Сенситивные периоды развития

Содержание

Сенситивные периоды развития

Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Вы замечали, как хорошо маленькие дети запоминают информацию? Они могут пересказать сказку почти что слово в слово. Движения танца или иностранный язык – все схватывается на лету. Вы с тоской вспомните про это время, когда в первом классе ваш малыш часами будет зубрить стихи. Поэтому период времени, когда все дается так легко, нужно использовать правильно.

Существуют особые, сенситивные периоды развития ребенка. В такой момент важно сосредоточиться на его правильном обучении. Конечно, работать с детьми нужно по особой технологии. Тогда активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание, запоминание и легкое обучение. Вы удивитесь, какие успехи будет делать ваш малыш! В раннем возрасте учеба похожа на игру, так что ему понравится такой вид занятий.

Что такое «сенситивный период»

Психологи доказали, что маленькие дети очень восприимчивы к обучению, особенно в определенные моменты жизни. В такие моменты создаются почти идеальные условия для того, чтобы развивалась наша психика. Такие же периоды существуют и для физического развития. Главное – не упустить их. Например, от 1,5 года до 3 лет — сенситивный период развития речи. Если в это время способствовать обучению малыша, то не будет никаких проблем и задержек в развитии. Он быстро усвоит новое, ведь сейчас его психика сосредоточена именно на речи. В этот период у него есть потребность в выражении своих чувств и общении с другими людьми.

В основе сенситивного подхода к обучению лежит очень простая закономерность. В определенном возрасте психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Конечно, для каждого ребенка это индивидуально. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то чуть позже, но сконцентрироваться нужно именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает. Точно так же с иностранными языками, развитием логики, мышления и воображения. В сенситивный период психика ребенка способна подстраиваться под новые обстоятельства без трудностей.

Сенситивные периоды охватывают все сферы развития ребенка. Они существуют для того, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни. Ученые считают, что после 8-10 лет существуют другие, уже взрослые сенситивные периоды. Пока еще тяжело определить их точно, ведь развитие взрослого человека идет значительно медленнее, а коридор для нового навыка становится гораздо уже. Но разве это мешает узнавать новое? Человек учится всю жизнь, так что, возможно, скоро мы сможем делать это в разы эффективнее.

Техника Монтессори

Существует известная техника для раннего развития. Ее основатель — Мария Монтессори. Эта женщина родом из 19 века, но до сих пор ее система обучения малышей признается одной из лучших. Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять. Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.

Уникальность системы Монтессори в том, что ребенок обучается практически сам. Не к этому ли мы стремимся? Заинтересовать малыша, предложить ему все необходимое для занятий и наблюдать, как он сам познает новое, получает знания. Главное, что это желанный процесс. Ребенок учится на собственном опыте. Вся техника основана на том, что личность «строит» себя сама. Малыш сам выбирает занятия, которые ему по душе.

Монтессори наблюдала за детьми и выяснила, что до 7-8 лет их мозг работает на «впитывание» информации. Не всегда ребенок запоминает важное, но всегда то, что ему интересно. Все зависит от правильной подачи материала. Любой урок можно сделать захватывающим, интересным. Тогда автоматически мозг ребенка эти знания систематизирует как полезные. В правильный момент времени получить полезный опыт — бесценно для развития личности. А эти самые правильные моменты и есть сенситивные периоды.

Периоды развития

Психологи разбили первые 10 лет жизни ребенка на 5 основных сенситивных периодов. Возраст везде дан приблизительный (+1-2 месяца), ведь все дети индивидуальны.

  • 1,5-3 года. Время для пополнения словарного запаса. В этот период предлагается подключить еще один язык для изучения. Это совершенно не запутает ребенка, а, наоборот, поможет систематизировать знания.
  • 3-4 года. Осознанный период. Ребенок начинает задумываться, готовится к письму как к еще одному способу выразить собственное «я».
  • 4-5 лет. Интерес к форме и размерам предметов, их качественным различиям. Сейчас активно развивается логическое мышление – можно подключать занятия математикой или музыкой.
  • 5-6 лет. Развитие физических возможностей, интерес к спорту.
  • 8-9 лет. Время для воображения и творческой деятельности. Еще один пик развития способностей к изучению языков.

Использовать это время или нет — зависит в первую очередь от желания родителей. Не все знают о технике правильного развития детей, но большинство родителей уже согласились: сенситивные периоды действительно приносят свои плоды, если активно заниматься.

Не стоит перегружать малыша. Если вы видите, что ему сейчас тяжело по каким-то причинам, то лучше дайте ему время. Например, при адаптации к детскому саду или начальной школе. Это время не всегда простое, особенно для тех деток, которые отличаются интровертностью.

Языковой феномен у малышей

С самого детства мы слышим слова – чаще всего на родном языке. Язык мы не знаем – мы выучиваем его благодаря тому, что слышим каждый день. У нас есть пример произношения всех букв, слогов и звуков. Мозг формирует языковой центр родного языка. Мы не задумываемся о том, как говорим на нем. Затем уже взрослый человек, пусть даже лет в 16-17, начинает учить другой язык. Что происходит? Наш мозг пытается впихнуть его в тот же центр, отвечающий за родную речь. Нам тяжело, ведь приходится отделять один язык от другого.

Если начинать учить язык рано, пока еще не сформировался полностью центр родного языка, малышу будет гораздо легче. В период 1,5-3 лет возможны настоящие языковые чудеса. Дело в том, что в этом возрасте мозг сформирует два языковых центра. Для родного языка один, а для иностранного — другой. Чудо в том, что даже если вы учите два языка параллельно, то для каждого из них наш мозг найдет место. А это значит, что обучение языку упрощается. Не приходится «разгребать» завалы слов и значений всех языков в одном месте. Все аккуратно распределено — каждый язык имеет свой центр.

В 3 года иностранный язык дается легко. Запоминаются песенки, стихи, слова и фразы. Просто уделите этому как можно больше внимания, если хотите развить у ребенка любовь и способности к иностранным языкам. Это будет получаться легко, само собой. Именно благодаря этому дети из смешанных семей говорят на двух-трех языках без проблем и затруднений. Сегодня существует множество дошкольных учреждений, которые занимаются с малышами по методу Монтессори.

Наилучшее время для психического развития

Родители должны помнить, что если сенситивный период был пропущен, то дальнейшее формирование какого-либо навыка будет проходить нормально, но с большими трудностями для ребенка. Это не значит, что если в 2-3 года вы не начали учить иностранные языки, то потом малыш будет к ним неспособен. Нет, просто потом мозгу понадобится гораздо больше усилий для обработки нового навыка. Сенситивность сегодня трактуют как наилучшие условия для обучения и развития. Почему бы и нет? Просто попробуйте позаниматься с малышом по этой методике.

Сейчас психологи и ученые разрабатывают новые подходы к процессу психического развития ребенка. Вне зависимости от национальности, пола и расы эти процессы проходят с одинаковой интенсивностью у всех детей. Сенситивный период — это граница, которая показывает, что очередной этап усложнения психической деятельности завершен. Теперь, используя накопленный опыт, малыш перейдет на следующий уровень. Как раз 3 кризисных возраста (1, 3, 7 лет) являются примерными границами смены периодов. В этот момент психика перестраивается.

Сенситивные периоды физического развития

Физическое развитие характеризуется равномерностью протекания. Ребенок не может перейти к более сложным вещам, пока не освоит простые движения, мелкую моторику. Период развития 5-6 лет идеально подходит для начала занятий спортом. Речь не идет просто о физкультуре или физических упражнениях. Если вы видите предрасположенность к спортивной деятельности — этот период считается идеальным для начала серьезных занятий. Спортивная деятельность необходима телу, ведь благодаря ей кровь лучше насыщается кислородом, а это полезно мозгу и всем органам.

Врачи рекомендуют уже с одного годика начинать простые упражнения. Это помогает малышам по многим причинам, одна из них — выплеск энергии. Иначе ребенок будет перевозбужден, не сможет вовремя заснуть. Чем дальше идет развитие, тем большая потребность в кислороде для работы мозга существует. Физическое развитие проходит ступенчато. Оно затрагивает все сферы жизни, в том числе эмоциональную. Необходим достаточный уровень эмоционально-волевого развития для понимания основ спорта и соревновательной деятельности.

Сейчас главное — развивать прыжки и точные движения. Этот сенситивный этап характеризуется быстрым освоением навыков, таких как скорость, чувство расстояния, физическая сила, гибкость, активность суставов. Ребенок достаточно взрослый для занятий и самокритики. Это помогает еще и психическому развитию. Вообще, все сенситивные периоды связаны между собой, ведь развитие идет планомерно.

В возрасте 5 лет у детей уже хорошая координация. Также они могут держать равновесие, совершать более сложные моторные движения. Позвоночник и кости все еще остаются мягкими. С одной стороны, это хорошо, например, для занятий гимнастикой. С другой — всегда есть опасность деформации костей. Квалифицированный тренер знает, как избежать этого. Потому лучше всего отдать малыша в спортивную секцию к профессиональным педагогам.

Время для развития речи

Этот период один из самых длительных. Формирование речи начинается практически с рождения, когда выражать свои простые потребности малыш может криком. Потом, с каждой неделей, месяцем и годом, речь становиться более осмысленной и правильной. Психологи доказали, что дети понимают речь прежде, чем начинают говорить. Слова и звуки, слышимые вокруг, откладываются у них в голове, запоминаются. Чем больше словарный запас в пассиве, тем больше желание говорить. Этот процесс необходимо мотивировать. Если нет потребности выражать свои мысли или отношение к чему-то, то нет и потребности говорить.

Читайте также:  Самокопание - что это такое и как избавиться

Стимулировать эту потребность необходимо в правильное время (сенситивный период речи) и правильными методами. Не говорите с малышом на его детском языке, обращайтесь по имени, используйте простые слова и фразы для того, чтобы ему было легче. Но всегда нужно повторять слова правильно, если ребенок коверкает их. Не акцентируйте на этом внимания, а лишь повторите для него слово четко и медленно. Так он быстрее научится выражать свои чувства словами. Это необходимо для успешного психического развития.

В период речевой сенситивности необходимо делать акцент на расширение словаря ребенка. Учите его названиям цветов, месяцев, предметов и явлений. Сейчас ему легче всего усвоить это и запомнить. Все должно быть наглядным: читая сказки, показывайте детям изображения, описывайте то, что происходит на картинке. В период развития речи очень важно помогать ребенку подбирать слова, ведь он их пока попросту не знает. Давайте подсказки и учите слова вместе.

Сензитивные периоды развития ребёнка: утончение чувств и движений

От рождения и до шести лет, в период впитывающего разума, ребёнок проживает ряд сензитивных (чувствительных) периодов, и для него это своеобразные окна возможностей. Представим себе головной мозг, который и после рождения продолжает активно развиваться, и для этого процесса остро необходима профильная информация, получить которую можно только из окружающего мира. Во время сензитивного периода определённые группы нервных клеток становятся более активными – это идеальное время, чтобы ввести желаемую ребёнком деятельность, чтобы помочь формированию соответствующих нейронных сетей и комбинаций.

В течение сензитивного периода ребёнок наделён особой восприимчивостью, которая побуждает его концентрировать внимание на определённых аспектах окружающего мира, он проявляет живейший интерес ко всему, что имеет отношение к сензитиву. Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости. Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова. В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Вот список основных сензитивных периодов, сроки которых даны достаточно условно и приблизительно, т. к. у каждого ребёнка они сугубо индивидуальны.

Сензитивный период для утончения чувств (2–4 года)

Чувства – это посредники, с помощью которых ребёнок вступает в контакт с окружающим миром. Они предоставляют детям информацию о среде и вызывают образование нейронных центров, ответственных за сенсорное восприятие (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное и осязательное) и правильные интерпретации сенсорных сигналов.

Когда чувства утончаются и проясняются, у ребёнка появляется возможность организовать и классифицировать все свои сенсорные ощущения. Нахождение ребёнка в среде, богатой на сенсорные впечатления, в этот сензитивный период позволяет ему пополнить чувственный словарь и создать большее разнообразие нейронных сетей, отвечающих за понимание и интерпретацию его окружения.

Пример. Внезапно проявляющиеся у ребёнка интересы к чувственным раздражителям, активное прислушивание-принюхивание и пр. – это яркие примеры изменений, которые происходят с ребёнком в данный период.

Сензитивный период для утончения движения (2–4 ½ года)

Движение – это основа всего, и, соответственно, ребёнку жизненно необходимо развивать и совершенствовать свои движения. Это своеобразный пропуск, дающий и многократно расширяющий доступные возможности. Движения развиваются и совершенствуются через подражание взрослым и многократные повторения.

Точные движения необходимы для правильного развития психики и обретения независимости. Чем более ребёнок умел в движениях, тем больше своих потребностей он может удовлетворить самостоятельно, что и становится фундаментом его независимости.

Ребёнок развивает руку и равновесие, которые являются жизненно важными для полноценного функционирования личности и самовыражения.

Пример: Если ребёнок концентрированно и сосредоточенно заинтересовался мелкими предметами, он может просто собирать с пола или земли почти невидимые нам, взрослым, соринки, то это, скорее всего, именно внутренний учитель призывает его реализовать возможности открывшегося сенситива.

Ребёнок очень чувствителен к своим «окнам возможностей», его внутренний учитель подталкивает и зовёт его на действия, связанные с реализацией огромных возможностей, заложенных в течение сенситивных периодов. Блокирование или отклонения от истинных интересов воспринимается ребёнком очень болезненно. Он может испытывать сильное беспокойство вплоть до истерики, особенно если она на первый взгляд немотивированна: очень часто это может быть реакцией на нереализованные потребности сенситивного периода.

Отсутствие свободы обращения с окружающей средой в соответствии с бессознательными внутренними потребностями, неоправданные ограничения, наложенные взрослыми, создают перед ребёнком серьёзные проблемы. Ведь вместо того, чтобы реализовать себя, он вынужденно тратит энергию развития на преодоления препятствий, возникновения которых вполне можно избежать, если внимательно наблюдать за ребёнком и быть в курсе насущных задач его возраста.

Отсутствие достаточного количества разнообразной информации, необходимой для удовлетворения потребностей периода, приводит к дополнительным сложностям в жизни ребёнка. Если предоставленные самой природой возможности упущены, то необходимые и естественные умения в дальнейшем могут быть приобретены только с дополнительными усилиями. Но они, к сожалению, уже никогда не будут столь глубокими, как если бы наполнились естественным образом в соответствующих сенситивных периодах.

Сенситивные периоды развития ребёнка.
методическая разработка по теме

Сенситивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сенситивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период. Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
sensitivnye_periody.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Сенситивные периоды развития ребёнка.

Сенситивный период — это период в жизни ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом. Сенситивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. М. Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сенситивный период. Важно понимать, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т.е. по принуждению (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сенситивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

– знать эти периоды, их особенности наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания определенного сенситивного периода, что необходимо для точной оценки уровня развития ребенка в настоящий момент;

– предвидеть наступление следующего сенситивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы у ребенка было то, в чем он особенно нуждается в данный момент. В этом смысле среда Монтессори-школы является оптимальным решением проблемы, потому что в ней всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации этих познавательных потребностей.

Протекание каждого сенситивного периода характеризуется более или менее медленным началом, которое довольно трудно заметить, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в «зоне его ближайшего развития»; затем наступает этап наибольшей интенсивности, который наблюдать довольно просто; и более или менее медленный спад интенсивности.

Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и тоже время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

От рождения до шести лет.

В это время вся его деятельность, работа познания ориентирована на формирование образа окружающего мира как целого и как индивидуального мира на основе имеющихся чувств (зрения, слуха и т. д.) Это- та внутренняя задача, которую решает ребенок в соответствии с космическим планом своего развития. Причем в зависимости от возраста по-разному.

Ребенок от рождения до трех лет (Мария Монтессори характеризовала его как «духовный эмбрион») представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей – в основном матери. Его «впитывающее сознание», как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в их мире.

В обычной, житейской ситуации этот процесс, к сожалению, часто пускается взрослыми на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться знаниями о нем. Например, в той форме, которую предложила М. Монтессори – с помощью создания специальной «подготовленной среды» и упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость «подготовки ребенка к школе» в целом понятна для родителей, воспитателей и учителей, то важно осознать, что столь же важная задача есть и на период «подготовки ребенка к детскому саду». Речь здесь ни в коем случае не идет о каких-либо знаниях, которыми надо «напичкать» ребенка перед детсадом. Важно знать и учитывать законы его развития и не нарушать их.

В возрасте от трех до шести лет ребенок, согласно Марии Монтессори, является «строителем самого себя». Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сенситивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. При благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню способности к различению может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир намного тоньше, чем взрослый (если ребенку предоставить необходимые упражнения для органов чувств, что легче всего достигается с помощью сенсорного Монтессори-материала).

Сенситивный период развития речи.

Длится в среднем от рождения до шести лет, начинаясь до появления ребенка на свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделять в отдельные картины образы мира, себя и своего взаимодействия с миром. Все впечатления соединены в единый клубок, в котором выделяется красная нить – речь. Поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи.

Дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней – прекрасное свидетельство начала тренировки мышц речевого аппарата.

Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.

Около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Он непосредственно, без обиняков, говорит о том, чего хочет и чего не желает. Использует ориентационную механику языка чувств, говоря «приятно – неприятно» вместо «правильно-неправильно».

Он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно формулировать предложение. Только из-за нехватки слов создается впечатление специфического «детского» языка.

Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье» , на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй – образцов хорошего стиля, разных жанров.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.

В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т. д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.

Наконец, в возрасте 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма – это выражение особым способом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Основная мысль Марии Монтессори состоит в том, что если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сенситивного периода, т. е. под принуждением (учится читать, писать и т. д.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

Сенситивный период восприятия порядка.

Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».

Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет. В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми.

Сенситивный период восприятия маленьких предметов.

От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет взрослым немало волнений: ребенок смело манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. А на само деле ребенка интересует проблема целого и части, он получает удовольствие от того, что на его глазах фарфоровая чашка при ударе об пол распадается на несколько частей. Таким образом, он ощущает, что мир делим и состоит из все более мелких частей.

Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т. п.

Сенситивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все методы образования, которые ограничивают свободу движения ребенка в этом возрасте, являются препятствующими его естественному развитию. Отсюда и вывод о вреде для него и малоактивного образа жизни.

В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.

Сенситивный период развития социальных навыков

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам обращения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи, и т. д.

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Сенситивные периоды развития

Понятие сенситивности и формирование сенситивных периодов развития

Сенситивными (иначе иногда говорят сензитивными) периодами в психологической науке называют периоды особой восприимчивости личности ребенка к тому или иному виду деятельности, способам реакции, реализации поведенческих паттернов.

Впервые, понятие сенситивные (сензитивные) периоды развития было введено в науку отечественным психолого Л.С. Выготским. Именно им был внесен громадный вклад в развитие детской психологии, заключающемся в определении возрастных периодов развития ребенка, в которые могут быть сформированы те или иные навыки, свойства, функции. Такая периодизация помогает педагогам и семьям активизировать внимание и силы на развитии в нужное время тех или иных функций детского организма. Такие периоды являются самыми благоприятными и их лучше не упускать, чтобы не повлечь сложности в интеллектуальном, физическом, психическом, эмоциональном развитии ребенка, обеспечить его необходимыми социальными и культурными возможностями для будущей жизнедеятельности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В сенситивные период происходит оптимизация конкретных функций организма и разрабатываются оптимальные условия для формирования конкретных психологических свойств и видов деятельности.

Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вне зависимости от того, удалось ли личности полностью использовать условия для развития определенных способностей. Указанные период индивидуальны по времени возникновения, длительности протекания у каждого отдельного ребенка.

В жизни ребенка, его психическом развитии существуют конкретные временные периоды, во время протекания которых активизируется чувствительность к конкретным внешним процессам и явлениям, в следствии высокого уровня пластичности нервных процессов детского организма.

Л.С. Выготским было выделено несколько периодов, отвечающих наличию условий максимальных возможностей для формирования различных психических свойств и восприимчивости к получению различных знаний и навыков:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • Возраст от 1,5 до 3 лет. Он является этапом яркого и активного речевого восприятия. Дети начинают формировать и пополнять свой словарный запас. Также, хорошо начинать обучение иностранным языкам именно в этом возрасте. положительным в это время будет развитие моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
  • возраст от 3 до 4 лет. В это время успех принесет знакомство со знаковым обозначением цифр и букв, начало обучения письму. Дети начинают осмысленно относится к речи, воспринимать ее значение и осознавать собственные мысли. Органы чувств находятся в активной фазе развития;
  • Возраст от 4 до 5 лет. В это время, дети начинают увлекаться выполнением математических заданий и проявляют интерес к музыке. Значительно повышается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, социальное развитие идет ускоренными темпами;
  • Возраст от 5 до 6 лет. В это время нужно развивать навыки чтения. Если ранее, ребенок больше увлекался письмом, то сейчас он начинает проявлять интерес к чтению. В это время актуально привить ребенку социальные навыки и ознакомить его с нормами поведения;
  • Возраст от 8 до 9 лет. В этот период языковые способности снова вступают в пиковую фазу развития. Кроме того, хорошо уделить внимание развитию фантазии, воображения и культурному обогащению ребенка.

Рисунок 1. Периоды развития ребенка по Выготскому. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На этапе от рождения до 6 лет деятельность ребенка ориентирована на составление образа, модели окружающей действительности, как единого образования на основании органов чувств.

Формирование такого единого, системного представления об окружающей общественной и природной среде является важной и приоритетной внутренней задачей, на выполнение которой ориентируется ребенок в своей деятельности. С самого первого дня появления на свет, происходит впитывание ребенком информации и копирование поведения окружающих. Он смотрит, как взрослые реагируют на различные ситуации и подражает им. Уже в трехлетнем возрасте начинает сформировываться детская личность.

В возрасте от 3 до 6-ти лет происходит максимизация сенситивного периода развития – сенсорного, социального, речевого, двигательного. Если развитие организовано в нужном направлении, то органы чувств достигают пика индивидуальных параметров ребенка. Иными словами, к 6-ти годам ребенок будет активно исследовать и познавать мир, посредством работы органов чувств.

Когда чувственное восприятие достигает своего предела, то ребенок переходит на новую стадию – формированию осознанных моделей мирового устройства и своего места в нем.

Сенситивный период развития речи

Этот сенситивный период занимает промежуток от рождения ребенка до достижения им шестилетнего возраста. Уже в возрасте 4 месяцев ребенок осознает речь как нечто специфическое, начинает копировать звуки, произносимые взрослыми и выстраивать их последовательность в речевом ряду.

Выготский выделяет пять временных периодов речевого развития ребенка:

  1. Формирование и постепенное наполнение словарного запаса. Речь ребенка начинает активно развиваться с 1,5 лет. Наполнение словарного запасами новыми словами и фразами происходит до трехлетнего возраста. В это же время активно развиваются моторные функции.
  2. Первое знакомство с буквами. В три года речь ребенок постепенно начинает приобретать осознанный характер. В это время можно начинать изучать азбуку. Данный период длится с трех до четырех лет.
  3. Проявление заинтересованности в счете, пении, прослушивании музыки. В возрасте четырех-пяти лет, ребенок начинает активно заниматься математическими задачами, способен к восприятию письменной речи. Изучать форму предметов, цвета, размеры хорошо именно в этом периоде.
  4. Формирование первых социальных навыков. В возрасте пяти-шести лет, ребенок проявляет осознанный интерес к коммуникации. Он заинтересован в общении, начинает проявлять интерес к чтению и письму.
  5. Вторичная активации языковых навыков. Это приходится на возраст восьми-девяти лет. У детей начинает активно формироваться воображение, происходит постепенное усвоение культурных ценностей.

В годовалом возрасте происходит произнесение первого слова ребенка. Затем происходит узнавание новых слов и их произношение. Это длится до 2, 5 лет. Уже в 1,5 года ребенок может продемонстрировать свои чувства и эмоции с помощью речи. Он выражает свои желания и интересы, усваивает грамматические конструкции языка. Осмысленное произношение происходит где-то в четыре года. А в пять лет проявляется интерес к чтению и нужно обучать ребенка этому навыку.

Рисунок 2. Сенситивный (сензитивный) период развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Сенситивный период двигательного развития

Охватывает период от появления малыша на свет до достижения им четырех лет. Он очень важен, поскольку, двигательная активность направлена на развитие легких. За счет движений они вентилируются, насыщают кровь кислородом и передают его в головной мозг, обеспечивая его нормальное функционирование.

Внимание ребенка в этот период акцентируется на выполнении конкретных действий и движений. Они развиваются от простых двигательных навыков, к сложным, требующим развитой координации, выразительности, сбалансированности, свободного выполнения.

Двигательное развитие стоит на одной ступени с развитием восприятия мелких предметов. Оно происходит в течение четырех лет: от полуторогодовалого возраста до пяти с половиной лет. В это время, ребенок любит играть с горошинами, пуговицами, другими мелкими предметами, изучает целостную структуру предмета и его составные элементы.

Сенситивный период развития социальных навыков

Начиная с двухлетнего возраста, ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Вообще, овладение другими формами поведения происходит само собой, в процессе бессознательного наследования и последующего воспроизведения моделей поведения взрослых, сверстников, тому, что он видел и пережил на улице, в кругу семьи.

Сенситивный период для восприятия порядка затрагивает возраст от нуля до трех лет. Ребенок обучается порядку, по сути, автоматически. Ему принадлежат игрушки, для которых родителями отведено свое место, у него есть кровать, где он спит, стульчик для кормления, своя посуда. Он видит поведение родителей и запоминает его. Он знает, в какой одежде и обуви ходит мама, а в какой отец. И ему очень не нравится, если кто-то из членов семьи нарушает порядок, нося не свою одежду или обувь.

Кроме того, ребенок с рождения привыкает к определенному временному порядку и порядку в отношениях.

Родители вырабатывают определенный режим дня для своего чада. При этом, малыш быстро привыкает к последовательности действий и может устраивать истерики при их несоблюдении. К примеру, ребенок знает, что его купают, читают ему сказку, дают воды и укладывают спать. Он требует от родителей именно этой последовательности действий.

Дети любят последовательность во всем. Все требования родителей должны быть четкими и конкретными и они должны придерживаться последовательности в своих действиях. Если они разрешили сегодня сделать что-то, то ребенку непонятен запрет этого действия завтра.

Так, формируется порядок в дальнейшей жизнедеятельности ребенка.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Оцените статью
Добавить комментарий