Типы конфликтов – понятие, примеры, типы поведения в конфликте

Содержание

Типы конфликтов – понятие, примеры, типы поведения в конфликте

Межличностный конфликт – что это такое, причины, примеры, основные виды

Одним из самых распространенных типов конфронтации в обществе является межличностный конфликт. Он имеет разные формы проявления и причины возникновения. Каждое противостояние можно разделить на определение стадии, для которых есть свои пути разрешения.

Что такое межличностный конфликт?

Изучением различных противостояний занимается особая наука – конфликтология. В ней существует четкое определение, что межличностный конфликт – это открытое противоречие между двумя и более индивидами, возникающее в процессе взаимодействия в различных сферах жизни общества: экономической, политической, социокультурной и других. Такая конфронтация появляеся, когда люди начинают воспринимать сложившуюся ситуацию как проблему с психологическим подтекстом.

Что характерно для межличностных конфликтов?

Для такого рода конфронтации между людьми свойственны следующие черты:

  1. Участие двух и более индивидов.
  2. Открытое столкновение участников межличностного конфликта в реальной единице времени.
  3. Отличающиеся личные мнения, взгляды и суждения в отношении определенной проблемы или ситуации, интересы отдельных групп и объединений, которые и нарушают нормальное взаимодействие сторон.
  4. Одна из сторон в результате столкновения интересов действует в ущерб другой. Второй участник предпринимает активные ответные действия.
  5. Полное разрешение конфликта возможно только при поиске компромисса, который устроит всех участников взаимодействия. Победа одной из сторон не исчерпает конфликт.

Причины межличностных конфликтов

В обществе ежедневно разгораются миллионы межличностных конфликтов не существует человека, который хоть раз бы в них не участвовал. Если индивид не является зачинщиком противостояния, то он может быть втянут в него даже против своей воли. Этому способствуют разнообразные причины возникновения межличностных конфликтов, которые условно можно разделить на пять групп:

  1. Информационные причины, в основе которых лежит неприемлемая для одной из сторон информация. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, дезинформация, обнародование нежелательных или конфиденциальных сообщений, неверная интерпретация или спорные вопросы в существующих законах или правилах.
  2. Противостояние между людьми нередко возникает на фоне поведенческих факторов. Грубость, агрессия или эгоизм одной из сторон.
  3. Неудовлетворенность взаимоотношениями сторон. Это может быть как недовольство сложившимся взаимодействием, так и предложением по его развитию или продолжению.
  4. Ценностные причины. Сюда можно отнести те личные установки и верования, которые принимаются одной стороной, но отвергаются другой.
  5. Структурные факторы или стабильные обстоятельства которые существуют вне зависимости от воли конкретного индивида, то есть те, которые он не может изменить. Система управления государством или правосудия, пол, возраст и прочее.

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным, когда у участников равные права.
  2. Вертикальным, когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным. Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

  1. Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
  2. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
  3. Сглаживание и уступчивость. В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
  4. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
  5. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников. В реальной жизни встречается редко.

Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и способ предупреждения

Конфликт — наличие противоречия, разногласия интересов, потребностей и целей, нарушающее нормальное взаимодействие людей, препятствующее достижению их целей, приводящее к противоборству.

Типы конфликтов: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, социальные.

Причины конфликтов: в различных целях, интересах, способах достижения цели, мнениях, психологических особенностях. Конфликтогенами могут выступать слова, действия, благодаря им могут возникать конфликты помимо желания человека.

– различные уровни познавательной сферы у общающихся между собой людей;

– отсутствие эмпатии между общающимися;

– отсутствие условий для самореализации у одной из сторон общения;

– несовместимость характеров коммуникантов;

– экстремальные ситуации, нарушающие привычный процесс взаимодействия;

– барьер отвращения (брезгливость).

– нарушение межличностной дистанции:

– интимная – до 20 см;

– личностная – от 45 см до 1,5 м;

– социальная – 1,2 м – 3,5 м;

– публичная – от 3,5 м;

– манипулирование в процессе общения одной из сторон;

– сексуальный барьер (самый сильный физиологический фактор).

Функции конфликтов:

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о егофункции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт?

С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.

Читайте также:  Память в психологии, виды памяти, развитие у взрослых и детей

Сократ: «В споре рождается истина»

Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.

Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнятьпозитивную конструктивную функцию:

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

— конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

— в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;

— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях:

1. Избегание – уход (уклонение) стремление уйти от конфликта;

· прекращаете разговаривать с этим человеком;

· подавляете в себе несогласие с ним;

· становитесь в позу обиженного;

· ощущаете подавленность от непонимания с его стороны;

· переходите на сдержанный тон в обращении с ним и на формальные отношения;

· скажете неприятные слова о нем, но не ему;

· намерены прекратить заботу о нем, поддержку действий, начинаний;

· мысленно вычеркиваете его из списка друзей или партнеров по общему делу.

2. Приспособление, уступчивость (отказ от борьбы, от своих интересов);

· делаете вид, будто ничего не произошло;

· предпочитаете пойти на его условия ради мира;

· ругаете себя впоследствии за то, что не смогли ничего противопоставить ему;

· употребляете все свое личное обаяние, чтобы достигнуть цели;

· ничего не предложите для решения проблемы, но подумаете, как организовать интригу;

· сделаете все, чтобы скрыть свое раздражение, огорчение и бессилие.

3. Настойчивость, принуждение (достижение своей цели любым способом, агрессивность, использование власти);

· продолжаете доказывать человеку ошибочность его точки зрения;

· выражаете ему свое раздражение и демонстрируете его, пока человек не примет вашу точку зрения;

· пробуете его перехитрить;

· предпочитаете криком решить проблему;

· станете искать союзников с целью оказать на противника должное воздействие;

· твердо потребуете, чтобы ради соглашения противник уступил;

· можете прибегнуть к физическому или моральному насилию.

4. Компромисс (взаимные уступки, «половинчатый решения»);

· предложите делить “конфликтный пирог” поровну;

· вам прежде всего нужны нормальные отношения на будущее (боязнь попасть под пресс давления своего противника дает выход на компромисс);

· вы немного уступите, но для того, чтобы потом получить чуть-чуть больше (деляческий компромисс).

5. Сотрудничество (решение проблемы) (учесть законные интересы друг друга и найти взаимоприемлемое решение).

· признаете реально существующий конфликт без иллюзий, без недомолвок;

· не скрываете своих интересов, претензий и требуете этого от своего партнера,

· отказываетесь от своих имеющихся преимуществ, не злоупотребляете своим силовым потенциалом, так как предполагаете действовать с партнером на равных (паритетные социальные отношения);

· приглашаете партнера к совместному поиску решений конфликтной проблемы;

· честно принимаете на себя ответственность за удачу и неудачу в разрешении конфликта;

· в случае неудачи стараетесь не стать врагами, а продолжать совместные поиски выхода из конфликтной ситуации.

Любой человек, сообразуясь с собственными целями, которые он преследует, вступая в конфликт, может эффективно уметь использовать каждый из стилей поведения и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

С помощью социального психолога можно определить стиль решения проблемных ситуаций, на который в большей мере ориентированы вы или ваши сотрудники. Важно помнить, что наиболее эффективный стиль поведения определяется конкретной ситуацией и вашими личными особенностями.

Стиль конкуренции полезен, когда:

· исход очень важен для вас и вы делаете ставку на свое решение возникшей проблемы;

· вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

· решение необходимо принять быстро и вы имеете достаточно власти для этого;

· вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

· вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

· вы не можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен их повести за собой;

· вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Стиль уклонения рекомендуется тогда, когда:

· напряженность слишком велика и вы ощущаете необходимость ослабить накал;

· исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение столь тривиально, что не следует тратить на него силы;

· вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

· вам нужно выиграть время для того, чтобы получить дополнительную информацию или заручиться дополнительной поддержкой;

· ситуация очень сложна и ее решение потребует слишком многого от вас;

· у вас мало власти для принятия вашего способа решения;

· пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и немедленное обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию.

Стиль сотрудничества возможен, когда:

· решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;

· у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

· у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

· вы и другой человек осведомлены о проблеме, информированы о взаимных интересах, готовы потрудиться над решением, способны выслушать друг друга;

· вовлеченные в конфликт стороны обладают равными властными полномочиями или ориентированы на равных искать решение проблемы.

Стиль приспособления уместен, если:

· вас не интересует или не волнует случившееся;

· вы хотите сохранить мир или добрые отношения с другими людьми;

· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

· у вас мало власти или шансов на победу;

· вы полагаете, что другой человек может извлечь из ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или считая, что он допускает ошибку.

Стиль компромисса выбирайте, если:

· вы испытываете дефицит времени и хотите прийти к решению быстро;

· обе стороны уравнены во властных полномочиях и имеют взаимоисключающие интересы;

· вас может устроить временное решение;

· вы можете воспользоваться кратковременной выгодой;

· другие пути решения проблемы оказались неэффективными;

· решение не имеет для вас принципиального значения и вы можете без существенных потерь пересмотреть первоначальные цели;

· компромисс позволит вам сохранить хорошие взаимоотношения и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем потерять все.

Можно указать и на так называемые межличностные цели разрешения конфликтов:

· уклонение (по мере возможности) от дискуссий, которые провоцируют возникновение противоречий и существенных разногласий;

· снижение личностной значимости конфликтной ситуации и акцентирование солидаристских задач конфликтующих;

· принятие волевого решения по ликвидации конфликта на его начальной стадии с использованием своего авторитета и властных полномочий;

· частичное принятие точки зрения другой стороны в целях достижения компромисса (при этом следует иметь в виду, что на начальных стадиях конфликта компромисс по важному вопросу не позволит вам осуществить целостный диагноз проблемы; тогда вам придется удовлетвориться доступным, но не логичным и необходимым в данной ситуации).

Шаги решения конфликта:

1. выявить скрытые и явные причины конфликта (что является предметом разногласий);

2. выявить, какие интересы, желания у конфликтующих;

3. понять доводы, аргументы, интересы оппонента;

4. эмоциональная выдержка, сохранить позитивное отношение к оппоненту (дайте партнеру «выпустить пар агрессии» – самому вести себя спокойно; не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах);

5. отделить отношения и эмоции от самой проблемы (оба спокойно обоснуйте свои претензии, факты, желаемые конечные результаты, свои варианты решения проблемы, устранив неприязненное отношение друг к другу);

6. искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон (каким может быть справедливое решение? Какие варианты справедливого решения?)

Нельзя в конфликтной ситуации:критически оценивать партнера,приписывать ему низменные или плохие намерения,демонстрировать знаки превосходства,обвинять и приписывать ответственность за конфликт только оппоненту,игнорировать его интересы, видеть все только со своей позиции, уменьшать вклад и заслуги оппонента, преувеличивать свои заслуги, раздражать, кричать, нападать, задевать «болевые точки» оппонента, обрушивать на оппонента множество претензий.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2030 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации

Цель: ознакомление учащихся с понятием “конфликт”, с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях.

Задачи:

  • формирование представления о сущности конфликтов, о естественности их возникновения в повседневной жизни;
  • помочь осознать собственную стратегию поведения в конфликтных ситуациях;
  • формирование навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций.
  • Беседа “Поговорим о конфликтах”

  • Какие причины возникновения конфликта?
  • Всегда ли конфликт – это плохо?
  • Можно ли жить без конфликтов?
  • В чем отличия понятий “спор” и “конфликт”?
  • Найдите доказательства или опровергните убеждение “В споре рождается истина”.
  • Какие способы решения конфликта вы знаете?
  • Невозможно представить себе жизнь любого человека без конфликтов, свободную от каких-либо серьезных переживаний, разногласий, недопониманий. Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопутствуют нам на протяжении всей жизни.

    Конфликт в отличие от спора имеет более обостренное, часто до предела обостренной противоречие.

    Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.

    Необходимо выбрать определенную стратегию поведения в конфликте, которая бы отражала Ваше отношение к данной ситуации. Таким образом, надо ответить на свой же поставленный вопрос: “Как конфликт может повлиять на мое течение жизни? Если я буду участвовать в нем, я что-то получу или, наоборот, потеряю?” Только поэтапно ответив на эти вопросы, поразмыслив, Вы можете сделать выбор, от которого зависит, будет ли конфликт продолжительным и обременительным или он так же быстро закончится, как и начнется.

    Читайте также:  Стадии конфликта - развитие, разрешение, примеры стадий конфликта

    2. Упражнение “Два барана”

    Цель: выявить ведущую стратегию поведения в конфликте

    Перед выполнением упражнения на полу раскладываются листы А4 формирую узкую дорожку. Выбираются двое учащихся, которые становятся по разные стороны дорожки, друг напротив друга

    Инструкция учащимся: “Представьте, что вы стоите на разных берегах и вам нужно перейти по мосту на другую сторону. Вы одновременно начинаете движение”.

