Отзывчивость – что это такое, воспитание отзывчивости

Содержание

Отзывчивость – что это такое, воспитание отзывчивости

Отзывчивость – это что такое? Примеры отзывчивости

Отзывчивость – это умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им. Такое обобщённое определение можно составить, если заглянуть в толковые словари. Но в нескольких строчках об отзывчивости рассказать затруднительно, поскольку она является сложным, многосоставным понятием, связанным с человеческой психологией. Поэтому стоит рассмотреть его более подробно.

Характеристика качества

Отзывчивость – это умение человека понимать важность чужих проблем и принимать индивидуальные особенности других людей.

Каждая личность, отличающаяся данным качеством, способна искренне сочувствовать и сопереживать кому бы то ни было. Отзывчивые люди уважают и ценят других членов общества, проявляют по отношению к ним доброту, приветливость и радушие. Они не совершают плохих поступков и всегда стараются оказать посильную поддержку тому, кто в ней нуждается, даже если просьбы об этом не поступало. Более того, такие люди способны уловить «крик о помощи» между строк, без слов, лишь взглянув на человека.

Отзывчивость – это редкое качество. Ведь оно включает в себя и жертвенность, некоторую долю альтруизма. Далеко не каждый человек способен бросить свои дела ради того, чтобы посвятить личное время, силы и ресурсы решению чужих проблем. А те, кто действительно так может, однозначно заслуживают самого сильного уважения.

Родственные качества

Как уже было сказано выше, многосоставность – это то, что характеризует отзывчивость или чуткость, как её ещё называют. У неё есть родственные качества, которые для многих стали её эквивалентами. Как бы то ни было, они отражают разные грани отзывчивости.

К данным качествам относятся сострадательность, милосердие, человечность, внимательность, душевность, участливость, сердечность и доброта. Отзывчивость без всего перечисленного просто не может существовать, поскольку отсутствие хотя бы одного «компонента» подразумевает наличие другого – противоположного, который однозначно будет противоречить всем остальным. А значит, нет и других качеств. Именно поэтому чуткость (отзывчивость) личности и называют комплексным, системным, многосоставным понятием.

Проявление в общении

Отзывчивость человека легко заметить в процессе общения с ним. Его выдаёт уместная учтивость, тактичность, умение принимать во внимание разницу в возрасте и статус других оппонентов, а также иные качества, которые можно заметить при беседе.

Такие люди всегда отслеживают и анализируют реакцию остальных участников разговора на свои и чужие слова или действия. Им не составит труда извиниться, объяснить логику сказанной им фразы. Впрочем, отзывчивые люди редко попадают в неловкие ситуации при общении, поскольку им не свойственно задавать неловкие, нетактичные, каверзные и неделикатные вопросы. Не затрагивают они и тем соответствующего характера. Ведь это те люди, которые умеют общаться. Они идеальные собеседники, которые никогда не поставят оппонента в неловкую ситуацию, так как им важны чужие чувства.

Природа происхождения чуткости

Многие люди задумываются: а отзывчивость – это результат воспитания или качество, данное от природы? Это сложный вопрос, и однозначного ответа не существует. Безусловно, очень важно влияние родителей, семейного микроклимата, воспитания в ребёнке доброты и сострадательности. Но в то же время существует и возможная предрасположенность. Периодически случается так, что дети из хороших семей, вырастая, превращаются в безразличных и хладнокровных людей. Иногда происходят и прямо противоположные изменения.

Интересное исследование было проведено американскими учёными. Специалисты методами эксперимента и наблюдения выяснили, что предрасположенность к доброте и чуткости обусловлена воздействием на человеческий организм гормонов вазопрессина и окситоцина. Участникам этого исследования необходимо было пройти подробное интервью, в ходе которого они давали развёрнутые ответы на вопросы социального характера. Также они предоставили учёным своё ДНК для анализа. Оказалось, что больше отзывчивости и сострадания в ходе интервью проявили люди с повышенной выработкой окситоцина и вазопрессина.

О пользе качества

Теперь стоит обратиться к результатам исследования, проведённого специалистами Мичиганского университета. Этот эксперимент доказал, что реже болеют именно отзывчивые люди. И живут они дольше. Как это удалось выяснить? В течение нескольких лет учёные наблюдали за 400 супружескими парами старше 50 лет. Оказалось, что люди, проявляющие к своему партнёру отзывчивость во всех её проявлениях, болеют намного реже.

