Непроизвольное внимание – причины и условия возникновения

Содержание

Непроизвольное внимание – причины и условия возникновения

Виды внимания
Произвольное и непроизвольное внимание

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание – более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

Относительная сила раздражителя.

Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

Контрастность предметов или явлений.

Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: “Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что”, и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Читайте также:  Филофобия - симптомы, лечение, причины, как избавиться

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Виды внимания

Понятие о внимании

Внимание

Психологические механизмы воображения

Комбинирование – сочетание отдельных элементов раз­личных образов предметов в новых, более или менее не­обычных комбинациях.

Частный случай комбинирования – агглютинация – спо­соб создания нового образа путем соединения, склеива­ния совершенно разных объектов или их свойств. Напри­мер, кентавр, дракон, сфинкс – лев с головой человека или ковер-самолет, когда способность летать перенесли от птицы на другой предмет.

Акцентирование – подчеркивание тех или иных черт (на­пример, образ великана). Этот способ лежит в основе со­здания карикатур и дружеских шаржей (умный – очень высокий лоб, недостаток ума – низкий).

Акцентирование проявляется в нескольких специфичес­ких действиях:

а) утрирование – намеренное подчеркивание особенно­стей внешнего облика человека;

б) преувеличение или приуменьшение (Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, семиглавый Змей-Горыныч);

в) типизация – обобщение и эмоциональная насыщен­ность образа.

4.Индивидуальные особенности воображения определя­ются:

1) степенью легкости и трудности, с какой человеку вообще дается воображение;

2) характеристикой самого создаваемого образа: неле­пица или оригинальная находка решения;

3) в какой области ярче, быстрее происходит создание новых образов

Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности че­ловека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов.

Внимание – необходимое условие качественного выпол­нения любой деятельности. Оно выполняет функцию кон­троля и особенно необходимо при всяком обучении, ког­да человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Физиологическую основу внимания составляют ориен­тировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И.П. Павлов назвал эти рефлексы рефлексами «что такое?».

В тех участках коры больших полушарий мозга, которые под­вергаются воздействию новых раздражителей, создается до­статочно сильный и устойчивый очаг возбуждения (доми­нирующий, по определению А.А. Ухтомского, создавше­го учение о доминанте – очаге возбуждения, обладающем повышенной устойчивостью).

Различают внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явле­ния, внутреннее – на собственные мысли, чувства и пере­живания.

Внимание может быть непроизвольным (непреднаме­ренным) и произвольным (преднамеренным).

Условия возникновения непроизвольного внима­ния:

– яркие световые явления (молния, красочная рекла­ма, внезапно включенный или выключенный свет);

– неожиданные вкусовые ощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);

– что-то новое (новое платье у подруги, проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

– предметы и явления, вызывающие у человека эмоци­ональное удивление, восхищение, восторг (картины ху­дожников, музыка, различные проявления природы).

Кроме силы и неожиданности раздражителей, непро­извольное внимание может быть вызвано и контрастом раздражителей.

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внут­ренним состоянием организма.

Условия возникновения произвольного внима­ния:

– осознание человеком значения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем в большей мере привлекается внимание;

– интерес к конечному результату деятельности за­ставляет напоминать самому себе, что надо быть внима­тельным;

– постановка вопросов по ходу выполнения деятельно­сти, ответы на которые требуют внимания;

– словесный отчет, что уже сделано и что еще нужно сделать;

– определенная организация деятельности.

Произвольное внимание иногда переходит в так назы­ваемое послепроизвольное внимание. Одним из условий та­кого перехода является интерес к определенной деятель­ности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9356 – | 7417 – или читать все.

Примеры произвольного и непроизвольного внимания в психологии

Ежеминутно человек концентрирует свое внимание на сигналах и объектах внешнего мира, фильтруя информацию по принципу важности и актуальности.

Но как происходит процесс «фильтрации» и что лежит в его основе?

О способностях и значении памяти человека читайте здесь.

Понятие и виды внимания в психологии

Внимание — это способность человека в избирательном порядке направлять восприятие на тот или другой объект, сосредотачивая при этом мысли, зрение и слух.

Внимание также можно рассматривать как особенное свойство организма, позволяющее пропускать и воспринимать информацию высокой значимости, и позволяющее реагировать лишь на то, что представляет интерес.

  • устойчивость (способность долго концентрироваться на чем-либо одном);
  • переключаемость (способность быстро переходить от одного объекта к другому, в процессе успевая достигнуть максимальной концентрации на каждом из них);
  • отвлекаемость (степень восприимчивость к раздражителям, не находящимся в плоскости поставленной задачи);
  • объем внимания (количество одновременно воспринимаемых объектов/раздражителей/источников информации);
  • концентрация (сосредоточенность на объекте);
  • распределение (единовременное выполнение нескольких видов деятельности, не подразумевающих переключение внимания).

Выделяют три вида внимания:

  • Непроизвольное. Это самый простой, базовый тип, который в каждом человеке заложен на генетическом уровне. Его также называют вынужденным или пассивным. Непроизвольное внимание имеет биологическое происхождение и свойственно даже животным.
  • Произвольное. Данный тип связан с волей человека, так как является управляемым и контролируемым.

    Произвольное внимание подчиняется сознательным целям, в связи с чем выделяется в ряду остальных типов. Оно имеет социальное происхождение.

  • Постпроизвольное. Тип внимания, который по своей сути является переходом от произвольного внимания к непроизвольному.
  • к содержанию ↑

    Непроизвольное

    Непроизвольное внимание является самым древним и пассивным типом, которое возникает вне зависимости от человеческого сознания и поддерживается без приложения волевого усилия.

    Как различают активное и пассивное воображение в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.

    Причины и условия возникновения

    Причина непроизвольного внимания кроется во внешнем мире (окружающей среде). Но оно также зависит от эмоциональных и инстинктивных предпосылок (особенностей) индивида.

    Какое-либо явление, объект или деятельность захватывают человека из-за своей уникальности, занимательности, значимости и т.д.

    Большую роль играет характер раздражителя: насколько он заметен в условиях окружающей среды и как сильно выделяется на общем фоне.

    Яркие цвета, интенсивные запахи, чересчур громкие звуки и выразительные тактильные ощущения «переключают» внимание человека на себя.

    При этом нет абсолютного показателя, отражающего силу раздражителя. Ведь в темной комнате свет фонарика будет привлекать к себе внимание, в то время как в освященном помещении включенный фонарь может остаться незамеченным.

    Соответствие внутреннему состоянию человека — еще один значимый критерий. Голодный человек будет реагировать на изображение и запах пищи гораздо активнее, чем сытый.

    Общая направленность личности тоже влияет на непроизвольное внимание. Человек будет направлен на восприятие объектов и ситуаций, связанных с приоритетными для него видами деятельности и интересами.

    Отношение к раздражителю в связке с жизненным опытом также важно. Если человек усвоил, что наблюдение за животными приносит удовольствие, он будет долго наблюдать за игрой котят, увлекаясь этим зрелищем на уровне непроизвольного внимания.

    Читайте также:  Детский аутизм - признаки, симптомы, причины, лечение

    Примеры

    Примеры непроизвольного внимания:

    1. Индивид идет на улице и концентрируется на телефонном разговоре. Затем он ощущает резкий и грубый толчок в спину, из-за чего непроизвольно оборачивается и начинает искать виновника столкновения, непроизвольно концентрируясь на ситуации.
    2. Во время прогулки по тихому парку индивид слышит громкий крик ребенка, после чего начинает искать источник звука и пытается понять, как малыш оказался в парке без сопровождения взрослых.

    Этот звук, как и возникший в голове вопрос, занимает мысли человека непроизвольно, так как представляет интерес.

  • Дожидаясь своей очереди к врачу, человек непроизвольно наблюдает за телевизором в холле больницы. Он просматривает рекламу, так как видео является самым динамичным и занимательным раздражителем в помещении.
  • Девушка общается с парнем и одновременно ведет переписку с подругой. Своего собеседника она слушает невнимательно, так как сильно заинтересована обсуждением последних новостей с «коллегой по переписке». Но когда молодой человек начинает объясняться в чувствах, девушка моментально переключается на такую важную информацию, как признание симпатичного ей парня.
  • Примеры социальных установок и их соотношение с реальным поведением вы найдете тут.

    Произвольное

    Основная особенность произвольного внимания — это привязка к сознательным устремлениям и управляемость.

    Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.

    Также данный тип называют активным и преднамеренным.

    Физиологический механизм

    Базовая функция произвольного внимания — регуляция психических процессов. В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.

    Психологическая особенность

    Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «распылить» внимание на более приятные и увлекательные вещи.

    Человек руководствуется категорией «надо», отвечая требованиям деятельности.

    Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса.

    Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.

    Маленьким детям не подвластно произвольное внимание, так как сознание еще недостаточно развито.

    Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.

    Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач? Ответ вы найдете на нашем сайте.

    Примеры

    1. Индивиду необходимо подготовить отчет к совещанию. Он сознательно исключает вероятность влияния раздражителей (телевизор, громкие звуки за окном, сообщения в мессенджерах), организует рабочее место и концентрируется на необходимых документах, усилием воли заставляя себя игнорировать приятные мысли о предстоящих выходных и встрече с друзьями.
    2. Девочка переходит дорогу. В этот момент ее занимает красивая витрина на другой стороне улицы.

    Но она намеренно концентрируется на правилах дорожного движения и проезжающих машинах, чтобы не попасть в аварийную ситуацию.

    Находясь в шумном кабинете, сотрудник сознательно не прислушивается и уводит внимание от интересного разговора коллег, обращая внимание лишь на текущую деловую переписку с клиентом, так как необходимо закрыть сделку до обеда.

  • Парень поставил себе задачу прочитать две главы из учебника по физике, после чего он сможет пойти во двор и поиграть в футбол с друзьями. Усилием воли он отвлекается он интересной телепередачи и погружается в чтение, чтобы быстрее справиться с задачей.
  • Если воля недостаточно развита или поставленная задача не является важной/приоритетной, у человека могут возникнуть трудности с преднамеренной концентрацией:

    1. Школьница решила заранее выполнить уроки на следующую учебную неделю. Но осознавая, что торопиться некуда, она постоянно отвлекается на шум ветра, спящего рядом котенка и модный журнал на столе.
    2. Сотрудника попросили заполнить статистику, которая, по его мнению, не сыграет значимой роли в работе отдела. Но необходимость выполнить задание вынуждает его подключать преднамеренное внимание.

    Однако он не ощущает значимости своей деятельности и постоянно «отключается» от процесса, отходит налить себе кофе, купить шоколадку и заменить сломанный карандаш.

    Послепроизвольное

    Говорить о послепроизвольном типе можно тогда, когда произвольное внимание переходит в категорию непроизвольного.

    Например, когда ребенок начинает изучать буквы по настоянию мамы, сначала он выполняет задание неохотно и буквально заставляет себя включиться в учебный процесс, но затем просыпается азарт и желание успешно справиться с интересным уроком.

    Внешние раздражители уходят на второй план, и школьнику больше не приходится сознательно концентрироваться на текущей деятельности. Т.е. условием возникновения постпроизвольного внимания является интерес.

    Принципы педагогики построены на постпроизвольном внимании, так как произвольное и непроизвольное внимание у дошкольников и школьников не соответствует требованиям учебного процесса.

    При произвольном типе дети быстро устают, пытаются «халтурить» и неохотно приступают к урокам, а непроизвольный тип не подразумевает организованной и контролируемой концентрации.

    Правильный подход к организации внимания позволяет добиться эффективности в любом виде деятельности. И речь идет не только о концентрации посредством волевого усилия.

    Важно понять принцип перехода от произвольного к послепроизвольному типу и научиться «регулировать» внешние раздражители для того, чтобы исключить неосознанный переход на непроизвольный тип.

    О видах внимания в этом видео:

    Основные виды внимания и условия их возникновения. Свойства внимания.

    Внимание — избирательная направленностьвосприятияна тот или иной объект. Поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Поскольку внимание присутствует в любой сознательной деятельности, постольку оно выступает неотъемлемой стороной познавательных процессов, и причем той их стороной, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект; постольку же — не имеет своего особого содержания. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Это одно из существенных проявлений внимания.

    Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, вся его личность. Это прежде всего вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью: объект становится более ясным и отчетливым. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту. Вне этой связи никакие подлинные причины, указывающие на то, почему что-то внимается человеком, а что-то нет, установлены быть не могут.

    В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.

    Непроизвольное внимание (пассивное) Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:

    · Относительная сила раздражителя.

    · Контрастность предметов или явлений.

    · Внутреннее состояние человека.

    Произвольное внимание Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

    Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

    Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

    Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

    Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

    Послепроизвольное внимание Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

    Свойства внимания:

    Концентрация. Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.

    Объём. Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.

    Устойчивость. В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нем новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.

    Переключаемость. Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности.

    Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным. Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканьи, то оно будет то появляться, то исчезать.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

    Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

    Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

    Непроизвольное внимание – условия возникновения и основные функции

    Без внимательности познание нового было бы невозможным, человек бы просто не успевал бы запоминать значимые детали. Способность управлять своей концентрацией есть у всех, но есть и непроизвольное внимание – реакция на внезапно появившийся раздражитель. Эта особенность человеческого восприятия используется в рекламных и обучающих целях.

    Непроизвольное внимание – что такое?

    Ориентировочный рефлекс, заставляющий нас отвлекаться на громкий звук или яркий цвет, помогает быстро выстроить защитную реакцию. Непроизвольное внимание, психология которого до сих пор изучается, полностью отключить нельзя, даже самый тренированный человек на долю секунды переключится на неожиданное явление. Поэтому непроизвольное внимание с удовольствием эксплуатируют рекламодатели и лекторы, чтобы вызывать интерес у аудитории.

    Основная функция непроизвольного внимания

    Мгновенное отвлечение на новые обстоятельства происходит автоматически, главное предназначение этой реакции – быстрая и правильная ориентация в меняющихся условиях. Это помогает сразу выделять важные объекты и выстраивать свое поведение самым безопасным способом. Такое отвлечение может различаться по скорости, силе и продолжительности воздействия. На качества непроизвольного внимания влияют следующие моменты:

    • нестандартность для конкретной обстановки;
    • сила;
    • характер;
    • внезапность.

    Условия возникновения непроизвольного внимания

    Механизм сформировался в процессе эволюции, помогая избежать встречу с опасными хищниками или выследить добычу. Дикие звери уже не угрожают человеку, а для обеспечения едой он посещает магазины, но все так же непроизвольное внимание возникает при неожиданном обнаружении раздражителей. Работа этого механизма безусловна, он функционирует независимо от сознания. Быстрее всего реакции образуются при:

    • движении – не находящийся в покое объект является ярким сигналом, потому что может нести опасность;
    • сильном воздействии – мощный звук или шорох в тишине, внезапно вспыхнувший свет в полумраке также говорят о возможной угрозе;
    • новизне явления – любая неизвестность может таить неприятности, поэтому организм незамедлительно реагирует на такое событие.

    Чем отличается произвольное внимание от непроизвольного?

    Непроизвольное внимание требуется для быстрой коррекции своего поведения в изменчивой среде, а произвольный тип обеспечивает осознанное регулирование своей деятельности. Сейчас его рассматривают, как способ поддерживать стойкую активность в выбранной сфере. Направленное внимание обладает следующими ключевыми особенностями:

    1. Целенаправленность – действия определяются поставленными задачами.
    2. Организованность – человек заранее подготавливает к сосредоточению и усилием воли сохраняет ее.
    3. Устойчивость – явление продолжается длительное время, идеальным будет его соответствие характеру поставленных целей.

    Приемы привлечения непроизвольного внимания

    Проблема вызова интереса важна для разных видов деятельности, а начинается все с завладения вниманием человека. Поэтому любой специалист, целью которого является обучение, продажи или создание успешного шоу изучает способы привлечения непроизвольного внимания. Грамотное их применение способно сформировать у человека необходимое мнение о событии.

    Иллюстрацией могут служить концерты эстрадных исполнителей: чем менее качественный продукт предлагается зрителю, тем больше применяется средств, запускающих непроизвольное внимание – чрезмерно яркие краски, громкие звуки, бесконечное движение. В результате слушатели не могут сосредоточиться на подаваемом материале, запоминая только красочность происходящего. Направление внимания человека в нужное русло используется и в других сферах, применяют для этого следующие приемы.

    1. Звук. Неожиданное появление такого сопровождения, повышение или понижение тона голоса, изменение громкости музыки.
    2. Цвет и свет. Яркие оттенки, неожиданное включение света или изменение уровня освещенности.
    3. Пауза. Может быть перерыв в речи лектора или устранение раздражителя на некоторое время с повторным его появлением.
    4. Движение. Перемещающиеся объекты, жесты, развевающиеся на ветру волосы или предметы одежды.
    5. Юмор. Забавные ситуации в рекламе, каламбуры или уместные анекдоты в публичном выступлении.
    6. Эмоции. Непроизвольное внимание можно привлечь, заставив испытать человека переживания – умиление при виде пушистого котенка, страх от нагнетающей напряжение музыки, восхищение от созерцания красивой природы.
    Оцените статью
    Добавить комментарий