Акалькулия – лечение, виды и симптомы акалькулии

Содержание

Акалькулия – лечение, виды и симптомы акалькулии

Акалькулия: причины, симптомы, диагностика и коррекция синдрома

Акалькулия – нейропсихический синдром, для которого характерна утрата способности к арифметическим операциям и восприятию чисел. Развивается при поражении доминантного полушария: у правшей левого полушария, у левшей –правого.

Акалькулия является приобретенным заболеванием, и возникает на фоне поражения участков мозга или нейропсихических заболеваний. Возникает на фоне нарушений работы височной, теменной и затылочной области коры головного мозга, которое в свою очередь возникает по причине травм, нейроинфекций, новообразований и т.д.

Также часто акалькулия развивается на фоне основного неврологического или психического заболевания. Так, акалькулия часто сочетается со следующими болезнями: оптическая агнозия, алексия, дислексия, акустико-мнестическая афазия, дефицит внимания, сенсорная афазия, амнезия, деменция, инсульт.

Причины нарушения

Акалькулия возникает по причине поражения теменных, затылочных, височных и префронтальных отделов коры головного мозга. Причины подобного поражения головного мозга могут быть различными:

  • значительное количество неврологических нарушений в перинатальный период
  • наследственный фактор;
  • органические поражения головного мозга;
  • нейроинфекции;
  • новообразования в головном мозге;
  • различные интоксикации;
  • дисметаболические отклонения;
  • поражение головного мозга инфекционными заболеваниями;
  • негативная социальная среда;
  • цереброваскулярные болезни;
  • черепно-мозговые травмы.

Разновидности и формы заболевания

Развитие акалькулии происходит при нарушениях различных когнитивных систем. В зависимости от того, какая познавательная функция поражена, выделяют такие виды заболевания:

  1. Вербальная – отклонения в словесном обозначении понятий математики. Пациент может успешно выполнять математические операции, но не может вербально обозначить название чисел, символов, не в состоянии обозначить количество предметов.
  2. Апраксическая – человек не возможность исчислять предметы. Пациент не может совершить счет предметов, и выделить их количественные характеристики.
  3. Дислектиксическая – отсутствие способности прочесть математические символы, выразить количественные термины.
  4. Графическая – неспособность записывать математические символы и знаки, а также корректно изображать геометрические фигуры.
  5. Операциональная – утрата способности к выполнению математических операций.

Также случаи акалькулии могут быть подразделены по признаку первичности и вторичности.

Первичная (специфическая) – вызвана поражениями участков коры головного мозга, выделяют следующие ее виды:

  1. Лобная – вызвана нарушениями функционирования лобной доли головного мозга, которая отвечает за контроль, регуляцию всех психических функций человека. Способность к счету нарушается вследствие отклонений в организации сознательной деятельности.
  2. Теменная (теменно-затылочная) – возникает при поражении теменно-затылочных участков головного мозга. У пациента нарушено понятие «числа», понимание сути счетных операций, восприятие пространственных координат.

Вторичная (неспецифическая) – возникает по причине нейропсихического заболевания, выделяют такие виды:

  1. Оптическая – возникает при патологиях долей головного мозга, отвечающих за зрительный анализатор. При оптической акалькулии нарушено зрительное восприятие чисел и математических знаков. Пациент не способен различить похожие арифметические символы, распознать римские цифры.
  2. Сенсорная – развивается при поражении участков головного мозга, участвующих в акустическом восприятии речи. Проявляется в затруднениях при устном счете и проведении счетных операций на слух.
  3. Акустико-мнемоническая – также связана с акустическим восприятием речи. Отличие состоит в том, что у пациента нарушена слухоречевая память и снижен объем слухового восприятия.

Отличие от дискалькулии

Акалькулия и дискалькулия являются сходными понятиями, однако между ними есть различие. Оно заключается в том, что дискалькулия – следствие врожденных нарушений развития головного мозга и при ней математические знания полностью не усваиваются. Акалькулия же является приобретенным состоянием, и возникает по причине неврологических травм и нарушений, приобретенных в процессе жизни.

Симптоматика нарушения

Симптомы акалькулии варьируются в зависимости от формы заболевания.

