Честность – что это такое, воспитание этой черты характера

Содержание

Честность – что это такое, воспитание этой черты характера

Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 21.04.2015

Статья просмотрена: 3892 раза

Библиографическое описание:

Алипова Л. В. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 38-40. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7923/ (дата обращения: 06.03.2020).

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Детство — важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Другой выдающийся педагог А. С. Макаренко считал наиболее ответственным периодом в воспитании личности раннее детство. Именно в этот период закладываются черты характера, формируются навыки, привычки и склонности. И если вследствие неправильного воспитания они негативны, отрицательны, исправить их в дальнейшем очень трудно, а порою и невозможно. Перевоспитание всегда требует во много раз большей затраты сил и терпения.

Нравственное воспитание предполагает развитие моральных качеств, которые составляют основу и сущность человека, готового к активному и плодотворному участию в жизни общества, умеющего работать в коллективе, обладающим правильным отношением к людям, требовательного к себе и другим, честного и принципиального.

Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности и правдивости. Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, поступать в соответствии с ним, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.

Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка. Девочка шести лет утром пришла в группу и стала показывать педагогу огромный синяк на ноге, комментируя, что это ее старшая сестра обидела. Взрослые и окружившие ее сверстники, сочувствовали ей, жалели ее, осуждали старшую сестру. Вечером пришла мама этой девочки и прояснила ситуацию: дочка прыгала на кровати и упала на пол, получив синяк на ноге. У детей дошкольного возраста проявляется огромное желание получить незаслуженную награду. Подготовительную группу детского сада посещает агрессивный мальчик, которому мама пообещала: если не будешь обижать детей, то поедешь со мной в выходные в Москву. В течение дня Глеб толкал детей, отбирал у них игрушки. А вечером, подошел к воспитателю и попросил: скажите маме, что я себя хорошо вел. Не получив желаемого от педагога, ребенок расплакался.

Наблюдения показывают, что семилетние дети стали чаще всего перекладывать свою вину на другого ребенка, не хотят ее признавать. Особенно часто это проявляется в спорах за игрушку: я первый взял, а он у меня отобрал, нет — это я первый взял, а он стал отбирать у меня. В этой ситуации целесообразно лишить этой игрушки обоих детей, объяснив при этом: правда дороже всего. Но возможно иногда понять, кто же из детей говорит правду. Известный психолог Лоренс Шапиро, изучивший секретный язык детей, отмечает несколько сигналов, указывающих на явную ложь собеседника:

– отводит взгляд, старается не смотреть в глаза или потирает глаз;

– чаще обычного дотрагивается до лица: потирает виски, подбородок, нос, поддергивает мочку уха, почесывает шею;

– движения скованны и неестественны;

– отворачивает голову в сторону двери или окна, пытаясь отстраниться; на подсознательном уровне пытается скорее уйти;

– держит ладони, перевернутыми вниз или подкладывает их под себя, если сидит;

– начинает что- то говорить, подносит руки ко рту, как бы прикрываясь;

– говорит ровным голосом, без интонаций, часто покашливает во время разговора;

– теребит одежду, крутит пуговицу или оттягивает воротник;

Необходимо всегда помнить, что дети дошкольного возраста любят фантазировать. Фантазируя, ребенок выражает подчас те желания, которые ему недоступны в жизни. Вот почему он часто выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть: с легкостью придумывает истории, в которых он главное действующее лицо; рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым и умным, находчивым и ловким. Я папе сломал машину, когда он меня вез в детский сад. Или детям группы предлагалось рассказать, как они дома помогают своей маме. Ответы были самые разнообразные: мою полы, стираю, готовлю, мою посуду и т. д. Далее детям предлагалось выполнить все, о чем они рассказали. На практике оказалось, что дети не умеют это делать, у них не сформированы элементарные навыки.

Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, щадя его самолюбие, дать понять: всем ясно, когда он правильно передает событие, а когда искажает их, т. е. деликатно показать — выдумке не верят. Ребенку не говорят: Ты выдумываешь! Это неправда! Врешь! Открытое недоверие унижает в нем чувство собственного достоинства, особенно если это говорится в присутствии товарищей.

Жажда самоутверждения, развивающиеся чувство собственного достоинства, стремление выглядеть сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают ребенка на явные преувеличения. Особенно ярко это можно наблюдать в подвижных играх. Каждый ребенок стремиться выиграть, быть первым. Ради победы дети нарушают правила игры. Приходиться прекращать игру, напоминать детям о честном выполнении правил. Медали в спорте получают самые достойные. В играх с настольно-печатным материалом, где участвуют несколько детей, повторяется то же. Кто- то из детей ради выигрыша нарушает ход игры, спорит, не хочет признавать свою ошибку. Обычно с такими детьми остальные общаются не охотно и в дальнейшем стараются обходиться без них. Наблюдения за играми детей старшего дошкольного возраста показывают, что большинство детей не хотят признаваться, что сломали игрушку, порвали настольно-печатный материал и т. д. Обычно происходит так: мальчики играют на ковре с крупным пластмассовым строителем, девочки в игровом уголке с куклами. Через некоторое время можно услышать: а кто-то кубик сломал или: у куклы рука оторвалась. Педагог начинает выяснять: кто же это сделал? Дети не признаются, начинают обвинять друг друга. В этом случае остается сказать только одно: все это сделала я. Наступает абсолютная тишина: дети в растерянности смотрят на воспитателя и друг на друга. Ситуация анализируется. Детям предлагается объяснить, почему они не хотят признаться: ведь вещь была сломана не специально, к тому же ее можно починить, и игрушки иногда портятся. Проходит несколько минут и слышится честное признание. Если же вы знаете или догадываетесь, кто сломал игрушку, скажите: я знаю, кто это сделал, расскажи, как это случилось. Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если педагог в этот момент доброжелателен, ребенку незачем говорить неправду. Целесообразно в нравственном воспитании детей использовать прием — вознаграждение за честность. Таким вознаграждением может быть похвала, проявление радости от того, как хорошо поступает ребенок, сказав правду. Но надо помнить, что дети любят похвалу и поощрения, и поэтому важно, чтобы они были честными не ради того, чтобы их получить, а понимали, что хорошие и правильные поступки нужно делать, потому что они правильные, а не потому, что за них будет награда. Ведь в будущем за честность они не всегда получат вознаграждение. Не стоит так же поощрять за честность материально — это может выработать у ребенка привычку получать благо за свои действия и сместить его моральные ориентиры.

Организуя жизнь ребят в детском саду, руководя различной их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношения, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируются изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях. В детском коллективе всегда присутствуют определенные правила, которые необходимо выполнять и которые ориентируют детей на развитие и воспитание у них положительных черт характера.

Эти правила одинаковы для всех детей:

– игрушки и вещи детского сада принадлежат всем детям;

– в распределение ролей в играх, в установлении очередности будь честен и справедлив;

– соблюдай правила игры;

– любое поручение выполняй добросовестно;

– дал слово — держи его;

– умей открыто признаться в своей вине, не перекладывай вину на другого;

– не бери без спросу чужого;

– сломал игрушку, открыто признайся воспитателю.

Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнение правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. (Ты не признался, а из-за этого могли подумать на другого и в следующий раз остальные дети не захотят с ним играть). Наблюдения показывают, что большинство детей старшего дошкольного возраста не умеют держать обещанное. Яркий пример: одна девочка каждый день давала слово, что не будет называть обидными словами своих сверстниц. Но все повторялось изо дня в день. И в один момент, когда она претендовала на главную роль в игре, ей было отказано. Дети напомнили ей, что она не выполняет свои обещания. Девочка явно расстроилась таким поворотом событий.

Читайте также:  Психические расстройства - симптомы, признаки, виды, лечение

И в этом плане неоценимый помощник — художественная литература. На примерах художественной литературы и жизненных ситуаций, а также опираясь на стремление самого дошкольника быть хорошим, воспитатель подводит детей к очень важным понятиям: хороший человек честен, правдив, справедлив; он честен и добросовестен в труде; справедлив и правдив в отношениях с людьми на работе и у себя дома. Хорошие дети поступают так же.

Эти правила станут жизненным правилом, регулирующим поступки детей, если воспитатель опирается на их чувственный опыт: любое правило, эмоционально пережитое, осмысливается более глубоко. В этой связи особое значение приобретают беседы на этические темы. Воспитатель может ставить детей перед решением этических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуаций. Не надо забывать и о малых фольклорных жанрах, роль которых неоценима в воспитании детей. На каждый случай у нашего народа есть меткое слово — мудрая мысль — это пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает хвастунов, лгунов:

– Кто один раз соврет, тому больше не верят.

– Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

– Соврешь — не помрешь, да и впредь не поверят.

– Раз соврал — навек лгуном стал.

– У лжи короткие ножки.

– Правда светлее солнца, правда глаза колит.

Русская пословица не только осуждает плохие поступки людей, но и подсказывает, как следует поступить, чтобы их исправить: умел ошибиться, умей и исправиться.

Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретаемый детьми в повседневной жизни — в играх, на занятиях, в выполнение трудовых обязанностей.

Задача родителей — воспитывать у детей отрицательное отношение ко лжи, как чему — то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинству человека. Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствует о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начинает обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители или испытывает дефицит внимания с их стороны. Девочка Соня из многодетной семьи в детском саду постоянно жаловалась: болит голова, болит живот, хотя это не соответствовало действительности. Оказывается, она хотела привлечь к себе внимание взрослых, вызвать к себе сочувствие. Родители должны быть для своих детей образцом правдивости и честности не только в отношениях между собой, но и по отношению к ним. Это явится лучшим залогом воспитания правдивости и честности у детей. Бессмысленно говорить о воспитании у детей честности и искренности, если родители сами допускают в отношениях между собой или с детьми ложь, неискренность, не выполняют обещание, не держат данное слово.

Таким образом, воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста сложный и многогранный процесс, требующий определенных знаний и совместных усилий от педагогов и родителей.

1. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика»- М., 1994 г.

2. Куликова Т. А. «Семейная педагогика и домашнее воспитание» — М., 2000г., с. 232.

3. Островская Л. Ф. «Поговорим о честности» Дошкольное воспитание. 1987г., с. 7.

4. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М., 1973, с. 12.

Основные черты характера: положительные и отрицательные

Характер – это то, что делает нас уникальными, выделяет из толпы и нередко служит источником разнообразных оценок окружающих. Кто-то уверен, что наш характер тяжелый или даже отвратительный, в то время как другие считают его чистым золотом. Человек – многогранная личность, и оценка окружающих зависит от того, какой гранью мы к ним повернемся. Получается, что не бывает плохих или хороших характеров, но бывают плохие и хорошие качества человека? Давайте разберемся в этом.

Характер с точки зрения психологии

Думаю, то, что слово «характер» переводится с древнегреческого как «знак» или «печать», знают многие. Но в психологии под характером понимают не одно какое-то качество, накладывающее отпечаток на поведение человека, а комплекс черт. Они не существуют сами по себе, а проявляются исключительно в разных сферах деятельности.

Часто можно услышать утверждение, что характер дается от рождения. Что делать, если человек таким родился? На самом деле это миф. Черты характера формируются в течение всей жизни с самого раннего детства. На содержание и комбинацию этих черт оказывают влияние социальное окружение, жизненные обстоятельства, культура и традиции общества.

Врожденные особенности психики или темперамент тоже влияют на склад характера, но это влияние не абсолютно, а опосредовано взаимодействием человека и общества. Человеческая натура как бы шлифуется социумом. Поэтому с возрастом характер может меняться – какие-то черты становятся ярче, отчетливее, а другие как бы приглушаются, уходят в тень.

О человеке, у которого черты характера проявляются ярко и накладывают отпечаток на все его поведение, говорят, что у него сильный характер. Слабохарактерность проявляется в непостоянстве, неустойчивости личностных качеств, составляющих склад характера. Например, когда дома человек проявляет себя как самовлюбленный тиран, а на работе – как трус и подхалим.

Таким образом, характер представляет собой разноцветную мозаику, из отдельных элементов которой складывается уникальный образ личности. Говоря о формировании и развитии характера, имеют в виду отдельные его черты, важные, значимые для существования человека в обществе. И в каждом социуме в различные исторические эпохи это могут быть совершенно разные качества личности.

Черты характера и их классификация

Любой человек обладает множеством качеств и свойств, особенностей нервной системы, физиологии, эмоциональной и двигательной сферы. Мы все очень разные, но не все проявления нашей натуры имеют отношение к характеру.

Что такое черта характера

Черта характера – это не просто одно из множества качеств человека, для нее характерен ряд особенностей:

  • устойчивость, постоянство;
  • проявление в различных видах деятельности и сферах жизни;
  • связь с мотивами, потребностями и ценностями личности;
  • влияние на формирование стереотипов поведения и привычек;
  • социальная обусловленность, то есть связь с нормами поведения в обществе.

Наличие таких устойчивых черт позволяет прогнозировать поведение человека. Узнав характер своего партнера, вы можете с уверенностью сказать, как он поступит в том или ином случае. Это существенно облегчает общение людей.

Классификация черт

Качеств личности, составляющих склад ее характера, огромное количество, и простое перечисление их заняло бы слишком много времени и места. Поэтому со времен древнегреческого философа Платона эти качества пытаются классифицировать, выделяя главные.

Например, австрийский врач и естествоиспытатель начала XIX века Ф. Галль, разрабатывая френологию (науку, позволяющую описать характер человека по строению его черепа), выделил 27 базовых свойств, составляющих склад личности. В их число входили инстинкт размножения, потребность в самозащите, любовь к потомству и т. д. В настоящее время ни врожденные инстинкты, ни физиологические особенности человека к характеру отношения не имеют, хоть и в определенной степени могут влиять на его склад.

После Галля попытки составить классификацию черт характера предпринимались неоднократно, но все время получалось так, что какие-то черты не вписывались в данную классификацию.

В настоящее время принято разделять на типы не черты характера, а сферы их проявления. Традиционно выделяют 4 группы таких особенностей личности:

  • Проявляющиеся в отношении к другим людям: индивидуализм и коллективизм, безразличие и чуткость, вежливость и грубость, доброжелательность и агрессивность, лживость и правдивость и т. д.
  • Проявляющиеся в отношении к себе: требовательность, самокритичность, самоуважение, самооценка и др.
  • Проявляющиеся в отношении к делу: инициативность и пассивность, лень и трудолюбие, организованность и неорганизованность, перфекционизм и т. д.
  • Волевые качества: упорство, настойчивость, решимость, самостоятельность, готовность преодолевать препятствия и собственную слабость.

Но эта классификация тоже не полная, так как в нее не вошли такие индивидуальные особенности человека, которые характеризуют его отношение к вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость, скаредность и т. д.

Чрезмерное акцентуирование отдельных черт характера

Разнообразные особенности характера, смешиваясь, образуют тот уникальный сплав, который называют неповторимой личностью. Если какие-то черты или группа близких качеств чрезмерно доминируют, словно выпячиваются на первый план, нарушая гармоничность образа, то говорят об акцентуации характера. Например, ярко выраженная потребность быть всегда на виду, любовь к «показухе», навязчивая общительность и стремление открыто нарушать общепринятые нормы поведения говорят о демонстративном типе акцентуации. А чрезмерная агрессивность, невыдержанность, склонность к скандалам и истерикам – признаки возбудимого типа акцентуации.

Психологи оценивают акцентуацию как некоторое «уродство» характера. Даже если выделяются положительные черты, поведение человека часто становится неприемлемым, неудобным для окружающих. Так, с чрезмерно, до фанатизма аккуратным человеком сложно сосуществовать, а преувеличенная жизнерадостность и общительность бывают очень утомительны.

Всего насчитывается 12 типов акцентуации характера. Но они свойственны далеко не всем и проявляются в основном у подростков. Во взрослом возрасте акцентуации сглаживаются, но могут быть заметны у каждого третьего.

Положительные и отрицательные черты характера

Люди стремятся к тому, чтобы быть принятыми в обществе, стать частью социальной группы, семьи, коллектива. Изгоем жить не хочется никому. Возможно, это покажется странным, но даже самые скандальные, неуживчивые, беспринципные и агрессивные личности хотят, чтобы окружающие люди их ценили и уважали.

Человек же существо социальное, необходимость быть в окружении других людей – это одна из естественных его потребностей. Поэтому так актуален вопрос о положительных и отрицательных чертах характера. Что ценится в обществе, а что отвергается? Какие качества привлекают людей, а какие вызывают неприязнь?

К положительным чертам относятся такие, что делают индивида ценным и полезным для общества. Не меньшее значение имеет способность быть надежным партнером, уметь легко адаптироваться в любой социальной обстановке и не становиться источником конфликтов.

Как уже было сказано, каждая эпоха накладывает отпечаток на социально значимые черты характера. Так, в обществе, ориентированном на индивидуальный успех, важнейшими положительными качествами будут считаться целеустремленность, инициативность, трудолюбие, самостоятельность, самодостаточность вплоть до индивидуализма. А в обществе, где главными ценностями считаются коллективизм и умение подчинять свои желания требованиям коллектива, индивидуализм отвергается и порицается. Но все же, несомненно, есть и общие положительные черты, связанные с общечеловеческими ценностями. К ним можно отнести следующие:

  • честность;
  • трудолюбие;
  • чувство ответственности;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • щедрость;
  • смелость;
  • решительность;
  • вежливость;
  • надежность;
  • верность;
  • чувство сострадания.

К отрицательным чертам относятся такие, которые осуждаются в любом обществе:

Следует также помнить, что когда речь идет о положительных или отрицательных чертах личности, то одно и то же свойство у разных людей может проявляться по-разному. Поэтому в психологических тестах для определения качеств личности имеются специальные шкалы, позволяющие оценить степень проявления той или иной черты в баллах.

Например, страх в тех или иных ситуациях может испытывать каждый человек, но это еще не говорит о его трусости, если он способен преодолеть этот страх и нерешительность. Каждый время от времени испытывает склонность к лени, вопрос в том, насколько лень мешает человеку нормально жить и развиваться. То же можно сказать и о человеконенавистничестве. Нельзя любить всех людей скопом и без разбора, но если эта черта сильно выражена, человек может превратиться в настоящее чудовище. Щедрость – хорошее качество, но это не значит, что человек должен раздать все свое имущество.

Читайте также:  Как быть собой - советы психолога как этому научиться

Есть качества, которые можно оценить и как положительные, и как отрицательные в зависимости от степени выраженности. И не всегда заметно, когда, например, упорство превращается в упрямство, а стремление защитить себя и близких – в агрессивность.

Главный критерий, позволяющий выяснить соотношение отрицательных и положительных черт в вашем характере, – это отношение окружающих людей. Социум – это зеркало, в котором отражается ваш истинный облик, и следует повнимательнее присмотреться к нему.

Честность

Честность – это способность личности выражать свою истинную позицию (мысли), говорить истину при любых обстоятельствах. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способный избегать лжи, недомолвки в суждениях в момент общения с другими. Честность признак совестливости личности, которая способна контролировать действия и слова, быть искренней, не переступать за грань. Личность, обладающая качеством честность, избегает обмана в любой обстановке, не располагая корыстными мотивами дезинформировать собеседника. В противоположность человеку правдивому честный индивид способен говорить неправду, но считается, что при этом он сохраняет свое свойство быть честным, так как верит в неправду сам.

Что такое честность

Честное признание своей вины или неправоты зачастую является сложным даже для самого правдолюбивого человека, это равнозначно совершению подвига индивидом. Быть честным нелегко и не всегда удобно. Это моральное качество характера, основа человеческой добродетели, отражающее важнейшее требование нравственности.

Как свойство индивида честность содержит в себе некоторые иные качества: верность установленным обязательствам, убежденность в действиях, в их правоте, принципиальность, искренность в отношении мотивов, которыми индивид руководствуется.

