Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Содержание

Суицидальное поведение подростков – причины, профилактика

Профилактика суицидов в подростковом возрасте

Ольга Даньшина
Профилактика суицидов в подростковом возрасте

Особенности профилактики суицида в школьном возрасте

Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают действия к суициду. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, но в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.

Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств: 41% – неизвестны; 19% – страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% – домашние огорчения; 6% – страсти; 3% денежные потери; 1,4% – пресыщенность жизнью; 1,2% – физические болезни.

Все самоубийства (62%) у несовершеннолетних связаны с конфликтами в семье, неблагополучием, боязнью со стороны взрослых насилия, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, несчастная любовь, черствостью и безразличием окружающих, попаданием в секты (н-р «Три кита»).

Что же такое суицид?

Если рассматривать с точки зрения суицид (по Википедии)(от лат. sui caedere — убивать себя) — преднамеренное лишение себя жизни, как правило, самостоятельное и добровольное.

Типы суицидального поведения:

Демонстративное поведение. Подросток стремится обратить внимание на себя и свои проблемы, а это своего рода просьба о помощи. Он показывает, что ему трудно справляться со своими жизненными ситуациями. На этом этапе поведения, он пытается напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. И делает это в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение. Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции, такие как обида, гнев, затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает попытки к суициду. Чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению сильнодействующими и токсичными препаратами.

Истинное суицидальное поведение – это конкретный, продуманный план действия. Подросток готовится к совершению суицидального действия. Подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. И поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. Подростки вешаются или к спрыгивают с высоты.

Стадии развития суицидального поведения:

Первая стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Это период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (проявляться в повышенной раздражительности, снижении успеваемости, ограничении общения, уровня интересов, эмоциональной неустойчивости). В этот период и формируются мысли о суициде, которые проявляются в виде заявлений о том, что «вот бы уснуть и не проснуться», «надоела такая жизнь», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т. д. У подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве; фантазии и размышления о своей смерти.Примеры высказываний в виде: «Лучше умереть, чем так жить». И при этом значение таких высказываний недооцениваются или воспринимаются окружающими людьми. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. И на своем пути они не встречают человека, который их выслушает.

Вторая стадия – это суицидальные замыслы. Это проявление желания покончить с собой, сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях.

Третья стадия – суицидальные намерения и попытка. Переходит к замыслу о суициде, о решении (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов.

Пресуицид – это период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах, возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу. После попытки суицида к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. И в этот период к суицидальным действиям маловероятно повторение. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно уделять ему должное внимание и относиться к ребенку. Начинают вести привычный для них образ жизни, т. к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, то ребенок может до сих находится под угрозой и совершить повторное суицидальную попытку. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, беседовать с ним и оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. На первом месте – находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Итак, перейдем к профилактике суицидов.

Важно постоянно помнить, что за любое поведение к суициду ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Важной для профилактики суицидов является профилактика депрессий у подростков. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение или другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ему выйти из этого состояния.

Во-первых, нужно начать разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть с позитивными настроями. Оптимистический настрой нужно «внушить» ребенку, вселить уверенность, сказать, что он умеет добиваться поставленных целей. Ни в коем случае обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости». И показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Никогда не надо сравнивать его с другими ребятами, будет только хуже, сделает всё назло и наоборот. Сравнения с другими, приведет к занижению самооценки подростка.

Во-вторых, переключить на новые дела. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. А так же внести разнообразие в обыденную жизнь.Например: попробовать походить в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные дни на увлекательную экскурсию, посетить кинотеатр, выставки. Завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Т. к доказано, что животные могут настроить ребенка на позитивный лад.

В-третьих, соблюдение режима дня. Следить за тем, чтобы он нормально питался, хорошо высыпался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

Для предотвращения суицидову детей в школе учителя могут сделать следующее:

– внушать им оптимизм и надежду; – проявлять сочувствие и понимание;

– воспитывать в сознании детей осознанную уверенность в своих силах и возможностях;

– осуществлять контроль поведения ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Школьным психологам проводить с детьми работу психокоррекционные занятия по снятию негативных эмоций, которые у него копятся, помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими, обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса, оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей. А так же проводить работы по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Учителям и родителям психолог должен рассказать, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток.

Для предотвращения попыток суицидального поведения у детей,психологу необходимо:

– снимать психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,

– уменьшать психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение, – формировать компенсаторные механизмы поведения,

– формировать адекватное отношение ребенка к жизни и смерти.

Если всё-таки есть подозрение, что у ребенка депрессия, нужно всячески стараться объяснить родителям, что будет, если они оставят ребенка без помощи.

Рекомендации тем, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка, осторожно поговорите с ним;

2. Не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

3. Дайте знать, что хотите ему помочь;

4. Сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

5. Говорите искренне и постарайтесь определить,насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

6. Постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8. Не предлагайте упрощенных решений;

9. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

10. Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию;

11. Ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12. Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13. При действуйте так, чтобы изменить его внутреннее состояние;

14. Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

«Дорожка здоровья». Профилактика плоскостопия Недавно в нашем детском саду проходил конкурс-смотр “Лучшая дорожка-здоровья”. Участие принимали родители наших воспитанников и педагоги.

Профилактика интернет-зависимости С 25 по 26 января 2020 г. были разработаны бланки для наблюдающих, которые включали в себя категории: название команд (по горизонтали) и.

Материал на стенд «Профилактика дисграфии» Профилактика дисграфии у дошкольников старшего и подготовительного к школе возраста Одной из актуальных проблем отечественной практической.

Методическая разработка «Развитие творческих способностей воспитанников с ОВЗ в подростковом возрасте» Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями.

Проект «Профилактика простуды» Проект «Профилактика простуды» Актуальность темы. Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных.

Профилактика плоскостопия Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Плоскостопие еще называют «болезнью.

Профилактика профессионального выгорания Методическое, психолого-педагогическое сопровождение профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях детского дома Е. Ю.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Профилактика жестокого обращения с детьми Выступление «Профилактика жестокого обращения с детьми» социальный педагог Архипович И. Г. Март 2020 г. Современная жизнь несёт.

Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов» Родительское собрание «Обеспечение информационной безопасности детей и подростков, в том числе с целью профилактики суицидов. Игра «Киты».

Суицидальное поведение детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни. Диагностика проводится психиатром, применяется клинический метод, психологическое обследование. Лечение определяется фазой суицидального поведения. Включает госпитализацию, применение медикаментов, психотерапию, социальную реабилитацию.

Читайте также:  Энергия человека - что это такое, как ей управлять

Общие сведения

Суицид является осознанным, произвольным актом прекращения жизни. Суицидальным поведением называют любую активность, целью которой становится собственная смерть. Завершающий этап такого поведения – попытка самоубийства. Своевременная диагностика предполагает выявление поведенческих актов и предшествующих им суицидальных мыслей, планов, намерений. Суицидальные поступки среди детей и подростков наиболее распространены в возрасте 15-19 лет. Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания – юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения

Попытки самоубийства совершаются в результате сочетанного воздействия внешних и внутренних факторов. Предрасполагающими детерминантами являются:

  • Биологические причины. Предрасположенность к суициду определяется при снижении активности серотонина, нарушениях связи гипоталамо-гипофизарной оси, наследственной отягощенности.
  • Психологические особенности. Суицидальному поведению способствует низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, максимализм, эгоцентризм; зависимость от действий, мнений окружающих; неумение составлять и воплощать в жизнь планы; фрустрация потребности в безопасности, доверии, любви.
  • Медицинские факторы. К самоубийству предрасполагает наркомания, алкоголизм подростков, психические расстройства (депрессии, шизофрения, психопатии), тяжелые соматические заболевания с вероятностью инвалидизации, летального исхода (онкологические патологии, СПИД, ВИЧ).

Потенцирующие факторы утяжеляют, ускоряют течение суицидального процесса, повышают риск попыток. В эту группу входят:

  • Культурные, религиозные факторы. У представителей некоторых языческих религий самоубийство расценивается как благое действие (жертвоприношение, очищение). В отдельных молодежных субкультурах самопроизвольная смерть является признаком решимости, самостоятельности, преподносится в комплексе с романтическими переживаниями.
  • Внутрисемейные факторы. Группа риска – дети, подростки из асоциальных, неполных семей, воспитывающиеся в условиях насилия, унижения, тотального контроля, отчуждения.
  • Социальные влияния. Вероятность суицида возрастает при конфликтах со сверстниками, проблемах любовных отношений подростков, культивировании смерти средствами массовой информации.

Реализующие факторы провоцируют переход суицидальных намерений в действия. Причинами непосредственно попыток самоубийства являются:

  • Сильный стресс. Инициировать действие может смерть родителя, близкого родственника, новость о неизлечимой болезни, невольное наблюдение за убийством, отвержение друзьями, знакомыми, пережитое изнасилование.
  • Доступность орудий самоубийства. Реализация суицида происходит при наличии домашнего оружия, таблеток, способных при неправильном применении вызвать смерть.

Патогенез

Существует три основные концепции патогенеза суицидального поведения детей и подростков. Согласно психопатологической теории, самоубийцы являются психически больными, суицидальные действия рассматриваются как проявления обострений психических расстройств. В настоящее время попытки самоубийства относятся к области пограничной психиатрии, изучающей психопатические расстройства, реактивные состояния при акцентуациях характера.

Социологическая концепция как основу суицидального поведения рассматривает нарушения социальной интеграции. Целью попыток самоубийства является восстановление взаимоотношений с окружающими. Психологическая теория в качестве патогенетических механизмов самоубийства определяет эмоциональные, личностные особенности, поведенческие паттерны. Суицид побуждается негативными чувствами – страхом, гневом, озлобленностью, стремлением наказать себя либо окружающих. Группа повышенного риска – впечатлительные, внушаемые, импульсивные, эмоционально неустойчивые дети и подростки.

Классификация

Существует множество классификаций суицидального поведения. Наибольший практический интерес представляет разделение попыток самоубийства по целям, причинам. Выделено три вида суицидальных поступков:

  • Истинные. Действия тщательно продуманы, просчитаны, являются четкой реализацией плана. Им предшествуют изменения мышления, высказываний, поведения. Решение принимается на основе долгих раздумий о смысле жизни, своем предназначении, бессмысленности существования. Суицидальная направленность доминирует, затмевает другие эмоции, черты характера. Цель – умереть (часто достигается).
  • Демонстративные. Попытки самоубийства схожи с театральными действиями, организуются с расчетом на присутствие «зрителей». Выступают как способ проведения диалога с близкими людьми. Цель – быть услышанными, привлечь внимание к своим проблемам, получить помощь. Иногда действия заканчиваются смертью из-за просчетов плана.
  • Маскированные. Скрытые суицидальные действия совершают подростки, осознающие, что самоубийство не является правильным способом решения проблем. Самоубийство реализуется косвенными способами – занятиями экстремальными видами спорта, участием в драках, скоростной ездой на автомобиле, мотоцикле, опасными путешествиями, употреблением наркотиков. Чаще всего истинная цель не осознается либо осознается частично.

Симптомы суицидального поведения

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки – слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями. Мотивация учиться отсутствует, школьная неуспеваемость усугубляется постоянной сонливостью, слабостью. Снижаются функции внимания, мышления. Развивается бессонница, нарушение аппетита, уменьшается масса тела.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Осложнения

Суицидальное поведение, не закончившееся смертью, осложняется различными соматическими заболеваниями. Диагностируются тяжкие травмы, увечья, порезы, повреждения пищевода, трахеи, гортани, нарушение работы почек, печени, переломы шейных позвонков, ребер, костей рук, ног. После попыток суицида пациенты в первую очередь нуждаются в госпитализации в стационары соматического профиля. Полученные повреждения приводят к инвалидности, ограничениям дальнейшей жизни. Со стороны психического здоровья частым осложнением становится психопатологическое развитие личности, сопровождающееся высоким риском социальной дезадаптации.

Диагностика

Диагностика суицидального поведения детей и подростков проводится врачом-психиатром, клиническим клиническим психологом. Родители предъявляют жалобы на изменения эмоционального состояния ребенка: подавленность, замкнутость, вялость. Врач предполагает наличие депрессии с риском суицида. Обследование проводится следующими методами:

  • Беседа.Детский психиатр уточняет время появления симптомов, их выраженность, продолжительность. Если ребенок говорит о самоубийстве, врач расспрашивает о возможных причинах, продолжительности суицидальной активности.
  • Психологические опросники. Применяются различные тесты для выявления признаков суицидального поведения – методики, состоящие из прямых вопросов о наличии мыслей, попыток самоубийства (опросник суицидального риска, адаптированный опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»).
  • Проективные методики. Используются для обследования детей младшего школьного, дошкольного возраста, для подростков, не осознающих, скрывающих суицидальные тенденции, поступки. Применяется тест Люшера, метод «незаконченные предложения», «сигнал», рисуночные тесты.

По результатам комплексного обследования подростков и детей с суицидальной активностью определяются истероидные, сензитивные, эмоционально-лабильные, возбудимые акцентуированные черты. Сочетание признаков депрессии, эмоциональной неуравновешенности, импульсивности указывает на высокий риск суицидальных попыток.

Лечение суицидального поведения

По особенностям развития суицидального поведения выделяют три этапа: суицидальных тенденций, суицидальных действий, постсуицидального кризиса. Такое разделение учитывается при подборе лечебных мероприятий:

  • Предсуицидальная фаза. Основным способом лечения является психотерапия, медикаментозная коррекция депрессии. Используются когнитивные методы, так как проблема концентрируется в плоскости мыслей, идей, убеждений. С помощью логического обоснования, когнитивного переструктурирования прорабатываются идеи о безнадежности будущего, бессмысленности настоящего, отсутствии понимания, поддержки. Ошибочные суждения проблематизируются, ставятся под сомнение. Подросток научается обнаруживать, останавливать негативные автоматические мысли. Проводится психологическое консультирование родителей, обсуждаются варианты взаимодействия с ребенком, способы реагирования на его замкнутость, эмоциональность. Подчеркивается важность ненавязчивого контроля над действиями.
  • Острая фаза. Начинается сразу после попытки самоубийства. Требует неотложной медицинской помощи, госпитализации. Помещение в стационар обеспечивает строгий контроль приема медикаментов, предупреждает возможность повторных попыток самоубийства (нет средств, ребенок всегда под наблюдением персонала). Препараты подбираются психиатром с учетом основного диагноза (депрессия, биполярное расстройство), клинической картины острого периода. Психотерапевтическая поддержка наиболее эффективна в первые дни, когда ребенок эмоционально уязвим, принимает помощь, что служит основанием для доверительных, устойчивых отношений с психотерапевтом. На первом этапе происходит эмоциональная разгрузка, обсуждаются причины случившегося, альтернативные пути разрешения проблем. Затем ребенок/подросток посещает групповые занятия, стимулирующие социальную активность.
  • Постсуицидальная фаза. Пациента переводят на амбулаторное лечение. Контроль над поведением необходим, но осуществляется родителями, родственниками. Основная задача – предотвратить последующие попытки самоубийства. С этой целью психотерапевтами используется метод «подписание договора» – утверждается срок, в течение которого подросток обязуется не предпринимать попыток. Документ подписывается обеими сторонами. Параллельно продолжается прием медикаментов, посещение групповых встреч, индивидуальных сеансов, направленных на устранение депрессии, восстановление социальной активности.

Прогноз и профилактика

Прогноз суицидального поведения детей и подростков благоприятен при комплексной медико-психологической помощи, активном участии родителей, родственников в профилактике. Частота рецидивов составляет 50%, в большинстве случаев повторные попытки совершаются детьми и подростками, имеющими психические заболевания, из неблагополучных семей. Профилактика основана на устранении факторов риска. Важна благоприятная семейная обстановка, доверительные отношения. Необходимо обучать ребенка способам разрешения конфликтов, противостояния стрессовым факторам. При изменениях поведения, эмоциональных реакций нужно поговорить, подключить детского психолога, при серьёзных нарушениях – психиатра.

Суицидальное поведение у детей и подростков: факторы риска и признаки

Факторы риска суицидального поведения у детей и подростков

Факторы риска отличаются в зависимости от возраста. Более чем половина случаев суицидального поведения у подростков развивается из депрессивных расстройств. Другими предрасполагающими факторами являются суициды у членов семьи или близких родственников, смерть кого-то из членов семьи, злоупотребление психоактивными веществами, а также кондуктивное расстройство. Более неотложными провоцирующими факторами могут быть потеря самооценки (например, в результате доводов членов семьи, унизительного воспитательного эпизода, беременности, неудачи в школе); расставания с подругой или другом; потеря знакомого окружения (школы, соседей, друзей) вследствие переезда. Другими факторами могут быть интенсивное давление со стороны родителей, требующих достижений и успехов, сопровождающееся чувством, что он не оправдывает ожиданий. Часто поводом для суицида является попытка манипулировать или наказать кого-то, с мыслью: «Вы будете винить себя после того, как я умру». Рост суицидов отмечается после широко освещенного в прессе суицида (например, рок-звезды) и в отдельных общественных группах (например, школа, студенческое общежитие), что указывает на силу внушения. Раннее вмешательство для поддержки молодежи в подобных обстоятельствах может быть эффективно.

Признаки суицидального поведения у детей и подростков

Почти каждый четвертый подросток думает о совершении самоубийства. Среди маленьких детей суицидальные мысли могут появиться в том случае, если они стали жертвами насилия.

Очень важно, чтобы вы принимали все признаки суицидального поведения всерьез и в случае их появления немедленно обращались за помощью к врачу. Если же вы сами ребенок или подросток и у вас возникло желание совершить самоубийство, поговорите об этом немедленно с родителями, друзьями или врачом.

Некоторые проблемы в жизни ребенка или подростка могут лишь вызвать мысли о самоубийстве, но некоторые события могут стать его причиной.

К проблемам, которые способны вызвать мысли о самоубийстве относят:

  • Депрессия или другое психическое заболевание, например, биполярное расстройство или шизофрения.
  • Родители, которые страдают депрессией или алкогольной или наркотической зависимостью.
  • Попытки совершить самоубийство в прошлом.
  • Друг, ровесник, член семьи или кумир, которые недавно совершили самоубийство.
  • Насилие в семье.
  • Пережитое сексуальное насилие.

К проблемам, которые могут спровоцировать попытку самоубийства, относят:

  • Наличие в доме и доступ к оружию, таблеткам или другим средствам самоубийства.
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками.
  • Стать невольным свидетелем совершения самоубийства членом семьи.
  • Проблемы в школе, например, плохая успеваемость, плохое поведение или частые прогулы уроков.
  • Потеря одного из родителей или близкого родственника из-за смерти или развода.
  • Стресс, вызванный половым созреванием, хроническими болезнями и заболеваниями, передающимися половым путем.
  • Замкнутость и нежелание поговорить о своих чувствах с другими людьми.
  • Неопределенность, связанная с нетрадиционной сексуальной ориентацией (бисексуальность или гомосексуализм).

Наиболее распространенные признаки суицидального поведения включают:

  • Выражение суицидальных мыслей.
  • Одержимость смертью в разговорах, рисунках или сочинениях.
  • Раздача собственных вещей.
  • Отчужденность от друзей и родственников.
  • Агрессивное и грубое поведение.

Другие признаки включают:

  • Уход из дому.
  • Опасное для жизни поведение, например, неосторожная езда или неразборчивость в сексуальных связях.
  • Равнодушие к собственному внешнему виду.
  • Смена индивидуальности (например, активный ребенок становиться слишком тихим).

Симптомы депрессии, которые могут привести к самоубийству, включают:

  • Равнодушие к когда-то любимым занятиям.
  • Изменение привычного графика сна и аппетита.
  • Трудности при сосредоточивании и мышлении.
  • Жалобы на постоянное чувство скуки.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе или усталость без видимых на то причин.
  • Выражение собственной вины; недопущение похвал в свой адрес.

Коррекция суицидального поведения у детей и подростков

Каждая попытка суицида является серьезным поводом, требующим осторожного и соответствующего вмешательства. Как только исчезает непосредственная угроза жизни, принимается решение о необходимости госпитализации. Это решение зависит от равновесия между степенью риска и способностью семьи обеспечить поддержку. Госпитализация (даже в открытую палату в терапевтическом или педиатрическом отделении с отдельным постом наблюдения) является самой надежной формой кратковременной защиты и обычно показана при подозрении на депрессию, психоз или и то, и другое.

Серьезность намерения совершить суицид можно оценить по степени продуманности (например, написание предсмертной записки), использованному методу (огнестрельное оружие более эффективно, чем таблетки), степени причинения себе вреда, а также обстоятельств или немедленных провоцирующих факторов, связанных с попыткой суицида.

Медикаментозное лечение может быть показано при любом расстройстве, лежащем в основе суицидального поведения (например, депрессия, биполярное или импульсивное расстройство, психоз), однако не может предотвратить суицид. На самом деле применение антидепрессантов может повысить риск суицида у некоторых подростков. Следует тщательно контролировать применение препаратов и выдавать их в количествах, не достаточных для летального исхода при одновременном приеме всех таблеток. Обращение к психиатру особенно эффективно, если существует преемственность с врачом первичного звена медицинской помощи. Необходимо восстановить эмоциональное равновесие в семье. Негативная или неподдерживающая реакция родителей является серьезной проблемой и может указывать на необходимость более интенсивного вмешательства, например госпитализации. Если семья проявляет любовь и заботу, наиболее вероятен благоприятный исход.

Профилактика суицидов у детей и подростков

Случаям суицида часто предшествуют изменения поведения (например, подавленность, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сконцентрироваться, прогулы уроков, соматические жалобы, суицидальные мысли), что часто приводит ребенка или подростка к врачу. Такие высказывания, как «Я бы хотел, чтобы я никогда не рождался» или «Я бы хотел заснуть и никогда не проснуться», должны восприниматься серьезно как вероятные признаки намерения совершить суицид. Угрозы или попытки суицида представляют важное сообщение о степени отчаяния. Раннее выявление факторов риска, названных выше, может способствовать предотвращению попыток суицида. В ответ на эти ранние признаки, а также при столкновении с угрозой или попыткой суицида, или при вызывающем опасения поведении показано активное вмешательство. Пациентов следует прямо расспросить об их чувствах, неудачах, саморазрушающих переживаниях; такие прямые вопросы могут снизить риск суицида. Врач не должен допускать необоснованного успокаивания, что может разрушить доверие к нему и в дальнейшем снизить самооценку пациента.

Профилактика суицидального поведения у детей и подростков

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. Тема нашего разговора достаточно серьезная, но и актуальная, ведь по данным ВОЗ в классификации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте – второе (после несчастных случаев).

Особенности суицидального поведения детей и подростков

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.

Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:

изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);

беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.

Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:

недостаток сна или повышенная сонливость;

признаки беспокойства, вспышки раздражительности;

усиление чувства тревоги, печальное настроение;

признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;

неряшливый внешний вид;

усиление жалоб на физическое недомогание;

склонность к быстрой перемене настроения;

отдаление от семьи и друзей;

излишний риск в поступках;

выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;

открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.

Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.

Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.

При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;

не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь,

оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги,

внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.

Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, р

одитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Родителям можно рекомендовать:

ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если. “;

воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.

В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

Оптимизация межличностных отношений в школе

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению их в социально-значимые виды деятельности.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

вселять у детей уверенность в своих силах и возможностях;

внушать им оптимизм и надежду;

осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.

Если учитель замечает изменения в поведении ребенка, ухудшение его эмоционального состояния, в этом случае необходимо подключить к работе с ребенком школьного психолога и несомненно уведомить родителей.

Родителям для обращения к психиатру и психологу необходимо посетить детский психиатрический диспансер по адресу: г. Севастополь, ул. Очаковцев 35-А.

Запись по телефонам: 65-92-14, +7 (978) 920-85-57, электронная регистратура doctor-92.ru.

Причины суицидального поведения в подростковом возрасте

Особенности подросткового возраста

В настоящее время происходит омоложение самоубийц. Мотивацией самоубийств у молодых людей и подростков является их импульсивность, эмоциональность, высокое чувство справедливости, малый опыт в решении житейских проблем, которые в современном обществе очень сильно давят на подрастающее поколение. Но для начала мы должны рассмотреть особенности подросткового возраста.

Подростки находятся на промежуточном этапе между “детством” и “взрослостью”. Они еще не взрослые, но и не дети. Часто подросткам говорят, что они уже не маленькие и должны вести себя как взрослые, хотя сами взрослые не относят их к своей возрастной группе.

У юношей и девушек появляются новые обязанности, новые возможности и меняется сфера их деятельности. На этом этапе у них появляется чувство взрослости. Подросток начинается относится к себе, как взрослому, ощущая себя взрослым человеком. Он начинает отстаивать свое мнение, свою точку зрения с той же эмоциональностью, что и в детстве. Подросток претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и стремится быть самостоятельным, желая оградиться от вмешательства родителей в личную жизнь их ребенка. Юноши и девушки уже имеют свои вкусы, предпочтение, приоритеты, взгляды на жизнь и собственную линию поведения. Хотя их взгляды и вкусы могут меняться и через несколько недель.

Общение является неотъемлемой частью жизни подростка. Общение сильно влияет на всю их деятельность. Поэтому они часто собираются в разные группировки, объединяющиеся по интересам и взаимной симпатии. Эти группировки влияют на нормы поведения и оценки подростка. Однако не все подростки могут состоять в какой-либо группировке, они могут быть изолированными. Это очень сильно давит на них, ведь не имея возможности с кем-то поделиться своими переживаниями и чувствами, подростки впадают в депрессию и начинают думать о своей ненужности и бесполезности.

Отношения с родителями имеют двойственный характер. С одной стороны подростки хотят чувствовать себя нужными и любимыми своими родителями. С другой они не хотят, чтобы родители вмешивались в их личную жизнь, следили за успеваемостью, выбирали для них друзей и даже одежду. Однако полное безразличие родителей к своему ребенку тоже ведет к негативной реакции.

Теперь, зная особенности подросткового возраста, мы можем приступить к исследованию причин суицидального поведения у подростков.

Причины суицидального поведения у подростков

Причиной самоубийств могут служить острые конфликты в учебе, семье и интимно-личностных сферах. Однако именно импульсивность и эмоциональность суицидальных поступков редко приводит к летальному исходу. Существует множество объяснений суицидального поведения в подростковом периоде.

На первом месте из проблем, характерных для подростков и молодежи с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями. Примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

В основном психологи рассматривают проблему суицида в подростковом обществе как “крик о помощи” к своим друзьям или родителям, тем самым обращая их внимание на самих себя.

Неуспеваемость по школьной программе и плохие отношения с учителями и сверстниками также являются причинами, которые могут привести к суицидальной попытке.

Сейчас, в современном обществе, дети представлены самим себе и должны строить жизнь так, как они это умеют. Из-за занятости родителей никто не может научить детей жить в этом обществе. Давление ответственности наваливается на детей и без ориентира в этой жизни они решают избавиться от этого чувства с помощью суицида.

Другим чрезвычайно важным фактором выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве лидера молодежной поп-группы “Иванушки интернешнл” Игоря Сорина, несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира. Девочки-подростки в данный момент испытывали чувство потери, которую невозможно, по их мнению, было восстановить. Им жизнь казалась бессмысленной и в заключении, вдогонку поспешили за своим кумиром. В современном обществе такие случаи встречаются очень часто, ведь много подростков ради своих кумиров готовы пожертвовать всем, даже своей жизнью.

Суицид в подростковом возрасте изучали такие ученные, как И.С. Кон, Ф. Райс, Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова, но самый большой вклад в эту область знаний внесла А.Г. Амбрумова. В дальнейшем мы узнаем мнение и рассмотрим исследования об этом явлении каждого ученного.

И.С. Кон отмечает, что молодые люди в возрасте от 16 и до 19 лет, которые состоят в брачных отношениях, заканчивают жизнь самоубийством чаще, чем молодые люди, которым уже за 20. “Это связано прежде всего с тем, что “молодые” браки чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить какие-то другие, не относящиеся к браку проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей”. [10; с.234]

Ф. Райс считает основной причиной суицида разрыв отношений молодых пар. Вот что ученый пишет по этому поводу: “И разрыв отношений воспринимается как фатальный, выход из которого один – самоубийство. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят “ситуативные самоубийства” – импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни”. [18; с.356]

Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова подробно описали виды суицида в подростковом возрасте в своей статье “О возрастном своеобразии аутоагрессивного поведения у здоровых подростков”. Они выделяют 3 вида суицида и их причин в подростковом периоде:

1. Демонстративно-шантажные суициды. Подростки этой группы воспитывались в проблемных семьях. Как известно члены таких семей чаще всего не умеют сдерживать свои негативные эмоции или же обтекать их в более приемлемые формы. Поощрения со стороны родителей не наблюдаются. Такой образ жизни вызывает у подростков лишь злость и страх и не приводит к осознанию своей вины за совершенные ими поступки.

Подростки этой группы легковозбудимые. Часто после 3-4 классов у этих детей начинаются проблемы в учебе, что в дальнейшем ведет к негативной оценке среди преподавателей к подросткам. Подростки из-за нежелания быть в неприятных для них ситуациях и помещений прогуливают занятия и формируют негативное отношение к обучению и к школе в целом.

Такие подростки в группе сверстников чувствуют себя дискомфортно. Частые конфликты из-за присущей им обидчивости и раздражительности возникают в следствии неудовлетворенности своим положением и слишком завышенными притязаниями.

Первые проявления суицидальных действий могут быть вызваны чувством обиды на сверстников, учителей и родителей. Таким образом, они могут выражать протест против их действий. Подросток своим поступком (попыткой самоубийства) стремиться доказать свою правоту или отомстить своим обидчикам.

Период пресуицида очень мал. Методы самоубийств очень разнообразны, но все они требуют немедленной реализации. Из-за импульсивности и неучета ситуации может привести к тяжелым последствиям, не входящих в первоначальные планы.

После суицидальной попытки обычно наступает разрядка, но если ситуация не изменится, то очень высок уровень повторения суицидальной попытки.

В эту группу больше входит мальчиков, нежели девочек (28: 5), основной возраст – от 12 до 16 лет.

2. Демонстративно-шантажные суициды с манипулятивной мотивацией. Подростки этой группы воспитывались в дисгармоничных семьях. Отношение родителей к своему ребенку очень нестабильно, от внезапных вспышек нежности до столь непонятных вспышек жестокости и агрессии. Часто родители через своих детей пытаются реализовать неудовлетворенные в своем детстве мечты, желания, стремления, не учитывая при этом личностные особенности и интересы ребенка.

Родители стимулируют детей задабриванием или же унизительными запретами.

Подростки таких семей умело манипулируют окружающими, заставляя их выполнять то, чего хотят сами подростки.

В начальных классах эти дети хорошо учились, пользовались авторитетом у своих сверстников. В дальнейшем свое стремление выделиться из общества, быть лучшими стало реализовывать труднее. Вызывающее поведение вызвано завышенной самооценкой, что приводит к конфликтам с учителями и сверстниками. В дальнейшем свое стремление быть лидером не может быть удовлетворено. Начинают прибегать к вранью.

В группе сверстников поначалу занимали положение лидера, но вскоре их статус начинает падать, тем самым раня их тщеславие. Часто меняют группы.

Причинами суицидального поведения являются страх разоблачения их обмана и последующего наказания, желание привлечь внимание окружающих, показать обиду на родителей и друзей, тем самым заставляя их поменять к себе отношение. А также, возможно, из-за угрозы или самого разрыва любовных отношений.

Период пресуицида более длителен, нежели у предыдущей группы. Подростки собирают информацию о том, какой из способов самоубийств является наименее опасным, не приносит ущерба внешности и не приносят никаких дальнейших последствий для здоровья. Перед совершением самоубийства умышленно предупреждают об этом намерении своих родителей и друзей, с помощью оставленных на видных местах записок, тщательно рассчитывая время.

Однако возможно и тяжелые медицинские последствия или даже смертельный исход.

В этой группе девочек больше, чем мальчиков (36: 9), основной возраст – от 14 до 18.

3. Суициды с мотивацией самоустранения. Подростки этой группы воспитывались во внешне благополучных семьях. Но если посмотреть на внутренние взаимоотношения членов семьи, можно обнаружить дисгармонию. Атмосфера в таких семьях напряженная и нестабильная. Внешне проявляют дружелюбие по отношению друг к другу, но этим они маскируют скрытые конфликты.

Воспитание детей направлено в основном на создание благоприятного впечатления о семье у окружающих. Родители не учитывают личностные особенности и интересы детей. У таких детей часто заниженная самооценка, они несамостоятельны, пассивны, постоянная тревожность и страх из-за противоречивых требования и оценок со стороны родителей.

В начальных классах они послушны, старательны и исполнительны. Но из-за своей тревожности и неуверенности боятся новых ситуаций, заранее рассчитывая на неудачу. На замечания и плохие оценки реагируют крайне болезненно.

В группе сверстников обладают низким статусом. Подростки этой группы чаще всего следуют за более энергичными товарищами, поэтому могут приобщиться к асоциальной деятельности из-за невозможности противостоять группе сверстников.

Первые проявления суицидального поведения вызываются стремлением уйти из затруднительной ситуации. Они не могут перенести угрозу наказания, повышенной ответственности.

Период пресуицида продолжителен и сопровождается переживанием страха. Наиболее распространенный метод самоубийства – самоповешание. Подростки изначально хотят уйти из жизни, но в момент совершения суицидальной попытки их уверенность оказывается неустойчивой.

Период постсуицида сопровождается страхом смерти и поиском помощи. Часто они сами звонят в “скорую помощь” или же обращаются к родителям. Испытывают чувство стыда и раскаяния.

Благодаря работе Е.М. Вроно и Н.А. Ратиновой мы смогли более подробно рассмотреть семьи, в которых росли эти подростки, а также что они из себя представляют. Е.М. Вроно и Н.А. Ратинова описали каждый вид суицида очень подробно.

Огромный вклад в изучении подросткового суицида сделала А.Г. Амбрумова. Она является автором множеств исследований, статей, книг о суицидальных действиях в подростковом периоде. По ее мнению подростки, которые подвержены суицидальному поведению, обладают следующими характерными чертами: импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, несамостоятельность мыслей.

А.Г. Амбрумова отмечает, что при формировании суицидальных тенденций важную роль играют такие факторы как:

психопатологическое наследственное отягощение (алкоголизм родителей, психопатия, органические заболевания головного мозга);

распавшаяся семья или отсутствие родителей;

постоянные семейные конфликты;

повторные психические травмы и тяжелые психические переживания.

А.Г. Амбрумова классифицировала мотивы и поводы для суицидальных поступков у подростков. Сейчас мы рассмотрим эту классификацию.

“Классификация мотивов и поводов суицидальных поступков:

несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;

ревность, супружеская измена, развод;

потеря “значимого другого”;

препятствие к удовлетворению актуальной потребности;

неудовлетворенность поведением и личными качествами “значимых других”;

недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;

Состояние психического здоровья:

реальные конфликты у здоровых лиц;

патологические мотивировки (обусловленные расстройствами психической деятельности).

Состояние физического здоровья:

соматические заболевания, физические страдания;

Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:

опасения судебной ответственности;

боязнь иного наказания или позора;

самоосуждение за неблаговидный поступок.

Конфликты в профессиональной или учебной сфере:

несостоятельность, неудачи на работе или в учебе, падение престижа;

несправедливые требования к исполнению профессиональных или учебных обязанностей.

Другие мотивы и поводы”. [9; с.114-115]

В подростковом и юношеском возрасте суицидов меньше, нежели суицидальных попыток. “На 1 совершенный суицид в подростковом и юношеском возрасте приходится, по данным исследователей, от 50-100 суицидальных попыток”. Это исследование проводили Отто в 1966, Каплан и Садок в 1991 году. На данный момент суицидальных попыток все равно больше, чем суицидов, но разрыв между ними все больше и больше сокращается. Для того, чтобы увидеть тенденции развития суицидов, мы рассмотрим данную таблицу 2 [12]:

Оцените статью
Добавить комментарий