Тупость – причины, симптомы, лечение, диагностика

Тупость – причины, симптомы, лечение, диагностика

Эмоциональная тупость — жизнь без чувств

Эмоциональная тупость это особое состояние психики человека, которое характеризуется слабой выраженностью или даже утратой высших эмоций (чувство благодарности, сострадания, уважения, терпимость или деликатность, стыд, совесть, честь)

В норме все люди испытывают эмоции – то есть как-то реагируют, оценивая происходящее вокруг или самого себя. Эмоциональный отклик может проявляться и более бурно, и более сдержанно, но он всегда есть. По разным причинам эта норма может быть нарушена.

Эмоциональная тупость, сама по себе не являясь болезнью, часто бывает симптомом сложных заболеваний или психических нарушений:

  • шизофрении;
  • органического поражения коры головного мозга;
  • деменции;
  • гебоидного синдрома;
  • психопатии;
  • депрессии.

Репертуар эмоций личности в этом случае сильно ограничен. Человек, как правило, не проявляет высших эмоций, связанных с выражением этических, морально-нравственных, эстетических чувств. Он не способен на глубокие переживания.

При этом у пациента чаще всего относительно сохраняется проявление эмоциональных реакций, связанных с основными биологическими потребностями (потребностью в пище, питье, сне, безопасности), но и они значительно обеднены.

Такое состояние эмоциональной сферы больного характеризуется как «моральная идиотия».

Рассматриваемое явление в специальной литературе часто называют аффективной тупостью. Под аффектом в психологии подразумевается определенная форма эмоциональной реакции, характеризующаяся яркостью, силой и кратковременностью.

В отдельных случаях понятие аффекта приравнивается к понятию эмоционального процесса вообще. Тогда при эмоциональной тупости говорят об аффективном уплощении, то есть эмоциональные реакции человека с этим расстройством слабые, как будто сглаженные, плоские.

Проявление патологии

Пациент с такой патологией выглядит безучастным, равнодушным ко всему, апатичным, опустошённым, эмоционально парализованным.

Он безразличен к своему окружению, холоден, иногда демонстрирует грубость, бесцеремонность, может показывать негативное отношение к людям.

Например, ребёнок с таким симптомом может не радоваться собственной матери, которая берёт его на руки, а отталкивать её.

Больной не проявляет интереса к самому себе и к своему состоянию, вплоть до полного отсутствия реагирования на происходящие вокруг события. Таким образом, нарушается эмоциональное и энергетическое взаимодействие его с окружающей средой, имеет место разобщение с внешним миром.

Причины

Ключевой провоцирующий фактор — психические нарушения органического или физиологического характера. Часто признаки эмоциональной тупости, наряду с расстройством мышления, бредом и кататонией, служат одним из ранних проявлений шизофренического процесса. При шизофрении процесс притупления эмоций нарастает, потом приходит эмоциональная тупость.

У больных шизофренией по мере прогрессирования заболевания наблюдается феномен стекла и дерева, который описал немецкий психиатр Э.Кречмер.

Суть феномена в том, что эмоциональные реакции на внешний раздражитель у шизофреников неадекватны: к глубоко травмирующим психику ситуациям больные остаются нечувствительными, «деревянными»; с другой стороны, к малозначимым, с точки зрения здорового человека, событиям они демонстрируют высокую ранимость, «стеклянную хрупкость».

В этом проявление компенсаторного механизма психики шизофреников: их психологическая защита слабо развита, поэтому эмоциональная холодность в одних случаях компенсируется сверхчувствительностью в других.
Некоторые больные шизофренией вообще не демонстрируют никаких эмоций. У них маскообразное лицо, «пустые» глаза, монотонная речь.

Такое состояние называют эмоциональным уплощением. Исследования показали, что такие пациенты могут всё же испытывать эмоции, но выразить их не способны.

Эмоциональная тупость шизофреников — это необратимое состояние.

Являясь специфическим признаком, в первую очередь, шизофрении, эмоциональная тупость наблюдается и при других психических расстройствах.

В частности, при разных формах психопатий:

  • истерической
  • неустойчивой
  • шизоидной и других.

Считается, что у психопатов эмоциональная сфера претерпевает задержку своего развития.

Больные психопатиями безразличны к своему ближнему окружению, не способны к жалости, доброте, состраданию и к другим нормальным для здорового человека чувствам.

Эмоциональная тупость может являться одним из признаков незрелой личности, также встречается и при деменции (приобретенном слабоумии). У больных страдают, прежде всего, высшие эмоции, пациентам всё безразлично, в том числе и собственная жизнь.

Сниженным эмоциональным фоном характеризуется также состояние депрессии. Больные депрессией утрачивают естественные чувства к близким и родным, к работе, ко всякой деятельности, к развлечениям. Они отмечают свою неспособность радоваться, сострадать, сопереживать.

Люди при депрессивных расстройствах также переживают угнетение биологических эмоций при удовлетворении потребности в еде, питье, половой потребности, потребности в защищённости и т.д.