Честность перед людьми считается направленной из глубины человеческой психики – внешний вид честности (нередко используется как синоним слова искренность). Честность перед самим собой обозначается как внутренний вид честности. Откровенность с собой кажется более простым видом честности. В действительности это свойство индивида очень коварное. Человеку свойственно создавать вокруг себя иллюзии и искренне верить в них, запутывая себя самого в сеть, сотканную изо лжи и несправедливости. Так субъект, придумавший иллюзию верного друга, нашел его в своем знакомом, который попросту удачно воспользовался искренностью субъекта. Человек старается для своего друга сделать все, доверяет ему, помогает, искренне поддерживает, а потом разочаровывается за секунду. Все это время человек был честен с собой, верил и поступал по справедливости, но выходит совершенно иное – он искренне обманывал свою личность.

Индивид, владеющий качеством честности, первым делом характеризуется выполнением своих обещаний, способностью помочь, поддержать в любой жизненный момент. Зная о такой характеристике личности всегда можно поделиться и довериться ей. Ведь честный индивид говорит по делу, искренне, не желая обидеть собеседника. Но такая откровенность с окружающим миром под силу не каждому индивиду в суровой будничной жизни. Нынешнее общество ориентировано на индивидов способных схитрить, подстроиться под кого-то при помощи комплиментов и увиливаний от ответа.

Честность и справедливость в некоторой степени выступают качеством высокоморальных личностей, которые стремятся создать гармонию и совершенство в мире. Особой задачей честных людей есть еще искоренение лжи – не дать другим людям пользоваться благом созданным не правдой, любой ценой добиться справедливости.

Стать на тропу честности каждый решает самостоятельно, и приходит к этому совершенно различными путями. Верующие люди, опираясь на писания в Библии, живут по Божьим законам и этим подталкивают себя быть честными, справедливыми к каждому. Для неверующего, но живущего по принципам морали человека, честность выступает как способ существования, иначе жить он не может. Для таких личностей понятие честности не означает открыть все свои тайны, где и сколько у индивида есть денег, где они спрятаны, и как можно их отыскать. Честный индивид обладает свойством различения грани: где можно сказать истину, а когда лучше промолчать. Его совесть не позволяет откинуть доброту и забыть о переживаниях других. Она позволяет делать упор сначала на доброту, потом уже быть честным.

Понятие честности подразумевает, что индивид способен видеть других людей «насквозь», он не ищет в людях бесчестность и с чистой душой верит только в их благосклонность. На первый взгляд складывается мнение, что честного человека запросто можно обмануть. Если индивид пользуется своей честностью благоразумно, обмануть его не слишком просто, его способность сканировать других позволяет держаться от людей злых помыслом подальше.

Проблема честности

Честность и порядочность – это устойчивая склонность личности к выполнению важных моральных норм, неподкупность индивида. Честные люди осознают различия между правильными действиями и неправильными, между выдумкой и ложью. Люди, преуспевшие в экономическом плане развития своей жизнедеятельности, очень высоко оценивают честность и порядочность, придают им значимости как факторам успеха в развитии личности.

Честность и порядочность являются основой доверия. Одно из основных ее проявлений выражается в уважительном отношении к индивидам отсутствующим в момент разговора. Человек способный обсуждать и отзываться плохо касательно качеств людей за их спиной не заслуживает доверия присутствующих. Двуличный индивид не способный следовать канонам порядочности и честности, никогда не добьется высокого доверия. Даже если будет максимально стараться подстраиваться, исполнять обещанное, быть внимательным к каждой мелочи и стремиться к взаимопониманию. Порядочность подразумевает следование одинаковым принципам морали, безусловно, в каждой ситуации с каждым индивидом. Возможно, такое поведение сначала вызовет недопонимание и конфликт. Но после, когда человек сумеет доказать искренность своих намерений, такое поведение перерастет в абсолютное доверие к нему.

Понятие честность более узкое по сравнению с порядочностью. Зачастую говорят, что порядочность охватывает качество характера индивида честность, но не сводится к ней. Честность – это истинность в сказанных словах и совершенных поступках, когда слова соответствуют действиям. Порядочный человек способен подстроить свои дела соответствовать словам.

Честность и справедливость индивида зависят даже от малейшего выбора совершаемого ежедневно. Поэтому лишь кропотливая работа, нацеленная на саморазвитие способна приблизить человека к этим особенно ценным качествам индивида. Привнося любовь в окружающую среду, создавая гармонию, человек способен максимально быстро заслужить доверие окружающих людей.

Воспитание честности

Честность как черта характера, является не врожденным, а приобретённым в процессе воспитания индивида. Данное свойство необходимо формировать с ранних лет развития личности. Все окружение ребенка должно быть нацелено на воспитание в нем честного индивида с установками на справедливую жизнедеятельность. Именно в детстве стоит показать маленькому человеку, как быть максимально искренним, открыто высказывать мнение, признаваться в совершении поступков, не бояться наказания и не стесняться быть именно таким. Человека нужно приучать отвечать за совершённые деяния, и не бояться испытывать чувство вины, неловкости. Ребенок с пеленок не способен проявлять скрытность и хитрость, обманывать. Все его действия это полученный им опыт, благодаря взрослым окружающим его. Соответственно правдивость и честность должна формироваться на примере поступков людей в среде его жизнедеятельности. Стремительный малыш готовый впитывать как губка все, что совершает «непорочный» взрослый, прежде всего, ориентируется на авторитетные личности: родителей, бабушек, дедушек, учителей или воспитателей в детском саду. Поэтому, выбирая учебное заведение, родители должны адекватно оценить чему может там научиться их ребенок. Ведь непосредственно в этих учреждениях ребенок впервые знакомится с моральными нормами, обязанностями и правами, с примерами честного и правдивого поведения.

