Нигилизм правовой, социальный – суть, понятие, формы

Нигилизм правовой, социальный – суть, понятие, формы

Правовой нигилизм: понятие, истоки и формы проявления

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой – наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае ; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности – следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. – “отрицание”) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения.

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия, сущность которого в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку (законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают), а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Стойкое предубеждение, неверие в высокое предназначение, потенциал, универсальность, возможности и даже необходимость права – таков морально-психологический генезис данного феномена. Наконец, отношение к праву может быть просто индифферентным (безразличным, отстраненным), что тоже свидетельствует о неразвитом правовом сознании людей. Сказывается отсутствие должного правового опыта, навыков, юридической грамотности.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти (см. также Понятие права: многообразие определений и единство понятия).

Представления о праве как указаниях “начальства” настойчиво культивировались в народе – то, что исходит “сверху”, от властей, то и есть право. Эта тенденция проявляется и сейчас на уровне законодательной власти (например, в интересах власти в ЖК РФ вносились поправки о капитальном ремонте, которые во многом противоречат основам гражданского и налогового законодательства; ужесточается “антиэкстремистское” законодательство, фактически ограничивая конституционные права и свободы граждан, и т.д.).

Не зря говорят: “На Руси всегда правили люди, а не законы”. Отсюда – наплевательское отношение к закону как свойство натуры русского обывателя. Расхожими стали горькие слова А.И. Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство. С этим созвучна и мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Историк В.О. Ключевский отмечал, что русская жизнь не знает никакого права.

Известны крайне отрицательные суждения Л.Н. Толстого о праве, который называл его “гадким обманом властей”, насилием над личностью. Так что несоблюдение законов – устойчивая российская традиция.

На протяжении длительного времени право в обществе “реального социализма” всячески умалялось, принижалось, в нем не видели истинно демократического и общепризнанного краеугольного института, высокой социальной и культурной ценности. Право, скорее, терпели как необходимое декоративное украшение, формальный атрибут, фасад, свойственный любому “благопристойному” государству. Ведь в сталинской Конституции 1936 г. и некоторых других актах содержались внешне вполне демократические и гуманные нормы о правах и свободах личности, гарантиях ее неприкосновенности, участия в общественных делах и т.д. Действовало социальное законодательство.

Но в целом право считалось “неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох” (Э.Ю. Соловьев).

Сегодня главный источник рассматриваемого зла – кризисное состояние российского общества. Социальная напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустойчивость общества и многое другое не только не способствуют преодолению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумножают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистический интерес.

Правовой нигилизм – продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников. Последнее – традиционно больное место нашей государственности. Пушкинское “он чином от ума избавлен” подтверждается на каждом шагу. Полузнайство, невежество, дилетантство разрушают всякую правовую ткань, любые разумные юридические установления.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух качествах:

    1. как состояние умов, чувств, настроений и
    2. как образ действий, реальное поведение.

Последнее – индикатор вредности и опасности явления. Поступки – плоды помыслов, поэтому именно по поступкам можно судить о реальном наличии и последствиях правового нигилизма. Он может быть активным и пассивным, стойким и спонтанным, постоянным и ситуативным, проявляться в виде простого фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недоволен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъекта своим социально-правовым статусом, неадекватным, по его мнению, собственным возможностям. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической форме. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Формы выражения правового нигилизма

Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления. Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные:

Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов. Эти нарушения составляют огромный и труднообозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, корыстный уголовный криминал – наиболее грубый и опасный вид правового нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу – физический, материальный, моральный. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких эпитетов, как разгул, обвал, беспредел. Только в 1999 г. в России было зарегистрировано свыше 3 млн. преступлений. Реально же совершено намного больше.

Преступность – мощный катализатор правового нигилизма, мрачная зона которого стремительно расширяется, захватывая все новые и новые сферы влияния. Злоумышленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые “дыры” и “щели”. Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские усилия, разлагает нравственные и правовые устои общества, подрывает престиж России на международной арене. “Девятый вал” преступности угрожает захлестнуть все общество, приостановить его демократическое развитие. Слово “нигилизм” – слишком мягкое для отражения всего происходящего в данной области.

Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по “своим правилам”. Неисполняемость же законов – признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред обществу, чем их прямое нарушение.