Эмоциональная тупость также может быть негативным побочным эффектом при лечении психотических расстройств специальной группой психотропных лекарств – нейролептиками.

Лечение

Лечение назначают исходя из этиологии заболевания. При выявлении такой патологии у детей коррекцию медико-педагогическими методиками проводит детский психиатр.

У взрослых больных проводится анализ работы центральной нервной системы, головного мозга, применяются психологические и психиатрические методы исследования. Форма и продолжительность лечения зависят от постановки диагноза основного заболевания.

Эмоциональная тупость у детей и взрослых

Эмоции составляют важную часть человеческой жизни, без них сложно представить себе отношения между близкими людьми, друзьями и даже просто знакомыми. Считается, что мужчин отличает меньшая эмоциональность, они тяжелее воспринимают чужие эмоции и меньше сопереживают, из-за чего их часто обвиняют в эмоциональной тупости и равнодушии. Но, на самом деле, эмоциональная тупость или аффективное обеднение – это особое, патологическое состояние психики, для которого характерно резкое снижение эмоционального уровня, частичной утраты высших нервных функций и полного безразличия к окружающим. При этой патологии человека интересуют только свои собственные интересы, простейшие переживания и основные инстинкты. Более сложные, высшие эмоции им становятся недоступны.

Что такое эмоциональная тупость и почему она возникает

Эмоции – это психическое состояние, которое возникает в ответ на события окружающего мира, мысли и поступки окружающих людей и свои собственные. Негативные и положительные эмоции необходимы человеку не только для взаимодействия с окружающей средой, но и для побуждения к действию и развитию.

Эмоции могут быть первичными и вторичными. Первичные эмоции – это те, которые возникают в ответ на раздражение извне: радость, страх, печаль, удивление и так далее. Вторичные – более сложные, появляются после «обработки» в мозгу первичных эмоций. Например, страх может перейти в агрессию, радость – в гордость, удивление – в восхищение и так далее.

Также виды эмоциональных переживаний делят на простые или «низшие» и сложные или «высшие». Простые эмоции – это ответ организма на различные раздражители, как положительные, так и отрицательные. Так вкус, запах, вид может вызвать удовольствие или отвращение, любое событие окружающего мира – неприятное или приятное переживание.

Сложные эмоции: сопереживание, стыд, страдание, отвращение, требуют от сознания человека достаточно большой работы и возникают только по мере осознания им норм и правил окружающего общества, в процессе воспитания или наблюдения за окружающими людьми. Именно с недостатком или отсутствием эмоций из этой группы и связано понятие «эмоциональная глухота» или тупость.

Эмоциональная тупость или нарушения эмоционально-волевой сферы обычно возникает из-за нарушения связи между происходящими событиями и возникающими в ответ эмоциями в мозгу больного. Причем нарушаются, как правило, только сложные связи, отвечающие за «высшие» функции.

Эмоциональная тупость или эмоциональная ригидность может возникнуть в любом возрасте. Неожиданно возникшие эмоционально-волевые нарушения могут свидетельствовать о серьезных проблемах с психикой или о развитии таких заболеваний, как шизофрения, депрессия, психопатия или деменция. У ребенка этот синдром может возникнуть в ответ на неправильное воспитание, негативное отношение родителей или перенесенную травму. У таких детей, в будущем, также могут быть выявлены нарушения эмоционально-волевых процессов, даже при полном психическом здоровье.

Причины развития эмоциональной тупости

Эмоциональная глухота может развиться из-за органических, физиологических или психологических причин.

У взрослых расстройства эмоционально волевой сферы обычно развиваются из-за органических поражений головного мозга в результате травмы, инфекционного заболевания, инсульта или другого заболевания головного мозга. Иногда симптомы эмоциональной тупости свидетельствуют о начале другого психического заболевания: шизофрении, депрессии или психоза.

Эмоциональные нарушения у детей могут быть обусловлены психической травмой, отставанием в психическом развитии, психическими заболеваниями (аутизм, шизофрения) или родительской депривацией ребенка, а также тяжелыми социально-бытовыми условиями. Другими словами, если ребенок не получает в определенном возрасте достаточно примеров «правильных» эмоций, они могут не развиться у него и в дальнейшем. Так, эмоциональная глухота часто встречается у воспитанников детских домов, о которых в детстве не заботились родители или которые провели раннее детство в асоциальных условиях.

Проявления эмоциональной глухоты

Эмоциональная холодность может быть разной по выраженности. Некоторый недостаток эмоций или отсутствие сопереживания, так называемой «импатии», встречается достаточно часто у здоровых психически людей и является вариантом нормы. Крайние стадии эмоциональной апатии наблюдаются при тяжелых психических заболеваниях, таких как шизофрения или депрессия.

Читайте также:  Гипнотерапия - методы, показания, противопоказания, отзывы

Эмоциональная тупость в основном проявляется обеднением эмоциональных проявлений, равнодушием, безразличием к окружающим, в том числе и к близким людям, своим родным и друзьям.