    Учащиеся решают конфликт как им перейти на середине моста. По итогам делаются выводы о стратегии.

    3. Стратегии поведения в конфликте.

    В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо.

    Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

    Одна из типологий рассматривает стратегии взаимодействия как двумерную модель:

    ориентация на собственные интересы, их удовлетворениеориентация на интересы другого человека, оказание помощи в их удовлетворении

    Выделяют пять основных стратегий взаимодействия в конфликте в процессе его разрешения. Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации.

    1. Соперничество — ориентация на свои интересы, получение результата только для себя. Интересы другого человека, общение с ним игнорируются, абсолютно не учитываются. Это активный индивидуальный тип поведения. Соперничество может приводить к доминированию, к выигрышу, победе одного участника конфликта над другим. В то же время в нем проявляется естественная потребность человека отстаивать свои интересы, позицию, точку зрения.

    2. Сотрудничество — одновременная направленность на удовлетворение интересов другой стороны и своих собственных. При этом для участника конфликта одинаково значимы достижение результата, сохранение и укрепление взаимоотношений. Сотрудничество протекает в форме активной совместной деятельности, а любое предложение по разрешению конфликта предполагает интеграцию интересов всех возможных участников. Интересы одной стороны не могут быть удовлетворены без удовлетворения нужд другой. В ситуации сотрудничества обе стороны остаются в двойном выигрыше: удовлетворяют интересы и развивают взаимоотношения. Эта стратегия, в отличие от остальных, требует больше временных затрат, так как необходимо изучить внутренние позиции всех участников, а затем последовательно их обсудить. Сложность заключается в том, что трудно выявить истинные потребности и выработать альтернативы, устраивающие все стороны.

    Сотрудничество является адекватным типом поведения тогда, когда решение проблемы важно для всех сторон, а конфликт для его участников всего лишь эпизод в долгосрочных отношениях, стороны исходят из того, что впереди предстоит работа над долгим проектом и т. п. (Пример, когда в споре действительно рождается истина, а не ссора.)

    3. Компромисс — половинчатая стратегия. Частичный отказ от собственных интересов позволяет также частично удовлетворить их. Компромисс затрагивает более поверхностные уровни, чем сотрудничество, поскольку обсуждаются в основном внешние позиции, без выявления глубинных нужд и интересов. Часто решение принимается исходя из приемлемости варианта для обеих сторон, поскольку полное удовлетворение интересов невозможно. Этот тип поведения предполагает равноценное применение индивидуальных и совместных, активных и пассивных действий.

    Чаще всего компромисс продуктивен тогда, когда обе стороны имеют противоположные интересы и им надо быстро принять решение или их устраивает временное соглашение.

    4. Избегание как стратегия поведения демонстрирует уход от удовлетворения собственных интересов, что не позволяет другому участнику удовлетворить свои интересы. При этом участник отказывается как от достижения результата, так и от продолжения взаимоотношений. Таким образом, избегание является индивидуальной пассивной стратегией. Это просто временный или постоянный выход за рамки конфликта, но может приводить к тому, что ответственность за дальнейшие действия автоматически перекладывается на другую сторону.

    5. Приспособление — это прежде всего отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого человека. Здесь результатом взаимодействия является не достижение реальной цели, а сохранение взаимоотношений, которые имеют значительно большую ценность для участника конфликта, избравшего приспособление. Действия этого типа поведения оцениваются как совместные пассивные. Человек действует совместно с другим человеком, соглашаясь выполнять его требования.

    Приспособление целесообразно в тех случаях, когда проблема для одного участника конфликта незначима или его доминирующей потребностью является сохранение мира и дружеских отношений, а для другого исход конфликта намного важнее. Общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

    4. Беседа “Правила поведения в конфликтных ситуациях”

      Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
    • Как можно разрешить конфликт, не ущемляя права и чувств достоинства всех людей, задействованных конфликте?
    • С какой целью создаются правила поведения?
    • Какие правила решения житейских конфликтов существуют в вашей семье?

    5. Решение конфликтов ситуаций

    Учащиеся составляют способы решения конфликтов.

