Трудный подросток: особенности работы с ним, советы родителям

Трудный подросток: особенности работы с ним, советы родителям

Советы родителям “Трудных детей”
консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
sovety_psihologa_dlya_roditeley.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога для родителей «трудного» подростка.

· Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

· Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

· Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

· Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

· Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

· Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить – это главное! Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком, избегайте резких выражений.

Чтобы не заводить ваши отношения с подростком в тупик, обратите внимание на следующие советы.

  • · Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
  • · Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы понимаете их.
  • · Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
  • · Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
  • · Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
  • · Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
  • · Пригласите его (ее) подружку(друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
  • · Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
  • · Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будите иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
  • · Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
  • · Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право!

Проблемы “трудных” подростков, пути их предупреждения и решения.

Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д. Неужели эти дети – какие-то злоумышленники? Ничего подобного! Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Есть трудные дети-больные, запущенные плохими родителями и воспитателями. Но существует и мнимая трудность-нестандартность, оригинальность ребенка. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируется ребенок с признаками “трудного”. Почему-то считается, что трудные дети появляются в школе, а тянется с детского сада. Многие считают, что это просто детские шалости.

Поведенческое отклонение детей формируется именно в детском возрасте. Так как этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще А. С. Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать».

Психолог Л. М. Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.

“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал В. А. Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. А если этот пример сформирует у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув пресловутого подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющего поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды складывающейся в отношениях, в которой формируется личность, является семья.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытые человечеством.

Но для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. Поэтому весьма трудно, да, пожалуй и невозможно дать рецепт на каждый трудный случай педагогической практики, однако, анализ успешного опыта воспитательно-профилактической работы позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т.д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Хотелось бы предложить следующие рекомендации для родителей трудновоспитуемых подростков (Р. В. Овчарова):

  • · Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.
  • Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.
  • · К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.
  • · Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.
  • · Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).
  • Для детей и подростков, наряду с групповыми социотренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении, коррекции низкого социометрического статуса и других нарушений взаимоотношений со старшими, сверстниками, представителями противоположного пола.
  • И последнее: пожелания взрослым работающим с детьми и подростками:
  • · Никогда не злоупотребляйте доверием подростка. Даже самая незначительная, на наш взгляд, тайна, доверенная нам, либо доверительный разговор должны остаться между нами. Иначе нам никогда не стать в глазах наших подопечных человеком, достойным доверия и уважения.

Любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях. Если хотим найти в родителях союзника, надо научиться не только жаловаться, но и хвалить их ребенка, уметь видеть в каждом трудновоспитуемом, “испорченном” подростке хорошие стороны.

Трудный подросток

Трудный подросток – личность, психологически находящаяся в подростковом возрасте, чье поведение не соответствует социально принятым нормам, обычно это касается непослушания, убегания из дома, употребления психоактивных веществ, совершения преступлений различной тяжести и прочих моментов.

Количество трудностей, приносимых изменениями в характере и поведении ребенка, оценивается всегда субъективно, и то, что для одной будет восприниматься, как ужас в последней стадии, для другой будет представлять вариант нормального развития. Практически стопроцентная вероятность, что ребенок, имевший трудности коммуникации, социальной адаптации, построения адекватных отношений и понимания общественных норм перейдя возрастной рубеж, превратится в трудного подростка. Ожидания родителей, что ребенок перерастет детские трудности и стабилизируется к более взрослому не то, что не оправдываются, они получают еще более тяжелый вариант взаимодействия.

Работа с трудными подростками включает как коррекционные программы, так и профилактические меры, целью которых есть выявление группы риска и предупреждение нарастания возможных социальных отклонений.

Яркими эмоциональными проявлениями трудных подростков является избыточная аффективная реакция на прикосновения и объятия близких, возможно нежелание встречаться взглядом, стремление к повсеместной демонстрации своей независимой позиции от окружающих. Но самостоятельное определение подростка в группу риска не может быть полноправным и объективным, для точной постановки диагноза или взятия на учет необходимо задействовать специалистов психологической сферы.

Даже если родителям не нравится поведение подростка, а учителя требуют принять решительные меры, это не всегда свидетельствует о потребности в коррекции. Вполне возможен такой вариант, что поведение подростка актуально и выполняет защитную функцию вследствие нападок со стороны нетактичного окружения.

Причины

Причины изменения поведения подростков обусловлены гормональными изменениями организма. Формирование половой системы, появление своего взгляда на мир, осознавание интимных желаний приводит не только к отсутствию понимания собственных мотивов и желаний, но и повышению агрессивности, особенно среди парней.

Гормональная перестройка приводит также ко многим изменениям тела – появляются высыпания, меняется волосяной покров и привычные пропорции. Все это происходит с такой скоростью, что психика не успевает адаптироваться и возникает множество комплексов. Именно снижение самооценки, отсутствие адекватного восприятия себя провоцирует стремление к изоляции, чрезмерную реакцию на любые комментарии, повышенную агрессию, как способ защиты от возможных психологических травм.

Но невозможно все объяснить исключительно гормональной перестройкой, ведь множество подростков хоть и проживает этот период тяжело, но не меняются столь кардинально. Стабилизирующим или усугубляющим фактором является привычная схема взаимодействия в родительской семье.

Так, при повышенных требованиях к ребенку, точно также как при неоцененности его возможностей родителями, формируется неверная самооценка. При высоких требованиях перенапряжение может вызывать агрессию, а при снижении подросток обижается, считая, что его обесценивают.

Нарушение норм вызывает внимание отовсюду – родители, сверстники, учителя, незнакомые прохожие. Именно поэтому подросток, испытывающий дефицит внимания или считающийся белой вороной, изгоем может начать совершать недопустимые поступки. Цель одна – стать заметным, ведь голод по вниманию можно удовлетворить не только положительным дружеским общением, но и страхом других или злостью близких. Сюда можно отнести не только действия ради внимания, но также попытки отомстить за обиды. Ощущение, что братьев любят больше вгоняет в позицию противостояния и отщепления от семейных устоев. Игнорирование родителями потребности в тесном контакте может заложить отношение ко всем исключительно с позиции выгоды, а в остальном подросток будет вести себя обособленно. Любые личностные обиды на друзей или членов семьи могут вызывать поведение, выходящее за рамки принятые социумом (развод родителей, нежелание делиться игрушками, унижение при значимом человеке или от него и прочее).

Чем более зрелой становится личность, тем сильнее выражается стремление к отстаиванию собственного мнения и взглядов. Только если будучи ребенком, индивид предпочитает слушаться взрослых, поскольку чувствует себя явно слабее, то, как раз в подростковом периоде наступает момент для демонстрации своей позиции. По сути родители сильно удивляются того, насколько иными могут быть взгляды их ребенка, а все попытки запретить или скорректировать поведение наставлениями приводят только к усилению противостояния.

Работа психолога

Методы работы с трудными подростками обычно разрабатывают психологи, даже если потом данные рекомендации будут осуществляться школьными учителями или родителями. Основная деятельность психолога охватывает широкую диагностику, в процессе которой специалист исключает моменты физических и психологических патологий. Это необходимо, чтобы своевременно назначить лечение при органических поражениях, когда коррекционные методы воздействия бессильны.

Кроме того, важным является определение степени социальной дезадаптации, от чего зависит план последующих реабилитационных мер. В некоторых случаях будет достаточно консультации родителей, в других необходима совместная работа ряда специалистов, а возможна временная вынужденная изоляция трудного подростка.

К диагностической роли относится также выявление детей группы риска для дальнейшего проведения профилактических или коррекционных мероприятий относительно неблагополучной социализированности. Но диагностика имеет и позитивную направленность, а не только поиск недостатков. Так важным является выделение сильных сторон и черт личности, благодаря наличию которых можно строить план изменения, где именно эти качества послужат опорой для развития.

После подробного диагностирования личности трудного подростка, его ближайшего окружения и складывающихся взаимоотношений, наступает коррекционный этап. В каждом случае он индивидуален, но сводится к нормализации процесса диалога между трудным подростком и значимыми людьми в его жизни, стабилизации стрессогенных ситуаций. Возможна психотерапевтическая работа с комплексами и уровнем самооценки, регуляция места в группе сверстников, научение новым стратегиям взаимоотношений.

Деятельность психолога направлена на гармоничное внедрение трудного подростка в общую социальную группу, и создание возможностей для личностной самореализации в ней. Выбор терапевтического направления может быть любым, его основная цель – заинтересовать трудного подростка (арт-терапия, фототерапия, гештальт, психодрама, игротерапия – именно данные направления пробуждают наибольший интерес к сотрудничеству).

Кроме психокоррекции самого подростка, психолог обязательно взаимодействует с его семьей и оптимально еще и с педагогическим коллективом. Невозможно изменить человека, если его окружение продолжает жить прежней жизнью, втягивая его обратно. Данные занятия с окружением могут проводиться в формате ознакомительных лекций или же тренинговых занятий.

Работа социального педагога

Социальный педагог должен присутствовать в жизни трудных подростков периодически. Это одновременно старший товарищ, способный поддержать и дать дельный совет, наблюдатель, фиксирующий различные личностные и социальные изменения, а также администратор, курирующий социальную работу на всех уровнях.

Сплочение педагогического коллектива, организация благоприятных психологических условий и разработка программ диагностирования и ранней профилактики является наиболее обширной, но очень значимой частью работы. Перестройка типа взаимодействия учителей, учеников и родителей – главная задача в сложившемся социуме, поскольку неправильная структура таких взаимоотношений увеличивает уровень внутреннего напряжения подростка. Если он понимает, что педагоги и родители требуют разного, но удовлетворить требования ни одной стороны в полной мере не может, то он выбирает противостоять всем.

Индивидуальную работу необходимо начинать с тех ребят, у которых присутствует педагогическая запущенность.

Процедура довольно простая, осуществляется при помощи анализа журнала успеваемости. После чего с теми, кто попал в категорию риска, проводятся индивидуальные беседы, где присутствует возможность выявления проблем, приводящих к деградации, а также вовлечение трудных подростков в групповые занятия.

На групповых занятиях могут проводиться просветительские лекции, касающихся социальных и общественных норм, этики и особенностей взаимодействия с различными типами и рангами людей. Тут же может происходить актуализация всего имеющегося опыта трудных подростков, показывающего как можно вести себя, не нарушая требования социального одобрения, и вместе с этой актуализацией внедряются новые возможности для реализации возникших желаний.

В случаях начинающегося ухудшения социальной адаптации рекомендованы индивидуальные профилактические беседы с социальным педагогом, который может помочь скорректировать вектор движения, помочь раскрыть подростку потенциал, а также в деликатной форме напомнить об этической стороне жизни. Также индивидуальные беседы показаны в ситуациях критических, когда у подростка учащаются случаи привода в милицию, прогула занятий, употребления наркотических веществ и агрессивного поведения. Предпочтительность индивидуальных бесед будет способствовать большей степени открытости, поскольку перед группой сверстников чаще всего возникает две полярные реакции – закрыться, считая себя выше всей остальной группы, или выбрать провокационную модель поведения, стараясь отвоевать свое положение и показать силу. Когда социальный педагог не справляется, необходимо обращаться к психологу или в правоохранительные органы.

Работа классного руководителя

Классному руководителю часто выпадает наиболее ярко наблюдать все проявления трудного характера подростка. Из-за частого взаимодействия, его слова и поступки могут приводить либо к заострению проблем, либо к мягкой коррекции. Первоочередным является стиль взаимодействия и то, как классный руководитель обращается к ученику. Конечно, провоцирующее и агрессивное поведение может вызвать желание унизить, оскорбить и наговорить грубостей в ответ, но именно следует избегать.

Трудные подростки ждут реакции и если их не понимают и пытаются переломить силой, перестают прислушиваться, а классный руководитель становится причисленным к огромной массе непонимающих взрослых. Только уважительное обращение, независимо от поведения подростка и доброжелательная настроенность помогут со временем стать не врагами, а товарищами.

Необходимо сохранять объективность, независимо от личного отношения, особенно в отношении к тем, кто уже давно отличается недопустимым поведением. Очень просто переложить ответственность за любой беспредел в классе на хулигана, чем только будет подкрепляться его манера поведения. Необходимо рассматривать каждый случай пристально, ища виноватых, тем самым показывая, что вера в подростка существует, и что есть другие пути решения. Если приходится делать замечаний или указывать на недостойность поступков, то негативно характеризовать можно только действия, но не личность. Самого подростка лучше хвалить и искать в нем положительные качества, указывать чаще на сильные стороны.

Снижайте количество критики, негативных отзывов и угроз – всего этого, трудный подросток, попавший в сложную ситуацию, получает и так сверх меры. Им больше необходим человек, способный вдохновить и поверить в их исключительность, глубоко дремлющие возможности и таланты, скрытую доброту и отзывчивость. Иногда, классный руководитель может оказаться последним человеком, верящим в положительные изменения, и именно эта вера заставляет трудного подростка работать над собой. Все из того же протеста, с которого началась дезадаптация, из злости и желания поломать чужие ожидания и предсказания, эти дети могут начать набирать обороты и обходить тех, кого им ставили в пример.

Советы родителям

Работа с родителями трудного подростка является ключевым направлением любой реабилитации, как его, так и семейной системы в целом. В ситуации, когда только начинают появляться первые отклонения, рекомендуется обратиться на индивидуальную семейную терапию, где специалист расскажет оптимальный путь решения проблем и коррекции поведения трудного подростка.

Первый совет касается того, что нельзя чрезмерно увлекаться запретами и наказаниями. Если в детском возрасте это еще могло сработать, то в подростковом бездумное диктование правил, без учета мыслей и чувств, может вызывать реакцию противостояния. Различия в требованиях не дают подростку возможности отнести себя ни к категории детей, ни взрослых, дополнительное напряжение по этому поводу добавляет, если родители начинают больше требовать, но при этом продолжают решать за него и запрещать. Необходимо переориентировать общение в ракурс диалога, а не приказного подчинения.

Родителям стоит начать проявлять больший интерес к жизни своего ребенка, организовывать совместное времяпрепровождение, проявлять свою любовь. Это будет нивелировать стремление получить внимание через негативные поступки. Помимо устранения психологического дискомфорта, активная включенность в жизнь подростка поможет ориентироваться в возможных трудностях в его окружении сверстник и вовремя посоветовать правильное решение. Помощь в развитии задатков и реализации возможна также только при условии информированности о происходящем.

Не ждать быстрых результатов и не требовать мгновенных изменений – тактика, позволяющая не спугнуть начало доверия и дружелюбного взаимодействия с миром. Чем больше шел процесс дезадаптации, усугубления ситуации, тем больше понадобится подростку времени, чтобы вернуться в нормальное состояние. Если же проблема заключается в приобретение вредных привычек, то родителям также придется отказаться от курения или алкоголя. Никогда зависимость не приобретается в подростковом возрасте без примера в семье, а позже возникает вопрос, почему запрещено увлекаться какими-то веществами только младшему. В данном случае глобальные перемены затронут всех участников и сами родители смогут прочувствовать, насколько труден путь к изменениям.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Психология ребенка

Способы справиться с гневом, жестокостью, чувством вины и другими эмоциональными проблемами подростка

Трудное поведение подростка: советы родителям

Воспитание подростка никогда не дается родителям просто. Если ребенок проявляет жестокость, подвержен депрессии, употребляет алкоголь или наркотики, демонстрирует какое-либо другое деструктивное поведение – это мощный удар для родителей. Они не находят себе места, когда подросток допоздна задерживается неизвестно где, и приходят в отчаяние, когда не могут найти с ним общий язык. Родители переживают за ребенка, видя его вспыльчивость, перепады настроения и гнев. Иногда кажется, что с подростком совершенно невозможно справиться, но существуют способы облегчить переходный возраст для всей семьи. Помогая трудному подростку справиться с его эмоциональными проблемами, вы укрепите связь с ним и поможете вырасти более счастливым и успешным человеком.

Как отличить трудное поведение подростка от нормального

Когда подростки начинают стремиться к независимости и ищут свое «я», их поведение кажется родителям ненормальным и непредсказуемым. Ваш ребенок, добрый и послушный в прошлом, теперь пропадает неизвестно где и на все замечания громко хлопает дверью. К сожалению, такое поведение вполне нормально для подростка.

В случае плохого поведения подростка родители сталкиваются с большими трудностями. Особенно, если он употребляет алкоголь или наркотики. Кроме проблем, с которыми сталкивается каждый подросток, трудные дети переживают серьезные эмоциональные проблемы, трудности с поведением и обучением. Они часто подвергают себя риску, демонстрируя жестокое поведение, прогуливая школу, употребляя наркотики, вступая в сексуальные отношения, нанося себе увечья и совершая противоправные поступки. У подростков могут проявляться симптомы психических расстройств: депрессии, тревожности или расстройств пищевого поведения (анорексии, булимии). Родителям важно знать, какое поведение подростка нормально для его возраста, а какое грозит серьезными последствиями.

Изменения во внешнем виде

  • Нормальное поведение: подростки следуют моде, поэтому могут носить вызывающую одежду или красить волосы в неестественные цвета. Даже если ребенок заявляет о своем желании сделать себе тату – воздержитесь от жесткой критики, это не самое плохое, что он может сделать. Подросток поменяет взгляды, когда изменится мода.
  • Тревожные сигналы: изменения во внешнем виде должны насторожить вас в том случае, если они сопровождаются проблемами в школе или другими проявлениями плохого поведения. Обращайте особое внимание на то, нет ли на теле подростка следов порезов или других увечий, не менялся ли резко его вес в последнее время.

Постоянные споры и сопротивление

  • Нормальное поведение: стремясь получить независимость, дети часто спорят с родителями.
  • Тревожные сигналы: усиливающиеся споры, проявления жестокости дома. Ребенок ввязывается в драки и совершает противоправные поступки. Все эти признаки свидетельствуют о ненормальном поведении подростка.

Смены настроения

  • Нормальное поведение: гормональные изменения и особенности развития подростка приводят к тому, что у него часто меняется настроение, он становится раздражительным и испытывает трудности с контролем эмоций.
  • Тревожные сигналы: резкие изменения в характере, плохая успеваемость, постоянное беспокойство и грусть или проблемы со сном могут свидетельствовать о депрессии, буллинге или других эмоциональных проблемах. Отнеситесь серьезно к любым упоминаниям подростка о суициде.

Употребление алкоголя или наркотиков

  • Нормальное поведение: большинство подростков рано или поздно пробуют алкоголь и сигареты. Родителям следует честно и открыто поговорить с подростком, чтобы убедиться, что эти эксперименты не переросли в зависимость.
  • Тревожные сигналы: если случаи употребления алкоголя или наркотиков повторяются или сопровождаются проблемами в школе – существует риск алкогольной или наркотической зависимости.

Влияние друзей

  • Нормальное поведение: для подростка друзья имеют чрезвычайно большое значение. Друзья влияют на выбор подростка. Ориентируясь на мнение сверстников, подростки в некоторой мере отдаляются от родителей. Родителей это расстраивает, но подростки всё еще нуждаются в их любви.
  • Тревожные сигналы: стоит насторожиться, если у подростка резко поменялся круг общения (особенно, если новые друзья склоняют его к плохому поведению), когда он протестует против справедливых правил и ограничений или лжет, чтобы избежать наказания. Также о каких-либо проблемах может свидетельствовать то, что подросток много времени проводит в одиночестве.

Помощь специалистов при трудном поведении

Если вы обнаружили вышеперечисленные признаки в поведении вашего ребенка, проконсультируйтесь у врача, психолога или другого специалиста по работе с подростками.

Даже если с трудным подростком уже работает специалист, это не значит, что дело сделано – впереди еще много работы. Родители в первую очередь должны восстановить близкую связь с подростком.

Ниже приведены рекомендации, которых следует придерживаться во взаимоотношениях с подростком, независимо от «вердикта» специалистов.

  • Всем подросткам необходимо чувствовать, что их любят. Каждый подросток – это личность с уникальным характером и предпочтениями. Но у всех подростков есть нечто общее. Не важно, насколько ваш ребенок отдалился от вас, насколько он кажется самостоятельным и какое поведение демонстрирует – он нуждается в вашей любви.
  • Постарайтесь понять, как развивается подросток. В подростковом возрасте резко меняются взаимоотношения с окружающими. Мозг подростка еще развивается, и поэтому обрабатывает информацию не так, как мозг взрослого человека. В этом возрасте происходят изменения во фронтальной коре – участке головного мозга, отвечающей за управление эмоциями, принятие решений и самоконтроль. В ней формируется огромное количество новых нейронных связей. В целом головной мозг полностью формируется только к 25 годам.
  • Подросток может быть высокого роста и выглядеть старше своего возраста, но чаще всего он не способен мыслить, как взрослый. Причиной плохого поведения ребенка в физическом плане являются изменения в гормональной системе. Это не оправдывает плохое поведение и не освобождает подростка от ответственности за свои поступки, зато объясняет его импульсивность, тревожность и непокорность. Понимание объективных причин поведения ребенка поможет родителям сохранить с ним близкую связь и вместе найти решение проблем.

Еще один нюанс: подростки во всем видят проявления гнева

Подростки не могут распознавать эмоции по лицам окружающих, как это делают взрослые. У взрослых в этом процессе задействована префронтальная кора головного мозга, а у подростков – миндалевидное тело – участок мозга, отвечающий за эмоциональные реакции. Исследования показывают, что подростки часто неправильно распознают эмоции по выражению лица. В ходе эксперимента подросткам показывали фотографии лиц, выражающих различные эмоции, и большинство испытуемых интерпретировали их как гнев.

Злость и жестокость у подростков

Каждый человек имеет право на физическую безопасность. Если подросток проявляет жестокость по отношению к вам – немедленно обратитесь за помощью к родственникам, друзьям семьи или, в случае крайней необходимости, в полицию. Это не означает, что вы не любите своего ребенка – просто личная безопасность должна быть для вас на первом месте.

В подростковом возрасте гневливыми становятся не только мальчики, но и девочки. Однако они чаще всего проявляют гнев вербально, а не физически. Мальчики больше склонны разбивать вещи, хлопать дверьми или бить кулаком в стену, когда пребывают в гневе. Иногда дети выплескивают свой гнев на родителей. Без сомнения, это печалит и тревожит всех родителей, особенно матерей-одиночек. Однако не следует мириться с таким обращением подростка – это вредно как для него, так для вас.

Как себя вести с рассерженным подростком

Многим подросткам трудно справляться с гневом, и поэтому они скрывают его за различными эмоциями, такими как фрустрация, смущение, печаль, страх, стыд и т. д. Когда подросток не может справиться с чувствами, он может наброситься на оппонента, подвергая других и себя риску. В большинстве случаев подростки не могут осознать свой гнев, выразить его приемлемым способом или попросить поддержки.

Задача родителей в таком случае – помочь справиться с эмоциями и научить выражать гнев более конструктивно. Для этого следуйте таким рекомендациям:

  • Установите границы, правила и наказание за их нарушение. Когда вы и ваш ребенок спокойны, объясните ему, что испытывать гнев – это нормально, но важно найти приемлемый способ выражать его. Если подросток набрасывается на вас, он должен понести наказание. Например, лишиться каких-либо домашних привилегий или даже иметь дело с полицией. В подростковом возрасте границы и правила нужны больше, чем когда-либо.
  • Попытайтесь понять, что скрывается за гневом подростка. Он расстроен или находится в депрессии? Возможно, подросток так ведет себя потому, что у его друзей есть вещи, которые он не может себе позволить? А может быть, подростку просто нужно, чтобы его выслушали и не осуждали?
  • Будьте внимательны к тревожным сигналам. Возможно, ваш подросток перед вспышками гнева испытывает головную боль или начинает расхаживать по комнате? Или, может быть, у него вызывает злость определенный школьный предмет? Когда человек может распознать то, что вызывает у него злость – ему становится легче контролировать эмоции и не допустить, чтобы они вышли из-под контроля.
  • Помогите ребенку найти здоровый способ контролировать гнев. Для этого хорошо подойдут физические упражнения: бег, езда на велосипеде, скалолазание или командные виды спорта. Побить боксерскую грушу – также хороший способ справиться с приступом злости. Чтобы успокоиться, можно также танцевать или играть громкую музыку. Некоторые подростки используют для этого творчество: рисуют или пишут.
  • Предоставьте подростку пространство, где он сможет успокоиться. Когда подросток испытывает гнев, ему нужно безопасное место, где он сможет прийти в себя. Не преследуйте подростка, не требуйте немедленных извинений или объяснений, пока приступ гнева не прошел – это только усугубит ситуацию или даже спровоцирует физическую агрессию.
  • Учитесь справляться с собственным гневом. Вы не сможете помочь подростку, если сами теряете самообладание. В любой ситуации вам следует оставаться спокойными и уравновешенными, несмотря на все возможные провокации подростка. Если в семье принято кричать или бросать вещи, подросток усваивает, что так выражать гнев вполне допустимо.

Признаки жестокого поведения у подростков

Ни для кого не секрет, что подростковая жестокость сегодня – чрезвычайно актуальная проблема, и её масштабы постоянно растут. Кино и телевидение делают из жестокости элемент шоу, интернет-сайты часто предлагают зрителю соответствующий контент, компьютерные игры провоцируют подростков на проявление жестокости в реальной жизни. Конечно, не каждый подросток настолько подвержен данному влиянию, но группу риска составляют эмоционально неустойчивые подростки или те, кто страдает от различных психических расстройств. Последствия такого влияния могут быть трагическими. Родителям следует обращать особое внимание на следующие сигналы:

  • подросток играет с любого рода оружием;
  • подросток сильно увлечен жестокими компьютерными играми, фильмами или интернет-сайтами, которые пропагандируют жестокость;
  • подросток угрожает окружающим или замешан в буллинге;
  • подросток вслух фантазирует о том, как жестоко он бы поступил с кем-либо;
  • подросток проявляет жестокость по отношению к животным.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Трудные дети (советы психолога)
Педагогически трудные дети – Работа с родителями трудных детей

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям.
Трудные ведут себя с напускной независимостью, открыто высказываются о своем нежелании учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы. Именно такие подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”. Грубость, цинизм, бесшабашность трудных зачастую являются маскировкой чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных особенностей трудных детей — психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость. Девочки склонны к позерству, не терпят равнодушия к себе, театральны. На самые мелкие обиды могут реагировать рыданиями, рвотой, онемением рук. Часто они жестоки и холодны в душе, но этого не показывают, их привязанности поверхностны.

Одной из причин возникновения такого поведения могут быть психические заболевания и пограничные состояния. Этому способствуют перенесенные нейроинфекции, травмы головы, частые и тяжелые заболевания, ослабляющие организм. Сюда же можно включить алкогольную интоксикацию плода, которая может сказаться именно в переходном возрасте. В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей замечает эти отклонения, а также начинающиеся хронические психические заболевания. Грани нормы и патологии не всегда легко различимы в подростковом возрасте. Поэтому даже опытному врачу приходится иногда несколько раз встречаться с подростком, прежде чем решить, имеет ли он дело с особенностями характера или с психическим заболеванием. Тем более не могут разобраться в этом сложном переплетении сами родители. Не гадайте, не ждите годами. Приходите к психоневрологу!
Очевидно, что в большинстве случаев диагноз ставится отрицательный. Значит, отклонения появились под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.
Неблагоприятный климат в семье часто является причиной отклонений в поведении подростка в семье и отношения с родителями”. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей. Ребенок не желает выполнять их требования, тем более что они бывают иногда полярными.
Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

Что же делать родителям?

• Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребенку нужен индивидуальный подход.

• Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

• Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростка, в досуг.

• Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.

• Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

• Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребенка необходимо верить — это главное!

Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха.

Это величайший стимул к самосовершенствованию. Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений.

Трудные и неуправляемые подростки. Как родители могут повлиять?

Трудные подростки – они выпадают из общепринятых норм, живут по своим законам, неудобны окружающим. Их поведение препятствует полноценному воспитанию. Что делать, если ваш ребенок стал таким? Как родителям повлиять на ситуацию?

Если подросток стал неуправляемым и агрессивным, то родители должны осознать, что ребенок:

  • вне их власти;
  • повзрослел как личность;
  • может быть ответственным за себя и свои поступки.

И пришло время перестроиться и родителям и ребенку. Это поможет выстроить новые доверительные отношения с трудным подростком, повлиять на его неуправляемость и характер.

Решить проблему – это понять ее причину

Истоки неуправляемости и агрессии подростка не в его трудном характере (в этом возрасте физическое развитие опережает личностное, идет поиск себя), а в:

  • некомфортной обстановке в семье (родители кричат, ругаются, упрекают либо полностью равнодушны друг к другу, непоследовательны в поступках);
  • нехватке внимания и любви со стороны родителей;
  • копировании поведения родителей с искренним непониманием: “Почему им можно, а ему – нет…”;
  • желании самоутвердиться (протест против опеки и власти родителей);
  • желание отомстить (за обиды на родителей);
  • неверие в себя и свой успех.

Своим поведением подросток пытается привлечь к себе внимание.

А родителям надо обратить внимание на свою реакцию при непослушании и агрессии ребенка:

  • вы раздражаетесь, когда ребенок воюет за ваше внимание;
  • вы злитесь, когда ребенок перечит вашей воле;
  • вы обижаетесь, когда ребенок мстит;
  • вы в отчаянии, когда ребенок в себе переживает свое неблагополучие.

Ваши чувства – это зеркало эмоциональной проблемы подростка. Понимая ее через свои чувства, пытайтесь наладить с ним доверительные отношения, помогайте ему вернуться в социальные рамки. Помните, что неуправляемость ребенка — открытый способ поведения, который позволяет родителям повлиять на подростка и помочь ему.

Советы родителям неуправляемых трудных подростков

1. Не обращайтесь с подростками директивно (указания, замечания, опасения), а используйте метафоры и сравнения, которые не ранят ребенка.

2. Будьте всегда с подростком деликатны: не возмущайтесь (это и следовало ожидать! и о чем ты думал!), а дайте возможность ребенку самому обозначить проблему (он уже повзрослел).

3. Не опускайтесь до унижений и наказаний, даже словом. Всегда оценивайте только поступки, а не личность (не ты плохой, а плох твой поступок).

4. Разделяйте чувства трудного подростка (я тоже знаю, каково это; я понимаю, что ты разозлился).

5. Не раздражайтесь, не отвечайте агрессией на агрессию. Просто скажите, что очень сердиты на ребенка. Это снимет напряжение и повлияет на поведение подростка.

6. Блокируйте агрессию смехом, радостью, удивлением (подарите ребенку шоколадку – он удивится).

7. Научите ребенка эмоционально разгружаться через физическую нагрузку (боксерская груша, дартс, беговая дорожка).

8. Если ребенок возбужден, раздражен, не контролирует себя – удержите его дома и сбейте напряжение (начните колотить подушки или рвать газеты).

9. Не оставляйте без внимания хамства: не разговаривайте с подростком, если он груб. Снимите напряжение, сказав, что вам обидно, когда на вас кричат и грубят.

10. Не провоцируйте тревогу у подростков (туда ходить опасно, с теми не говори, к этим не подходи и т.д.). Вместо “будь осторожен”, скажите “позвони, если сможешь”.

11. Всегда трудному ребенку предлагайте помощь, рассказывая при этом о своих чувствах (я не понимаю, что с тобой, и я растерян; ты злишься, не понимаю, что тебя беспокоит). При отказе от помощи, скажите, что вы все равно всегда готовы помочь. Создайте тыл подростку.

12. Никогда не давите на подростка, не оценивайте ситуацию, не ругайте, не повышайте голос. Своим поведением покажите, что вы готовы помочь ему, на его стороне, поддержите его самооценку.

13. Если подросток задает вам неудобные вопросы, не отстраняйтесь, поставьте себя на место ребенка, искренне и тактично ответьте. Так постепенно будет завоевываться доверие.

14. Пытайтесь научить вашего ребенка чему-то полезному, что пригодиться ему в жизни. Обратите внимание на сферу его интересов и предложите ему дело по душе.

15. Трудному подростку нужно составить “жизненное” расписание, в котором необходимость будет перемешана с желаниями.

Вернуть подростка к нормальному поведению и продолжить его гармоничное воспитание – это большой обоюдный труд родителей и ребенка.

Читайте также:  Экзистенциальный кризис личности - что это такое, как преодолеть
Оцените статью
Добавить комментарий