К тому же такие личности практически не страдают сердечнососудистыми недугами. Всему этому есть научное объяснение. Дело в том, что человек, совершая добрые дела, ощущает себя лучше, получает некое удовлетворение. Организм на это отвечает активной выработкой эндорфина, имеющего обезболивающие и успокаивающие свойства.

Как стать лучше?

Стоит отметить, что в современном обществе ещё не всё потеряно. Многие люди рано или поздно понимают, что они, мягко говоря, «не подарок». И у них появляется желание измениться. Стать отзывчивым сразу не получится, поскольку потребуется перевоспитать себя и исключить из характера отрицательные черты. Процесс работы над собой долгий, сложный и кропотливый, но в результате человек научится быть добрым, внимательным и чутким. А это дорогого стоит.

Итак, во-первых, нужно научиться замечать то, что происходит вокруг. Стоит оглянуться. Быть может, на тротуаре стоит бабушка, которая не может сама перейти дорогу. Или человеку, впереди стоящему в булочной, не хватает пяти рублей на хлеб. Помощь незнакомцу какой-нибудь мелочью – это простейший пример отзывчивости. Надо пропустить через себя мысль: «От меня не убудет, а человеку – помощь».

Во-вторых, надо перестать быть эгоистом. Речь даже не идёт о помощи посторонним. Нередко даже самые близкие и родные люди эгоиста страдают от его безразличия.

В-третьих, стоит каждый день делать доброе дело, пусть даже оно покажется незначительным. Можно подать руку выходящей из транспорта женщине, придержать дверь, дать полезный совет неопытному коллеге, уступить в автобусе место, купить корма бездомным котятам у подъезда. Поразительно, но такие знаки внимания вызывают самые искренние улыбки, да и у самого добродетеля, к его же удивлению, за спиной словно крылья вырастают.

Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей

Мария Камчаткина
Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей

Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивостьдошкольников понимается нами в первую очередь как:

– умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка»

Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:

собственно-эмоциональное развитие;

опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно-эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Опосредованно-эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.

В формировании эмоциональной отзывчивостив дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Читайте также:  Фрейдизм - идеи, основы, представители направления в психологии

Дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только со взрослыми, но и со сверстниками. Равенство сверстника позволяет ребёнку прямо «накладывать» своё отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнёра.

Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от характера общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями, которые помогают ребёнку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах.

По мере развития личности у ребёнка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Взрослые (родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств дошкольника.

1. Андреенко Т. А, Алекинова О. В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб. : Речь, 2011.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь – основное средство общения людей, орудие мышления.

Консультация для воспитателей «Развитие эмоциональной отзывчивости на содержание прочитанного произведения» муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №130» Консультация Тема : «Развитие эмоциональной.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития В статье рассматриваются актуальные проблемы развития мелкой моторики у детей раннего возраста; описываются особенности развития детей раннего.

Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома Особенности эмоциональной сферы детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях Детского дома. Воспитатель ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь».

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Консультация «Театрально-игровая деятельность как средство формирования эмоциональной отзывчивости у детей 6–7 лет» Сегодня дошкольное образование особое внимание обращает на развитие эмоциональной сферы ребенка. Это нашло отражение в государственных стандартах.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики.

Воспитываем отзывчивого ребенка

Какие качества в первую очередь вы хотели бы видеть в своем ребенке?

Как ни странно, об отзывчивости и доброте многие родители вспоминают уже довольно поздно. В мире эгоизма и жестокости детей стараются воспитывать сильными, независимыми, самостоятельными, а доброта и сочувствие должны взяться сами собой. Но вряд ли родители рассчитывают, что их самостоятельные дети будут проявлять жестокость и по отношению к ним самим. Отзывчивость не значит слабость, воспитывать доброго ребенка можно и даже нужно.

Роль доброты в жизни ребенка

Родители недооценивают роль доброты, считая, что главное — воспитать ребенка сильным и способным постоять за себя, ассоциируя отзывчивость со слабостью. «Не будь таким наивным, люди будут этим пользоваться и обижать тебя» — можно услышать почти от каждой мамы. Но детская наивность в общении и неспособность ответить обидчику – это страхи и неуверенность в себе, с отзывчивостью они никак не связаны.

Также не стоит думать, что родители должны указать ребенку направление, а доброте и сочувствию их научит садик/школа/общество. Ничего не возникает само собой. Конечно, от рождения закладываются определенные качества, темперамент, способности, но их можно как развить, так и задавить на корню.