Такое всеобщее непослушание – результат крайне низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры, а также следствие общей разболтанности и безответственности. В подобной мутной среде, т.е. в условиях “криминальной демократии”, весьма вольготно чувствуют себя всевозможные дельцы, нувориши, не привыкшие жить по закону. Легально и полулегально отмываются “грязные деньги”, перераспределяются материальные блага, общество расслаивается на “очень богатых” и “очень бедных”.

Еще римские юристы провозгласили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Они также утверждали, что бездействующий закон хуже отсутствующего. В России сложилась ситуация, когда игнорирование юридических норм, самой Конституции стало привычкой. Красноярский губернатор А.И. Лебедь в одном из своих интервью мрачно пошутил: “Собираюсь поставить в крае эксперимент: попробовать жить по закону”. Значит, до него там жили “по понятиям”.

Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”. Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется “правовое поле”, на котором легко произрастает правовой нигилизм.

Существует мнение, что война законов ушла в прошлое, что она велась, когда был союзный центр. Это не совсем так. Война законов не прекратилась, а видоизменилась. Конечно, накал ее спал, особенно в смысле риторики, эмоций, но она продолжается. Теперь эта война идет в пределах России между законами, указами, судебными решениями, правительственными постановлениями, а также между федеральными и региональными актами. Именно поэтому принимаются меры к выравниванию и согласованию двух уровней законодательства.

Война законов и властей – абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Пагубность ее была убедительно продемонстрирована всей российской практикой последних лет. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране идет множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенций, юрисдикций, телерадиоэфиров, кланов, “авторитетов”, олигархов, компроматов и т.д.). Соответственно много и разного рода беспределов.

Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в “разреженном правовом пространстве”, т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а “по понятиям”.

При этом целесообразность может выступать под разным “соусом” – в виде государственной, партийной, местной, региональной, практической, идеологической и даже личной. В любом случае закон отодвигается в сторону. Раз необходимо что-то сделать, а закон мешает, появляется тот или иной вид целесообразности. Законность нередко противопоставляется и так называемому здравому смыслу, от которого – один шаг до произвола и самоуправства, или просто “правовой самодеятельности”.

Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль “обкомов”, “горкомов”, “райкомов”, при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть “первыми лицами”, “хозяином” в данной “вотчине”. При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

Читайте также:  Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей

Это своего рода “номенклатурный”, или “элитарный”, нигилизм, связанный с параличом власти, а любой паралич власти означает паралич права, закона. Здесь соединяются воедино государственный и правовой нигилизм, который дезорганизует сложившиеся нормы управления обществом. Принцип разделения властей, заложенный формально в Конституции, на деле не сложился, система сдержек и противовесов не отлажена. Исполнительно-распорядительная власть оказалась, по сути дела, бесконтрольной, а потому самоуправной и во многом “свободной” от соблюдения законов, особенно на местах.

Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест.

Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан вырабатывается нигилизм, недоверие к существующим институтам. Признание и конституционное закрепление естественных прав и свобод человека не сопровождается пока адекватными мерами по их упрочению и практическому претворению в жизнь. А невозможность осуществить свое право порождает у личности чувство отчуждения от него, правовую разочарованность, скепсис.

Таковы основные сферы распространения и вместе с тем наиболее типичные на сегодня формы выражения правового нигилизма. Есть и другие его “измерения” и модификации. Правовой нигилизм на всех этажах государственного здания и среди населения не знает пределов, потому и называется беспределом. Бороться с ним обычными методами малоэффективно и непродуктивно, нужны глубоко продуманные, экстраординарные меры. Не могут быть далее терпимы неприглядные гримасы и уродства, искажающие до неузнаваемости облик новой России и ее неокрепшую демократию.

Нигилизм социальный и правовой

Человек живет в социуме, который устанавливает свои законы, правила, порядки и обычаи. Человек должен их придерживаться, чтобы считаться правильным гражданином. В противном случае государство наказывает каждого тем или иным образом за проявление нигилизма, о сути, понятии и формах которого расскажет сайт психологической помощи psymedcare.ru.

С самого рождения каждого человека пытаются сделать членом того общества, в котором он родился. Если у ребенка есть свои мама и папа, то общество является для него большой семьей, которое тоже считает своим право диктовать маленькому существу, каким ему быть, как жить и к чему стремиться. Обратите внимание, что детей воспитывают не только его родители, но и соседи, воспитатели, учителя, родственники, а потом и друзья, их родители, общество в целом. Все это воздействие направлено на то, чтобы из каждого человека сделать члена своего общества. Нет, человек не должен быть сам по себе! Все общество целеустремленно старается сделать его частью себя, подчиняя, давая определенный образ мышления, конкретные знания, которые ему нужно знать, а все остальное остается в тайне.

Человек правильный – так можно назвать члена общества. Тот, кто стал примерным гражданином своей страны, гордо себя называет «правильным». Он правильный, но только для своего общества. А вот для жизни, для мира и для индивидуальных личностей такой человек становится серой массой, винтиком целого механизма, «Никем, которого зовут Никак».

Правильный человек – тот, кто не принимает закон, а просто боится наказания, если сделает что-то по-своему. Это тот, кто не имеет своего мнения, а живет мнением большинства. Этот человек отвергает все, что отвергается его обществом, даже не задумываясь над тем, а ему лично нравится или нет. Такой индивид предпочитает то, что считается модным, пытаясь подражать известным и великим личностям. Это тот, кто высокомерно ведет себя с подчиненными, услуживает начальству, а со всеми, кто потерпел неудачу, жесток. Этот человек стремится иметь много друзей, но сам он не умеет дружить. Он желает любви, но сам не может ее дать. Он говорит о морали и человечности, но сам поступает аморально и бесчеловечно. Такой человек часто требователен к другим, но себе дает поблажки. Он много говорит и мало совершает реальных действий. Такой человек окружает себя материальными вещами, которые должны вызывать уважение и любовь к нему, хотя сам он пуст внутри, не интересен и несчастлив.

Общество славно потрудилось над тем, чтобы большую часть людей сделать правильными, а точнее удобными для себя гражданами. Вот только при этом человек просто становится рабом собственных страхов, несчастья, правил. Он чаще завидует, чем достигает сам успеха. Он часто злится, чем видит за собой вину. Нужно ли быть таким правильным человеком, уже решать лично вам. Но если вы увидите «правильных» людей, то уже будете знать, какие они есть на самом деле.

Что такое нигилизм?

Нигилизм – это любая форма протеста человека против порядков и законов, установленных в обществе. Существует множество форм такого протеста, поэтому некоторые из них остаются незамеченными, а другие наказываются и лишают свободы. Нигилизм – это борьба с общественным мнением, обычаями, правилами и пр.

Принципами нигилизма являются:

  1. Отсутствие каких-либо утверждений, убеждений и ценностей в природе.
  2. Отрицание знаний.
  3. Отсутствие моральности вещей. Морали и аморали не существует в принципе.
  4. Отсутствие безусловной правды.
  5. Отсутствие творца.

Последователей нигилизма называют нигилистами.

Человек придумал множество правил и запретов, которые помогают ему регулировать взаимоотношения с людьми. С одной стороны, различные законы и правила этикета позволяют оставаться спокойными, поскольку в случае их нарушения того, кто оскорбил или ударил, можно наказать. Но с другой стороны, эти законы ограничивают свободу действий человека, который хочет жить счастливо и на полную силу.

Никто не опровергает полезность и эффективность правовых законов, которые защищают жизнь и свободу каждого человека. Нарушителя (преступника, вора, убийцу и т. д.) наказывают за его поступки. Но существуют такие правила, которые просто регулируют образ жизни каждого индивида, не задевающего свободу окружающих. Этими нормами являются этикет, правила приличия, допустимые манеры. «Нельзя то, нельзя это». Вы как будто находитесь постоянно под чьим-то надзором, который останавливает вас каждый раз, когда вы просто хотите расслабиться и позволить себе быть собой.

Постоянные запреты ограничивают, «консервируют» жизнь человека. Вы знаете, чего вам нельзя делать, и это вас угнетает, поскольку порой ваши желания сопрягаются с этими запретами. Если ваша свобода действий не мешает окружающим людям, то хочется задать вопрос: зачем вы себя ограничиваете, если это никому не мешает, а вас делает счастливыми?

Человеческий род не является развитым и мудрым. Все запреты, законы, этику придумали люди, у которых были свои страхи, комплексы, мировоззрение. Теперь представьте, что вы безусловно слушаетесь людей, которые ничем не отличаются от вас. Они могут ошибаться, ставя перед вами какие-то запреты, а вы к ним прислушиваетесь, потому что хотите быть культурным и приличным человеком. Где за всем этим жизнь? Вы лишь себя ограничиваете, наизусть заучивая то, что вам нельзя делать. А что вам можно делать? Что, если все, что можно, не приносит вам счастья?

Аморально отказывать себе в собственном счастье. Нравственно то, что дает вам радость и не мешает свободе других людей. Откажитесь от многих человеческих запретов. Многие из них неуместны и бессмысленны, а вы лишний раз не будете себя ограничивать в желаниях. Живите и получайте удовольствие – это и есть весь смысл жизни.

Суть нигилизма

Нигилизм носит широкое значение, поскольку каждый последователь борется с чем-то конкретно. В общем суть нигилизма заключается в борьбе против каких-либо установок и автоматизмов в жизни человека. Здесь отрицается авторитет, знания, законы. Человек живет в реальном мире, который и должен оцениваться объективно, а не восприниматься через призму убеждений, правил, понятий «хорошо» и «плохо». Нигилизм в некотором роде становится способом критического мышления, когда человек не живет по шаблонам, а сам оценивает окружающую реальность в таком виде, в котором она проявляется.

Нигилисты борются за то, чтобы человек оставил попытки каким-либо образом понять, что такое жизнь и зачем она ему дана. Что бы человек ни думал о жизни и какое бы значение ей ни придавал, бытие будет оставаться таким, каким оно есть. И никакие правила и рамки не помогут что-либо изменить.

Нигилизм затрагивает зачастую психологическую сторону человеческой жизни, когда отстаивается право человека самому выбирать, как ему жить, как быть, к чему стремиться и пр. Нигилизм пропагандирует отказ от жизни по шаблонам, правилам, внедряемым обществом, этике, морали и пр., что мешает человеку полностью раскрыться и посмотреть на себя и свою жизнь объективно.

Единственной проблемой нигилизма становится то, что человек, который придерживается данного направления, зачастую совершает поступки, которые не поощряются и не приемлются в обществе. В такой ситуации человек становится одиноким, поскольку большая часть людей придерживается нравов общества и живет по шаблонам.

В основе нигилизма лежит принцип о том, что человек является свободной личностью, которая вправе сама решать и выбирать. Вместе с тем, человек живет в социуме, который должен жить гармонично и спокойно, что обеспечивается путем соблюдения определенных рамок и нравов. Поэтому нигилизм позволяет человеку оставаться полноценной личностью, при этом не способствует его социальной адаптации – приспособления к обществу, в котором человек вынужден жить, чтобы любить, дружить, зарабатывать себе на жизнь. А ведь все это требует соблюдения нравов и порядков.

Правила, законы, мораль, этика, дисциплина, постепенность, сосредоточенность – все это важно лишь тогда, когда вы достигаете какой-то цели. Поставил перед собой цель, определил, что нужно делать и какими правилами руководствоваться, и исправно придерживайся их. Цели можно достичь, учитывая законы, правила, психологию людей, будучи дисциплинированными и последовательными. Хаотичные движения не приводят к целям, а дают случайный результат.

Поэтому, если не имеет значения, к каким последствиям приведут ваши поступки, тогда бунтуйте, создавайте свои правила, веселитесь. Результат не имеет значения, значит, правила не важны.

Но если вы желаете достичь определенной цели, тогда нужно действовать постепенно, быть дисциплинированными, соблюдать правила и учитывать законы, бытующие в том обществе, в котором вы достигаете желаемого. Не всегда нужно придерживаться правил и морали!

Когда речь не идет о достижении целей, о создании отношений с другими людьми, вы просто пребываете в одиночестве, тогда никакие правила и мораль для вас не являются указом. Вы можете жить так, как вам удобно. Вы можете создавать свои правила и мораль. В вашем распоряжении действовать и быть таким, как вам хочется. Пока вы не взаимодействуете с миром, чтобы достичь своих целей, вам не является важным, кто и что про вас подумают. Понимайте эту разницу, чтобы хоть иногда отдохнуть от тех правил и установок, которых вам иногда приходится придерживаться, чтобы воплотить свои желания.

Читайте также:  Прямолинейность - что это такое, как от нее избавиться в отношениях

Социальный нигилизм

Социальным нигилизмом называется протест против правил, морали, стереотипов и прочих установок, которые бытуют в обществе. Главным признаком нигилизма является отрицание. Каждый нигилист отрицает что-то, что присутствует в обществе. Причем каждый нигилист противостоит чему-то конкретному: религии, идеологии, морали, взглядам на определенные вопросы и пр.

Социальный нигилизм в некоторой степени присущ всем людям, поскольку рано или поздно каждый человек сталкивается с тем, что правила общества противоречат его возможностям, взглядам или желаниям. В такой ситуации человек выбирает, противостоять, подчиняться либо тихонечко жить в угоду своим желаниям, сильно не выражая протеста на людях.

Некоторые нигилисты яростно протестуют, совершая конкретные действия, которые нарушают общественный порядок. Это естественно вызывает негодование у тех, кого порядок устраивал или кто получает убытки от нарушения данных правил.

Правовой нигилизм

Правовым (или юридическим) нигилизмом называется противостояние законодательному институту и нежеланию соблюдать его правила. Другими словами, нигилисты нарушают определенные законы, которые носят различный характер. Это может переходить как в нарушение гражданских прав, так и в повреждение имущества или даже криминальные разборки.

Правовой нигилизм может возникать на уровне целой группы или внутри отдельного индивида. Также он может носить временный или постоянный характер.

Во все времена будут находиться люди, которые не согласны с общественным устроем. Это нормально, поскольку у каждого человека есть свое мнение на счет того, как должен быть устроен мир. Однако настоящим нигилистам, которые желают не изменить окружающий мир, а просто сделать свою жизнь лучше, рекомендуется придерживаться своих взглядов молча. Вы имеете право жить так, как вам удобно. Но если вы пытаетесь в это вовлечь других людей, то уже навязываете им свое мнение, которому они могут противостоять точно так же, как и вы общественному.

Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, выступает правовой, или юридический, нигилизм.

Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.

Есть и другие дефиниции правового нигилизма. Так, проф. В.И. Червонюк определяет правовой нигилизм как сформировавшееся в общественном сознании или психике человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в жизни общества.

В учебнике «Теория государства и права» под ред. В.К. Бабаева дается более краткое определение рассматриваемого понятия: это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех дефинициях категории правового нигилизма подчеркивается отрицательное отношение к праву, игнорирование законов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов). Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами.

Исследователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Туманов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

– во-первых, особенности исторического развития отдельных народов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенством российского правосудия. И хотя после реформ 60-х годов XIX в. проблемы конституции, демократизации общественно-политической жизни, внедрения правовых начал активно обсуждались юридической общественностью, они не привели к радикальному преодолению правового нигилизма;

– во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику советского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никакими законами, положением об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, наносившие значительный ущерб принципу законности, авторитету закона и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массовые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

– в-третьих, административно-командные методы, преимущественно используемые в управлении страной на протяжении всей истории советского государства, которые исключали правовые средства регулирования жизни общества;

– в-четвертых, расхождение между декларативными положениями законов и действительностью, правовую демагогию, т. е. намеренный обман населения для достижения политически и юридически корыстных целей;

– в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разнообразные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат – утрата доверия праву, закону, политическим и правовым институтам;

– в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень правовой культуры не только отдельных должностных лиц, но и всего населения и общества в целом.

В.А. Туманов справедливо пишет: как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившее в нем пренебрежение к праву, его недооценка.

Все исследователи правового нигилизма отмечают его сложный характер и разнообразные формы выражения. Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809–1865), М. Штирнера (1806–1856), М.А. Бакунина (1814–1876), П.А. Кропоткина (1848–1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отношению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в правовые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юридических предписаний со стороны не только граждан, но и должностных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также принятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической техники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финансированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

Формами выражения правового нигилизма являются нарушения прав человека, слабая эффективность правовой защиты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причисляют и трактовку права как чисто инструментального средства – как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем право представляет собой самостоятельную социальную, историческую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой нигилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют уровни существования правового нигилизма, например:

1) общесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

2) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

3) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовой проблемы, в том числе защиты прав и законных интересов.

Поскольку формы проявления правового нигилизма разнообразны, то разнообразны и пути его преодоления.

В юридической литературе указываются различные пути искоренения правового нигилизма, при этом отмечается, что данный процесс длительный, трудный, требующий больших усилий со стороны как государства, так и общества в целом.

Такими путями являются:

1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и особенно судебной защиты прав и свобод личности;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют правовой идеализм или, как его еще именуют, юридический фетишизм, юридический романтизм. Он представляет собой гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью права можно решить все социальные проблемы.

Эта позиция получила в российском обществе большое распространение и на уровне высших эталонов власти, и в массовом сознании: достаточно якобы принять хороший закон, и положение дел само собой улучшится. Однако право не всесильно, правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для реализации и подготовленной почвы для их действия.

Правовой идеализм так же, как и правовой нигилизм, обладает деструктивностью, способен вызвать неэффективность правовой системы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8713 – | 8262 – или читать все.

Правовой нигилизм: понятие и социальная сущность.

Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое означает «ничто», «ничего». Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.

Характерным признаком нигилизма является не объект отрицания, который может быть лишь определителем его конкретного вида, а степень, т.е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность, этого отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала.

Нигилизм выражается в самых различных ипостасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесы против «шоковых» методов осуществляемых преобразований; несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров; противодействие официальным лозунгам и установкам; «левый» и «правый» экстремизм, национализм, взаимный поиск «врагов».

Сущность его – в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин – в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Подобные антиправовые установки и стереотипы есть «элемент, черта, свойство общественного сознания и национальной психологии. отличительная особенность культуры, традиций, образа жизни». Речь идет о невостребованности права обществом.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

-резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

-максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

-не сопряжен с позитивной программой;

-несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Пути преодоления правового нигилизма.Основные путипреодоления правового нигилизма – это повышение общей и правовой культуры граждан, их правовoго и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др. Однако, ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.

Формы правового нигилизма

В отечественной литературе правовой нигилизм классифицируют по различным основаниям. Так, профессор Николай Игнатьевич Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:

• умышленное, преднамеренное нарушение законов и иных нормативных правовых актов;

• массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;

• издание противоречивых правовых актов;

Читайте также:  Социальная дезадаптация детей, подростков - причины, коррекция

• подмену законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью;

• конфронтацию представительных и исполнительных государственных органов;

• нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность;

• теоретическую форму (в научной сфере, в работах юристов, философов и др.) [1] .

В. А. Туманов говорит о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерны безразличное отношение к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представители этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него. Кроме того, автор разделяет правовой нигилизм:

• на высшей ступени общественного сознания (в виде идеологических течений и теоретических доктрин);

• уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных установок, стойких предубеждений и стереотипов);

• ведомственном уровне. Он проявляется в том, что нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”, в них искажаются, игнорируются требования закона [2] .

Таким образом, правовой нигилизм многолик. Злободневной реалией правового нигилизма в современном мире стали так называемые “двойные стандарты”. В этом варианте необходимость права и законности не отрицается: напротив – они декларативно и демонстративно приветствуются. При этом даже искренне предполагается необходимость права и закона в обществе, но с одной оговоркой – они существуют для “других”: “стран-изгоев”, “пипла”, “быдла” и т.п. Правовыми нигилистами этого рода выступают, как правило, “сильные мира сего”: как в международно-правовом аспекте (США), так и внутригосударственном (Россия).

Во внутригосударственном разрезе эта проблема весьма актуальна для современной России, что обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, массовостью разрешения юридических дел по двойным стандартам, во-вторых, интенсивным и масштабным внедрением в обыденное и профессиональное правосознание представления о нормальности этого явления. С использованием всех СМИ (в первую очередь телевидения) представители российских “силовых структур” “ничтоже сумняшеся” (нисколько не сомневаясь, в полной уверенности в своей правоте) вещают об успешном расследовании “резонансных” юридических дел. Эта подленькая по сути формула, в какой-то мере простительная для журналистов, категорически не приемлема для юристов: она свидетельствует о полном непонимании природы права как социального регулятора, основанного на принципе формального равенства (см. гл. 11). Деление юридических дел на “резонансные” и все остальные на практике означает, что к раскрытию преступления, совершенного в отношении “публичного” субъекта, надо прикладывать максимум усилий (во избежание для себя негативных последствий), а от остальных потерпевших можно отмахнуться или начать “расследование” с энергичной попытки внушить потерпевшим, что они сами виноваты в собственном незавидном положении. Двойная стандартизация производится юрисдикционными органами в отношении субъектов права и но признаку их финансово-экономической состоятельности.

Правовой нигилизм: понятие, причины и формы.

Нигилизм вообще (в переводе с лат. – “отрицание”) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это – одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Общей (родовой) чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин “нигилизм” теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – “отрицание”. Следовательно, нигилистическое отрицание и диалектическое отрицание – разные вещи.

Формы выражения правового нигилизма. Правовой нигилизм многолик, изощрен и коварен. Он способен быстро мимикрировать, видоизменяться, приспосабливаться к обстановке. Существует множество различных форм, сторон, граней его конкретного проявления.

Укажем лишь на некоторые из них, наиболее яркие и очевидные.

1.Прежде всего, это прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов.

2.Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица, государственные органы, общественные организации) попросту не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и действовать по “своим правилам”. Неисполняемость же законов – признак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы никто не выполняет.

3.Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы нейтрализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Нередко подзаконные акты становятся “надзаконными”. Принимаемые в большом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизированы. В результате возникают острейшие коллизии, разрыхляется “правовое поле”, на котором легко произрастает правовой нигилизм.

4.Подмена законности политической, идеологической или прагматической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции или в “разреженном правовом пространстве”, т.е. начинают жить опять-таки не по законам, а “по понятиям”.

5.Конфронтация представительных и исполнительных структур власти на всех уровнях. Она возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении старой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовместимыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда – трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее. Шла борьба за роль “обкомов”, “горкомов”, “райкомов”, при которой законы никем не соблюдались. Плюс личные амбиции и соперничество лидеров, их претензии быть “первыми лицами”, “хозяином” в данной “вотчине”. При этом верх брали прежде всего престижные или карьеристские соображения, честолюбие, а не законопослушание. Законы в этой борьбе были лишь досадной помехой.

6.Серьезным источником и формой выражения политико-юридического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность.

Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает ценить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору.

Основной причиной правового нигилизма является знание людей о том, что законы не исполняются. Когда человек узнаёт о правонарушении, за которым не последовало наказание, его вера в силу закона падает и может упасть до такого уровня, что он вообще не будет учитывать закон в своих действиях, дойдя до крайности— правового нигилизма.

Вопрос тот же что и 46.

Правосознание.

Правосознание – одна из форм общественного сознания наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания – это право, правовая действительность. Следовательно, правосознание – юридическая категория, подлежащая изучению юридической наукой.

Каждый человек является носителем определенного правосознания. Неважно какого – высокого или низкого, развитого или незрелого, правильного или искаженного. Главное то, что гражданин имеет собственное мнение о праве, пусть и не вполне компетентное. Здесь уместно сказать: каждый судит о праве “со своей колокольни”. Задача заключается в том, чтобы формировать у всех нужное, должное, желаемое правосознание.

Правосознание выражает оценку права с точки зрения его справедливости или несправедливости, мягкости или строгости, совершенства или несовершенства, эффективности или неэффективности, достоинств или недостатков. Это – разнообразные, порой полярно противоположные суждения о праве, одобрительная или отрицательная реакция на его действие.

Правосознание выполняет следующие основные функции, раскрывающие его роль и социальное назначение в обществе:

1) оценочную; 2) регулятивную; 3) познавательную; 4) прогностическую.

Структура правосознания. Как следует из приведенного выше определения, правосознание состоит из двух главных элементов или сторон: идеологии и психологии. Они и образуют структуру данного явления.

Правосознание, взятое в качестве идеологии, представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин. Это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии. Понятно, что идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Вторая – психологическая – сторона правосознания, в сущности, питает первую и поэтому нередко рассматривается как исходное, корневое начало. Данный аспект правосознания – это не идеи, не взгляды, а чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, профессиональное и обыденное.

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений – в доказательности, компетентности, убедительности.

Обыденное правосознание – это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым.

Правовая культура.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1)достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2)знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3)соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4)убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5)правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6)правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать – уважать – соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Последнее изменение этой страницы: 2020-02-05; Нарушение авторского права страницы

Оцените статью
Добавить комментарий