При первичной форме нарушения у пациента наблюдаются такие симптомы:

  • затруднения в понимании разницы между внешне похожими числами (например, 147 и 174);
  • неспособность к восприятию категории числовых разрядов;
  • трудности при выполнении простых арифметических действий;
  • нарушение понимания понятия «число»;
  • отсутствие способности к сравнению числительных значений;
  • нарушено восприятие пространственных координат;
  • трудности в оценке чисел имеющих цифру «ноль» в своем составе;
  • затруднения при вычитании, при этом сложение выполняется относительно легко.

Вторичная форма акалькулии проявляется такими симптомами:

  • отсутствует визуальное восприятие чисел, и незнание их названий;
  • нарушено восприятие чисел и математических операций на слух;
  • проблемы с пониманием математических операций, их планированием и контролем над выполнением.

Осмотр и диагностика

Выявить заболевание может врач дефектолог, психолог, психиатр, специалист в нейропсихологии.

Расстройство счета редко выступает единственным когнитивным нарушением, и зачастую сопровождается другими патологиями. Акалькулия может быть не выявлена при первичном обследовании и диагностике, по причине более интенсивных проявлений других нарушений.

Диагноз может быть поставлен после проведения арифметических тестов и их анализа. Чрезмерно низкие результаты свидетельствуют о патологии. Также необходимо использование таких диагностических мероприятий как тесты на выявление патологий речи, письма, чтения, ориентации в пространстве, праксиса.

Лечение и коррекция

При терапии акалькулии основные лечебные мероприятия должны быть направлены на устранение причин возникновения заболевания.

Выбор программы коррекции зависит от формы болезни, и, соответственно, причин ее возникновения. Комплексная терапия осуществляется такими специалистами: клинический психолог, дефектолог, психиатр, специалист нейропсихологии.

Первичное нарушение

При первичной форме акалькулии основная задача состоит в восстановлении у пациента восприятия чисел, их разрядов. Применяются специальные методики, основным принципом которых является работа с визуальной памятью пациента.

Применяются карточки с изображением чисел, предметов и их количества. Предпочтительно использовать яркие и разнообразные цвета, так как это способствует лучшему восприятию и запоминанию. При работе с детьми желательно использовать игровые формы.

Работа с числами заключается в необходимости разложить любое из них на вариации. Вспомогательным инструментом могут быть палочки. К примеру, больному называют число 7 и дают задание разбить его на возможные составляющие.

Пациент выполняет эту задачу, раскладывая палочки в таких комбинациях: 3+4, 2+5, 1+6. Все действия записывают в дневник терапии. При прогрессировании результата добавляют устное комментирование математических действий – все операции сопровождаются проговариванием. Это способствует развитию способности производить счет в уме.

При нарушении восприятия названий чисел и их разрядов, работа специалистов заключается в проговаривании чисел от 1 до 100 вместе с пациентом, и параллельными пояснениями касательно единиц, десятков. Одним из упражнений является записывание чисел цифрами под их буквенными обозначениями. Например, рядом со словами двести сорок один записать 241.

После 3 занятий к наглядным и образным материалам следует присоединять устные формы работы, озвучивание арифметических действий.

Терапия вторичной формы

Лечение вторичной формы акалькулии выбирается в зависимости от области поражения коры головного мозга:

  1. При поражении затылочной части коры лечение направлено на восстановление правильного написания чисел, и их зрительного восприятия. На это направлены такие методы: упражнения с двигательным образом числа, предметный счет, различные манипуляции с задачами и числами, озвучивание чисел, при одновременном представлении их в уме. Наилучшие результаты достигаются при удовлетворительном уровне развития зрительной памяти, способностей к воображению, слухового восприятия.
  2. При поражении височных участков коры головного мозга у пациентов нарушается слуховое восприятие чисел. При данном нарушении нет необходимости в специализированной терапии.
  3. При нарушениях в префронтальных отделах коры терапевтические меры направлены на обучение пониманию чисел, простых арифметических действий, постепенно переходя к более сложным операциям.

Последствия и ограничения

Акалькулия способна вызывать различные осложнения. К таким негативным последствиям относят аграмматизм (затруднения при составлении и восприятии предложений), парафазии (замена звуков, неверное употребление звуков), речевой эмбол (навязчивое повторение слова или словосочетания).