    Ведущий предлагает участникам ознакомиться с “Беспроигрышным методом решения конфликтов”

    1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
    2. Постарайтесь найти как можно больше вариантов решения конфликта.
    3. Дайте оценку всем вариантам и выберете тот, что наиболее соответствует интересам всех конфликтующих сторон, договоритесь действовать в соответствии с ними.
    4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.
    5. Обсудите, что вы предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели

    7. Заключительная часть

    – Какие качества помогают легко решать возникающие конфликты? (Учащиеся составляют список)

    Возможные варианты ответа:

    • Умение слушать собеседника.
    • Умение воспринимать критику.
    • Уважение.
    • Тактичность.
    • Самоконтроль.
    • Отзывчивость.

    Мини-сценки “Решение конфликтов”

    Для выполнения упражнения группу необходимо разделить на подгруппы по 3-4 человека.

    Инструкция для учащихся: “Каждая команда сейчас должна привести пример одного из типичных житейских конфликтов и разыграть сценку, в которой этот конфликт будет решаться на основе “Беспроигрышным методом решения конфликтов””.

    Примеры могут быть такими:

    – Твой брат играет за компьютером уже второй час, а тебе срочно нужно сделать доклад по предмету.

    – На контрольной работе сосед по парте просит тебя решить ему контрольную работу, но ты сам не успеваешь по времени решить все задание своей работы.

    – Сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции, но классный руководитель настаивает на том, чтобы ты задержался.

    Основные типы поведения человека в конфликтных ситуациях

    На протяжении жизни все мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, становимся их участником или наблюдателями. Высказывать свое мнение и стоять на своем – в этой черте характера нет ничего страшного и отрицательного, пока все остается в разумных пределах.

    Люди могут по разному реагировать на те или иные ситуации и мнения. Все зависит от того к какому типу конфликтной личности относится человек. Психология выделяет всего пять типов.

    1. Демонстративный – чаще всего это обладатели темперамента «холерик». Из-за завышенной самооценки и чрезмерного самолюбия они просто не допускают своей неправоты. Споры и отстаивание своего мнения – это их стихия, без которой подобным личностям просто не комфортно и непривычно. Определить данный вид максимально просто:

    • стараются всегда оставаться в центре внимания;
    • не упускают возможности доказать свою правоту;
    • умеют подстраиваться под разные ситуации;
    • эмоции для них всегда гораздо главнее здравого смысла;
    • более творческие личности, не любят рутинную работу;
    • могут стать источником и затворником конфликта.

    2. Косный. Обидчивые и чрезмерно чувственные особы относятся к данному типу. Из-за любви к правде, неумения подстроиться под ситуацию и прислушиваться к мнению окружающих им довольно тяжело полюбовно разрешать конфликты и отпускать обиды. Узнать их можно и по дополнительным качествам:

    • не обладают гибкостью;
    • прямолинейны;
    • завышенная самооценка и любовь к себе;
    • любят критиковать других, но очень лояльно по отношению к своим проступкам и ошибкам;
    • чрезмерно обидчивы.

    3. Неуправляемые. Лишь конфликтуя, данный тип чувствует себя счастливо и уверенно. Именно они являются провокаторами и создателями конфликтов. Самоутверждаться и получать эмоциональное удовлетворение – для этих целей подобные особы активно участвуют в спорах. Им не важна суть разговора и определение какой-то истинны, главное — это получить положительные эмоции от скандала. Также этот тип можно узнать по таким чертам характера:

    • отсутствие самоконтроля и самокритики;
    • непредсказуемы в поступках;
    • чаще всего критикуют и обвиняют других в своих ошибках и неудачах;
    • не учатся на ошибках и личном опыте;
    • могут быть агрессивными и злыми.

    4. Педанты. Из-за того что они смотрят на мир другим глазами и живут по своим правилам данный тип является весьма занудным и придирчивым. Им также характерны:

    • завышенные требования к себе и всему окружению;
    • любят жалеть и сострадать себе;
    • скрупулезны в работе;
    • принимают близко к сердцу даже мелкие замечания и свои недочеты;
    • чрезмерно переживательны, мнительны, обидчивы и замкнуты.