Специалисты дают несколько советов, для успешного воспитания честности еще с детства. В первую очередь это доверие ребенку. Если малыш будет чувствовать доверие взрослых, он так же будет вести себя по отношению к ним. Помимо доверия родители должны честно делиться с ребенком событиями, происходящими в жизни. Лгать не следует даже во благо, это будет сложно для осознания малышу. Воспитывая ребенка, нужно показать ему, что правда – это то, на чем строится мир, что она полезна для окружающих. При общении не нужно использовать метод допроса ребенка. Задавая при этом двусмысленные вопросы, которые словно подталкивают его выбрать ложь, нежели сказать правду, в последствие получить наказание.

Объясните ребенку, что за совершённые плохие действия, нужно нести ответственность. А за честные признания следует вознаграждать ребенка: сделайте его наказание условным, дабы показать, что плохой поступок имеет плохие последствия, в то же время искреннее признание вины позволит показать родителям возможные пути решения и дать ребенку возможность исправить свой проступок. Строгие наказания, сверх требования и давление на кроху свидетельствуют о недопонимании между родителем и ребенком. Как следствие малыш начинает говорить неправду из-за страха быть непринятым. Поэтому важнее всего в воспитании честности личности это собственный пример и любовь родителей.

Как воспитывать в детях честность

Давайте рассмотрим несколько советов, которые помогут ребенку осознать, что такое честность.

Совет 1-й. Верьте ребенку

Как правило, дети на доверие отвечают тем же и если в каких-то случаях обманывают, то, скорее всего, не понимают этого.

Пусть ребенок знает и чувствует, что вы ему верите.

Совет 2-й. Объясните, что на правде «держится мир», на детском языке: она – полезна. Люди живут в согласии, если доверяют друг другу

Попробуйте вместе представить такое общество, где все друг друга обманывают. Опишите ситуации обмана и нечестных людей: фальшивомонетчиков, мошенников и т. д. Объясните, что нечестные люди по большому счету проигрывают: им не доверяют, их не уважают.

Совет 3-й. Не создавайте ситуаций для обмана. Избегайте двусмысленных вопросов, когда легче сказать неправду, чем правду

Если ребенок разбил чашку и вы об этом знаете или догадываетесь, не спрашивайте его: «Это ты разбил чашку?» – а лучше скажите: «Я знаю, что ты разбил чашку, расскажи, как это случилось». Такая определенность исключает вариант обмана со стороны ребенка. К тому же, если в этот момент вы доброжелательны, ему незачем говорить неправду.

Слишком строгое наказание дома, завышенные требования и сильное давление со стороны родителей свидетельствуют о непонимании характера ребенка, его возрастных особенностей и кризисных состояний. Это может привести к тому, что ребенок начнет обманывать из страха неприятностей. Иногда ребенок обманывает, чувствуя бессилие выполнить все то, что требуют от него родители.

Совет 4-й. Не учиняйте унизительных допросов

Если ребенок сразу не признался, то настаивать и допрашивать его – бесполезно. Как правило, в таком случае возникает перепалка. «Нет, это не я!» – «Нет, ты признайся!» – «Нет, не я» и т. д. Лучше объяснить, что такие поступки неприемлемы и каким образом можно было достойно выйти из ситуации. В зависимости от ваших принципов воспитания вы можете наказать его (конечно, без применения побоев – я не сторонник жестких наказаний). Но если вы не уверены в том, что это совершил ваш малыш, в этом случае лучше сказать: «Я надеюсь, твои слова – правда. Если нет, я очень огорчусь».

Совет 5-й. Вознаграждайте честность. Если ваш малыш признался вам, то покажите ему свою радость: «Я рад тому, что ты – честный человек, ведь ты сказал правду»

Но здесь возникает самая трудная ситуация: когда малыш признался, как быть с наказанием за проступок? Если вы накажете его, то в следующий раз он может не признаться. Если вы не накажете, то он может не понять, что он совершил запрещенное. Ясно, что в этом случае наказание должно быть условным. Дайте ему возможность исправиться. Главное, покажите отрицательные последствия его поступка и объясните, как его избежать. Пусть ребенок поймет, что вас это очень огорчает и вы надеетесь, что больше он вас не расстроит.

Читайте также:  Характеристика экстраверта - особенности и признаки поведения

Совет 6-й. Показывайте пример честности

Если вы просите отвечать по телефону, что вас нет дома; если в поезде или автобусе, покупая детский билет, ссылаетесь на пятилетний возраст ребенка, хотя ему уже семь; если говорите жене, что у вас нет денег, оставляя заначку на игрушки или для своих нужд, – вы оправдываете случаи, в которых можно лгать. Дети все усваивают, и честность их будет иметь такой же относительный характер.

Маленькие дети не понимают двойной морали. Если такая щекотливая ситуация случилась с вами и дети стали свидетелями, то обязательно объясните им подоплеку события. Признайте, что совершили ошибку, сказав неправду, что это очень неприятно, но иногда случается в жизни.

Когда один из моих друзей был маленьким, с ним произошел случай. Шло время Великого поста. Как-то он пришел из школы домой очень уставший и лег отдохнуть. В это время дома была бабушка, которая думала, что он уснул. Сквозь дремоту мой друг услышал, что на кухне кто-то хрустит. Он вышел на этот звук и увидел такую картину: бабушка, присев на корточки напротив буфета, что-то жевала. Увидев маленького внука, она в ужасе закричала: «Ты никому не говори, ты никому не говори! Черт меня попутал, черт меня попутал!» Нарушать Великий пост было большим грехом. Этот друг рассказывал, что впоследствии, если с бабушкой нельзя было договориться, он начинал ее шантажировать: «Бабушка, я всем скажу. » – и она сдавалась и выполняла все его требования.

Как воспитать в себе сильный характер: практические советы и рекомендации

Большая часть жителей планеты недовольна своим характером. Люди неуверенны в себе, полны сомнений и тревог, страдают от отсутствия решительности и целеустремленности. Они не решают проблемы и не борются с трудностями, пуская все на самотек. Результат — скучная и безрадостная жизнь. Можно ли изменить ситуацию? Как воспитать в себе сильный характер?

Что такое сильный характер

Сильный характер — это способность человека твердо следовать своим принципам и убеждениям, а также уверенно идти к достижению поставленных целей. Не стоит путать его с упрямством и гордостью.

То, насколько сильным является характер, зависит от трех его составляющих:

  1. Сила принципов и убеждений. Можно сказать, что это отношение человека к себе, своей жизни и будущему. Наглядный пример — кодекс чести офицера или самураев (Бусидо).
  2. Сила духа. Состоит из трех отдельных частей: вера, преданность и бесстрашие. Эти качества определяют торжество духовной составляющей человеческой сущности над материальной.
  3. Сила воли. Представляет собой способность бороться с ленью и жалостью к себе и неуклонно следовать к своим целям.

Слабохарактерный человек, в отличие от сильного, не обладает перечисленными качествами. У него нет собственных принципов и убеждений. Зачастую он не знает, чего хочет от жизни, и идет на поводу у окружающих.

Как воспитать сильный характер

Воспитывать сильный характер можно с раннего детства. В истории есть такие примеры. Это рыцари, обучение которых начиналось в 7 лет. Другой вариант — развитие по мере взросления и решения жизненных проблем, а также преодоления каких-то препятствий.

Еще один способ стать сильнее — самостоятельно работать над собой. Здесь придется намеренно создавать условия, способствующие развитию характера.

Как невозможно развить в себе сильный характер

Процесс воспитания характера требует, в первую очередь, наличия желания действовать, времени, а порой и самопожертвования. Существует ряд требований, игнорирование которых сведет все усилия на нет:

  • покинуть зону комфорта;
  • избавиться от лени, страхов и рабства привычек;
  • развиваться не только в мыслях, но и на деле;
  • заниматься с максимально возможной регулярностью;
  • уважать себя, помнить о достоинстве (не сравнивать с гордостью и высокомерием);
  • бороться с воздействием внешних факторов;
  • не насиловать, а дисциплинировать себя.

Удачные советы для развития сильного характера

Стать сильным и уверенным в себе человеком можно несколькими способами. Главное — не лениться и не жалеть себя. Результат не заставит себя ждать.

Задайте себе вопросы

Человек создает действительность своими собственными руками. И это касается не только положительных моментов. Негатив люди также создают самостоятельно, возможно, даже получая от него выгоду.

Понять вышесказанное поможет наглядный пример. Допустим, кто-то безуспешно борется с нерешительностью, слабым характером и отсутствием целей. Откуда у него появились эти качества? Не стоит сразу винить внешние обстоятельства. Может, человек просто не хочет быть успешным? Он боится быть первым или выделяться на фоне толпы. В ответ на эти страхи организм формирует и развивает те черты характера, которые защищают от благополучия. Вследствие этого, человек продолжает жить в своем собственном комфортном для него мире, не пытаясь его изменить.

Принимая во внимание вышесказанное, следует задать себе три важных вопроса:

  1. Зачем нужны определенные качества моего характера?
  2. Какую роль они играют в моей жизни?
  3. Как эти качества защищают от внешнего мира?

Честные ответы помогут понять, что и как нужно изменить в своем характере для того, чтобы он стал сильнее.

Подумайте, действительно ли у вас есть качества, которые мешают жить

Может быть, таких качеств в характере и нет, а мнение об их существовании навязали родители, друзья или знакомые. К примеру, ребенку с детства говорят, что у него руки растут не с того места и он — полная бездарность. До поры до времени он так и будет думать. Но в какой-то момент поймет, что на самом деле все не так уж и плохо. Он может отремонтировать любую поломку или создать что-то своими руками. Получается, что недостаток надуман.

Нужно сесть и серьезно проанализировать, действительно ли существуют проблемы с чертами характера? Возможно, это всего лишь плоды воображения.

Сформулируйте, какие качества хотите приобрести

Нужно четко обозначить свои предпочтения, выбрав самые желаемые черты характера. Это может быть решительность, целеустремленность, уверенность в себе и т.д.

Психологи рекомендуют говорить о качествах двумя фразами: я хочу получить и я уже имею эти качества в своем характере. Благодаря этому, процесс их развития пойдет быстрее.

Вспомните известного человека, который обладает нужными качествами

Не обязательно, чтобы это был реальный человек. Можно взять за пример любимого героя из книги, фильма или даже мультика. Главное, чтобы у него были нужные человеку черты характера.

Нужно представить себя на месте своего примера для подражания. Следует мысленно побывать в тех ситуациях, где был он, и подумать, как можно было бы поступить на его месте.

Представьте, что вы уже обладаете нужными качествами

Нужно представить не только сильный характер, но и правильные поступки, уверенное движение к поставленным целям. Следует включить воображение на полную силу и задержать полученный образ в сознании хотя бы на несколько минут. Повторять упражнение желательно регулярно. Оно поможет получить дополнительную энергию для осуществления всех задуманных желаний.

Преодолевайте сложности

Как воспитать в себе характер таким способом? О том, что лучше всего его закаляют трудности, знают многие. Поэтому нужно покинуть зону комфорта. Это обязательное условие. Только в таком случае получится найти свои слабые места и измениться к лучшему.

Читайте книги

Не важно, что за книги это будут. Психологи рекомендуют читать литературу всех жанров, каждый из них научит чему-то новому:

  • автобиографии показывают, как воспитали характер сильные, известные на весь мир люди;
  • художественные произведения способствуют развитию воображения и побуждают проигрывать в уме возможное развитие событий;
  • книги по саморазвитию дают мотивацию и возможность изучить несколько полезных приемов из психологии.

По мнению специалистов, начать можно с произведений Дейла Карнеги, Стивена Кови и Робина Шарма (“Как перестать беспокоиться и начать жить”, “7 навыков высокоэффективных людей”, “Монах, который продал свой Феррари”).

Имейте свое мнение

Человек, имеющий сильный характер и уверенный в своей правоте, не боится озвучить личное мнение. Он отстаивает его, даже если оно сильно отличается от общепринятого и подвергается критике. Делать это крайне сложно, потому что часто люди становятся рабами чужих желаний и предпочтений. Выйти из рабства и сохранить индивидуальность — проявление сильного характера.

Нужно сесть и серьезно подумать, какие поступки и действия совершаются под давлением со стороны, а какие по собственной воле. Не стоит стесняться закончить вызывающий дискомфорт разговор только из-за боязни обидеть собеседника. Или кушать в кафе блюдо, которое не нравится, из-за того, что счет уже оплачен. На первом месте должно быть свое мнение. Нужно научиться отстаивать его. Это поможет не только стать увереннее в себе, но и развить полезные черты характера.

Ставьте цели и добивайтесь их

Для чего нужны цели? Чтобы знать верное направление движения. Нужно взять лист бумаги и написать, к чему хочется стремиться. Причем рекомендуется четко указать сроки воплощения желаний в жизнь: неделя, месяц, год. Через время следует проверить, что из записанного уже было сделано, и внести поправки. Можно дописать новые цели.

Психологи советуют быть конкретными не только в датах, но и в самих желаниях. Не нужно писать размытые фразы. Нужна точность. К примеру, можно запланировать сбросить пару килограммов к определенной дате или прочитать интересную книгу. Если говорить о более глобальных целях, это может быть карьерный рост или же отпуск в новом месте.

Говорите «нет»

Это сложное, но в то же время необходимое умение. По мнению многих людей, неспособность прямо и честно отказать является проявлением слабого характера. Зачастую человеку приходится пожертвовать не только своим мнением, но и комфортом в угоду другим. Слово же “нет” поможет исправить ситуацию.

Важно научиться уважать себя, свое время и личное пространство. Только в таком случае люди будут относиться к нам так же.

Присмотритесь к своему окружению

Не все друзья и родственники оценят старания измениться в лучшую сторону. И это не удивительно, поскольку они привыкли использовать человека в своих корыстных целях. Он стал для них “удобным”. Кто-то, возможно, позавидует, потому что из-за собственной лени, слабости или обстоятельств не может сделать так же.

Если есть желание воспитать в себе сильный характер, общение с такими людьми лучше избегать или свести к минимуму. Они не помогают идти вперед, а тянут вниз ко дну. Рядом нужны люди, которые идут по тому же пути и являются примером для подражания. Нужно дружить с теми, кто поможет меняться и становиться сильнее.

Психологи рекомендуют не портить жизнь рядом с теми, кто свою уже испортил.

Заключение

Итак, перед тем, как воспитать характер, нужно посмотреть на себя со стороны и понять, что изменить. Следует определить лишние качества и те, которые хотелось бы развить. Только после этого приступайте к действию. Процесс будет нелегким, но результат превзойдет все ожидания. Регулярные занятия помогают сделать характер сильнее, стать увереннее в себе, научиться отстаивать свое мнение и неуклонно следовать собственным принципам.

Оцените статью
Добавить комментарий