Итак, почему отзывчивость и доброта необходимы в жизни:

  • Ребенку, способному на сочувствие и сопереживание, просто налаживать отношения с детьми, строить свои отношения в дальнейшем. Может показаться, что люди будут пользоваться его добротой, но защитить ребенка от всех проблем в любом случае невозможно. Он будет сталкиваться с жестокостью и несправедливостью мира, но доброта неизменно найдет отклик в сердцах других людей, даже если их будет немного. Уже в школьном возрасте можно заметить, что добрые дети популярны, они спокойнее реагируют на все и находят себе друзей.
  • Отзывчивый ребенок сам станет хорошим родителем. Не стоит забывать, что в старости вы будете рассчитывать на отзывчивость своего ребенка, поэтому воспитывать это качество необходимо. Отзывчивые люди сами воспитывают своих детей в том же ключе, беря пример со своих родителей.
  • Отзывчивость делает ребенка сильнее. Несмотря на установившееся мнение, доброта не делает человека слабее. Отзывчивые люди иногда более эмоциональны, но они быстрее и проще находят в мире хорошее, умеют сосредотачиваться на хороших моментах и гораздо чаще окружены людьми, которые готовы им помочь.
  • Эмоциональность и интеллект связаны. Эмоциональное развитие связано с другими качествами, такими, как нравственность, интеллект, способность к обучению. Нельзя исключать один аспект и зацикливаться на остальных.

Воспитание отзывчивости у детей: как и когда начинать

Начинать воспитывать в ребенке отзывчивость никогда не рано и никогда не поздно. Считается, что это качество закладывается еще до рождения ребенка. Чем спокойнее и счастливее мама, тем больше вероятность, что у нее родится ребенок, предрасположенный к доброте и сочувствию.

Чем раньше начнется эмоциональное воспитание ребенка, тем больше пользы оно принесет. Для этого не надо быть искусным педагогом, надо самому быть отзывчивым родителем и подавать ребенку хороший пример.

  • Контакт с ребенком. Сейчас модно ограничивать контакт с ребенком с младенческого возраста, чтобы он не привыкал к рукам. В плане эмоционального развития в таком воспитании хорошего мало. Именно близость мамы, тактильные контакты и объятия дают ребенку ощущение уверенности, спокойствия, теплоты. Не нужно бояться обнимать и целовать ребенка, брать его за руку, менее сильным и самостоятельным он от этого не станет.
  • Напоминайте ребенку о том, что он не один. Дети склонны к эгоцентризму, им кажется, что все происходящее касается только их. Нужно вызывать интерес в ребенке к другим детям, членам семьи, домашним животным, учить ставить себя на место других.
  • Не перебарщивайте с опекой. Гиперопека не сделает ребенка отзывчивым, а скорее добавит страхов, что без мамы он ни с чем не справится. Оградить ребенка от всего не получится, но можно научить его встречать неприятности достойно, не реагировать на них слишком остро. Важно, чтобы ребенок знал, что он всегда может прийти к родителям, если ему плохо, но ограждать его от всего мира никто не должен.
  • Учите отдавать. Ребенок должен понимать, что отдавать тоже приятно. Иногда даже приятнее, чем брать, потому что счастье других людей и причастность к нему – это приятно. Учите ребенка делиться без сожаления.
  • Умейте говорить «нет». Потакание ребенку не помогает развить эмпатию, а способствует эгоизму и ощущению, что все в жизни должно идти так, как он хочет. Отказывать ребенку без чувства вины и при этом спокойно объяснять, почему вы отказали – вот, что подготовит ребенка к жизни. Ребенок не должен становиться манипулятором и играть на чувствах других людей.
Читайте также:  Дистресс - понятие, отличие стресса от дистресса

Воспитание детей добротой

Самый продуктивный метод воспитания эмпатии у ребенка – это воспитание добротой и лаской. Жестокость порождает жестокость, родители всегда должны помнить о том, какой они пример подают своему ребенку.

Если обращаться с ребенком жестоко, он будет жесток не только к окружающим, но и к самому себе. Это повлечет за собой множество комплексов и психологических проблем, с которыми ему придется справляться самостоятельно.

Часто родители понимают воспитание добротой очень однобоко. Им кажется, что надо быть добрым к ребенку, меньше его ругать, больше целовать, и этого достаточно. Но не нужно забывать о том, что ребенок видит и анализирует отношения родителей и других людей.

  • Отношение к домашним животным. Нельзя демонстрировать пренебрежительное или жестокое отношение к животным. Часто можно услышать от детей, что папа ударил кошку, выбросил ее из дома или побил собаку за провинность. Это демонстрируется как воспитательный процесс, но в этом случае лучше вообще не заводить животных, если есть проблемы с агрессией в их сторону. Либо можно завести животное, не нуждающееся в дрессировке, чтобы ребенок о нем заботился.
  • Отношение к своим родителям. Нам кажется, что мы будем другими родителями, не такими, какими были наши, что наши отношения с детьми будут кардинально отличаться, но дети прекрасно видят и впитывают эмоциональное напряжение между родителями и бабушками, дедушками. Демонстрация негативного отношения, нежелание общаться или периодические неприятные высказывания в адрес бабушки и дедушки учат детей тому, что старших/родителей/пожилых людей не обязательно уважать.
  • Отношения друг с другом. Родители должны заботиться не только о ребенке, но и друг и о друге. Нежные и заботливые отношения между родителями воспитывают в ребенке отзывчивость, доброту. Он видит пример достойного брака и крепкой семьи, и в дальнейшем будет стремиться так же строить свои отношения.
  • Отношения с посторонними. Ребенок должен видеть, что его доброта должна быть направлена не только на друзей и членов семьи, но и весь мир. Например, нужно уступить место в автобусе незнакомой бабушке, поднять игрушку, которую уронил другой ребенок. Все, что происходит вокруг – тоже важно.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Если процесс воспитания начался рано, вероятность, что ребенок разовьет в себе эмпатию, гораздо выше. Начинать нужно с младенчества, но желательно, чтобы к школе ребенок уже понимал, что такое сочувствие и как нужно ставить себя на место других людей.

Учителя нередко жалуются на учеников, их жестокое и неадекватное поведение, а родители ожидают, что школа решит эти проблемы. Здесь важны совместные усилия. И родители, и учителя должны показывать и рассказывать ребенку о силе доброты и отзывчивости, демонстрировать это собственными примерами.

У дошкольников процесс эмоционального воспитания имеет особое значение. Он уже не маленький ребенок и многое понимает, но еще достаточно мал, чтобы верить, воспринимать и учиться без отрицания.

  • Помощь дома. Хорошо, если ребенок понимает, что мама тоже устает. А еще лучше, если это понимает и папа, сам помогает и подает пример ребенку. Важно объяснять детям, что помощь по дому необходима. Необязательно заставлять дошкольника мыть весь дом, но выделить ему некоторые обязанности можно (убирать за собой игрушки, мыть тарелку и т.д.).
  • Помощь младшим. Если у ребенка есть младшие братья и сестры, это отличная возможность воспитать в нем отзывчивость. Важно учить делиться и заботиться, но напоминать, что он тоже ребенок и тоже любимый, чтобы не вызвать чувство ревности.
  • Учить добрым поступками. В 3-4 года ребенку будет интересна игра «хороший поступок». Они не испытывают стеснения и искренне радуются мелочам. Можно предложить ребенку каждый день совершать что-то хорошее: подарить бабушке на лавочке цветок, угостить ребенка яблоком, отнести свою игрушку в детский дом, покормить котенка и т.д.

Если процесс воспитания был упущен, начать беседы с ребенком никогда не поздно. В случае проявления агрессии и жестокости с его стороны, можно подумать о посещении детского психолога, тренингов.

Отзывчивость: что значит быть отзывчивым человеком?

Определение отзывчивости дать нелегко, ведь это сложное, многосоставное качество человеческого характера.

Ответ на вопрос, что такое отзывчивость, содержат толковые словари. Так, в словаре Ожегова указано, что это способность легко отзываться, откликаться на что-либо, готовность помочь, сочувственно относиться к другим.

Понимание чужих проблем и нюансов души – редкое качество, присущее лишь отзывчивым людям. Чтобы проявить отзывчивость, недостаточно не совершать плохих поступков. Напротив, необходимо оказывать помощь. И не только тогда, когда о помощи просят, а тогда, когда очевидно, что она необходима. При общении отзывчивый человек всегда уловит просьбу о помощи без слов. Откликнуться на такую просьбу может не любой. Только истинная отзывчивость человека позволит бросить собственные дела и ринуться на помощь.

Отзывчивый человек при общении принимает во внимание разницу в возрасте, статус собеседника, присутствие третьих лиц при разговоре, и иные обстоятельства разговора.

Уважать, ценить, сочувствовать, оказывать помощь, проявлять доброту к другим – это умения отзывчивого человека.

Отзывчивость включает в себя способность вовремя и точно отслеживать реакцию собеседника на сказанные слов и действия, способность сказать «прости» в нужный момент.

Быть отзывчивым значит проявлять благородство и щедрость, принося добро, не требуя ничего взамен. Отзывчивость предполагает бескорыстность. Отзывчивый человек не задаст неделикатного вопроса и не создаст неловкой ситуации. Отзывчивость не существует отдельно от тактичности и соблюдения норм общения. В присутствии третьих лиц отзывчивый человек никогда не спросит друга о личных проблемах. Вежливость к окружающим – одна из граней отзывчивости, как и способность признавать ошибки.

Добрый отзывчивый человек испытывает тепло к окружающим, принимая их такими, как есть, не стремясь изменить их. Бескорыстную помощь другим, людям и братьям нашим меньшим, в состоянии оказать лишь отзывчивые люди. Зачастую у них нет своей семьи, ведь они живут для других.

Иногда отзывчивость подразумевает поступки, сопряженные с жертвами и нелегким выбором.

Синонимы к слову отзывчивость

Именно потому, что отзывчивость это многогранное качество, синонимы к слову отзывчивость многочисленны. Эти слова отражают отдельные грани отзывчивости.

  • Душевность
  • Сердечность
  • Чуткость
  • Участливость
  • Внимательность
  • Доброта
  • Человечность
  • Сострадательность
  • Добродушие.

Отзывчивость: природное качество или результат воспитания

Вопрос о том, как в человеке появляется такое качество, как отзывчивость, не имеет однозначного ответа.

Существенную роль в этом играет воспитание, данное семьей и учебным заведением. Если воспитывать в ребенке доброту, отзывчивость, сострадательность, то во взрослом возрасте он будет проявлять эти качества неосознанно.

Маленький ребенок, как губка, впитывает то, что слышит и видит вокруг себя, поэтому важно не только говорить о плохом и хорошем, но и самому быть примером для подражания.

Между тем, существует мнение, что отзывчивость это врожденное качество. Американские ученые провели исследование, в ходе которого выяснили, что отзывчивость и доброта человека вызваны воздействием на его организм гормонов окситоцина и вазопрессина. Участники эксперимента давали ответы на вопросы, связанные с отношениями в социуме, гражданским долгом. Исследователям подопытные предоставили образцы ДНК для анализа генетически обусловленного уровня гормонов в организме. В результате эксперимента было выявлено, что те лица, у кого генетически была обусловлена повышенная выработка таких гормонов, проявили себя как более отзывчивые и сострадательные люди.

Польза отзывчивости

Научными сотрудниками Мичиганского университета (США) было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что отзывчивые люди реже болеют, а продолжительность жизни у них больше. На протяжении нескольких лет вели наблюдение за четырьмя сотнями супружеских пар старше 50 лет. Те из них, кто был отзывчив по отношению к другому супругу, заболевали гораздо реже.

Имеется статистика, говорящая о том, что продолжительность жизни у отзывчивых людей в среднем больше на 8-9 лет.

Добрые участливые люди реже страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Совершая добрые деяния, организм активнее синтезирует гормон эндорфин, имеющий обезболивающий эффект, успокаивающий и дарящий ощущение счастья.

Совершая добрые дела, человек испытывает чувство, что он нужен и полезен. Добрые поступки увеличивают для делающего их круг общения, поднимают настроение и восполняют запасы жизненной энергии.

Как выработать в себе это качество

Есть ряд несложных советов, которые помогут стать лучше и научиться понимать других и помогать им:

    1.Стать внимательнее к происходящему. Стоит научиться замечать то, что происходит вокруг. Иногда речь идет буквально о том, чтобы видеть, как человек нуждается в вашей помощи. Следует присмотреться: может, это бабушка, которой сложно перейти дорогу, или потерявшийся на улице ребенок? Надо научиться видеть и то, что можно почувствовать только сердцем: счастливы ли близкие люди, не нужна ли им поддержка и участие?
Читайте также:  Кахексия - что это такое, причины, симптомы, лечение

2.Надо постараться избавиться от эгоизма. Это сложная, но выполнимая задача, ведь отзывчивости и эгоизму совсем не по пути.

3.Необходимо пообещать себе стать добрее. Начинать можно с мелочей: делать небольшие добрые дела каждый день: уступать места в транспорте, помогать женщине с коляской зайти в подъезд, давать полезные советы неопытному коллеге…

4.Достаточно просто стать счастливее, ведь счастьем так хочется делиться с другими. Когда на душе радостно, сделать доброе дело гораздо легче и приятнее.

Отзывчивость

Отзывчивость – это нравственно-духовное качество индивида, которое помогает ему видеть в людях истинные их качества, способствует проявлению щедрости, терпимости, великодушия касательно этих личностей. Отзывчивый человек всегда умеет найти общий язык с окружающими. Его поведение базируется на высоко развитом чувстве эмпатии, чувствительности, эмоциональности. Для людей, обладающих этими качествами, альтруизм превыше всего. Человек, легко отзывающийся на просьбы других, всегда стремится помочь, иногда в убыток собственным чувствам. Сверх развитие такой отзывчивости может привлечь за собой плохие последствия, такого человека будут считать назойливым, всегда лезущим не в свое дело.

Что такое отзывчивость

Быть отзывчивым подразумевает всегда помогать окружающим в независимости от собственных предрассудков и мировоззрения. Искренняя чувствительность к эмоциональному состоянию оппонента, к его проблемам и переживаниям – это очень редко встречается в современном обществе.

Само свойство «отзывчивость» образует совокупность нескольких позитивных качеств: деликатность, душевность, сердечность, внимательность, уважение в обращении, учитывая все особенности собеседника (возраста, пола, статуса). Анализируя эти составляющие можно обозначить, что такое свойство как отзывчивость – системное и многогранное, при этом тесно связано с тактичностью.

Является ли человеческая отзывчивость приобретённым качеством или данным человеку от природы выявить очень сложно. При этом рядом ученых были проведёны некоторые испытания. Для выявления особенностей проявления или предрасположенности к данному качеству использовались методы наблюдения и эксперимента. Так испытуемым в ходе исследования необходимо было дать ответ на тщательно подобранные вопросы. В период исследования за их поведением тщательно наблюдали. Помимо этого абсолютно каждый из участников давал разрешение на взятие анализов крови, на изучение своего ДНК. Сопоставив полученные данные, учёными было установлено, что люди, которые проявляли отзывчивость выше других, имели некоторые заметные изменения в ДНК. Выработка вазопрессина и окситоцина у них была повышена по сравнению с другими.

Более того следует сосредоточить внимание на еще одном эксперименте, проведенном учеными Мичиганского университета. Ими в течение пары лет проводилось наблюдение за 400 парами старше пятидесяти лет, которых объединяли супружеские обязанности. Эти исследования показали, что партнер, который проявляет свойство личности «отзывчивость» к своему партнеру абсолютно во всех ситуациях и проявлениях, болеет намного реже. Человек, который длительный период живет в гармонии, при этом совершает положительные дела, получает чувство удовлетворения от жизни. Его организм способен активно вырабатывать эндорфин, что способствует успокоению человека, а также обезболиванию во время болезней. Поэтому люди, проявляющие отзывчивость чаще, намного реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При общении человека, имеющего свойство отзывчивости, всегда легко заметить. Такой субъект всегда будет тактичен, учтив, принимать во внимание все качества собеседника, при этом поведение его будет сдержанным без указания на неприязнь. Отзывчивые индивиды всегда стремятся помочь, даже в тех обстоятельствах, когда человек по части этого ничего не просит. Но благодаря искреннему желанию помочь, чувствительности и эмпатии отзывчивые люди могут услышать крик о помощи даже между строк. Они внимательно прослеживают и анализируют поведенческую реакцию иных участников беседы не только на собственные фразы или действия, но и на чужие. Обрабатывая полученную информацию такому человеку свойственно находить самый гуманный стиль общения с оппонентом. Отзывчивых людей зачастую отмечают как идеальных собеседников, умеющих не только слушать, а при этом и слышать суть, что говорит человек. Такие люди с легкостью извиняются и признают свою вину. Для них это не составляет совершенно никакого труда и стыда или унижения. Хотя следует заметить, что таким людям сложно попасть в неловкую ситуацию. Они знают и понимают, когда не нужно задавать те или другие вопросы, и когда лучшей помощью будет – просто промолчать.

Человек с высоким уровнем отзывчивости не только не делает плохих поступков или не обижает, это личность, которая всегда приходит на помощь и делает добрые дела, в независимости просят его об этом либо попросту пытается помочь от чистого сердца. Это своего рода безвозмездное чувство благодарности. Человек способен делать добрые поступки, невзирая на мнение окружающих, при этом не ждать ничего взамен.

Отзывчивость – качество добрых и умных людей. Какие ни в коем случае не введут вас в неловкую ситуацию, не зададут глупый вопрос, а наоборот, станут примером для окружающих как грамотно себя вести, и помогут выйти из неловкой ситуации. В общении отзывчивые люди всегда прислушиваются к другим, они принимают людей, какими они являются, со всеми достоинствами и минусами. При этом никогда не пытаются подстроить людей под себя, под свой стиль поведения. Большинством людей такого рода образ поведения тяжело воспринимается, их не устраивает личность, которая согласно первому зову бежит на помощь, даже во вред собственным нуждам. Поэтому проблема отзывчивости человека влияет на формирование семьи. Нередко отзывчивые люди основывают семьи с человеком себе подобным, и такой союз называется идеальным.

Воспитание отзывчивости

Беря во внимание информацию, которая была исследована американскими учёными, можно предположить, что отзывчивость – это генетически обоснованный фактор. Но опыт показывает, что на развитие качества отзывчивости больше влияние имеет воспитание. То, что дает нам семья с самого раннего возраста, что воспитывают учителя в школе – все откладывается в нашем мировоззрении и в последствие влияет на наше поведение в обществе. То отношение, которое детям показывают родители, к животным, людям, природе, является основой для формирования отзывчивости. Если воспитывать у ребенка сострадательность, доброту, учить уважать переживания людей, то эта совокупность качества обязательно в зрелом возрасте перерастёт в такое важное свойство как отзывчивость. Примеры отзывчивости – это не только хорошие поступки, касающиеся людей, но и к животным, которые точно не смогут ничего дать взамен.

Проанализировав поведение современного общества, можно отметить, что не все так плохо, как является на самом деле. Со временем человек, заметив, что к нему относятся плохо, понимает, что его поведение слишком жёсткое или не соответствует нормам. Когда его действия приводят к тому, что общество понемногу его отвергает, он проявляет желание измениться.

Как стать отзывчивым человеком? В первую очередь нужно научиться принимать людей вокруг себя, сделать это сразу очень сложно. Нужно научиться подмечать, что проистекает вокруг нас самих. Нужно самому себе пообещать, что вы станете добрее, откроете свое внутреннее естество, дабы стать искренним и чутким. Каждая капелька доброты, самое маленькое сострадание это большой шаг к воспитанию у себя отзывчивости.

Возможно все намного легче, чем кажется: накормив бездомного собаку или кошку, переведя старую бабушку через дорогу, это и есть простые примеры отзывчивости. После этого мир может измениться и заиграть другими красками. Переборите в себе эгоиста, не только вы имеете необходимость в получении помощи, но и все вокруг вас. Вы не заметите того, что как только добрые поступки начнете совершать самостоятельно, это непосредственно вернется к вам. В виде подарков, простых комплиментов и той же доброй помощи от окружающих. Все это путь не близкий и воспитание в себе отзывчивости — это очень кропотливая работа. Не следует отступать на полпути. На стези к совершенству, развивая в себе отзывчивость, нужно не перестараться. Не стоит забывать о таком качестве личности, как тактичность. Ведь умение распознать грань, за которую переступать в деянии доброты не нужно, поможет вам стать самым желанным собеседником, другом, коллегой, любимым человеком. Чувствуя себя счастливым, человек спешит поделиться этой радостью с окружающим миром. Будьте добрыми и добро обязательно вернется.

Иногда наступает момент, который ставит человека перед выбором. Проблема отзывчивости заключается в том, что она предполагает такие действия, которые могут противоречить воспитанию или необходимо будет чем-то жертвовать, применяя волевые усилия. Быть отзывчивой личностью дело не из простых. Отзывчивость, как свойство дано не всякому человеку, а только лишь тем, кто умеет поставить чужие нужды в приоритете над своими. Не нужно искать отзывчивость в каждой личности, ведь в случае, когда не найдете, за этим последует разочарование.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий