Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация человека начинается с первых лет его жизни. Не во взрослом возрасте человек должен обретать способность заниматься всем, чем он пожелает, а уже в детском периоде, когда он только познает себя и окружающий мир. Ребенок самореализуется через применение собственных навыков и талантов, которые он в себе обнаруживает. Самореализация начинается в дошкольном возрасте.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru призывает родителей уделять большое внимание тому, какими талантами обладают их дети и к чему они проявляют способность. Самореализация осуществляется через деятельность, когда ребенок применяет свои навыки, которые у него легко развиваются и проявляются. Если ребенка лишить возможности самореализовываться, тогда он станет несчастным (возможно развитие депрессивного состояния, которое он будет пытаться устранить различными способами, в том числе через применение наркотиков и алкоголя).

Аристотель утверждал, что все люди стремятся к счастью. Греческое слово «счастье» можно перевести как «доброе проведение» или «хорошая судьба». Так человек может сказать о своей жизни, если добьется целей, без которых жизнь нельзя назвать хорошей, а именно достигнет совершенства.

Слово «счастье» во всех своих значениях подразумевает, что человек должен заполнить внутреннюю пустоту и достичь вершины скрытых способностей. Именно внутренняя пустота является источником несчастья любого человека. Все философские учения, которые защищают или оправдывают бесполезность и невозможность достижения счастья, основываются на идее пустоты.

Такие варианты нигилизма, как фатализм, философия абсурда, цинизм или пессимизм, практический скептицизм, настаивают на невозможности достижения счастья в жизни, которая сама по себе лишена смысла. Трудность состоит в том, что внутренняя пустота не может быть заполнена чем угодно, пусть даже это что-то будет добрым и полезным. Не любая вода способна утолить внутреннюю жажду, испытываемую человеком.

Фаталист утверждает, будто индивид не является хозяином своей судьбы. Однако в результате серьезной внутренней работы он способен изменить такое положение вещей. Не стоит забывать, что хорошая судьба является не предначертанием гороскопа, а плодом индивидуальной работы над своими недостатками, ограниченностью и заблуждениями.

Что такое самореализация ребенка?

Самореализацией ребенка называется нахождение в себе личных качеств и сторон, которые малыш может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Другими словами, ребенок находит в себе возможности, наклонности и таланты, которые теперь может использовать в определенной деятельности, получая моральное удовлетворение как от процесса, так и от результата.

Для самореализации ребенок должен найти свои возможности и таланты. Для этого нужны определенные условия. Если ребенок не находит в себе наклонностей, тогда его жизнь не становится счастливой. Он не понимает, на что способен и что ему интересно. Когда ребенок находит в себе определенные склонности и таланты, тогда он может заниматься тем видом деятельности, который требует данные навыки, совершенствовать их и получать моральное удовлетворение от достижения хороших результатов.

В процессе самореализации ребенок не только совершенствует свои навыки, но и наблюдает положительную динамику достижения хороших результатов, что подстегивает его дальше развиваться и совершенствоваться. Это позволяет ему становиться успешным в той области, где он развивается, и ощущать внутреннее счастье, самоудовлетворение личных потребностей.

Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако родитель – тоже человек, который способен не осознавать свои подсознательные желания или преследовать вторичные мотивы (те же неосознаваемые цели). Таким образом, «желая ребенку счастья», родитель не просто хочет ему счастья, а желает именного того успеха, который он представляет сам себе. То есть родитель желает ребенку счастья такого, которое он сам себе представляет, а не такое, которое представляется ребенку.

Поэтому иногда родители не понимают, почему ребенок играет со старой и истрепанной игрушкой, когда ему купили новую. А все дело лишь в том, что вы – это вы, а ребенку может казаться, что счастье заключается в чем-то другом, не в том, что вы себе представляете.

Но какие еще могут быть подводные камни в родительском «желаю ребенку счастья»? Помимо того, что родители желают ребенку не того счастья, которое хочет сам себе ребенок, они еще могут «вставлять ему палки в колеса», если при этом боятся, что ребенок достигнет самостоятельности и независимости от них. Таким образом, мать может хотеть, чтобы сын работал, но при этом отдавал свою зарплату ей. В таком случае она не просто действует из меркантильных желаний, но и ограничивает сына в том, что он может пойти куда-то погулять, встретить и полюбить девушку, с которой захочет связать свою судьбу. Ведь если сын уйдет из дома, то кто ее будет обеспечивать деньгами?

Родители, «желая ребенку счастья», часто мешают его социализации, то есть взрослению и становлению его как самостоятельного человека. Они могут подталкивать его на какие-то взрослые поступки, но чтобы он при этом делал то, что они хотят. Например, будешь работать только по специальности доктора, потому что все мужчины или женщины нашей семьи работали докторами. То есть ребенка ограничивают в выборе профессии, негласно угрожая ему отречением всего рода, если он не согласится быть доктором. Более того, если он не сможет быть доктором, то всегда будет на попечении родителей, то есть никуда от них не уйдет.

