Социальная адаптация детей, инвалидов – проблемы, диагностика

Содержание

Социальная адаптация детей, инвалидов – проблемы, диагностика

​Социальная адаптация детей-инвалидов

К сожалению, статистика говорит о том, что количество детей с инвалидностью достаточно велико. Именно по этой причине политика государства направлена на поддержку этого слоя нанесения, их родителей.

В качестве мер социальной поддержки применяются дополнительные льготы и дополнительная материальная поддержка. Кроме того, таким гражданам предлагаются услуги по реабилитации.

Общая информация об инвалидности у детей

Правовые основы

Вопрос адаптации детей с инвалидностью регламентирован несколькими нормативными актами:

  1. ФЗ № 181, где содержатся основные моменты, касающиеся социальной адаптации инвалидов.
  2. Приказ Минздрава № 117, где отражены понятия инвалидности у малышей и адаптации.

Скачать для просмотра и печати:

Адаптация

Проблема социальной адаптации людей с инвалидностью актуальна во всем мире. Основная задача, которая требует решения — воспитание детей с нарушениями интеллекта в существующей социальной среде, чтобы они могли быть полноценными членами общества, взаимодействовать с другими детьми.

Проблемы в области социальной адаптации инвалидов есть и будут всегда, именно по этой причине используемые сейчас программы становится все сложнее реализовывать.

Сейчас для социальной адаптации используются разнообразные коррекционные методики, работа воспитателей, отличающаяся индивидуальным подходом к каждому малышу.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители

Можно выделить несколько групп проблем, возникающих в семье, где появляется на свет ребенок с инвалидностью:

  1. Взаимоотношения. Если в семье есть другие дети, они лишаются внимания со стороны родителей. Сами родители, в свою очередь, отдаются от других людей, что может стать причиной ее распада.
  2. Воспитание и образование малыша. Достаточно часто у родителей просто нет достаточных знаний о том, как именно воспитывать и чему учить такого малыша.
  3. Отсутствие знаний. Часто родители переоценивают или, напротив, недооценивают дефект ребенка.
  4. Отношение к малышу. Конечно, никому не хочется иметь ребенка с недостатками, поэтому для родителей появление такого малыша на свет — потрясение. Желательно на этом этапе обратиться за помощью, так как страх и стыд могут привести к необратимым последствиям.
  5. Отношение общества. Сверстники часто относятся к таким детям с пренебрежением и даже с негативом.

Оказание социальной помощи

Среди социальных льгот, которые предоставляются семьям, где воспитывается ребенок с инвалидностью, можно выделить:

  1. Возможность бесплатного получения рецептурных препаратов.
  2. Получение путевок на санаторно-курортное лечение.
  3. Бесплатный проезд в городском транспорте.
  4. Скидка 50 процентов на проезд в междугородном транспорте для ребенка с инвалидностью и сопровождающих его лиц.
  5. 50 процентная скидка на проезд к месту лечения в течение года. Один раз в год такая поездка обходится бесплатно.
  6. Постановка на учет для обеспечения жилым помещением, если у семьи есть такая потребность.
  7. Скидка на оплату коммунальных услуг.

Правила социальной адаптации детей: общая характеристика

Проблема социальной адаптации детей с инвалидностью актуально по всем мире. Основная задача таких родителей — воспитание малышей, которые имеют нарушения интеллекта.

К сожалению, проблемы социальной адаптации существуют всегда. С каждым годом реализовать свои планы в реальность становится все сложнее. Чтобы интегрировать детей с инвалидностью в общество, используются специальные коррекционные методики воспитательная работа.

Понятие социальной адаптации

В последние годы на страницах книг и учебников все чаще встречается словосочетание «особые дети», под которыми подразумеваются ребята, обладающие ограниченными возможностями.

Под такими детьми подразумевается малыши, чье состояние здоровье не позволяет им усваивать стандартную программу обучения вне специализированного учебного заведения с особыми условиями.

В таких образовательных учреждениях учатся дети, обладающие одним из следующих видов отклонений:

Главное условие, которым нужно руководство для социальной адаптации ребенка и усвоения им программы обучение — индивидуальный подход с учетом всех его особенностей.

Следовательно, социальной адаптацией является совокупность организованных действий и привыкания к окружающей среде, которые происходят по мере освоения ребенком новой информации.

Методы работы

В систему методов адаптации входят несколько процедур технологического процесса. К примеру, специалисты могут пользоваться несколькими методами:

  1. Беседа с ребенком с ограниченными возможностями.
  2. Поддержка и последующая стимуляция новых навыков малыша, моделирование его поведения в обществе.
  3. Сказкотерапия, которая используется в качестве адаптационного тренинга ребенка.

Сейчас в социальную адаптацию входит и проблема патронажа, особенно актуальна она для детей-сирот. Смысл такой проблемы заключается в возможности получения детьми помощи адресного типа.

В такой социальной поддержке нуждаются все дети, которые начинают обучаться в школе. Отдельные дети не могут самостоятельно пристраститься к новым условиям, поэтому им требуется поддержка взрослых.

Важно! Благодаря систематизации и применению различных методов профессионалами, на практике часто удается добиться положительной динамики в процессе социальной адаптации личности.

Условия адаптации

Можно выделить несколько основных условий адаптаций детей, признанных сложными:

  1. Уравновешивание. При наличии этого условия происходит ознакомление ребенка с ситуацией. Малыш видит новую обстановку, присматривается к другим детям, налаживает с ними общение.
  2. Псевдоадаптация. Под таким условием подразумевается внешняя приспособленность человека с отрицательным отношением его психического характера. Причинами такого поведения может стать наличие разных убеждений, ориентацией и интересов между общающимися сторонами.
    В результате ребенок перестает понимать, как именно ему следует действовать в этой неприятной ему ситуации, отказывается от дружбы и предложения помощи, продолжает придерживаться своих первоначальных убеждений.
  3. Приноровление, входе которого ребенок принимает систему ценности в новой ситуации. К примеру, уступить второй стороне.
  4. Уподобление, при котором происходит перестройка психики и характера в целом под новую среду, в четком соответствии с установленным в социальной группе порядком.

Внимание! Конечно, стоит учитывать то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет свою индивидуальность, именно в этом и заключается их основное отличие от здоровых сверстников. Поэтому адаптировать таких детей к обучению гораздо сложнее.

Для этого есть несколько причин:

  1. В детском организме все органы, в том числе и психика, развиваются стремительно.
  2. Физическое развитие ребенка опережает психическое.
  3. Успехи в адаптации ребенка напрямую зависят от взрослого.

Порядок проведения мероприятий

Социальная адаптация детей проходит в несколько этапов:

  1. Удовлетворительный и стабильный этап. На этом шаге ребенок приобретает навыки самообслуживания, выполнения простого функционала и соблюдения норм дисциплины.
  2. Неполный и неустойчивый. У ребенка есть затруднения в приобретении общедоступных навыков, нормального развития психики в условиях новой остановки.
  3. Неудовлетворительный. Ребенок не может приобрести первоначальные навыки, привыкнуть к окружающей его обстановке. Как правило, результатом неудовлетворительной адаптации становятся частые болезни малыша.

Социальная адаптация ребенка начинается в ходе проведения экскурсии, входе которой малыш может познакомиться с окружающей его средой. Благодаря такому приему происходит формирование навыков делового общения.

На заметку! Достаточно часто на этом этапе даются практические задания, позволяющие ребенку вступить во взаимоотношения с другими детьми для получения необходимой информации.

Существует несколько методов обучения детей с инвалидностью:

Во всех заданиях с такими малышами используются дидактические игры, благодаря чему улучшается и процесс обучения, и процесс воспитания. В результате дети начинают интенсивно играть, интересоваться окружающей обстановкой.

В данном вопросе поставлено несколько задач:

  1. Мониторинг за тем, как развивается личность ребенка.
  2. Изменение и последующее преодоление всех трудностей, которые возникают в процессе обучения ребенка.
  3. Руководство и учителя испытывают к ребенку только положительные эмоции.
  4. Учитель рассказывает о том, как именно формируется личность ребенка, как его обучать, и как должна проходить его социальная адаптация в домашних условиях.

Обучение детей с особенностями происходит несколькими способами:

  1. Совместное посещение образовательного учреждения с обычными детьми, у которых нет никаких ограничений по здоровью. Как правило, речь идет о школах, где преподают обычную общеобразовательную программу. Индивидуальный подход к детям с особенностями отсутствует.
  2. Специализированные классы, в которых к каждому особенному ребенку подбирают собственный подход.

Причины возникновения трудностей

Соцадаптация ослабляется сразу несколькими различными обстоятельствами:

  1. В зависимости от характера инвалидности. В эту категорию трудностей включаются различные виды заболеваний.
  2. Наличие психофизиологических нюансов, среди которых наличие у ребенка характерной памяти, сложного темперамента.
  3. Наличие существенных недостатков в физическом здоровье ребенка. Как правило, у таких детей есть заболевания, которые никак не связаны с наличием у них инвалидности.
  4. Недостаток психического развития, чтобы нормально общаться с другими детьми. К примеру, если ребенок длительное время воспитывался в специализированном закрытом учебном заведении.
  5. Отсутствие у семьи достаточных финансов для удовлетворения всех нужд особенного малыша, к примеру, если требуется покупка дорогостоящих технических средств.
  6. Ограниченные возможности ребенка, которые действуют на его психику. Часто такой малыш, принимая участия в деятельности по своему возрасту, но не по психическому развитию, может лишиться своей социальной адаптации.
  7. Нахождение ребенка в незнакомом месте, что может стать причиной его угнетенного состояния.
  8. Наличие психических нарушений при наличии у ребенка ограничений в его мобильности.

При наличии вышеперечисленных причин у ребенка наблюдаются проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому родители и педагоги должны знать, как правильно заниматься с такими особенными детьми.

Перечень программ

Чаще всего для этого ребенок направляется на обучение в обычную общеобразовательную школу, где вся его программа реабилитации проходит на индивидуальных условиях. При наличии отличий от нормального в поведении, малыша отправляют в специализированное учебное заведение, где учеба носит индивидуальный характер.

Как показывает практика, для нормальной жизнедеятельности такого ребенка требуется именно индивидуальный подход, так как он способствует его социальной адаптации, малыш перестает быть замкнутым в себе и начинает общаться.

Сейчас наибольшей популярностью и эффективностью пользуется пескография и прочие методики, предлагаемые ведущими специалистами.

Чтобы социально адаптировать таких детей, постоянно разрабатываются дополнительные программы, в которых отображаются нюансы воспитания таких малышей.

Еще один доступный вид соцадаптации ребенка — лепка с использованием красочных материалов. С помощью таких занятий у малыша формируется интерес к эстетике, художественное видение предметов.

Для такой работы может использоваться любой материал, отвечающий требованиям ГОСТ. Чаще всего используются грязь и соленое тесто.

В ходе таких занятий достигается сразу несколько целей:

  1. Улучшение психического состояния ребенка.
  2. Синхронизация действий его рук.
  3. Развитие разных типов мышления.
  4. Выработка умения достигать поставленной цели.

Важно! Целью таких программ является не только социальная адаптация ребенка, но и выработка у него простейших привычек, которые позволят в будущем позаботиться о себе и о своих родственниках.

Читайте также:  Филофобия - симптомы, лечение, причины, как избавиться

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Социальная адаптация инвалидов

10 минут Ирина Смирнова 2622

По статистическим данным, в России насчитывается примерно 16 миллионов инвалидов, то есть около 10% граждан страны имеют серьезные проблемы со здоровьем, мешающие в той или иной мере их жизни. Основная цель таких людей (и их семей) – адаптироваться в социуме настолько, чтобы сделать свое существование максимально комфортным.

Неполноценность какой-либо группы индивидуумов в целом также влияет на слаженное функционирование общества, поэтому социальная адаптация инвалидов (САИ) является одной из актуальных задач государства. Решение этого вопроса заключается в обеспечении таким людям правовой, экономической, трудовой защищенности и всех остальных возможных благ.

Понятие «инвалидность»

Термин «инвалидность» подразумевает под собой особенность развития, заболевание или состояние человека, сопровождающееся ограничениями его жизнедеятельности в различных сферах. Неполноценность личности в настоящее время является проблемой не только ее самой и близкого окружения (семьи, места трудоустройства и т. д.) но также и всего общества.

Происхождение термина «инвалид» идет от латинского слова «volid», что означает «полноценный», «действенный», «могущий». Следовательно, при добавлении отрицательной приставки получается «неполноценный», «недейственный» и т. д. В России, во времена правления Петра I, так называли военнослужащих, неспособных нести дальнейшую службу (из-за болезни, увечья или ранения), которых отправляли на штатные должности.

Одной из самых главных проблем инвалидов считается даже не само отсутствие дееспособности, а отношение остальных людей к ним. Большинство здоровых граждан относятся с чисто медицинской позиции, то есть инвалид в их понимании – это человек, ограниченный в определенной степени в возможности передвигаться, видеть, слышать говорить или писать.

В результате получается парадоксальная ситуация, при которой инвалид воспринимается как полностью больной человек, неспособный к трудовой и учебной, а также к обычной повседневной деятельности. Это формирует и культивирует в обществе мнение, что частично недееспособный человек – обуза, иждивенец, то есть доходит уже чуть ли не до «превентивной евгеники».

Невольно вспоминается история 1933 года, когда после захвата фашистами власти в Германии, создается «Программа эвтаназии Т-4», подразумевающая уничтожение больных старше 5 лет и инвалидов, как нетрудоспособных членов общества. То же самое происходило в Западной Европе и относилось к получившим увечья воинам.

Только после окончания Второй мировой войны в ходе создания и развития общего движения по защите прав человека формулируется понятие «инвалид», включающее в себя лиц с физическими, интеллектуальными и психическими ограничениями. Более конкретное разделение на категории произошло гораздо позже и до сих пор не имеет явных границ в российском законодательстве.

Трудности социализации

Основные проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в России и других странах СНГ связаны с многочисленными социальными барьерами, не дающими им включиться в жизнь современного общества. К сожалению, такая ситуация следствие неправильной политики социализации, направленной только на «здоровых» граждан, и по большей мере выражающей лишь их интересы.

При этом сама структура быта, производства, социальных услуг, а также культуры и досуга практически не приспособлена к нуждам недееспособных людей. Об этом говорят частые скандалы с авиакомпаниями, суть которых в отказе пускать на борт самолета инвалидов-колясочников.

Огромное неудобство для них также связано с отсутствием возможности пользоваться общественным транспортом и иными средствами передвижения. Элементарно, ведь даже подъезды многих домов, к примеру, в Москве не оборудованы спецподъемниками, а иногда попросту закрыты на замок и неизвестно у кого находится ключ.

В отличие от столицы, в небольших городах дело обстоит еще хуже – если инвалид проживает не на первом этаже в доме без лифта, то он автоматически лишается возможности попадать на улицу без посторонней помощи. В результате чего получается, что такие люди становятся социально-демократической категорией с существенным ограничением передвижения, что противоречит Конституции.

Отсутствие необходимой мобильности приводит большинство инвалидов к трудностям с получением образования, адаптации на производстве, и как следствие, снижению уровня доходов. Статистика гласит, что полноценно работать и получать доход, достаточный для удовлетворения своих потребностей, на текущий момент может совсем небольшое количество граждан с ограниченными возможностями.

Социальная и трудовая адаптация

Важнейшим условием социально-бытовой адаптации инвалидов, а также трудовой, является введение в сознание общества идеи равных возможностей и прав для абсолютно всех граждан. Именно данное понимание сможет обеспечить нормальные взаимоотношения, которые станут основой для комфортного существования людей с различными отклонениями.

Отечественный и зарубежный опыт нередко указывает, что инвалиды, даже имея потенциал для активного участия в жизни общества или работы, все равно не в состоянии его реализовать. Основной причиной этого считается нежелание большей части здоровых людей общаться с инвалидами, а также опасение или отказ предпринимателей их трудоустраивать.

Как правило, такое поведение обусловлено влиянием негативных стереотипов. И пока не будут развенчаны подобные психологические установки, не помогут даже самые действенные соцмероприятия. Стоит отметить, что сама идея адаптации недееспособных граждан в обществе активно поддерживается, но только на словах.

Неоднозначность отношения здоровых граждан к инвалидам, особенно с явными признаками инвалидизации (колясочников, слепых, глухих, больных ДЦП и т. д.) хорошо просматривается.

В России и во многих других государствах последние воспринимаются как люди низшего качества, лишенные определенных возможностей, что приводит, с одной стороны, к сочувствию, а с другой – непринятию как полноценных граждан.

Как следствие, большинство здоровых людей не готовы к тесному сотрудничеству с инвалидами, к примеру, на рабочем месте, а также в ситуациях, где человек с ОВЗ неспособен взаимодействовать наравне с остальными. С этим связан один из основных критериев оценки социально-психологической адаптации инвалидов – отношение к уровню собственной жизни. Почти половина из них считает ее качество неудовлетворительным.

Причем негативная оценка своего существования основывается на нестабильном либо низком материальном положении, и чем меньше доход, тем пессимистичнее взгляды инвалида на жизнь и прогноз будущего. Тогда как у работающих людей, имеющих группу, самооценка и отношение к жизни намного оптимистичнее, что обусловлено более высокой материальной базой, качественной производственной и социальной адаптацией, а также возможностью общения.

Не следует забывать, что инвалиды (как и все остальные) испытывают неуверенность и тревогу за будущее, дискомфорт, напряженность, и потеря работы для них – еще больший стресс, чем для обычного человека. Малейшие изменения доходов или трудности с занятостью способны существенно расстроить таких людей и даже вызвать паническое настроение.

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления. Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ. Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

К ним относятся следующие:

  • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
  • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
  • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

Виды и методы реабилитации

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

Программы реабилитации

При выборе реабилитационных программ выделяется несколько вариантов, учитывающих все сферы жизни ребенка и особенности его состояния здоровья. В данный перечень входят следующие направления:

  • Медицинская реабилитация – направлена на улучшение и стабилизацию физического состояния, необходимого для последующих развивающих мероприятий.
  • Психологическая реабилитация – формирование у ребенка внутреннего стремления к обучению и развитию, избавление от страха социализации и восприятия себя как полноценного объекта взаимоотношений.
  • Социально-трудовая реабилитация – осуществление привития соответствующих умений и навыков ребенку с ОВЗ.
  • Социально-средовая адаптация – обеспечивающая введение пациента в общество с целью общения и прочего взаимодействия с другими детьми. Часто такой вариант сочетается с социально-трудовой реабилитацией.
  • Социально-бытовые восстановительные мероприятия – направлены на создание условий при проживании индивида с семьей, повышения качества жизни, улучшения жилья и коммуникации с близкими родственниками.
  • Социально-педагогические программы – поиск особого подхода, облегчающего контакт с больным ребенком для более качественного восприятия обучающих мероприятий. Такие программы лучше всего реализуются в специализированных заведениях – центрах или школах-интернатах.

Для получения максимального эффекта, подразумевающего скорейшее и качественное обучение ребенка-инвалида необходимым умениям и навыкам, реабилитационный процесс должен охватывать все вышеуказанные программы.

Специфика комплексных центров

В России уже существует определенное количество комплексных центров, профилирующихся на САИ. Так, к примеру, на основе постановления министерства социального развития Новосибирской области (НСО) ГАУ НСО (государственное автономное учреждение) проводит курсы усовершенствованных мероприятий, связанных с этим запросом.

Данное заведение имеет еще одно название «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» и осуществляет обслуживание следующих категорий граждан:

  • Дети-инвалиды 14–18 лет из числа детей-сирот либо оставшихся без попечителей.
  • Женщины-инвалиды 18–55 лет, сохранившие навыки самообслуживания.
  • Мужчины-инвалиды 18–60 лет, которые в состоянии себя обслуживать сами.
  • Дети-инвалиды 7–14 лет, полностью неспособные к самообслуживанию.

Основные адаптационные проекты, осуществляемые учреждением: социально-медицинская и психолого-педагогическая реабилитация, а также обучение навыкам самообслуживания и профессиональным умениям. Реабилитационный путь разрабатывается, исходя из утвержденных для каждой группы стандартов и включает соответственно:

  • Дети-инвалиды сироты с сохранением навыков самообслуживания – обучение профессиям: обувщик, швея, социальный работник, пользователь ПК, изготовитель изделий из лозы, рабочий зеленого хозяйства, вышивальщица.
  • Инвалиды с нарушением функции самообслуживания – курс социальной адаптации, включающей психолого-педагогическую коррекцию (развитие познавательных функций, коммуникативных навыков, восстановление способности к самостоятельности и т. д.).
  • Дети-инвалиды, с абсолютной утратой способности к самообслуживанию – интенсивный курс, включающий врачебное сопровождение (педиатр, физиотерапевт, невролог), психолого-педагогическую коррекцию, бытовое обслуживание.
Читайте также:  Что делать, если все достало и надоело - советы психолога

Адаптация получателей социальных услуг подразумевает 3 формы:

  • стационарная (для проживающих на отдаленных территориях области);
  • полустационар (для жителей близлежащих районов);
  • стационарная (для детей-инвалидов 5 суток в неделю, кроме выходных и праздничных дней).

Это далеко не единственный центр на сегодняшний день в России. Подобное заведение уже открыто в Томской и других областях, а также планируется дальнейшее расширение данного сервиса. Поэтому родственникам, желающим воспользоваться их услугами, следует детальнее ознакомиться с информацией и узнать порядок оформления соответствующих документов. Для человека-инвалида – это уникальная возможность обрести утраченные навыки социализации или обрести новые.

Адаптация детей-инвалидов в семье (стр. 1 из 4)

Проблема адаптации детей инвалидов в семье

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Решение проблемы адаптации детей – инвалидов в Челябинской области

Список использованной литературы

Введение

Одним из приоритетных направлений в социальной политике является решение проблем, связанных с реабилитацией и социальной адаптацией 26,5 детей-инвалидов. Причем, эти вопросы рассматриваются комплексно, с участием комитетов социальной защиты населения города, здравоохранения, образования, семьи и молодежи, физкультуры и спорта, культуры. В формировании направлений деятельности, форм и методов работы с детьми-инвалидами принимают активное участие депутаты городской Думы, общественные организации города.

Для оказания медицинской помощи детям-инвалидам развернута сеть лечебно-профилактических учреждений, оснащенных необходимым современным лечебно-диагностическим оборудованием: многопрофильные и специализированные детские больницы, отделения восстановительного лечения детских городских поликлиник, центры восстановительного лечения, дома ребенка, санатории.

Проблема адаптации детей инвалидов в семье

Проблема социальной адаптации детей инвалидов очевидна и актуальна на данном этапе развития нашего общества по нескольким причинам. Именно в последнее время государство сняло покров таинственности с “запретной” темы тяжелого положения семей, имеющих детей-инвалидов. Кроме того, инвалидность – это проблема не одного человека и даже не части общества, это проблема всего общества в целом.

В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит 300 тысяч инвалидов (1% от детской популяции). Истинная распространенность детской инвалидности, естественно, значительно больше (около 1 миллиона), т.к. в это число не входят дети-инвалиды, не прошедшие экспертизу, но де-факто являющиеся инвалидами, не имеющие статуса инвалида из-за несовершенных критериев инвалидности и т.д.

Существует потребность общества в вовлечении инвалидов в систему общественных отношений, в том числе и производственных, профессиональных, позволяющих сделать инвалида полноправным членом общества.

Здесь существует задача социальной адаптации, начиная с самого раннего периода развития ребенка инвалида, т.к. не секрет, что дети инвалиды испытывают проблемы, связанные с общением со сверстниками, школьной дезадаптацией по причине частого непосещения занятий по болезни, изоляции от общества, в силу своих физических и психических особенностей.

Главное в работе с этой категорией детей помочь их социальной адаптации, сформировать у детей положительное отношение к жизни, обществу, труду, деятельности. Поэтому важным здесь является привитие навыков хозяйственно-бытового труда, социально-бытовая ориентировка и профессиональная ориентация.

В построении занятий с детьми-инвалидами необходимо учитывать дидактические принципы: практической направленности обучения, расширения социальных связей, комплексности, развития и деятельности. Это обучение, когда задействованы все органы чувств ребенка, когда содержание обучения всемерно содействует выявлению возможной подготовки детей доступным видам для них труда, помогает приспособиться к действительности.

Социальная адаптация в общественной жизни выступает одновременно как процесс, результат и как социальная технология. Как процесс означает приспособление личности (социальной группы), попавшей в трудную жизненную ситуацию, к среде жизнедеятельности.

“Социальная адаптация – сложный и многоуровневый процесс, который осуществляется в различных сферах деятельности человека и общества. Различают профессиональный, социально-организационный, социально-ролевой, социально-психологический уровни адаптации. Характер взаимодействия среды и личности (пассивное приспособление или взаимная встречная активность индивида) определяется различными факторами. Важнейший из них – личностное начало, способность субъекта к деятельностной самооценке и оценке объективных условий (социальной среды). По этому критерию выделяются типы личности: высокоадаптированный, среднеадаптированный, низкоадаптированный, дезадаптированный. По своим результатам социальная адаптация подразделяется на нормальную и девиантную (отклоняющуюся). “

Процесс социальной адаптации начинается с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать свое поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды. В ходе этой перестройки личность выступает как активное начало, она и усваивает, и изменяет социальную среду.

Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса адаптации. Принято выделять 4 степени адаптированности личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия – когда индивид знает, как он должен вести себя в новой среде, но в своем сознании не признает ценностей новой среды и где может их отвергает, придерживаясь прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости – индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация – признание и принятие индивидом основных ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида новой средой;

4) ассимиляция – полное совпадение систем ценностей индивида и среды.

Существуют объективные и субъективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации индивидом норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной среде. Субъективные – удовлетворенность членством в данной социальной группе, предоставляемыми условиями для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Формы работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов

1. Тематические экскурсии

2. Семейные вечера отдыха

4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах

5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку

6. Концерты детей-инвалидов

7. Праздники, посвященные 16-летию детей-инвалидов с вручением памятных подарков, праздничным обедом и развлекательной программой

8. Организация и поддержка обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов

9. Установление взаимодействия обществ семей, воспитывающих детей-инвалидов с благотворительными фондами и обществами

10. Организация в рамках спартакиад (зимняя и летняя), соревнований по настольному теннису, мини-футболу, шашкам, шахматам и др.

11. Организация выставок творческих работ детей-инвалидов

12. Праздники первоклассника

13. Благотворительные экологические праздники с участием журналов “Свирель” и “Лазурь”

14. Творческие встречи с писателями и артистами

15. Организация театрализованных представлений, в т.ч. спектаклей с участием детей-инвалидов

16. Разрабатываются и выполняются программы социальной реабилитации детей-инвалидов

17. Созданы и обновляются районные банки данных по детям-инвалидам

Виды помощи детям -инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов

1. Профессиональная ориентация и подготовка.

2. Трудоустройство детей-инвалидов и их родителей.

3. Проведение отдыха и оздоровления детей-инвалидов .

4. Приобретение средств передвижения.

5. Адресная материальная (продовольственная, вещевая, денежная) помощь.

6. Улучшение жилищных условий.

7. Создание структур (кружков, секций), работающих по месту жительства с детьми-инвалидами.

8. Медико-социально-психологическая помощь (бесплатно).

9. Юридические консультации (бесплатно).

10. Приобретение тест-полосок к глюкометрам для детей-инвалидов, заболевших сахарным диабетом.

11. Обслуживание в отделениях помощи семье и детям при ЦСО.

12. Выделение денежных средств для приобретения лекарств.

13. Обеспечение бесплатными билетами на аттракционы, в театры и т.п.

14. Строительство пандусов и поручней возле аптек, поликлиник.

15. Благотворительные обеды в ресторанах “Макдональдс” с развлекательной программой.

Решение проблемы адаптации детей – инвалидов в Челябинской области

ЧОЦСЗ “Семья” совместно с ЧелГУ – Региональным центром образования инвалидов осуществляет “Программу социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Челябинской области”. Данная программа предусматривает кроме медико-социальной реабилитации и социальную адаптацию детей инвалидов в возрасте от 6 до 15 лет, находящихся в стационарном отделении ЧОЦСЗ “Семья”.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической службы отделения социальной адаптации Центра “Семья” является выявление детей, отставших от сверстников, для оказания им своевременной помощи, предупреждения неуспеваемости, задержек в развитии. Оно диктуется необходимостью создания адекватных условий обучения и воспитания, поиском средств для преодоления ими трудностей в поведении и взаимоотношениях со средой.

Новизна проводимой работы в Центре заключается в своевременной психологической диагностике личности ребенка-инвалида, а затем последовательном наблюдении за поведением и склонностями ребенка в период его развития, личностно-ориентированном подходе, социальном патронаже с целью последующей интеграции ребенка в систему общественных отношений посредством получения образования в специализированных учреждениях.

Предполагается диагностика личностных, интеллектуальных и поведенческих особенностей и склонностей к определенным видам деятельности ребенка-инвалида с последующим наблюдением в среде обитания с помощью социального патронажа. Организации, таким образом, помощи в развитии и дальнейшем выборе жизненного пути, выборе профессии и учебного заведения. С этой целью предполагается сотрудничество с Региональным центром обучения инвалидов при факультете доступности образования ЧелГУ и другими образовательными учреждениями, занимающимися образованием данной категории населения.