К последствиям акалькулии также относят снижение социальной адаптации индивида из-за сочетания заболевания с другими когнитивными нарушениями. Вследствие этого происходит снижение качества жизни пациента.

При развитии заболевания у детей это вызывает проблемы в обучении, социальной адаптации в школе, ухудшает навык коммуникации и может негативно сказаться на дальнейшем когнитивном развитии ребенка. У детей может развиваться низкая самооценка и депрессия.

Акалькулия — расстройство счета

Акалькулия (а + лат. calculo — считать) представлена в виде нейропсихологического симптома, особенность которого заключается в утрате умения осуществлять арифметические действия из-за поражений коры головного мозга.Синонимом акалькулии является дискалькулия.

У пациентов наблюдается отсутствие способности сравнивать числа, вычитать и складывать их, решать элементарные математические задачи.

По сути, умение человека считать является интеграцией одновременно нескольких когнитивных умений. Рассматриваемая же патология провоцирует сложности в следующих областях:

  • ассоциация числа и его устного названия;
  • сравнение цифр с разными числовыми значениями;
  • регистрация в сознании значения числа и понимание его сути;

Симптоматика акалькулии часто является предшественником деменции, причина развития которой заключается в наличии поражений в лобной или теменной доле головного мозга.

Классификация

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.
Читайте также:  Как научиться экономить деньги и копить при маленькой зарплате

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Лечение

Акалькулия требует терапии, основанной на устранение основной причины. Форма синдрома напрямую влияет на то, как будет осуществляться восстановление вычислительных способностей. Ответственность за это несут клинические психологи, дефектологи, специалисты нейропсихологии и психиатры.

Терапия первичной формы

В данном случае ключевая цель представлена восстановление понимания чисел и их разрядной структуры. Среди наиболее эффективных методов следующие:

  • метод понимания разрядов;
  • метод действия с числами;
  • визуальный метод.

Специальные методики, в основе которых лежит визуальная память, принято использовать в тяжелых формах болезни. Это могут быть выложенные перед пациентом в ряд карточки с изображением количества предметов и соответствующими числами.

Игровая форма в случае с детьми приносит более ощутимый эффект. Например, под цифрой 4 на карточке будет изображено 4 книги.

Цветовая гамма предметов должна быть яркой и разнообразной, поскольку в процессе запоминания и восприятия цвет играет немаловажную роль.

Суть метода действия с числами заключается в необходимости пациента разбить любое число на максимум возможных вариаций. Палочки отлично подходят для выполнения данного упражнения. Например, пациенту предлагают разбить на возможные вариации число 7.

Все выполненные действия необходимо записать в дневник. Со временем можно избавиться от палочек и заменить их вербальным комментированием арифметической операции, если пациент будет делать успехи. Все счетные операции необходимо будет проговорить вслух, далее можно переходить на шепот и в результате человек учится считать в уме.

Если неспособность анализировать разряды чисел сопровождается нарушением их названия, актуально проговаривать все числа до 100, а работе дефектолога будет заключаться в появлении разницы между единицами и десятками.

Не менее эффективно упражнение, когда пациенту необходимо написать наименование числа под его названием. Например, под надписью триста сорок семь пациент должен написать 347.

Только первые 2-3 занятия проводятся в наглядно-образном стиле, после чего актуален постепенный переход на голосовое озвучивание процессов. У взрослых акалькулия легкой стадии корректируется более эффективно, нежели у детей.

Терапия вторичной формы акалькулии

При вторичной форме локация поражения головного мозга напрямую влияет на характер восстановления числового понятия и счета.

  1. Затылочные поражения требуют коррекции правильного написания и визуального восприятия. Наиболее эффективные методики – упражнение с двигательным бразом числа, манипулирование с задачами и числами, а также предметный счет. Не менее эффективен метод озвучивания, когда в уме пациент представляет число. Результат возможен при хорошо развитой зрительной памяти, воображения, а также при сохранном слуховом восприятии.
  2. Проблемы со слуховым восприятием чисел характерны при поражении височных зон. Специализированное терапевтическое восстановление в данном случае не актуально, поскольку нарушение несущественное.
  3. Префронтальные поражения требуют обучения пациентов простому пониманию чисел, постепенно вводятся арифметические операции, где в роли предметов выступают цифры. На завершающем этапе дефектолог вводит арифметические операции с последовательными действиями.

