Психологическое консультирование – основы, виды, техники, этапы

Психологическое консультирование – основы, виды, техники, этапы

Психологическое консультирование – виды и техники

У всех людей в процессе жизни возникают различные проблемы. Нередко они носят вполне материальный характер, например, нет денег – нужно устроиться на работу. Однако есть и психологические проблемы, когда человек должен изменить себя, понять, трансформировать или настроить на определенный лад. Здесь используется психологическое консультирование, которое имеет множество видов, разделяется на этапы, использует свои уникальные техники и основы проведения.

Что такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование – это общение клиента с психологом с целью нахождения ответов на свои вопросы, поиска решения своих психологических проблем, которые он не способен устранить самостоятельно. Обратим внимание читателей, что за помощью к психологу на сайте psymedcare.ru и других ресурсах они обычно обращаются лишь тогда, когда не смогли решить свои проблемы собственными усилиями. И данная практика вполне нормальная.

Проблемой может стать мнение человека о том, что если он сам не может устранить свою психологическую дилемму, то и никто не сможет ему с ней помочь. Здесь возникает тупик, из которого человек не способен выбраться. Его собственные методы не срабатывают, а обращаться за помощью к специалистам он не намерен. Это уже проблема.

Славянский народ и так не любит и не доверяет психологам как профессионалам. Более того, психологи, которые являются специалистами, а не шарлатанами, не могут дать гарантий того, что их консультации однозначно помогут клиентам. Почему так? Ведь человек платит деньги, он хочет знать, что ему точно помогут. И здесь рассмотрим самое главное отличие психологов-профессионалов и шарлатанов:

  1. Шарлатаны всегда будут обещать вам 100%-ный результат. Если вы у них проконсультируетесь, то ваша жизнь однозначно изменится.
  2. Профессионалы никогда не будут давать гарантий. Именно к ним лучше идти людям, которые на самом деле желают решить свои психологические проблемы.

Почему же квалифицированные, образованные, профессиональные и опытные психологи не могут дать гарантий? Неужели им чего-то не хватает? На самом деле гарантий психолог не может дать лишь по одной причине – он не способен за клиента сделать все нужные действия и трансформации.

Обычно человек приходит к психологу, чтобы пожаловаться, выговориться, послушать психолога и его умных речей, после чего он чудодейственным образом изменится. Это все не так происходит. Консультации действительно происходят путем общения, консультирования, рассмотрения проблем. Однако психолог может лишь подтолкнуть человека в нужном направлении, но не сделать за него все поступки.

  1. Психолог не помириться вместо клиента со всеми его друзьями и родными.
  2. Психолог не сможет вместо клиента устроиться на новую работу.
  3. Психолог не сможет развить в клиенте новые качества, если тот ничего не будет делать.

Другими словами, психолог не может влезть в чужое тело и сделать все вместо него. Как психолог может дать гарантии решения всех психологических проблем, если клиент только слушает и ничего не делает?

Проблема кроется не в психологах, а в самих клиентах, которые ждут, что трансформации и изменения произойдут без их усилий и участия. Хочется просто послушать и выйти уже новым человеком. Но психолог не является волшебником и гипнотизером. Он может лишь подсказать, что человеку нужно сделать, чтобы устранить его проблему. А все остальное зависит уже от самого клиента.

  • Если человек сделает все, что психолог ему рекомендовал, так, как это было сказано, тогда можно говорить о каких-то гарантиях.
  • Если человек выйдет из кабинета и пальца не ударит, чтобы воспользоваться советами психолога, то специалист ничего не может сделать в такой ситуации.

Только от клиента зависит, насколько гарантированно полезной окажется помощь психолога. Вместо него никто его жизнь не сможет изменить. Поэтому тот, кто хочет перемен, действует. А тот, кто не хочет, лишь жалуется на непрофессионализм психологов, не замечая, что сам во всем виноват.

Основы психологического консультирования

Психологическое консультирование – это комплекс мероприятий, в ходе которых клиент находит решение своей проблемы, которую он не смог устранить собственными усилиями. Здесь задачей психолога становится совместный поиск с клиентом таких способов устранения его проблемы, которые будут ему комфортными и приятными. Клиент сам принимает решение, какими методами воспользоваться, чтобы решить собственную проблему, что и позволит ему самостоятельно действовать, развивать себя как личность.

В ходе психологического консультирования психолог и клиент являются партнерами, так называемыми полноценными личностями. Человек не является больным. Он должен думать, брать на себя ответственность, самостоятельно находить пути решения своей проблемы под руководством психолога.

Естественно, у психологического консультирования есть этапы проведения:

  1. Рапорт (знакомство с проблемой). Психолог внимательно слушает, с какой проблемой клиент к нему пришел.
  2. Определение проблемной ситуации. Здесь консультант общается с клиентом, чтобы уточнить какие-то детали и понять, что имелось в виду. Психолог и клиент должны одинаково понимать ту ситуацию, которую они рассматривают.
  3. Идентификация альтернатив. Здесь психолог задает открытые вопросы клиенту, чтобы побудить его на поиск различных вариантов решения проблемы. Можно письменно составить список всех возможных путей решения проблемы, которые могут быть как мыслимыми, так и немыслимыми.
  4. Планирование. Сначала клиент критически оценивает возможность решения проблемы тем или иным способом, который он предложил. Затем выбираются те пути, которые наиболее вероятны и способны помочь в устранении проблемы. Описывается алгоритм действий.
  5. Совершение деятельности, которая предполагает, что клиент реализует тот план, который он составил с психологом.
  6. Обратная связь. На последнем этапе клиент говорит психологу, насколько эффективными оказались те методы, которые они выбрали, что случилось в связи с их реализацией. По необходимости они либо корректируются, либо заменяются (в случае их неэффективности).

