Межличностный конфликт – причины, типы, особенности

Межличностный конфликт – причины, типы, особенности

Межличностный конфликт – что это такое, причины, примеры, основные виды

Одним из самых распространенных типов конфронтации в обществе является межличностный конфликт. Он имеет разные формы проявления и причины возникновения. Каждое противостояние можно разделить на определение стадии, для которых есть свои пути разрешения.

Что такое межличностный конфликт?

Изучением различных противостояний занимается особая наука – конфликтология. В ней существует четкое определение, что межличностный конфликт – это открытое противоречие между двумя и более индивидами, возникающее в процессе взаимодействия в различных сферах жизни общества: экономической, политической, социокультурной и других. Такая конфронтация появляеся, когда люди начинают воспринимать сложившуюся ситуацию как проблему с психологическим подтекстом.

Что характерно для межличностных конфликтов?

Для такого рода конфронтации между людьми свойственны следующие черты:

  1. Участие двух и более индивидов.
  2. Открытое столкновение участников межличностного конфликта в реальной единице времени.
  3. Отличающиеся личные мнения, взгляды и суждения в отношении определенной проблемы или ситуации, интересы отдельных групп и объединений, которые и нарушают нормальное взаимодействие сторон.
  4. Одна из сторон в результате столкновения интересов действует в ущерб другой. Второй участник предпринимает активные ответные действия.
  5. Полное разрешение конфликта возможно только при поиске компромисса, который устроит всех участников взаимодействия. Победа одной из сторон не исчерпает конфликт.

Причины межличностных конфликтов

В обществе ежедневно разгораются миллионы межличностных конфликтов не существует человека, который хоть раз бы в них не участвовал. Если индивид не является зачинщиком противостояния, то он может быть втянут в него даже против своей воли. Этому способствуют разнообразные причины возникновения межличностных конфликтов, которые условно можно разделить на пять групп:

  1. Информационные причины, в основе которых лежит неприемлемая для одной из сторон информация. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, дезинформация, обнародование нежелательных или конфиденциальных сообщений, неверная интерпретация или спорные вопросы в существующих законах или правилах.
  2. Противостояние между людьми нередко возникает на фоне поведенческих факторов. Грубость, агрессия или эгоизм одной из сторон.
  3. Неудовлетворенность взаимоотношениями сторон. Это может быть как недовольство сложившимся взаимодействием, так и предложением по его развитию или продолжению.
  4. Ценностные причины. Сюда можно отнести те личные установки и верования, которые принимаются одной стороной, но отвергаются другой.
  5. Структурные факторы или стабильные обстоятельства которые существуют вне зависимости от воли конкретного индивида, то есть те, которые он не может изменить. Система управления государством или правосудия, пол, возраст и прочее.

Примеры межличностных конфликтов

Профессионалы утверждают, что межличностный конфликт в психологии – это неотъемлемая часть жизни в человеческом обществе. Его вызывает большое количество причин, указанных выше. От чего и примеры в реальной жизни можно найти повсюду:

  1. Начальник дает интервью в местную газету о деятельности своей фирмы. После выхода номера он понимает, что многие факты искажены журналистом. Стороны встречаются и сотрудник редакции отказывается выпускать опровержение, ссылаясь на свои записи интервью.
  2. Студенты одной комнаты общежития спорят о том, кому проводить уборку. Один считает, что все должны убираться по очереди, другой же уверен, что чаще пусть наводит порядок тот, кто больше всех мусорит.
  3. Муж с женой не могут найти общий язык в вопросе воспитания сына. Межличностный конфликт разгорается тогда, когда дошкольник отказывается сам одеваться, прося сделать это родителей. Отец запрещает матери одевать сына, но та все равно помогает ребенку.

Виды межличностных конфликтов

Большое количество характеристик одного и того же процесса позволяют классифицировать межличностный конфликт по самым разным критериям. По направленности он может быть:

  1. Горизонтальным, когда у участников равные права.
  2. Вертикальным, когда одна из сторон находится в подчинении.
  3. Смешанным. Такие противоречия часто возникают в организациях.

По значению бывают:

  • конструктивные или созидательные;
  • деструктивные или разрушительные.

Типы межличностных конфликтов делятся по продолжительности на:

  1. Ситуативные противоречия.
  2. Пролонгированные разногласия.

Конструктивный конфликт

Под понятием конструктивного конфликта значится взаимодействие, которое в конечном итоге приводит к выходу отношений на качественно более высокий уровень. Он возможен тогда, когда стороны:

  1. Придерживаются рамок этики и деловых отношений.
  2. Внимательно относятся к аргументам оппонента.
  3. Стремятся разрешить ситуацию, а не победить любой ценой.

Специфика конструктивного межличностного конфликта состоит в том, что:

  1. Благодаря такому противостоянию стороны осознают, что возникшие противоречия являются неблагополучным симптомом выстраивания отношений.
  2. В процессе конфликта выявляются важные разногласия, преодоление которых выводит взаимодействие на новый, более высокий уровень.
  3. При грамотном разрешении противоречия убираются факторы разногласий, налаживается взаимопонимание и сотрудничество сторон.

Деструктивный конфликт

Нередко конфликты в межличностных отношениях носят и деструктивный или разрушительный характер. То есть один из участников безапелляционно и жестко настаивает на своей правоте, не принимая позицию второго. Такой индивид нередко прибегает к осуждающим методом борьбы, стремится выиграть в конфликте любой ценой. При таком подходе трудно говорить о правильном разрешении и выходе на новый уровень взаимодействия.

Возможные последствия такого общения:

  1. Разрушение или значительное ухудшение устоявшихся отношений.
  2. Чувство обиды, неудовлетворенности, гнева или раздражения одного или всех оппонентов.
  3. Низкая результативность дальнейшей совместной деятельности.

Особенности межличностных конфликтов

Отличить межличностный конфликт от других видов противоречий можно по следующим характерным особенностям:

  1. Понятие межличностного конфликта применимо к непосредственному взаимодействию двух или более индивидов на основе столкновения или личных мотивов.
  2. Различные формы межличностного конфликта могут возникать из-за всего спектра известных причин от частных к общим.
  3. Такое противостояние считается своеобразной проверкой характера, темперамента, воли и других индивидуальных психических особенностей.
  4. Такая форма коммуникации отличается высокой эмоциональностью и охватом всех сфер отношений.
  5. Конфликты могут затрагивать интересы не только противоборствующих сторон, но и их окружение.

Стадии развития межличностного конфликта

При любом как конструктивном, так и деструктивном противостоянии, наблюдается конкретная определенная структура межличностного конфликта. Она состоит из следующих стадий:

  1. Предконфликтная, то есть положение дел накануне.
  2. Завязка или инцидент. Это первое столкновение сторон по возникшему удобному поводу.
  3. Нарастание или эскалация конфликта. Она состоит из серии действий и ответных мер сторон.
  4. Кульминация или наивысшая точка накала страстей во взаимодействии. Она приводит к тому, что стороны осознают бессмысленность проведения враждебных действий и необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации.
  5. Завершение. Может быть благодаря поиску сторонами решения кризиса или иным причинам.
  6. Постконфликт.

Поведение в межличностном конфликте

Во время активной стадии противостояния оппоненты могут выбирать приемлемые для себя способы поведения в межличностном конфликте. Это может быть:

  1. Насилие. Более слабая сторона в эмоциональном или физическом плане подчиняется оппоненту, который сильнее ее.
  2. Разъединение. Стороны прекращают общение и конфликт угасает до следующего столкновения.
  3. Переговоры и примирение. Это может быть как аргументированное принятие обоюдного решения, так и прекращение действий против оппонента всеми участниками. Тогда говорят о том, что противостояние самостоятельно утихает.
  4. Привлечение третьей независимой стороны для выхода конфликта на новый уровень.

Способы разрешения межличностных конфликтов

Решение любого конфликта возможно благодаря одной из следующих стратегий участников:

  1. Уклонение и избегание. Способ предполагает отсутствие как уступок, так и настойчивости на своей правоте. Не помогает качественно разрешить ситуацию.
  2. Агрессивные межличностные методы разрешения конфликтов – это принуждение и противоборство. При их использовании побежденная сторона будет испытывать недовольство после затихания конфликта.
  3. Сглаживание и уступчивость. В такой ситуации партнерам важно сохранить имеющиеся отношения в ущерб реальному решению проблемы.
  4. Компромисс или сотрудничество. Это самый оптимальный вариант взаимодействия, при котором стороны пытаются найти пути выхода благодаря взаимным уступкам.
  5. Решение проблемы – идеальный сценарий, не предполагающий жертв со стороны всех участников. В реальной жизни встречается редко.

Сущность, содержание, особенности межличностного конфликта, конфликтные типы личностей

Одним из наиболее распространенных видов конфликтов являются межличностные. Они охватывают практически все сферы человеческой жизнедеятельности. Любой конфликт так или иначе сводится к межличностному. Фактически он первичен по отношению ко всем остальным видам конфликта, за исключением внутриличностного. Знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной статье.

Межличностный конфликт – открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных потребностей, целей, интересов, мотивов, не совместимых в конкретной ситуации.

Проблеме межличностного конфликта в большей мере уделяют внимание представители психологического направления в конфликтологии. Выделяют следующие основные концепции межличностных конфликтов:

  • Психоаналитическая интерпретация (Карен Хорни);
  • Концепция удовлетворения потребностей (Курт Левин);
  • Концепция зависимости от контеста (М. Дойч).

В соответствии с психоаналитической традицией К. Хорни интерпретирует межличностный конфликт, как результат внутриличностного, то есть межличностный конфликт вторичен по отношению к внутриличностному. Межличностные взаимоотношения человека предопределяются характером разрешения им своих внутриличностных конфликтов.

К. Левин у межличностным конфликтам относит противоречия между собственными потребностями человека и внешней объективной действительностью. Степень серьезности межличностного конфликта объясняется значимостью затрагиваемых потребностей.

В рамках ситуационного подхода межличностный конфликт рассматривается как элемент общей системы межличностного взаимодействия. М. Дойч, исходя из пяти основных измерений межличностных отношений, выделяет шестнадцать типов межличностных социальных отношений.

Среди этих шестнадцати типов: восемь относятся к конкурентному (конфликтному) взаимодействию, в рамках которого могут складываться весьма разнообразные отношения, приобретающие различные формы.

Следует подчеркнуть, что целый ряд авторов рассматривает межличностный конфликт через призму различных сфер взаимодействия.

Я. Л. Коломинский, Б.П. Жизнсвский рассматривают межличностные конфликты, возникающие в детской среде в процессе игр.

Г. В. Андреева, Л .Б. Шнейдер, Т. М. Мишина, А. И. Тащевой, В. П. Левкович, О. Э. Зуськова и др. межличностный конфликт рассматривают через призму семейных отношений.

К. Бютнер, Л.Б. Филонов, Т.В. Драгунова, Д.Г. Трунов, А.И. Захаров и др. анализируют межличностные конфликты в сфере взаимоотношений подростков с родителями и социальным окружение как способ самоутверждения, самореализации.

Другая сфера межличностных отношений, для которой характерен высокий уровень межличностных конфликтов – работа, взаимодействие в организации. Этой проблемой занимаются Н.В. Гришина, СИ. Ерина, Д. Кац и Р. Кан.

Следует подчеркнуть, что в межличностном конфликте человек может выступать его инициатором. А может быть втянутым в него случайно, неожиданно для самого себя. Во всех случаях необходимо учитывать, что в межличностном конфликте всегда присутствуют два взаимосвязанных компонента: содержательный и психологический.

Содержательная сторона конфликта – предмет спора, вопрос, вызвавший разногласия.

Психологическая сторона конфликта связана с индивидуальными социально-психологическими особенностями его участников, их эмоциональными реакциями на причины конфликта, его ход и лично друг на друга.

Таким образом, межличностный конфликт следует рассматривать как частную, специфическую форму взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.

Особенности межличностного конфликта

В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, па основе столкновения их личных мотивов. В межличностном конфликте в полном объеме проявляются индивидуальные социально психологические особенности субъектов конфликта, влияющие на динамику его развития, формы конфликтного взаимодействия, ход и исход. Они отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически все сторон отношений между конфликтующими сторонами и затрагивают интересы не только непосредственных участников, но и тех, с кем они непосредственно связаны, либо служебными, либо межличностными отношениями. В межличностном конфликте эмоциональная сторона, как правил, преобладает над рациональной. У межличностного конфликта высокая вероятность быстрого вхождения в фазу эскалации.

Субъектами межличностного конфликта выступают конкретные личности – индивидуумы, обладающие несовподающей системой притязаний.

Объектом межличностного конфликта выступает конкретная потребность (материальная, духовная), а основной причиной – способ ее удовлетворения. Предметом межличностного конфликта, как правило, служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы его субъектов.

Таким образом, в межличностном конфликте проявляются потребности, цели и ценности людей: их мотивы, установки, интересы; эмоции, воля, интеллект. Участники межличностного конфликта субъективно воспринимают и осознают его конкретную конфликтную ситуацию, по-разному они видят приемы и способы ее дальнейшего разрешения.

Наиболее распространенными формами реальных межличностных конфликтов выступают взаимные обвинения, ссоры, нападки, защита, в них каждый участник конфликта стремиться самоутвердиться, удовлетворить свои потребности, достичь своих интересов. Эти формы конфликтного взаимодействия в большей степени свойственны фазе эскалации.

Сферы проявления межличностного конфликта, как указывалось выше, весьма многообразны. Вместе с тем, по мнению С. М. Емельянова их можно свести к трем основным группам.

  1. Коллектив (организация)
  2. Семья
  3. Общество (учреждения социальной сферы; государственные учреждения; улица; общественный транспорт и т.п.)
Читайте также:  Селебрити - кто это такие, синонимы, примеры

Наряду с общей классификацией межличностного конфликта, где основанием является сфера его проявления, следует осушавлять типологизацию и по другим основаниям.

Существует классификация межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов S и S в межличностных отношениях: симпатий (+) и антипатий (-).

Если взять за основание для классификации движущие силы и мотивацию поведения субъекгов межличностного конфликта, выделяют ресурсные и ценностные конфликты.

Ресурсные конфликты связаны с распределением средств жизнедеятельности, необходимых человеку.

Ценностные конфликты обусловлены взаимоисключающими культурными стереотипами, верованиями и убеждениями, оценками и отношениями.

По критерию реальности и истинности – ложности: межличностные конфликты подразделяют:

  • Случайный, условный;
  • Подлинный;
  • Ложный;
  • Смещенный;
  • Латентный;
  • Неверно приписанный.

Подлинный конфликт существует объективно и воспринимается адекватно.
Случайный или условный конфликт – конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознается сторонами.
Смещенный конфликт – имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый.
Неверно приписанный конфликт — между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблемы.
Латентный конфликт – должен был произойти, но которого нет, поскольку по тем или иным причинам он не осознается сторонами;
Ложный конфликт – отсутствуют объективные основания для межличностного конфликта, он существует только в силу ошибок восприятия и понимания.

При этом необходимо учитывать, что в межличностных конфликтах немалую роль играет иррациональная мотивация. В них не всегда рациональное преобладает над эмоциональным и иррациональным, зачастую, как раз наоборот.

Рассматривая непосредственные причины и источники межличностных конфликтов, особое внимание следует обращать на базовые потребности человека, такие как: потребности в пище, сексуальные потребности, потребность в безопасности, привязанности, самоуважении, справедливости, доброте, самореализации и т.д. В случае возникновения угрозы их удовлетворения, возникает потенциальная конфликтная ситуация, которая может привести к острым формам межличностного конфликтного взаимодействия. В том, что межличностный конфликт перерастет из потенциальной конфликтной ситуации, а она в межличностных отношениях присутствует [фактически всегда, в открытые формы, значительная роль принадлежит конфликтогенам: проявлениям агрессивности, эгоизма, категоричности, превосходства и др.

Определенный интерес при рассмотрении причин межличностного конфликта представляет подход, предложенный В. Линкольном. Он выделяет пять основных типов причинных факторов межличностного конфликта:

  1. Информационные факторы – не восприятие информации одной из сторон или обеими сторонами.
  2. Поведенческие факторы (конфликтогены) – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, не приемлемые одним из субъектов конфликта.
  3. Факторы отношений – неудовлетворенность от взаимодействия между сторонами.
  4. Ценностные факторы – ценностная иерархия, которой придерживаются конфликтующие стороны, ее степень несовпадения,
  5. Структурные факторы – относительно стабильные обстоятельства, существующие объективно, независимо от нашего желания, которые трудно поддаются изменению. Для преодоления их требуются значительные ресурсы: материальные, физические, интеллектуальные.

Межличностный конфликт выполняет как конструктивную, так и деструктивную функции. Обе эти функции одновременно присутствуют в любом конфликте, но в каждом конкретном одна из них преобладает.

Конструктивные функции межличностного конфликта проявляются, как правило, в создании общности людей, причастных к решению проблемы, расширении сферы сотрудничества; в процессе более глубокого взаимного познания, прояснении собственных интересов и интересов партнера, выходе на новый уровень взаимопонимания.

Конструктивные функции межличностного конфликта:

  • Познавательная функция – конфликт вскрывает наличие конкретных противоречий в межличностных взаимоотношениях, которые ранее были скрыты и ими не осознавались.
  • Функция развития – при соблюдении этических норм в процессе конфликтного взаимодействия конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимоотношений.
  • Инструментальная – конфликт – основной инструмент разрешения межличностных противоречий.
  • Перестроечная – рационально разрешенный конфликт выводит межличностные взаимоотношения на новый уровень, снимает факторы напряженности, способствует развитию взаимопонимания.

Деструктивные функции межличностного конфликта проявляются тогда, когда один из оппонентов прибегает к агрессивным асоциальным формам противоборства, что, как правило, приводит к адекватной реакции другой стороны, межличностный конфликт входит в фазу эскалации. При деструктивном конфликте наблюдается: поляризация оценочных суждений партнеров; стремление к расхождению исходных позиций; стремление принудить партнера к невыгодному для него решению; обострение конфликта; желание уйти от исходной проблемы.

В конечном счете любой межличностный конфликт рано или поздно имеет свое разрешение. А целым рядом межличностных конфликтов необходимо управлять. Управление межличностными конфликтами, возникающими в организации, непосредственная обязанность соответствующего руководителя (менеджера). При управлении и разрешении межличностных следует учитывать, что определяющим фактором в этих процессах выступает стиль поведения субъектов в процессе развития конфликта, его эмоциональная сторона.

Межличностный конфликт – причины, типы, особенности

Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в самых различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т. д.). «Чаще всего он возникает из-за дефицита каких то ресурсов, например, наличия одной престижной вакансии при нескольких кандидатах на нее».

«Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу».

Межличностные конфликты возникают как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное восприятие партнера или оппонента. Препятствием на пути к нахождению согласия между индивидами может стать негативная установка, сформировавшаяся у одного оппонента по отношению к другому. Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий. Она формируется под воздействием слухов, мнений, суждений о данном индивиде (группе, явлении и др.).

Взаимодействуя с другими людьми, человек защищает прежде всего свои личные интересы, и это нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия достижению целей. И от того, насколько значимым для конкретного индивида представляется предмет конфликта, во многом будет зависеть и его конфликтная установка.

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах накал борьбы и возможности нахождения компромиссов во многом определяются конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты.

«Все межличностные конфликты, возникающие из-за столкновения целей и интересов, можно условно разделить на три основных вида.
Первый — предполагает принципиальное столкновение, в котором реализация целей и интересов одного оппонента может быть достигнута только за счет ущемления интересов другого.
Второй — затрагивает лишь форму отношений между людьми, но при этом не ущемляет, их духовных, моральных и материальных потребностей и интересов.
Третий — представляет собой мнимые противоречия, которые могут быть спровоцированы либо ложной (искаженной) информацией, либо неверной интерпретацией событий и фактов» .

«Межличностные конфликты можно также разделить на следующие виды:

  • соперничество — стремление к доминированию;
  • спор — разногласия по поводу нахождения наилучшего варианта решения совместных проблем;
  • дискуссия — обсуждение спорного вопроса» .

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

К конструктивным функциям относят:

  • познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
  • функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
  • инструментальную (конфликт выступает как инструмент раз¬решения противоречий);
  • перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

Деструктивные функции конфликта связаны с

  • разрушением существующей совместной деятельности;
  • ухудшением или развалом отношений;
  • негативным самочувствием участников;
  • низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним, и они стараются их избегать.

При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. По этому вопросу в литературе имеется самый широкий диапазон представлений.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» дают детально разработанную таблицу основных периодов и этапов динамики конфликта . В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов:

  1. предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
  2. конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
  3. послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием у сторон противоположных целей и стремлений по овладению одним объектом.

В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Например, муж или жена претендуют на единоличное распоряжение семейным бюджетом. В таком случае объектом разногласий может стать семейный бюджет, если противная сторона сочтет свои права ущемленными. Предметом конфликта в такой ситуации служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы мужа и жены. В приведенном случае предметом будет выступать стремление супругов к овладению правом распоряжаться семейным бюджетом, т.е. проблема овладения объектом, те претензии, которые субъекты предъявляют друг другу.

Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной.

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

  1. Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.
  2. Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не при¬давать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.
  3. Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.
  4. Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.
  5. Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эга позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.
  6. Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов. Решающее влияние на выбор модели поведения в межличностном конфликте оказывает сама личность – её потребности, установки, привычки, образ мышления, стиль поведения, её прошлый опыт решения проблем и поведения в конфликте. Существенную роль нередко играют и её внутренние духовные противоречия, поиски и метания.

«В межличностном конфликте выделяют эмоциональную основ у его развития и попыток его разрешения. По Дэна, к межличностному относятся конфликтные отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что именно другой виноват. Бойко подчеркивает, что с точки зрения состояния межличностных отношений конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном или поведенческом уровне».

Используемая литература.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.- 591 стр.
  2. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. – М.: М3 Пресс, 2001. – 182 стр.
  3. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000. – 464 стр.
  4. Козырев Г.И. Конфликтология. Межличностные конфликты. //Социально-гуманитарные знания /№ 3, 1999.
  5. Ратников В.П., Голубь В.Ф. Лушакова Г.С. и др. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 512 стр.
Читайте также:  Как понять женщину - советы психологов

Реферативный обзор подготовил Тимур Водовозов

Введение

Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной и политической жизни. Конфликт означает столкновение сторон, мнений, сил. Сегодня конфликты – повседневная реальность. Конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Согласие в семье и с самим собой важнейшее условие счастливой жизни каждого человека. Все это говорит о решающей роли конфликтов в деятельности организации. В настоящее время проблемы конфликта актуализированы и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости «работы» с ними, к поиску возможностей их регулирования.

Целью данной работы является изучение возможностей избегания конфликтов в руководстве организацией.

Для достижения цели в работе решаются следующие задачи:

1. изучаются типы межличностных конфликтов;

2. рассматриваются особенности общения в конфликте;

3. выясняются способы разрешения конфликтных ситуаций.

При написании работы были использованы учебники, монографии и статьи в периодической литературе.

Чтобы дать определение конфликта и описать его типы использовался учебник Г.М. Андреевой «Социальная психология» и статья А.В. Дмитриева, В.В. Латынова «Конфликт». Такая характеристика конфликта, как его острота описаны в книге О.Н. Громовой «Конфликтология». Л. Цой в статье «Поговорим о конфликтах» описывает положительные и отрицательные функции конфликта.

В учебнике А.В. Петровского и В.В. Шпалинского «Социальная психология коллектива» описываются законы возникновения и функционирования конфликтных отношений, а также общение людей в условиях конфликта.

Способы разрешения конфликтных ситуаций и управления конфликтом предлагаются в статьях О.Ф. Дубровской «Конфликт: что о нем желательно знать», Э.А. Орловой и Л.Б. Филонова «Взаимодействие в конфликтной ситуации», А.С. Козлова «Регулирование и разрешение конфликтов: стратегии, подходы и индивидуальные стили».

Типы межличностных конфликтов

межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» [1, С. 141].

Можно выделить следующие основные типы межличностных конфликтов [3, С. 14].

Ценностные конфликты – это конфликтные ситуации, в которых разногласия между участниками связаны с их противоречащими друг другу или несовместимыми представлениями, имеющими для них особенно значимый характер. Система ценностей человека отражает то, что является для него наиболее значимым, исполненным личностного смысла, смыслообразующим. Например, если речь идет о работе, ценностью будет то, в чем человек видит для себя основной смысл работы (является ли она для него источником средств существования, возможностью самореализации и др.); ценностями семейных отношений будет то, в чем супруги видят для себя смысл существования семьи и какой соответственно она должна быть, и т.д. Наконец, в систему основных ценностей человека могут входить его мировоззренческие, религиозные, нравственные и иные значимые для него представления.

Различия в ценностях, однако, не обязательно ведут к конфликтам, и люди разных убеждений, политических и религиозных взглядов могут успешно работать вместе и иметь хорошие отношения. Конфликт ценностей возникает тогда, когда эти различия оказывают влияние на взаимодействие людей или же они начинают “посягать” на ценности друг друга. Доминантные ценности выполняют регулятивную функцию, направляя действия людей и создавая тем самым определенные модели их поведения во взаимодействии. Если в основе поведения участников взаимодействия разные доминирующие ценности, они могут приходить в противоречие друг с другом и порождать конфликты. Наконец, люди нередко склонны переубеждать друг друга, навязывая свои взгляды, вкусы, точки зрения и т.д., что также может вести к конфликтам.

Конфликты интересов – это ситуации, затрагивающие интересы участников (их цели, планы, устремления, мотивы и т.д.), которые оказываются несовместимыми или противоречащими друг другу. Например, у супругов оказываются разные планы по поводу проведения предстоящего отпуска, начальник намеревается послать в командировку подчиненного, который никак не собирался отлучаться из города до конца месяца, и т.д. Их интересы противоречат друг другу, но, возможно, им удастся найти вариант их совмещения. Другая разновидность конфликта интересов касается случаев, где они оказываются несовместимыми. Такие ситуации часто называются ресурсными конфликтами, поскольку их участники претендуют на один и тот же ресурс – материальный предмет, финансы, одну и ту же должность и т.д. Каждая сторона заинтересована в получении нужного ей ресурса или более выгодной (с точки зрения количества и/или качества) части общего ресурса. Они стремятся к одному и тому же, у них одинаковые цели, но в силу единичности или ограниченности ресурсов их интересы противоречат друг другу. К этому виду конфликтов относятся все конфликтные ситуации, затрагивающие проблемы распределения (ресурса, который может быть поделен) или возникающие на почве соперничества за обладание чем-то (ресурсом, который является неделимым, например, одна должность, на которую претендуют двое). С проблемами такого рода мы постоянно сталкиваемся и в нашей повседневной жизни: например, имеющиеся у семьи финансовые средства – это делимый ресурс, ставящий проблему распределения средств, а единственный телевизор – это неделимый ресурс, и поэтому в споре о том, какую программу смотреть, предпочтение можно отдать только одному.

Еще один вид распространенных межличностных конфликтов – это конфликты, возникающие из-за нарушения норм или правил взаимодействия. Нормы и правила совместного взаимодействия являются его неотъемлемой частью, выполняющей функции регуляции этого взаимодействия, без которых оно оказывается невозможным. Они могут иметь имплицитный (скрытый, подразумеваемый) характер (например, соблюдение норм этикета, о чем необязательно договариваться, следование им считается само собой разумеющимся) или быть результатом особых договоренностей, иногда даже письменных (например, оговоренный вклад каждого из участников в общее трудовое взаимодействие), но в любом случае их нарушение может повлечь за собой возникновение разногласий, взаимных претензий или конфликтов между участниками взаимодействия.

Причины нарушений норм и правил могут иметь разный характер. Кто-то может невольно нарушить принятые в коллективе правила просто потому, что как новичок он их еще не знает. Сознательное нарушение норм или правил коллектива или семейной жизни связано с желанием их пересмотра (например, подросток приходит домой позже обозначенного родителями времени и ведет с ними дискуссию о том, что он уже взрослый и не должен соблюдать эти правила, как ребенок).

Различать характер конфликта – связан ли он с ценностями людей, их интересами или правилами взаимодействия – считается важным, так как это во многом определяет и характер их разрешения [1, С. 145]. Типы конфликта отличаются тем, какие именно аспекты межличностных отношений или межличностного взаимодействия затронуты конфликтом. При этом одни и те же причины могут порождать разные типы конфликтов. Например, такая повседневная конфликтная ситуация, как ссоры отца с дочерью из-за того, что она не убирает за собой, не содержит в порядке свои вещи и т.д., может иметь разный характер – нарушения норм и правил взаимодействия (“ты не выполняешь свои обязанности по дому, о которых мы договаривались”), противоречия интересов (“я вынужден иногда встречаться со своими коллегами дома, и я не хочу каждый раз заниматься уборкой или краснеть за беспорядок в нашем доме”) или ценностных расхождений (“если у человека в комнате беспорядок, он и в своих делах не сможет добиться порядка”).

Таким образом, характер конфликта (конфликт ценностей, или интересов, или норм и правил взаимодействия) определяется характером проблемы, порождающей противоречия между участниками ситуации, а причина его возникновения – конкретными обстоятельствами их взаимодействия. Наряду с этими факторами возникновения конфликта (проблема и причина) нужно упомянуть также повод возникновения конфликта, представляющий собой конкретное событие, переводящее скрытые трудности в пласт открытого конфликтного взаимодействия. Повод нередко присутствует в тех ситуациях, где конфликт развивается постепенно, иногда в форме нарастающего скрытого напряжения, и переходит в открытое столкновение под влиянием события, которое как “последняя капля переполняет чашу терпения” или намеренно используется как предлог для “нападения” на партнера.

Помимо этих параметров, для описания конфликта существенной является такая его характеристика, как острота, которая проявляется в жесткости противостояния сторон [2, С. 36].

Острота конфликта зависит от ряда факторов, среди которых можно отметить наиболее существенные. К ним относится, прежде всего, уже упоминавшийся характер проблем, затронутых конфликтом. Любой конфликт имеет в своей основе существенные для людей проблемы, но степень их значимости может быть различной. Чем более значимы для человека проблемы, затронутые конфликтом, тем менее он склонен к уступкам и компромиссам.

Важную роль играет степень эмоциональной вовлеченности человека в конфликт. Она, в свою очередь, зависит от значимости затронутых проблем, но определяется и личностными особенностями участников конфликта, а также историей их отношений. Настроенность на “борьбу”, на “победу” в конфликтном противостоянии может быть следствием индивидуальной склонности человека к доминированию, к конкурентным отношениям, к соперничеству; в повседневном общении, сталкиваясь иногда с подобными проявлениями, мы называем таких людей конфликтными за их склонность к “борьбе”. На поведение человека в конфликте может повлиять и опыт его прежних отношений с противостоящим ему участником конфликтной ситуации. Так, если этим людям уже неоднократно приходилось оказываться в ситуации разногласий и между ними прежде возникали конфликты, то новая конфликтная ситуация, возможно, вызовет у них более острую эмоциональную реакцию.

Длительно накапливавшееся напряжение, враждебность, неблагоприятный опыт прежнего общения участников ситуации могут приводить к тому, что конфликты из способа решения проблем, существующих между людьми, фактически становятся средством выражения враждебности, неприязни, негативных эмоций участников конфликта. Их антагонизм, открытое выражение негативных чувств по отношению друг к другу, эмоциональные “удары”, наносимые и получаемые ими, отодвигают на второй план проблему, из-за которой возник конфликт. Конфликты, в которых целью их участников становится открытое выражение накопившихся эмоций и враждебности, называются нереалистическими. Когда же конфликт направлен на преследование целей, связанных с предметом разногласий, он имеет реалистический характер.

Таким образом, остроту конфликта можно уменьшить и тем самым облегчить процесс его разрешения, если удается снизить значимость затронутых в конфликте проблем (например, за счет создания альтернатив или компромиссных вариантов), снизить или по возможности исключить эмоциональный накал обсуждения проблемы и держаться в рамках реалистического подхода к решению проблемы, не допуская перехода конфликта в нереалистический план.

Современное понимание конфликта отвергает тот однозначно негативный взгляд на конфликты как на явление патологическое и деструктивное, который был характерен в прошлом при анализе человеческих отношений (независимо от того, шла ли речь о взаимодействии в коллективе или об отношениях в обществе) [8, С. 41]. Межличностный конфликт как факт разногласий, разных позиций, разных интересов людей сам по себе ни плох, ни хорош. Как и кризис, он содержит в себе риск, опасность ухудшения или разрушения отношений людей, но и возможность их прояснения, снятия напряжения и прихода к взаимопониманию. Более того, специалистами развиваются представления о потенциальных позитивных функциях конфликта, который является сигналом неблагополучия, сигналом к изменению. Общая формула возможного позитивного эффекта конфликта может быть сформулирована следующим образом: конфликт ведет к изменениям, изменения – к адаптации, адаптация – к выживанию. Применительно к области человеческих отношений это означает, что если мы воспринимаем конфликт не как угрозу или опасность, но как необходимость изменений в нашем взаимодействии, то благодаря этому мы адаптируемся к новой ситуации, обстоятельствам, позиции друг друга (тому, что потребовало изменений), и это позволяет нам сохранить наши отношения. Например, часто конфликты подростка с родителями являются отражением его растущей потребности в самостоятельности, появляющегося у него чувства “взрослости”. Если родители понимают это и отдают себе отчет в необходимости каких-то изменений в своих отношениях с сыном, перестраивают свои требования к нему с учетом его меняющихся возможностей, происходит их новая адаптация друг к другу, возникает новый уровень их отношений, которые продолжают быть близкими и хорошими. Однако превращение конфликта из угрозы разрушения наших отношений в фактор их обновления и сохранения требует от нас, прежде всего, конструктивного поведения в ситуациях межличностных конфликтов.

межличностные конфликты

Выполнила студентка 5 курса,

ФОСТ, отделения СО

Понятие межличностного конфликта

Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

Читайте также:  Потеря сознания ребенком - причины, первая помощь

Особенности межличностных конфликтов

Едва ли среди нас найдутся те, кому ни разу в жизни не пришлось участвовать в каком-то конфликте. Иногда человек сам становится инициатором конфликта, а иногда он оказывается вошедшим с кем-то в конфликт неожиданно для самого себя и даже против собственного желания.

Нередко бывает и так, что обстоятельства заставляют человека втягиваться в конфликт, разгоревшийся между другими людьми, и ему приходится волей-неволей выступать то ли в качестве арбитра или примирителя спорящих сторон, то ли в роли защитника одной из них, хотя, может быть, ему не хочется ни того, ни другого.

Во всех ситуациях такого рода можно заметить два взаимосвязанных аспекта. Первый — это содержательная сторона конфликта, т. е. предмет спора, дело, вопрос, вызывающий разногласия. Второй же — это психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга. Вот эта вторая сторона и является специфической чертой межличностных конфликтов — в отличие от конфликтов социальных, политических и др.

В таком конфликте люди сталкиваются друг с другом непосредственно, лицом к лицу. При этом у них возникают и поддерживаются напряженные отношения. Они втягиваются в конфликт как личности, проявляют в нем черты своего характера, способностей, других индивидуальных свойств и особенностей. В конфликтах проявляются потребности, цели и ценности людей; их мотивы, установки и интересы; эмоции, воля и интеллект.

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему:

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным “полигоном” проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений.

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах — внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту.

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы, а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии.

В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия.

Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

Межличностные конфликты в семье

Семья — уникальный институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие друг другу.

Семья постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения.

На возникновение межличностных конфликтов в семье могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это изменения, происходящие в обществе, например, изменение моральных и культурных критериев, утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение чувственных потребностей, отсутствие социальной защищенности семьи и др.

Противоречия возникают тогда, когда у мужа и жены расходятся мнения по проблеме — какой из функций отдать предпочтение и как ее выполнять. Например, жена желает иметь много детей, а муж не более одного, ссылаясь на недостаток времени на воспитание, желание “пожить самим” и др.

Причины конфликтов: 1ый период

претензии на лидерство;

претензии на превосходство;

разделение домашних дел;

претензии на управление бюджетом;

следование советам родственников и друзей;

Второй период, вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется значительно больше, возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка, больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если ребенок беспокойный. Ей необходим отдых не только физический, но и психическая разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому поводу.

В этихусловиях муж обязан относиться к жене с большим вниманием, чем до рождения ребенка.

Ребенок в семье растет, прибавляются проблемы воспитания, обучения, профессиональной ориентации и др., возникают новые причины для разногласий, которые могут способствовать появлению межличностных конфликтов между родителями и детьми.

Распространенной болезнью молодых родителей являются попытки одного из них возглавить процесс “правильного воспитания” нового поколения, игнорируя мнения другого супруга. Например, ребенок обиделся на папу, он бежит к маме, а мама начинает его успокаивать и говорит “Папа у нас плохой, он тебя обижает”. Подобное поведение тяжело переживается мужем и может формировать у ребенка раздвоение личности, может привести к конфликту между супругами. Любой из родителей, каким бы образом он не поступил в отношении ребенка, в присутствии ребенка он всегда прав. Обсуждение поведения друг друга допустимо только в отсутствии ребенка, в доброжелательной друг для друга форме, с целью найти единое решение.

К конфликту могут привести различные мнения родителей по вопросам наказания ребенка. Один из них может предпочитать силовые методы, а другой — отвергать их. Выбор дополнительных занятий для ребенка (музыка, спорт, различные кружки) могут также послужить причиной конфликта. Отношение к отрицательным оценкам ребенка может вызвать острую конфликтную ситуацию.

В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего возвращения домой. Особенно возрастает тревога родителей, когда проходит условленное время возвращения ребенка домой, а он не появился. Некоторые дети, находясь в это время в компании, о доме не желают и вспоминать, хотя знают, что конфликт с родителями неизбежен. Это эгоистичное поведение со стороны детей. Собственное удовольствие от приятного времяпрепровождения в кругу сверстников для них важнее, чем переживания и подлинные страдания о них самых близких людей. Какие бы ни были требования дисциплины родителями, их необходимо научиться выполнять, они направлены на безопасность детей и всей семьи.

В конфликтах между родителями и детьми большое значение имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый человек. Его личность находится в стадии становления, поэтому реакция подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых. У них еще не устоялись “социальные тормоза”. “Я-концепция” у подростков не так нагружена различными табу общества, как у взрослых, и они не в силах четко контролировать свои эмоции в разных ситуациях.

Конфликты приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не ушли в своем развитии далеко от подростков.

В третьем периоде, когда в семье появляются новые члены (невестки или зятья),может возникнуть много причин для межличностных конфликтов. Вариантов появления нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот, когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.

Мать сына после его женитьбы может претендовать на то, чтобы он уделял ей столько же внимания, как и до женитьбы. А сын, как того требует сама природа, все внимание уделяет молодой жене. Мать начинает ревновать и ищет повода придраться как к сыну, так и к невестке по различным пустякам. Она начинает привлекать на свою сторону мужа, который вынужден втягиваться в конфликтную ситуацию.

Сын любит жену и любит мать и не может определить, чью сторону принять. Какое-то время он пытается их примирить, однако такие попытки, как правило, не приводят к успеху. Жена в конце концов приходит к убеждению, что в семье мужа ее все обижают, и начинает жаловаться своим родителям, ищет у них поддержки. Иногда родители безоговорочно становятся на сторону дочери. Межличностный конфликт охватывает три семьи, противоборствовать начинают сторонники жены против сторонников мужа. Такой конфликт практически не имеет конструктивного разрешения. Однако его можно и необходимо предупредить.

После вступления в брак молодых людей всем необходимо понять, что не только они, но и все родственники переходят в совершенно новое качество, не известное ранее никому из них — появился новый “родной” человек в семье. Все усилия родственников должны быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не на провоцирование межличностных конфликтов, а на их предупреждение.

Семейные межличностные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные эмоциональные состояния в виде дискомфорта, стрессов и депрессий. Поэтому конфликты лучше предупреждать. Для этого психологи и конфликтологи предлагают много различных вариантов собственного поведения:

выдержка в любой ситуации, не втягивайтесь в конфликт, дайте полностью высказатьсястороне, провоцирующей конфликт:

относитесь к любому инциденту с пристальным вниманием, подвергайте его анализу:

исключайте из общения любые претензии на превосходство, унижением другого не возвышайте себя, показывая свою невоспитанность:

признавайте и анализируйте открыто свои ошибки, не переносите свою вину на других;

не делайте катастрофы для семьи, когда ошибаются другие (что произошло,. то произошло):

чрезмерное переживание и сопереживание утрат чревато физическим разрушением организма каждого из членов семьи (язвы. стрессы, инфаркты и т.д.);

любые замечания друг к другу выясняйте только наедине, а все претензии высказывайте исключительно в дружелюбной уважительной форме (“как аукнется, так и откликнется”):

если не дает покоя мысль, что ваша жена (муж) стала “вашим личным врагом”, спросите себя, почему это произошло, почему вы стали таким, что так дурно думаете о любимом ранее человеке?

ищите недостатки в себе, а не у своих близких:

все недоразумения между собой выясняйте в отсутствие детей, не втягивайте в разрешение конфликтов родственников, друзей;

усилие в разрешении конфликта направляйте не на победу своего близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся ситуации;

позиция по отношению к действиям детей должна быть единой:

не обещайте детям, если не сможете выполнить их просьбу:

не подчеркивайте недостатков у детей, найдите у них хорошее в поведении, желаниях, стремлениях, заострите внимание на этом:

укрепляйте нити, сближающие вас с детьми (доверие, искренность, правдивость и т.д.):

помните, если вы сказали малышу: “Ты у нас совсем взрослый”, он будет пытаться выглядеть таким всегда, а ему это еще не под силу:

не укоряйте ребенка по любому случаю, но и не перехваливайте его:

слушайте любые советы, но помните, что жить вам вместе не с советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.

Оцените статью
Добавить комментарий