Пациент будет анализировать арифметические действия и за счет объективно-разрядного понимания числа, и за счет привычной предметной характеристики, если вводить манипулирование предметами наравне с числами.

От первичной предметной оценки к разрядной, пространственной характеристике можно перейти за счет переключения на внутреннюю программу сознания от внешних действий. Постепенно арифметические манипуляции восстанавливаются, как и их понимание.

Акалькулия – это… Что такое Акалькулия?

Причины

Заболевание разделяется на несколько видов, что упрощает выбор метода терапии.

Появляется данный симптом из-за поражения коры мозга в различных его долях.Наиболее распространенными причинами для появления акалькулии являются:

  • цереброваскулярное нарушение
    – к таким причинам относятся геморрагический и ишемический инсульты, а также ишемия мозга в хронической форме, которая вызывает постепенное развитие сосудистой деменции;
  • открытые и закрытые черепно-мозговые травмы
    – если при повреждении образуется гематома в головном мозге, то риск развития нарушения счета достаточно высокий. Также может происходить размозжение вещества головного мозга в определенных участках травмы; и тогда, если в это вовлечена та зона коры, которая отвечает за арифметические действия, развиваются акалькулия. В зависимости от полученной травмы состояние может быть обратимым и необратимым;
  • нейроинфекции
    – помимо прочих симптомов поражения мозга, эти заболевания часто сопровождаются изменениями способности к счету. Наиболее распространенными инфекциями являются энцефалит, энцефаломиелит и менингоэнцефалит;
  • интоксикация
    – тяжелые отравления в острой или хронической форме, вызванные химическими веществами или нарушениями в работе организма, такими как гипергликемия или уремия, приводят к поражению различных отделов мозга, в том числе тех, которые используются при вычислении. В результате развивается акалькулия различной степени выраженности;
  • новообразования в мозге
    – при их наличии происходит сдавливание тканей мозга, из-за чего он перестает полноценно выполнять свои функции. В момент, когда повреждается кора больших полушарий в области, отвечающей за арифметические способности, развивается патологическое состояние;
  • заболевание центральной нервной системы дегенеративного характера
    – в этом случае нарушение счета происходит по причине общей дегенерации нервной системы и сочетается с такими симптомами, как ухудшение памяти, деградация мышления, не адекватное восприятие происходящего вокруг и утрата способности самостоятельно обслуживать себя.

Акалькулия у ребенка обычно оказывается связанной с тем, что имеют место аномалии в развитии мозга, которые вызываются гипоксией, перенесенной в процессе внутриутробного развития или при родах, а также инфицированием плода или родовой травмой.Важно! Редко наследственные патологии приводят к акалькулии.

Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.

В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

Читайте также:  Как понять, что ты влюбилась по-настоящему

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Диагностика дискалькулии

В связи с тем, что расстройство счета часто сочетается другими видами патологии познавательных функций, синдром акалькулии может быть не диагностирован вовсе (попросту не замечен за ведущим когнитивным дефицитом). Однако его выявление является необходимой работой, на основе которой разрабатывается система лечебных мероприятий.

Лечение акалькулии, точно также как и коррекция дискалькулии, является трудоемким и длительным процессом. Для этого необходим тесный контакт врача и пациента.

В первую очередь лечебные мероприятия направляют на причину развития синдрома. Только устранив или скорректировав этиологические факторы, можно полноценно работать над восстановлением навыка счета. Если акалькулия носит вторичный характер, параллельно ведется работа над другими утраченными когнитивными функциями. При этом необходимо соблюдать:

  • принцип комплексности лечения – предполагается сочетанное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • системность подхода – мероприятия направляются не только на изолированное восстановление навыка счетных операций, но и на первопричину возникновения дефекта;
  • этапность, непрерывность и длительность работы с пациентом для лучшего результата лечения;
  • учет психологической атмосферы при процессе восстановления навыка счета;
  • учет особенностей других высших психических функций (гнозиса, праксиса, речи).