Социальная адаптация инвалидов

Инвалидность в современном обществе

Инвалидность – специфические особенности состояния и развития организма человека, сопровождающееся ограничением жизнедеятельности в различных формах.

Социальная адаптация инвалидов – это комплекс мероприятий, предусматривающих восстановление потерянных или ранее разрушенных взаимоотношений и социальных связей в результате инвалидности.

Как правило, у этой социально-демографической группы людей ограниченная возможность получения образования, низкий уровень дохода, проблемы в создании семьи, самореализации. У многих отсутствует желание заниматься общественной жизнью, потерян интерес к жизни. Отсутствие достаточных практических навыков в самостоятельной жизни приводит к тому, что они оказываются в большей или в меньшей степени обузой для родственников.

Достижение цели социальной адаптации инвалидов основано на укоренении в общественном сознании идеи равных возможностей и прав для инвалидов. Необходим переход от сигрегированных видов помощи (в виде специальных учреждений) к методам, позволяющим инвалидам быть в центре общественной жизни.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Мощным фактором адаптационного процесса является взаимоотношение между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В целом в обществе отмечается неготовность многих людей к ситуациям, в которых реализуются возможности инвалидов наравне со здоровыми людьми, к тесному контакту с инвалидами.

Взаимоотношения между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями должны строиться на ответственности обоих сторон за эти взаимоотношения. Однако у многих инвалидов не хватает умения выразить себя в процессе общения, недостаточно социальных навыков, они не всегда могут правильно оценить нюансы отношений, воспринимая окружающих людей несколько обще. Часто взаимоотношения складываются непросто и между инвалидами.

Основным показателем социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни. Результаты социологических исследований показали, что почти половина инвалидов оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Процесс социальной адаптации инвалидов в настоящее время затруднен, так как:

  • прослеживается низкая удовлетворенность жизнью;
  • присутствует отрицательная динамика самооценки;
  • наблюдаются значительные проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоциональное состояние, в основном, характеризуется неуверенностью в будущем, тревожностью, пессимизмом.

Типы социальной адаптации и ее диагностика

Основные типы социальной адаптации инвалидов:

  1. Активно-позитивный. У инвалидов этого типа высокая самооценка, благоприятный настрой, энергичность, оптимизм, самостоятельность суждений, они самостоятельно ищут пути выхода из неблагоприятных ситуаций.
  2. Пассивно-позитивный. У инвалидов данного типа заниженная самооценка, отсутствует стремление к изменениям и переменам в жизни, положение в котором он находится полностью устраивает.
  3. Пассивно-негативный. У инвалидов наблюдается неудовлетворенность своим положением, отсутствует желание что-либо улучшить. Такие людям характерны настороженное отношение к окружающим, психологический дискомфорт, заниженная самооценка, ожидание значительных катастрофических последствий от незначительных неудач.
  4. Активно-негативный. Наблюдаются неудовлетворенность собственной жизнью, психологический дискомфорт, есть стремление изменить ситуацию к лучшему, но, по ряду объективных и субъективных причин, нет практических результатов.
Читайте также:  Энергия человека - что это такое, как ей управлять

В современном мире широко применяются методики, позволяющие определит уровень социально-психологической адаптации инвалидов. Например, опросник К. Роджерса и Р. Даймонда диагностирует особенности прохождения социальной адаптации. Он включает 101 утверждение, каждое из которых сформулировано в третьем лице единственного числа для избегания воздействия прямого отождествления.

Социальность является определяющим фактором в физическом развитии инвалида. Для выполнения любой социальной роли необходимы определенные физические качества. Чем сложнее социальная деятельность, тем выше нужна дифференциация проявлений физических параметров.

В современном мире формирование общества предполагает воспитание индивидов с высокой интеллектуальной и физической работоспособностью, всесторонне гармонично развитых. Для этого разрабатываются и внедряются методики, в которых объектом исследования выступают уровни социальной адаптации индивидов.

Проблемы социальной адаптации инвалидов

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы.

Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой. Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:

  • получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
  • охрана интересов и защита прав инвалидов;
  • интеграция в социальную среду;
  • информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
  • формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов

Из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации.

К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся: недостаток физического и психического здоровья, неблагоприятная материально-экономическая ситуация, ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом.

Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов.

Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью. В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование. При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче.

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.
  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Государственная помощь детям и родителям

Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30 апреля 2016 года и Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года.

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.

Оцените статью
Добавить комментарий