    5. Бесконфликтные личности также не являются лучшим типом. Они сознательно избегают конфликтов, боятся высказать свое мнение и не умеют принимать твердые решения. Определить подобного человека можно обратив внимание на подобные качества:

    • непоследовательны в поведении и принятии решений;
    • зависимы от чужого мнения;
    • легко внушаемые;
    • отсутствуют сила воли и личные приоритеты.

    Нет ничего страшного в отстаивании своего мнения и участии в дискуссиях. Разглядев конфликтный тип своего оппонента, будет гораздо легче принять решение по поводу прекращения или продолжения спора. Ведь отстаивание своего мнения между двумя неуправляемыми типами могут привести к крупному скандалу, обидным оскорблениям и даже драке.

    Читайте также:  Прямолинейность - что это такое, как от нее избавиться в отношениях

    Вовремя остановится, прислушаться к чужому мнению, промолчать и порой уступить – такие мудрые поступки помогут сохранить хорошие отношения между друзьями, возлюбленными и даже станут правильными в общении с начальством (сослуживцами).

    Типы конфликтов

    Типы конфликтов. Современные социологи и конфликтологи классифицируют конфликты, как правило, по субъекту противодействия, то есть по индивиду или общности субъектов, которые выступают в качестве оппонентов в конфронтации. Кроме того, конфликты также группируют по природе зарождения, по степени выраженности, по используемому способу разрешения и т.п. Поскольку ежедневно личность сталкивается с индивидами, имеющими разное воспитание, систему ценностей, взгляды, установки, цели, темперамент, конфронтации неизбежны. На одинаковые высказывания разные индивидуумы могут реагировать неодинаково. Поэтому мало знать способы разрешений противоречий, важно также учитывать типы и причины конфликтов для возможности своевременного анализа ошибок участвующих в противостоянии оппонентов и принять грамотное решение.

    Основные типы конфликтов

    Бесспорным является утверждение, что всякому субъекту приходится неоднократно сталкиваться с ситуациями конфронтации. Конфликтное противоборство обнаруживается в деятельности абсолютно всех социальных коллективов, групп, институтов, во взаимодействии людей.

    Поэтому можно выделить четыре стержневые типы конфликтов личностей:

    – конфликт, проистекающий внутри личности;

    – конфронтация, возникающая между индивидами;

    – противостояние между индивидом и коллективом;

    – противоречие, возникающее между группами.

    Внутриличностным конфликтом принято считать внутреннее состояние неудовлетворенности личности каким-нибудь обстоятельством его существования, связанным с противоречащими друг другу стремлениями индивида, интересами, потребностями, порождающими стрессы и аффекты. При внутриличностных конфронтациях участвующие стороны – это различные факторы внутреннего содержимого личности, часто являющиеся противоположными: потребности, ценности, цели, чувства, а не другие личности.

    Межличностным противостоянием именуется трудноразрешимое противоречие, которое вызывается несовместимостью взглядов людей, расхождением их интересов, несхожестью целей и потребностей. Описываемый тип конфронтации считается наиболее распространенным. Проявляется он в разных условиях неодинаково. Так, например, в организациях межличностная конфронтация может быть спровоцирована борьбой за ресурсы: производственные площади, рабочую силу, материальные средства. Каждый их противоборствующих соперников считает, что раз наблюдается дефицит ресурсов, то он должен приложить всевозможные усилия, чтобы убедить начальство отдать имеющиеся ресурсы именно ему.

    Межличностная конфронтация проявляется как столкновение индивидов. Так как люди имеют различные черты характера, обладают несхожими взглядами и ценностями, то часто они ладить друг с другом не в состоянии. Межличностное противостояние чаще возникает в ходе профессионального взаимодействия людей.

    В зависимости от мотивационного аспекта конфронтации выделяют следующие типы межличностных конфликтов:

    – противоборство как агрессивная реакция, зарождающаяся в ответ на блокаду потребностей в свершении важных целей трудовой деятельности;

    – конфликт, возникающий в качестве агрессивной реакции на блокировку личностных потребностей, имеющих прямую связь с производственной деятельностью;

    – конфронтация, связанная с соблюдением норм, принятых в организации, возникает, когда личные конфликты, характеризуемые несовместимостью ценностей, убеждений отдельных сотрудников организации, которые не имеют непосредственной связи с процессом производства;

    – противостояния между субъектом и коллективом зарождаются, когда индивид занимает позицию, кардинально отличающуюся от воззрений группы. В ходе функционирования группы формируются групповые стандарты, правила поведения, которым необходимо следовать всем участникам. Принятие либо непринятие субъекта группой обеспечивается соблюдением им групповых норм.

    Кроме того, ряд психологов в зависимости от реальности противостояний или их ложности выделяют такие типы межличностных конфликтов:

    – подлинную конфронтацию, которая существует реально и адекватно воспринимается;

    – случайное либо условное противостояние, зависящее от меняющихся условий, что адекватно осознается участниками не всегда;

    – смещенный конфликт, являющий собой неявное, но являющееся глубоким противоречие;

    – неверно приписанную конфронтацию между участниками, которые ошибочно понимают и истолковывают проблемы;

    – латентное столкновение, то есть пока не существующее в открытом виде (неосознаваемое участниками);

    – ложный конфликт возникает вследствие ошибок восприятия или толкования, то есть под собой объективных факторов не имеет.

    Межгрупповой конфликт возникает между разными коллективами, между малыми группами, находящимися в составе одной большой общности, между отдельными субъектами, представляющими интересы группы. Часто вследствие различия устремлений функциональные группы в составе организации начинают конфликтовать между собой.

    Человеческие противостояния неизбежны, поэтому нужно изучить типы разрешения конфликтов, которые позволят выбрать оптимальную поведенческую стратегию в ситуации конфронтации и эффективно решить проблему.

    Р. Килменн и К. Томас выделили следующие типы разрешения конфликтов: конкуренция (соперничество), уклонение, приспособление (адаптация), сотрудничество и компромисс.

    Конкуренция подразумевает удовлетворение, в первый черед, собственных потребностей и интересов за счет притеснения интересов участников конфронтации, вынуждая соперников принимать то решение, которое подходит индивиду.

    Уклонение можно наблюдать тогда, когда субъект собственные права не отстаивает и не сотрудничает с участниками противостояния для выработки единого решения проблемы, другими словами, уклоняется от принятия решения.

    Приспособление выражается в совместных действиях, при которых участники не ведут борьбу за собственные интересы. Данный тип поведения не подходит для использования в ситуациях, когда одна сторона поступается интересами, а другая – не собирается этого делать.

    Сотрудничество является наиболее результативным типом разрешения противоречий. Также это наиболее сложный тип поведения. Реализация его предполагает понимание обоих участников конфронтации предмета и причины конфликта, наличие возможностей совместно находить новые альтернативы для выработки приемлемых для всех участников компромиссов.

    Компромисс подразумевает некоторую уступку в удовлетворении персональных интересов всех участвующих сторон.

    Типы социальных конфликтов

    Под понятием «социальный конфликт» часто социологи подразумевают ситуации, которые предполагают несовпадение интересов субъектов, вследствие чего они, защищая такие интересы, сталкиваются между собой.

    Понятие и типы конфликтов

    Социальным противостоянием именуется открытая конфронтация, размолвка двух либо более субъектов коммуникативного взаимодействия, основанием для которой являются взаимоисключающие ценностные ориентиры, противоположные потребности, несовместимые и противоречивые интересы.

    Ниже приведены основные типы конфликтов личностей:

    – конфронтацию, то есть неактивное противостояние участников, характеризующихся противоречивыми социально-экономическими интересами или несовместимыми политическими мотивами (предполагает прессинг и наличие неустранимых разногласий);

    – соперничество, предполагающее борьбу за признание социумом, коллективом, организацией собственного творческого потенциала и личных достижений (цель конфронтации в этом случае обнаруживается в демонстрации превосходства, достижении лучших позиций посредством преодоления престижных целей);

    – конкуренцию, которая подразумевает получение прибыли, выгоды либо обеспечение доступа к недостаточным ресурсам или дефицитным благам;

    – схватку, подразумевающей ориентацию оппонентов исключительно на достижение победы, в связи с непримиримостью их разногласий.

    Социальные конфронтации и противостояния являются неотделимой частью социального бытия индивида. В проблему они трансформируются исключительно вследствие неконструктивного управления ими либо в результате полного отсутствия управления. Общие принципы и адекватная стратегия управления социальным противоречием, типы и причины конфликтов, обуславливают конструктивный либо деструктивный исход противоборства.