В настоящее время в связи с повсеместностью распространения необходимости в счетных операциях проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро. Ситуация усугубляется не только возможностью приобретенной утраты навыка счета, но и дефектом в способности производить арифметические действия при задержке формирования счетного центра в коре.

Акалькулия и дискалькулия могут проявляться в различных сочетаниях с иными познавательными нарушениями и существенно снижать социальную адаптацию человека. Своевременная и комплексная коррекция утраченных или несформированных навыков производить арифметические действия способна значительно улучшить результаты лечения и повысить качество жизни пациента.

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

Симптоматика

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.

Больным акалькулией нужна помощь специалистов

Нарушение проявляется не совсем одинаково у больных разного возраста. Также есть и общие признаки акалькулии.

Акалькулия – заболевание, при котором теряется возможность математических расчетов

Сложность современной жизни приводит к тому, что с каждым годом растет число людей, страдающих психическими заболеваниями. Растройствами психики по статистике страдает более 35 % человечества.

Самой распространенной формой является депрессия. Среди нарушений встречается такое заболевание, как акалькулия. Это утрата человеком способности считать. Заболевание относится к наиболее серьезным, но оно излечимо.

Причины развития нарушения

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

Аспекты синдрома

Впервые сведения о таком заболевании, как акалькулия появились в 1919 году. По итогам исследований патология была разделена на первичную и вторичную. Первичная форма развивается при поражении височной, теменной и затылочной части коры головного мозга. При таком развитии у больного нарушается возможность произведения анализа и синтеза пространственных представлений.

Пациент не может различить цифры, произвести какие-либо действия с ними. Врачами был установлен факт, что сложность возникает из-за отсутствия понимания у человека «лево, право, вверх, вниз».

Наибольшую сложность эти нарушения вызывают у детей. У ребенка может не наступить понимание пространства к периоду начала обучения в школе. Это приведет к невозможности освоения арифметических цифр.

Симптомами первичной акалькулии являются:

  • Отсутствие разницы между цифрами. Например, больной не понимает, чем отличается 545 от 455.
  • Невозможность провести различия между разрядами чисел.
  • Полное отсутствие понятия числа.
  • Непонимание пространственных координат.
  • Сложность в проведении любых видов арифметических действий.

Вторичный вид патологии наблюдается при общем расстройстве умственной деятельности или при психических нарушениях.

Развитие заболевания у детей

В школьном возрасте около 5 процентов детей страдают дискалькулией. Это непонимание принципа счета, невозможность различать арифметические действия. Акалькулия идискалькулия взаимосвязанные между собой заболевания.

Об акалькулии речь идет в том случае, если ребенок был умственно развит, но утратил способность в результате травмы или заболевания. При дискакалькулии у ребенка теряется возможность обучаться любым арифметическим действием, а часто это сочетается с проблемой невозможности распознавания букв.

Дискалькулия у детей начинает развиваться с раннего возраста. Она выражается в том, что такого ребенка просто невозможно обучить каким-либо арифметическим действиям. Его мозг полностью отказывается воспринимать данную информацию. Чаще всего такое заболевание встречается у детей с генетической предрасположенностью. В итоге заболевание перетекает в умственную отсталость.

Диагностика дискалькулии

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

Лечение

Акалькулия поддается лечению, но для полной ликвидации симптомов, необходимо устранить причину патологии, то заболевание, которое стало причиной нарушений. Другая ситуация возникает с дискалькулией. Так как это заболевание не приобретенное, а врожденное, лечение предполагает только коррекцию и меры профилактики.

Читайте также:  Возрастные кризисы в психологии - особенности и характеристика

Методики лечения акалькулии будут зависеть от возраста пациента и степени тяжести заболевания. Если болен взрослый человек, то терапия будет проводиться со специалистами с применением различных компьютерных программ. Больного постепенно приводят к осознанию понятия числа. После этого начинается обучение математическим действиям от простых до более сложных.

Коррекцией дискалькулии должен заниматься врач-логопед. При необходимости к раьоте с пациентом может быть привлечен психолог и невролог. Для коррекции разрабатываются специальные методики. Занятия могут проходить в любом комфортном для ребенка месте. Методика состоит из целого комплекса игровых упражнений, которые обучают счету. Также занятия должны быть направлены на развитие речи, мышления, изобразительных способностей ребенка.

