Фрейдизм – идеи, основы, представители направления в психологии

Фрейдизм – идеи, основы, представители направления в психологии

Методы, история и представители психоанализа

Психоанализ – это направление психологии, основанное австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ кратко

В рамках психоанализа внимание уделяется бессознательным процессам психики и мотивам человека. При этом, в основе лежит конфликт между сознанием и ситуациями, вытесненными в бессознательное.

Главной причиной этого процесса является влияние социума. Человек, как биологический объект, желает получать удовольствие и избегает боли. Но на него действуют правила, установленные в обществе. Они фиксируются в сознании. При этом, желания подвергаются цензуре и, как неугодные, вытесняются в бессознательное. Это происходит со всеми желаниями человека, о которых он не позволяет думать в силу установок или запретов, сформулированных внешней средой.

История психоанализа

В 1885 году Зигмунг Фрейд отправился в клинику психиатра Жана Шарко для изучения гипноза. Там основоположник психоанализа увлекся нейропатологией. Он наблюдал за пациентами с параличом конечностей.

В ходе работы ему удалось выявить, что существуют различия между пациентами. Те, кто страдал истерией, были сильней поражены параличом, чем те, у кого болезнь была связана только с травмами. Дополнительно ученому удалось выяснить, что истерия способствует проблемам в сексуальной сфере.

Мысли об открытиях, сделанных в клинике Шарко, не оставляли Фрейда и после окончания стажировки. Он обратился к работам Йозефа Брейера, который разработал методику лечения пациентов с неврозами через эмоциональную разрядку – катарсис.

Фрейд увидел в применении этой техники возможные перспективы. Поэтому он начал сочетать ее с гипнозом и через год получил первые результаты.

Но и этот метод со временем утратил эффективность. Фрейд начал понимать, что есть пациенты, которые плохо переносят гипноз или оказывают сопротивление при извлечении болезненных воспоминаний.

Ученый решил, что необходимо использовать всю информацию, которой пациент делится с терапевтом. Эта информация, по мнению Фрейда, взаимодействует между собой через структуру связей. Так появился метод свободных ассоциаций.

При совместной работе с Йозефом Брейером Фрейд стал свидетелем нового для него явления. Одна из пациенток переносила болезненные воспоминания в настоящее и проецировала их на ближайшее окружение. Она заявляла, что вынашивает ребенка от Брейера. В реальности это событие осталось в ее памяти болезненным воспоминанием. Это стало основой для создания концепции переноса, тезисе об эдиповом комплексе и детской (инфантильной) сексуальности.

Поздней, после смерти родственника, Фрейд применил свои методы для лечения собственного невроза. В этот период он начал изучать сновидения. После наметившихся успехов, он начал применять этот метод в дальнейшей работе с пациентами.

На основе наблюдений и практических приемов появился классический психоанализ. Его основы Зигмунд Фрейд представил в ряде лекций, выделив их в общий цикл под единым названием “Введение в психоанализ”. Книга впервые была опубликована в 1917 году.

Основные положения психоанализа

Психоанализ Фрейда рассматривает психику человека, как сложный и многоступенчатый процесс.

Основы психоанализа можно разделить на несколько теоретических комплексов: трехкомпонентную структуру личности, топографическую модель личности. А также, Фрейд сформулировал механизмы психологической защиты. Ими неосознанно пользуется личность в ситуациях болезненного воздействия на ее психику.

Трехкомпонентная структура личности

  • ОНО или на латинском ид. Через него выражаются инстинкты. ОНО наполнено низшими потребностями и желаниями. За счет этой структуры личность постоянно стремится либо к жизни и любви – эросу, либо к смерти и агрессии – танатосу.
  • Я или эго. Этот компонент заставляет личность действовать по правилам и законам. Но Я еще ориентировано на удовлетворение желаний компонента ОНО.
  • Сверх-Я или суперэго. Наивысшая структура. Она обеспечивает нормы морали и нравственности, располагает к прекрасному.

По мнению Фрейда, на все структуры влияет либидо. Оно заставляет стремиться к желаниям и попыткам удовлетворить их через одну из структур. В психоанализе Фрейд связывает либидо с проявлением сексуальных влечений.

Топографическая модель личности

В этой модели Фрейд представил сознание, как сложное образование. Он предположил, что у человека есть фокус сознания и его периферические области.

  • В сознании находится все то, с чем сию минутно взаимодействует человек. Это и объекты внимания, и информация, необходимая для выполнения деятельности. В сознании содержатся доли Я и Сверх-Я.
  • Предсознательное. То, что вытесняется из сознания по причине ненадобности, но может быть восстановлено при необходимости.
  • В бессознательное вытеснены компоненты, к которым человек давно не обращается, болезненные ситуации и воспоминания. Из бессознательного сложно изъять компоненты без сопротивления. Это, почти всегда, неприятный для личности процесс. Бессознательное содержит ОНО и Сверх-Я. В рамках психоанализа ведется работа с бессознательным.

Механизмы психологической защиты

Основатель психоанализа утверждал, что психика человека, настроенная на удовольствие и проявление агрессии, создает защиту. Это оформляет поведение в приемлемые для общества рамки.

  • Отрицание. Человек на бессознательном уровне отрицает очевидные факты. Например, вред наркотических веществ или разрушительность отношений.
  • Вытеснение помогает избавиться от неприемлемых стимулов. На их место помещаются стимулы, угодные для общества или нравственных установок самого человека. Благовоспитанность, сформированная у ребенка строгими родителями, может ограничивать его в потребности вести себя более раскрепощенно.
  • Проекция появляется, когда человек не может смириться со своими истинными побуждениями, чувствами и желаниями. Он переносит их на тех, кто ими не обладает. Отсюда появляются истории про поступки людей, которых они не совершали.
  • Идентификация обратное явление проекции. В данном случае, человек приписывает себе чужие, но желанные для него, качества. Человек наделяет себя, например, смелостью, не характерной ему.
  • Рационализация. Человек находит для своих действий разумное объяснение. Но, при этом, в основе его поступков лежат причины, болезненно отзывающиеся в его сознании.
  • Включение. Травмирующие стимулы обесцениваются за счет их внесения в систему более сильных стимулов. Например, проблемы в семье становятся менее значимыми на фоне глобальных проблем экономики страны и уровня жизни.
  • Замещение. Один объект воздействия замещается другим, более слабым. Например, человек выплескивает свой гнев на членов семьи вместо начальника, разозлившего его. При этом, начальник выступает фигурой, более сильной по влиянию.
  • Изоляция. Травмирующие стимулы вытесняются в бессознательное. За счет их влияния могут наблюдаться расстройства: деперсонализация и расщепленность личности.
  • Регрессия. При защите наблюдается возврат к предыдущим стадиям развития. Человека возвращается к поведению, которым он пользовался, например, в подростковом периоде.
  • Реактивное образование. Побуждения человека преобразуются в противоположные явления, близкие к тем, что одобряется социальной средой. Например, добрый человек может вести себя озлобленно.
  • Сублимация. Энергия от непозволительных проявлений направляется в другие сферы жизни. Например, потребность в адреналине оценивается обществом неоправданно бессмысленной. Поэтому человек выбирает профессию, связанную с риском. При этом, другие люди будут одобрять такой выбор.

Методы психоанализа

  • Метод свободных ассоциаций. Пациент повествует о событиях своей жизни, высказывая все, что приходит ему в голову в текущий момент. При этом, он должен в своем рассказе добраться до проблемы, не зависимости от того, какое сопротивление оказывает на это его мозг. Фрейд считал, что все ассоциации важны – в них может быть спрятан ключ проблемы.
  • Объяснение сопротивления. Клиент не только рассказывает все, что приходит ему на ум, но и дает оценку сопротивления. При этом, всплывают новые факты, способные повлиять на ситуацию.
  • Анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения несут важную информацию о жизни человека и его проблемах. Через образы, являющиеся во сне, могут открываться важные стороны внутреннего конфликта.
  • Эмоциональное преувеличение. В ходе терапии, когда клиент понимает причины и недостатки своих действий, его намерения на изменение ситуации оцениваются, как положительная тенденция и получают одобрение от терапевта.
  • Интерпретация. В ходе терапии неясные моменты должны быть разъяснены до понятных и очевидных фактов.

Представители психоанализа

Психоанализ личности быстро стал популярным направлением. Многие психологи стали развивать это направление, расширяя и преобразуя его.

Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа.

  • Карл Густав Юнг некоторое время был учеником и поклонником работ Фрейда. Основной причиной, послужившей для разлада между учеными, стало расхождение взглядов на действие сексуальных побуждений. Юнг утверждал, что их роль неважная, как об этом говорил его учитель.

После ссоры с Фрейдом, Юнг стал развивать аналитический психоанализ. Он считал, что бессознательное сформировано памятью предков и влиянием общества. В отличие от Фрейда, он минимизировал роль вытесненных стимулов. В процессе создания теории аналитического психоанализа, им было выделено личное бессознательное и коллективное. Последнее предполагает обширные знания о традициях, ценностях и символах веры народа.

Юнгианский психоанализ дополняет психоанализ Фрейда и расширяет его границы до изучения социума.

  • Альфред Адлер, изучая неврозы, выделил идею, что недостатки становятся для человека причиной развития и тревожности. Человек, осознавая свои недостатки, чувствует свою неполноценность. Это формирует в нем постоянное ощущение тревожности за свои умения, способности и возможности. При этом, острая потребность их преодоления позволяет развиваться через поиск новых решений. Из этого возникают социальные интересы и стремления.
  • Эрик Берн изучал Я человека. Он определил, что Я может находиться в трех состояниях.
    • В состоянии “родитель” определяющая тенденция к необходимым действиям. Слово “надо” становится ведущим и указательным.
    • В состоянии “ребенок” главными являются желания. Это состояние беззаботности, хорошего настроения и позитивного взгляда на жизнь.
    • “Взрослый” регулирует два предыдущих состояния, своевременно и в зависимости от ситуации.
Читайте также:  Что подарить девушке на 14 февраля - идеи подарков

Для человека все состояния характерны, как данность. Наличие внутри нас “взрослого”, “ребенка” и “родителя” вполне нормально. Ситуация становится проблемной, если одно из состояний возникает не вовремя. Например, в ситуации, требующей принятия ответственности, может включиться “ребенок” с нежеланием это делать.

  • Основателем неофредизма, получившего развитие в Америке, считается Эрик Фромм. Он полагал, что психоанализу не хватает гуманистической тенденции. По его мнению, на человека влияют тенденции экономики, политики, религии. Поэтому, в рамках неофрейдизма, сначала уделяется внимание пониманию, в какой среде живет клиент и от чего зависят его интересы.

Важным постулатом в учении Эрика Фромма является мысль о создании здорового общества. Ученый считал, что через такое общество человек сможет получить полезные связи с природой и окружающими его людьми.

  • Карен Хорни в рамках психоанализа разработала основные стратегии, которые человек использует в поведении. По ее мнению, они способствуют решению конфликта между человеческими желаниями и границами дозволенного.
    • Направленность на социум. Это стратегия взаимодействия людей. Она применяется людьми с уступчивым типом личности. Таким люди настроены на общение и готовы идти на компромисс.
    • Направленность против социума. Стратегия враждебного типа личности. Для них внешний мир выглядит ареной, где идет борьба за лучшее место. Сами они тоже настроены на завоевание лучших позиций.
    • Отказ от взаимодействия с социумом. Такая стратегия важна для обособленного типа личности. В их понимании избегание проблем один из вариантов, который помогает избавиться от любых тревожных стимулов.

Современный психоанализ

Основой психоанализа остается учение Зигмунда Фрейда. Его идеи о бессознательном дают науке большую сферу для изучения.

В XXI веке психоанализ развивается в трех направлениях:

  • Психоаналитическая концепция, на основе которой направление меняет свои границы и наполняется новыми идеями.
  • Прикладной психоанализ, в рамках которого изучаются проявления общества: культуру, ценности и общественные потребности.
  • Клинический психоанализ. Это целый терапевтический метод для работы с клиентами. В рамках терапии клиент размещается на кушетке лежа, а терапевт сидит за изголовьем. При этом, клиент не видит терапевта. Это способствует свободному потоку его мыслей. У него создается впечатление, что он ведет диалог с самим собой. Такая атмосфера позволяет клиенту раскрепоститься.

Создание психоанализа, как направления науки, стало важной вехой в развитии психологии. В рамках этого учения были затронуты особенности психики, которые помогают понять источник и механизм внутренних проблем человека. С развитием психоанализа стало возможным работать не только с той информацией, которую дает клиент, но и достичь глубины его неосознаваемых мыслей.

Фрейдизм и неофрейдизм

Фрейдизм – это направление в философии ХХ века, в котором философское обобщение и развитие получили идеи и открытия в области психиатрии, сделанные австрийским ученым З.Фрейдом (1856 – 1939). Особое значение имели фрейдовский анализ бессознательного и структуры человеческого сознания в целом, исследование проблем сексуальности и причин агрессивности, трактовка социальных конфликтов как проявления общественных неврозов.

До Фрейда сфера психического отождествлялась только со сферой сознательного. Поэтому одним из важнейших его достижений можно считать введение в область научного рассмотрения понятия бессознательного, или «Оно». Первым шагом к пониманию последнего стал для ученого анализ сновидений, когда сознательное Я наименее активно, а значит, деятельность бессознательного проявляется наиболее свободно. В снах Фрейд различал два основных слоя. Первый из них – это явное, открытое содержание, именно его пересказывает человек, увидевший сон. Но за ним стоит второй скрытый слой, представляющий подлинное содержание сна, и его правильное понимание требует специальных усилий, применения метода психоанализа.

Далее австрийский психиатр уточнил, что деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, и на этой основе построил следующую модель психики человека: 1) «Оно» – сфера бессознательного, наполненная различными вытесненными из области сознательного желаниями и влечениями, главное место среди которых занимают сексуальные побуждения (libido); 2) «Сверх-Я» – сфера различных моральных установок и запретов, налагаемых обществом на своих членов и усвоенных индивидом. 3) «Я» – сфера сознательного, разумная, рассудительная часть внутреннего мира человека, подчиняющаяся принципу реальности.

Находясь между «Оно» и «Сверх-Я» как «между молотом и наковальней», «Я» оказывается несчастным и подавленным, ибо, с одной стороны, его одолевают запретные влечения, а с другой, – терзают угрызения совести и чувство вины. Поскольку «Сверх-Я» с его жесткими ограничениями – результат культуры, то Фрейд рассматривает последнюю как репрессивный механизм, приведение которого в действие делает людей невротиками. Однако, порождая ограничения, культура в то же время создает способ трансформации запретных влечений, который в психоанализе получает название «сублимация». Сублимация – это возвышение, «возгонка», облечение отвергнутых желаний в приемлемую, социально одобряемую форму. Через призму сублимации австрийский психиатр рассматривает формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества.

Фрейдовское понимание культуры, страдающее явным пансексуализмом, в дальнейшем подверглось резкой критике со стороны других психоаналитиков, среди которых были К.Хорни, Г.Салливен, Э.Фромм. Они стали представителями обширного направления в психоанализе, получившего название «неофрейдизм».

К.Хорни (1885 – 1952) не отказывается полностью от наследия Фрейда, но ставит своей задачей реформировать психоанализ, чтобы устранить из него сомнительные положения и тем самым позволить развиться ему в полную меру возможностей. В связи с этим она подчеркивает роль культуры и вызываемых ею противоречий в формировании личности. По мнению Хорни, культура, с одной стороны, стимулирует потребности людей, а с другой, – налагает на них большие ограничения (экономические, юридические, этические), которые подавляют эти же потребности и, следовательно, усиливают бессознательную внутрипсихическую драму человека.

Г.Салливен (1892 – 1949) стал автором концепции межличностной психиатрии, которая представляла собой другую форму социализированного психоанализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности, ибо человек всегда член «социального поля» и может быть понят только в этом контексте.

Но самым видным представителем неофрейдизма был Э.Фромм (1900 – 1980). Его популярность во многом объяснялась тем, что на протяжении всей своей научной и философской деятельности он сохранял верность антропологической теме, рассматривая проблемы природы и сущности человека, а также наиболее общераспространенные формы его существования.

Отвергнув биологизм Фрейда в понимании человека, Фромм пересматривает феномен бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социально-культурными причинами. Анализ последних заставил его обратиться к марксизму, к осмыслению экономических и социально-культурных факторов. Фрейдовское учение преодолевается им через рассмотрение механизма взаимоотношения психологических и социальных моментов общественного развития. Он называет капитализм «больным обществом» и предлагает «лечить» его на основе «гуманистического психоанализа».

Осознание индивидом «неподлинности» своего существования в обществе эксплуатации и угнетения, обретение им своей «самости» вместо «мнимого Я», установление гармонии между человеком и природой, личностью и обществом возможны, согласно Фромму, лишь на основе гуманистического управления, этики любви и добра. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, возникает заинтересованность в единении с миром, осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, т.е. бескорыстному служению другим людям, к новому духу гуманизма.

Итак, неофрейдисты хотя и признают огромную роль Фрейда в развитии психоанализа, но, тем не менее, отвергают ряд его фундаментальных теоретических постулатов (прежде всего пансексуализм) и обращают внимание на данные антропологии и социологии, которые кладут в основу своих учений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Основные направления психологии

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Читайте также:  Самолюбование - что это такое и грех ли это

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Фрейдизм и неофрейдизм. Основные положения учений З.Фрейда, К.Юнга, А.Адлера, К. Хорни,Э.Фромма

Фрейдизм и неофрейдизм – направления психоаналитической философии, которая возникла в 20-х гг. XX столетия в странах Европы и Америки. Эмпирической базой фрейдизма и неофрейдизма является психоанализ. Психоанализ – метод лечения психических заболеваний, основанный на выявлении и анализе вытесненных переживаний.

Фрейдизм

Фрейдизм получил название от основателя этого направления З. Фрейда (1856— 1939).
Среди основных достижений Фрейда – создание первой развернутой теории структуры личности, основанной на древнейшей научно-философской проблеме – наличии в сознании человека противоборствующих начал.

Главный регулятор поведения человека – сознание. Фрейд открыл наличие еще одного пласта в личности, который обладает могущественными желаниями и стремлениями, скрытыми за покровом сознания – бессознательного. Таким образом, он выделил три уровня человеческой психики: бессознательное, предсознательное, сознательное.

В своей практике Фрейд часто встречался с наличием неосознаваемых переживаний и мотивов, которые серьезно отягощают жизнь человека и могут быть причинами его нервно-психических заболеваний.

Фрейд разработал особую концепцию человеческой психики, компонентами (инстанциями) которой являются:

Оно является бессознательным слоем психики, который представляет собой «кипящий котел инстинктов». Инстинкты являются мотивацией человека и представляют собой врожденные состояния возбуждения, которые ищут разрядки. Основными инстинктами является Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт смерти). Оно находится в конфликте с Я и Сверх-Я.

Я – это область сознательного, в которой происходит восприятие внешнего мира и приспособленность к нему. Я является посредником между Оно и Сверх – Я.

Сверх-Я – высшая инстанция структуры психики человека, отвечающая за восприятие индивидом моральных стандартов и выполняющая роль совести. Деятельность Сверх-Я остаётся бессознательной.

В удовлетворении своих потребностей индивид сталкивается с внешней реальностью, в нём проявляется его Я, стремящееся обуздать бессознательное влечение Оно, и направить его в русло социально одобряемого поведения. Для этого Я обращается за помощью к Сверх-Я.
Отношения Я и Сверх – Я происходят с помощью сублимации – неизбежного компромисса между бессознательными влечениями индивида и действительностью, со свойственными ей общественными нормами и правилами поведения и действия.

В «Толковании сновидений» Фрейд показал, что сны не являются бессмыслицей, а представляют собой искаженное замаскированное осуществление вытесненного желания. Фрейд проводит анализ большого количества сновидений, в том числе и своих собственных. Он трактует сновидения в качестве компромисса между потребностью во сне и бессознательными желаниями, которые стремятся его нарушить. В качестве функции сновидения Фрейд рассматривает оберегание сна и галлюцинаторное исполнение желаний.

Превращение скрытых мыслей человека в явное содержание сновидений – пример перехода одного способа выражения психического материала в другой. Для понимания природы сновидений важно понимать смысл самого сна. Фрейд выдвинул положение о том, что сознательное сновидение представляет собой искаженное замещение бессознательного.

Основные положения учения К.Юнга

Дальнейшее развития психоанализа продолжил президент Международного психоаналитического общества К. Юнг (1875—1961).
Юнгом было введено в психоанализ понятие «комплекс», в том числе «комплекс Электры», под которым подразумевалось врожденное эротическое влечение девочки к отцу и связанное с ним неприятие матери.

Юнгом была отвергнута теория сексуальности Фрейда, он предложил понимать либидо как психическую энергию человека, которая способна влиять на интенсивность психических процессов личности и на психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации.

Юнг открыл идею того, что при изучении психики личности можно использовать метод ассоциаций (тесты на ассоциацию слов). Им была разработана техника «свободных ассоциаций», он довел ее до уровня фундаментального метода психиатрического исследования.

Юнг разграничивал понятия коллективного и индивидуального бессознательного.

Индивидуальное бессознательное, по Юнгу, отражает личностный опыт отдельного индивида и включает в себя переживания, которые были когда-то сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

Коллективное бессознательное представляет собой общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, который фиксируется в мифологии, в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется через сновидения. Коллективному бессознательному свойственно транслироваться от поколения к поколению через структуры мозга и играть важнейшую роль в жизни и деятельности общества и личности.

В отличие от Фрейда, Юнг считал, что инстинкты имеют символическую, а не биологическую природу.
Символ представляет собой неосознаваемые мысли и чувства, которые способны преобразовать психическую энергию (либидо) в позитивные и конструктивные ценности.

С проблематикой символов связано понимание Юнгом художественного творчества. Он понимает творчество не как изживание детской психической травмы или индивидуального невроза, а как поиск божества, к которому каждый из нас идет своим путем, который соответствует характеру самости человека. В то же время самость формируется в непосредственной зависимости от содержания божественных образов Святого Духа, Богоматери, Младенца Христа, Мудрого старца.

Символические образы являются, по Юнгу, соединительными звеньями между опытом отдельной личности и культурным наследием. Они служат матрицами познания. Помогая упорядочить впечатления, символические образы создают перспективу развития личности, расставляя в “смысловые ниши” надежды и страхи, радости и горести, триумфы и несчастья.

Значение учения Юнга о символе важно в контексте осознания символической природы культуры. Символы открывают человеку священное и одновременно охраняют его от непосредственной встречи с великой психической энергией архетипов. Юнг делает вывод о единстве архетипических основ всех культур. В народных мифах, детских рисунках, сновидениях, фантазиях, и бредовых идеях слабоумных людей встречаются одни и те же символы, например, круг, крест, золотой цветок, и более сложные знаки, которые передаются в различных контекстах. Освобождая эти культурные символы от случайных и личных ассоциаций, мы приближаемся к естественным архетипам, которые универсальны, устойчивы и формальны. В отличие от архетипов, символы содержательны, подвижны, конкретны.

Архетипы присутствуют изначально в сознании каждого из нас. Поэтому каждый человек способен сотворить свою символическую модель мира, исходя из своего жизненного опыта. Благодаря этим архетипам люди, которые имеют разный жизненный опыт и различные убеждения, способны понимать друг друга.

Поскольку символы взаимно дополняют и проясняют друг друга, вся проблематика духовной жизни сходится к соотношениям символов, которые могут быть политическими, художественными, мифологическими.
В общих чертах, «архетипам» свойственно образовывать наиболее древние и универсальные мыслительные формы, которые проявлялись в сознании в виде огромного количества коллективных образов и символов (мать, отец ребенок и. т. д.). Этим образам и символам характерны закодированные, формализованные образцы и программы человеческого поведения.

Архетипы индивидуального бессознательного по Юнгу

Юнг выделил основные архетипы индивидуального бессознательного:

  • Эго – считается центральным элементом личного сознания, которое в некотором роде способно собирать разрозненные данные личного опыта в единое целое, формировать из них целостное и осознанное восприятие собственной личности. При этом Эго обладает стремлением противостоять всему, что способно угрожать хрупкой связности нашего сознания, имеет старания в убеждении нас самих в необходимости игнорировать бессознательную часть души.
  • Персона – та часть нашей личности, которую мы демонстрируем миру, какими мы хотели бы быть в глазах других. Персоне свойственно иметь как позитивные, так и негативные характеристики. Доминирующей Персоне подвластно подавить индивидуальность человека, она может поспособствовать развитию в нем конформизма, стремления слиться с той ролью, которая навязана человеку средой. В то же время Персоне характерно защищать человека от внешнего давления среды, она оказывает помощь в общении, особенно с незнакомыми людьми.
  • Тень – это центр личного бессознательного. Если для Эго характерным является сбор данных о нашем внешнем опыте, то для Тени – фокусировка и систематизация тех впечатлений, которым суждено быть вытесненными из сознания. Содержание Тени заключено в тех стремлениях, которые способны отрицаться человеком, поскольку они рассматриваются как несовместимые с его Персоной, с общественными нормами. При этом, чем больше доминанта Персоны в личностной структуре, тем больше содержание Тени, поскольку индивиду необходимо вытеснить в бессознательное все большее количество желаний.
  • Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) – это те части души, в которых отражаются интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Анима – женская часть в психике мужчины, анимус– мужские проявление со стороны женщины. На развитие этих архетипов большое влияние оказывают родители (мать – у мальчика и отец – у девочки). Эти архетипы влияют как на поведение, так и на творчество человека, поскольку они являются источником проекций, новых образов в душе человека.
  • Самость – это центральный архетип, «архетип порядка и целостности личности». Его главным значением является противопоставление разных частей души (сознательной и бессознательной) друг другу. В процессе развития личностью обретается целостность, личность становится более свободной в процессе своего самопознания.
Читайте также:  Моногамия в отношениях - что это такое

Юнг хотел, чтобы аналитическая психология противостояла чрезмерно рациональному и чрезмерно сознательному подходу, который изолирует человека от мира природы и от его собственной природы и тем самым ограничивает его.

Неофрейдисты

Неофрейдисты, в отличие от З.Фрейда и К.Юнга, пытались не исследовать природу индивидуальных поступков человека, а объяснить социальное устройство жизни людей. К основные неофрейдистам относят А. Адлера (1870—1937 ), К. Хорни (1885-1952 ), Э. Фромм (1900-1980).

Понятие “сверхкомпенсации” А.Адлера

А. Адлер указывал, что для постижения мотивов человека нужно знать конечную цель его устремлений, “бессознательный жизненный план”. Человек реализует себя посредством поиска смысла жизни и стремления к самореализации. Самореализоваться человеку мешает чувство неполноценности. Чтобы преодолеть это чувство и самоутвердиться, человек актуализирует свой творческий потенциал. Эта актуализация называется компенсацией или сверхкомпенсаций.

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. На её основе люди добиваются значительных успехов в жизни и отличаются от остальных исключительными способностями.

Теория К.Хорни

В теории К.Хорни биологическая ориентированность, которая была характерной для психоанализа классического периода, была заменена социокультурной, присущей неофрейдизму.

Нововведением в теории Хорни было понятие «образа Я», который состоял из «знания о себе» и «отношения к себе». Адекватный образ Я способствовал преодолению психологической тревоги.

Социальные отношения между ребенком и родителями, по мнению Хорни, основываются на двух тенденциях – на стремлении к удовлетворению своих желаний и стремлении к безопасности. Ведущая роль отдана последней тенденции: процесс удовлетворения потребности в безопасности приводит к формированию здоровой личности, и наоборот – поведение родителей, которое препятствует этому (насмешки, невыполнение обещаний, гиперопека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам и т. п.), приводит к развитию у ребенка базальной тревоги – ощущения одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

По Хорни, базальная тревога у ребенка в детстве в последующем приводит к формированию невроза у взрослого. Чтобы справиться с базальной тревогой, ребенку свойственно прибегать к защитным стратегиям, которые получили название невротических потребностей (невротических тенденций). Каждой тенденции характерны три ориентации:

  • ориентации на людей
  • ориентации от людей
  • ориентации против людей

Согласно данным типам ориентации, Хорни выделила три типа невротической личности:

Хорни пыталась определить сущность невроза как структуру существующего характера, где звеньями являлись невротические наклонности. Каждая из таких наклонностей представляет собой ядро внутренней структуры личности, а каждая подструктура взаимодействует с другими подобными подструктурами.

Гуманистическая психология Э.Фромма

Качественно новым в развитии неофрейдистской психологии стало учение одного из ведущих теоретиков неофрейдизма – психоаналитика и социолога Эриха Фромма.
Он является создателем «радикально-гуманистического психоанализа». В целях гуманистического преобразования человека и социума, Фромм стремился к постижению законов, которые управляют жизнью отдельного индивида, и закономерностей, которым свойственно лежать в основе развития общества.

Фромм отвергал миф о «неизменной человеческой природе» и утверждал, что в эволюционном процессе человеку свойственно частично утрачивать «непосредственную инстинктивную основу» и обретать новые качества, которые обусловлены социальной средой. В отличие от всех иных живых существ, человеку свойственно обладать сознанием и самосознанием, которые смогли породить чувства одиночества и страха. Разрыв естественных человеческих связей с природой составляет, по мнению Фромма, основное экзистенциальное противоречие, которое представляет собой главную проблему существования человека. На базе этого противоречия, как предполагал Фромм, могут возникать экзистенциальные и исторические дихотомии.

К «экзистенциальным дихотомиям» Фромм относил такие противоречия, которые находятся в корне самого существования человека и не могут быть аннулированы им. Эти дихотомии находятся между жизнью и смертью и характеризуются невозможностью их реализации по причине кратковременности его существования. Фроммом предполагалось, что на эти дихотомии человек должен реагировать различными способами, которые соответствуют его характеру и культуре.

В отличие от «экзистенциальных дихотомий», «исторические дихотомии» не являются необходимой частью существования человека. Они способны возникать и разрешаться людьми в ходе процесса истории. К противоречиям этого ряда Фромм относил дихотомии между различными историческими формами существования общества и человеческими возможностями для подлинной реализации своей природы в определенных границах времени.

Фрейдизм, классический психоанализ

Фрейдизм – классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта.

В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг. Неофрейдисты остаются в рамках фрейдизма, пока принимают схему Оно – Сверх-Я и Я, но выходят за рамки ортодоксального фрейдизма, когда по-другому видят взаимоотношения этих начал. В концепции классического психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эрик Эриксон, развивая психоанализ, стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечи­вающими гармоничное развитие личности.

Психоанализ, в точном значении слова, отличается от фрейдизма. Многие исследователи, которым близок психоанализ, не принимают фрейдизм. Аналогично по поводу психодинамического подхода: фрейдизм является разновидностью психодинамического подхода, но психодинамический подход – шире фрейдизма, к нему не сводится.

Основные тезисы, по которым узнается фрейдизм:

  • Человек по своей природе эгоистичен, в основе всех поступков человека и всех его проблем в конечном счете лежат подавленные сексуальные желания (либидо). Невроз образуется в результате столкновения сексуальных желаний с невозможностью их удовлетворить. Символика сновидений и оговорок имеет преимущественно сексуальное значение. Подробнее см.→
  • Все дети проходят через Эдипов комплекс. Мальчики начинают желать свою мать и ненавидят отца как соперника, девочки аналогично направляют свои инцестуозные желания на мать, но вдобавок начинают испытывать зависть к пенису.
  • Психосексуальное развитие проходит через пять фаз: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Психоаналитический подход по З.Фрейду включает пять фундаментальных принципов: динамический, экономический, структурный, принцип развития, принцип адаптации.

На этих принципах основывается психоаналитическое наследие, для которого наиболее существенными являются следующие положения:

  1. Главное значение имеют человеческие инстинктивные импульсы, их выражение и трансформация и, что наиболее важно, их подавление, посредством которого удается избежать болезненных чувств или переживаний неприятных мыслей, желаний и воздействия сознания
  2. Вера, что такое подавление является, по существу, сексуальным, что причиной расстройства является неправильное либидинозное, или психосексуальное, развитие
  3. Идея, что корни неправильного психосексуального развития находятся в далеком прошлом, в детских конфликтах или травмах, особенно это касается родительского эдипова комплекса, выраженного в классическом желании противоположного по полу родителя
  4. Уверенность в сопротивлении выявлению эдипова комплекса, его быстром восстановлении
  5. Мысль о том, что, по существу, мы имеем дело с борьбой между биологическими внутренними импульсами (или инстинктами — Ид) и выступающим в роли защиты по отношению к внешней реальности Эго — в общем контексте моральных правил или стандартов (Супер-Эго)
  6. Приверженность концепции психического детерминизма, или причинности, согласно которой психические феномены, так же как и поведение, бесспорно, не изменяются случайно, а связаны с событиями, которые предшествуют им, и, если не делаются осознанными, невольно являются основанием для повторения

Цель психотерапии в классическом психоанализе – понять и разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях, определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей жизни. Основной метод – анализ свободных ассоциаций.

Оцените статью
Добавить комментарий