Невоспитанный ребенок – признаки, причины, что делать

Содержание

Невоспитанный ребенок – признаки, причины, что делать

Невоспитанный ребенок

Часто можно услышать о том, что чей-то ребенок является невоспитанным. Но кого так называют? Повсеместно используется данное выражение, зачастую на эмоциях самих критиков, которые просто не сумели установить контакты с определенными детьми. Однако существуют действительно невоспитанные дети, которых можно распознать по определенным признакам. Причины зачастую кроются в семейной неблагополучной обстановке, в которой родители не предпринимают никаких действий и не знают, что делать.

Интернет-журнал psytheater.com не каждого невоспитанного ребенка называет невоспитанным. Невоспитанный ребенок – это скорее диагноз, который можно установить после длительного наблюдения за ребенком. Это не просто эмоциональный отклик человека, который не сумел договориться с ребенком или на него повлиять, а действительно диагноз, дезадаптация ребенка к обществу.

Невоспитанностью можно назвать дезадаптацию личности к социуму. Общество живет по своим определенным правилам и нормам. Каждого нового человека нужно обучить этим правилам и нормам, чтобы он их придерживался и не нарушал. В противном случае личность либо наказывают законом, либо признают больным, либо изолируют от общества различными способами.

Если человек просто не смог поладить с ребенком или добиться от него определенных действий, это еще не значит, что ребенок невоспитанный. Только тогда ребенок считается невоспитанным, когда он не знает, соответственно, не способен придерживаться определенных правил и норм, установленных в обществе.

Кто такой невоспитанный ребенок?

Невоспитанный ребенок – это малыш, который своим поведением не соответствует общепринятым рамкам и этикету, не способен взаимодействовать с людьми принятым образом. Зачастую такой ребенок истерит, капризничает, кричит, лезет в драки, отказывает, протестует, задевает чужие права и свободу, не способен контактировать с другими детьми и взрослыми так, чтобы всем было комфортно. Нередко невоспитанный ребенок ставит в неловкое положение собственных родителей, которые явно желают соответствовать общественным стандартам.

Невоспитанный ребенок – это зачастую отклонение от норм в поведении ребенка, который по определенным причинам действует не так, как от него требуется или ожидается. Такой ребенок может быть вполне нормальным и психически здоровым. Нередко дети ведут себя невоспитанно, поскольку понимают, что таким образом смогут достичь своих целей. Другими словами, часто дети манипулируют своим поведением, начиная вести себя негодным образом, только для того, чтобы получить от взрослых желаемое.

Невоспитанный ребенок – это может быть такое отклонение от нормы, когда родители действительно не занимаются воспитанием своего ребенка. Другими словами, ребенок живет в социуме и контактирует с другими людьми, просто он не обучен социальным нормам и этикету.

Однако бывают случаи аномальной невоспитанности, когда ребенок не обладает всеми нужными социальными навыками по причине иной среды пребывания и проживания. Таких детей называют Маугли, поскольку они жили в кругу животных, чьи повадки и манеры они копировали. Также есть случаи жестокого обращения с детьми, когда те по многу лет пребывали в заточении в четырех стенах и не выходили на улицы. Соответственно, дети не могли усвоить элементарных социальных норм, поскольку не контактировали с окружающими людьми.

Невоспитанность у здорового ребенка часто проявляется по определенным причинам:

  1. Возрастной кризис (например, кризис 3-х лет или переходный возраст).
  2. Сложная ситуация, в которой ребенок оказался и не может эмоционально справиться.
  3. Болезнь, которая изматывает ребенка.
  4. Отсутствие полноценного сна, особенно у детей в раннем возрасте. Отсутствие дневного сна приводит к капризности и непослушанию во второй половине дня.
  5. Усталость.
  6. Длительное пребывание в новой обстановке.

Единственное, что могут сделать родители в ситуации непослушания – это применить силу, заставить ребенка сделать то, что они от него хотят. Хотя оптимальным образом будет попытка выяснить причину неправильного поведения ребенка.

Самый легкий способ решить проблему непослушания и невоспитанности ребенка можно подобрать в том случае, если негодное поведение чада спровоцировано возрастными кризисами или личностными проблемами. Если ребенок вполне здоров, ранее вел себя правильно, порой показывает послушное поведение и верные социальные навыки, значит, его внезапное отступление от общепринятого является следствием некой проблемы.

Родителям остается только запастись терпением. Заставлять или наказывать ребенка можно, однако следует понимать, что не всегда данные способы помогают и тем более никогда не меняют детей. Если вы хотите помочь ребенку и вернуть его на путь правильного поведения, тогда следует выяснить причину его капризности и непослушания.

Периодически ребенок проходит через кризисные периоды. Они всегда сопровождаются изменением поведения ребенка. Следует помочь чаду напомнить о правилах и нормах, о последствиях его негодного поведения, о будущем, которое следует после выполнения нужных действий.

Если невоспитанность ребенка связана с личностными проблемами, тогда нужно их просто устранить. Если родителям удастся дать совет своему ребенку, который действительно ему поможет решить его жизненную проблему, тогда чадо вернется в свое нормальное состояние и его поведение станет общепринятым.