Для устранения дискалькулии очень важно развить грамотную и связную речь. Коррекция должна быть основана на расширении словарного запаса у ребенка с одновременным изучением математических терминов. в самом начале должно вводится понимание больше, меньше, название геометрических фигур, признаки предмета.

Следующим этапом вводится обучение порядковому счету, употребление цифр в речи. Ребенка учат сравнивать цифры, предметы, их количество, качественные характеристики. У ребенка формируют связь между цифрой и ее визуальным выражением на письме. Развивается сразу и мелкая моторика, и мышление.

Как только будут достигнуты устойчивые достижения в счете, преподаватель переходит к простейшим арифметическим действиям. Цель показать ребенку логику решения.

Профилактика дискалькулии

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.

  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Акалькулия и дискалькулия – в чем разница? Классификация акалькулий, диагностика и лечение

1. История основных понятий 2. Этиология 3. Классификация 4. Диагностика и лечение

Умение считать является фундаментальным навыком, отсутствие которого приводит к стойким ограничениям процессов познания, обучения и профессионального образования. Приобретенное нарушение счетных операций носит название акалькулия (acalculia). Это определение было впервые введено Henschen в 1919 году.

История развития навыка счета имеет достаточно интересные тенденции. Еще относительно недавно умение считать было присуще только определенным социально-экономическим классам. В последующем этим навыком стала обладать все более широкая группа лиц. В настоящее время практически каждый человек, освоивший школьный курс математики, способен самостоятельно производить счетные операции. Однако ученые предполагают в будущем повторное снижение распространения подобного навыка. Такую вероятность связывают с широким внедрением в повседневную жизнь компьютерных технологий, использованием банковских карт и уходом от наличных расчетов. Поэтому способность считать рассматривают как особую познавательную функцию, зависимую от социокультурных факторов человека.

Тем не менее, необходимость счетных операций неотъемлемо присутствует в нашей повседневной жизни.

История основных понятий

Хотя термин «акалькулия» был введен только в 1919 году, описание центра счета было сделано более чем за сто лет до этого швейцарский нейроанатомом Gall и его ассистентом Spurzheim. Однако согласно их описанию локализовался он в лобной доле в орбитофронтальной области и напрямую был связан с зоной экспрессивной речи. Расстройства счета при этом рассматривались как нарушения, напрямую связанные с моторной афазией.

Только в 1926 году немецкий физиолог и психиатр Hans Berger предложил выделять первичную акалькулию, когда навык математических операций утрачен изолированно при повреждении центра счета (в теменно-височно-затылочной области), и вторичную, возникающую вследствие страдания других высших корковых функций (например, при цифровой алексии – неспособности прочесть цифры).

Полная утрата навыка счетных операций встречается достаточно редко. Поэтому чаще прибегают к термину «дискалькулия», под которым понимают частичную утрату способности считать. Как правило, диагностируется дискалькулия у детей.

Этиология

В функции счета принимает участие большое количество когнитивных систем. Патология любой из них может привести к развитию акалькулии. Чаще всего к потере навыка счета приводят:

  • церебро-васкулярные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы;
  • новообразования мозга;
  • инфекционные заболевания головного мозга;
  • хронические и острые интоксикации;
  • некоторые наследственные синдромы (например, генетически обусловленные деменции).

Эти же факторы могут выступать в качестве причины дискалькулии.

Кроме того, выделяют ряд заболеваний, которые могут спровоцировать задержку формирования центра счета у ребенка:

Подобные нарушения чаще приводят к частичной утрате способности производить арифметические действия. Как правило, ребенок в этом случае имеет сочетание данной патологии с различными видами нарушений развития (речевого, моторного, психического).

