Жестокость подростков – причины, решение проблемы, профилактика

Содержание

Жестокость подростков – причины, решение проблемы, профилактика

Профилактика жестокого обращения среди подростков

Петрова Марина
Профилактика жестокого обращения среди подростков

Мероприятия по профилактике жестокого обращения среди подростков

Жертвой станет тот, кто слабее.

Агрессия – это то, что многим отравляет жизнь. И даже когда с вами просто мало общаются в классе, это кажется ничем по сравнению с постоянными издевками и оскорблениями. Одни отделываются словесной атакой,на других направлена более тяжелая артиллерия: плевки, удары, пачканье одежды мелом, подножки, купания в унитазе.

5. РАБОТА В ГРУППАХ.

Каковы же причины агрессии и жестокости в школьном коллективе (работа в группах)

Безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к личности ребенка, чрезмерный контроль или отсутствие его, запрет на физическую активность, отказ на право личной свободы.

Недовольство собой, желание самоутвердиться, повышенная раздражительность.

Плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания, влияние СМИ.

Итак, подведём итог

А теперь предлагаю проголосовать. Прошу выбрать ту причину, которую вы считаете наиболее важной.

Агрессия подростков – это

• Способ обратить на себя внимание.

• Последствия неправильного воспитания.

• Виновата школа и общество.

6. СИТУАЦИИ В РОССИИ И МИРЕ.

Подростковая жестокость захлестывает мир. Вот только некоторые факты,подтверждающие это: (читают ученики)

Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.

Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.

Спустя время вы все проанализировали эту ситуацию. Предлагаю высказать ваше отношение к ней. Почему зрители подчинились «волчьим законам»? Не по той ли причине, что если не я, то меня? Что движет толпой в таких ситуациях? Какой негласный закон руководит ими? Почему большинство приняло позицию выжидания? Почему сохраняли молчание? Неужели перевелись в современном мире те, кто не боится противостоять толпе, заступиться за слабого? Неужели такие качества как сострадание, милосердие, доброта и порядочность сейчас не модны?

9. ПОСЛЕДСТВИЯ КОНФЛИКТОВ.

В чём вред конфликтов между подростком и группой?

• Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

• Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

• В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

К каким последствиям может привести такой конфликт?

• невозможность достичь цели

Как преодолеть конфликты?

Как не стать жертвой конфликта?

Как не подвергнуть окружающих собственной агрессии и жестокости? Почему нельзя проявлять жестокость по отношению к другим?

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

Толерантность– это готовность признавать, принимать поведение и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.

• Если вы агрессивный человек и не умеете собой управлять – пойдите в секцию восточных единоборств. Научитесь контролировать себя и свои эмоции.

• Организовать себе регулярные физические нагрузки. После хорошей тренировки – неуправляемой агрессии не бывает.

• Полноценно отдыхать. Если вы спите 2 часа в сутки – об управлении собой речи идти не может. У вас для этого не хватает ресурсов, организм усталый, работает на пределе и заботиться об ограничении своей агрессивности не в состоянии. Обеспечьте своему организму достойный отдых.

• Практиковать спокойное присутствие. Как гладь озера реагирует на окружающую среду?Никак: просто отражает и все. Так же и вы – тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее.

• Формировать позитивное мировоззрение.

Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».

На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.

«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался,а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!

Спасибо вам всем за сотрудничество! Удачи и успехов в преодолении агрессии!

Консультация «Социально-педагогическая профилактика жестокого обращения в семье с детьми дошкольного возраста» УДК Л. В. Саттарова студентка ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» г. Сибай,РФ E-mail: mila_sattarova@mail.ru СОЦИАЛЬНО –.

Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком Действия воспитателя в случае выявления жестокого обращения с ребенком 1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения» Ребенок – это человек! Этот маленький человек нуждается в воспитании без насилия: не окриков и наказания, а поддержки и мудрых советов родителей,.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения с детьми» Профилактика жестокого обращения с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения? Воспитание ребенка, забота о его здоровье.

План по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, в том числе по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Предотвращение рисков жестокого обращения с детьми в условиях проживания в замещающей семье Как ни прискорбно это оговаривать, но сейчас тема жестокого обращения с детьми настолько актуальна в наше время, что находится на пике и.

родительское собрание на тему: “Профилактика подростковой жестокости”

Родительское собрание на тему:

«Профилактика подростковой жестокости»

История человечества полна жестоких событий. Войны, пытки, насилие над женщинами и детьми, пренебрежение стариками — лишь отдельные примеры жестокости, сопровождающей развитие любого общества.Но в последние годы слова «подростковая жестокость» мы слышим все чаще и чаще…

В настоящее время профилактика агрессивности у детей и подростков является объективной необходимостью. По результатам опросов общественного мнения пре­ступность и, в частности, подростковая преступность, волнует людей не меньше, чем инфляция или рост цен. По данным государственной статистики криминализация подростковой среды достигла таких размеров, что каждое шестое зарегистрированное в стране преступление соверша­ется несовершеннолетними.

С одной стороны, как психолог, я понимаю, что это естественно: ведь эмпатия, а именно умение сопереживать, примерять на себе шкуру другого формируется у человека только к 20-25 годам.С другой – то, что происходит сейчас в нашей стране, не поддается никакому пониманию.

Что же заставляет наших детей вести себя подчас хуже животных?

Ну конечно, в первую очередь, это влияние семейного окружения. Да, иногда случается, что ребенок и в асоциальной среде вырастает отличным парнем, поскольку ему настолько противно все то, что он с детства наблюдает вокруг, что развитие его происходит по принципу «от противного». Да, это бывает, но крайне редко. Гораздо чаще ребенок, как губка, впитывает ценности той среды, в которой родился и живет. И если его старшие братья, родители и все друзья проводят время одним и тем же способом – употребляют спиртное и топчут слабых и непохожих – то слишком высока вероятность, что подросток построит свою жизнь по тому же сценарию. Существует и еще несколько «семейных» причин формирования детской жестокости.

Унижение. Чем чаще ребенок подвергается насилию в какой-либо его форме, тем больше вероятность, что он постарается повысить свою самооценку за счет более слабого существа: котенка, младшего школьника, пенсионера, в конце концов жены и собственного ребенка.

Одиночество. Если родители увязли в делах и ребенок растет как трын-трава, он не имеет опыта нормального взаимодействия. Не умеет спорить, соперничать, проигрывать. Поэтому единственный путь, которым он идет – устранение оппонента, его подавление и в моральном и в физическом плане. То же самое относится к детям, которым все дозволено, которым родители никогда и ни в чем не отказывают.

Не последнюю роль в порождении детской и подростковой жестокости играют СМИ.

И телевидение, и Интернет, и пресса (которую, кстати, подростки читают все меньше) в наши дни замусорены сюжетами о насилии и жестокости. Достаточно включить телевизор и посмотреть его хотя бы пару часов, чтобы получить такой «заряд бодрости», что становится страшно…То тут, то там случаются дикие вещи: бойня в церкви, расстрел однокурсников, одноклассников…

Однако хочу отметить, что далеко не все подростки после просмотра «тяжелых» сюжетов идут убивать. Причина вот в чем: для того, чтобы взошло зерно жестокости, оно должно упасть на подготовленную почву.

Во-первых, подросток может банально «оказаться не в то время не в том месте». Не будем забывать, что человек – изначально стадное существо. А особенность подростковой субкультуры как раз в том и состоит, что сбиваться в стаи – естественный для них процесс. «Стайное» же сознание – темная, мощная сила. А компании очень разными бывают.

Кому-то может при прочих равных обстоятельствах банально не повезти познакомиться с такой группой, которая склонна именно к антисоциальным проявлениям. И силы воли у подростка не хватит не то чтобы противостоять, но даже чтобы сменить эту компанию: если он человек слабовольный, инертный – то его просто поведут за собою «харизматичные лидеры». А если подросток и сам имеет склонность к жестокости, то есть если компания пришлась «в масть», то именно в жестокой среде он почувствует себя, как рыба в воде…

Читайте также:  Эмоциональная нестабильность - причины, симптомы, лечение

Еще одна причина подростковой жестокости – наркомания. Увы, наркоман в стадии ломки – это страшно и неподконтрольно никаким внешним воздействиям. Он убьет не потому, что жесток – а просто, не задумываясь, чтобы добыть денег на дозу.

Вообще же, как ни крути, жестокость среди подростков является либо способом самоутверждения, либо путем противостояния. Вот и получается: сделала учительница физкультуры замечание заводиле, «унизила» его в глазах стайки… если мозг есть, если родители поддерживали и воспитывали – самоутвердится он через спортивные показатели, станет на зачете лучшим, чтобы та же учительница его всем в пример поставила. А если мозга нет, правила морали не привиты – получим мы очередную сенсацию для СМИ.

Как помочь подростку?

Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

· Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками

· Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять

· Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки · Попытаться превратить свои требования в его желания

· Культивировать значимость образования

· Стараться вкладывать в его сознание приоритеты · Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?»

· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства · Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых

· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения

· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

· Живите во имя своего ребенка

· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам

· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей

· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают

Жестокость не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Она растет, крепнет, формируется годами. Начинается с малого – игрушек, насекомых, цветов. Практически всегда внимательный взгляд способен заметить первые ростки этого сорняка. Так что будьте внимательны к своим детям.

Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика

1 Ю.В. Мазеина, ассистент кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Ю.А. Булыгина, студентка 3002 группы факультета истории и права ФГБОУ ВПО «ШГПИ» Подростковая жестокость: причины, решения, профилактика Аннотация. Статья посвящена проблеме детской жестокости. Выявлены причины и факторы ее возникновения. Также предложены пути решения данной проблемы. Ключевые слова: жестокость, подростки, школа, семья, государство Проблема подростковой жестокости становится одной из самых актуальных. С каждым годом фиксируется все больше случаев проявления жестокости среди детей. Школьники избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет, доводят одноклассников до самоубийства, оскорбляют прохожих, учителей и родителей. Если не так давно для большинства подростков было нормой раскаяние за содеянное и понимание, что они причинили своим жертвам боль физическую и моральную, то сейчас все наоборот – наблюдается тенденция к тому, что подростки не осознают свои злодеяния, не понимают и не чувствуют вину за собой [1]. По мнению психологов и социологов, к числу симптомов «приближения» подростка к агрессивному поведению относятся: – курение, употребление спиртного, наркотических веществ; – прогул школьных занятий; – вступление в неформальные субкультуры; – дружба с правонарушителями и преступниками; – импульсивность, раздражительность, конфликтность. 1

2 Существует много факторов, провоцирующих агрессивное поведение подростков. В первую очередь это внутрисемейные отношения и процесс семейного воспитания. Доказано, что чаще всего агрессию проявляют дети, чьи родители, уделяют им мало внимания. К такому же результату приводит проявление жестокости в семье, как морального, так и физического подавления ребенка. В этом случае ребенок мстит окружающим за полученные травмы, моральное унижение [2]. Не последнюю роль сыграло то, что рождение современной молодежи пришлось на трудные 90-е годы. Слабость института брака в современном обществе, здорового понимания полной семьи, привело к увеличению количества разводов, неполных семей и сыграло свою критическую роль в появлении подростков, которые не научены брать ответственность за свои поступки. По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-й ребенок до 18 лет в России воспитывается в неполной семье. Большую часть неполных семей составляют матери с детьми (94%). Папы-одиночки, явление крайне редкое, чаще даже встречаются дети-сироты, которых растят бабушки и дедушки. Самая распространенная модель неполной семьи это родители/родитель матери-одиночки и сама мать с ребенком или даже несколькими детьми [3]. Но даже благополучная семья не гарантия того, что подросток не будет чувствовать вседозволенность. Например, упорное замалчивание и нежелание руководства учебных заведений признать, что в школе существует проблема детской агрессии, и уж тем более, заниматься этим, ставя под сомнение компетентность учителей и классных руководителей в возможности хоть каким-то образом контролировать подростковую агрессию и жестокость [5]. Кроме того, общество само диктует жестокое поведение, показывает примеры через СМИ. Дети и подростки находятся в таком положении, что они не понимают как себя вести, так как в образовательных учреждениях им говорят о социальных нормах поведения, но в реальной жизни они видят 2

3 совершенно другое. Нестабильность и несправедливость в обществе, распространение компьютерных игр и кинофильмов, где герои решают все проблемы исключительно с позиции силы всё это приводит к тому, что подростки считают агрессивное поведение нормой [1]. Таким образом, на проявление агрессии подростков влияют: – семейные отношения, воспитание; – недобросовестность сотрудников образовательных учреждений; – общество, СМИ; – неформальные объединения; – отсутствие духовных ценностей. По словам психолога Е.Третьяковой, современные подростки не разбираются ни в себе, ни в людях, это подтверждают тренинги на агрессивность. Сегодня у большинства молодого поколения налицо эмоциональная некомпетентность неумение понимать свои эмоции и эмоции других людей [4]. С целью психологической поддержки и социальной адаптации трудных подростков, склонных к агрессивному поведению необходимо усилить направления коррекционной работы, способствующие формированию у молодежи новых стереотипов поведения, воспитанию позитивных чувств по отношению к старшим поколениям, сверстникам, самому себе; развитию и обогащению форм общения со сверстниками; формированию потребности в самореализации [6]. Особое внимание должно уделяться подросткам из неблагополучных семей. Самое главное, для таких детей найти любимое дело, поэтому важно, чтобы психологи и педагоги направляли и заинтересовывали подростка. Реализация творческих возможностей, повышение нравственности – самые значимые задачи в процессе обучения. Важно показать подростку, что мир не только не справедлив, жесток и полон агрессии и злобы, он может быть со всем другим, главное вовремя выбрать нужное направление и стремиться сделать свою жизнь полной ярких 3

4 красок и больших побед. Использование произведений искусства, приемов и методов артпедагогики в работе с подростками может сделать ее более результативной. Также важно, чтобы подростки с уважением относились к вере и к Православной церкви. Ведь церковь не осуждает подростков за их поступки, а помогает встать на путь исправления и раскаяния. Большое внимание должно уделяться чтению. Необходимо создание библиотек, в которых собраны книги для всех возрастных категорий детей, пребывающих в заведении. Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. В школах и детских домах должны постоянно осуществляться подписки на детские периодические издания. Так, в Европе малолетних нарушителей обязывают читать книги. В немецком городе Фульда уже более года существует проект «Читать вместо. ». Трудные подростки в добровольно-принудительном порядке знакомятся с современной литературой. Участников программы отбирает судья Кристоф Мангельсдорф. В списке литературы произведения, написанные молодежным сленгом. Речь в них о подростках, столкнувшихся с половыми преступлениями, наркотиками, алкоголем и моббингом (групповой травлей одного школьника остальными, как правило, если тот чем-то выделяется) [7]. Отдушиной для многих подростков является спорт. Но и здесь есть большое количество проблем. В основном для игр и спорта отведены небольшие асфальтированные площадки, огороженные со всех сторон. Лишь в некоторых детских учреждениях есть тренажерные залы. Итак, особое внимание в работе с трудными подростками должно уделяться: – психологической поддержке; – артпедагогике; – спорту; 4

5 – чтению; – вере, нравственному воспитанию. Таким образом, важно использовать широкий комплекс мер по воспитанию и развитию личности подростков, начиная от семьи, заканчивая образовательными учреждениями, не забывая при этом и о духовных ценностях [1]. ЛИТЕРАТУРА 1. Гусев, А. Подростковая жестокость: причины возникновения и увеличения её уровня. Что может предложить современное христианство в ответ на этот вызов современности? // РОСХВЕ, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 2. Детская и подростковая жестокость // Сплетник. [Электронный ресурс]url: okost (дата обращения: ) «я»: семейная статистика. Институт брака. // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Комитет по вопросам семьи и женщин. [Электронный ресурс]url: (дата обращения: ). 4. Синенко, Л. Дети-звери. // Всё, что нужно знать женщине, 2013 г. [Электронный ресурс] URL: 5. Яковлева, И. Добро откликнется добром. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 6. Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 5

6 7. «Шекспир в суде», или: Как перевоспитать трудного подростка. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: ). 6

Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».

Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.

Читайте также:  Авторитарность - что это такое, как ее развить?

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

1. Проблема детской жестокости как социальное явление

2. Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

3. Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

4. Причины детской жестокости и агрессивности

5. Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Проблема детской жестокости как социальное явление

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение. Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками. Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому. У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».

— Ирина, мама 9-летнего Миши

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4. Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
  • решение спорных вопросов конфликтным путем;
  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
  • использование истерики как последнего доказательства;
  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;
  • повышенная возбудимость и двигательная активность;
  • пассивное сопротивление, негативизм;
  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой. Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене. Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».

— Александр, папа 11-летнего Сережи

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях. Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры. Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
  • завышенные требования к ребенку;
  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
  • чрезмерное попустительство и потакание;
  • домашние конфликты;
  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Читайте также:  Как бросить парня - советы на все случаи расставания

Например, технология модификации поведения 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс включает индивидуальную программу тренинга, по которой ребенок занимается самостоятельно. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

Жестокость подростков

Что творят несовершеннолетние! Какие жестокие преступления они совершают! Вздрагиваем ли мы или не обращаем внимания, когда читаем и слушаем о жестокости подростков? Хотя нормальный, здравомыслящий человек понимает, что подростковая жестокость достигла уровня, когда надо решать проблему. Понять, что мы, взрослые, упускаем.

Рассмотрим экспертное мнение двух сторон. Одну точку зрения представил адвокат Шота Горгадзе в программе «Полный контакт» с Владимиром Соловьевым. Другую показывает системно-векторная психология (СВП) Юрия Бурлана.

Проблема жестокого поведения несовершеннолетних

«26 сентября в Свердловской области подростки избили инвалида 20 лет. Один подросток бил руками и ногами молодого человека, лежащего на земле, а другой снимал сцену избиения на телефон. Видео выложили в соцсети».

Шота Горгадзе: Кого-нибудь в наше время удивляют подобные видеоролики в интернете? На такие темы нужно говорить до тех пор, пока не будут приняты законодательные меры, которые будут защищать людей от таких жестоких преступников, независимо от того, сколько им лет.

СВП: В обществе происходит постепенная утрата преемственности социальной нормы. Преемственность — это то, что взрослые передают будущему поколению. Если посмотреть на жестокость подростков, то в ней мы увидим отсутствие воспитания взрослыми.

Ребенок развивается при взаимодействии с другими людьми: мама — школа — товарищи. Он желает развиваться, приобретать навыки и опыт. Дети сами по себе не растут. Как мы выучили, воспитали, что в них вложили, то и получим. Утрату преемственности социальной нормы несовершеннолетние изменить не могут, только взрослые.

Шота Горгадзе: Самое страшное — это сотни и тысячи пассивных участников, которые лайкают, гогочут и пишут одобряющие комментарии. Те, кто смотрят эти ролики в интернете, в основном ровесники, которые пишут «как круто, молодцы» — они потенциальные убийцы, насильники. Потому что, если подвернется случай, они совершат то же. Потом выложат в сеть и будут ждать множества лайков.

СВП: Наглядно-действенное восприятие — когда человек ориентируется не на слова, а на действия, поступки окружающих. Говорим правильные слова, а действуем иначе. Дети смотрят, сравнивают и повторяют. Они ориентируются не на слова учителей или родителей, а на их поведение и действия.

Мы говорим сколько угодно правильных слов, но если при этом поступки доказывают обратное, то подрастающее поколение их перенимает. Например, учитель в присутствии класса высмеивает или унижает подростка в назидательных целях. Своим поступком настраивает класс против него. Или родители жестоко обращаются с ребенком, растят с насилием и агрессией. Тенденциозно вырастет преступник.

Причины жестокости подростков

Шота Горгадзе: Когда подросток не достиг возраста уголовной ответственности, ему плевать на закон, нет внутренних тормозов. Ты себе разрешаешь делать все. И самое главное, чего ты опасаешься, это возможные последствия. А они не наступают. Значит, ты свободен.

СВП: Только неотвратимость наказания сдерживает людей от преступления. Социальный страх перед наказанием формируется в последнюю очередь. В 9 лет его еще нет. Ребенка до 12 лет нельзя ставить перед судьей. Если в 11 лет убивает, значит, так воспитали. За это преступление и по этой статье должны нести наказание родители.

Подростки без присмотра взрослых сбиваются в архетипичный, преступный коллектив — банду. Только взрослые создают безопасность и защищенность дома, в школе. Фильм «Чучело» Ролана Быкова, снятый в 1983 году, являлся обязательным для просмотра в советских школах. Показ фильма снизил стремление подростков преследовать и проявлять жестокость по отношению к сверстникам.

Шота Горгадзе: Главная проблема — извращенное понимание слова «свобода». Подростков не научили сопереживать другому человеку. Они потребители, любят только себя. Получают удовольствие от страданий жертвы. Снимают это на телефон и выкладывают в последующем в интернете. Они не сожалеют о совершенном жестоком акте насилия, а хвалятся этим.

Их задача не сейчас и здесь избить кого-то, а показать это широкой общественности. Посмотрите, какие мы «молодцы».

СВП: В чем причины подростковой жестокости, рассмотрим на примере трех составляющих.

1. Отсутствует защищенность и безопасность в школе.

Это начало начал. Система защищенности и безопасности в российском коллективистском менталитете регулируется стыдом. Закон мы воспринимает как то, что нас раздражает, ограничивает. Ребенок не защищает себя сам, защиту ему обеспечивают взрослые. Дома — родители, в школе — учителя. Помогать ближнему и защищать слабого — это ценности российского менталитета.

Школа — это социальный институт, куда родители делегируют защищенность и безопасность своих детей. Если ученик в школе испытывает стресс, утрачивает безопасность, это задерживает развитие и значительно снижает качество процесса обучения.

Если один подросток пристает то к одному, то к другому однокласснику, остальные дети ожидают, что они станут следующими. Теряется безопасность. Учебный процесс прекращается и идет в другую сторону.

Если школьнику приходится заботиться о своей защищенности, он не включается в учебу. Обучаемость — это развитие. Когда уроки приносят страдание, связаны с унижениями и оскорблениями, возникает задержка в обучении и развитии.

2. Когда взрослые орут на ребенка.

Благодаря звуковым вибрациям происходит связь с сознанием. Человеческое ухо — орган восприятия звуков. Через ухо налажена прямая связь с психикой. Тяжелые психотравмы, эмоциональные расстройства возникают, когда мы кричим не своим голосом на человека. Это знает любой полицейский в мире, когда криком подавляет волю преступника.

Если мама орет на ребенка на Западе, приезжает полиция и забирает его навсегда. Ювенальная юстиция приемлема там, где существует закон. В России, где ментальным регулятором является стыд, закон не работает. Родителям и учителям должно быть стыдно кричать на детей, травмировать неокрепшую психику.

Проявление вербальной агрессии со стороны взрослых повышает вероятность вырастить малолетнего преступника или жертву. Учитель должен вовлекать в свой предмет, а не орать на учеников во время урока.

3. Неадекватная система запретов.

Причина подростковой жестокости кроется в неумении рационально использовать систему запретов. Эмоционально заряженным стрессовым фактором являются слова «нет» и «нельзя». Если употреблять их постоянно в речи, не объяснять причину запретов и при этом кричать, у ребенка возникает агрессия. Он защищается агрессивным поведением.

Лучше заменять эти слова понятными формулировками. Объяснять и обязательно давать альтернативу, что можно. Иначе мы вводим ребенка в стресс запретами, а он потом плевать хотел на «нет». Сначала создать доверительное отношение с подростком, а потом уже переходить на то, что хотим ему донести, чтобы он услышал и усвоил.

Профилактика жестокости подростков

Шота Горгадзе: Если школа отстранена от воспитания, а родители не занимаются этим воспитанием, то мы теряем поколение. Для начала закрыть преступные сообщества, которые агитируют малолетних потенциальных преступников становиться на криминальный путь. Вот с этого нужно начать.

Необходима жесткая ответственность родителей, когда их дети совершают правонарушение. Не только материальная и административная, но и уголовная в том числе. Если они не воспитали своего ребенка, пусть уже несут ответственность за то, что он творит.

Надо снижать возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Преступление, совершенное и в последующем выкладываемое в сети интернет ради похвалы, должно караться более жестко, чем просто совершенное преступление.

СВП: В России сложная ситуация, когда подрастающее поколение утрачивает преемственность социальной нормы. Что делать, как защитить ребенка от нападок в школе, жестокости со стороны сверстников? Перестать быть статистами и принуждать ответственных к исполнению закона, к правосудию. Что нужно сделать?

1. Задача школы — гарантировать детскую безопасность.

Родителям не оставаться пассивными наблюдателями, если подростка преследуют одноклассники. Если родители заставят директора школы отвечать за детскую безопасность в школе, то он вынужден выполнять это требование.

Родителям тех детей, которых унижают, объединяться, создавать чат, делать объявления, раскрывать факты. Публично выражать протест, подавать в суд и привлекать к ответственности руководство школы, которое не обеспечило детям безопасное пребывание в школе.

Школьников учить нравственным способам взаимодействия со сверстниками. Чтобы в школе ученики получали знания, развивали свои способности, а не думали о самозащите от архетипичных детских группировок. Они стихийно складываются, если учителя не ведут учащихся в правильном направлении.

2. Не настраивать подростка «уметь постоять за себя».

Идея научить ребенка драться, чтобы при случае постоял за себя, имеет негативные последствия. Подросток научится драться и начнет показывать освоенные умения. Нарочно будет нарываться, чтобы к нему приставали, а он при этом защищался.

Желание продемонстрировать поставленный удар приведет к одному из двух сценариев. Либо он изувечит другого человека и попадет в тюрьму, либо его изувечат, если противник окажется более сильным и умелым в драке.

3. Избежать агрессии и нападок сверстников — отдать в спорт.

Отдать ребенка в спортивную секцию: на плавание, гимнастику, легкую атлетику — ради здоровья и физического развития. Никто не задирает спортивного, физически развитого школьника. Если дело дойдет до драки, то инстинктивно человек сумеет сохранить себя. В нас от природы заложены необходимые реакции для самозащиты.

Что делать с агрессивными детьми? Учить их защищать слабых.

«…Трудные сомнительные решения стали приниматься на раз. Результат — ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра — в чуткого человечка… Камень свалился не передать какой… а до СВП при тех состояниях — хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей. »

«…Всего каких-то несколько лекций, и все кардинально изменилось. Я стала спокойной, терпеливой. Я совсем перестала кричать на своего сына. Не кричу, и не хочется. Я хотела изменений в своей жизни, изменений в отношениях с сыном, особенно с сыном — это я получила от прохождения тренинга по СВП. И получила намного больше, чем хотела…»

Вывод: Невозможно решить проблему подростковой жестокости, если беспокоиться только о безопасности собственного ребенка. Нужно беспокоиться о безопасности всех детей: тех, кого унижают, и тех, кто агрессивно самоутверждается, унижая других. Мы, взрослые, несем ответственность за их счастливое детство. Только так можно спасти подрастающее поколение и будущее России.

Автор Ирина Квятковская
Редактор Марина Алексеева
Корректор Екатерина Жаворонкова

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Оцените статью
Добавить комментарий