Родительское «желаю ребенку счастья» не всегда является тем, что говорится на словах. Довольно часто родители желают лишь того счастья, которое они сами себе представляют, а не то счастье, которое представляют себе сами дети. Вместе с тем родители, всегда желая счастья, начинают диктовать своим детям, к какому именно успеху и как им нужно идти, не учитывая то, что у детей могут быть свои пути и взгляды, как достичь таких же успешных высот. Тем самым родители задерживают детей в «семейном гнезде», потому что зачастую не мыслят смысла своего существования, если те покинут «отчий дом», чтобы создать свои семьи.

Поэтому не всегда родительское «желаю ребенку счастья» является действительным желанием сделать чадо счастливым. Чаще всего родители преследуют что-то свое, вмещая в слово «счастье» какое-то конкретное свое желание, которого они хотят достичь, а не стремление узнать у ребенка, что для него является счастье, поддержать его и помочь достичь того успеха, которое представляется лично ему.

Условия для самореализации ребенка

Специалисты убеждены, что в каждом человеке имеются задатки, которые можно будет легко развивать и достигать успехов в данной области. Однако для обнаружения и развития задатков нужны условия, которые позволят данным наклонностям проявиться. Данный момент очень трудный, поскольку невозможно создать нужные условия, когда не понимаешь, какие именно задатки необходимо выявить. Вот почему родителям предлагаются различные игры и рекомендации, которые позволят выявить хотя бы возможные наклонности у ребенка.

Если ребенок попадет в определенные условия, в которых он проявит свои наклонности или таланты, тогда он выявит в себе интерес к конкретной деятельности, которой будет с удовольствием заниматься и развивать свои наклонности, достигать успеха и становиться счастливым.

Проблемой может стать то, как сам ребенок оценивает собственные задатки. Если ребенок низко оценивает собственные возможности, не верит в них, не обращает внимания на то, на что он способен, не позволяет себе проявлять свои наклонности, тогда он не будет самореализовываться, а его таланты так и останутся задатками.

Родители должны создавать условия, которые позволят детям самореализовываться. Во-первых, это слова одобрения: «молодец», «давай этим займемся еще», «у тебя получается» и пр. Во-вторых, это предоставление всех нужных ребенку ресурсов, которые позволяют ему заниматься своими любимыми делами.

Ребенок в большинстве своем реализуется через творчество. Таким образом, ребенок импровизирует, пробует новое, познает уже известное другим людям, развивается и тренирует собственные навыки.

Несчастным становится тот человек, который не знает, что его может порадовать. Ни один вид деятельности не приносит морального и душевного удовлетворения. Если человек не находит свое место в этом мире, тогда он продолжает скитания и страдает.

Личностей, которые используют свой потенциал, выходят в мир, демонстрируя всю яркость своих качеств и талантов, вовремя используют свои как хорошие, так и плохие стороны, чаще всего уважают, ценят и любят. Самореализованные люди больше светятся от радости и полного ощущения удовлетворенности.

Самореализация проявляется в удовлетворенности, которую человек получает в процессе выполнения конкретной работы. Если ребенок не находит своего места и интересов, тогда он нередко становится приверженцем какой-то группы, пробует различные вредные привычки, начинает вести себя антисоциально. Ребенок просто пытается найти себя. А если родители ничем не смогли его заинтересовать, не помогли ему раскрыть свои таланты, не предоставили условий для самореализации, тогда он начнет проявлять девиантное поведение, курить, пить, употреблять наркотики или одеваться неформально.

Творческая самореализация ребенка

Каждый человек рождается с желанием быть счастливым, нести добро окружающим и заниматься любимым делом. Если человек не находит свое место, не понимает, какими талантами он обладает и чем может заниматься, тогда он теряет способности к гибкости, достижению счастья и успеха по жизни. В детском возрасте самореализация осуществляется через творчество. Различные игры, поделки, конкурсы, соревнования, кружки и прочие мероприятия позволяют ребенку не только познакомиться с окружающим миром, но и понять самого себя.

Взрослые не должны ограничивать инициативу и свободу своего ребенка. Они должны предоставлять ему все условия, в которых он будет способен раскрыть и развить весь свой потенциал. В таком случае ребенку будет легче справляться с соблазнами, проблемами и агрессивным настроением, которое присуще всем людям. Если ребенок имеет интересы, желания и возможности их реализовывать, тогда он сможет регулировать свое поведение в ситуации агрессии или злости. Если же ребенок не будет обладать интересами, тогда он будет склонен совершать поступки, которые осуждаются законом и обществом.

Читайте также:  Как вернуть любимую женщину - советы психолога

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Начиная с 3-летнего возраста, ребенок уже начинает понимать свои желания и выражать их. Он уже хочет сам решать, в какие игры играть, куда идти, что одевать и чем заниматься. В данном случае родителям следует чаще подчиняться желаниям ребенка и даже поощрять их.

