Когниция – что это такое, определение понятия, примеры в психологии

Когниция – что это такое, определение понятия, примеры в психологии

Когнитивная психология

Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.

Теория когнитивной психологии

Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).

Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.

Кому может помочь когнитивная психология?

Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.

Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.

Когнитивизм — это современное направление в психологии

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

Расшифровка термина

Когнитивизм – это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность — что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Понятие когниции

Основным понятием в когнитивизме выступает когниция, которая представляет собой сам познавательный процесс либо совокупность психических процессов, в которую входит восприятие, мышление, внимание, память, речь, осознание и т.д.

То есть такие процессы, которые связаны с обработкой информации в структурах мозга и ее последующей переработкой.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как «когнитивный» — что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный – это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Несколько определений для примера

Что означает слово «когнитивный»?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент – это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе;
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас;
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие – это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия – это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Читайте также:  Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с «я»-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Нарушение когнитивных функций — что это такое? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое «Я-Концепция»? Клинический психолог пояснит в этом видео:

Когнитивная оценка является элементом эмоционального процесса, в который входит интерпретация происходящего события, а также собственного и чужого поведения на основе отношения к ценностям, интересам, потребностям.

В когнитивной теории эмоции отмечается, что когнитивная оценка определяет качество переживаемых эмоций и их силу.

Когнитивные особенности представляют собой специфические характеристики когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением.

Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры, обеспечивающие восприятие информации, ее хранение и упорядочивание. Они позволяют психике в дальнейшем воспроизводить устойчивые аспекты окружающей среды и в соответствии с этим оперативно реагировать на них.

Когнитивной ригидностью называют неспособность индивида изменить собственное восприятие окружающей среды и представления о ней при получении дополнительной, иногда противоречащей, информации и возникновении новых ситуационных требований.

Когнитивное познание занимается поиском методов и путей повышения эффективности, совершенствования мыслительной деятельности человека.

С его помощью становится возможным формирование многогранной, успешной, мыслящей личности. Таким образом, когнитивное познание представляет собой инструмент формирования познавательных способностей индивида.

К одной из черт здравого смысла относят когнитивные предубеждения. Индивиды часто рассуждают о чем-либо или принимают решения, которые пригодны в одних случаях, но вводят в заблуждение в других.

Они представляют собой пристрастия индивида, необъективные смещения в оценке, склонность к неоправданным выводам в результате недостаточности информации или нежелания принимать ее к сведению.

Таким образом, когнитивизм всесторонне рассматривает умственную деятельность человека, исследует мышление в различных изменчивых ситуациях. Данный термин тесно связан с познавательной деятельностью и ее эффективностью.

О том, как справляться с когнитивными предубеждениями, вы можете узнать из этого видео:

Когниция

Когниция – это совокупность ментальных процессов, служащих для обработки и трансформации информации. Включает постижение и оценивание собственной персоны в окружающей действительности, а также построение индивидуальной картины реальности, то есть всё, что образует основу для поведенческих паттернов индивида. Таким образом, все процессы, которые заключаются в трансформации сенсорных данных, поступающих в мозг, в ментальные репрезентации разнообразного типа (образы, фреймы, сценарии) называются когнициями. То есть процесс когниция являет собой действия по обработке и преобразованию информации из одной структуры в другую.

Что это такое

В соответствии с собственной нейронной структурой мозг человека затмевает любой компьютер. Весь потенциал мозга по сей день не изучен, однако с уверенностью можно утверждать, что его вычислительные возможности безграничны. При этом всякий даже самый слабенький калькулятор имеет перевес в точности вычислений. Почему же так происходит?

Мыслительная активность человека проистекает изолированно от психических процессов личного восприятия мира. Поэтому люди склонны допускать логические ошибки, заключать ложные выводы.

Ниже приведено ряд факторов, влияющих на перцепцию человека:

– сознательный мыслепоток, именуемый ментальным шумом;

– ограниченный потенциал мозга в трансформации информации.

Когниция это итог формирования знаний о предмете, объекте (факте, месте), связывающий все компоненты психики – интеллект, эмоции, память, представление. Проще говоря, это единица смысла, находящаяся на рубеже разума и психики.

Рассматриваемое явление включает не только фактические знания, но и суждения, теории и погрешности восприятия. Они принимают участие в вырабатывании нового смысла при помощи ощущений человека, установок.

Все научные познания имеют духовную природу, поскольку даже в основе слаженной логической мысли лежит подсознательное чутьё. При этом, когда объективных и вербальных средств недостаточно для трансформации всего, что люди думают, представляют, чувствуют, зарождаются когнитивные искажения.