Классификация

Классификация акалькулий достаточно условна. Как правило, к развитию подобной патологии приводят расстройства нескольких когнитивных систем. Поэтому акалькулия будет ожидаемым элементом при афазиях, алексии и аграфии. В связи с преимущественным поражением одной из познавательных функций выделяют следующие виды акалькулий:

  • Вербальную. При этом страдает словесное обозначение математических понятий. Счетные операции выполняются успешно, однако пациент неспособен называть числа, символы, количества.
  • Апраксическую. Проявляется в виде нарушения системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов. Пациенты не способны пересчитать предметы, а также разделить их по количественным характеристикам.
  • Дислексическую. Первично наблюдается расстройство чтения математических символов (цифр, знаков), словесных выражений количественных терминов;
  • Графическую. Страдает навык записи математических знаков, символов и правильного воспроизведения геометрических фигур.
  • Операциональную. Связана с утратой способности выполнять математические операции.

Существует иная классификация, согласно которой патология может быть подразделена на специфическую (первичная акалькулия) и неспецифическую (вторичная форма).

К неспецифическим формам относят акалькулию:

  • Оптическую. Возникает при поражении затылочных долей полушария, являющегося корковым представительством зрительного анализатора. Страдает оптическое восприятие числа или математических знаков. Пациенты не могут распознать и оценить схожие по рисунку арифметические символы, часто отмечается дефект в оценке чисел, обозначенных римскими цифрами;
  • Сенсорную. Первично страдает акустическое восприятие речи. Нарушен устный счет и счетные операции, выполняемые на слух;
  • Акустико-мнестическую. При этой форме также нарушается акустическое восприятие речи, но связано оно с нарушением слухоречевой памяти и объема слухового восприятия.

Представителями специфической формы являются лобный и теменной (или теменно-затылочный) подтипы.

Лобная акалькулия связана с нарушением основных функций лобной доли – программирования, регуляции и контроля протекания всех психических функций человека. Патологические процессы, затрагивающие лобную долю, приводят к нарушению всех высших форм организации сознательной деятельности, в том числе и счета.

Теменная (или теменно-затылочная) акалькулия возникает при поражении соответствующих областей мозга, где имеется первичный центр счета. Он складывается на основе уже сформированных и нормально функционирующих зрительного, слухового, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Как правило, это происходит к 7-летнему возрасту. При этом возникает центральное нарушение счета, первично страдает понятие «число» и счислительных операций, обнаруживается дефект восприятия системы пространственных координат.

Диагностика и лечение

В связи с тем, что расстройство счета часто сочетается другими видами патологии познавательных функций, синдром акалькулии может быть не диагностирован вовсе (попросту не замечен за ведущим когнитивным дефицитом). Однако его выявление является необходимой работой, на основе которой разрабатывается система лечебных мероприятий. Для подтверждения наличия нарушения навыка счетных операций и отнесения его к определенной группе проводят ряд нейропсихологических тестов для выявления расстройства счета, патологии речи, чтения, письма, пространственной ориентации и праксиса.

Лечение акалькулии, точно также как и коррекция дискалькулии, является трудоемким и длительным процессом. Для этого необходим тесный контакт врача и пациента.

В первую очередь лечебные мероприятия направляют на причину развития синдрома. Только устранив или скорректировав этиологические факторы, можно полноценно работать над восстановлением навыка счета. Если акалькулия носит вторичный характер, параллельно ведется работа над другими утраченными когнитивными функциями. При этом необходимо соблюдать:

  • принцип комплексности лечения – предполагается сочетанное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • системность подхода – мероприятия направляются не только на изолированное восстановление навыка счетных операций, но и на первопричину возникновения дефекта;
  • этапность, непрерывность и длительность работы с пациентом для лучшего результата лечения;
  • учет психологической атмосферы при процессе восстановления навыка счета;
  • учет особенностей других высших психических функций (гнозиса, праксиса, речи).

В настоящее время в связи с повсеместностью распространения необходимости в счетных операциях проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро. Ситуация усугубляется не только возможностью приобретенной утраты навыка счета, но и дефектом в способности производить арифметические действия при задержке формирования счетного центра в коре. Акалькулия и дискалькулия могут проявляться в различных сочетаниях с иными познавательными нарушениями и существенно снижать социальную адаптацию человека. Своевременная и комплексная коррекция утраченных или несформированных навыков производить арифметические действия способна значительно улучшить результаты лечения и повысить качество жизни пациента.

Оцените статью
Добавить комментарий