    Ключевое значение противостояния содержится в деятельности индивидуумов в пределах отдельной более обширной системы взаимосвязей, которая может разрушиться либо наоборот укрепиться, под воздействием конфронтации.

    Типы конфликтов в организации

    Люди, работающие в различных организациях, компаниях, учреждениях, между собой неодинаковы, вследствие чего они воспринимают обстоятельства профессионального функционирования по-разному. Отличие в восприятии провоцирует зарождения несогласий в установках и расхождений в позициях.

    Понятие и типы конфликтов

    На предприятиях конфликты обусловлены противоречием между сознательным поведением одной оппонирующей стороны и интересами другого участника.

    Принято считать, что руководители, в среднем, затрачивают приблизительно 20% собственного рабочего времени на регулирование конфронтаций и их разрешение. Для эффективно управления столкновениями, проистекающими в ходе взаимодействия субъектов, следует знать, какие конфликты бывают, типы конфликтов примеры их, пути возникновения и разрешения.

    В зависимости от факторов, провоцирующих возникновение ситуации конфронтации, социологи выделяют следующие типы: столкновение целей, расхождение во взглядах, конфликт чувств.

    При конфликте целей участники процесса по-разному представляют ожидаемое состояние организации в будущем. Расхождение во взглядах, противоречивость идей, несходные средства, используемые для решения проблем – представляют собой второй тип. Разрешение конфликтов этого типа требует большего временных затрат, нежели разрешение проблемы, вызванной несхожестью целей. Третий тип зарождается в ситуациях, когда стороны характеризуются неодинаковостью чувств и эмоций, образующими основу их взаимоотношений друг с другом.

    Конфликтологи и управленцы современности сходятся во мнении, что всякое противостояние в пределах организации не обязательно будет нести разрушающую функцию (деструктивное противостояние). Часто в организациях конфликты имеют положительный эффект. Такие конфликты именуют конструктивными. Даже, когда они негативно воздействуют на коллектив, мешают удовлетворению потребностей и в целом достижению целей компании, все равно конфликты несут положительный аспект, например, способствуя раскрытию разнообразия точек зрения, выработке более оптимальной производственной стратегии.

    Типы поведения в конфликте

    Найти двух одинаковых индивидуумов, имеющих абсолютно тождественные привычки, вкусы, аналогичные интересы, поэтому между индивидами в ходе любого продолжительного взаимодействия будут возникать разногласия, столкновения, противоречия, ситуации конфронтации.

    Такие ситуации могут вредить существующим взаимоотношениям и одновременно обогащать их, способствовать взаимопониманию и укреплению доверия.

    Чтобы успешно преодолевать существующие конфронтации, необходимо учитывать типы конфликтов примеры конфликтного поведения, стили поведенческого реагирования в ситуациях противостояния.

    Зачастую, люди ведут себя в конфликтных ситуациях единственно привычным для них способом, поскольку даже не подозревают, что можно действовать по-иному, так как не знаю других способов разрешения проблем.

    Психолог К. Томас группировал все способы поведенческого реагирования ситуациях конфронтации по двум главным критериям, а именно устремленность личности отстаивать персональные интересы (то есть напористость) и устремленность индивида на признание интересов другого субъекта (кооперация). Базируясь на приведенных критериях, он выделил пять главных типов поведения ситуации конфронтации: конкуренция или соревнование, улаживание или приспособление, уклонение или избегание, сотрудничество и компромисс.

    Каждый из описанных типов поведения характеризуется наличием плюсов, равно как и негативных черт, может отвечать требованиям одной ситуации и абсолютно не соответствовать другим.

    Кроме того, людей в соответствии с их поведением в конфликтах можно разделить на «мыслителей», «практиков» и «собеседников».

    Мыслители отличаются осторожностью в словах и действиях, они больше уделяют внимания продумыванию стратегии собственного поведения, выстраиванию сложной структуры доказательств своей правоты и несостоятельности оппонента.

    Практики следуют правилу: лучшей защитой является нападение. Они склонны недооценивать исход конфронтации из-за действенности собственных побуждений, стремления любыми путями достичь нужного результата.

    Собеседникам присуща коммуникабельность, вследствие чего они восприимчивы к из­менениям в эмоциональном настрое партнера. Поэтому они пытаются сгладить своевременно возникшее недоразумение, минимизировать напряженность в отношениях.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Оцените статью
    Добавить комментарий