Первообраз рабочего определения описываемого понятия можно отыскать у Дж.Беркли, утверждавшего, что любому, кто анализирует объекты людского познания, понятно, что они являют собой идеи, либо воспринимаемые чувствами, либо такие, которые человек получает, наблюдая действия ума и эмоции, либо, образуемые посредством участия воображения, памяти, либо, возникающие через объединение, разделение, представление первоначально воспринятого одним из вышеприведенных способов.

Понятие когниции объединяет не только процессы человеческого сознания (мышление, разработку стратегий, представление, творчество, анализ, размышление, символизацию), но и более приземлённые процессы, такие как: моторика, внимание, узнавание. Необходимым условием описываемого явления считается мимесис (подражание, подобие).

Таким образом, когниция это простыми словами познавательное действие или процесс познания. Человеческая когниция является взаимодействием процессов восприятия, представления и выработки информации в словесной форме.

Рассматриваемое понятие – это противоречивый мир, поскольку в зону сознания личности проникает существующий мир (реальный, чувственный, объективный). Однако вместе с тем при помощи внутренней воли индивид может творить собственный смысл, который он причисляет к окружающим объектам.

Когниция в психологии

Рассматриваемое понятие является мыслью либо образным представлением, которые бывают незамеченными человеком, если он не сконцентрируется на них. Классические когниции, присущие депрессивным состояниям и иным клиническим нарушениям, нередко именуются «автоматическими мыслями». Людям характерно думать, что их думы и представления являют собой отображение действительности, поэтому они редко оценивают их истинность.

При этом знание в отличие от анализируемого понятия одновременно являет собой оправданное суждение или адекватную и аргументированную репрезентацию, либо процесс получения этого представления.

Когниция же вне истинностного значения. Данный феномен оперирует и заблуждениями, и истинным знанием. Её характеризуют процессы взаимодействия с суждениями (которые бывают неадекватными и ошибочными) и знаниями. Когниция в качестве процесса порождает и применяет репрезентации, приписываемые мнениям и знанию.

Также рассматриваемое явление рознится и с эмоциями, поскольку оперирует дискретными, специализированными, систематизированными структурами.

Когниция структурирована, а её элементы ориентированы на отображение строения внешней среды, что обусловлено необходимостью социальной деятельности. Невзирая на то, что когнитивные компоненты имеют связь с вербальными структурами, а языки всевозможных сообществ очень многообразны, основные инструменты когниции всесторонние, что и обнаруживается в семантике языков.

Общие языковые элементы, универсальные грамматические структуры, а также объединение категорий вокруг прообразов демонстрируют, что люди не просто «постигают» действительность, но деятельно и целеустремленно воссоздают ее образом для определенных целей.

Когниция это в психологии является родовым термином, используемым с целью обозначения процессов, направленных на получение знаний. Анализируемое понятие захватывает всю умственную деятельность или состояния, направленные на усвоение знаний и функционирование разума, что включает перцепцию, воображение, речевые процессы, внимание, память, решение проблем.

Таким образом, когниция является собирательным обозначением направленных усилий, затеваемых, дабы отыскать, познать, определить, понять, разобрать, систематизировать, обсуждать объекты, а также изменять их посредством мыслительных операций.

Психологи, сплотившиеся вокруг рассматриваемой теории, убеждены, что человек не является машиной, бездумно и автоматически реагирующей на посылы (внутренние стимулы или внешние события). Напротив, человеческий разум способен на значительно большее. Он может подвергать анализу информацию о настоящей реальности, сопоставлять, принимать решения, решая проблемы, которые одолевают его практически ежеминутно.

Читайте также:  Чем отличается любовь от влюбленности психология

Таким образом, когнитивизм базируется на понимании индивида в качестве существа, мыслящего и анализирующего, поскольку пребывает в среде информации, которую надобно осознать, оценить и использовать.

Познавательные процессы – когниции, исследуются когнитивной психологией, которая ориентирована на математическую имитацию мыслительной деятельности и эксперимент. Проще говоря, она является ответвлением психологии, исследующей когнитивные процессы, а именно: репрезентации, память, внимание, мыслительные акты, воображение, умения принимать решения. Часть постулатов данного вида психологии являют собой базис современной психолингвистики. Заключения этой отрасли психологии широко применяются в иных разделах учения о душе (психологии образования, личности, социальной психологии).

Иначе говоря, когнитивная психология рознится от поведенческих концепция «стимул-реакция» отсутствием однолинейного направления детерминированности поведения. Она руководствуется учением о самоорганизации и саморегуляции изучаемых систем. Отсюда можно вывести другие методические доктрины когнитивизма, устремленные на сложно-структурные системные связи, возникающие в ходе акта познания.

Основной интерес рассматриваемого вида психологии сконцентрирован на мыслях. Поведенческие паттерны, эмоциональное реагирование, среда – все это является существенным, но характерной чертой когнитивной психологии считается именно фокусирование на суждениях клиента, его ожиданиях, установках, убеждениях, идеях, представлениях, образе мыслей – то бишь когнициях.

