Патопсихология – предмет, задачи, методы

Патопсихология – предмет, задачи, методы

Патопсихология – предмет, задачи, методы

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.

В настоящее время в науке происходит чрезвычайно интенсивный процесс формирования междисциплинарных и прикладных областей. Существуют такие области, как биохимия, биофизика, химическая радиология и т.п. Этот процесс отпочкования от “материнской” науки, свидетельствующий о ее зрелости, коснулся и психологии: существует инженерная, детская, педагогическая, социальная психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Процесс отпочкования прикладных областей знаний обусловлен многими причинами, прежде всего научно- техническим прогрессом. В психологии к этим общим причинам добавляется еще одна — роль человеческого фактора. Стало очевидным, что многие, даже частные, проблемы педагогики, медицины и даже техники нельзя разрешить без учета человеческого фактора.

Отпочковавшись от своей “материнской” науки, междисциплинарные и прикладные области знания остаются, однако, с ней тесно связанными, они подчиняются ее основным закономерностям. Так же, как инженерная или социальная психология, патопсихология остается наукой психологической; ее проблематику, ее перспективы и достижения нельзя рассматривать в отрыве от развития и состояния общей психологии.

Прикладные области знания, естественно, испытывают на себе влияние другой, граничащей с ней науки, вернее, они вбирают в себя, ассимилируют многие положения, факты научных исследований этой смежной дисциплины.

Признание положения, что патопсихология является психологической дисциплиной, определяет ее предмет и отграничение его от предмета психиатрии.

Психиатрия, как и всякая отрасль медицины, направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование синдромов и симптомов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету. Всякое забвение этого положения (т.е. положения о том, что патопсихология является психологической наукой) приводит к размыванию границ этой области знаний, к подмене ее предмета предметом так называемой “малой психиатрии”. Проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать своими методами и в своих понятиях, подменяются проблемами, которые подлежат компетенции самих психиатров, что приводит не только к торможению развития патопсихологии, но и не приносит пользы самой психиатрии.

Полученные экспериментальные данные, не проанализированные в категориях психологической теории, “возвращают” клинике лишь по-иному обозначенные факты, которые врачи фиксируют не хуже нас своим клиническим методом. Лишь в том случае, когда анализ результатов патопсихологического эксперимента проводится в понятиях современной материалистической психологической теории, они оказываются полезными клинической практике, не только дополняя ее, но и вскрывая новые факты. Как говорил в свое время известный физик Л. Больцман, самым практичным оказывается хорошая теория.

Забвение того положения, что патопсихология является психологической наукой, приводит к еще одному нежелательному результату. Из-за недостаточности специалистов-патопсихологов в патопсихологическую работу вливаются специалисты смежных дисциплин, не владеющие ни знаниями в области психологии, ни профессиональными навыками. Патопсихолог должен быть прежде всего психологом, вместе с тем хорошо осведомленным в теоретических основах и практических запросах психиатрической клиники и клиники неврозов. Если патопсихологическим исследованием занимаются представители смежных дисциплин, они должны иметь базовую психологическую подготовку. Об этом еще на заре становления патопсихологии говорил представитель школы В. М. Бехтерева К. И. Поварнин.

Прикладное значение психологии чрезвычайно значимо. Практические задачи, стоящие перед патопсихологическим исследованием, разнообразны. Прежде всего данные психологического эксперимента могут быть использованы для дифференциально-диагностических целей. Конечно, установление диагноза — дело врача, оно производится не на основании тех или иных лабораторных данных, а на основании комплексного клинического исследования. Однако в психологических лабораториях накоплены экспериментальные данные, характеризующие нарушения психических процессов при различных формах заболеваний, которые служат дополнительным материалом при установлении диагноза. Так, например, при клинической оценке психического состояния больного нередко возникает необходимость отграничения астенического состояния органической природы от состояния шизофренической вялости. Замедленность психических процессов, плохое запоминание и воспроизведение предъявленного материала, выявление зависимости этих нарушений от истощаемости — все это обнаруживается чаще при органическом заболевании, в то время как инактивность больного, сопровождающаяся непоследовательностью суждений и разноплановостью мышления при хорошем запоминании, чаще является показателем изменений личности больного шизофренией.