В данном возрасте ребенок должен общаться со сверстниками, посещать места и быть в окружении детей. В таких условиях он формирует все важные навыки привязанности и дружбы. Более того, в коллективе детей ребенок сталкивается с ситуациями, в которых он может проявить себя, параллельно познав самого себя и собственные наклонности. В домашних условиях сделать это гораздо сложнее, где ребенок занимается одними и теми же делами.

Вместе с тем родителям следует уделять внимание ребенку, играть с ним в различные игры, просто любить и поддерживать, стараться понимать и проявлять эмоции.

Самореализация важна любому человеку. Данный процесс начинает свое развитие в дошкольном возрасте, совершенствуется и развивается в подростковый период и становится показателем успешности и ощущения счастья во взрослой жизни.

Самореализация ребенка

Условия для самореализации детей предполагают развитие их духовных и интеллектуальных способностей на самых ранних этапах жизни. Задача наставников маленького человека – выявить его внутренние потенции и создать необходимые предпосылки для их успешного воплощения. От этого зависит будущее ребенка, его шансы найти свое место в жизни.

Условия для самореализации детей

Современная психология учит: каждый индивид владеет задатками, которые помогут ему в свое время состояться как личности. Известно, что бутон превратится в цветок при наличии воды, света и тепла. Так и способности человека могут раскрыться лишь при наличии ряда благоприятных условий:

  • социально-экономических;
  • культурных;
  • воспитательных;
  • генетических.

Решающее значение для ребенка имеет ситуативная обстановка в семье. Папа и мама должны создать в доме такой микроклимат, который будет оптимальным для взращивания талантов их чада.

Важнейшую роль в этом играет позитивная оценка результатов деятельности ребенка. Вместо того чтобы журить маленького человека за его промахи и ошибки, следует всякий раз подбадривать его: «Не расстраивайся, в следующий раз у тебя все получится». Такой подход укрепляет веру ребенка в свои силы.

Многие чадолюбивые родители, стремясь дать своему дитю все самое лучшее – вещи, школу, секцию, репетиторов, вуз, – наносят ему непоправимый вред. Ребенок с пеленок погружается в конкурентную среду.

Дух соперничества преследует его на бесконечных конкурсах, смотрах, экзаменах. Везде его с кем-то сравнивают. Он неизбежно в чем-то проигрывает другим. Это бьет по детскому самолюбию, особенно если дома малышу постоянно ставят в пример семейных кумиров. Так родители сами отнимают у ребенка возможность проявлять свою индивидуальность.

Самореализация и место в социуме

Психологами установлена прямая связь между самореализацией личности и ощущением собственной полноценности. Оказывается, люди, неожиданно достигшие финансового успеха или попавшие в лучи славы, не чувствуют себя совершенно счастливыми, если им не удается реализовать свои природные задатки.

Все дело в том, что энергия их была направлена не в то русло. При этом нечаянным любимцам Фортуны трудно бывает осознать, чего же именно не хватает им для полного блаженства.

Между тем, любой индивид с детства стремится предстать перед другими в самом выгодном виде, блеснуть всеми гранями своего таланта. От того, насколько это ему удается, зависит не только общественное реноме, но и его собственное психологическое состояние.

При срыве процесса самореализации резко падает планка самооценки. Не все с этим справляются. Кто-то «пускается во все тяжкие», многие находят прибежище в различных субкультурах. Так они заявляют о себе обществу, которое их отвергло.

Корень проблемы следует искать в детстве. Неадекватное поведение подростка – лакмусовая бумажка дефицита внимания со стороны родителей, которые отказали своему ребенку в создании условий для успешного саморазвития.

Творческая самореализация детей

Творчество играет в жизни маленького человека особую роль. Ошибочно воспринимать его просто как развлечение или хобби. Это форма взаимодействия ребенка с окружающим его миром. Она пробуждает в нем позитивные чувства и эмоции, позволяет воплотить желания и потребности, которые зачастую трудно передаются словами.

Творческая деятельность способствует:

  • развитию эстетического вкуса;
  • социализации и познанию мира в целом;
  • воспитанию в ребенке дисциплины и самоконтроля;
  • приобретению навыков нешаблонного мышления;
  • возможности самовыражаться.

Успешность творческой самореализации детей не в последнюю очередь зависит от того, насколько взрослым удастся создать атмосферу понимания и стимулирования к новым успехам.

Любое, даже незначительное, достижение маленького творца имеет колоссальное значение для его дальнейшего развития. Каждый триумф на сцене, в спортзале или в художественной студии положительно скажется на самооценке и самоутверждении ребенка.

Свободный выбор как залог успеха

Некоторые специалисты называют творческую самореализацию краеугольным камнем всего процесса развития личности. На уровне подсознания мы все испытываем потребность в воплощении своих способностей.

Исключительно важно, чтобы родители не препятствовали своему чаду в выборе занятия по душе, а всецело ему помогали и поощряли его увлечения.
Если же внутренний поиск ребенка блокируется или взрослые насильно навязывают ему свои представления о «добром и вечном», это может привести к полному краху самореализации личности.

Занятия музыкой, рисованием или танцами «из-под палки» не принесут желаемого эффекта. Напротив, они зачастую провоцируют нежелательные ответные реакции. Последствиями подобной «эксплуатации» могут стать:

1. Скованность ребенка, его зажатость в общении со сверстниками и взрослыми, уход в себя.

2. Полная апатия к творческой деятельности.

3. Внезапные вспышки агрессии, нервные срывы из-за постоянной эмоциональной перегрузки.

Родителям и воспитателям важно понимать, что приоритет свободы в выборе пути творческого развития ребенка играет ключевую роль в успешности всей его дальнейшей жизни.

Самореализация детей дошкольного возраста

В три года маленький человечек уже в некоторой степени осознает свою индивидуальность. Он уже сам хочет решать, с какими игрушками поиграть, с кем из друзей встретиться. Именно на этой стадии развития закладываются основные морально-нравственные установки и ориентиры.

Малыш знакомится с такими важнейшими постулатами человеческого бытия, как:

  • дружба;
  • привязанность;
  • предпочтения;
  • ответственность.

Самое время научить его полагаться на собственное мнение, поощрять поиски им нестандартных выходов из привычных ситуаций. Эффективнее всего самореализация детей дошкольного возраста осуществляется в коллективах сверстников, при взаимодействии с опытными воспитателями и педагогами.

Однако это не означает, что папа и мама могут спокойно самоустраниться. Львиная доля ответственности за процесс становления личности ребенка лежит все же на них. В любой жизненной ситуации малыш должен чувствовать поддержку родителей и быть уверенным в их готовности прийти на помощь в трудную минуту.

Яркая индивидуальность – ценнейшее приобретение для человека. Задача родителей – первыми разглядеть и развить ее в своем ребенке. Став на путь самореализации, он добьется всего, чего захочет. И, что не менее важно, никогда не будет страдать от комплекса неполноценности. Осознание собственной значимости и самоуважение будут служить ему гарантией успеха и счастья в завтрашнем дне. Это ли не предел родительских мечтаний?

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Самореализация ребенка дошкольного возраста в проектной деятельности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 18 “Веселые ребята”, г. Железногорск, Красноярский край, Россия

В статье акцентируется внимание на специфике проектной деятельности в творческой самореализации ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное детство – период, в процессе которого происходит становление личности, закладываются его основные личностные качества, характер и психические особенности. Высокая природная активность детей обеспечивает их быстрое развитие. Самовыражение является способом, который помогает ребенку заявить о себе окружающим, реализовать себя в деятельности, опредметить свою активность. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство», – писал детский психолог и педагог [1].

Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высока. Каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Сегодня в своей воспитательской деятельности я отдаю предпочтение проектному методу обучения.

– Отношения «взрослый – ребёнок» в ходе проекта я строю на соучастии в деятельности – это общение на равных. В этой деятельности ребёнок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», когда заявляет свои цели, озвучивая их; отстаивает свою точку зрения перед другими детьми, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими.

– Я веду детей, опираясь на возрастные и типологические особенности развития, осуществляя личностно-ориентированное взаимодействие и индивидуально-дифференцированный подход.

– Я отмечаю, что в условиях проекта возможно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

– В ходе реализации проекта я создаю условия, в которых дети могут удовлетворить свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявить поисковое поведение в разных ситуациях, получают выход своим внутренним возможностям, развиваются их творческие способности и познавательный интерес.

Таким образом, я создаю условия для самореализации детей.

С одной стороны проектная деятельность позволяет детям наиболее полно осуществлять актуальное исследование окружающего мира и активно применять в жизни, полученные знания и умения, а с другой стороны в этом случае происходит интеграция знаний детей из разных областей при решении одной волнующей, интересующей их проблеме, раздвигает границы новых идей.

Так, однажды прослушав сказку «Дюймовочка» дети буквально засыпали меня вопросами: «Каким был человек, который написал эту красивую сказку? Чем увлекался? А где находится страна Дания? А можем мы сами показать эту сказку? Что нужно для этого сделать?». Так началась работа над проектом.

Основной целью проекта стало – самореализация личности ребёнка средствами театрально-познавательной деятельности.

В процессе реализации проекта решались следующие задачи:

Читайте также:  Как научиться экономить деньги и копить при маленькой зарплате

– развить творческий потенциал ребенка средствами театральной деятельности, раскрыть индивидуальные способности детей, расширить эмоционально-образное восприятие окружающего мира;

– развить основные психические процессы – восприятие, память, внимание, наблюдательность, воображение;

– сформировать у детей качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельность, свободу мышления, индивидуальность восприятия, коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;

– обогатить словарный запас детей в лексическом поле проекта;

– создать сообщество детей и взрослых, способных творчески решать общие цели.

После того, как были определены цель и задачи проекта стало ясно, что без помощи родителей и сотрудников детского сада здесь не обойтись. Началась совместная деятельность детей и взрослых, которая с самого начала увлекла всех участников проекта в мир удивительных открытий. В группе появилась карта мира и найдена страна Дания – родина .

В центре «Страноведение» дети знакомились со страной, в которой родился великий сказочник, с её культурой, обычаями, традициями, праздниками, народными играми. Каково было удивление детей, что всеми любимый детский конструктор «Лего» был изобретен именно в этой стране, и в переводе с датского означает «играть хорошо». Многие семьи, после посещения с детьми библиотеки, принесли в группу журналы и книги о жизни писателя, благодаря чему, все ребятишки узнали интересные факты из его биографии. Приняв участие в викторине «Наш любимый сказочник», узнав много интересного о сказочнике, о стране Дании, дети предложили открыть новую страничку в нашем детсадовском музее, посвятив её этой удивительной стране. И какую радость испытали они оказавшись в роли экскурсоводов. Ведь в нашем детском саду уже много лет действует музей «Я познаю мир», в котором накоплен богатый материал по страноведению. Музей привлекателен для детей своей красочностью, наличием большого количества экспонатов, возможностью совершать увлекательное путешествие по странам, быть исследователями культуры и быта народов различных стран, узнавать много нового и интересного, а самое главное самим быть в роли гидов.

В центре «Творческая мастерская» также началась работа. В этой работе дети и взрослые проявили себя настоящими творцами. В конкурсе рисунков каждый старательно нарисовал полюбившегося героя из прочитанной сказки Андерсена. Некоторые семьи потрудились дома над поделками. И в группе заработала выставка «Наш Андерсен». Дети со взрослыми рисовали декорации, делали атрибуты для спектаклей, моделировали эскизы костюмов для своих героев. Началось преобразование среды в группе. Уголок природы временно превратился в сказочное болото для весёлых лягушат. Спортивный уголок – в дерево-жилище жука. Благодаря выдумке родителей в группе появился большой волшебный цветок, из которого во время спектакля появлялась Дюймовочка. В подобном процессе в детях проявилось стремление сделать многое своими руками, а, познав результат, они испытали гордость за себя и других, ощутили себя, как частицы большого общего дела, силу и целостность коллектива.

В центре «Театр» мы вместе с детьми прочитали сказку, просмотрели мультфильм, обсудили характеры героев. А несколько семей вместе с детьми написали свои сценарии сказок, после обсуждения которых был составлен детьми и написан со взрослыми сценарий новой сказки про маленькую девочку, а именно «Little girl», потому что дети захотели сыграть сказку непременно на английском языке, который они учат с трёх лет и очень любят. При распределении ролей я учитывала темперамент детей, их речевые, пластические и актерские способности, и, конечно же, мнения детей из группы и желание самих детей. Одновременно я знакомила и обучала детей игровым упражнениям, направленным на выработку мимики, жестов, пантомимы, которые являются прологом к будущему спектаклю. Для достижения результата была необходима большая совместная работа с родителями.

Я рекомендовала родителям провести совместные с детьми импровизации, разыграть мини-сценки, этюды на выражение основных эмоций, на выразительность жестов, воспроизведение отдельных черт характера. Обсудив с родителями и детьми, как должен выглядеть каждый герой спектакля, мы разработали костюмы. Так у нас появилась костюмерная с большим выбором костюмов. На помощь пришли родители, которые умели шить и красиво рисовать. В свободное время в группе и дома дети с большим удовольствием сами пытались изображать различных героев, вникать в особенности их речевых характеристик, отрабатывали линию поведения каждого персонажа, его мимику и особенности походки, опираясь на свое творческое воображение и жизненный опыт. Меня радовало то, что постепенно «маленькие актеры» начинали самостоятельно находить выразительные средства, что всегда поощрялось.

Параллельно с этим вместе с детьми мы слушали и подбирали музыкальное сопровождение к спектаклю. Вместе с родителями мы записали классическую музыку, а так же современные мелодии, фонограммы, звуковые эффекты. Я подбирала такой репертуар, в котором ребенок почувствовал себя уверенным, и раскрыл бы с помощью песни и танца образ своего героя.

В центре «Английского языка» я вместе с учителем английского языка и детьми подбирали лексический материал и песни для персонажей сказки.

А перед самой премьерой спектакля у родителей появилась новая идея – были выпущены красочные программки и газета, в которой рассказали об исполнителях главных ролей сказки с другой, неизвестной зрителям стороны: об их семьях, увлечениях, своём отношении к сказке. В оформлении использовались рисунки выполненные детьми. Дети также были в роли корреспондентов: брали интервью и вместе с родителями составляли рассказы для газеты.

Важно, что в спектакле участвовала вся группа, у каждого ребёнка была роль. Работа над спектаклем объединила детей, развила чувство партнерства, взаимовыручки, сняла скованность, ускорила процесс овладения навыками публичных выступлений, помогла преодолеть стеснительность, поверить в себя.