Часто люди расстраивают себя сами собственным иррациональным, неадаптивным мышлением порождают проблемы, которых в реальности могло не случиться. Либо даже при наличии объективных, неудачных обстоятельств, люди не в состоянии избавиться от ненужных дум, навязчивого характера, которые лишь осложняют процесс нахождения выхода из трудной ситуации. Поэтому неадекватный, неадаптивный, лишённый рациональности и сбалансированности когнитивный процесс мыслительной деятельности представляет собой мощнейший «генератор» стресса, который также препятствует успешной борьбе со стрессорами и дальнейшему преодолению негативных следствий таких состояний.

Помимо того наличие у индивида несколько противоречивых когниций (знаний, идей, суждений) нередко может породить когнитивный диссонанс.

Ниже приведены типичные причины, порождающие когнитивный диссонанс:

– логическая неадекватность между конкретным процессом или феноменом с суждениями о нём либо знаниями;

– несоответствие индивидуального разумения индивида позицией большинства субъектов, окружающих его;

– противоречие, возникающее между ранее полученным опытом и повторяющейся ситуацией;

– следование традиционно сложившемуся шаблону поведения или культурным обычаям вразрез собственному представлению о них.

Проще говоря, для простого обывателя, когнитивный диссонанс являет собой впервые появившееся или длящееся на протяжении определённого периода внутреннее противоречие, которое порождает негативные эмоции. Дабы ликвидировать неприятные ощущения индивид стремится сгладить внутреннюю конфронтацию посредством ниже приведённых стратегий:

– изменение поведенческого реагирования: индивид действует в соответствии с имеющейся когницией;

– отрицание ответственности: субъект за собственный проступок перекладывает ответственность на внешние факторы либо других людей;

– изменение когниции: индивид трансформирует собственные аттитюды (установки, представляющие собой сформировавшуюся оценку определенного объекта);

– переоценка когниции: индивид снижает внимание и приуменьшает значение диссонантным структурам;

– формирование новой когниции: субъект включает в процесс новый компонент, являющийся оправданием его поведения;

– поиск единомышленников: индивид стремится отыскать других людей, которые в аналогичных ситуациях поступают также.

В отдельных ситуациях люди стараются предотвратить зарождение диссонанса, провоцирующего внутренний дискомфорт, путём избегания любой информации, касающейся существующей проблемы, которая может вступить в противоречие с уже имеющимся суждением.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Когнитивный — это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наверное, большинство из вас обсуждали, можно ли вашего знакомого или соседа назвать умным человеком. После этого вопроса, как правило, начинается дискуссия, а по каким критериям, собственно, судить?

Умный – это тот, кто владеет большим объёмом знаний? Но он просто является носителем информации, и может не использовать её на практике и в жизни.

Когда учёные пытаются дать определение интеллекту, то всегда говорят о познавательных способностях человека – когнитивных функциях. Что они собой представляют, как их развивать, и что делать при «поломке»? Будем разбираться и становиться умнее за нашего знакомого.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Как развивать когнитивное мышление

Сразу после рождения ребенок начинает воспринимать и изучать мир. Но делает это на своём уровне в зависимости от возраста и того, занимаются ли с ним родители.

Различают такие виды когнитивного мышления:

  1. Наглядно-действенное (до 3 лет) – ребёнок рассматривает всё вокруг, пробует на ощупь, иногда даже пытается лизнуть. То есть, использует все простейшие способы узнать об объектах вокруг. Роль мамы и папы на данном этапе заключается в том, чтобы показывать чаду разные интересные предметы, называть их, рассказывать доступным языком об их свойствах и способе применения, давать изучать самому.
  2. Наглядно-образное (до 7 лет) – ребёнок учится выполнять поставленные задачи, решать задания с помощью логики. Родители должны играть с ним в развивающие игры на мелкую моторику, память, внимание и воображение. Также учить правилам поведения, что тоже развивает когнитивное мышление.
  3. Отвлечённое (после 7) – школьник учится понимать, представлять абстрактные вещи (что это такое?), которые невозможно увидеть или потрогать.

Но что делать взрослому человеку? Неужели тот уровень развития памяти или мышления, который есть на данный момент – это предел? Нет, даже в 40 или 60 лет можно продолжать заниматься своими когнитивными способностями.

Любовь к познанию окружающего мира и себя способствуют усовершенствованию этих функций головного мозга.