Перед психологическим экспериментом может быть поставлена задача анализа структуры дефекта, установления степени психических нарушений больного, его интеллектуального снижения вне зависимости от дифференциально-диагностической задачи, например при установлении качества ремиссии, при учете эффективности лечения.

В настоящее время, когда в клиническую практику внедряется большое количество новых терапевтических средств, применение адекватных психологических исследований помогает определить характер их действий. Данные экспериментально-психологических приемов приобретают в настоящее время особое значение из-за наблюдаемого патоморфоза болезненных процессов, поэтому возрастают отчасти значение и задачи профилактики.

Методические приемы экспериментальной патопсихологии применяются в настоящее время не только в психоневрологической практике. Учет сдвигов в психологическом состоянии больного, изменения его работоспособности, его личностных особенностей становится необходимым и в терапевтических, хирургических клиниках, а также в области профессиональной гигиены.

Особенно большое значение приобретают данные экспериментальной патопсихологии при решении вопросов психиатрической экспертизы: трудовой, судебной и воинской.

Задачи, которые ставит перед психологом судебно- психиатрическая экспертиза, разнообразны и носят сложный характер. Установление диагностических критериев, анализ степени снижения усложняются особым отношением больного к самому акту экспертизы, сознательно принятой “позицией” как к эксперименту, так и к травмирующей ситуации или реактивными наслоениями. Нередко встает задача нахождения критерия для определения симуляции болезненных проявлений, например для разграничения истинной некритичности от симулятивного поведения (исследование И. И. Кожуховской [83]).

При проведении трудовой экспертизы необходимо учитывать соотношение полученных результатов исследования с требованиями профессии больного. Поэтому в настоящее время особенное развитие получил социальный аспект психиатрии. Существует даже термин “социальная психиатрия”. В этом направлении идут многие исследования наших отечественных и зарубежных психологов и психиатров. Выявилось, что снижение работоспособности душевнобольного человека далеко не всегда соответствует степени изменения его психических процессов (работы В. М. Когана, Э. А. Коробковой, Д. Е. Мелехова, С. Я. Рубинштейн, А. Б. Халфиной, Т. С. Кабаченко и др.). Широко встает вопрос не только о восстановлении работоспособности, но и о предупреждении такого снижения. Данные психологического исследования, выявляющие изменения деятельности больного человека, его жизненной позиции, его отношения к окружающим, приобретают большой удельный вес в этой работе.

За последнее время в патопсихологии на первый план выступает направленность на психокоррекцию. Делается попытка обоснования психологических рекомендаций для проведения психокоррекции (например, при лечении неврозов, алкоголизма). Однако, для того чтобы психокоррекционная направленность была эффективной, она должна базироваться на углубленном анализе и квалификации психического состояния больного человека. Это означает, что работа психолога должна быть нацелена не только на установление наличия того или иного нарушения познавательной или мотивационной сферы или характеристики измененной самооценки, уровня притязаний больного, но и на квалификацию скрытых возможностей больного, того, что Л. С. Выготский называл “социальным развитием”. Именно направленность на углубление системного анализа психического состояния больного, на квалификацию его в категориях советской психологии, индивидуальный характер исследования и является основной тенденцией патопсихологии. В качестве иллюстрации остановимся на одной форме психокоррекционной работы — включении больного в трудовую деятельность. Эта тенденция была намечена нашими ведущими психиатрами и психологами (Т. А. Гейер, Д. Е. Мелехов, В. М. Коган, Э. А. Коробкова). Речь идет не только об участии больных в так называемых трудовых мастерских, а об их вовлечении в полноценную трудовую деятельность на заводах и фабриках.

Читайте также:  Жалость - что это такое и как от нее избавиться

Конкретными исследованиями (С. Я. Рубинштейн, В. Э. Реньге, О. И. Болдыревой, А. Б. Халфиной, Т. С. Кабаченко) было убедительно показано, что включение больного человека в реальную трудовую деятельность меняет не только его самооценку, его отношение к себе и другим, но оно является источником порождения целенаправленной активности человека. Подобная форма психокоррекции обоснована и методологически. Еще К. Маркс писал, что в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. И далее, говоря об идеальном плане труда, он указывает, что “человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю” [3, 23, 189]. Таким образом, мероприятия трудовой коррекции меняют и самого человека. Мы привели для краткости лишь одну форму психокоррекционной работы, но она носит и другой характер (групповой, семейный, игровой). Важно одно, что успех любой психокоррекции зависит от знания состояния, образа жизни того конкретного человека, с которым психолог вступает в контакт.

Особое место занимает использование патопсихологического эксперимента в психиатрической клинике детского возраста. Наряду с задачей дифференциальной диагностики, установлением степени снижения и учета эффективности лечения встает специфический для детской психиатрической клиники вопрос о прогнозе обучаемости и связанный с ним вопрос об отборе детей в специальные школы.

Особенно ценным в этом отношении оказывается динамическое прослеживание детей, оно дает возможность проанализировать данные патопсихологом прогностические оценки обучаемости ребенка и осмыслить те теоретические принципы, на которых прогноз базировался. Однако задачи патопсихологической работы в клинике детского возраста не исчерпываются поисками критериев диагностики и обучаемости. В этой области проводится большая коррекционная работа. Она касается как восстановления отдельных нарушенных функций, так и коррекции нарушенного развития в целом.

В качестве важнейшей характеристики современной патопсихологии выступает ее направленность на восстановление измененной психической деятельности, направленность на возвращение больному человеку его. социального статуса, предотвращение (профилактика) возможности подобной утраты у взрослых, подростков, детей.

. Диалектика развития процесса НТР такова, что она одновременно предъявляет усиленные требования к выносливости центральной нервной системы: растет урбанизация, приводящая к скоплению людей, меняется, а иногда и затрудняется общение людей, возникают новые профессии, требующие большого психического напряжения, нарушаются природные ресурсы (загрязнение окружающей среды). Все это приводит к тому, что на первый план выступает проблема охраны именно психического здоровья. На охрану именно психического здоровья и направлена работа патопсихолога.

Охрана психического здоровья заключается не только в изыскании мероприятий чисто лечебного характера. Она включает в себя нахождение мер коррекции при восстановлении трудового и социального статуса, в профилактике развития аномальных потребностей (алкоголизм и др.). В сферу охраны психического здоровья входит решение задач распознавания и профилактики разных профзаболеваний, экспертная работа. Сюда входит также нахождение мер по избавлению от страха человека, заболевшего тяжелым соматическим заболеванием (например, онкологическим), коррекции, невротических, психопатических явлений и др. И конечно, как важнейшая задача — это коррекция и профилактика аномального развития детей.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Предмет, задачи и методы патопсихологии

ПЛАН

Тема 5. Патопсихология интеллектуальной сферы

Переход существительных в другие части речи

Имена существительные в процессе развития языка могут переходить в другие части речи. Нередки случаи употребления существительных, например таких, как брат, сестра, дело, в роли местоимений. Ср.: То-то чужими руками жар загребать любишь. Знаем мы вашего брата (Т.) (т.е. таких).Однажды утром мой младший брат подошел к моей посте-ми .. (Кор.).

Многие существительные послужили базой для возникновения наречий. Причем наречия из существительных чаще всего образуются путем слияния падежной формы с предлогом, например: впоследствии, вброд, вприсядку, впору, втайне, вовеки, впопыхах, напоказ, накрест, издали, кверху и др. Ср.: Гаврила прибежал в страшных попыхах (Т.).— Работник впопыхах вбежал к нему с криком: «пожар! пожар!» (Т.).

Иногда наречия возникали в результате изоляции одной падежной формы от общей системы склонения, например: кубарем, кругом, даром, торчком, рысью, ощупью и др.

Отдельные существительные могут выступать в роли союзов (чаще всего в соединении с другими словами), например: в связи с тем что; в то время как; с тех пор как и др.

Нередки случаи использования имен существительных в функции предлогов, например: в продолжение, в течение, вроде, в целях, в зависимости, в соответствии, в отношении, вследствие и др. Ср.: Вследствие дождя дорога стала очень неудобна (Миклухо-Маклай).— Вследствие по делу правонарушителей вмешался прокурор; В продолжение ужина Грушницкий шептался и перемигивался с драгунским капитаном (Л.).— В продолжение повести введены новые персонажи.

Наблюдается употребление существительных в роли вводных слов или участие имен существительных в образовании модальных словосочетаний, например: право, правда; к моему счастью, к сожалению, к удивлению, одним словом, словом сказать и др. Ср.: Право, приезжай, может быть, вдвоем мы придумаем что-нибудь хорошее (А. Остр.).— Право сильного царило в этих стенах в своем полном объеме (М.-С); Встречаю я, представляешь, себя самого. Рост, фигура, пальто, голос. Одним словом—я (Ромашов).— Одним словом трудно ответить на такой сложный вопрос.

Наконец, отдельные имена существительные могут быть использованы в функции междометий и междометных выражений, например: Караул! Марш! Матушки! Ужас! Вот так история! и др. Ср.: Раздался пронзительный, умоляющий вопль. — Братцы, что это? Братцы, оставьте! Караул! (Помял.).— Парады, караул, ученья — всё это оды не внушит, а только душу иссушит (П.).

3.1. Предмет, задачи и методы патопсихологии

3.2. Патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы

3.3. Методы выявления и анализа типичных патопсихологических синдромов у больных различными формами психических заболеваний

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.

Предмет патопсихологии — разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также инволюционных и деструктивных психических состояний.

Патопсихология — это наука, пограничная между психологией и психиатрией. Ее отличие от психопатологии состоит в следующем. Термин «психопатология» является синонимом «общей психиатрии», т.е. учения о психических болезнях. Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование симптомов и синдромов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на классификацию психических болезней, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни. То есть у психиатрии задачи более практические, медицинские, а у патопсихологии — более теоретические, психологические.

Патопсихология непосредственно связана с общей психологией, возрастной психологией (детской и геронтопсихологией), с судебной психологией, нейропсихологией, психофизиологией. Она имеет большое практическое значение для психиатрии, дефектологии, педагогики, социальной работы. Задачи патопсихологии:

– диагностическая — решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

– коррекционная — проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии. Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики;

– исследовательская — получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

– профилактическая — превентивные мероприятия, создающие щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяризация патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

Патопсихология использует весь основной арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование, эксперимент.

Задачи психодиагностики в патопсихологии:

1) дифференциация нормы и патологии;

2) решение вопроса о степени и форме той или иной аномалии.

Для этих целей был разработан специальный метод экспериментального патопсихологического исследования.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1) моделирование обычной психической деятельности (вычленение отдельных действий, фиксация способов выполнения заданий, ошибок, продолжительности и темпа действий и т.д.);

2) учет отношения больного к ситуации исследования (выявляется структура мотиваций, потребности, эмоциональные и волевые особенности, критичность, самоконтроль, т.е. личностный аспект деятельности);

Читайте также:  Как повысить уверенность в себе женщине, девушке, мужчине

3) качественный анализ особенностей протекания психической деятельности больного (не только учет результатов, но и тщательное рассмотрение всего процесса: темпа, последовательности операций, характера ошибок, их причин, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки); однако это не исключает и количественной обработки данных;

4) комплексность экспериментального исследования (8-10 разнообразных кратких проб и заданий); индивидуальный подбор комплекса методик;

5) варьирование условий эксперимента;

6) точная и объективная регистрация фактов, тщательное протоколирование хода исследования.

В патопсихологическом экспериментальном исследовании используется целый ряд известных, ставших уже классическими, методик, направленных на изучение внимания, мышления, памяти, сенсо-моторной и эмоционально-волевой сфер: корректурная проба; счет по Крепелину; доски Сегена; кубики Кооса; куб Линка; классификация предметов; исключение предметов; существенные признаки; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий; соотношение пословиц, метафор и фраз; установление последовательности событий; заучивание 10 слов; опосредствованное запоминание; пиктограмма; выбор ценностей; уровень притязаний; исследование самооценки и др.

Патопсихологическое исследование начинается с беседы, во время которой психолог составляет первое впечатление о пациенте: его внешнем виде, опрятности, манере держаться, речи, отношении к психологическому исследованию, образовательном и культурном уровне и т.д. Все это сопоставляется с жалобами пациента, а также с целью исследования и данными из истории болезни, если консультация происходит в клинике. Одновременно вырабатывается план экспериментального патопсихологического исследования, подбираются методики и тесты, соответствующие основной задаче. В конце проводится заключительная беседа с целью создать у пациента положительное отношение к исследованию, объяснить больному некоторые его проблемы и особенности.

На основании полученных данных патопсихолог составляет заключение, в котором описывает основные результаты своего исследования и обосновывает выводы о наличии психической патологии.

Изучение патопсихологических особенностей больных ведется по двум основным направлениям:

1) изучение нарушений отдельных психических процессов и личности конкретного больного;

2) изучение психологических особенностей больных одной и той же нозологии, с одинаковыми синдромами и симптомами заболеваний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предмет, объект, задачи, проблемы патопсихологии. Организация и проведение патопсихологического обследования: задачи, принципы, методы

Патопсихология — отрасль психологии, изучающая болезненные изменения психики. Изучая закономерности изменения и распада психики, патопсихология сопоставляет их с закономерностями протекания нормальной психической деятельности.

Предмет патопсихологии — разработка вопросов аномального психического развития, исследование дефектов отдельных психических функций, а также инволюционных и деструктивных психических состояний.

Патопсихология — это наука, пограничная между психологией и психиатрией. Ее отличие от психопатологии состоит в следующем. Термин «психопатология» является синонимом «общей психиатрии», т.е. учения о психических болезнях. Психиатрия направлена на выяснение причин психической болезни, на исследование симптомов и синдромов, типичных для того или иного заболевания, закономерностей их появления и чередования, на классификацию психических болезней, на анализ критериев прогноза болезни, на лечение и профилактику болезни. То есть у психиатрии задачи более практические, медицинские, а у патопсихологии — более теоретические, психологические.

Патопсихология непосредственно связана с общей психологией, возрастной психологией (детской и геронтопсихологией), с судебной психологией, нейропсихологией, психофизиологией. Она имеет большое практическое значение для психиатрии, дефектологии, педагогики, социальной работы.Задачи патопсихологии:

– диагностическая — решение вопросов дифференциального диагноза, вопросов экспертизы (судебной, трудовой, воинской, педагогической);

– коррекционная — проведение психотерапевтической работы со взрослыми и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии. Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики;

– исследовательская — получение новых научных фактов и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом;

– профилактическая — превентивные мероприятия, создающие щадящий климат в рабочем коллективе, семье и обществе, пропаганда и популяризация патопсихологических знаний и здорового образа жизни.

Патопсихология использует весь основной арсенал психологических методов: наблюдение, беседу, тестирование, эксперимент.

Задачи психодиагностики в патопсихологии:

1) дифференциация нормы и патологии;

2) решение вопроса о степени и форме той или иной аномалии.

Для этих целей был разработан специальный метод экспериментального патопсихологического исследования.

Принципы построения патопсихологического эксперимента:

1) моделирование обычной психической деятельности (вычленение отдельных действий, фиксация способов выполнения заданий, ошибок, продолжительности и темпа действий и т.д.);

2) учет отношения больного к ситуации исследования (выявляется структура мотиваций, потребности, эмоциональные и волевые особенности, критичность, самоконтроль, т.е. личностный аспект деятельности);

3) качественный анализ особенностей протекания психической деятельности больного (не только учет результатов, но и тщательное рассмотрение всего процесса: темпа, последовательности операций, характера ошибок, их причин, возможности самостоятельно или с помощью экспериментатора замечать и исправлять ошибки); однако это не исключает и количественной обработки данных;

4) комплексность экспериментального исследования (8-10 разнообразных кратких проб и заданий); индивидуальный подбор комплекса методик;

5) варьирование условий эксперимента;

6) точная и объективная регистрация фактов, тщательное протоколирование хода исследования.

Патопсихологическое исследование включает в себя ряд компонентов: эксперимент, беседу с больным, наблюдение за поведением больного во время проведения исследования, анализ истории жизни заболевшего человека (которая представляет собой профессионально написанную врачом историю болезни), сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. Чрезвычайно важно (хотя в силу объективных обстоятельств это не всегда возможно) проводить исследование в динамике, т.е. через год-два.

Методы психологического исследования в зависимости от указанных психических величин разделяются на следующие:

  1. Методы анализа ощущений.
  2. Методы анализа восприятия.
  3. Методы измерения времени психических процессов.
  4. Методы анализа воспроизведений:
    1. простых воспроизведений,
    2. сложных представлений.
  5. Методы анализа сложных психических актов.

При организации патопсихологического эксперимента соблюдается несколько правил:

эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую человеком в труде, учебе, общении;

в эксперименте необходимо обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;

построение экспериментальных приемов должно учитывать возможность поиска решений самим больным, а также позволять патопсихологу вмешиваться в деятельность больного для выяснения того, как больной воспринимает помощь экспериментатора и может ли ею воспользоваться;

экспериментально-психологические приемы следует направить на раскрытие качественной характеристики психических нарушений;

результаты экспериментально-психологического исследования нужно точно и объективно фиксировать.

Беседа.Обычно беседа с больным состоит из двух частей.

Первая часть общения психолога и испытуемого осуществляется вне эксперимента, т. е. до и после экспериментальной работы. Эта беседа зависит от поставленной перед психологом задачи, от сведений, полученных из истории болезни, от состояния больного. В беседе психолог должен избегать обсуждения с больным его болезненных переживаний, во всяком случае не делать этого по собственной инициативе. Например, не надо задавать больному вопросы о том, испытывает ли он галлюцинации, в чем содержание его бреда. Такие вопросы должен задавать врач. Это требование диктуется тем, что психолог не должен вмешиваться в стратегию и тактику лечения и подменять лечащего врача. Конечно, если больной сам заговорит на такие темы, психологу следует его выслушать, запротоколировать его высказывания и постараться тактично перевести беседу на решение задач эксперимента.

В своей беседе психолог должен учитывать отношение больного к ситуации эксперимента, к экспериментатору. Но самое главное заключается в том, что и беседа, и эксперимент обязаны содержать элементы деонтологии: больного необходимо ободрить, настроить на успешное выполнение экспериментальных заданий. В правильно проводимой беседе всегда присутствуют элементы психотерапевтического воздействия. В некоторых случаях беседа может быть направлена на изменение установок и отношений больного, т. е. иметь коррекционный характер.

Вторая часть беседы происходит непосредственно во время эксперимента, патопсихолог при этом обычно оказывает больному помощь в выполнении экспериментальных заданий.

Тестыпредставляют собой стандартные наборы заданий и материалов, с которыми работает испытуемый. Стандартной является и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов регламентированы. Опросники

Опросниками называют методики, материалом которых являются вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться. Ответы могут даваться в свободной форме (опросники открытого типа) или выбираться из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники закрытого типа).

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Тест Розенцвейга — проективная методика исследования личности. В качестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Читайте также:  Клиническая депрессия - cимптомы, причины, лечение

Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация — собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Ситуации, изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:

2) ситуации-общения. Тест Роршаха — одна из самых популярных проективных методик. Стимульный материал теста состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми, цветными, симметричными, слабоструктурированными изображениями (так называемые «пятна» Роршаха). Обследуемому предлагается ответить на вопрос: «Что изображено на рисунке, на что это похоже?» Производится дословная запись всех высказываний испытуемого с учетом контекста (предъявляемого рисунка, сопутствующего элемента поведения и т. п.). Тест тематической апперцепции,сокращенно ТАТ — по первым буквам его англоязычного названия. Наряду с тестом Роршаха считается одним из наиболее авторитетных и распространенных.

Материал теста — таблицы с картинками, изображающими неопределенные ситуации, допускающие различное понимание и толкование. Тест цветовых предпочтений Люшерав классическом варианте представлен в двух основных формах: полный (73 цветовые таблицы) и краткий, использующий 8 цветов. Первый вариант достаточно сложный в проведении и интерпретации и применяется, как правило, в тех ситуациях, когда требуется углубленное обследование, а другие методы недостаточно адекватны. Второй вариант менее трудоемкий, легко обрабатываются результаты обследования и проста процедура интерпретации. Восьмицветовой набор включает в себя 4 основных цвета и 4 дополнительных. Четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) играют особую роль, и каждый из них имеет свое значение, выражает одну из основных потребностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; Нарушение авторского права страницы

Патопсихология: ее предмет и задачи

Патопсихология возникла на стыках психологии, психопатологии и психиатрии, в чем заслуга таких выдающихся отечественных деятелей, как Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др.

Патопсихология как психологическая дисциплина исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, она изучает закономерности искажений отражательной деятельности мозга. Следовательно, при всей близости объектов исследования психиатрия и патопсихология отличны по своему предмету. Всякое забвение этого положения (т.е. положения о том, что патопсихология является психологической наукой) приводит к размыванию границ этой области знаний, к подмене ее предмета предметом так называемой “малой психиатрии”. Проблемы и задачи, которые патопсихология должна решать своими методами и в своих понятиях, подменяются проблемами, которые подлежат компетенции самих психиатров, что приводит не только к торможению развития патопсихологии, но и не приносит пользы самой психиатрии.

Патопсихология, согласно Б. В. Зейгарник, изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Часто дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Это неизбежно, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом – нарушениями психической деятельности. Как отмечает В. М. Блейхер, психопатология не сводится к патологическим изменениям психики. Это наука, не только описывающая клинические проявления нарушений психики, но и изучающая их механизмы, в том числе и психологические.

– Анализ закономерностей расстройства психики, в частности изменений личности психически больных;

– Психологическая диагностика нарушений психики больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной, военной экспертизы.

– Анализ патологических изменений осуществляется на базе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Патопсихология как междисциплинарная область знаний: ее связь с психопатологией и специальной психологией

Патопсихология тесно связана с такими дисциплинами, как психиатрия, психопатология, неврология, психофармакология, физиология высшей нервной деятельности, психофизиология, валеология, общая психология, психодиагностика, специальная психология и педагогика.

Связь патопсихологии с психиатрией. Психиатрия мало уделяет внимания тому, как протекают психические процессы в норме, у здоровых людей. Совпадающим предметом психиатрии и патопсихологии являются психические расстройства. Однако клиническая психология, кроме того, занимается такими расстройствами, которые болезнями не являются (так называемые «пограничные психические расстройства»). Фактически же современная психиатрия и патопсихология различаются не предметом, а точкой зрения на один и тот же предмет: психиатрия делает акцент на морфофункциональной (соматической) стороне психического расстройства, тогда как клиническая психология акцентирует внимание на специфике психологической реальности, возникающей при психических расстройствах.

Связь патопсихологии с психопатологией прослеживается в особой области медицинской науки – психопатологии. И патопсихология, и психопатология имеют дело с одним и тем же объектом: нарушениями психической деятельности. Поэтому существует мнение, что эти дисциплины совпадают одна с другой и различаются только углом зрения, под которым они рассматривают больных людей. Б. В. Зейгарник утверждала, что патопсихология (в отличие от психопатологии) занимается изучением закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, тогда как психопатология якобы изучает только нарушенные психические функции.

Связь патопсихологии и неврологии проявляется в концепции психоневрального параллелизма: каждому событию в психической сфере обязательно соответствует отдельное событие на уровне нервной системы (не только центральной, но и периферической).

Связь патопсихологии и психофармакологии заключается в изучении последней психологических эффектов лекарственных средств. Сюда же можно отнести и проблему плацебо-эффекта при разработке новых лекарственных соединений.

Связь патопсихологии л физиологией высшей нервной деятельности и психофизиологией проявляется в поиске корреляций между патопсихологическими процессами и их физиологическими коррелятами.

Связь патопсихологии с валеопсихологией и психогигиеной заключается в совместном определении факторов, противостоящих возникновению психических и соматических расстройств, и уточнении критериев психического здоровья.

Связь патопсихологии со специальной психологией и педагогикой проявляется в поиске путей коррекции проблемного поведения детей и подростков, вызванного нарушениями психического функционирования или аномалиями личностного развития.

Патопсихология: предмет, цели и задачи, место в структуре современного научного знания

Патопсихология – область клинической психологии, которая возникла на стыке психологии и психиатрии.

Термин «патопсихология» – ввел Бехтерев, 1903.

Патопсихология – наука о законах нарушений (изменений) психических процессов и свойств психической деятельности.

В отличие от: Психиатрия – изучение и помощь лицам с психическими болезнями.

Психопатология – часть медицины, посвященная описанию и изучению симптомов и синдромов при отдельных психических болезнях.

Патопсихология – психопатология: изучает объект: один, человек с психическими заболеваниями .

Метод психопатологии. Психологический – эксперимент, психиатрический – наблюдение.

Предмет психопатологии. Психопатология – характеристики проявлений, продуктов, результатов психического

нарушения; психология – закономерности нарушения психики, приводящие к этим

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения.

-анализ структуры психических расстройств,

-установление степени снижения психических функций,

-изучение особенностей личности и исследование эффективности терапевтических воздействий.

Существует различие между патопсихологией, или рассмотрение психической сферы человека с точки зрения методов психологии, и психопатологией, рассматривающей психику человека с точки зрения нозологии и психиатрии.

Клиническая психопатология исследует, выявляет, описывает и систематизирует проявления нарушенных психических функций,

Патопсихология же вскрывает психологическими методами характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике расстройствам.

Основателями российской патопсихологии считаются Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн.

Патопсихология является отраслью психологической науки. Ее данные имеют теоретическое и практическое значение для психологии и психиатрии. В этом смысле ее можно причислить к прикладным областям знания.

В настоящее время в науке происходит чрезвычайно интенсивный процесс формирования междисциплинарных и прикладных областей. Существуют такие области, как биохимия, биофизика, химическая радиология и т.п. Этот процесс отпочкования от “материнской” науки, свидетельствующий о ее зрелости, коснулся и психологии: существует инженерная, детская, педагогическая, социальная психология, нейропсихология, патопсихология и т.п. Процесс отпочкования прикладных областей знаний обусловлен многими причинами, прежде всего научно- техническим прогрессом. В психологии к этим общим причинам добавляется еще одна — роль человеческого фактора. Стало очевидным, что многие, даже частные, проблемы педагогики, медицины и даже техники нельзя разрешить без учета человеческого фактора.

Оцените статью
Добавить комментарий