Самолюбование – что это такое и грех ли это

Самолюбование – что это такое и грех ли это

Самолюбование

Грехи человека

Грехи против второй заповеди

Самолюбование – любование собой, своими действительными или мнимыми достоинствами и способностями, внешностью или иными проявлениями одаренности. Внешне, в зависимости от одаренности и развития человека, оно может принимать самые различные формы: стремление приобрести красивую одежду; проведение длительного времени перед зеркалом; подчеркивание или демонстрация тех особенностей внешности, которые считает привлекательными любующийся собой человек.

Сама по себе потребность в гармоничности одежды, обуви, прически совершенно не должна расцениваться как самолюбование, так как достигнутая гармоничность в подборе цвета и формы в дальнейшем не привлекает внимания человека и не вызывает его желания снова и снова рассматривать себя, услаждаться своим видом, изыскивать все новые способы улучшения своей внешности. Любование собой возможно не только по отношению к своей внешности, но и по отношению к своему интеллекту, способности логически мыслить, петь, красиво говорить. Обычно же любование собой распространяется и на телесные и на душевные качества, имея причиной, как и всякий грех, душевное расположение.

Например, спортсмен может любоваться своей силой и ловкостью движений; шофер – своим умением оценить дорожную ситуацию и владением машиной; музыкант – своим слухом; художник – своим чувством цвета и формы, научный работник – своими знаниями; врач – своим умением помочь людям, пониманием тонкостей болезней или бескорыстием и так далее. У человека, любующегося собой, достаточно часто отмечается склонность наклонять голову в сторону и постановка стопы при ходьбе с сильно вывернутыми наружу носками. Мужчинам, страдающим самолюбованием, свойственно отпускать длинные волосы, носить серьги.

Учитывая, что жесты и мимика являются следствием (воплощением) того или иного душевного расположения, а воспроизведение этой мимики и жестов ведет в обратном порядке к формированию соответствующего душевного расположения, можно предположить, что в балетных школах целеустремленно учат самолюбованию.

И чем больше это качество воспитывается в человеке, тем больше шансов он имеет на успех при прочих равных условиях. Отличительной чертой любующегося собой человека является не направленность на результат, который он хочет достигнуть, пользуясь своей одаренностью, а внимание к себе, демонстрация самому себе того, чем он любуется, вне зависимости от того, как к этому относятся окружающие и к каким результатам это может привести. Фактически любующийся собой – это актер, но чаще всего только для самого себя играющий роль, ласкающую его тело, льстящую его душе.

Такой человек будет искать возможность высказаться, если ему нравится, как он говорит. Он может долго и пространно говорить всем, что уже понятно, если любуется своей логичностью. Так же пространно и до утомления долго будет отвечать на вопросы, приводя многочисленные примеры, проводя аналогии и сравнения, если он любуется своими знаниями, даже если заданный вопрос предельно прост.

В душе удовлетворяемое самолюбование ощущается как необременительная и неутомляющая приподнятость, никуда не увлекающая человека (ни к чему внешнему). Мысленно любующийся собой, безусловно, считает себя приятным и интересным для окружающих и свои «достойные» любования черты оценивает как свою собственную заслугу, неблагодарно забывая, что всякая одаренность от Бога. Часто самолюбование сочетается с самодовольством или самомнением.

Проистекает этот грех от гордости через самолюбие. Противостоять самолюбованию удобнее всего благодарностью, ответственностью (за использование даров), обязательностью, ибо никакая одаренность не оценивается сама по себе, а только по тому, как и на что ее употребили. В окружающих, кроме перечисленных качеств, отвергается скромность и служение (готовность служить другим людям). Оборотной стороной этой греховной медали является боязливость и опасливость.

Те, кто находятся в окружении любующегося собой, своим вниманием впитывают эту страсть, фактически заражаются ею, сочувствуют ей и испытывают приятность, которая и заставляет людей, наравне с тщеславием, посещать театры, балет, и тому подобное. В зависимости от формы самолюбования, оно порождает такие качества, как ханжество, чопорность, кичливость, надменность, кокетство. Самолюбование, как и любая страсть, охватившая человека, заставляет его оценивать настоящее и будущее именно с точки зрения этой страсти, пренебрегая всем остальным (обязанностью, верностью, скромностью и т.д.), формируя условия, способствующие удовлетворению данной страсти.

Самолюбование

Самолюбование – это личностная черта, обусловливающая склонность человека к любованию собой (подразумевается как внешний облик, так и внутренние качества, достоинства, достижения и любые другие проявления во внешнем мире и социальном взаимодействии).

Качество личности самолюбование в разной степени присуще всем людям только имеет различную выраженность, что в свою очередь не представляет собой константу и может проявляться в разные жизненные периоды относительно различных качеств и разной мере. Важно отметить, что понятие самолюбование всегда отражает процесс внутренней вовлечённости или внешнего проявления, в то время как самолюбие (ошибочно использующееся как синонимичный термин) характеризует один из постоянных показателей чувства собственного достоинства.

Что это такое

Склонность к самолюбованию может начать проявляться только на определённом этапе личностного развития, как следствие возникновения способности к самоанализу, отделению собственных проявлений от всего остального мира. Это также может быть последствием начального уровня развития рефлексии, когда способность к замечанию и анализу сложившейся ситуации уже появилась, а возможность объективно оценивать ситуацию ещё не сформирована.

Единого мнения относительно позитивного или негативного влияния данной черты на личность и ход дальнейшей жизни нет, т.к. это понятие, как и большинство качеств человека, имеет два полюса, соотносится с контекстом ситуации и степенью проявленности.

Чрезмерное самолюбование может стать причиной остановки в развитии и появлении многих блоков в профессиональном развитии и личностном росте. Возникает, когда человек перестаёт объективно оценивать себя, замечать недостатки и переоценивать свои позитивные качества. В таком состоянии нет возможности оценить свои силы или адекватно позиционировать себя в социуме из-за чего рушатся не только построенные планы, но и уже существующая репутация.

Наиболее яркими примерами негативного проявления являются все моменты, когда в процессе деятельности личность делает акцент не на результат или процесс, а на излишней демонстрации себя с целью самолюбования. Так ораторы начинают читать лекцию, не замечая насколько она ориентирована на слушателей и не засыпают ли они в процессе, танцоры могут нарушать ход партии и полностью менять композиционную постановку произведения, сами того не замечая. Человек, занимающийся самолюбованием, вовлечён в бессознательные процессы, что в итоге плохо сказывается на контроле производимой деятельности, её качестве.

В патологическом проявлении самолюбование может приводить к резкому снижению чрезмерно завышенной изначально самооценки, поскольку потребность в постоянном подтверждении своей исключительности заставляет пребывать в вечном сравнении себя с другими. Человека может уносить в нереальные мнения о самом себе после малейшего успеха или похвалы, комплимента от окружающих или доброго поступка, оказывающегося незначительным со стороны большинства.

Подобное поведение негативно сказывается не только на самосознании и самовосприятии личности, формировании её качеств, но и на социальном общении. Обычно таких людей начинают избегать, поскольку в компании больше никому не остается места, чужие заслуги могут высмеиваться или игнорироваться, что в итоге приводит к изоляции. Таким образом, начинает страдать профессиональная, социальная и внутренняя жизнь личности.

Но есть и самолюбование другого свойства, позволяющее наоборот раскрыть внутренний потенциал, повысить уверенность и возможности. Это касается адекватного уровня, когда процесс самолюбования подкреплён объективными факторами или даже немного преувеличен, но работает на созидательные цели. Малыш, который сам хвалит себя за успешно выполненное задание, захочет развиваться дальше, девушка, проводящая много времени перед зеркалом формирует уверенное и счастливое настроение перед выходом. Только самолюбование даёт возможности увидеть свои положительные стороны и предъявить их обществу, т.к. невозможно рассказать о красивом рассвете, не считая его таковым.

Современные тенденции виртуального общения во многом поощряют развитие этого качества. Постоянные селфи, отчёты на страницах о достижениях (неважно открытие ли это уникального лекарства или купленный в соседнем магазине тортик) приводят к тому, что каждый любуется в первую очередь собой. Только потом эти продукты выкладываются на всеобщее обозрение для получения позитивного отклика (негативный не подразумевается как факт существования в принципе и это своеобразная общая договорённость).

Самолюбование грех ли это

Изначально в списке грехов самолюбование не указано отдельным пунктом, но трактовка многими религиями и служителями приводит к тому, что при чрезмерной данной черте развиваются и другие грехи. Точно также как любая заповедь трактуется в своём расширенном варианте, когда не желать жены ближнего, значит также не отбивать девушек и не смотреть порнофильмы, так и самолюбование является одним из проявлений десяти смертных грехов.

Когда самолюбование проявляется как развешивание своих портретов или постоянное выкладывание фотографий, сотни селфи в неделю и постоянное времяпровождение у зеркала, то это рассматривается как сотворение кумира. Когда свободное время должно уделяться вниманию Богу и молитве, человек вместо этого всё своё внимание направляет на себя, чем возводит свою личность или внешность в культ. При этом стоит различать это от навязчивых состояний обсессий, когда человек таким образом снимает возникающую свободноплавающую тревогу и требует скорее психотерапевтической помощи, чем строгих церковных запретов, покаяний и исповедей.

Со временем самолюбование может приводить к развитию таких греховных качеств, как гордыня и тщеславие, оно же может заставлять человека врать или подставлять окружающих. По факту само самолюбование не признано греховным, но именно является благодатной почвой для развития множества личностных порок, приводящих в итоге к нарушению главных заповедей. На первом месте у человека остаётся только он, постепенно исчезает доброта и соболезнование ближним, он делает хорошие поступки не искренне из желания помочь, а только для того чтобы потом получить похвалу или в собственных глазах выглядеть более привлекательно и достойно.

Читайте также:  Как понять женщину - советы психологов

Самолюбование во многих религиях считается синонимом тщеславия, которое в свою очередь представляет самый страшный грех, являющийся первым, разделившим существование человечества на периоды единства и изгнания из рая. Все церковные настоятели рекомендуют смирение и отказ от мирского, как способы совладения с тщеславием и самолюбованием. Много кому показаны практики добрых дел и самоотречения. Это та деятельность, за которую все в итоге причислялись к лику святых, поскольку только самоотречение, что является противоположностью самолюбованию можно победить этот один из первейших грехов. Ставя себя в центре любой деятельности и происходящего в реальности, человек отодвигает божественное на второй план, противопоставляя себя высшим силам, что всегда каралось наиболее строгими наказаниями.

Кроме того священники, обращаясь к прихожанам на человеческом языке и с позиций бытового, ежедневного устройства жизни, предостерегают от самолюбования, поскольку потом оно разрушит не только отношения с Богом, но и всю жизнь человека. Постоянные домашние скандалы, желание большего, ощущение вседозволенности, чрезмерные проявления эгоизма – это только верхушка огромного айсберга проблем последствий тщеславия и самолюбования, про которую говорят на своих проповедях.

Отсутствие прямого провозглашения самолюбования в списке грехов не делает его благостным поведением, поскольку всегда порицалось то, что не направлено на служение Богу и людям. Почитается скромность, отсутствие заботы о себе, способность услышать чужие проблемы и терпеть свои. В пример часто приводятся святые, забывшие свои имена в заботах о ближних, отдавшие последнее ради служения высшему, отодвигающие личные интересы, когда идёт время поста или службы. Это всё примеры того, как люди преодолели в себе самолюбование и возвысились. Только через такие косвенные послания и расширенную трактовку заповедей можно прийти к тому, что самолюбование всё-таки является греховным проявлением.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Гордость, тщеславие и самолюбие

Из наследия Оптинских старцев

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Брейгель. Гордость

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

Читайте также:  Самокопание - что это такое и как избавиться

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Еще раз о грехах самолюбия и самоугодия

Самолюбие, по словам преосвященного Феофана, представляет собой семя всего нравственного зла, лежащего на дне человеческого сердца, и являет «со всем полчищем страстей тлеющего плотского человека».

Самолюбие является причиной человеческого грехопадения, это одна из главных страстей. «Откуда страсти? – спрашивает святитель Феофан и отвечает: -Ни один человек не рождается со страстью определенною. Каждый из нас приходит в свет сей только с семенем всех страстей – самолюбием. Сие семя потом жизнью и свободною деятельностью развивается, растет и раскрывается в большое дерево, которое ветвями своими покрывает всю греховность нашу или всю область грехов, потому что всякий грех непременно уже укрывается под ним или висит на какой-нибудь его ветке».

Подобное дерево греховное имеется у каждого человека: различие только в том, что у одного полнее раскрывается одна его сторона, а у другого – другая. Самолюбие является корнем, из которого идут главные стволы греховного дерева. Как в дереве главные стволы пускают множество ветвей и отростков, так и в грешнике образуется «целое древо зла, которое, укоренившись в сердце, расходится потом по всему нашему существу, выходит вовне и покрывает все, что нас окружает».

Из самолюбия вырастают: гордость, сребролюбие и сластолюбие. Из этих главных стволов греховного дерева идут ответвления: тщеславие, зависть, ненависть, гнев, уныние, похоть, которые рождают уже бесчисленное множество страстей и порочных наклонностей.

Грешники испытывают в жизни много скорбей и печалей, источником которых является все то же самое оскорбленное самолюбие. Самолюбие искажает родственные чувства между людьми, подавляет братолюбие и миролюбивое настроение в человеческом обществе. «Живут вместе люди с характерами ветхого человека, – пишет епископ Феофан, – и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости».

Человек-самолюбец не может жить счастливо на земле, ибо он беспокоится только о своем благе и «небрежет о других, себе вредит и против себя злодействует».

Другая первопричина всех страстей, по учению епископа Феофана, как бы их злейшая мать, есть самоугодие. «Самоугодие – склад души, по коему она делает все только в угодность себе наперекор требованиям совести и внушениям страха Божия». Христианин должен стремиться искоренить самоугодие, потому что на нем не только держится, но и порождается все нечистое. Самоугодие большей частью проявляется в виде плотских или душевных страстей и наклонностей.

В основании чувственных страстей лежат телесные потребности и инстинкты. Эти страсти развиваются в результате чрезмерного внимания к ним и их удовлетворения.

Душевные страсти образуются из искаженных склонностей и влечений души. В составе страсти должно различать сердечное расположение и привычные действия, удовлетворяющие страсть.

Источник: Георгий (Тертышников), архим. Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении.

Православная Жизнь

О том, как бессмысленно и бездумно тратятся силы, время и возможности – Александр Блуд.

Самолюбие – это ложная, неразумная любовь к себе. Чтобы более отчетливо увидеть в себе страсть самолюбия, ее ложную сущность и вредоносные последствия, следует показать ее связь с другими страстями.

Прежде всего нужно отличать страсть от природного, естественного душевного движения, отличать патос, неестественно-болезненное душевное движение, от не страсти. Господь человека не творил страстным и не создавал страсть. Страсть – это уклонение от воли Божьей. То, что стало страстью, до грехопадения было нормальным душевным движением.

Возьмем, к примеру, страсть чревоугодия. Желание вкусно покушать – это не грех, это не страсть. Но когда к желанию покушать примешивается самолюбие, самоугождение, появляется страсть со всеми ее патологическими признаками, греховное, неестественное душевное движение. Признаки чревоугодия: человек жадно стремится поглощать еду, ему хочется неумеренно угодить себе, больше и больше (чревобесие), вкуснее и вкуснее (гортанобесие).

У алкоголика возникает желание все больше и больше выпить, он не может остановиться, бездонная жадность в результате уже не приносит удовольствия, а только страдания. Как говорят – не человек пьет водку, а водка его пьет – т. е. страсть (которая от беса) выпивает из человека жизнь. Еда поедает человека, точнее – страсть съедает человека. Отсюда тревожное состояние, жадность, желание все больше и больше угодить себе, в этом – суета, беспокойство, мучительность. Это признаки чревоугодия, как и самолюбия-самоугодия.

Те же признаки мы наблюдаем в блудной страсти, в сребролюбии, в гневе, в печали, в унынии-лени, в тщеславии и гордыне.

Самолюбие-самоугодие, примешиваясь к естественному душевному движению, делает его страстью – неестественным душевным движением, болезненным (патос), мучительным, мертвящим – саморазрушительным для человека. Страсть является страстью потому, что своим источником имеет самолюбие. Почему важно это подчеркнуть? Потому, что, борясь с какой-либо страстью, но не искореняя самолюбие, мы не исцеляемся, так как скрытый источник болезни не врачуется – он и далее будет подпитывать страсти, оказывая на нас разрушительное воздействие. Поэтому важно увидеть страсть самолюбия, ее скрытое действие в себе и ее роль в порождении других страстей. Не зря Феофан Затворник называет самолюбие семенем всех страстей (1, с. 13).

Читайте также:  Что подарить девушке на 14 февраля - идеи подарков

Блудная страсть. Это похоть, желание самоудовлетворения, отсутствие любви к другому человеку. Его словно нет, он только средство для самоудовлетворения. Самолюбивый человек находится в «закрытой сфере» и считает, что только он и есть на свете и все должно быть для него, а другим нужно удовлетворять его самоугодливые желания. Самолюбие извращает любовь, этот дар Божий, и превращает его в болезненное, разрушительное самоудовлетворение, в похоть. Любовь не направлена на Другого, а направлена на «Я», на себя – само-любие, эгоизм. Тут присутствует жадность, беспокойство, потому что от дьявола. От Бога – покой, от дьявола – суетное неестественно тревожное, мучительное беспокойство. Ибо дьявол не имеет покоя, так как он не пребывает в Господе, отринут от Него. Похоть выпивает жизнь из людей, разрушает любовь, паразитируя на ней, так же, как самолюбие паразитирует на всем человеке, внушая ему любить только себя, и при этом губит его. Самолюбие извращает любовь в блуд, в ненасытное само-удовлетворение, являющееся, по сути, ненавистью к себе и к другому.

Сребролюбие. Желание иметь деньги не греховно. Греховно делать деньги самоцелью, служить богатству как Богу, делать из денег идол – золотой телец, похотливо желать богатства. Деньги, материальные блага даются человеку Богом, чтобы он мог жить и делать то, что ему нужно, что необходимо. Но когда человек хочет денег не для нужного, а для самоугодия, когда он зацикливается на желании иметь все больше и больше финансов, то делает себе вред. Самость (самолюбие) выступает в роли самоослепленности, когда человек, кроме себя, никого не видит, и использует других для извлечения прибыли. Схожесть с блудной страстью – похоть, неуемная жадность, суетное неприродное, тревожное беспокойство, использование другого человека как средства для достижения эгоистических целей. Не деньги служат человеку, а человек служит деньгам, точнее, бесу сребролюбия, как в блудной страсти – блудному бесу. Сребролюбивый самолюбив, эгоистичен, хочет захватывать все только себе, жить только для себя, а там хоть трава не расти – «после нас хоть потоп».

Гнев. Естественный гнев человека на несправедливость, на врагов спасения. Неестественный же, самолюбивый – на тех, кто противится нашей самолюбивой, самоугодливой воле: «Я хочу всего для себя, желаю, чтобы все было по-моему, и гневаюсь на все, что этому мешает, на тех, кто не соглашается с моим самолюбием, не удовлетворяет его». Самолюбивый гнев характеризуется безудержностью, беспокойным состоянием, когда человек выходит из себя потому, что затронули его самолюбие, его псевдосамость. Гнев – это самоопьяненность злобой, адское, одержимое состояние.

Печаль. Естественная печаль – когда грустно, нет настроения; спасительная печаль – это печаль по Богу, тоска по Нему, а также печаль из-за своей греховности, которая не дает жить по заповедям, быть с Творцом. Неестественная печаль – когда примешивается самолюбие и не получается по-моему, не происходит так, как я хочу, как желает мое самолюбие. В итоге удручающее состояние, глухой ропот, прибитый гнев, злое недовольство, подавленность, мрачность.

Тщеславие – это желание тщетной славы. Похвала за заслуги и успехи – естественна, но неестественно потакание чрезмерной любви к себе для ублажения самолюбия и ложного самомнения. Это не открытость славе Божьей, а закрытость в ложном самохвалении. Внешние похвалы подпитывают ложное самолюбивое самовосхваление, и в результате усиливаются самолюбие, самозакрытость в удовлетворении своего ложного Я, самолюбование.

Гордыня – ложное возвышение над всеми. Я, самость становятся идолом. Самолюбие, неестественная любовь к себе выделяют человека как особенного и сверхценного, не такого, «как прочие человеки», окрыляют ложными достоинствами. Отсюда – отделение от людей на ложную высоту – самовозвышение, гордыня. В гордыне «Я», самолюбие есть бог: «Я есть все, все должны любить меня, хотя я даже и не нуждаюсь в их жалкой любви, так как они все ничтожества по сравнению со мной». Это предельная закрытость, запредельное самолюбие. Люди не видят ничего, кроме себя любимых. Других нет.

Немного об унынии-акедии. Буквальный перевод греческого слова «акедия» – лень, нежелание трудиться. Обычно уныние ассоциируется с тяжелой печалью, с подавленным депрессивным состоянием. Акедия же – это тяжелая лень, которая расслабляет, обессиливает и не дает трудиться по заповедям Божьим. Следует различать печаль и акедию-лень. При акедии нам очень тяжело что-то делать, руководствуясь Промыслом Божьим, призванием. А убивать время не лень, наоборот, даже хочется, есть на это силы и энергия. Г. Бунге в своей работе «Акедия у Евагрия Понтийского» (2) показывает, что источником акедии является филаутия – самолюбие. Действительно, это так. Ведь что такое лень? Когда не хочется что-то делать. Можно уловить связь помыслов самолюбия и помыслов лени – они друг друга подпитывают и усиливают. Вот, к примеру, нужно сделать что-то важное, нужное. Но злые силы внушают мне: «А может, и не надо это делать, может, отложить, сделать попозже. Это ведь тяжело, морока, я не смогу».

Святые отцы называют самолюбие саможалением. Человек начинает себя жалеть, поддается помыслам самолюбия-саможаления: «Побереги себя, ты себя перетруждаешь, ты устал, у тебя нет для этого сил, ты не сможешь, можно и вред себе, своему телу нанести, делая трудное дело». И тогда появляются помыслы лени: «Лучше не берись за это дело, отдохни, сделай паузу, не утруждай себя, пожалей себя, не создавай себе лишних проблем, хлопот, живи легко, может, кто-то сделает это, может, и не надо ничего делать». И возникают бессилие, нежелание, отвращение делать нужное дело – страсть акедия-лень. Существует взаимосвязь акедии-лени и филаутии-самолюбия – страсть самолюбия питает, усиливает страсть акедию-лень. И тут я вижу, осознаю, что когда я потакаю себе, своему самолюбию, то от этого начинаю давать себе разленение, не даю себе работать над собой, над своим делом. Этой «заботой» о себе, вернее – озабоченностью собой, мы причиняем вред. Прп. Иоанн Лествичник называет акедию «всепожирающей смертью» (3, с. 120). Акедия – это мертвящее состояние, состояние мертвой бессмысленности, когда вы ничего нужного не можете делать. Это тяжелое бессилие, в котором присутствует тревога и мучительное беспокойство, и двойственное состояние – одновременно ненормальная мертвая неподвижность и ненормальная суетливая подвижность. Самолюбие, саможаление, самопотакание порождают акедию-лень: «Ты себя не жалеешь, не любишь, дай себе слабину, поблажку». При этом внушается ложная забота. Вы начинаете себя жалеть и поддаетесь лени, проваливаетесь в засасывающее, тягуче неподвижное болото, в котором нет сил сделать что-то нормальное, нужное, настоящее. И чем больше вы склонны к самолюбию, тем больше впадаете в безжизнененное, бессмысленное, тягуче-суетливое состояние, состояние мучительной безжизненной бессмысленности, страсти-болезни акедии-лени. Самолюбивое желание себя не мучить трудом приводит к расслабленной бессмысленной мучительности акедии-лени.

Самолюбие обманывает тем, что внушает ложную любовь к себе, но это приводит к мучению, саморазрушению, не-любви, ненависти к себе. Самолюбие мучительно и погибельно, хотя на вид приятно и заботливо. Самолюбие – озабоченность собой, пользой для себя, самопренебрежение, самомучение, саморазрушение человеком самого себя. Самолюбивый мучает себя и других, думая, что любит себя и окружающих. Это мучительная страсть, которую тяжело увидеть, так как она внушает человеку вроде бы полезную заботу о самом себе, но на самом деле причиняет этой «заботой», озабоченностью погибельный вред, ложную очевидность, что человеку хорошо, когда он любит самого себя («я ведь сам себе плохого не пожелаю»). Любовь к себе оборачивается ненавистью к себе, человек себе делает не доброе, а злое, поддаваясь злому духу самолюбия.

Самолюбие – это самопотакание, потакание своим слабостям, злым страстям, своему ветхому, страстному человеку. Эгоистичные родители потакают слабостям, страстям ребенка, его самоугодию. Они думают, что любят чадо, жалеют его, беспокоятся о нем, когда говорят: «Не перетруждай себя, пожалей себя, побереги, мы сделаем твою работу за тебя». Родители обволакивают его псевдозаботой, и в итоге ребенок лишается духа дерзновения делать то, что предназначено ему Богом, лишается сам себя. Нужно же не потакать, а делать во Божью славу, преодолевать самолюбие, пресекать саможаление, самоугодие, но пребывать в вере, в духе Божьем, непрерывно преодолевать своего ветхого, ложного человека.

Важно осознать свою немощь, но в немощи и силу Божью, которая выводит из падения в самозацикленное самоугодие. Ужас самолюбия отбирает силу, жизнь. В бессмысленном самоугодии бездумно тратятся силы, время и возможности. Человек не реализует себя, данные Богом таланты, лишает себя возможности дарить любовь другим, зацикливаясь на своем «Я». В самоослепленности самолюбия нельзя увидеть любовь Христа к нам, недостойным, осознать, что Отец Небесный любит и заботится о каждом, дает нужные блага. Потакая своему самолюбию, мы уподобляемся безумцу, который от страха и лени закопал свой дар, свой талант и ответил за это на Суде Божьем.

Господи, помоги нам увидеть и побороть самолюбие! Помоги, Господи!

1) Св. Феофан Затворник. Страсти и борьба с ними: выдержки из творений и писем. – М.: Даниловский благовестник, 2003.
2) Иеромонах Габриэль Бунге. Акедия. Духовное учение Евагрия Понтийского об унынии.
3) Преподобного отца нашего Иоанна, игумена горы Синайской, Лествица. – К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2007 (3-е изд.).

Оцените статью
Добавить комментарий