Виды психологического консультирования

Психологическое консультирование бывает многих видов. Основными являются:

  • Индивидуальное.
  • Групповое.
  • Семейное.
  • Деловое (профессиональное).
  • Психолого-педагогическое.
  • Мультикультурное.

Какую явную разницу вы замечаете между групповыми тренировками и индивидуальным консультированием? Количество принимаемых клиентов за раз – вот в чем заключается разница. Тренер может за один раз принять несколько людей, дать им одни знания, показать одинаковые упражнения, однообразно обучать. А консультант, который работает в индивидуальном порядке, принимает одного клиента за раз. Здесь необходимо учесть личную историю, уникальные особенности, удовлетворить личные интересы.

Консультанты и тренера понимают эту разницу, как и сами клиенты. Но что находится за кулисами этих двух подходов получения новых знаний и навыков?

Групповые тренировки менее эффективные, нежели индивидуальное консультирование. Вспомните школу: детей учителя обучают одинаково. Нет учета индивидуальных особенностей, нет индивидуального подхода, никого не интересует, с какой проблемой пришли вы, поскольку считается, что у всех приблизительно одинаковые проблемы. Эффект от групповых тренировок менее качественный, нежели от индивидуального консультирования, поскольку преподаватель заранее знает, чему он будет обучать. Не имеет значения, насколько это знание понятно и комфортно самим клиентам. Либо берете, либо не берете – в любом случае это ваша проблема.

Эффект от индивидуального консультирования более качественный, поскольку консультант лишь приблизительно знает, как будет работать с клиентом. Человек рассказывает лично о своей проблеме, и консультант подбирает к нему такие инструменты, чтобы они помогали лично ему. Не в общем консультант работает, перекладывая ответственность на клиента, а использует персональный подход в работе.

Разница между групповыми тренингами и индивидуальным консультированием очевидна. Работая в группе, преподаватель не берет на себя ответственности за то, насколько были усвоены навыки и знания его клиентами. Некоторые участники могут вообще ничего не понять, и это будет их проблемой, а не ошибкой преподавателя. В персональном консультировании берется ответственность консультантом за то, с какими полезными знаниями и навыками клиент пойдет решать свои вопросы. Если клиент будет недоволен, это будет явной ошибкой консультанта.

В групповой работе предпочитают трудиться люди, которым не важны результаты в реальной жизни. Они просто получили полезные знания и теперь передают их большому количеству людей, не заботясь о том, насколько они помогают. В индивидуальном консультировании работают люди, которые понимают, что нужно не просто выдавать полезные знания, а предлагать клиентам то, что поможет лично им. Это большая ответственность – понять клиента и дать ему то, что нужно.

Если вы желаете решить свои проблемы в любой сфере жизни, лучше обращайтесь к индивидуальным консультантам, которые будут работать лично с вашей ситуацией и предлагать лишь те инструменты, которые подойдут для решения вашей проблемы.

Психологическое консультирование детей

Психологическое консультирование может предоставляться не только взрослым, но и детям. Специфика проведения консультации ребенку отличается от взрослого консультирования.

  1. Во-первых, ребенок никогда не обращается за помощью к психологу сам. Он не видит за собой проблем.
  2. Во-вторых, результаты воздействия на ребенка видны сразу, поэтому нужно действовать мгновенно после появления первых результатов и менять методы, если они неэффективны.
  3. Ребенок не способен думать и находить способы решения своих проблем в силу своего малого опыта и знаний.

Поскольку дети пока обладают малым словарным запасом и не все понимают, что внутри них происходит, консультирование с ними проходит на уровне невербалики. Другими словами, специалист наблюдает за ребенком в действии, а не общается с ним.

Также важна роль взрослых, которые его постоянно окружают. Дело все в том, что зачастую именно неправильное отношение и поведение взрослых с ребенком провоцируют в нем психологические проблемы. Если понаблюдать, что делают сами взрослые в тех ситуациях, где возникает проблема, становится понятным, как ее устранить.

Психолог обращает внимание на среду, в которой ребенок постоянно находится. Очень важными становятся среды, в которых возникают психологические проблемы у ребенка. Их изменение приведет к устранению проблем.

Если будут подобраны правильные методы воздействия на ребенка, тогда результаты станут заметными сразу. Мир станет другим в глазах ребенка, который избавился от зажимов, его ограничивающих. Успехи начнут появляться во многих областях жизни.

Итого

Психологическое консультирование проводится со здоровыми людьми, которые просто не могут самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Не нужно бояться обращаться к специалистам. При этом важно помнить о том, что устранение проблемы возможно лишь в том случае, если индивид применит новые поступки в реальности, другими словами, изменит свое привычное поведение.

Читайте также:  Социальная адаптация детей, инвалидов - проблемы, диагностика

Психологическое консультирование: особенности, техники, стадии

Особенности психологического консультирования

Сегодня предусмотрен большой перечень видов и методов психологической помощи для использования менеджерами, управленцами и предпринимателями с целью решения соответствующих психологических проблем. Самыми популярными являются психологические консультации, которые применяются бизнес-организациями с существующими позициями психолога, организованными специализированными психологическими службами, кабинетами психологической разгрузки.

В отличие от психотерапевтической помощи психологические консультации не предполагают глубокого механизма воздействия на личность.

В ходе консультации преимущественно происходит рассмотрение ситуаций межличностного общения, взаимодействия в компании, личных и эмоциональных проблем клиентов.

При анализе разных определений консультирования, можно выделить его основополагающие аспекты:

  1. Помощь человеку в совершении выбора в сложной ситуации, а затем в самостоятельных действиях.
  2. Способствования развитию личности клиента, вне зависимости от решаемой проблемы.
  3. Акцентирование ответственности клиента в психологическом консультировании, в отличие от работы педагога, признание, что независимый, ответственный индивид в соответствующих обстоятельствах может принимать самостоятельные решения, а консультант создать условия, поощряющие его волевое поведение.
  4. Консультативное взаимодействие, которое может являться сердцевиной психологического консультирования (консультативный контакт) и имеет в своей основе философию клиент-центрированной терапии.
  5. Использование в психологии консультирования достаточно широкого спектра психологических техник и методик, при этом основной инструмент консультирования – личность консультанта.

Психологи, осуществляющие консультацию, должны соблюдать этические принципы, лежащие в основе профессионального психологического воздействия:

  • доброжелательность и отношение к клиентам без оценки;
  • ориентирование на ценности и нормы клиента (отсутствие критики);
  • запрет советов (психолог не берет на себя ответственность);
  • анонимность и конфиденциальность на сеансе и в будущей перспективе;
  • разделение личных и профессиональных отношений (запрет вступления с клиентами в личные отношения).

Техники и стадии психологического консультирования

Чаще всего длительность психологического консультирования составляет около 1 часа, раз в неделю. В 70% случаев психологические консультации являются разовыми, то есть клиенты приходят лишь один раз. Если же проблема требует более долгой работы, то возможно несколько встреч с клиентом (до 4–6). Если же появляется потребность в более длительной и глубинной работе, то клиент направляется на психотерапевтическую работу.

Алешина предложила следующую структуру психологической консультации::

  1. Этап подготовки к консультации (20–30 минут).
  2. Вступление в контакт со знакомством и настройкой (10 минут).
  3. Расспрос клиента с выдвижением и проверкой консультативных гипотез (25 минут).
  4. Коррекционное воздействие (10–15 минут).
  5. Завершение с выходом из контакта (5–10 минут).
  6. Оценка результатов консультации, контроль (при возможности).

Техники психологического консультирования представляют собой определенные приемы, которые используются психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на соответствующих стадиях.

Отметим, что основным отличием психологического консультирования от беседы по душам является осознанный, осмысленный выбор необходимых в данный момент техник под контролем профессионально личностной позиции консультанта, включая планирование и управление ими. Профессиональная личностная позиция представляется в виде некоторой личностной структуры, сформированной в ходе профессионализации психолога и интегрирующей совокупность знаний, навыков, умений. В процессе консультирования психологи должны находиться именно в профессиональной личностной позиции (так называемая мета позиция). Это дает возможность одновременного участия в процессе и отслеживания (контроля) происходящего.

Основные техники, которые используются в консультировании:

  1. Постановка вопросов. Существуют закрытые и открытые вопросы, но консультирование чаще использует открытый тип вопросов, на которые невозможно дать однозначного ответа. Их использование наиболее активно в начале консультации с целью побудить клиента продолжать или дополнить сказанное, актуализируя разговор о чувствах («Что Вы чувствовали в тот момент»?). Открытые вопросы способствуют повышению угрозы и беспокойства, они задаются в подходящее время и подлежат тщательной формулировке. Важно исключить чрезмерное опрашивание, превращающее консультацию в допрос и актуализирующее защитную реакцию клиента.
  2. Приближение к речи клиента. В процессе консультации говорит в основном клиент, а консультант отвечает «на языке клиента», подстраивается к нему по стилю и темпу, громкости речи.
  3. Ободрение и успокаивание. Использование коротких фраз для укрепления контакта, что означает согласие и понимание (Да, Продолжайте, понимаю, хорошо, Так, Ага, М-мм). Через ободрение происходит усиление поддержки, которая представляет собой основу консультативного контакта.
  4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) является важной техникой, которая направлена на укрепление консультативного контакта и на проверку понимания консультантом сказанного клиентами. В ходе перефразирования основную мысль клиента выражают с помощью других слов с сохранением смысла сказанного. Обобщение представляет собой выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанных высказываний. Обобщение перефразирует целостный фрагмент беседы. Целями данной техники является:
    • внимательность и понимание со стороны консультанта;
    • кристаллизация мысли клиента;
    • проверка правильности понимания мыслей клиента.
  5. Позитивное перефразирование. Консультант при использовании жалобы или замечаний клиента, производит их изменение так, что то, что было негативным, становится позитивной причиной эмоций.
  6. Альтернативные формулировки. Когда клиент не способен выразить свои чувства, то ему предлагаются 2-3 альтернативные формулировки. Цель заключается не в поиске правильного ответа, а в его стимулировании и демонстрации некоторых образцов, отталкиваясь от которых проще произвести описание своих чувств.
  7. Отражение чувств. Это перефразирование, которое ориентируется не на содержание, а на чувства. Клиент чаще освещает факты, поэтому в приоритете выступают вопросы о чувствах (требуется баланс фактов и чувств): «А что вы почувствовали, когда. » Отражая чувства, важно учесть совокупность эмоциональных реакций клиента. Использование обобщения характерно для показа клиенту настоящего единства противоположностей в сфере эмоций.
  8. Акцентирование эмоциональных переживаний. При акцентировании используются наречия и прилагательные, глаголы, которые обозначают отношение к чему-либо, качество действия. В процессе уточнении этого слова, консультанты способны выходить на уровень чувств, а с помощью последовательного акцентирования чувств происходит развитие диалога в глубь.
  9. Использование парадоксальных вопросов. Вопросы, построенные по типу: «А почему бы и не. » – могут дать клиенту толчок для размышления на ранее не подвергавшиеся сомнению темы.
  10. Уточняющие и углубляющие формулировки. То, что сказано клиентом, уточняется и углубляется. Это могут быть уточняющие вопросы, переформулировка сказанного. В этом случае важно не выходить за рамки очевидного для клиента, каждый этап должен логично выходить из предыдущего.

Целью уточнений является более полный, многоаспектный охват происходящего с человеком, включая связывание фактов и отношений с окружающими.

  1. Паузы молчания. Консультирование предполагает два вида молчания:
    • содержательное молчание, возникающее обычно после наполненных смыслом и эмоциями моментов разговора, оно означает, что клиенты переосмысливают ситуацию, это «молчаливое обобщение», и в этом случае пауза не прерывается;
    • бессодержательное молчание, которое связано с возникшим чувством неловкости, когда оба участника разговора не знают, что сказать, здесь пауза возникает по причине ошибок консультанта, нарушения консультативного контакта, из таких пауз необходим выход.
  2. Тон и громкость голоса. Для консультации необходим доброжелательный тон, в то же время соответствующий тому, что говорится.

Голос должен быть не слишком громким, приглушенным, что создает ощущение доверительности, интимности.

Разница в громкости голоса должна происходить в зависимости от изменения состояния клиента.

  1. Предоставление информации. Психологи-консультанты не дают советов, но в некоторых ситуациях клиенту необходимо предоставление информации, которой он не владеет (сведения о процессе консультирования, поведении консультантов, условиях консультирования и др.).
  2. Интерпретация. Понятие «интерпретация» представляет собой преобразование смысла. Она способствует установлению причинных связей между поведением и переживанием клиентов, в результате чего они видят себя и свои трудности новым способом. Существует несколько типов интерпретации:
    • формирование связи между разными проблемами, утверждениями или событиями;
    • акцентирование чувств, особенностей или противоречий поведения;
    • способы психологической защиты и их интерпретация;
    • увязка нынешних переживаний, событий, мыслей с прошлым;
    • предоставление клиентам другой возможности понять его чувства, поведение или проблемы.
  3. Конфронтация. Технику используют в сложных случаях с целью продемонстрировать клиенту способы психологической защиты. Ее используют в случае хороших контактов и взаимного доверия. Конфронтация используется в следующих целях:
    • обратить внимание клиентов на противоречия в мыслях, поведении (в противоположность интерпретации в случае конфронтации прямо указываются причины и истоки противоречий);
    • оказать помощь в принятии ситуации такой, какова она в действительности, вне зависимости от того, что представляет клиент в контексте своих потребностей;
    • обратить внимание клиентов на их уклонение от обсуждения определенных проблем;
  4. Самораскрытие. Техника осуществляется строго под контролем профессиональной личностной позиции без разделении своих проблем с клиентом. Самораскрытие может быть в виде:
    • выражения собственных непосредственных реакций в отношении к клиенту или ситуации «здесь и сейчас»;
    • рассказа о собственном жизненном опыте, который в чем-то похож на ситуацию клиента.
  5. Структурирование консультирования. Представлено в виде организации отношения консультанта и клиента, в том числе формирование отдельных стадий консультации, оценка результатов, выдача клиентам информации о процессе консультации. Техника используется в процессе всего консультирования, при этом каждая стадия начинается с оценки того, что было достигнуто.

Рисунок 1. Техники консультирования на соответствующих этапах

Основные проблемы, решаемые в ходе консультирования

Можно выделить несколько проблем, с которыми клиенты обращаются в бизнес-организации:

  1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.

Сегодня происходит развитие карьерного консультирования. Его цель состоит в помощи людям решить проблемы развития их карьеры, которое состоит из процесса выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Подобное развитие можно представить в виде процесса всей жизни, динамически взаимодействующего с другими ее сторонами. Круг вопросов, которые относятся к карьере, включает в себя (но не ограничивается) исключение нерешительности и неопределенности в ходе выбора, увеличение эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость и др.

  1. Адаптация к меняющимся условиям среды, включая смену рода деятельности, старт нового бизнеса.
  2. Выбор и принятие решения в сложнейших ситуациях.
  3. Личные проблемы, связанные с кризисом или стрессами в жизни клиента.
  4. Эмоциональные проблемы, которые связаны с негативными состояниями стресса, депрессии, тревоги и др.
  5. Межличностные проблемы, которые относятся к разрешению конфликтных ситуаций и прочих проблем межличностного общения с коллегами, подчиненными, партнерами и т.д.

Данная классификация считается достаточно условной, поскольку часто психологи действуют на стыке комплекса связанных проблем. например, проблема карьерного развития часто уходит корнями в личностные или межличностные проблемы клиента.

Важно не забывать об ограничениях профессиональной компетентности психологов, используя переадресовку по необходимости. Особенно важно это в случае наличия личностных или эмоциональных проблем. В первом случае может потребоваться переадресовка к психотерапевту, поскольку для решения проблемы необходима глубокая личностная работа., во втором к психотерапевту или психиатру в соответствии с тяжестью состояния и анамнезом.

Основные этапы и техники психологического консультирования

Психологическая консультация обычно длится один час, проводится один раз в неделю. В 70% случаев психологическая консультация является разовой, т.е. клиент приходит лишь один раз. В некоторых случаях, если ситуация достаточно сложная и требует более длительной работы, возможно несколько встреч с клиентом (до четырех — шести). Если же необходима еще более длительная и глубинная работа, необходимо направить клиента на психотерапевтическую работу.

Читайте также:  Признаки влюблённости девушки к парню - как их определить

Структура психологической консультации состоит из следующих этапов (Алешина, 2000):

  • 1. Подготовительный этап. Подготовка к консультации (20— 30 мин).
  • 2. Вступление в контакт. Знакомство. Настройка (10 мин).
  • 3. Расспрос клиента. Выдвижение и проверка консультативных гипотез (25 мин).
  • 4. Оказание коррекционного воздействия (10—15 мин).
  • 5. Завершение, выход из контакта (5—10 мин).
  • 6. Оценка результатов консультирования, контроль (если возможно).

Техники консультирования — это определенные приемы, используемые психологом-консультантом для осуществления процедур консультирования на определенных его этапах (табл. 4.3).

Следует отметить, что основное отличие психологического консультирования от беседы по душам состоит в осознанном, осмысленном выборе необходимых в данный момент техник под контролем профессиональной личностной позиции консультанта. Профессиональная личностная позиция — это некоторая личностная структура, которая формируется в процессе профессионализации психолога и интегрирует все его знания, навыки, умения. В процессе консультирования психолог находится именно в профессиональной личностной позиции (или метапозиции), что позволяет ему быть одновременно участником процесса и в то же время отслеживать и контролировать происходящее.

Основные техники, используемые в консультировании, следующие.

  • 1. Постановка вопросов. Вопросы могут быть открытые и закрытые; в консультировании чаще используются открытые вопросы, на которые нельзя дать однозначного ответа. Открытые вопросы используются наиболее активно в начале консультации для побуждения клиента продолжать или дополнять сказанное, а также для актуализации разговора о чувствах («Что Вы почувствовали в этот момент»?). Открытые вопросы могут повышать ощущение угрозы и беспокойство — их надо задавать в подходящее время и тщательно формулировать. Важно избегать чрезмерного опрашивания, которое превращает консультацию в допрос и актуализирует защиту у клиента.
  • 2. Приближение к речи клиента. В ходе приема говорит в основном клиент. Консультант же старается говорить «на языке клиента», подстраиваясь к нему по темпу, громкости, стилистике речи.
  • 3. Ободрение и успокаивание. Для создания и укрепления контакта используются краткие фразы, означающие согласие и понимание (Продолжайте, Да, понимаю, хорошо, Так, Ага,

М-мм). Ободрение усиливает поддержку — основу консультативного контакта.

4. Отражение содержания. Перефразирование и обобщение. Перефразирование (парафраз) — важная техника, направленная как на укрепление консультативного контакта, так и на проверку понимания консультантом сказанного клиентом. В процессе перефразирования основная мысль клиента выражается другими словами, сохраняя основной смысл сказанного. Обобщение — это выражение основной идеи нескольких мыслей или запутанного высказывания. При обобщении перефразируется целостный фрагмент беседы.

  • • показать клиенту, что консультант внимателен и пытается его понять;
  • • выкристаллизовать мысль клиента;
  • • проверить правильность понимания мыслей клиента.
  • 5. Позитивное перефразирование. Консультант, используя жалобу или замечания клиента, изменяет их таким образом, что то, что было негативным, становится причиной положительных эмоций.
  • 6 .Альтернативные формулировки. Когда клиент не в состоянии выразить, что он чувствует, можно предложить ему две- три альтернативные формулировки. Цель данного приема — не поиск правильного ответа, а стимулирование его, демонстрация некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.
  • 7. Отражение чувств. Это перефразирование с ориентацией не на содержание, а на чувства. Клиенты чаще говорят о фактах, поэтому приоритет нужно отдать вопросам о чувствах (необходим баланс фактов и чувств): «А что вы почувствовали, когда. » Отражая чувства, необходимо учитывать все эмоциональные реакции клиента. Обобщение чувств используется для показа клиенту действительного единства противоположностей в эмоциональной сфере.
  • 8. Акцентирование эмоциональных переживаний. Знаки эмоций в рассказе — наречия и прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, качества действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств — развитие диалога в глубину.
  • 9. Использование парадоксальных вопросов. Вопрос типа: «А почему бы и не. » — дает клиенту толчок к тому, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшуюся сомнению тему.
  • 10. Уточняющие и углубляющие формулировки. Сказанное клиентом углубляется и уточняется. Это уточняющие вопросы, переформулирование сказанного. Однако при этом важно не выходить за пределы очевидного для клиента, каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Цель уточнений — более полный, многогранный охват происходящего с человеком и связывание фактов с его отношениями с окружающими.