Некоторые рекомендации, которые прямо направлены на развитие мышления:

  1. Изучайте иностранный язык.
  2. Выберите другую дорогу, чтобы добраться на работу или учёбу.
  3. Делайте привычные вещи другой рукой (для правшей – левой, для левшей – правой).
  4. Разгадывайте кроссворды.
  5. Рисуйте, даже если не умеете. Усложните: возьмите карандаши в обе руки и продолжайте что-то изображать.
  6. Произносите в голос или про себя разные слова наоборот.
  7. Если нужно посчитать несложные уравнения, делайте это в голове, без помощи калькулятора и бумаги.
  8. Для того чтобы тренировать память, нужно перед тем, как лечь спать, вспомнить по деталям, как прошёл весь день. Также можно воспроизвести автобиографию от самого детства. Или же в обратном порядке: от сегодняшнего дня до момента, как ползали по полу за игрушкой. Вспоминать можно как просто в голове, так и рассказывая кому-то, или записывая в тетради.
  9. Смотрите различные фильмы и читайте книги, конечно же.
  10. Существует много приложений в наших смартфонах, которые прямо направлены на развитие тех, или иных когнитивных функций.
Читайте также:  Интеллигентность - что это такое, как стать интеллигентным человеком

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Когнитивные искажения (диссонанс)

Когнитивный диссонанс – это не просто мудреное словосочетание, которое имеет отношение только к учёным и профессорам. Мы сами в повседневной жизни часто с этим сталкиваемся.

Это состояние, при котором возникают противоречия:

Во время когнитивного искажения человек испытывает смятение, тревогу, неловкость, стресс, чувство стыда и вины, или даже злость – психологический дискомфорт. Например, в пешеходном переходе сидит попрошайка, которой вы дали немного денег. Она тянется за ними, а на руке показываются дорогие часы.

Вы сначала сбиты с толку, поскольку думали, что человек нуждается в финансовой поддержке. А выходит, что он может быть богаче, чем вы сами. Сначала оказываетесь в ступоре, который потом может перейти в агрессию, поскольку вас одурачили.

Диссонанс (что это такое?) возникает по таким причинам:

  1. несоответствие между знанием человека о предмете, явлении, других людях и действительно тем, что они собой представляют;
  2. несовпадение между обретённым опытом и ситуаций, которая повторилась, только по-другому;
  3. несоответствие личного мнения с точкой зрения окружающих, которое всплывает случайным образом;
  4. поддерживание традиций и верований, если сам их искренне не почитаешь и не веришь;
  5. логическое несоответствие фактов.

Что делать, если с вами произошёл этот непонятный когнитивный диссонанс? Для начала нужно уменьшить значимость этого состояния. Ведь всему есть объяснение, которое просто на данный момент вам недоступно.

Для этого нужно поискать новую информацию о предмете когнитивного искажения. Изучить более детально, или поговорить об этом с другими людьми. Возможно, у вас просто был небольшой кусочек познаний, и выпала отличная возможность его расширить.

Не стоить иметь очень скованных убеждений. Вы должны впитывать и замечать информацию различного формата, изучать всё вокруг. При таком подходе к жизни вряд ли что-то сможет удивить или сильно задеть. Просто наткнётесь на новые знания, которые тут же возьмете себе на заметку.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

Автор статьи: Марина Домасенко

КОГНИЦИЯ

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Смотреть что такое “КОГНИЦИЯ” в других словарях:

когниция — Познавательный процесс или совокупность психических процессов … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Когниция — (от лат. correlati знание) знание, познание; когнитивный соответствующий когниции или познанию, познаваемый … Исследовательская деятельность. Словарь

Когнитивная лингвистика — Лингвистика … Википедия

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950 е гг. разработал метод рационально эмоциональной психотерапии. Как самостоятельное направление К. п. сформировалась уже позже… … Психотерапевтическая энциклопедия

ДПДГ — ДПДГ(EMDR) Десенсибилизация и переработка движением глаз (англ.EMDR (англ.)русск. Eye Movement Desensitization and Reprocessing) метод психотерапии, разработанный Френсин Шапиро для терапии пост травматических расстройств (ПТСР) … Википедия

Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… … Психологическая энциклопедия

Познание (cognition) — П. (когниция) это «родовой термин, используемый для обозначения всех процессов, связанных с приобретением знаний», утверждает Эрнест Р. Хилгард в работе «Сознание в современной психологии» (Consciousness in contemporary psychology). В указателе к … Психологическая энциклопедия

ЦЕННОСТНО-АДАПТИВНЫЙ ПОДХОД В ПСИХОТЕРАПИИ — Система теоретических предпосылок для применения в психотерапии, психокоррекции и психологическом консультировании для лечении пациентов с неясной, интуитивной мотивацией, где затруднена диагностика (например, заочная психотерапия,… … Психотерапевтическая энциклопедия

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС — (лат. dissonans нестройно звучащий, cognitio знание, познание) концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных… … Новейший философский словарь

Харьковский гуманитарный университет «Народная украинская академия» — (ХГУ «НУА») Девиз Образование. Интеллигентность. Культура … Википедия

Оцените статью
Добавить комментарий