличием благородных побуждений и объяснять свои действия заботой о других, когда только прикрывают своё внутреннее сребролюбие. Так поступают те, кто прячет общественные взносы, оплачиваемые всеми сотрудниками, мотивируя тем, что необходимо кормить семью или так требуют бесплатный проезд те, кто прикрывается детьми. Не имея на самом деле льгот. Вариантов получить выгоду или просто не потратить своё имеет много предпосылок и оправданий для этого также существует не мало.

Исключительно в церкви разводятся понятия искренней помощи и притворной благодетельности, когда нынешний социум с целью развития экономики и индивидуального развития и обогащения каждого только всё больше запутывает понятия, возводя богатство в культ и даже критерий измерения статусности человека, как личности.

Чем больше утрачивается ценность человеческой личности, проявления её свободы и уникальности как таковой, тем меньше проявленность индивидуальности и вообще стремления к познанию себя, тем больше становится проявления себя через внешнее. Сейчас у человека довольно мало есть представлений о собственной душе и том, чем она наполнена, никто не практикует духовные аскезы, практики, не занимается самопознанием, даже самосовершенствование становится чем-то сверхнормальным, этому учат и к этому мотивируют. В таком обществе нет возможности предъявлять себя через внешнее, а значит, самовыражением служит только материальное, а любовь к нему появляется как замещение истинной любви к себе.

Сребролюбие в православии

Грех сребролюбия в православии причисляется к наиболее тяжким преступлениям веры, поскольку напрямую нарушает вторую церковную заповедь о не поклонении богатству. Тяга к ненасытному увеличению материальных благ трактуется, как служение идолам или то, что человеком управляет бес, злая сущность и уводит его душу дальше от праведного пути. Противоположной чертой, поощряемой в религиозном контексте, является добродетель, когда человек способен отдать последнее или поделиться малым имеющимся с тем, кто нуждается.

Многие тексты говорят о сребролюбие как черте, позволяющей стремиться к обогащению, являются отдельными богами, все больше захватывающими власть в мире. Церковные тексты, предостерегающие о невозможности служения и богу и деньгам, ставят сребролюбие как идолопоклонничество, а эгрегор денег возводят на один уровень с единым божеством. Это показывает насколько сильное влияние стремление к накоплению или жадность в расставании оказывает на человеческую душу, что впоследствии влияет на выбор пути и развитие всей жизненной дороги.

Разбирая сребролюбие, что это за грех, его действие на человека можно опираться на слова святых, называвших именно его основополагающим всего злого на земле. Так ещё первые люди решили обладать яблоком, Люцифер, будучи ангелом, решил обладать свободой и все прочие притчи из Библии внушают понимание, что стремление к лишнему в мирском понимании приводит к исчезновению духовной жизни, приводит к наказанию в контексте веры. Не считая важным потратить время на молитву люди способны тратить больше часов на работу, не стремясь помочь нуждающимся, ищут новые способы афёры и нелегального заработка, даже идя в гости, могут просчитывать собственную выгоду. Нет запрета на богатую и даже роскошную жизнь, порицается только, то поведение, когда деньги ставятся во главу угла и составляют конкуренцию богу, нарушая главную заповедь.

Наиболее распространёнными причинами, приводящими к возникновению сребролюбия даже среди глубоко верующих христиан, являются вполне объяснимые социально и психологически процессы. Среди главных – неуверенность, отсутствие стабильности и возможности обеспечить себе страховку на непредвиденный случай. Это сильно перекликается с отсутствием базовой безопасности, нарушенной психологическими травмами в детстве или недостаточной верой в спасение через бога в настоящем.

Излишнее стремление к деньгам является действенным выражением недоверия богу и его силе, как спасающей от любых неприятностей. Особенно опасно проявление сребролюбия среди людей, призванных по своей профессиональной направленности помогать людям, развивать и настраивать их на путь духовный. Так появляются врачи, назначающие ненужные анализы и операции, заставляющие покупать препараты, дороже необходимых аналогов, так учителя ставят хорошие оценки, руководствуясь личной выгодой, не задумываясь о последствиях деятельности того человека и многие другие специалисты.

Как избавиться от сребролюбия

Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.

Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.

Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.

Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.

Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

IV. Как избавиться от сребролюбия?

IV. Как избавиться от сребролюбия?

Читатель должен вдуматься в эту фразу. Ему предлежит труд — а заповедует его Бог — избавиться от сребролюбия, а не непременно от стяжаний и богатства. Ибо можно, как я сказал, при богатстве быть не сребролюбивым и, будучи нищим, все время думать о деньгах и мечтать, как бы мы устроили себе жизнь, если бы были сказочными принцами или миллиардерами. Поэтому мы не должны завидовать чужому счастью и зариться на жизнь богатых, как равно и презирать их и негодовать на них, каким бы путем они его ни нажили, хотя бы посредством нашего кровавого пота. А если не так, то в чем будет заключаться высота смирения христианина? Месть — это дело не христианского, а сатанинского учения. В ней нет любви, основного признака евангельского учения, а только — ненависть. Если мы нищи деньгами, но богаты духом, то ничего не теряем, а если наоборот, то, безусловно, сами разжигаем для себя геенну. Богатство не постыдно, а постыдно пристрастие к нему. Итак, прежде всего, устремим свое внимание и все силы на устранение этого недостатка, а впоследствии, если Господь благословит, откажемся и от самого богатства и, наконец, от самих помыслов и желания даже незначительных вещей.

Легко заметить, что существует четыре группы возможных состояний: 1) сребролюбие при богатстве; 2) корыстолюбие при нищенстве; 3) беспристрастие при богатстве; 4) нестяжательность при нищенстве.

О первых двух уже сказано, что они влекут человека на дно адово. Но как стяжать беспристрастие при богатстве?

Для сего нужны 25 :

Вера. Все заботы о «черном дне» начинаются с забвения Промысла Божия и Самого Бога. На все напоминания о -198-

Нем у сребролюбцев один ответ: «Сам не будь плох», «под лежачий камень вода не течет». И только тогда успокаиваются, когда припрячут «малу толику», «капитальчик». Впрочем, и тогда не успокаиваются. Кстати, еще одна интересная подробность: сребролюбцы очень трудолюбивы и чужды лености. Если это верующий человек, — впрочем, постоянно можно подобное слышать даже и от неверующих, — то «он ежечасно вспоминает слово апостола: праздный да не яст (2 Фес. 3, 10); и другое: руце сии послужисте мне и сущим со мною (Деян. 20, 34)» 26 . Говорят ему, что в праздник работать грех или что служба в храме идет, а он на это: «Бог труды любит» — и продолжает работать. И, таким образом, верит и надеется на свои силы, а не на помощь Божию. Поэтому, кто одержим сей страстью, должен начинать с обратного, то есть с веры в неусыпный над нами Промысл Божий, никогда не оставляющий истинно работающих Г осподу.

Память смерти. Кто постоянно помнит о том страшном ответе, который придется ему дать на мытарствах и на Страшном Суде за свои грехи и пристрастия, тот не будет уже привязываться к тленным, ничтожным вещам мира сего, хотя бы они по оценке последнего стоили и колоссальные суммы. Ибо это чистое безумие — прилеплять помысл к вещам, которые погибнут и от которых придется всенепременно каждому отказаться.

Опытное ведение Божественной помощи. Кто приблизился к Богу с помощью двух предыдущих добродетелей, тот скоро начинает на опыте познавать силу Божию и видеть воочию помогающую нам во всем Десницу Господню. И от сего еще более укрепляется в беспристрастии к вещам.

Творение милостыни. Приобретя беспристрастие к вещам, христианин привлекает к себе на помощь против сребролюбивого беса еще более сильное и радикальное средство — он начинает творить милостыню и раздавать свое имущество направо и налево. Он только приставлен к своему имению, так зачем же ему и хранить его и властвовать над ним?

Удаление от мира и нестяжательностъ. Совершив подвиг милосердия и освободившись с помощью Божией от скорогибнущего, непостоянного богатства, христианин поступает в славное число нищих Христа ради. Он не только отказывается от страсти сребролюбия, но и от -199-

предметов, возбуждающих последнее. Но нищенство славно, повторяю, только ради Христа, то есть когда соединяется с нищенством (смирением) помыслов. Если же мы деньги свои отбросим, а привязанность и воспоминания о них в сердце своем оставим, то ничего не сделаем дельного. И потому, как ни велик предыдущий подвиг, но ему не хватает еще послушания.

Послушание. Вот последнее и наилучшее средство против корыстолюбия. Ибо как может человек пристращаться к чему-либо, когда он отдал в распоряжение

другого не только имущество, но и тело свое? И даже помышления.

Но «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти и отвергать волю свою» 28 . Тогда только он может, как и апостолы, сказать Христу: Се, мы оставихом вся, — то есть действительно все, не только свои имения, в чем бы они ни заключались, но и свою волю и свои хотения, — и вслед Тебе идохом (Мф. 19, 27).

Читайте также:  Коммуникабельность человека - что это такое, как её развить

Это уже есть совершенство.

Глава 3. Душевные страсти (с противоядиями).

§ 1. Гнев.

I. Что такое гнев?

Гнев в своей основе есть законная и нужная человеку способность «раздражительной» 1 части души, которую он как и все прочие, по падении, извратил и сделал, вместо добродетели, страстью. Гнев, по первоначальному плану Творца, должен был быть энергией, ревностью, рвением, которое бы «раздражало», то есть приводило в напряжение, «вожделевательную» 2 силу души (пожелание, вожделение, обратившееся теперь , подобно гневу, в страсть, именно в похоть) и заставляло последнюю усиленно устремляться горе, к Богу 3 .

Следовательно, как гнев в состоянии добродетели, то есть в форме божественного рвения, непорочно и законно направлялся до падения 3 Адама на Бога (что теперь встречается только у святых), так должно теперь, когда гнев принял вид страсти, направить его на диавола, а следовательно, чрез это и на пороки. Только в таком случае он дозволителен.

«Гнев питай на одного только змия, чрез которого ты пал», — говорит св. Григорий Богослов 4 .

«Памятозлобствуя, памятозлобствуй на бесов и, враждуя, враждуй против твоей плоти непрестанно», — учит другой светильник рассуждения, преп. Иоанн Лествичник 5 .

Однако бывают и исключения 6 , которыми пользоваться ни новоначальному монаху, ни мирскому человеку не подобает, и потому я их здесь опускаю.

II. Внешняя картина гнева

Прежде чем перейти к описанию внутреннего состояния гневающегося человека, приведу описание внешней картины гнева, чему многие святые отцы уделяют немало внимания, желая изобразить всю гнусность и отвратительность этого порока.

«У желающих за оскорбление воздать оскорблением, — начинает описание одержимого гневом в одной из своих бе-

сед Василий Великий , — кровь в сердце кипит, бурля и клокоча, как на сильном огне: устремившись на поверхность тела, показывает она разгневанного в ином виде, обыкновенные и всем известные черты его заменив как бы личиной, употребляемой на позорище. У них не узнаешь тех глаз, какие им свойственны и обычны; напротив того, взор блуждает и сверкает огнем. У них зубы скрипят, как у вепрей, когда точат зуб о зуб. Лицо мрачно и налито кровью; все тело надуто, жилы готовы лопнуть, оттого что дух взволнован внутреннею бурей. Голос напряжен и жесток, речь несвязна, вдается в излишества, течет нераздельно, не в порядке, невразумительно» и прочее.

Святой отец нарисовал удивительно точный портрет гневающегося человека. Кому эта картина кажется преувеличенной, тому я приведу для удостоверения еще несколько описаний гнева, расположив их в порядке постепенного нарастания его силы. Примеры эти взяты из научно-медицинской и художественной литературы нового времени и, несомненно, далеко оставляют за собой случай, описанный Василием Великим.

1. Сперва, однако, укажу на зарисовку этой отвратительной страсти, сделанную еще Г омером, когда он говорит о Зевсе:

Гневом пылая, он Ату поймал за блестящие кудри,

. рукой завертел и со звездного неба Ринул богиню.

2. «Смуглое, бронзовое лицо его, — пишет Джек Лондон (о Вольфе Ларсене) в своем «Морском волке», — почернело, глаза гневно засверкали. В них не было ни ясности, ни ума — ничего, кроме дикого бешенства сумасшедшего»*. (* Лондон Дж. Морской волк. М., 1915. С. 98.)

3. Descuret 9 рассказывает об одной 64-летней старухе, которую он видел в припадке гнева, несомненно граничившим уже с беснованием.

«Ее маленькие глазки сверкали, — говорит он, — лицо было налитое, вены на шее широко растянуты; при этом случился сильный припадок кашля, заставивший ее вы-

плюнуть багрового цвета кровь». Ей помогли тем, что сделали кровопускание.

4. Тот же врач Descuret «приводит случай, когда в продолжение четырех лет одна молодая женщина внезапно потеряла своих двух детей и одного грудного, потому что кормила их грудью немедленно после припадков сильного гнева» 10 .

Пусть над всем этим подумают люди и не удивляются, когда увидят проявления гнева уже в младенческом возрасте: не отравляют ли своих детей (иногда до смерти) этой страстью вместе с молоком сами матери?

5. Гнев бывает иногда так силен, что может привести к смерти самого гневающегося. Так, Вольтер в своих мемуарах говорит, что фаворитка Людовика XV герцогиня де-Шатору «скоропостижно умерла от последствий бешеной вспышки гнева, вызванной ее отставкой» 11 .

Грех сребролюбия в православии

Без денег трудно себе представить сегодняшнюю жизнь. Жажда обладать ими, иметь, приумножить, достигнуть любой ценой… Наше общество основательно сфокусировало свой взгляд на материальном. И это давно вышло за рамки естественных человеческих потребностей и стремлений. В сознании прочно утверждено, что без денег невозможно быть счастливым, любимым, принятым.

Ежечасные котировки валют являются важной новостью для современного человека. А полки книжных лавок полны пособиями и инструкциями об успехе, финансах и инвестициях. Нам предлагают различные курсы и тренинги о том, как состояться, как разбогатеть, как добиться своего. На этом фоне слово «сребролюбие» и его понятие воспринимается, как нечто устаревшее и неактуальное.

Что такое сребролюбие

Все, что мы имеем, дано нам Богом с определенным умыслом. Умение приобретать богатство и делать деньги это дар свыше, и тоже дан с определенным умыслом. Но как и многое в этом мире, понимание богатства и его предназначения было извращено. Сейчас это синонимы власти, роскоши, вседозволенности. В то время, как Библия учит о жертве, милосердии и сострадании тем, кто в нужде.

Если давать определение слову «сребролюбие», то первая строчка многих словарей покажет следующее: любовь к деньгам, имуществу, ненасытное желание обладать богатством. Как видно, это не просто здоровое стремление заработать и жить в достатке, ведь нам всем нужен кров, одежда, питание. Речь идет о болезненно проявленной страсти и любви к вещам, неестественной для человеческой природы.

Священное Писание учит нас, что когда умножается богатство, не прилагать к этому сердце (Пс.61:11). Важно понимать, не само обладание материальными благами делает людей грешниками, а пристрастие к ним, привязанность и стремление. Когда не ты уже обладаешь деньгами, а деньги обладают тобой. И это касается не только богатых и обеспеченных. Можно быть абсолютно бедным, ничего не имеющим человеком и при этом иметь сильнейшую похоть к деньгам.

Признаки греха сребролюбия

Нет трудности, чтобы определить грех пьянства, блуда или злоречия, здесь как-то все ясно и понятно. Но грех сребролюбия относится к той категории скрытых страстей, которые могут выступать под масками благодетели. Например, очень часто жадность преподносится как бережливость, а гордыня выступает под покрывалом смирения. Человек может и не догадываться, что за порок гнездится в его сердце. Но так или иначе, грех всегда будет давать о себе знать.

Симптомы греха сребролюбия:

  • Стремление к личной выгоде всегда и во всем.
  • Прибыль неправедным путем (льготы по фиктивным документам, приобретение краденого, торговля нелегальным товаром, обвес, обсчет).
  • Взяточничество, требование подарков (когда простое «спасибо» становится мало).
  • Накопительство.
  • Жадность.
  • Мелочность.

Люди склонны думать, что деньги дают свободу, в то время как они несут зависимость и порабощение. Эта иллюзия поломала не одну жизнь, подменяя вечные истинные ценности на бесконечную погоню за богатством.

Сребролюбцы не могут иметь нормальных человеческих отношений, у них все покупается и продается — любовь, дружба, помощь. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что сребролюбец играет в любовь и с ним играют в любовь. Его сердце становится маленьким, как денежный ящичек Иуды.

Как рождается сребролюбие в человеке

Проповедь о грехе стяжательства, как насущной темы, очень часто затрагивается православными священниками. Иоанн Кассиан Римлянин в своем труде «О духе сребролюбия» отметил, что эта болезнь навязывается нашей душе извне, поэтому вовремя обнаружив можно отвергнуть ее.

Действительно, прививание греха начинается еще в детстве, когда родители с пеленок ориентируют свое чадо на карьеру, первенство, успех. Когда друзей учат выбирать по принципу «что я буду иметь» и «кто твой папа». Когда обладание последней модели айфона среди подростков стало вопросом принятия и приличия. А наличие машины делает тебя желанным парнем для любой девушки.

Идет постоянное внушение, что все покупается и продается, без денег ты никто. Немало в этом способствуют и СМИ. Согласно рекламе, ты просто обязан иметь ту или иную вещь, только тогда на тебя обратят внимание, только тогда ты будешь что-то стоить и только тогда тебя обязательно полюбят. Какой информации мы позволяем входить в нас и чьему мнению влиять?

Грех сребролюбия легко пускает свои корни, когда человек уклоняется от Господа, от исполнения Его заповедей. Поход в церковь и слушание проповеди для него становятся бременем и пустой тратой времени. Он перестает доверять Богу, он доверяет деньгам и делает их своей опорой. Даже если духовные ценности были когда-то привиты, нередко они проигрывают в этой борьбе. Поэтому надо быть постоянно на страже своей души перед мирскими соблазнами.

Куда приводит любовь к деньгам

О сребролюбии Википедия говорит, ссылаясь на авторитетных святых отцов, что оно является одним из трех главных страстей, восстающих на нашу душу, которые порождают другие страсти. По мере того как у человека развивается грех сребролюбия, его добродетели угасают и голос совести перестает приносить мучение. Созревают новые пороки, которые по цепочке начинают окутывать жизнь.

  • гордость;
  • немилосердие;
  • гнев;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • предательство;
  • воровство;
  • невоздержание;
  • вероломство;
  • убийство.

Историю Иуды, предавшего Христа за 30 сребреников, знают даже те, кто ни разу не читал Евангелие. А у читавших появляются вопросы, как такое вообще могло случиться. Очевидно, что падение пришло постепенно. Сначала это возможно были просто нечестивые помыслы, которые он допустил в свое сердце. Вслед за ними приходят действия — он стал подворовывать из кружки, куда клали пожертвование для бедных. Это все продолжается какое-то время. Иуда теряет веру в Христа, как в Спасителя. А после, грех воровства повлек следующий, предательство. Но корень всего этого один — любовь к деньгам. Сегодня имя Иуды стало нарицательным.

Борьба с грехом

Сребролюбие — это один из смертных грехов и несет гибель душе человеческой — поражает проказой и ум, и сердце человека. История православия знает случаи, когда и священники, и монахи были опутаны сетями коварного греха. В программе «Уроки православия» отец Андрей Канев как-то сказал, что страсти сребролюбия подвержены все. И самый простой способ это определить, это задать себе вопрос «На кого я надеюсь?». Если я надеюсь больше на себя, чем на Бога — то значит, эта страсть во мне имеет место.

Победа над грехом не приходит за один день. На самом деле эта постоянная борьба в помыслах, желаниях, мотивах сердца. Воспитание в себе добродетели противоположной сребролюбию, например, нестяжание.

Пути освобождения:

  • исповедание греха;
  • надежда и упование на Бога;
  • память о смерти («Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь» — Иов 1:21);
  • постоянно делиться с нуждающимися;
  • оказывать дела милосердия;
  • размышления о духовных ценностях;
  • слушание наставлений, проповеди;
  • постоянный анализ своих мыслей.

Святые отцы советуют начинать с малого, возрастая в даянии. Шаг за шагом, силой воли заставлять себя отдавать то, что, возможно, тебе уже не нужно. Это могут быть какие-то вещи в хозяйстве или одежда. Когда приходит победа и это становится делать легко, надо переходить на следующий уровень — делиться тем, в чем сам нуждаешься. И не забывайте, что через человека милостыню принимает Христос.

Священное Писание о сребролюбие

Священное Писание — это написанное Слово Божие, которое является важной составляющей жизни православного христианина. Оно дает духовную пищу нашему внутреннему естеству, открывает волю Господа и учит нас путям Его, наставляя на всякую истину. Писание говорит, чтобы быть счастливым нам не так многое и надо: любить, быть любимым и иметь свободу от всякого рода рабства. Но сребролюбие и любовь, и сребролюбие и свобода никогда не будут совместимы.

Преподобный отец Ефрем Сирин на вопрос о грехе сребролюбия поделился с верующими золотым правилом, что мерой всякого приобретения должна быть потребность человека и тогда путь твой жизненный будет мирным.

  • «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» — 1 Тим.6:9–10;
  • «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла» — Прем. 15:12;
  • «Не буди рука твоя простерта на взятие, но да простирается лучше для подаяния» — Сир. 4:35;
  • «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» — Лук.16:13;
  • «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» — Лук. 12:15.
Оцените статью
Добавить комментарий