Признаки того, что ребенок невоспитанный

Невоспитанность проявляется различными способами. Каждый ребенок по-своему себя ведет, что может охарактеризовать его как невоспитанного. Следует исходить из того, что культура каждой страны отличается. Соответственно, признаки невоспитанности будут проявляться по-разному. Капризность и постоянный плач могут быть как следствием индивидуальных особенностей ребенка, так и неправильным (попустительским) воспитанием родителей.

Рассмотрим основные признаки невоспитанного ребенка (как и человека в принципе):

  • Склонность перебивать собеседников. Очень неприятно, когда вы что-то говорите, а собеседник внезапно вас перебивает. В зависимости от того, что он говорит дальше, можно понять, слушал ли он вас вообще. Однако если такое происходит, это говорит о том, что человек уже принял для себя, что вы ему хотите сказать, или решил, что он с вами не согласен.
  • Разбрасывание мусора, игрушек, отсутствие желания соблюдать порядок. Таким часто грешат дети, поскольку родители показывают, что это им позволяется. То, что не причиняет явной боли, можно делать. Однако отсутствие порядка приводит к беспорядку, безответственности и прочим негативным качествам. Отсутствие выработанного навыка вести дела в порядке говорит о том, что у детей нет внешних примеров.
  • Опоздания. Такое можно наблюдать не только за детьми. Опаздывают люди обычно туда, где им не хочется находиться. Даже если речь идет о друзьях, праздниках и прочих местах, которые не связаны с учебой, то и здесь дети опаздывают потому, что им не сильно интересно здесь находиться. Это является признаком неуважения к тем, с кем непосредственно должна произойти встреча.
  • Истерика и эгоизм. До 3-х лет вполне нормально ребенку прибегать в различным эмоциональным проявлениям, которые проявляются в крике и истерике. Он пытается показать, что желает получить от других людей, и не может иначе справиться с их отказом. Но если подобное проявление демонстрируется в более позднем возрасте, значит, истерики и капризы применяются в качестве манипуляции.
  • Отказ от стандартных и обычных вещей.

Сложно диагностировать невоспитанность на подобных признаках. Однако любое поведение, которое выходит за рамки общепринятого, считается невоспитанностью.

Что делать, если ребенок невоспитанный?

Родители по-разному пытаются справиться с эмоциональными всплесками своих детей, их невоспитанностью и непослушанием. Следует понимать, что однозначно правильных ответов здесь нет, что делать, если ребенок оказался невоспитанным. Порой приходится тратить много времени на то, чтобы хоть как-то повлиять на малыша. Зачастую проблема лежит в самих родителях и особенностях ребенка.

Невоспитанность – это противостояние желаний ребенка тем условиям, которые ему создаются окружающими (родителями, воспитателями, учителями, обществом в целом). Через свое негодное поведение ребенок желает показать, что он стремится к чему-то другому, а не к тому, что ему уже предоставляется.

Таким образом, возникает конфликт между желаниями ребенка и желаниями тех людей, от которых он что-то требует. Одни родители начинают потакать своему малышу. Они могут покупать ему многочисленные игрушки и делать подарки. Малышу это может нравиться, что негативно влияет на его психологическую оценку ситуации.

Прямо противоположным образом могут поступать родители, которые наказывают ребенка или проявляют эмоциональную холодность. Так, как же себя нужно вести родителям с невоспитанным ребенком? Потакания и строгость здесь не помогают. Полезными станут правила, причем все они должны соблюдаться каждый раз, независимо от настроения и состояния.

Правила должны быть непоколебимыми. Так ребенку будет легче понять, как себя нужно вести. Если хоть раз кто-то из родителей даст поблажку, тогда ребенок будет понимать, что от правила можно отступать.

Помимо правил, у ребенка должна быть свобода. Он должен понимать, что у него есть свое пространство, время, выбор и интересы. Он должен постепенно получать все больше свободы, а не жить по указке родителей.

В связи с кризисными возрастными периодами невоспитанность следует просто пережить. Негодное поведение может стать временным явлением. Если же оно входит в привычку, то родители должны помочь ребенку понять, что с ним происходит и к чему его новые привычки могут привести.

Как с детском садике воспитывать невоспитанного ребенка?

Ребенок может непослушно себя вести не только дома, но и в детском садике. Во-первых, это связано с тестированием ситуации, когда ребенок просто прощупывать почву, что ему можно делать, а чего нельзя.

Истерики следует игнорировать, но обязательно обсуждать с ребенком. Если на них поддаться, тогда ребенок поймет, что ему нужно вести себя истерично, чтобы получать свое.

Читайте также:  Конфетно-букетный период в отношениях - этапы

Нужно быть последовательными. Правила должны устанавливаться для всех, независимо от большей или меньшей привязанности.

У малыша должны возникать обязанности. Ему можно постепенно что-то делегировать, позволять совершать важные и нужные дела.

Невоспитанность – емкое понятие, которое может быть временным явлением или особенностью ребенка, который просто неадаптирован к социуму. В каждом случае решается проблема индивидуально. Важно понимать, что чем более ребенок воспитан, то есть адаптирован к социальным условиям жизни, тем лучше он себя приспосабливает к имеющимся обстоятельствам и легко выходит из сложных ситуаций.

Невоспитанный ребенок

Невоспитанный ребенок – это ребенок, чье поведение не соответствует принятым в обществе нормам этикета и взаимодействия. Характерны частые истерики, протесты, капризы, отказы, неустойчивость эмоциональных состояний, игнорирование потребностей окружающих, а также неумение устанавливать продуктивный контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми. Невоспитанный ребенок своими поступками может ставить в неловкое положение родителей, для которых довольно значимым является желание соответствовать стандартным требованиям. Многие задумываются, что делать, если ребенок невоспитанный, но немногие способны взглянуть на причину такого поведения и собственные поступки и отношения провоцирующие это.

Невоспитанность, как нарушение социальных норм часто является признаком личностного кризиса, тяжелого переходного периода или сложной ситуации в жизни человека. Это своеобразный бунт, которым ребенок пытается привлечь к себе внимание мира, сигнализируя, что не все в порядке. Самое страшное, что могут сделать в данной ситуации взрослые – это заставить малыша силой выполнять требования. Оптимально при проявлении невоспитанности ребенка выяснять ее причину. Особенно часто в раннем возрасте до трех лет воспитание и поведение детей ухудшается при возникновении усталости или пребывании в новой ситуации. Проведя весь день без сна, малыш вполне может перевернуть тарелку с ужином, и причина будет не в плохом воспитании или намеренном желании ребенка испортить вечер.

Недостаток опыта ограничивает возможности детей в выборе реакций, и если в младенчестве о любых желаниях или неудобствах они сигнализировали плачем и криком, то теперь необходимо устраивать другие ситуации привлечения внимания. Задача взрослого состоит в помощи ребенку разобраться с тем, что действительно вызывает недовольство и найти способы адекватного решения.

В подростковом возрасте человек проживает самый серьезный личностный кризис, происходит активизация различных комплексов, снижение самооценки, смена ориентиров. В данной ситуации может меняться отношение со знакомыми и вхожими в дом людьми. Часто подростки отличаются грубостью и замкнутостью, они могут пройти мимо родственников, которых обожали несколько лет назад. Бить тревогу и искать шприцы по всей квартире бессмысленно, в большинстве случаев такая резкость скрывает неуверенность и стеснительность.

Когда невоспитанность обусловлена возрастными кризисами и личностной незрелостью в понимании собственных реакций, родители могут выполнять исключительно поддерживающую роль, запасаясь терпением. Можно помочь детям разобраться в их чувствах и показывать, что требовалось сделать в конкретной ситуации и почему.

Признаки невоспитанного ребенка

Когда дети невоспитанны и избалованы самими родителями, это проявляется капризами и неустойчивой психикой, кроме того подобные проявления будут каждый раз носить индивидуальный характер. Это особенно отличает момент общей избалованности молодых поколений. Частая ситуация, когда бабушки обвиняют своих внуков в невоспитанности и бескультурии объясняется своими масштабами именно потому, что меняется культурная основа. То, что было принято ранее, может по форме отличаться от тех же посылов сейчас. Не выражать благодарность привычными «спасибо, очень приятно» становится повсеместной нормой, вместо этого люди все чаще комментируют сам подарок или свои чувства относительно произошедшего. Разобравшись глубже, можно увидеть, что такой подход вовсе не про отсутствие воспитания, а про другое качество взаимодействия, где вместо формальной и обезличенной благодарности с вами делятся собственными переживаниями и выделяют вашу уникальность.

Если дети невоспитанны и избалованны, то для постановки подобной характеристики существуют определенные признаки. Стоит помнить, что невоспитанность может касаться исключительно поведенческих социальных реакций, но не эмоциональной сферы. Даже если вам кажется, что любить маму это нормально, а ребенок ее не любит, то не является ни признаком невоспитанности, ни отклонением в поведении.

Социальные правила и общественные нормы будут различаться в зависимости от страны проживания человека, его национальной принадлежности и традиций, преобладающих в родной местности. Именно эти категории вносят индивидуальные оттенки в определение признаков невоспитанности, но существуют и основные понятия.

На первом плане стоит тенденция перебивать собеседника. Это правило общения, являющееся актуальным для любого общества, возраста, социального уровня и обеспечивает нормальное взаимодействие. Только полностью выслушав, можно понять смысл сказанного и желаний. Когда нет уважения к собеседнику, и его мнение ничего не значит, люди начинают перебивать. С детьми подобное может случаться, если они заранее все решили и любая иная мысль им заранее не подходит. Также подобное может происходить, когда ребенок очень взволнован или увлечен происходящим и просто не замечает, что вы разговаривали с другим человеком. Потребность поделиться открытием или спросить новое является для детей ведущей и затмевает все остальные.

Следующим моментом является разбрасывание мусора или отказ убирать постель и игрушки. Это может касаться, как поведения на улице (выбрасываются обертки на асфальт), так и дома (в своей комнате или в гостях). Особенно неприятны переживания для родителей, когда малыш мусорит в гостях. Подобное поведение может быть протестным, если до этого вы очень жестко нарушили границы ребенка, а может быть следствием копирования вашего поведения. Ребенок не заметит, что вы ночью перемыли всю посуду, но он запомнит, что ее можно оставлять грязной после еды, ему неважно, что вы перевернули все шкафы, потому что искали важный документ – для него это выглядит, как занимательная игра. Культура поведения на улице во многом формируется внешними примерами, словесные объяснения, как правило, бессильны, и если большинство детей из его группы в садике или школы будут кидать мусор на улице, то он также будет это делать.

Многие родители детей среднего и старшего школьного возраста причисляют к невоспитанности их опоздания. Действительно этот маркер относится к социальным нормам и отражает уважение к другим членам общества. Однако стоит внимательно проследить, когда и почему ребенок опаздывает. Если это касается только походов в музыкальную школу, а в остальном он пунктуален, проблема не в воспитании или плохом характере, даже не в забывчивости – так проявляется бессознательный протест посещения определенных мест. В раннем возрасте еще нет умения ориентироваться во времени, дети часто путаются в показаниях часов и тогда опоздания объяснимы не невоспитанностью, а возрастной неподготовленностью. Только в случае систематического нарушения временных норм при понимании и умении планировать свое время можно говорить о намеренных нарушениях.

Постоянные истерики, эгоистичные тенденции и стремление заставить окружающих делать только то, что сейчас необходимо ребенку являются признаками либо нарушения эмоциональной сферы, либо невоспитанности. До трех лет капризность и частые истерики оправдываются непониманием ребенком своего эмоционального мира и неумением с ним взаимодействовать. Если же в старшем возрасте продолжается излишние эмоциональные всплески, значит, воспитание было направлено на удовлетворение любых прихотей, а плач теперь используется, как самый девственный способ манипуляции.

Избирательность в пище также относится к признакам избалованности и невоспитанности. Естественно, это не отмечает отличных индивидуальных предпочтений, но когда вся семья составляет меню под притязания ребенка, это не является нормой.

Немотивированный отказ от принятых и стандартных вещей (еда, одежда, сон в определенное время и прочее) свидетельствуют о нарушении процесса воспитания. Требовать от ребенка в таких случаях моментального изменения не обоснованно, поскольку причины возникновения нежелательного поведения появились давно, а чаще всего вызваны моделью поведения родителей.

Что делать, если ребенок невоспитанный

Что делать, если ребенок невоспитанный зависит от возможностей и глубины понимания родителями проблемы. В большинстве случаев именно от родительского поведения зависит дальнейшее поведение ребенка. Чтобы предотвратить избалованность, родителям необходимо пресекать возможные варианта баловства чада и попытки откупиться от него дорогими подарками и выполнением прихотей. Чаще всего, вследствие невозможности родителем предоставить достаточное количество любви и тепла, они пытаются восполнить эти пробелы материальными подарками или покупают послушание малыша исполнением его желаний. Данная стратегия пагубно влияет на детско-родительские отношения, все больше увеличивая эмоциональную пропасть, замедляет личностное развитие самого ребенка и формирует манипулятивный стиль общения, а также мешает ему устанавливать здоровые отношения со сверстниками. Последнее ярче всего отображается на ежедневной жизни и препятствует дальнейшей адаптации, поскольку такого ребенка исключают из группы одногодок.

Но помимо постоянного потакания есть и другая крайность – излишняя строгость и эмоциональная холодность родителей. Чаще всего она приходит на смену баловству, и основная проблема остается той же – нехватка искреннего взаимодействия, любви и понимания. Только в первом варианте родитель пытается откупиться от ребенка, а во втором стремится подчинить его себе силой, продолжая игнорировать чувственную сферу.

Так что делать, если ребенок невоспитанный? Вместо такой всепоглощающей вседозволенности или строгости необходимо ввести ряд правил. Малышу всегда нужны границы, поскольку он еще не умеет определять окружающий мир, как доброжелательный или опасный – это ограничительная функция лежит на взрослых.

Необходимо установить набор минимальных правил, следовать которым требуется всегда. То есть если было оговорено, что ребенок приходит домой в семь вечера, то так происходит всегда, и не зависит от настроения мамы, которая может потребовать более раннего возвращения или разрешить прийти позже. Обозначение правил внешнего пространства дает ребенку уверенность и убирает половину истерических припадков. Но вместе с тем набор требований должен быть действительно минимальным и соответствовать правилам безопасности. Относительно проявления личностных качеств, притязаний, интересов у ребенка должна быть полная свобода, что создает условия для личностного роста. Тотальный контроль и образ жизни по расписанию родителей приведет к бунту, поэтому должна оставаться большая доля свободного выбора. Правила вводимые в семье должны поддерживаться солидарно, не зависимо от того к кому из родителей ребенок обращается. Если хоть раз кто-то уступит, то дальше требовать поблажки ребенок будет именно у этого родителя и вся система рамок станет недействительной.

Если невоспитанность связана с кризисными возрастными моментами, то родителям остается только запастись терпением. В данном случае они могу объяснять малышу, что с ним происходит, когда в раннем возрасте ребенок знакомится со своими эмоциями. Также можно поддерживать, но не навязываться при подростковом возрасте, хорошо обеспечивать ощущение любви и принятия.

Чем лучше манеры у ребенка, тем лучше его социальная адаптация и благополучие. Нарушение социальных норм всегда является индикатором, что существуют проблемы психологического характера, в семье или же ребенку банально плохо физически. Нужно выяснить причину, а не бездумно читать нотации о необходимом поведении.

Читайте также:  Шизоаффективное расстройство - симптомы, типы, лечение, прогноз

Как в садике воспитывать невоспитанного ребенка

В детском садике поведение детей может меняться и отличаться от домашнего, особенно в самые первые посещения. Невоспитанность может быть вызвана тестированием ситуации, только непослушание и вызывающее поведение помогает ребенку на практике узнать, что можно себе позволить относительно сверстников и относительно воспитателя. Соответственно, именно в первые дни нахождения ребенка в новом коллективе, крайне важно установить правила допустимого поведения и контролировать ситуацию.

Истерики, возникающие, как требование чего-то необходимо игнорировать. Чем больше вы будете пытаться утешить такого ребенка, тем ярче будет приступ в следующий раз, но полностью отмахиваться не стоит. С ребенком обязательно нужно обсудить произошедшее, только после того, как он успокоится. Нужно спокойно поговорить, объяснив ситуацию, спросив его мнение и придя к общему решению. Поддаваясь на детские слезы, вы закрепляете манипулятивную модель, больше того другие дети группы, заметив, что это работает, могут быстро подхватить метод.

В своих требованиях соблюдайте последовательность, оптимально, чтобы были единые требования у всего коллектива садика. Если сегодня вы что-то ребенку позволили, завтра запретили, его поведение не станет дисциплинированным, поскольку дисциплина изначально отсутствует в требованиях взрослых.

Отличным способом является делегирование простых поручений малышам – так они чувствуют нужность и не требуют внимания другими методами. Кроме того выполнение поручений помогает воспитать ответственность. Можно создать группы, соревнующиеся в протирке столов после обеда, а самого невоспитанного назначить главным в команде.

Обращайте внимание на то, как взаимодействуют с малышом родители, поинтересуйтесь ситуацией в семье. Воспитание в детском саду может оказать сильное влияние на формирование личности и подкорректировать некоторые проявления, но если причина во внутрисемейном стиле общения, то кардинально изменить ситуацию не получится. Можно проводить просветительские лекции для родителей, скорее всего они тоже имеют трудности с невоспитанным ребенком, и объединять ваши усилия в общую, согласованную концепцию.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

История, которая доказывает, что вы плохо воспитали своего ребенка

Известно, что дать ребенку хорошее воспитание – задача не из легких. Но действительно ли это так важно? Что происходит, если родители не смогли объяснить детям элементарные правила приличия, а также внушить основы хорошего поведения и уважения к другим людям?

Как проявляет себя невоспитанный ребенок? Где грань между отсутствием воспитания и детской непосредственностью? По мнению французского психолога Кристин Брюнэ, хорошее воспитание – не самое главное для выживания ребенка в мире.

Впрочем, вежливость способствует развитию уверенности в себе и ощущения собственной защищенности. Знание правил хорошего тона – ценный инструмент для управления своей жизнью, а правильное воспитание – это, прежде всего, умение вести себя с другими людьми, которое позволяет формировать осознанность и уважение к окружающим.

Но зачем ребенку быть воспитанным? По словам Кристин Брюнэ, во-первых, хорошее воспитание позволяет детям хорошо чувствовать себя в любой ситуации, не стесняться и не испытывать чувство стыда без видимой причины. Во-вторых, воспитание подразумевает запреты со стороны родителей на некоторое поведение, слова и жесты детей.

Эти запреты очень важны для ребенка, потому что они позволяют ему расти. Снисходительность и потакание не дают ребенку отказаться от своего детского всемогущества, от иллюзии, что ему можно делать все, что вздумается.

Кристин Брюнэ утверждает, что без знания правил и границ ребенку трудно найти свое место в обществе. Например, если дитя пытается общаться со взрослыми, как со своими сверстниками, значит, он будет испытывать определенные трудности в понимании ситуации.

Если ребенку прощаются все капризы, ему будет сложно научиться управлять своими эмоциями и получить правильное представление о гранях дозволенного и рамках приличия.

Что значит «невоспитанный ребенок»?

По мнению Кристин Брюнэ, невоспитанный ребенок может, не спросив разрешения, брать не принадлежащие ему предметы, входить без предупреждения в родительскую спальню или в ванную, отвечать на вопросы вместо взрослых, не обращать внимания на родителей и окружающих людей…

Чтобы лучше объяснить понятие «невоспитанный ребенок», французский психоаналитик Клод Альмос приводит следующий пример:

Вечерний автобус в час пик, битком набитый людьми. Молодые люди удобно сидят, пенсионеры едут стоя. Обыкновенная дикость. В глубине автобуса маленькая девочка трех-четырех лет разлеглась на двух сиденьях. Даже на трех.

Так как это пространство показалось ей недостаточным, она поставила свои ноги (в мокрых ботинках) на сиденье напротив. Её мать, стоящая в проходе, не только ничего не говорит, а восторженно любуется дочерью.

Ситуация настолько несуразна, настолько нелепа, что можно было бы ожидать возражения со стороны окружающих людей. Однако никто не вмешивается. Будто всех настиг резкий упадок сил, пассажиры обездвижены своей беспомощностью…

Но почему же никто из пассажиров в автобусе не смог сделать замечание этой девочке, хотя никто не оправдывал ее действий? Что пугает людей в таких ситуациях? Неужели четырелетняя кроха?

Как ни странно, но Клод Альмос утверждает, что, скорее всего, это действительно так. Впрочем, молчать нас заставляет скорее не сам ребенок, а то, что он показывает своим поведением.

По мнению Клод Альмос, невоспитанный ребенок своим отношением к окружающим воплощает отрицание двух фундаментально важных понятий: существование другого человека (других людей) и наличие правил жизни, которые, так или иначе, служат нам в качестве компаса.

Ребенок в автобусе занял даже не одно место, а три. И очевидно, что если бы девочка могла занять пять мест, она бы это сделала. Она поставила себя (сама того не зная) в «центр вселенной», во главу всего и всех.

12 признаков того, что вы уже успели избаловать своего ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Никто из родителей не мечтает вырастить избалованного ребенка. Но порой желание дать детям лучшее, сделать их жизнь безопасной и спокойной приводит к таким последствиям, которые никак не планировались.

Мы в AdMe.ru задались вопросом, как можно понять, что ситуация выходит из-под контроля, и оказалось, что детские психологи давно изучают проблему. Синдром избалованного ребенка — так это называется на языке науки — характеризуется определенными моделями поведения. Мы изучили специальную литературу и выписали для себя некоторые его признаки. А в конце статьи вас ждет бонус — 4 вопроса от психолога, способные внушить уверенность в том, что вы все делаете правильно.

Может быть вежлив с другими, но вы от него «спасибо» не дождетесь

Ребенок демонстрирует хорошее воспитание при посторонних, но в кругу семьи не снисходит до простой благодарности? Да, это доказательство избалованности, ведь он забывает говорить спасибо не намеренно, не по злому умыслу, а потому, что искренне принимает все, что делают для него родные, как должное.

По мнению психологов, такое поведение способно в будущем привести к проблемам в межличностных отношениях, ведь мы не учим их быть признательными тем, кто для них ближе всех.

Не может справиться с простыми домашними делами

Одна из задач ответственных родителей — помочь ребенку стать самостоятельным. В 3 года дети уже могут убирать за собой игрушки, в 5 — управляться с пылесосом, в 10 способны сами почистить и отварить картошку на всю семью. Если все попытки приобщить ребенка к домашним делам разбиваются о то, что он не хочет, не умеет, у него не получается и вы с этим миритесь, это признак избалованности.

Согласно статистике, современные дети в возрасте 3–12 лет тратят на помощь по хозяйству около 3 часов в неделю (а за компьютером, кстати, проводят не менее 14). Если ребенок не имеет вообще никаких домашних обязанностей, то как он будет справляться со взрослой жизнью? В конце концов, это необходимые умения и важные жизненные навыки, которых мы их лишаем.

Не ладит со сверстниками, считает, что они ведут себя неправильно

В общении с другими детьми избалованный ребенок совершенно не готов столкнуться с тем, что нужно не только брать, но и отдавать. Неумение учитывать нужды других, нечувствительность к ним, делает его нежеланным в кругу сверстников. Ему становится некомфортно, он не может объяснить себе, что происходит не так, и обвиняет в этом других. Ведь это они ведут себя «неправильно».

Если сверстники сторонятся ребенка, если друзья семьи, у которых дети примерно такого же возраста, то и дело увиливают от совместных мероприятий, не пришло ли время задуматься, почему так происходит?

Часто закатывает истерики, когда не получает желаемого

Не стоит отмахиваться от этого очевидного признака. Казалось бы, кто не знает, что демонстративное поведение свойственно именно избалованным детям. Но есть нюанс! Малыши часто не умеют выражать свои чувства, не справляются с эмоциями, устают. Они рыдают, ноют, дуются, падают на пол и стучат ногами, и это — нормально. Им нужно помочь и посочувствовать.

Если же чадо вышло из дошкольного возраста, но все еще продолжает вести себя как малое дитя, при этом расчетливо выбирая время и место для демонстрации своих слез, то кем-то явно манипулируют. Обращаем внимание: если после конфронтации взрослые опустошены и вымотаны, а ребенок получил желаемое и свеж как роза, то что-то в таких отношениях идет не так.

Не любит деятельность, в которой есть соревновательный элемент

Психологи убедили нас в том, что нужно растить победителей и каждый должен получить награду (нельзя травмировать хрупкую психику ребенка). Сюрприз: они передумали! Важный урок, который нужно преподнести ребенку в детстве, состоит в том, что все мы время от времени можем проигрывать, в этом нет никакой трагедии и проигрыш следует воспринимать достойно.

С балованным отпрыском всю жизнь играют в поддавки, его не учат получать удовольствие от самого соревнования. Поэтому, столкнувшись с тем, что в «большой» жизни он оказывается не всегда на коне, такой ребенок предпочитает избегать любой соревновательной деятельности, особенно в команде.

Общается с родителями как со сверстниками, и речь не идет о том, что вы ему друзья

Давайте признаем: если ребенок избалован, это не его вина, а родителей. Это они не сумели выстроить границы, задать четкие правила, не дали нужных ориентиров. Как следствие, родители не являются для ребенка авторитетными фигурами. Тот считает, что его положение в семейной иерархии такое же, как у взрослых (если не выше), а значит, можно вести себя с ними пренебрежительно и фамильярно.

Читайте также:  Что главное в отношениях между мужчиной и женщиной

Как ни странно, обладает низкой самооценкой, неуверен в себе

Вы хотели показать своему малышу, какой он особенный, и все его достижения встречали с помпой? Подобно супергерою, сметали все препятствия, с которыми он бы мог столкнуться на своем пути? По мнению психолога Эми Маккриди, автора книги «Как перевоспитать маленьких диктаторов», так мы лишаем ребенка веры в себя, возможности учиться на ошибках и преодолевать несчастья. Раз за разом сталкиваясь с реальным миром и не получая от него привычной реакции, избалованные дети теряются, не понимают, как это исправить, и начинают сомневаться в своих способностях.

Претендует на все ваше свободное время

Избалованный ребенок сильно зависит от своих близких. Он центр их вселенной, а значит, они источник его счастья. Очень важно уделять внимание сыну или дочке, но дети должны понимать, что у родителей есть свои потребности. Когда вся жизнь семьи крутится вокруг желаний ребенка, это верный признак того, что тот избалован.

Не признает авторитетов, часто вступает в споры со взрослыми

Сталкивались с такими родителями, которые всегда отстаивают интересы своего ребенка, бросаются на его защиту, когда его обвиняют в чем-то? С одной стороны, это нормально, но если за закрытыми дверями не происходит разбор полетов, родители продолжают критиковать учителей и других значимых взрослых, то у ребенка возникает ощущение собственной безнаказанности. Ему начинает казаться, что лишь он всегда прав, а все остальные — «дураки и не лечатся». К тому же для балованного ребенка даже родитель не авторитет, так стоит ли ожидать, что у него появится уважение к кому-то еще?

Не знает цену деньгам

Современные маркетологи знают множество способов внушить детям, что им что-то необходимо. Рекламные атаки действуют на ребенка еще разрушительнее, чем на нас, взсролых. Именно поэтому важно научить их противостоять социальному давлению. Дать понять, что деньги зарабатываются, а не берутся из тумбочки. Когда мы ограждаем своих чад от таких «сложных материй», мы рискуем вырастить избалованного ребенка, не считающего семейный бюджет важнее своего «хочу».

Исследования показывают, что, вырастая, избалованные дети имеют меньше шансов на финансовую самостоятельность и гораздо больше подвержены риску банкротства. Привыкнув, что их потребности удовлетворяются по щелчку, они берут кредиты на ежеминутные капризы, не задумываясь о том, как будут по ним расплачиваться.

Часто жалуется на то, что ему скучно

Даже годовалый малыш уже умеет фокусировать свое внимание на каком-то занятии около 15 минут. Обычно к 3 годам дети могут часами развлекать себя сами. Если ребенок не умеет справляться со скукой и все время ждет, пока кто-то выступит в роли массовика-затейника, то это тоже один из признаков избалованности. Как это связано? К примеру, существуют исследования, которое доказало, что чем больше у ребенка игрушек, тем сложнее ему сосредотачиваться на игре и тем меньше развивается его творческое мышление.

Не умеет управлять своими эмоциями

Все мы порой не справляемся с эмоциями, но у избалованных детей нет даже шанса научиться контролировать себя. Их эмоциональные качели раскачиваются с ошеломляющей амплитудой, и в старшем возрасте они демонстрируют все ту же детскую непосредственность. Любое горе для них настоящая драма, хорошее настроение бьет через край, смех становится столь же безудержным, как и слезы. Они не привыкли сдерживаться, анализировать, говорить о том, что с ними происходит и что они чувствуют. Практически единственный способ сообщить о своих чувствах для них — это наглядная демонстрация.

Бонус

Автор книги «Сколько достаточно? Баланс любви и дисциплины» доктор Дэвид Дж. Бредехофт предлагает родителям, сомневающимся в том, стоит ли удовлетворить желание ребенка, задать себе такие вопросы:

  • Поможет ли это его развитию?
  • Я точно сделаю это для него, а не для собственного комфорта?
  • Не потребует ли удовлетворение этого желания непропорционального количества семейных ресурсов (денег, времени, внимания), действительно необходимых для чего-то важного?
  • Не причинит ли это вред кому-либо другому?

Если на первые 2 вопроса вы ответили «да», а на остальные — «нет», можете дать себе «зеленый свет».

Конечно же, нет ничего проще, чем давать советы по воспитанию чужих детей, но порой мнение со стороны бывает необходимо. А вы какие поступки ребенка назвали бы следствием его избалованности?

Невоспитанный ребенок – как воспитать его?

Как ведет себя невоспитанный ребенок, который является таковым, в силу неправильного отношения в семье и тот, которого просто разбаловали? Почему родителям следует менять тактику воспитания? Что будет, если пустить этот процесс на самотек? Как воспитывать невоспитанных детей?

Связь психики ребенка с поведением

Каждый ребенок по-своему говорит о том, что ему надо немного любви и тепла: кто-то делает это напрямую, а кто-то начинает портить и разбивать вещи, вести себя агрессивно, грубить, привлекая, тем самым, внимание к своей личности. У каждого ребенка свой способ воздействовать на родителей – такова детская психология.

Детская психика тесно связана с поведением. Дети считаются невоспитанными и действительно могут выглядеть таковыми не от того, что обладают от рождения скверным характером или хотят навредить взрослым, а в силу определенных причин. Чаще всего, они кроются в семейных отношениях и том, как родители относятся к ребенку. Иногда, детская невоспитанность бывает следствием отрицательного родительского примера и свободного воспитания. В данном случае, потому, что у ребенка не сформированы личные границы в поведении, и он не соблюдает их, общаясь с окружающими людьми.

Психология невоспитанного ребенка

Иногда, дети ведут себя как эгоисты, считая свою личность центром Вселенной. Такое поведение характерно до 3 лет и, с точки зрения детской психологии, является нормой. Однако, чем старше становится ребенок, тем больше такое поведение должно снижать свою интенсивность и, вскоре, исчезнуть совсем.

Причины, по которым дети ведут себя невоспитанно:

  • Отношение взрослых, во время которого они все позволяют ребенку, бегут к нему по первому требованию, чтобы подать карандаш или купить желаемую игрушку. Такая реакция родителей ведет к появлению избалованности, в результате чего дети становятся невоспитанными. Они не хотят давать свои игрушки, постоянно чем-то недовольны – это может быть одежда, еда или внимание. Они не знают слова «нет». Для них оно звучит как «наверное», «возможно», «конечно, да» или «я просто говорю «нет», чтобы казаться строгим родителем, а на самом деле готов тебе все разрешить».
  • Отношения с ребенком в данном случае нужно строить, формируя в нем понимание чувств других людей, выстраивая границы в общении. Это значит, «нет» должно означать запрет или отказ и не подлежать изменению, данные обещания должны быть сдержаны, требования, предъявляемые ребенку всеми членами семьи – едиными. Кроме этого, соблюдение родителями правил и законов – неотъемлемая часть воспитания в детях примерного поведения.
  • Когда взрослым не хватает времени на общение с детьми, они могут испытывать чувство вины и, следуя ему, начинают разрешать и позволять им больше, чем следует. Поступая так, они пытаются заслужить авторитет и избавиться от чувства неловкости от того, что не могут выполнять родительские обязанности в полной мере. Дети, чувствуя такое отношение и «слабые» места взрослых, пользуются этим – просят дорогие вещи, используют друг друга или окружающих людей. Родителям следует помнить, что, таким образом не стать для ребенка лучшим. Ценить и уважать мать и отца он будет в том случае, когда они станут проявлять безусловную любовь, поддерживать и удовлетворять потребности. Благодаря этому дети, также, успокаиваются, становятся более чуткими и понимающими.
  • Еще одна причина детского непослушания – так называемые двойные стандарты, когда взрослые говорят одни вещи, а своим поведением демонстрируют другие. Например, словесная похвала родителей не совпадает с критическим отношением, которое они, при этом, демонстрируют. Ребенок, в таком случае, попадает в противоречивую ситуацию, где никак не может решить, кто он и какой, и его эмоциональное состояние становится нестабильным. Занимаясь воспитанием, следует придерживаться единой линии поведения, обладать внутренней уверенностью, демонстрировать детям четкость и последовательность своих действий.
  • Следующая причина невоспитанного поведения – это привлечение внимания со стороны детей. Иногда, в семьях есть проблемы с установлением контакта – члены семьи почти не общаются или их отношения носят формальный характер. Почему так бывает? Родители слишком заняты на работе, своими отношениями или другими заботами и им не до ребенка. Детям жизненно необходимо, чтобы на них обращали внимание – такова детская психология. Если они не получают его здоровым путем – через улыбки, разговоры, ласку, поддержку – ребенок может, бессознательно, провоцировать родителя обратить на него внимание. Делает он это через непослушание и плохое поведение. Иногда это доходит до того, что, дети чувствуют себя значимыми лишь в том случае, если на них кричат и ругают.

Как воспитывать детей

  • Любить ребенка со всеми неудачами и капризами. Любовь должна сопровождаться спокойствием и пониманием.
  • Пройти через все трудности вместе, обсудить, что не получается и какая нужна помощь, однако не делать всю работу за детей – им необходимо почувствовать ответственность за свои поступки.
  • Не отказывать, если ребенок хочет чем-то помочь взрослым, поддержать его и не забыть похвалить.
  • Не потакать в мелочах и не снимать ответственность за то, что они могут и должны делать сами – убирать игрушки, заправлять постель, помогать по хозяйству.
  • Выбрать одну линию поведения. Ребенок должен знать, что хорошо, а что плохо. Нельзя за один и тот же поступок хвалить, а потом ругать.
  • У родителей не должно возникать разногласий по поводу воспитания. Не стоит, также, давать ребенку оценку или обсуждать поведение в его присутствии.
  • Детям должно быть уделено достаточное количество времени, чтобы они почувствовали себя нужными и не одинокими. Отвечать на вопросы, рисовать или играть вместе, смотреть мультфильмы – полезный и веселый способ провести время вместе.
  • Не стоит заменять любовь деньгами. Родители, когда делают это, своими руками формируют в детях эгоистическое отношение к людям и миру.

Невоспитанность детей – это не нарушение психики, а особенности отношения к детям в семье. Если пустить воспитание на самотек, то, ребенок рискует вырасти инфантильным, истеричным и обозленным на весь мир. Это не поможет ему стать успешной личностью и счастливым человеком.

Оцените статью
Добавить комментарий