Характер участия ребенка в этом проекте постоянно менялся, и ребенок мог выступать: как заказчик (запрос на прочтение произведения, организации экскурсии); как руководитель (проведение экскурсии, участие в распределении ролей); как непосредственный участник (от зарождения идеи до непосредственной реализации этой идеи); как эксперт.

Главным результатом в проектной деятельности стало то, что все участники проекта получили возможность самореализоваться. Этому способствовали: многообразие деятельностей и отношений; демократический стиль отношений; доминирующая форма общения взрослых и детей – диалог; учет детских интересов и приобретений.

Реализация данного проекта способствовала приобретению опыта совместной творческой деятельности детей путём развития личностно-ориентированного общения и партнёрского взаимодействия детей и взрослых. Так же расширению кругозора ребёнка, повышение его самооценки, развитию творческих способностей, умение использовать полученные знания в игре.

А. Маслоу, один из современных западных, психологов, написал: «Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, мужестве пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено» [2].

Вклад каждого ребенка в проект может и должен быть своим, уникальным, так же как и приобретения для каждого ребенка будут своими: кто-то научится высказывать свои мечты и идеи, кто-то поймёт, что его мысли интересны другим, кто-то придумает, как лучше закрасить поверхность или даст название свой поделке, сочинит и сыграет роль, проведёт экскурсию в музее.

Таким образом, в проектной деятельности у детей развиваются творческие способности, формируются коммуникативные, социальные компетентности. Система моей работы способствует повышению личностной самооценки, развитию творческих способностей и формированию положительного мировосприятия у детей.

Я вижу, всё, что мы делаем, детям интересно! Они уверенны в себе и радуются своим успехам, ведь высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах наших детей!

1. Веракса Н. Е., Веракса деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.

2. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками: музыка, речь, движение». – Москва.: «УРСС», 2002.

Самореализация ребенка

Реализация человеческой личности и ее потенциала начинается уже в раннем возрасте. Самореализация ребенка – это возможность полноценного раскрытия детского таланта, потенциала в творческой и социальной сфере жизни, которые ведут к наибольшей успешности в настоящем и будущем.
У ребенка уже сформирован ряд потребностей, удовлетворение которых позволяет ему ощутить себя счастливым.

Успешность реализации напрямую зависит от того, сможет ли индивид обнаружить подходящую для себя область деятельности и как скоро он сможет это сделать. Разумеется, ребенку непросто самостоятельно решить данную проблему, поэтому он часто нуждается в помощи взрослых и воспитателей.

Условия для самореализации детей

В наше время специалисты в области психологии твердо убеждены, что каждый индивид обладает достаточно большим набором способностей и внутреннего потенциала, который необходим для его реализации в жизни. Они хранятся в виде своеобразных задатков, талантов, которые открываются при наличии определенных внешних факторов.
Условия самореализации детей затрагивают многие социальные факторы. Среди них экономический, культурный, воспитательный, и даже генетический. Частым заблуждением для младшего возраста, которое в дальнейшем может тормозить развитие личности, является существенная недооценка своих собственных возможностей.

Для детей очень важна ситуативная обстановка. Взрослые должны создать соответствующую атмосферу, которая будет способствовать успеху и подчеркивать возможности их воспитанника. Очень важна положительная оценка успехов ребенка в том или ином направлении, похвала, поддержка в виде слов: «Давай поработаем еще, чтобы получилось лучше», являются требуемыми условиями.

Чем больше ребенок уделяет внимания творческой сфере и развивается в ней, не обязательно только лишь в одном направлении, тем активнее происходит его развитие в целом. Главным стимулом для подобных занятий, а также расширения кругозора, осмысления себя и своей деятельности, в случае ребенка, является время досуга.

Социально-экономический фактор имеет особое значение, но не столько в самореализации ребенка, сколько в реализации личности вообще. Многие обеспеченные люд, несмотря на свалившийся им в руки финансовый успех, чувствуют себя несчастными, словно несостоявшимися. При этом им тяжело самостоятельно понять, чего же именно так не хватает в их жизни. Проблема в том, что они не нашли своего места в социуме, не реализовались как полноценная личность, ведь только тот, кто полностью раскрывает свой потенциал в деятельности, направленной на благо окружающих, чувствует удовлетворение жизнью.

Читайте также:  Должна ли женщина работать - мнение психолога, мужчин и женщин

Мы приходим к факту того, что самореализация очень интенсивно граничит с оценкой окружающих людей. Их принятием раскрывающейся личности и ее возможностей. Чаще всего люди испытывают психологические страдания по причине того, что окружающие не ценят их как личность, способную на что-то. Реализация своих талантов, возможностей и потенциала – это то, что позволит любому индивиду предстать перед окружающими в своем лучшем виде, устремленном к идеалу. Тех, кто стремится к самореализации, больше всего и уважает общественность.