  • 11. Паузы молчания. В консультировании бывает два вида молчания:
    • • содержательное молчание — обычно возникает после наполненных смыслом и эмоциями эпизодов беседы, может означать, что клиент переосмысляет ситуацию, это «молчаливое обобщение», и в этом случае паузу не следует прерывать;
    • • бессодержательное молчание — связано с возникающим чувством неловкости, когда оба участника беседы не знают, что сказать — такие паузы возникают в связи с ошибками консультанта, нарушением консультативного контакта, и из них нужно выходить.
  • 12. Тон и громкость голоса. Тон должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится.

Не слишком громкий, приглушенный голос создает ощущение доверительности, интимности.

Варьирование громкости голоса должно происходить в соответствии с изменением в состоянии клиента.

  • 13. Предоставление информации. Психолог на консультации не дает советов, однако в некоторых случаях клиент нуждается в предоставлении информации, которой он не владеет. Это может быть информация о процессе консультирования, поведении консультанта, условиях консультирования и т.п.
  • 14. Интерпретация. Интерпретация — это преобразование смысла, она помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, в результате чего клиент видит себя и свои трудности новым способом.
  • 1) установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями;
  • 2) акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента;
  • 3) интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса (судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи);
  • 4) увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым;
  • 5) предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем.
  • 15. Конфронтация. Конфронтация используется в сложных случаях для демонстрации клиенту способов психологической защиты и применима только в случае хорошего контакта и взаимного доверия.

Варианты применения конфронтации:

  • 1) конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах имеет две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) но (однако). В противоположность интерпретации при конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия;
  • 2) конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей;
  • 3) конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем (вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни);
  • 16. Самораскрытие. Самораскрытие психолога в процессе консультации должно происходить строго под контролем профессиональной личностной позиции. При этом нельзя разделять собственные проблемы с клиентом.
  • 1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации «здесь и теперь»;
  • 2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента.
  • 17. Структурирование консультирования. Структурирование — организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто.

Таблица 4.3. Использование техник консультирования на разных его этапах

1. Установление контакта

2. Расспрос: а) первая фаза — формулирование гипотез; б) вторая фаза — проверка гипотез

а) Нерефлексивное слушание (эхо, угу-ага, невербальное отзеракали- вание), б) техники рефлексивного слушания (уточняющие вопросы, парафраз, пересказ, отражение чувств, резюмирование)

Развитие мыслей, интерпретация, конфронтация, информирование, самораскрытие

4. Выход из контакта

Основные типичные проблемы, с которыми обращаются клиенты в бизнес-организации (Истратова, Эксакусто, 2007).

1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.

В последнее время развивается карьерное консультирование, цель которого — помочь индивидам в решении проблем развития их карьеры. Развитие карьеры включает в себя процесс выбора, освоения, адаптации и продвижения в профессии. Развитие карьеры является процессом всей жизни, который динамически взаимодействует с другими сторонами жизни. Круг относящихся к карьере проблем включает в себя (но не ограничивается только ими) снятие неопределенности и нерешительности в выборе карьеры, рост эффективности деятельности, борьбу со стрессом, адаптируемость, проблемы несоответствия человека и рабочей среды, а также неадекватной или неудовлетворительной интеграции профессиональных и иных жизненных ролей (например, ролей родителя, друга, гражданина).

  • 2. Проблемы адаптации к изменившимся условиям среды (в том числе смена рода деятельности, начало нового бизнеса).
  • 3. Проблемы выбора и принятия решения в различных сложных ситуациях.
  • 4. Личные проблемы, связанные с критическими или стрессовыми ситуациями в жизни клиента.
  • 5. Эмоциональные проблемы, связанные с негативными эмоциональными состояниями (стресс, депрессия, тревога и т.п.).
  • 6. Межличностные проблемы, связанные с разрешением конфликтных ситуаций или других проблем межличностной коммуникации с сотрудниками, подчиненными, партнерами и т.д.

Следует отметить, что данная классификация достаточно условна, и чаще всего психолог работает на стыке комплекса проблем, так как зачастую они взаимосвязаны. Так, проблемы развития карьеры часто имеют корни в личностных или межличностных проблемах клиента.

Необходимо также помнить об ограничениях профессиональной компетентности психолога и использовать переадресовку в случае необходимости. Особенно актуальным это может быть в случае с личностными проблемами (может потребоваться переадресовка к психотерапевту, так как проблема нуждается в глубокой личностной работе) и эмоциональными проблемами (возможна переадресовка к психотерапевту или психиатру в зависимости от тяжести состояния и анамнеза).

Психологическое консультирование – основы, виды, техники, этапы

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

Основные этапы психологического консультирования

Весь процесс психологического консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую-либо частную задачу и имеет свои специфические особенности.

Основные этапы проведения психологического консультирования следующие:

1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

Читайте также:  Как помириться с парнем после ссоры и расставания?

2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

Этапы психологического консультирования

Большинство ученых и консультантов считают, что психоконсультативна взаимодействие должно иметь четкую внутреннюю логику и разворачиваться поэтапно. Этапами психологического консультирования называются последовательные шаги в проведении консультации, которые рассчитаны на достижение поэтапной и конечной цели, определенной в процессе взаимодействия психолога с клиентом. Все этапы взаимосвязаны, каждый следующий базируется на предыдущем. Большинство видов консультаций в своем первоначальном и конечном результатах подобные и имеют общую основу. Вместе с тем, в соответствии с уникальности личности и ее проблемы, логика перехода с одного этапа на другой, использование процедур и техник, временные рамки достижения результата консультирования будут индивидуальными.

Некоторые ученые в консультативном процессе выделяют три этапа, как Г. Хэмбли: установление доверия (раппорт и близость), исследования, решения И ВЫВОДЫ. ДРУГИЕ авторы выделяют четыре I (Ю.Е. Алешина, Р. Мэй), или пять (А. Айви, Р.Кочюнас, С. Абрамова, В. Ю. Меновщиков, С.В. Васьковская), семь (Ф. Бурнард) и даже восемь этапов (С. Шостром, Л. Браммер). Но, несмотря на это, содержание психологического консультирования и задачи каждого из этапов хоть и решаются в пределах определенного психологического подхода и соответственно разработанной концепции, в чем-то перекликаются.

Предлагаем для ознакомления и сравнения классификации этапов психологического консультирования некоторых из зарубежных и отечественных психологов-консультантов.

Так, русский ученый И. Колесникова считала достаточным для консультативного процесса реализации трех этапов, состоящих из нескольких процедур:

1) первый этап имеет две процедуры: а) встреча с клиентом; | б) установление положительного эмоционального настроя клиента.

2) второй этап – сбор информации, который реализуется через три процедуры: а) диагностика личности клиента; б) выяснение сути проблемы клиента и определения его ресурсов; в) активизация прошлого опыта клиента.

3) третий этап – стратегический, включает четыре процедуры: а) определение возможных решений; б) согласование плана действий; в) определение способов контроля за реализацией намеченного плана; г) реализация плана клиентом.

Американский психолог и психотерапевт, представитель экзистенциально-гуманистической психологии Р.Мей разделял консультативный процесс на четыре этапа:

1) установление раппорта, то есть доверительных отношений с клиентом, которые могут быть реализованы через элементы отражения (отражение жестов клиента, повторение завершения фраз и т.д.). Целью этого этапа является присоединение и помощь клиенту открыться;

2) прочтения характера – составление психологического портрета клиента с помощью экспресс-метода, а именно наблюдение за манерами, привычками, тембром голоса и тому подобное;

3) исповедь и толкование результатов, реализуется через процесс активного слушания и интерпретации психологом услышанной информации, событий, чувств, которые описывает клиент;

4) трансформация личности при содействии и поддержке психолога-консультанта, который имеет не только облегчить переживания клиента, но и направить на достижение желаемой цели личности.

Отечественная исследовательница С.В. Васьковская определила пять этапов консультативного процесса:

1 этап – анализ содержания жалобы клиентов:

1) анализ локуса жалобы (субъективного и объективного)

2) анализ самодиагноз клиента и формулировка предварительного психологического диагноза;

3) анализ психологического запроса (при необходимости – уточнение и помощь в формулировке)

4) анализ скрытого смысла и подтекста жалобы клиента.

2 этап – анализ психологической ситуации:

1) определение обстоятельств, которые могли иметь существенное значение для развития психологической проблемы клиента;

2) определение круга лиц, которые нуждаются в психологической помощи;

3) прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий.

3 этап – анализ психологических проблем:

1) выдвижение первичных гипотез о содержании психологических проблем клиентов;

2) идентификация психологических проблем и трудностей клиента (в том числе и неосознанных ним)

3) выдвижение психологических гипотез о причинах трудностей клиента, механизмов их возникновения и развития;

4) заключение о необходимости дополнительных данных анамнеза, углубление психодиагностичного исследования для проверки психологических гипотез; осуществление мероприятий по реализации этих задач;

5) проверка истинности предположений, отказ от ложных психологических гипотез (на основании полученных данных) и актуализация новых предположений;

6) формулировка психологического диагноза;

7) формулировки психологического заключения и интерпретация его клиенту;

8) заключение о наличии проблем клиента, выходящих за пределы компетентности психолога-консультанта.

4 этап – формулировка консультативного задачи:

1) формулировка вместе с клиентом предыдущего варианта консультативного задачи (цели консультирование);

2) анализ благоприятности и консультативного прогноза;

3) оценка реальных условий и возможностей решения клиентом консультативного задачи;

4) переформулирование вместе с клиентом консультативного задачи таким образом, чтобы оно имело благоприятный прогноз и возможности для эффективного решения;

5) заключение о необходимости обращения за консультацией к другим специалистам (дефектолога, психиатра, сексопатолога и т.д.).

5 этап – решение консультативного задачи:

1) совместная разработка с клиентом тактики коррекционных действий;

2) выбор целесообразных способов психологической помощи, необходимых для достижения поставленной цели;

3) подведение клиента к самостоятельному решению его психологических проблем в процессе общения с ним; психокоррекционная работа;

4) анализ результативности психологической помощи;

5) наблюдение отдаленных последствий и сбор данных анамнеза (осуществляется при необходимости).

Более подробная дифференциация структуры консультативного процесса подается З.Шостромом и Л. Врат мэром: I) жалоба, осознание необходимости; 2) формулировка потребности, преодоление резистентности; 3) выражение чувств, прояснения и разработка проблемы; 4) изучение установок по отношению к самому себе; 5) анализ глубоких чувств; 6) проработка чувств; 7) инсайт; 8) активные действия, завершение.

Предложенные учеными этапы консультативного процесса во многом похожи друг на друга, они сходны по своему содержанию, а отличие в количестве этапов часто определяется только стремлением детализировать содержание работы. Это позволяет осуществить обобщение и определить пять основных этапов психологического консультирования, на которые опирается большинство психологов-практиков.

Этапы консультативного взаимодействия психолога-консультанта с клиентом.

1 этап – “взаимопонимания / структурирования”, а именно, начало работы – встреча, знакомство, установление контакта.

Функцией и целью этого этапа является установление прочного контакта с клиентом и создание для него условий максимального комфорта. Структурирование консультативного взаимодействия необходимо для выяснения его целей, а также объяснения ему возможностей психолога-консультанта. Проблемы на этом этапе могут возникать с достижением взаимопонимания консультанта с клиентом, зависит от индивидуальных и культурологических особенностей последнего.

2 этап – “сбор информации”, в частности, выяснение содержания проблемы, диагностика клиента (беседа, наблюдение, тестирование), определение ресурсного потенциала клиента.

Функция и цель этого этапа заключается в определении причины, которая привела клиента к психологу и выявления его личного видения проблемы. Четкое определение проблемы позволяет избежать бессмысленной разговора и сразу определить направление консультативной беседы. Также необходимо определить положительные возможности клиента, его личностные ресурсы, индивидуальные особенности.

Проблемы, с которыми сталкивается психолог-консультант этом этапе, связанные с тем, что не все клиенты положительно относятся к поиску проблемных аспектов их личностного развития или осложнений собственной жизненной ситуации. Но, внимательно выслушав содержание проблемы клиента, консультанту необходимо вернуться к установлению истинной проблемы, которая, как правило, скрыта за внешними обстоятельствами.

3 этап – “стратегический” – определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного алгоритма и определения желаемого результата, к которому стремится достичь клиент.

Функция и цель этапа: определение идеала клиента, а именно каким бы он хотел стать и что произойдет, когда проблема будет решена. Это помогает психологу определить, чего на самом деле хочет клиент, с целью согласования целенаправленных консультативных действий с достижением желаемого результата для клиента.

Этот этап может быть как началом длительного консультативного процесса, так и его завершением. Если проблема клиента поняла и конкретная, то рекомендации могут быть предоставлены на этой стадии и консультативное взаимодействие завершается. Если же проблема скрыта даже от самого клиента, то начинается длительный и кропотливый процесс психологического консультирования.

4 этап – “реализация плана клиентом и выработки альтернативных решений” – самостоятельное выполнение клиентом задач, процедур и техник, способствующих максимальному достижению успеха в преодолении заявленной проблемы.

Функция и цель этапа включает длительное исследование личностной динамики (изменчивости, трансформации). Этот этап может быть длинным и наиболее творческим. Психолог вместе с клиентом проделывают несколько вариантов решения проблемы, ищут альтернативные решения, проверяя их эффективность.

Трудности этого этапа могут быть связаны с нежеланием клиента самостоятельно выполнять предложенные консультантом приемы и техники. При принятии решений психологу-консультанту необходимо внимательно учитывать индивидуальные особенности клиента, поскольку «правильные» решения с точки зрения консультанта не всегда приемлемы для клиента, в силу его системы личностных ценностей, взглядов, убеждений и т. Стоит помнить, что желание меняться или нет является исключительно личным выбором клиента. Некоторым хватает услышанных советов, которыми они могут воспользоваться через несколько лет, если будут к этому психологически готовы.

5 этап – “обобщение” – переход от обучения к действиям в реальной жизни.

Функции и цель – утверждение изменений мыслей, действий и переживаний клиента в повседневной жизни.

На этом этапе психологу-консультанту не стоит сразу после завершения консультативного взаимодействия отмежевываться от клиента, а следует еще в течение непродолжительного промежутка времени поддерживать с ним контакт, но исключительно по инициативе последнего.

Таким образом, предложенные к рассмотрению этапы консультативного процесса свидетельствуют о наличии индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога-консультанта, а также подтверждают необходимость учета сложности проблемы и индивидуальных различий личности, обращается к психологу с просьбой о помощи.

Кроме этого, понятно, что успешность консультативной деятельности профессионального психолога зависит от уровня его осведомленности и эрудированности, наличия теоретического и практического опыта, актуализованости профессиональных установок, развитости специальных способностей, профессионального владения методами, приемами и техниками консультирования.

Оцените статью
Добавить комментарий