Это состояние может быть достаточно мучительным для самого больного, который прекрасно понимает, что его поведение и ощущение не вписываются в общепринятые рамки или кажется ненормальным ему самому, но ничего поделать с этим он не может. Из-за органических или психологических причин у больного отсутствуют «нужные» реакции на происходящее вокруг. Он не чувствует радости за кого-то, не переживает из-за трагедий и бед, происходящих с кем-то, не способен испытывать привязанность, любовь или сочувствие.

Соответственно, меняется поведение и потребности человека. Он не обращает на нужды окружающих, руководствуется только собственной выгодой, практической пользой или другими мотивами, не всегда понятными здоровым людям.

При тяжелых эмоционально волевых расстройствах, больные могут не оказать помощи человеку, попавшему в аварию, пройти мимо младенца в лесу или хладнокровно совершить любое преступление, если это ему выгодно.

При психических заболеваниях у больного могут исчезнуть вообще все эмоции: лицо у таких людей становится маскообразным, голос глухим, движения замедленным, никаких желаний, как правило, также не остается. Такое состояние характерно для шизофрении, депрессии и некоторых видов ступора.

В более легких вариантах эмоциональная тупость приводит к нарушению социальной жизни человека, он не подчиняется общепринятым правилам, не соблюдает нормы морали и этики, равнодушен к своим близким и кажется абсолютно эгоистичным.

При психических заболеваниях больные не осознают неправильность своего поведения, в случае сохранения критики такие люди могут притворяться и действовать «правильно», если считают это выгодным, нужным для себя или «по памяти», так как помнят, что поступать нужно именно так или даже не понимают, почему они должны действовать по-другому, ведь их поведение и поступки обычно вполне рациональны и объяснимы.

Эмоциональное состояние ребенка, страдающего от подобной патологии, может быть разным. Часть детей учатся соответствовать общепринятым требованиям, даже не понимая их, например, уступая место в автобусе старшим, хотя и не испытывают никакого уважения или жалости к бабушкам и дедушкам, а другие отстаивают собственное мнение, не обращая внимание на то, как к этому относятся окружающие их люди.

Лечение

Диагностика эмоций и их нарушений у детей и взрослых достаточно сложна. Если крайние формы нарушений эмоционально-волевых процессов диагностировать легко, то легкая эмоциональная тупость или эмоциональная глухота могут долго оставаться незамеченными окружающими.

При выявлении симптомов заболевания больному обязательно нужно пройти ряд обследований. Это помогает исключить органическую патологию головного мозга, новообразования нервной системы, психические заболевания и некоторые другие патологические состояния (последствия употребления психоактивных веществ) которые также могут вызвать похожие симптомы.

Лечение эмоциональной тупости начинают с терапии основного заболевания или посещения психотерапевта, который помогает разобраться в причинах развития такого состояния.

Идиотия

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Крайняя степень умственной отсталости – это идиотия. Для облегчения симптомов используют патогенетическое, то есть гормональное, противоинфекционное, а также симптоматическое лечение (нейролептики, успокоительные, ноотропы).

Рассмотрим патогенез и этиологию болезни, ее виды и степени нарушений, методы диагностики, лечения и профилактики.

[1]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Распространенность слабоумия недостаточно изучена. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения зарегистрировано около 3-5% случаев тяжелой умственной отсталости. Большой процент патологии прослеживается на территориях с воздействием экопатогенных факторов.

Эпидемиология патологического расстройства указывает на то, что чаще всего болезнь встречается у мужчин, в сравнении с женским полом. Данное соотношение больше наблюдается при легкой степени олигофрении. При тяжелой форме, то есть идиотии, существенной разницы между женщинами и мужчинами не наблюдается.

На сегодняшний день выявлено больше 300 патологических состояний, которые могут привести к идиотии. Это могут быть как эндогенные, то есть наследственные факторы, так и экзогенные, внешний факторы. Особое внимание уделяется семейному анамнезу. Опасность рождения ребенка с патологией в семье с двумя олигофренами – 42%, а при нарушениях только у одного родителя – 20%. Эндогенные формы связаны с генными мутациями и хромосомными аберрациями.

[2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Причины идиотии

Нарушения умственного развития встречаются у пациентов разного возраста. Но если болезнь проявляется с раннего возраста, то это указывает на одну из форм идиотии.

Причины расстройства связаны с такими факторами как:

  1. Различные генетические заболевания (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана), связанные с нарушением хромосом и строением генов, признаками физической отсталости.
  2. Вредные факторы, воздействующие на женский организм во время беременности и негативно сказывающиеся на развитии плода:
    • Ионизирующее излучение.
    • Различные химические агенты (бытовые токсины, наркотики, яды, алкоголь).
    • Инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, сифилис).
    • Дефицит йода, который необходим для нормального развития нервной системы.
    • Неправильное питание или недоедание (дефицит витаминов и минералов патологически сказывается на развитии плода).
  3. Травмы головного мозга ребенка, родовые травмы (внутричерепное кровоизлияние, сдавливание детской головки акушерскими щипцами), асфиксия.
  4. Дефицит йода в пищевом рационе малыша в раннем возрасте (с рождения и до 3-4 лет).