Неудовлетворение собственной реализацией нередко приводит к тому, что индивид идет на отчаянные способы выделиться среди других. Таким явлением является любая молодежная субкультура. В частности, именно массовой неудовлетворенностью реальностью обусловлен всплеск движения хиппи или панков. Подобные. Не совсем адекватные нормы поведения подростков, встречаются на фоне недостатка внимания и грамотного подхода в воспитании со стороны родителей. Их задача позаботится об этом заранее, обеспечив ребенку те условия, в которых у него будет возможность реализоваться как уникальная личность.

Творческая самореализация ребенка

Творчество занимает особое значение в жизни ребенка. Для малыша это не просто развлечение или занятие любимым делом, которое лично он считает важным для себя. Это также способ его общения с окружающим миром и выражения собственных переживаний, чего он пока не способен сделать на словах. Это инструмент его социализации, познания мира, воспитания дисциплины и культуры в целом, эстетическое развитие. Вот почему так важно поддерживать атмосферу одобрения и успеха – любой маленький шаг вперед, участие или даже победа в конкурсе – все это положительно влияет личность ребенка в творческом и общем плане.

В подростковом возрасте возможности возрастают, появляется доступ к различным клубам, кружкам, секциям. И этот фактор обязательно необходимо использовать в воспитании, особенно если сам ребенок проявляет интерес.

Психологами творческая самореализация ребенка, особенно в подростковом возрасте, считается ключевым моментом развития личности и ее роста. Установлено, что наиболее важным стимулом к развитию является внутренний поиск этого самого развития, то есть потребность в нем. Некоторые подростки, которые подрастают без условий творческой самореализации, находят способ самоутверждения в более агрессивном поведении. Чаще всего такая ситуация спровоцирована ошибками в воспитательном процессе со стороны родителей, которые представляют собой подавление какой-либо формы инициативы ребенка взрослыми. В результате такие дети становятся очень зажатыми, они скованны не только в общении с взрослыми, но даже в играх со своими сверстниками. Их потенциальная агрессия накапливается и может привести к всплеску деструктивного поведения, которое оказывает травмирующий характер и на самого ребенка.

Самореализация дошкольников

Трехлетний ребенок начинает проявлять некоторую индивидуальность и осознавать свои желания, возможность выбора. Ему хочется самостоятельно решать во что ему одеться сегодня, с кем встретиться, в какие игры играть, а в какие – нет. Это очень сложный период, когда происходит основная закладка и развитие различных жизненных аспектов вроде понятия привязанности, предпочтений, дружбы, ответственности. Самореализация дошкольников лучше всего развивается в условиях постоянного посещения детского коллектива и работы с педагогами, взрослыми. В обычных домашних условиях такой атмосферы добиться очень тяжело, поскольку родители, как правило, часто заняты своими делами и не способны уделить малышу достаточно внимания.

Однако, это не означает, что детский сад или подобное учреждение решает все проблемы и полностью снимает ответственность с родителей. Даже в том случае, если ребенок вес день был занят, ему необходимо уделять внимание. Он должен знать о вашем отношении к нему. чувствовать интерес и поддержку со стороны своей семьи, иметь представление о их переживаниях, и лишь тогда вы ощутите «отдачу».

Также старайтесь вовлекать ребенка во взрослую жизнь и заботы. То, что для вас кажется обыденным занятием, если правильно его преподнести, окажется чем-то необыкновенным и увлекательным для ребенка. Это может быть даже банальная уборка по дому с помощью пылесоса или мытье посуды. Стоит научиться доверять своему ребенку подобные дела, и тогда он в дальнейшем сформирует самодисциплину, будет стараться помогать вам по дому. Ограничивая сына или дочь от определенных дел, вы прививаете им подсознательный страх того, что они могут не справиться с подобной задачей вообще, подавляете инициативу, что отрицательно сказывается не только на саморазвитии малыша, но также и на его самооценке.

Самореализация ребенка

Самореализация ребенка – это раскрытие детских личных возможностей, которые ведут к более счастливой и успешной жизни. У каждого индивида имеется ряд потребностей, без удовлетворения которых невозможно осуществление счастливой жизни. Очень сложно ребенку найти ту область, в которой он максимально раскроется, применит свои качества характера и достигнет определенных целей. Если личность находит такую область, то ее успех в самореализации гарантирован.

Условия для самореализации детей

В настоящее время ученые единодушны, что каждый индивид имеет огромное множество возможностей, которые хранятся в виде задатков и при определенных условиях развития их можно самореализовать.

На развитие самореализации детей влияют многие факторы: социально-экономический, биогенетический, педагогический. К сожалению, заблуждением индивида, особенно молодого, выступает недооценка заложенных природных способностей.

Важным условием для самореализации детей является создание взрослыми ситуаций успеха. Такие слова, как «хорошо», «давай поработаем еще», «молодец» должны звучать постоянно в адрес ребенка, а каждая детская деятельность нуждается в доброжелательной поддержке. Только такие условия создадут ситуацию успеха.

Психологи отметили, что чем активнее развивается творчески малыш, тем продуктивнее функционирует его мышление в разных плоскостях и направлениях.

Стимулом для творческого развития детей, расцвету их способностей, расширению диапазона интересов, а также гуманизации мыслей, поступков, чувств, созидательной активности выступает досуг.

Большинство обеспеченных людей страдает от нехватки того, чего они не в состоянии осознать или понять. Человеку очень важно найти свое место в жизни, чтобы ощущать полное удовлетворение от реальности, при этом максимально выразив себя и используя все свои природные задатки. Личность, реализующая свои ресурсы на благо социуму, является самой счастливой.

Самореализация включает получение удовольствия от процесса работы. Самореализация имеет тесную взаимосвязь с общественной оценкой. Зачастую люди испытывают страдания из-за того, что другие не видят у них положительных качеств и не ценят их. Самореализация может позволить каждой личности предстать перед социумом в блеске своих возможностей и талантов. Умение направлять свои плохие и хорошие черты характера на достижение целей всегда ценно в обществе. Личностей реализующих свой потенциал всегда любят и уважают.

Психологи считают, что возникновение массового молодежного движения, например, хиппи или панков появилось вследствие неудовлетворенной потребности в поиске себя. Поэтому задача родителей обеспечить те условия, которые будут способствовать детской самореализации, воплощая в жизнь что-либо новое и неизведанное сориентированное на творчество.

Отклонения в поведении подростков отмечаются в дефектах воспитания. Неумение взрослых заинтересовать ребенка, а также раскрыть его способности и возможности приводит к тому, что им начинают управлять случайные обстоятельства, а также стихийные всплески энергии.

Творческая самореализация детей

Творчество выступает не только атрибутом социализации детской личности и средством общения, развлечения, отдыха, но и мощным инструментом самовоспитания, уникальным средством просвещения, а также эстетического воспитания. Любая маленькая победа ребенка или просто участие в конкурсах, творческих проектах разного уровня влияет на развитие творческого потенциала.

В подростковом возрасте основными средствами в творческой самореализации являются клубы по интересам, кружки, спортивные секции и пр.

Творческую самореализацию подростка относят к важной составляющей развития личности. Психологами отмечено, что стимулом развития личности, а также поиском своего места в жизни выступает сама потребность в поиске. Поиск просто необходим для физического, психического, полового созревания и стремления к юношескому самоутверждению. Некоторые подростки самоутверждаются с помощью агрессивного поведения. Немецкий психотерапевт Г. Аммон считает, что каждый ребенок рожден с потенциалом «конструктивной» агрессивности. Под этим термином психотерапевт понимает желание и стремление к творческой самореализации, которые способствуют освоению и улучшению мира. Развивается и усиливается «конструктивная» агрессивность только при правильном воспитании ребенка. Ошибки в воспитании отмечаются при подавлении инициативы у детей взрослыми. Зачастую такие дети зажаты в играх, в общении с взрослыми и сверстниками. Когда дети сталкиваются с семейными конфликтами, у них возникает деструктивная агрессивность, которая сильно их травмирует. Неправильно сориентированная детская личность может проявить себя в немотивированной агрессии и нехороших поступках.

Самореализация детей дошкольного возраста

Достигая трехлетнего возраста, малыши знают, чего именно хотят и самостоятельно пытаются решить, что надевать, в какие игры играть, с кем дружить. Именно в этот период идет закладка понятия привязанности, дружбы, а также самовыражения всех важных жизненных аспектов, которые на протяжении жизни будут сопровождать малыша. Если малыш посещает детский коллектив, например детский центр или сад, то он там может самореализоваться. В домашних условиях самореализации ребенку добиться гораздо сложнее, поскольку члены семьи зачастую заняты домашними хлопотами, и малышу уделяют очень мало времени.

Однако даже если весь день ребенка и взрослых занят, не стоит забывать, что малышу нужна любовь близких людей. Родителям необходимо постоянно обнимать своих детей, рассказывать о своих переживаниях, чувствах и взрослые от своего чада обязательно получат отдачу. Нельзя малыша лишать эмоций. Вместе с детьми необходимо играть в детские игры и постепенно вовлекать их во взрослые. Для малыша обыденные дела: работа по дому с пылесосом, мытье посуды могут показаться просто волшебными. Необходимо позволить малышу участвовать в рабочем процессе по дому, и возможно в дальнейшем он будет помогать справляться с домашними хлопотами. Большинство родителей зачастую не доверяют малышу какую-то работу или процесс, тем самым ограничивают и прививают ему страх. Да, иногда ребенок может что-то уронить или разбить, однако какое удовольствие ему принесет выполнение трудовой операции. Самое главное сохранять спокойствие, не нервничать даже тогда, когда, кажется, что самим выполнить работу гораздо проще и быстрее.

Негативное настроение родителей зачастую очень быстро переходит к ребенку, и вместо полезного времяпрепровождения близкие получают обиженное выражение детского лица и надутые губки.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий