Субличность – что это такое в психологии, работа с субличностями

Субличность – что это такое в психологии, работа с субличностями

Субличность – что это такое в психологии, работа с субличностями

Дипломная программа профессиональной переподготовки

Психология субличностей: консультирование, психотерапия, коучинг.

Профессиональная переподготовка к высшему (второе высшее образование)

по специальности “Практическая психология” для тех, кто имеет высшее или неполное высшее образование.

Психология субличностей, это одно из самых современных направлений практической психологии, которая появилась в конце прошлого века.

Во время программы мы познакомимся с систем ами, метода ми и техниками, которые напрямую выделяют из психики клиента ту часть личности, которая берет на себя ответственность за проблему клиента.

Психология субличностей успешно используется в консультациях, в тренингах, в коучинге, в психотерапии и обладает универсальными приемами, решая практически любые сложности в бизнесе, во взаимоотношениях и в себе самом.

Длительность обучения: 17 месяцев, в объеме 650 часов.
Документы об окончании:
Диплом о профессиональной переподготовке, установленного образца
Форма обучения состоит из: Практической, теоретической и самостоятельной части.

Оплата складывается из:
• Теоретической части
• Практической части

Документы для поступления:
Договор, копия паспорта (включая страницу о прописке), копия диплома о высшем образовании, копия документа о смене фамилии (если фамилия в документе об образовании отличается от паспортных данных), фотография (2 шт. 4х3), квитанция об оплате.

Учебный план (программа):

  1. Психология личности
  2. История исследования множественной личности
  3. Диссоциативные расстройства и расстройство личностной идентификации
  4. Психология субличностей
  5. Современные направления психотерапии
  6. Психофизиология
  7. Психология конфликта
  8. Основы психологического консультирования
  9. Основы коучинга
  10. Психосоматика
  11. Психология сновидений
  12. Психология творчества
  13. Теория архетипов
  14. Психология жизненных сценариев
  15. Современные методы психокоррекции
  16. Интегративная психология
  17. Трансперсональная психология
  18. Гендерная психология

Теоретическая часть занятий – самостоятельное изучение учебных материалов (тексты, аудио и видео), которые высылаются на эл. почту.

Практическая часть занятий – 8 обучающих модулей, каждый по 4 дня.

Основной упор программы на отработке практических навыков работы с клиентом, то есть как конкретно проводить консультации и психотерапию. Методы психологии субличностей разнообразны, однако все они сводятся к тому, как сначала найти проблемную, а потом и ресурсную субличности; какими методами их выделить из психики; как договориться с каждой субличностью; как интегрировать полученные результаты в личность клиента. Каждый студент получает зачетную книжку.

1 модуль. Сознание, Эго-состояния, субличности.

Теория и практика психологии субличностей. Современные направления, использующие диссоциацию в консультировании и психотерапии. История, методы, практика.

2 модуль. Кто и зачем защищает Внутреннего Ребенка.
Детские субличности: множество лиц Внутреннего Ребенка. Взрослые субличности: правила жизни, контроль, ориентация во внутреннем и во внешнем мире. Конфликт между детскими и взрослыми субличностями.

3 модуль. Алгоритмы жизни без конфликтов.
Детско-родительская модель отношений. Субличности, которые формируют внешние роли человека. Внутренние конфликты, организованные субличностями. Конфликты в семье и на работе. Отношения с «невыносимыми» людьми.

4 модуль. Секреты метода на практике.
Диссоциативные расстройства, расстройство личностной идентификации (множественная личность). Консультирование и психотерапия на практике, разнообразие методов. Основы коучинга.

5 модуль. Cубличности здоровья и болезней.
Заболевания, как конфликт субличностей. Телесно–ориентированные субличности. Психосоматика. Психологическое сопровождение болезни. Субличность Внутреннего Целителя.

6 модуль. Метареальность клиента.

Клиент, как психическая система; метасистемы клиента. Как выстроить терапевтическую метасистему. Примеры терапии, использующей метасистемы клиента: персонажи сна, родовое дерево и предки, прошлые жизни.

7 модуль. Архетипы: за пределами психики.

Теории коллективного бессознательного и архетипы на практике. Боги и богини греческого пантеона. Психология жизненных сценариев. «Аномальные» и «неправильные» сессии с субличностями. Психология творчества.

8 модуль. Как работать с образами клиента.

Образы и визуализация. Субличности в символдраме. Метафорически-ассоциативные карты и выделение субличностей. Мужские и женские субличности. Интеграция субличностей.

За время обучения проходят восемь супервизий, четыре индивидуальные терапии, участие в группах интервизий, проведение самостоятельных сессий. По всем пройденным темам сдаются зачеты и экзамены. К 8 модулю необходимо написать дипломную работу. В конце курса проводится экзамен, включающий защиту дипломной работы, решение теоретических задач и проведение самостоятельной сессии.

Присоединиться возможно с любого модуля и потом «добрать»!

Программа дает новые практические навыки:

  • Психологам, психотерапевтам, коучам, консультантам, тренерам;
  • специалистам, работающим с отдельными людьми или с группами;
  • тем, кому нужно добиться лучшей коммуникации и хорошо понимать людей;
  • тем, кому интересно узнать на практике, что такое сознание человека;
  • начинающим психологам и студентам выпускных курсов психологических факультетов;
  • кого ведет настойчивое желание заглянуть в самую глубину “кроличьей норы”.

Программа представляет большой интерес для психологов и студентов выпускных курсов, давая в руки большое количество практических методов и техник для консультирования и психотерапии. Психология субличностей показывает на практике, что память является не просто информацией, а живым пространством.

Все, кто стремится к самопознанию, интересуется новыми и эффективными техниками в психологии и просто хочет изменить жизнь к лучшему, найдут на наших семинарах много полезного и интересного!

Полученные навыки находят применение во всех жизненных сферах и пригодятся любому человеку, независимо от возраста, профессии, социального статуса.

Специалист получает новые инструменты для работы. Начинающий психолог начинает разбираться, как работать и что конкретно делать. Абсолютно все резко улучшают свою коммуникацию и возможности общения.

Автор и руководитель программы: профессор, доктор психологических наук Стрекалов С.А.

Психомагия — территория свободы

Держи жизнь в своих руках

Работа с субличностями – начало глубинных проработок

Итак, если практик все делает правильно, то на определенном этапе работы его движение начинает замедляться. Процент саботируемых практик начинает расти, уровень прироста свободной энергии стабилизируется или даже идет на спад. Возможны субдепрессивные состояния, апатия и нежелание что-либо делать. И это нормальный этап практики, через который проходят все. Наступление такого периода означает лишь то, что пришло время приступить к проработке ваших проблем, которые были активизированы практикой. Здесь может возникнуть вопрос: а почему это нельзя было сделать в самом начале работы?

Ответ прост: в начале практики вам просто не с чем работать. Все комплексы и проблемы при стабильной жизни находятся в стадии компенсации. Иными словами, любой ваш комплекс (он же проблема, он же таракан в голове) похож на хроническую болячку. К примеру, есть болезненное место в психике (болевая точка). Психика человека очень плохо переносит боль, поэтому после того, как таковая болевая точка у человека появляется, организм запускает механизмы построения психологических защит. Задача этих психологических защит – закрыть болевую точку психики от травмирующих воздействий. Жизнь стремиться стукнуть по больному месту психики, психические защиты защищают его. В итоге, через некоторое время эти две противодействующие силы оказываются в равновесии. С одной стороны человек постоянно испытывает легкий психологический дискомфорт, так как ни одна психологическая защита не в состоянии полностью защитить больное место. С другой дискомфорт этот не настолько силен, чтобы мешать ему жить. Ну, не уверен в себе где-то, ну гложет чувство собственной неполноценности время от времени. Здесь скомпенсировался, там кому-то нахамил, в интернете кого-то обосрал – чуть-чуть полегче стало. В итоге, чувствуешь себя не сказать, чтобы плохо, но и не сказать, чтобы хорошо. Все в равновесии.

В таком состоянии пытаться проработать свои психологические заморочки дело бессмысленное. Психологические защиты не дадут. Любая проработка предполагает необходимость обнажить больное место, а это означает испытать боль. В состоянии равновесия, организм просто не понимает, зачем ему переживать травмирующие ощущения, когда можно обойтись легким дискомфортом.

Совсем другое дело, когда психические защиты перестают справляться со своей работой и человек оказывается в состоянии выраженного психологического дискомфорта. В этот момент организм пытается сделать все для того, чтобы избавиться от этой боли. И попытку проработать проблему он воспринимает как помощь. Как говорится: что угодно, лишь бы полегчало.

Работая с базовыми психомагическими практиками, адепт одновременно нарабатывает несколько вещей. Это наработка навыков экономного расходования энергии и накопление свободной энергии. И в то же время эта практика медленно, но верно, смещает психологическое состояние практика в состояние, при котором его старые психологические защиты становятся неадекватны (принцип двойной выгоды). Иными словами, на определенном этапе наиболее актуальные для практика болевые точки оказываются незащищенными. Что и приводит к выраженному психологическому дискомфорту. На этом этапе самое время помочь этим психическим гнойникам вскрыться и проработать слабые места психики. И сделать это в этот период намного легче и проще чем когда-либо.

В качестве основных инструментов используются:

Дыхательные практики (холотроп, ребефинг).

О дыхательных и телесных практиках, а также об их месте в практике психомага я расскажу позже.

Сегодня речь пойдет о ауто-психотерапии.

В качестве основного метода я использую модифицированный метод работы с субличностями из Психосинтеза Роберто Ассаджиоли. Выглядит он так:

Подготовьте спокойное место, где вас не будут трогать хотя бы пару часов.

Возьмите тетрадь и ручку.

Выберите беспокоящее вас поведение. Вы должны провести его анализ, а конкретно ответить на вопросы: в каких действиях проявляется это поведение, какими ощущениями в теле оно себя проявляет, и какие эмоции вы при этом испытываете.

Вспомните последние несколько ситуаций, в которых проявлялось это поведение. Попытайтесь их пережить в своих воспоминаниях. Если вы подойдете к вопросу ответственно, то вы переживете те же самые ощущения и эмоции, но в несколько ослабленном режиме. Это важный момент и является обязательным. Сразу отвечу на популярный вопрос: а что делать, если не получится? Ответ простой: делать, пока не получится. Если вы со своими ощущениями справиться не можете и после пары попыток складываете лапки, то в магии вам делать нечего. Человек, который способен повторять упражнение до получения результата, даже если ему придется 100 раз потерпеть поражение, способен добиться чего угодно.

Используя дыхание для снятия нервно-психического напряжения и свое магическое имя, войдите в состояние своей магической субличности.

Если вы правша правой рукой запишите в тетради вопрос: Кто отвечает за проблемное поведение и состояние? Пригласите эту часть своей личности на разговор. Если вы левша, то соответственно пишете левой рукой.

Читайте также:  Самоотдача в работе - что может к ней побудить

Возьмите ручку другой рукой (т.е. если вы правша то левой, а если левша, то правой) и напишите ответ. Не нужно ждать, что ответ сам собой напишется – мы не автоматическим письмом занимаемся. Просто представьте, что вы и есть тот, кто ответственен за эту проблему и пишите от его имени. Красота почерка значения не имеет. Даже если получаются абсолютно нечитаемые крякозябры, пишете все равно вы, так что о чем идет речь вам будет известно. Трудность письма нерабочей рукой дело обычное и входит в состав упражнения.

Ведите разговор, исходя из следующих положений:

Во-первых, та часть вашей личности, которая отвечает за ваше проблемное поведение, находится под постоянным психологическим прессингом. Она травмирована, она испытывает боль с момента рождения. И с момента рождения ее игнорируют и подавляют. Причем делаете это вы, а не кто-то другой.

Во-вторых, у травмированной части вашей личности накоплено огромное количество негатива в ваш адрес. Негатив вполне заслуженный.

В третьих, эта часть личности всегда готова пойти на диалог.

Итак, разговор лучше начинать с того, чтобы предложить вашей субличности ответственной за проблемное поведение выплеснуть весь негатив в ваш адрес. Обычно в ответ на это предложение идет отборный мат. Не запрещайте это, выписывайте все, что ваша субличность о вас думает.

Когда фонтан иссякнет вы почувствуете облегчение и усталость. Это верный признак сброса напряжения. Он сам по себе приносит некоторое улучшение состояния.

Теперь начинайте задавать вопросы: чего ваша субличность добивается таким поведением? Чего она хочет вообще?

Если вы получите шокирующий и неприемлемый ответ типа: я хочу сдохнуть – не пугайтесь и продолжайте задавать вопросы. Все деструктивные желания субличности являются ширмой за которой прячутся истинные желания, которые по своей сути позитивны.

Например, субличность выдает вам ответ: я хочу сдохнуть.

Вопрос: чего ты хочешь этим добиться?

Ответ: тогда мне не придется бояться.

Вопрос: чего бояться?

Ответ: того-то и того-то.

Вопрос: значит, ты меня защищаешь от этого?

Вопрос: как я могу тебе помочь?

Разговаривая с субличностями (вопрос правой рукой, ответ левой) стремитесь наладить с ними приятельские отношения. Это первоначальная задача. Вы должны заработать доверие вашей субличности. И самый лучший способ: подкуп.

Выглядит это примерно так: выясните, что доставит вашей субличности удовольствие. Предложите несколько вариантов эту потребность удовлетворить (те, которые вас устраивают). В обмен на эту услугу предложите субличности изменить свое поведение на то, которое вас устраивает. Вдвоем ищите компромисс – то поведение, которое одновременно будет устраивать вас и в то же время будет терпимым или приемлемым для субличности.

Запомните: всегда выполняйте данные субличности обещания.

Продолжайте разговор до тех пор, пока не придете к компромиссу. После этого, отследите свое состояние. Если компромисс действительно достигнут, то мышечные зажимы, которые обострились, когда вы вспоминали проблемную ситуацию, будут ослаблены или вообще уйдут. Это показатель того, что напряжение сброшено. Если этого не произошло, то попросите вашу субличность сделать это. Затем поблагодарите ее и заканчивайте упражнение.

Теперь о возможных трудностях и проблемах при выполнении упражнения:

Проблема: Ничего не получается. Субличности делают все, что им хочется, а я ничего не могу с ними сделать.

Ответ: Если у вас субличности делают все, что им хочется, а вы ничего не можете сделать, то у вас выраженный дефицит галоперидола в организме. Вам поможет психиатр.

Во всех остальных случаях: не трахайте себе мозг. Субличность и вы это не разные личности. Это разные грани одной и той же личности. Иными словами, любые отмазки – моя субличность делает то-то и то-то, а я ничего не могу сделать — всего лишь избегание ответственности. Пример: Вася в определенных ситуациях ведет себя как мудак. Это не говорит о том, что Вася хороший, а субличность, которая заставляет его вести как мудак, плохая. Это говорит о том, что Вася мудак, потому что ему хочется вести себя как мудак. А создание субличности всего лишь способ сохранить свою самооценку и убежать от ответственности. Соответственно для Васи работа с субличностью будет заключаться не в том, чтобы убедиться в том, что его мудацкое поведение – следствие наличия мудацкой субличности, а в том, чтобы осознать и принять тот факт, что он мудак и совместно с субличностью научиться мудаком не быть.

Иными словами, если ваша субличность слаба, то это вы слабы. Если трусливы – вы трусливы. И далее по списку. Не переносите ответственность на субличности, они всего лишь воплощают ваши желания так, как могут.

Проблема: Субличность не идет на диалог.

Ответ: Повторяйте каждый день. Рано или поздно любая пойдет на разговор – такова их природа.

Проблема: не получается писать левой рукой.

Ответ: учитесь. Там заложен один трюк, это не просто так.

Проблема: во время работы возникают сильные эмоции.

Ответ: это не проблема, а признак того, что подавленные эмоции находят выход, то есть процесс терапии идет полным ходом. Не сдерживайте эмоции: хочется плакать – плачьте, хочется орать – орите, хочется врезать – сломайте что-нибудь (газету порвите на мелкие части – хорошо помогает). Всплывшие и проявленные в процессе терапии эмоции приводят к катарсису, а он к обновлению личности.

Проблема: мне страшно.

Ответ: Боитесь – прорабатывайте страх. Не можете — бросайте все и не читайте этот блог. Он для бойцов.

Проблема: Ответы не пишутся, приходится их придумывать.

Ответ: нормальное решение. У нормального человека между сознанием и подсознанием – стена. Упражнение для того и предназначено чтобы ее пробить или обойти. Придумывать ответы – один из трюков. Даже если вам кажется, что вы придуриваетесь, процесс налаживания контактов между сознанием и подсознанием идет. Через некоторое время пойдет реальная информация.

Проблема: Я не знаю как задавать вопросы.

Ответ: разговаривайте так же как и с обычными людьми с которыми вам нужно о чем-то договориться.

На этом пока все.

С уважением, Сергей Ли

Понравилась статья? Расскажи друзьям!

Работа с субличностями – начало глубинных проработок : 3 комментария

В принципе, технологии НЛП тоже базируются на принятии ответственности за проблемное поведение. Но, как мне видится, в магии — работа с субличностями гораздо шире и интереснее. Удивительно, но буквально пару дней назад я завела у себя на Зеркалах тему «Игра с субличностями» и не прочь пообщаться в этом направлении.

В общем-то принятие ответственности — ключевой фактор в любой психотерапии вне зависимости от направления. Без нее она бесполезна.

Работа с субличностями

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р. Ассаджиоли называл такие паттерны субличностями.

По определению П. Ферручи субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, совратитель и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.

В контексте трансперсональной психологии “личное Я” и “Духовное Я” являются врожденной, неотъемлемой частью человеческой природы. Работа с субличностями – это процесс осознания, принятия и преобразования различных частей личности, посредством чего становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала. Любая проблема рассматривается как возможность внутреннего роста, а собственно работа с проблемой – как непосредственное участие в раскрытии нашего внутреннего потенциала. Такой подход существенно меняет восприятие собственного страдания и позволяет нам выработать к нему более позитивное отношение.

Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Будучи энергетическими психодинамическими структурами, они ищут самовыражения во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли, которые воздействуют друг на друга. Изменение трансформация хотя бы одной субличности влияет на всю психику индивида в целом.

Согласно Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.

Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания, а т.к. разные субличности имеют разные желания часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и coпровождается знакомым ощущением: “Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!”

Для того, чтобы проявить себя субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: “Я хочу. сделаю. Я люблю. ” и ошибочно думает, что он, как целостная личность действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.

Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание “за” и “против”. Он не слышит отдельных от себя “голосов”, т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное – он склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем – он ищет виноватого на стороне.

Читайте также:  Что главное в отношениях между мужчиной и женщиной

Методика работы с субличностями на первом этапе психосинтеза предполагает исследование только тех из них, которые попадают в поле нашего сознания из среднего бессознательного, а это значит, что общаясь с ними мы можем держать ситуацию под контролем. Содержание этой области “втягивается” в поле сознания легче всего. Тем не менее, осваивать и проводить соответствующие упражнения желательно под руководством опытного тренера.

М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, в свою очередь, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части.

Когда мы выявляем субличность, у нас появляется возможность отстраниться от нее и наблюдать со стороны. Нередко разотождествление с той или иной субличностью сопровождается чувством просветления и освобождения. В некоторых случаях выявление субличности вызывает тревогу или страх. Например, когда одна женщина внезапно обнаружила в себе субличность Жертвы, она воскликнула: “Если я перестану жаловаться, то что мне еще останется?'” Фактически, это сама Жертва говорила из нее.

Однако какой бы ни была первоначальная эмоциональная реакция, осознание действительного положения вещей повышается и, следовательно, увеличивается степень свободы.

Глядя на плоскую схему устройства психики, может возникнуть впечатление, что здесь что-то “выше”, а что-то “ниже”, что-то “лучше”, а что-то “хуже” Но следует помнить, что в действительности просто существует своего рода среда, окружение, из которого мы черпаем любые содержания. Нет плохих или xороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя поначалу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас. Тогда они навязывают нам свойственные себе стереотипы.

Конечная цель в работе с субличностями заключается в том, чтобы сильнее почувствовать себя как “Я”, как центр личности. Углубляя знакомство с субличностями, мы стремимся снова стать единым целым, а не распадаться на множество противоборствующих суб-“я”. Центр личности можно сравнить с местом, где сохраняется полная тишина, в то время как вокруг может быть очень шумно. Из центра мы можем обращаться к той или иной субличности, управлять ею, поправлять ее, заботиться о ней. Нужно уметь сочувствовать субличностям, и, по возможности, не игнорировать их потребности.

Существует опасность, что человек может пуститься в бесконечный поиск субличностей. В результате этого, вместо того, чтобы почувствовать себя сильнее и богаче от приобретенного опыта, он получает ощущение утраты собственного единства. Наступает момент, когда человек начинает воздвигать для себя новые лабиринты вместо того, чтобы искать выход из уже существующих. Поэтому необходимо выработать фундаментальное чувство меры. Задача состоит не в том, чтобы отыскать как можно больше субличностей, но прежде всего в том, чтобы стать их хозяином, постепенно содействуя согласованию интересов в рамках живого целого.

До того как, мы приступили к работе с ними, субличности – это миры не связанные между собою, не знающие о существовании других. Но едва их соединяет осознание, как между ними начинают устанавливаться связи, они сливаются, объединяются, создавая новые образования. При этом освобождается большое количество энергии, которая может использоваться для дальнейшем работы.

П. Ферручи видит в субличностях “падшие проявления архетипов высших качеств” . Субличности – это падшие или извращенные проявления преходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать – как извращение архетипа энергии, субличность упрямца – как извращенную форму воли и т.д. Но как далеко не отстояла бы субличность от своего источника, она может послужить средством для воссоединения с последним.

Осуждая субличность, мы препятствуем ее продвижению к истоку. Не принимая ее, мы способствуем ее вырождению. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.

Следующее упражнение познакомит вас с концепцией субличностей на материале вашего личного опыта.

1. Рассмотрите одну из своих характерных черт, установок или мотивов.

2. Закрыв глаза, начните осознавать эту свою часть. Дайте возникнуть представляющему ее образу. Не следует пытаться сознательно подыскать какой-то образ. Пусть он появится сам собой, как если бы вы смотрели на экран и не знали, что на нем скоро возникнет. Это может быть совершенно любое живое существо, или фантастический образ, или неодушевленный предмет.

3. Как только образ появится, позвольте ему раскрыть себя вам, никак в это не вмешиваясь и не давая никаких оценок. Помните, что даже неодушевленный казалось бы предмет в этой ситуации может стать живым существом, способным к переменам. Позвольте ему измениться, если он сам этого хочет. Почувствуйте, какое он вызывает у вас общее ощущение.

4. Теперь пусть он говорит и как-то выражает себя. Поговорите с ним, спросите о его потребностях (в этом мире даже неодушевленные предметы способны разговаривать). Перед вами ваша субличность – разумное существо, живущее своей жизнью.

5 Теперь откройте глаза и запишите все, что только что произошло. Дайте этой субличности подходящее имя, которое поможет вам определять ее в дальнейшем: Нытик, Артист, Гад, Дед Мороз, Скептик, “Сама знаю”, ‘Я тебе сказал” и т.д. Опишите ее характерные черты, привычки, особенности.

6. После того, как вы назовете и исчерпывающе опишите одну субличность, можете переходить к другим.

Не всегда с первого раза получается предоставить субличности какую-либо самостоятельность. Часто ожидание какого-то конкретного образа тормозит настоящее проявление субличности и человек видит застывшую, созданную волевым усилием картину. Бывает, что образ не появляется вообще и мы заявляем, что не способны к такого рода упражнениям. В этих случаях можно предположить, что наше “Я” выставляет по каким-то причинам защиту от вторжения новой информации. Иногда полезно представить субличность, которая ассоциируемся с этой защитой, и попробовать сначала выяснить у нее причины такого поведения и, насколько возможно, с ней договориться.

В любом случае не следует отчаиваться. Если пытаться проделывать это упражнение снова и снова, день за днем – можно довольно быстро получить желаемый результат. Кроме этого, эффективным может оказаться прием “если бы я увидел:”. Он заключается в следующем: человек, утверждающий, что он не способен увидеть подвижный независимый образ субличности начинает описание со слов: “Если бы я увидел свою субличность, например, страха, то я увидел бы:; далее следует описание того, что представляется при этом человеку. По мере описания установка: “Я не могу увидеть. ” уходит на второй план, или совсем исчезает. Человек может сам не заметить, как его субличность “оживает”.

В области работы с субличностями накопился обширный арсенал разнообразных упражнений. Но в каждом конкретном случае тренеру приходится подключать свои творческие способности, чтобы помочь при необходимости, т.к. трудно предсказать, как поведет себя та или иная субличность.

Субличность

Субличность – это термин в психологии, который обозначает внутренние образы элементов поведения, которые воспринимаются сознанием каждой личности, как части отдельные от самой личности. Понятие субличности в мир науки ввел итальянский психиатр, психолог Роберто Ассаджиоли в рамках нового психотерапевтического метода – психосинтеза. Субличности индивида привязаны к его семейным, социальным, профессиональным ролям. Например, роли родителей, дочки, сына, начальника, неприятной коллеги, школьной учительницы, лечащего доктора и др. Как говорил Ошо, великий философ: внутри нас проживает целая толпа. И все эти люди внутри временами прикидываются нами.

Проявление субличностей человека существует опосредованно, когда он ведет свой внутренний диалог. Личные качества человека, его способности, привычки, навыки, которые он показывает, проживая свою жизнь, есть также проявлением частей его целого «Я».

Субличности в психологии

Понятие субличность это в психологии такая метафора, которая обозначает, что внутри каждой личности есть несколько маленьких существ, с которыми реально работать, решая различные проблемы. Разные условия жизни, обстоятельства, мировоззрение не одинаково влияют на образ жизни человека, понимание ним сложных ситуаций, взаимоотношений. Часто неосознанно, подчиняясь тем или другим обстоятельствам, мы выбираем свой стиль поведения, вырабатываем внешний образ, эмоции, поступки, набор жестов, позы, мысли, привычки. Ассаджиоли все это называл паттернами субличности, это что-то, что имеет сходство с миниатюрной личностью. Каждая такая часть, как живое создание, что занимает место в психике индивида, ведет существование со своими ценностями, мотивами, которые могут совсем не соответствовать и сильно отличаться от ценностей, мотивов существования других частей. Их численность и характеристики зависят от осознанности человека, его фантазии, от его реальных личностных качеств, готовности человека увидеть в себе ту или другую субличность.

Субличности развиваются путем повторения одинаковых приобретенных реакций, далее в процессе, имея свои желания, потребности, пытаются их реализовывать, конфликтуя между собой. Этот процесс есть бессознательным. Данные части личности выражают себя через тело, чувства, мысли, поведение. При этом, каждая субличность, заявляя о своих потребностях, о своих желаниях, говорит от имени целой личности. Часто мы систематически принимаем неэффективные решения, делаем неадекватные поступки, которые не хотели делать, но изменить что-то нам кажется невозможным, потому как это сопровождается борьбой внутренних голосов, частей личности. Но человек в лучшем варианте принимает эти решения как свои, от целой личности, в худшем – будет обвинять других людей в своих проблемах.

Работа с субличностями человека эффективно применяется в психотерапии, чаще в психосинтезе и НЛП. Когда клиент обозначит какую-то из своих частей, их индивидуальные качества, способы поведения, то он с помощью психолога может контактировать с ней, выяснять причины своего неадаптивного поведения, реакций, особенности физиологии.

Работа с субличностями дает возможность клиенту увидеть и сполна оценить происходящее в жизни, что идет не так, поменять отношение и иметь возможность изменить поведение. В основном субличность это в психологии часть личности, что имеет свои характеристики и способности индивида, может уходить далеко в подсознание, в прошлое, может устанавливать контакты и взаимоотношения со своими субличностями, договариваться с ними. Априори это такие части личности человека, существование которых, помогает ему искать варианты выхода из проблемных ситуаций, защищает психику и играет исключительно положительную функцию для его личности. Такие части имеют позитивные намерения.

Читайте также:  Жалость - что это такое и как от нее избавиться

В терапевтической работе с субличностями предлагается рассматривать их по принципу строения психики – это сознание, подсознание и сверхсознание.

Работа с субличностями в терапии происходит так:

– распознавание частей личности, осознание их;

– координация, трансформация субличности;

– синтез частей целого «Я»

Основная задача для психолога – это выделить и объединить отдельные и самостоятельно действующие субличности человека в единое гармоничное целое «Я», и научить человека управлять ими сознательно, а не прятать в безсознательное.

Терапия субличностей Шварца

Идея множественности и частей личности не свежа и не нова: ид, эго, суперэго Фрейда, Анимус, Аниме, Тень, Персона Юнга, взрослый, родитель, ребенок Е.Берна, – все эти части проживают в человеке.

Терапия субличностей Р. Шварца – это одно из направлений в нынешней психотерапии, главная концепция, которой состоит в принятии того, что в человеческом внутреннем мире проживает много личностей, и что данное явление есть нормой.

Ричард Шварц создал систему иерархии субличности человека, их терапию. Ученый говорил, что все внутренние жители нашей психики имеют чувства, желания, мысли, потребности, личные характеристики. Также эти субличности бывают разного возраста, мужского или женского пола. Они появляются внутри каждого при необходимых для них условиях, когда приходит их время.

Р. Шварц заявляет, что человек, пребывает в разных субличностях в различные, непохожие моменты и ситуации. Это проявляется в поведении, действии, переживании чувств, мыслей, что значительно отличается, когда он пребывает в разных субличностях. Основная мысль психотерапевта Р.Шварца – внутренне главное «Я» личности не расщепляется, а остается целостным, но в сложные моменты, под действием травмирующего опыта оно уступает место другим субличностям. Тогда это становится похоже на болезнь, хотя, в реальности, разделение внутреннего мира индивида и психотерапевтическая работа с его субличностями крайне важна и необходима для его выживания и выздоровления.

Как же возникают субличности человека?

Шварц утверждает, что в ситуации, что есть травмирующая для человека, его психика пытается уберечь его от переживания таких чувств, как стыд, страх, боль, вина. Данные чувства, не имея возможности проявить себя, оказываются, образно выражаясь, «взаперти». Это «изгнанники» – угнетенные, вытесненные, с чувством вины, пониманием своей недостойности и неполноценности, они будут пребывать в поиске того, как вырваться, кто бы их спас, дал им волю. Они выявляют себя в человеке через боль, страх, кошмары, флешбеки, неконтролированные травматические воспоминания, контролирующее поведение, панические атаки. В поиске хоть малейшей любви и защиты они создают такие обстоятельства, в которых их действия будут направлены на то, чтобы притянуть к себе того, кто схож на первого обидчика, будут терпеть насилие и унижения в надежде получить иллюзию защиты. Тем самым создают человеку повторяющиеся ситуации, в каких он оказывается жертвой.

Другая группа части личности за Шварцом – «менеджеры». Это такие субличности, которые призваны защищать «изгнанников», чтобы тех больше никто не обидел. Одни «менеджеры», контролирующие, ищут помощи у людей, но одновременно знают, что «изгнанники» не получат ее, будут отвергнуты; одновременно наблюдают, чтобы они не вырвались из-под стражи; другие не доверяют окружающим, пытаются ограничить контакты, не допустить эмоциональной близости, это как способ защититься от повторения боли; оценивающие следят за тем, чтобы нравиться другим, за своим внешним видом; зависимые делают человека беспомощным, обиженным, в роли жертвы, чтобы другие пожалели; пессимист подрывает уверенность, чтобы человек не действовал, был пассивным; отрицающий искажает понимание человека ситуации, восприятие небезопасности; беспокоящийся твердит о тревоге, наихудшем разрешении ситуации и т.д. «Менеджеры» консервативны и жестки, несут много ответственности за безопасность человека. Они, как «изгнанники», ищут признание и любовь, но считают, что должны прятать свои потребности, потому что это требует система.

Третий тип – это «пожарные». Они служат для гашения тех эмоций и чувств, что выражают изгнанники, когда «менеджеры» не справляются с контролем. «Пожарные» призваны в срочном порядке притупить боль, отделиться от реальности. Методы «пожарных» – это все виды зависимостей, самоповреждающее и суицидальное поведение, половая неразборчивость, ярость, агрессия, нездоровая тяга к материальным благам, нарциссизм.

Таким способом «менеджеры» пытаются спрятать, защитить «изгнанников», а «пожарные» ищут возможности успокоить и насытить их. Поэтому, согласно идее Шварца, у всех нас есть все три типа субличностей. И, исходя из симптома, проявляемого человеком, можно обозначить, какая группа частей преобладает. Например, когда человек страдает какими-либо зависимостями, то он находится у власти «пожарных»; если у него депрессия, фобии, соматика – находится у власти «менеджеров»; мучается от грусти, вины, страха – во власти «изгнанников». И эти части личности исполняют положительную роль во внутреннем мире человека.

Полезность и положительный результат такого метода работы с субличностями еще в том, что человека нужно воспринимать как такого, который обладает ресурсами, но в некоторых обстоятельствах ограничен в их применении через состояние напряжения внутри себя и во вне. Суть работы терапевта лежит в том, чтобы выделить эти части человека, познакомиться с ними, ослабить ограничения, найти возможности, а основное – вернуть власть над всеми частями целостному «Я».

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психолог Сергей Ключников

Консультация психолога, психологическая помощь,

коучинг и тренинги в Москве, саморазвитие.

+7 (916) 525-6405,
+7 (499) 267-7309
Skype: kluchnikov07

Работа с субличностями. Как работать с субличностями в общении?

Настоящее управление собой начинается с момента, когда человек проделал над собой определенную работу, выявил свои главные субличности и принял решение, на какие положительные из них нужно опираться, от каких стоит полностью отказаться и какие из них можно оставить себе с условием перевоспитания.

Работа с субличностями – это работа над собственными личностными чертами и качествами.

Надо начинать с изучения и последующего изменения именно этого, более высокого уровня психики, а не наоборот.

Она потянет за собой изменения психологических состояний в сторону позитива и обеспечит более гармоничное протекание психических процессов – остановку суетливой игры эмоций, обуздание хаоса мыслей, активизацию мозговой и психической деятельности.

У любого человека свой набор или комбинация субличностей или ролей в общении.

Для начала работы с субличностями, нужно их выявить, хорошо подумав, понаблюдав за собой и составить список своих маленьких «я».

Они окружают глубинное Я человека и находятся от него на разной степени удаленности, в зависимости от степени собственного совершенства, осознанности и чистоты.

Чем менее совершенна эта субличность, чем больше в ней недостатков и негатива, тем она существует дальше от духовного Я.

И наоборот, субличности позитивного толка, связанные со стремлением к совершенствованию, находятся ближе к центру – высшему Я.

Одни из субличностей направлены на внутренний мир, вторые – на внешний, на других людей.

Понять это – значит понять, как правильно работать с субличностями в общении.

Все мы в своей жизни играем множество ролей, а значит, поочередно отождествляемся с той или иной субличностью.

Переход от одной роли к другой и сам процесс поочередного отождествления то с одной субличностью, то с другой напоминает вращение, кружение вокруг центра.

Так и должно быть – планеты вращаются вокруг солнца.

Работа с субличностями рано или поздно приведет нас к пониманию того, что любая из наших субличность думает в определенном направлении и порождает множество мыслей.

Созданные мыслеобразы вращаются в человеческом сознании вокруг породивший их центров, то отдаляясь от них в направлении тех целей и людей, к которым они были посланы, то возвращаясь к человеку, эти мысли породившему.

Когда наступает необходимость действовать, человек выбирает такое решение, которое ближе к той субличности, что наиболее сильна в данный момент.

Потому трус, привыкший уклоняться от опасности в очередной угрожающей ситуации скорее всего снова рефлекторно «прыгнет» в субличность страха и бегства, даже если один раз подумал о том, что пора вести себя уверенно, а бесстрашный, привыкший человек, наоборот, пойдет навстречу смерти, хотя голос осторожной благоразумной субличности попытается его остановить.

Чем больше ваше сознательный наблюдатель , будет практиковаться в наблюденииза тем, как субличности борются и сменяют друг друга, тем он будет становиться сильнее, а процесс наблюдения за собой и своим общением легче и приятнее.

Работа с субличностями предполагает, что вы будете внимательно наблюдать за ними в общении и видеть, как те или иные субличности реагируют на людей и ситуации.

Когда вы будете видеть свои ошибки и слабости, это не будет повергать вас в большое недовольство и отчаяние как на первых порах.

Вам будет помогать растущее изнутри чувство уверенности, что внутренний враг обнаружен, а значит победа близка.

Понять, как работать с субличностями в общении вы сможете только если будете пристально наблюдать за собой в самых разных ситуациях.

Вы сможете видеть свои ошибки в общении, останавливать себя от таких поступков, которые раньше вам было уберечь себя просто не под силу.

У вас появится энергия для исправления в себе таких эмоций, установок, привычек и психологических качеств, которые раньше все время подталкивали вас явно не туда.

Работа с субличностями обязательно приведет вас к упорядочиванию сознания и лучшему пониманию себя.

Накопив силы и укрепившись, наблюдатель постепенно превратится в реального правителя, который уберет из личностного пространства все мешающие ему негативные субличности и соединит оставшиеся в новую, более совершенную комбинацию.

Нельзя не сказать о том, что общение – это процесс во многом стихийный, естественный и спонтанный.

Если мы поймете призыв наблюдать за собой буквально и будем делать это как йоги, даосы или просветленные мастера каждую секунду, то мы заметим, что внимание довольно быстро истощиться, поскольку у нас в отличии от этих продвинутых и специально подготовленных людей не хватает энергии.

Попытка продолжить эту практику во что бы то ни стало вызовет у нас усталость, раздражение и нежелание вообще заниматься этим весьма полезным занятием.

Потому надо во всем соблюдать меру.

Сохраняйте естественность и здравый смысл и накапливайте эту силу постепенно.

Тогда самонаблюдение и практика осознанности будет для вас приятным и даже радостным делом жизни и возможностью ежесекундно расти и совершенствоваться.

Оцените статью
Добавить комментарий