[9], [10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17]

Факторы риска

Развитие любого заболевания связано с определенными обстоятельствами или агентами (наследственные, инфекционные, вирусные, бактериальные). Факторы риска слабоумия – это ряд социально-гигиенических стрессоров. То есть здоровье беременной женщины в момент родового процесса, наличие хронических и острых заболеваний, генетические патологии, профессиональные вредности, искусственное вскармливание и даже материальное благосостояние, могут сказаться на здоровье ребенка.

Риск развития умственных отклонений и других патологий существенно возрастает, если во время беременности женщина не отказалась от вредных привычек. Курение, алкоголизм, наркомания негативно воздействуют на развитие плода в тот момент, когда закладывается его организм. Дети, рожденные такими мамами восприимчивы к различным болезням. Чаще всего это заболевания дыхательной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы, врожденные патологии. Недоношенная беременность – это еще один фактор, повышающий возможность рождения малыша с дефектами. Такие дети могут отставать как в интеллектуальном, так и физическом развитии от своих сверстников.

[18], [19], [20], [21], [22], [23], [24]

Патогенез

Механизм зарождения идиотии связан с нарушением обмена липидов и энхимнозов, которые приводят к отложению в ЦНС липида ганлиозида. У здоровых людей ганглиозид находится в сером веществе мозга. Он имеет сложное строение, содержит множество кислот, глюкозу, сахарозу и галактозу. Патогенез основан на хроногенном факторе, то есть онтогенезе и поражении развивающегося мозга при воздействии различных патогенных факторов.

Около 75% олигофрении (легкая стадия идиотии) развивается из-за внутриутробного поражения. При наличии семейного анамнеза наблюдается сбой в работе нейронной системы, которая ведет к морфологическим изменениям мозга. Такие изменения могут стать причиной малых размеров и веса головного мозга, задержки в дифференцировании извилин и борозд, недоразвития лобных долей.

Не зависимо от степени выраженности умственных нарушений они имеют схожую клиническую картину. Прежде всего, это тотальное недоразвитие психики, проблемы с абстрактным мышлением, импульсивность, несамостоятельность, внушаемость, недоразвитость эмоций и проблемы с интеллектуальным развитием.

[25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]

Симптомы идиотии

Идиотия является самой тяжелой степенью олигофрении. Для нее характерны врожденные или приобретенные в раннем возрасте патологии умственного развития, которые с возрастом усиливаются и нарастают. Болезнь дает о себе с первых дней жизни ребенка и проявляется как резкое отставание психомоторного развития. Пациенты не умеют говорить и не выражают мыслительной деятельности, они не в состоянии овладеть примитивными навыками.

Эмоциональный фон не развит, больные не узнают даже самых близких людей. Патологическое состояние диагностируют на основе раннего анамнеза и оценивания психического функционирования организма.

Как правило, люди с тяжелой степенью умственных нарушений выделяются среди здоровых. Признаки идиотии можно распознать с первых месяцев жизни ребенка. Первое, что указывает на болезнь – это нарушение строения внутренних органов. Больные с раннего возраста отстают в развитии, начинают поздно держать голову, сидеть и ходить. Даже научившись передвигаться, наблюдается отсутствие содружественных движений конечностями.

Выражение лица, как правило, лишено смысла, иногда появляется оттенок радости или злости. Лицо одутловатое, толстый язык, нескладная речь. Больные издают нечленораздельные звуки и слоги, повторяя их безостановочно. Если болезнь имеет глубокую степень, то все виды чувствительности, в том числе и болевая, снижены. Люди не различают горячее и холодное, съедобное и несъедобное.

Идиотия характеризуется преобладанием инстинктивной жизни, за больным замечается прожорливость и открытый упорный онанизм. Очень часто случаются признаки очаговой невралгии. У одних больных доминирует вялость и апатия, а у других злобные и гневные вспышки. Дети с патологией не способны обучаться и с родительского согласия пребывают в специализированных учреждениях. Даже в относительно взрослом возрасте пациенты с глубокой умственной отсталостью не в состоянии обслуживать себя, поэтому нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Читайте также:  Как бросить мужа - советы психологов

[35], [36], [37], [38], [39], [40]

Первые признаки

Симптомы умственной отсталости появляются еще в раннем возрасте. Первые признаки зависят от таких факторов как: системное нарушение интеллекта, органические диффузные поражения коры головного мозга, выраженность и необратимость отклонений. Если хотя бы одного из этих факторов нет, то это указывает на дизонтогенез, то есть проблемы с психическим здоровьем, а не умственной отсталостью.

Первые признаки заболевания:

  • Неадекватная или сниженная реакция на окружающих.
  • Ограниченные эмоции, которые проявляются как чувство недовольства или удовольствия.
  • Отсутствует осмысленная деятельность и самообслуживание.
  • Недержание мочи и кала.
  • Недоразвитость локомоторных и статических функций.
  • Малоподвижность, вялость или однообразное двигательное возбуждение, примитивные движения (взмахи рук, раскачивание туловища).
  • Эпизодические приступы немотивированной агрессии.
  • Часто наблюдаются извращенные и повышенные влечения – поедание нечистот, онанирование.

Дети с идиотией не в состоянии овладеть осмысленной деятельностью, так как процесс мышления нарушен. Больные не воспринимают речь окружающих, не могут отличить близких от посторонних, не овладевают навыками самообслуживания. Поэтому за ними требуется постоянный уход и присмотр.

[41], [42], [43], [44], [45]

Характерные черты идиотии

Патология дает о себе знать в течение первого полугодия жизни малыша. Характерные черты идиотии – это отсутствие или слабость реакций на окружающих. Больной неспособен узнавать близких ему людей, отсутствует выразительная мимическая активность. Наблюдается маловыразительный взгляд, поздняя улыбка. С взрослением степень моторных нарушений проявляется все ярче.

Болезнь очень часто сочетается с патологиями и пороками физического развития. Чаще всего это дефекты конечностей (шестипалость, сращение пальцев), спинномозговые и мозговые грыжи, пороки внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы, ЖКТ).

Главным клиническим симптомом в старшем возрасте выступает недоразвитость психических функций и отсутствие речи. С пациентами тяжело вступать в контакт, так как они не проявляются реакции на внешние раздражители. Им доступны элементарные умственные операции, в то время как психическое развитие на безусловно-рефлекторном уровне.

Внимание при идиотии

Глубокая умственная отсталость характеризуется полным или частичным отсутствием речи и мышление. Внимание при идиотии расконцентрированно, больной не может сосредоточиться на самых простых вещах. Отсутствует реакция на внешние раздражители, вместо речи пациенты произносят только звуки и не воспринимают обращенную к ним речь.

Внимание таких людей ничем невозможно привлечь, они не следят за предметами, не защищаются при попытках им навредить и не прислушиваются к звукам. Чувствительность понижена, возможны дефекты обоняния и слуха. Интеллектуальная отсталость сказывает на восприятии, различных познавательных процессах и памяти. Недоразвитость эмоций, побуждений и мотивов делают невозможной жизнь в социуме.

[46], [47], [48], [49]

Стадии

Умственная недостаточность имеет определенную классификацию с помощью которой можно точно определить тяжесть нарушений. Степени идиотии зависят от глубины повреждений головного мозга. Патологическое состояние имеет три стадии: имбецильность, дебильность и идиотия. Согласно международной классификации психических заболеваний, различают 4 степени нарушений. Их соотносят с характеристиками интеллектуального развития.

Идиотия ( глубокая умственная отсталость )

Идиотия – врожденная, наиболее тяжелая форма умственной отсталости. Патология начинает проявлять себя с первых недель жизни ребенка и выражается в резком отставании психомоторного развития. У таких пациентов отсутствует речь и любые другие формы мыслительной деятельности, они абсолютно беспомощны и не могут овладевать даже самыми примитивными навыками. Эмоциональный фон также не развит, такие больные не узнают родных и близких. Диагноз устанавливается на основании анамнеза, раннего проявления патологии и оценки психических функций. Лечение назначается патогенетическое (энзимотерапия, гормональное лечение, противоинфекционное) и симптоматическое (успокоительные средства, ноотропы, нейролептики и пр.).

МКБ-10

Общие сведения

Идиотия (с греческого idioteia, означающая «необучаемость» или idios–существующий для себя), представляет собой глубокую форму умственной отсталости, коэффициент интеллектуального развития или IQ таких больных составляет меньше 20 (реже от 20 до 35). Общее количество пациентов с таким диагнозом равняется 3-5% от общего числа больных с олигофренией (умственной отсталостью). Распространенность среди населения составляет примерно 1 случай на 10 000. Довольно редкая, прогрессирующая патология; манифестирующая с первых месяцев жизни. Заболевание характеризуется стремительным течением, ярко-выраженными нарушениями психических функций, тяжелыми поражениями работы внутренних органов.

Причины идиотии

Все многообразие этиологических факторов развития идиотии можно разделить на эндогенно-наследственные (встречающиеся наиболее часто) и экзогенные влияния (отмечаются реже) в момент зачатия и на плод во время беременности (эмбрио- и фетопатии).

Основными причинами являются генные аномалии, хромосомные мутации (болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика», болезнь Шерешевского-Тернера и Клайфельтера), рецессивно-наследуемые метаболические формы врожденного слабоумия (фенилкетонурия, гаргоилизм, галактоземия и пр.). Также идиотию могут вызывать эндогенно-наследственные патологии, к которым можно отнести краниостеноз, врожденную аномалию головного мозга, микроцефалию.

Свою лепту в развитие идиотии вносят и экзогенные влияния. Наиболее часто встречающийся – инфекционный фактор. Патологическое влияние на плод таких инфекционных заболеваний, как краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, листериоз, возможно в связи с проникновением вирусов и бактерий через фето-плацентарный барьер. Меньшее значение имеет сифилис родителей.

Особую роль играют токсические влияния на эмбрион и плод, а именно алкоголизм родителей (особенно матери), прием некоторых лекарственных средств матерью во время беременности (антибиотики, барбитураты, сульфаниламидные препараты и прочие). Имеет значение также несовместимость плода и матери по ABO-системе и резус-фактору.

Патологические процессы и травмы в родах и раннем постнатальном развитие не могут стать причинами развития идиотии, но могут усугубить сложившуюся клиническую ситуацию (асфиксия в родах, повреждения самого мозга, внутричерепные гематомы, интракраниальные инфекции).

Симптомы идиотии

Проявления патологии начинают быть заметны уже на первом полугодии жизни ребенка. Наиболее ранними признаками идиотии оказываются отсутствие или слабость реакций на окружающее, отсутствие дифференциальной улыбки, комплекса оживления при приближении родных. Отмечается неспособность отличать близких от чужих людей; отсутствует реакция на мать, интерес к игрушкам, выразительная мимическая активность – все это является характерным клиническим проявлением врожденного слабоумия. У ребенка отмечается маловыразительный взгляд, поздно появляется улыбка, отсутствует предметно-манипуляторная деятельность и начальное понимание обращенной речи. Степень отставания моторного развития начинает проявляться с течением времени все ярче.

В более старшем возрасте главными клиническими проявлениями заболевания являются отсутствие речи и недоразвитие других психических функций. С больными трудно вступать в контакт, так как они не воспринимают обращенную к ним речь, реакция на окружающее либо вообще не возникает, либо имеет извращенный, неадекватный характер. Внимание неустойчиво или полностью отсутствует. У таких больных совершенно не развиты моторные и статические функции; они не в состоянии обслуживать сами себя и не владеют даже самыми простейшими навыками самообслуживания, в связи с чем нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Больным доступны лишь самые элементарные умственные операции, а их психическая жизнь находится на уровне безусловно-рефлекторной (условной рефлекс может формироваться только на кормление). Основные психические функции либо полностью отсутствуют, либо недоразвиты. Эмоции не дифференцированы и представлены только двумя противоположными реакциями – удовольствия и недовольства. Больные прожорливы, тянут в рот абсолютно все – съедобное или несъедобное.

Существуют две основные клинические формы идиотии – торпидная и возбудимая. При торпидном варианте пациенты предоставлены сами себе и остаются неподвижными; при возбудимом же они находятся в состоянии постоянного нецеленаправленного и часто стереотипного психомоторного возбуждения (хлопают в ладоши, раскачиваются и совершают прочие движения).

Довольно часто тяжелая форма умственной отсталости сочетается с аномалиями и пороками физического развития. Они могут быть представлены различными дисплазиями: дефектами развития верхних и нижних конечностей, шестипалостью или сращением пальцев, врожденными контрактурами суставов, спинномозговыми и мозговыми грыжами; также довольно часто встречаются диастемы, недоразвитие или дефекты наружного уха. Нередки и пороки развития внутренних органов: врожденные пороки сердца, дисгенезии желудочно-кишечного тракта, пороки развития мочеполовой системы.

Диагностика идиотии

Диагноз устанавливается педиатром или неврологом на основании клинического исследования и наблюдения за больным. Неврологом оценивается психическое и эмоциональное состояние больного, мышление, рефлексы, степень развития интеллекта. При необходимости проводится КТ или МРТ головного мозга, с целью детализации повреждений.

Дифференциальную диагностику идиотии проводят с другими формами органического поражения мозга (шизофрения, травма мозга, сосудистые заболевания). От последних патологию отличает тотальный характер заболевания, затрагивающий не только собственно мыслительные процессы, но и восприятие, память, внимание, эмоциональную и двигательно-волевую сферы психической деятельности.

Лечение идиотии

Учитывая врожденность и наследственный характер развития патологии, вылечить идиотию не представляется возможным. В связи с этим назначается патогенетическая терапия: при энзимопатиях – восполнение недостатка ферментов, при эндокринопатиях – гормональная корректировка последних; специфическое лечение назначается при врожденном сифилисе и токсоплазмозе.

Симптоматическое лечение включает в себя дегидратационную (при повышенном внутричерепном давлении это магнезия, ацетазоламид и другие мочегонные средства), общеукрепляющую (витамины) и седативную терапию. Назначаются препараты метаболического действия, которые в некоторой степени способствуют восстановлению психических функций ( гамма-аминомасляная к-та, циннаризин, пирацетам, пиритинол и прочие).

Читайте также:  Самоценность личности - что это такое, как её повысить

При торпидной клинической форме применяют стимуляторы (мезокарб, женьшень, китайский лимонник, алоэ и пр.). При возбудимой форме нейролептики; при наличии эпи-припадков – противосудорожные препараты. Показано назначение лечебной физкультуры (ЛФК). За такими больными требуется постоянный уход и наблюдение.

Профилактика идиотии

Первичная профилактика включает в себя медико-генетическое консультирование, адекватное ведение беременности и раннюю диагностику неправильного развития плода, осторожное назначение медикаментов беременной женщине, освобождение ее от работы, связанной с производственной вредностью, полный отказ от алкоголя и курения, начиная с момента планирования беременности.

Вторичная профилактика заключается в раннем выявлении идиотии и проведении своевременного лечения и необходимых реабилитационных мероприятий.

Тупость

Тупость – это понятие обозначающее неумение использовать логику и мышление при решении соответствующих задач и жизненных ситуаций. В разговорном варианте данное слово используется для характеристики низких интеллектуальных способностей, невозможности или нежелания человека анализировать ситуацию, а также несоответствующее ситуации поведение. Однако тупость людей имеет еще один важный психологический аспект – эмоциональный.

Эмоциональная тупость это в психологии термин, имеющий синонимичное значение в патопсихологическом направлении – аффективное уплощение. С клинической точки зрения подобная формулировка относится к симптоматике многих психиатрических расстройств (от нарушений аффективной и поведенческой сферы до расстройства интеллектуально-мнестических показателей и особенностей мышления).

Тупость обнаруживается в контексте ослабления или нарушения последовательности эмоциональных реакций, проявлении душевного холода, безразличия. Даже в тех моментах, где большинству характерно испытывать эмоциональные всплески или колебания (трагедии, угроза жизни и прочее), такой человек будет оставаться беспристрастным не благодаря самоконтролю, а вследствие полного отсутствия переживаний.

Безразличие касается не только внешних событий и происходящих потрясений, но также отношений с ближайшими значимыми людьми, в случае нарастания дефекта появляется равнодушие к собственной личности и дальнейшей судьбе.

Без соответствующего лечения эмоциональная тупость развивается, приводя к изменениям в личностной и деятельностной сфере, обычно выражающаяся в равнодушии. При этом у человека появляется высокая степень ранимости в тех областях, которые обычно легко переносятся другими. Примером эмоциональной тупости может служить отсутствие переживаний по поводу смерти ближайшего родственника и тяжелейшая истерика из-за того, что кто-то воспользовался любимой кружкой человека. Неадекватность реагирования и несоразмерность эмоциональных вспышек делают человека непредсказуемым для других.

Характерно сохранение простейших эмоциональных реакций и базовых состояний, позволяющих регулировать жизнь и удовлетворять инстинктивное поведение. Остаются доступными переживание страха и удовольствия, но исчезают сложные эмоции, такие как грусть или вдохновение, вина или растерянность. Все тонкие аффективные процессы, состоящие из нескольких компонентов, затрагивающие интеллектуальную переработку опыта остаются за пределами возможных переживаний – человек все больше приближается по своим переживаниям к состоянию животного.

Причины возникновения

Возникновение эмоциональной тупости появляется как процесс нарушения ответной аффективной реакции на внешние событийные или социальные стимулы. Происходит это вследствие нарушения мозговых процессов, связанных как с нейронными связями, передачей импульсов, уровнем мыслительных и интеллектуальных процессов. У данного аффективного изменения нет возрастных особенностей, единственное, что существует специфика провоцирующих факторов более подходящая для различных этапов развития. Эти изменения всегда свидетельствуют о неправильной работе психики, и у взрослых связаны с заболеваниями психиатрической направленности (депрессия, деменция, шизофренический спектр), а в детском возрасте причинами являются психологические (полученные психотравмы, неправильное воспитание, негативные психо-эмоциональные условия в семье).

Отдельно стоит выделить органические причины возникновения аффективного уплощения на фоне поражений головного мозга – травм, опухолей, инсультов. В детских вариантах сюда относятся различные задержки психического развития, аутизм, последствия патологических родов.

Социальные факторы развития могут сформировать отсутствие правильной эмоциональной реакции, если включают в себя депривацию эмоциональных примеров. Наиболее часто подобные нарушения встречаются у сирот и детей, чьи родители полностью погружены в работу или решение собственных проблем. Не получая должного количества примеров, не проходя моменты усложнения реакций, благодаря наблюдению и разъяснению взрослых, ребенок так и остается на начальном уровне эмоционального развития. Для сформированности полного набора разнообразных тонких и сложных реакций ему необходимо активное взаимодействие и поддержка со стороны взрослых, их объяснения того, что с ним происходит и как это можно выражать.

Если нет того, кто может объяснить происходящие переживания, то они остаются непонятными и пугающими, закрытыми от проявления, а впоследствии и от реализации. Дальнейшее развитие происходит без использования всего эмоционального спектра, поэтому спустя несколько лет психика перестает переживать данные эмоции, отбрасывая их как не нужную функцию. Так нарастает дефект даже при отсутствии медицинских или органических проблем.

Симптомы эмоциональной тупости

Признаки тупости человека в эмоциональном плане на начальном этапе проявляются чрезмерной холодностью даже к близким. Это отсутствие сочувствия или сопереживания, радости за успехи тех, кто причастен к жизни человека. На первых этапах человеку еще доступны эмоциональные переживания, но чем дальше, тем примитивнее они становятся. Так реагирование, подразумевающее негатив (там, где может быть обида, расстройство, недовольство, отсутствие удовлетворения потребности и грусть) реализуются через яркие аффективные вспышки гнева. Часто эти переживания вытесняются, и после приступа он может продолжать предыдущую линию поведения, просто потому что не помнит, как кричал или бил кого-то. Эмоции положительного спектра (удовольствие, радость, получение желаемого, гордость и прочие) переживаются также ярким аффективным состоянием эйфории. Отсутствует критика относительно реальных проблем, возникающих преград, цельное восприятие ситуации нарушено.

Присуще снижение понимания этических и нравственных норм, поскольку основными регулирующими факторами становятся первичные эмоции. Проявляется это пошлым юмором (а впоследствии отсутствием понимания шуток), грубостью, бесцеремонностью и демонстративностью поведения.

Находясь в эйфории, человек будет привлекать к себе внимание ярким и нелепым внешним видом, громким голосом и смехом, в состоянии депрессии могут игнорироваться банальные социальные номы общения и поведения.

Часто люди сами понимают неадекватность своих реакций и степень непопадания в общие нормы общества. Они способны замечать реакцию окружающих, но не имеют инструментов коррекции своих действий и проявлений. Без должной поддержки и лечения аффективное уплощение неизбежно приводит в депрессивную фазу, на фоне которой возникают суицидальные попытки от непереносимости происходящего.

На последних стадиях наступает полная отстраненность от внешнего мира, внутренние переживания человека становятся недоступны даже ему. Это сравнимо с опустошенностью, безразличием, вопросы о настроении и испытываемых эмоциях могут оставаться без ответа сверх длительное время или полностью игнорироваться. Это не нежелание отвечать или сильные переживания, просто находясь в крайней точке эмоционального уплощения, это сравнимо с тем, как спрашивать слепого от рождения какой его любимый цвет или на каком кресле он сейчас сидит.

При клинической картине последних стадий человек способен на совершение любых аморальных и преступных поступков – рамки цензуры, этики и воспитания полностью отсутствуют, а эмоциональная холодность позволяет снять внутренние ограничения. Такие люди могут задушить младенца, чтобы выспаться, пройти мимо аварийной ситуации, выгнать на мороз тех, кто мешает им получить удовлетворение в настоящем времени и множество других противоправных и антигуманных поступков. Если нарушения еще не столь серьезны, то с данным аффективным нарушением люди могут соблюдать социальные нормы, но делать они это будут скорее по памяти, ориентируясь на то, что так было всегда, а не на собственные внутренние ценности и ощущения.

При эмоциональной тупости меняется и внешний вид человека. Лицо становится похожим на маску, голос невыразительный, тихий, без эмоциональный; движения замедляются вплоть до того, что человек может не двигаться сутками.

Лечение тупости

Лечение аффективного уплощения напрямую зависит от причин отклонения, поэтому первична диагностика состояния и сбор анамнеза. В раннем возрасте благодаря комплексному воздействию медикаментов, психолого-педагогической коррекции можно выровнять состояние. В ситуациях, где нет поражения головного мозга, ситуацию можно исправить исключительно психотерапией, хоть и достаточно длительной. Важным моментом является терапия всей семьи, поскольку именно ее устройство спровоцировало эмоциональную тупость.

В случае с взрослыми необходимо обследование сразу у нескольких специалистов, чтобы выявить состояние нервной системы, работоспособности мозга, уровня развития когнитивных и мыслительных процессов. Терапия строится с учетом приоритета основного заболевания, так если подобные изменения спровоцированы опухолью в мозгу, то первостепенным будет ее удаление и последующее лечение, а только потом психотерапия, если показания еще останутся актуальными.

При крайних стадиях развития обычно не требуется длительная диагностика – всем окружающим видно патологическое состояние человека и в данном контексте показана принудительная госпитализация в психиатрический стационар для медикаментозного лечения.

Медикаментозное лечение использует препараты, регулирующие эмоциональный фон, работу проводящих мозговых нейронов, выработку гормонов и регуляцию прочих множественных изменений в химических процессах головного мозга. Одной схемы лечения эмоциональной тупости не существует, каждый препарат и дозировки подбираются индивидуально психиатром. При этом важным этапом всегда является работа с психотерапевтом для выработки актуальной стратегии поведения. В самых запущенных случаях психотерапия не эффективна из-за разрушения личностного ядра, а возможно исключительно медикаментозное постоянное поддерживающее лечение.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий