Десенсибилизация систематическая, специфическая – методы, техники

Содержание

Десенсибилизация систематическая, специфическая – методы, техники

Систематическая десенсибилизация по Вольпе

Психотерапия систематической десенсибилизацией — форма поведенческой психотерапии, служащая целям снижения эмоциональной восприимчивости по отношению к определенным ситуациям. Разработана Дж. Вольпе на базе экспериментов И.П. Павлова по классическому обусловливанию (Wolpe J. Praxis der Verhaltentherapie, Bern, 1974). Основывается на предположении, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

Согласно Вольпе, торможение реакций страха имеет три этапа;

  1. составление списка пугающих ситуаций или стимулов с указанием их значимости или иерархии;
  2. обучение какому-либо методу мышечной релаксации с целью формирования навыка создавать физическое состояние, противоположное состоянию при эмоции страха, то есть навыка тормозить реакцию страха;
  3. поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации. Примером может быть работа с транспортной фобией. Больного обучают, например, методу аутогенной тренировки. Затем больного учат представлять себя находящимся в метро, сохраняя ровное дыхание и расслабленные мышцы. Затем инструктор может спуститься с ним в метро, помогая контролировать дыхание и состояние мышц. Затем инструктор может проехать с больным вместе одну остановку. На следующий день больному предлагается одному спуститься в метро, контролируя дыхание и состояние мышц, на следующий — проехать одну остановку, и так далее до исчезновения реакции страха.

Процедура психотерапии систематической десенсибилизацией состоит из нескольких этапов. На первом этапе пациент обучается методике глубокого расслабления (при помощи гипноза или наркотизации); на втором этапе терапевтом и пациентом составляется так называемый „Лист иерархии страхов“, в начале которого указывается ситуация (или предмет), вызывающая наименьший страх, в конце — наибольший, с промежуточными 8–15 ситуациями; на третьем этапе начинается собственно тренинг десенсибилизации. При этом пациенту, который находится в состоянии полного расслабления, предлагается мысленно воспроизвести такую ситуацию, которая вызывает у него минимальный страх, и постараться „вжиться“ в нее. Таким образом прорабатываются все позиции „Листа иерархии страхов“. Когда данный метод применяется по отношению к маленьким детям, то в качестве положительного подкрепления используют не расслабление, а, например, возможность заниматься с другими детьми, ласка взрослого, лакомства; пугающие же ситуации сценически проигрываются или предъявляются на картинках. Метод имеет наибольший эффект тогда, когда можно достаточно точно определить ту ситуацию (или предмет), в которой произошла фиксация страха (или стыда).

Литература: Свядощ А.М. Неврозы, М., 1982, с. 273–277; Wolpe J. Experimental neuroses as learned behavior, „British J. Psychol.“, 1952, 43, p. 243–268.

Развитие техники систематической десенсибилизации

Долгое время систематическая десенситизация была царицей техник в борьбе с тревогой. Однако в настоящее время идеи Вольпе о трех этапах торможения реакций страха используются достаточно изолированно, а техники работы с тревогой несколько видоизменились. Например, большое распространение получила техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention). Конфронтация означает помещение клиента в пугающую ситуацию. Обычно при этом у клиента возникает выраженная реакция страха, сопровождающаяся поведением избегания. Согласно теории научения, поведение избегания закрепилось в силу негативного подкрепления, так как приводило к уменьшению реакции страха. Главная цель этого метода — предотвратить реакцию избегания. Запрет на избегание может быть, например, в форме контракта с клиентом на проведение эксперимента, цель которого — убедиться в необоснованности собственных опасений.

Например, можно предложить клиенту с социальными страхами и ожиданием враждебных реакций со стороны окружающих спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. По мере проведения такого эксперимента и получения в основной массе доброжелательных или спокойно-равнодушных ответов клиент убеждается в необоснованности своих опасений (реакция страха не находит подкрепления) и его напряжение на улице спадает, то есть в результате конфронтации с пугающей ситуацией поведение меняется: меняются ожидания и происходит научение. Подробнее см.→

Десенсибилизация

Для решения психологических проблем и устранения психических расстройств используют различные методы психотерапии. Одной из них является десенсибилизация, которая бывает специфической и систематической. Она является одним из направлений поведенческой психотерапии, когда человек обучается новому поведению в пугающей для себя ситуации.

У каждого человека есть страхи. Панические атаки являются самыми неконтролируемыми. В критической ситуации человек не задумывается ни над чем, он просто подчиняется своим инстинктам и внутренним порывам, которые говорят «Бежать!». Однако не каждая ситуация должна сопровождаться таким исходом. Существует множество видов социальных фобий, которые ничем не угрожают человеку. Здесь рекомендуется справляться с собственными страхами, чтобы они не управляли человеком.

На сайте психотерапевтической помощи psymedcare.ru рассмотрим один из методов – десенсибилизацию, которая позволяет устранить многие тревожные состояния, страхи, панические атаки и даже аллергические реакции организма.

Что такое десенсибилизация?

Что такое десенсибилизация? Термин происходит от латинского слова, который обозначает «снижение чувствительности». Он был заимствован из области фотографий, где происходит процесс снижения чувствительности фотопленки. Также он известен в медицине, где используется специфическая десенсибилизация для устранения еских реакций организма путем постепенного введения аллергенов, чтобы организм приучался правильно на них реагировать.

Десенсибилизация является психотерапевтическим методом, разработанным Ф. Шапиро, который позволяет лечить индивидов от ситуаций, когда они испытывают сильные эмоциональные переживания. Страх, тревога, негативная напряженность являются самыми распространенными ощущениями, с которыми борется десенсибилизация.

Ученый говорил о том, что после пережитой психологической травмы человек начинает неправильно, автоматически и искаженно интерпретировать посылы, которые ассоциируются с данной пугающей ситуацией. В момент страха посылы закладываются в удаленных уголках подсознания, к которым человек не имеет доступа. Теперь он просто начинает автоматически реагировать на какие-то раздражители, которые тем или иным образом напоминают травмирующее событие. Человек уже не выбирает, а просто реагирует, действуя автоматически.

Метод десенсибилизации направлен на снижение внутренней негативной напряженности, страхов, тревоги, чтобы человек более адекватно реагировал на тревожные предметы, пугающие события.

Методы десенсибилизации

Суть метода десенсибилизации заключается в устранении мышечных зажимов, которые возникают в теле человека, который боится. Цель – устранить напряжение, чувство страха и тревоги на раздражители, которые пугают. Здесь следует понимать, где концентрируются зажимы в теле человека, чтобы иметь возможность ими управлять.

В момент страха тело человека меняется: возникают зажимы в определенных группах мышц. Это является естественной реакцией организма на пугающую ситуацию, когда он готовится обороняться или убегать. Зажимы возникают в воротничковой зоне, мышцах кистей рук и вокруг глаз, а также в диафрагмальной области. Чем продолжительнее происходит воздействие пугающей ситуации, тем больше становится мышечный зажим.

Главной задачей метода десенсибилизации является устранение данных зажимов путем их расслабления, особенно в момент страха. Техника включает в себя повторное проживание пугающей ситуации, при которой человек приучается снимать свои мышечные зажимы.

Методик десенсибилизации существует много, однако суть их одна. Отличаются лишь техники и обстановка, в которой проводится десенсибилизация.

Типичная методика десенсибилизации заключается в представлении человеком или попадании в тревожную ситуацию с последующим расслаблением мышц. Все это происходит под наблюдением психотерапевта. Человек приучает свое тело к расслаблению в ситуации, где присутствует пугающий его раздражитель. Если человек может расслабиться, тогда пугающий фактор приближают к нему. В случае возникновения сильного зажима, то раздражитель отодвигают. Таким образом, человек постепенно научается оставаться расслабленным в ситуации, которая его может тревожить или пугать, что происходит путем тренировок и мышечного расслабления.

Здесь можно использовать дыхательные практики, когда человек старается сохранить спокойное и ровное дыхание при представлении или в момент развития пугающей ситуации. Если человек может оставаться спокойным на уровне дыхания, это способствует устранению зажимов.

Десенсибилизация путем движения глаз является кратковременной и самой распространенной за счет своей простоты. Ею можно пользоваться в любой момент, особенно когда человек непосредственно сталкивается с пугающим или тревожным событием.

Систематическая десенсибилизация

Одним из направлений рассматриваемой методики является систематическая десенсибилизация, предложенная Д. Вольпе. Его разработка основывается на следующем постулате.

Все неадекватные и неконтролируемые реакции человека являются следствием страха или тревоги. Человек испытывает их так же ярко, если воображает пугающую ситуацию, как если бы он реально попал в нее. Здесь можно использовать метод поглощения: пугающий посыл поглощается посылом, который ассоциируется с чем-то положительным, хорошим. Если животные испытывают удовольствие от еды, то человек может снимать зажимы расслаблением. Таким образом, умение человека вызывать у себя ощущение расслабления в момент пугающей ситуации позволяет ему осуществить десенсибилизацию.

Суть метода заключается в следующем: человек расслабляется, после чего в его воображении начинают провоцировать различные пугающие картины. Все начинается с самых легких представлений или внешних раздражителей, постепенно их усиливая и делая устрашающими. Человек на каждом этапе должен сохранять спокойствие или приучаться к расслаблению. Окончательный этап заключается в том, что человек в самой пугающей ситуации чувствует себя расслабленным.

Систематическая десенсибилизация может оказаться неэффективной в ситуации, когда у человека имеются вторичные выгоды от его страха. Так, женщина может страдать агорафобией, что позволяет ей удерживать мужа, который ее жалеет. Она в данном случае не сможет пройти все этапы десенсибилизации, поскольку каждый раз будет возникать зажим из-за того, что в случае исчезновения агорафобии женщина лишится мужа.

Специфическая десенсибилизация

Специфической десенсибилизацией занимался Джекобсон, который разделял сеанс на 3 этапа:

  1. Изучение приемов мышечной релаксации.
  2. Построение иерархии событий, которые пугают.
  3. Десенсибилизация – релаксация в момент устрашающего события.

Самым важным этапом является построение иерархии. Поскольку у каждого человека есть множество различных пугающих ситуаций или явлений, предметов, то следует создать иерархию, где четко указано, какие страхи являются менее пугающими, а какие – наиболее страшными. Это позволит проработать сразу несколько страхов, сохраняя мышечное расслабление в любой ситуации.

В иерархию заносятся страхи, с которыми человек реально может столкнуться или уже сталкивается периодически. На этапе десенсибилизации процесс контролируется психотерапевтом, который меняет ситуации, которые прорабатываются.

За один сеанс может прорабатываться до 4 пугающих событий. Сначала берется менее пугающее событие. Человек представляет его 5-7 секунд, после чего переходит к методикам расслабления, что длится 20 секунд. Так происходит несколько раз, пока человек полностью не расслабится при представлении или виде пугающего явления. Затем так же прорабатывается другой страх, который является более пугающим.

Если человек не может расслабиться на каком-то этапе, тогда психотерапевт переходит к предыдущей ситуации, менее страшной. Здесь главной остается обратная связь, когда клиент открыто заявляет психотерапевту о том, смог он расслабиться или продолжает бояться.

Десенсибилизация эффективна как при монофобиях, так и при многочисленных страхах. Есть ситуации, в которые человеку трудно попасть, поэтому их проработка будет затрудненной. Однако при наличии множественных страхов проработка происходит сразу нескольких фобий.

Десенсибилизация движениями глаз

В техники десенсибилизации относят проработку ситуацию движениями глаз (глазными яблоками). В момент страха информация деструктивно обрабатывается, что не позволяет мозгу ее нормально воспринять, из-за чего возникают ночные кошмары. Именно на этапе быстрого сна возникает эффект быстро бегающих глаз.

Метод движениями глаз позволяет обратиться к тем отделам мозга, которые недоступны сознанию человека. Десенсибилизация движениями глазных яблок включает 8 этапов:

  1. Первый этап заключается в оценке безопасности и способности клиента справиться с ситуацией. Здесь его обучают различным методам расслабления, помогают в решении травмирующих воспоминаний и устранении стресса.
  2. На втором этапе проявляются паттерны поведения и болезненные симптомы. Психотерапевт объясняет клиенту, какие движения глаз являются менее болезненными.
  3. На третьем этапе выявляется как отрицательное убеждение (которое помогает в закреплении страха), так и положительное (которое человек хотел бы иметь о себе).
  4. На четвертом этапе происходит процесс десенсибилизации. Человек представляет себе травмирующую ситуацию, после чего либо самостоятельно, либо путем движения руки психотерапевта совершает движения глазами из одной стороны в другую. Следует совершить до 30 полных движений, после чего отмести травмирующее событие. Так происходит до тех пор, пока клиент сам не отметит снижение тревожных переживаний до 1 бала.
  5. Пятый этап заключается в инсталляции нового убеждения на основе пережитого опыта. Клиент сам начинает понимать, что может чувствовать и вести себя иначе.
  6. Шестой этап заключается в сканировании своего тела на выявление зажимов. Человек снова представляет себе травмирующую ситуацию с учетом того положительного убеждения, который он себе сформировал. Мысленно он проходится от макушки до пят, чтобы выявить мышечные зажимы. Если они имеются, тогда методика движения глазами повторяется до тех пор, пока негативные зажимы полностью не исчезнут.
  7. На седьмом этапе человек обучается полному сохранению равновесия, что может произойти через гипноз или иные техники.
  8. На восьмом этапе происходит переоценка всего пережитого и проработанного, чтобы понимать, необходимо ли переходить к новым целям.
Читайте также:  Детский суицид - профилактика, статистика, причины

Длительного одного сеанса занимает 1-2 часа. Количество сеансов в неделю – не более 2.

Десенсибилизация в психологии

Методы десенсибилизации довольно часто используются в психотерапевтической деятельности. Они могут быть неявными или явными, когда психолог непосредственно прибегает к десенсибилизации. Так, ярким примером является когнитивно-поведенческая психотерапия в психологии, когда человека вводят в травмирующую ситуацию после установления контакта с психотерапевтом, которому он теперь доверяет.

Другой пример – сеансы психоанализа, когда клиент располагается на кушетке, где уже происходит мышечное расслабление. Человек рассказывает о своих переживаниях, при этом остается мышечно расслабленным, что и позволяет ему прорабатывать собственные переживания, даже не замечая этого.

Каждая психотерапевтическая техника является полезной при работе с клиентами. Десенсибилизация используется как при работе со взрослыми, так и при устранении различных страхов у детей. Тревога, страх, паническая атака, беспокойство – все это приводит к негативным итогам, когда человек желает убежать от ситуации, а не решить ее. Десенсибилизация позволяет становиться смелыми и открыто смотреть в глаза собственному страху.

В некоторой степени это может помочь в продолжительности жизни, поскольку всем известны случаи, когда на фоне тревожных переживаний или страха человек становился больным и даже погибал. Чтобы стрессовые и пугающие ситуации не лишали вас радости жизни, следует воспользоваться предложенными техниками и методами десенсибилизации.

Десенсибилизация систематическая, специфическая – методы, техники

Систематическая десенсибилизация – один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии. Основной принцип метода заключается в том, что антагонистическая по отношению к страху реакция, которая может быть сформирована во время действия стимулов, вызывающих страх, постепенно подавляет его реакции. Метод систематической десенсибилизации причисляют к наиболее часто используемым методам поведенческой психотерапии. По подсчетам, больше трети публикаций на темы поведенческой психотерапии так или иначе связаны с этим методом.

Происхождение термина

Термин «десенсибилизация» (с лат. «понижение чувствительности») заимствован из фотографии, где он применялся для обозначения процесса уменьшения светочувствительности фотопленки. Также термин используется в медицине, где широко применяется к лечению аллергии как метод уменьшения или устранения повышенной чувствительности организма к введению аллергенов.

Суть метода

Сам Вольпе характеризовал свой метод как «поэтапное устранение невротических привычек страха», т.е. постепенное снижение эмоциональной восприимчивости к тем или иным объектам или ситуациям. Под неврозом Вольпе понимает обусловленный (т.е. выученный) страх, который становится причиной большинства форм неадаптивного поведения. Если удается найти способы снижения или полного угашения невротического страха, то избавление от него приводит и к устранению привычных поведенческих его проявлений, т.е. к излечению. Между страхом и тревожностью Вольпе не делает никакого различия, поскольку с психофизиологической точки зрения они тождественны.

Метод систематической десенсибилизации подразумевает возникновение механизма противообусловливания, в ходе которого не вызывающий страх стимул гасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление, у человека же одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие сначала меньшую, а затем все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Таким образом, страх и тревога могут быть подавлены, если объединить стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные ему. Для объяснения понятия переобуславливания Вольпе ввел более общее понятие: «взаимное торможение» — термин, впервые использованный Шеррингтоном при описании реакций спинного мозга. Вольпе расширил его на высшие нейрофизиологические процессы, то есть ситуации, в которых появление некой реакции, возможно, вызывает ослабление одновременной реакции. Он предполагал, что если после противоположной реакции понижается побуждение, то предыдущая реакция должна подвергнуться условному торможению. Вольпе описал ряд противоположных реакций по отношению к страху и разработал несколько техник, связанных с принципом взаимного торможения. Из многочисленных поведенческих реакций, считающихся противоположными страху, в терапии чаще всего используется мускульная реакция. Она является основой «систематической десенсибилизации» симптомов, связанных со страхом.

История возникновения

Метод систематической десенсибилизации был разработан южноафриканским терапевтом Джозефом Вольпе на базе экспериментов И. П. Павлова по классическому обусловливанию. Психолог отталкивался от предположения, что при фобии происходит генерализация аффекта, и эмоциональное переживание страха связывается с первоначально нейтральными признаками тех ситуаций, в которых произошло зарождение страха. В силу этого формулируется психотерапевтическая цель — добиться угашения условного рефлекса, в качестве которого выступает переживание страха на объективно нейтральные стимулы, связав эти стимулы с приятным подкреплением.

В годы Второй мировой войны Дж. Вольпе был офицером медицинской службы Южноафриканской армии. Проходил службу в психиатрическом военном госпитале, отдельные пациенты которого страдали от так называемого «военного невроза», известного сегодня как посттравматическое стрессовое расстройство. Доктор Вольпе и его коллеги пытались использовать лекарственную терапию, чтобы помочь пациентам справиться с травмирующими воспоминаниями сражений, но результаты в целом были неудовлетворительными. Именно эти неудачи подтолкнули Вольпе к поиску новых методов лечения тревожных расстройств. В послевоенные годы Вольпе изучал модель тревожного невроза у котов. На подопытное животное воздействовали электрическим током в сочетании с сильными световыми и звуковыми раздражителями до тех пор, пока у животного не вырабатывалась стойкая паническая реакция на одно лишь приближение к клетке. После того, как фобия была сформирована, можно было исследовать эффективность различных методов лечения. Оказалось, что самым надёжным способом избавления от фобии было постепенное и систематическое предъявление вызывающих страх стимулов во время кормления животных. Вначале кота с фобией кормили в помещении, где находилась клетка, на определённом расстоянии от последней. Затем миску с едой ставили немного ближе к клетке, потом ещё ближе, потом внутри клетки… В конце концов животное «переучивалось» и могло совершенно спокойно чувствовать себя в той самой клетке, которая совсем недавно вызывала панику. Таким образом, основой для терапевтических мероприятий стал принцип реципрокного торможения. Постепенно кошки теряли всякую чувствительность к электрическим ударам, которые ранее вызывали у них явное беспокойство. Тогда Вольпе предположил, что тревожность и неуверенность можно лечить, замещая страх в социальной ситуации другой, несовместимой со страхом, эмоцией или замещающим поведением. Психотерапевт доказал, что «если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тревогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги». Иными словами, страх может быть устранен, если заменяется состоянием, противоположным страху. В результате проведенных исследований доктор Вольпе затем пришёл к выводу, что для взрослых людей лучшим способом формирования состояния, противоположного страху и напряжению, является нервно-мышечная релаксация по Джейкобсону.

Три этапа десенсибилизации по Вольпе

Торможение реакций страха осуществляется в три этапа:

  • составление списка пугающих ситуаций/стимулов с указанием их иерархии;
  • обучение какому-либо методу мышечной релаксации для создания физического состояния, противоположного состоянию при эмоции страха;
  • собственно тренинг десенсибилизации: поэтапное предъявление пугающего стимула или ситуации в сочетании с применением метода мышечной релаксации с возрастанием степени тревожности ситуаций из списка.

Во время предварительных сессий проводится тренинг мышечного расслабления, обычно по сокращенной методике Джейкобсона, заключающейся в напряжении и расслаблении отдельных групп мышц и выполнении упражнений на распознавание ощущений, связанных с состояниями напряжения и расслабления мышц. Обычно пациента просят заниматься релаксацией дома между сеансами. Существуют различия в методах, вызывающих релаксацию. Некоторые используют гипнотическое внушение или разновидность аутогенной тренировки.

На последнем этапе важную роль играет вера пациента в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, поскольку последние являются противообусловливающими факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому методика оказывается более эффективной при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным, а конечный результат десенсибилизации находится в прямой зависимости от качества расслабления. Сам Вольпе в своей терапии не просто применял технику реципрокной ингибиции; его взаимоотношения с пациентом всегда были дружескими и эмпатическими; он тщательно изучал историю жизни пациента; он давал интерпретации; он использовал внушение и убеждение, говоря пациенту, что если он пройдет через ряд релаксаций, то начнет чувствовать себя лучше. Таким образом, неотъемлемыми составляющими его психотерапевтических сеансов были: когнитивное научение, корректирующие эмоциональные переживания, эмпатическая природа взаимоотношений между пациентом и терапевтом, моделирование и повторение.

При простых фобиях обычно проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди, применительно к каждой фобии. Не рекомендуется, чтобы сеансы десенсибилизации превышали 30 минут.

Показания к применению метода

  • Метод систематической десенсибилизации как правило используется если:
  • У пациента отмечаются монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности найти реальный стимул (страх полета в самолете, боязнь редких видов животных).
  • У пациента наблюдается повышенная тревожность, возникающая в ситуациях, когда отсутствует объективная опасность или угроза физической или личностной безопасности. Данная тревожность характеризуется достаточной продолжительностью или интенсивностью настолько, что доставляет клиенту тяжелые аффективные переживания и субъективные страдания.
  • Реакции повышенной тревожности пациента приобретают специфичность, вызывая психофизиологические и психосоматические расстройства: мигрени, головную боль, бессонницу и т.д.
  • Высокая интенсивность тревожности и страхи пациента приводят к дезорганизации и распаду сложных форм поведения. (Например, неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой).
  • У пациента наблюдается сильное желание избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с повышенной тревожностью и страхами, что приводит к реакциям избегания травмирующих ситуаций как своеобразной формы защиты. (Например, ученик прогуливает уроки, стараясь избежать опроса и контрольных работ при объективно-высокой степени усвоения учебного материала.)
  • Реакция избегания пациента замещается дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева.

Десенсибилизация при работе с детьми

В работе с детьми психотерапевты часто используют метод контактной десенсибилизации, суть которого состоит в том, что на втором этапе, помимо побуждения пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данной фобии, действий согласно составленному списку). Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они сталкиваются со страхами ребенка.

Групповая терапия

Десенсибилизация в воображении обычно проводилась как индивидуальная терапия. Позже Лазарус описал групповую терапию пациентов при помощи этого метода. Пациентам с одинаковой фобией была представлена одна и та же иерархия для десенсибилизации. Пациентам с различными фобиями во время групповой терапии вручались на листочках ситуации из их собственной иерархии. Пауль и Шеннон, а также Кондас использовали групповую десенсибилизацию для лиц с фобией публичных выступлений и экзаменов. Миглер и Вольпе ввели понятие автоматической десенсибилизации, используемой для лечения пациентов с фобией публичных выступлений. Инструкции на тему расслабления и десенсибилизации были записаны на магнитофон самим пациентом. Пациент забирал магнитофон домой и сам проводил сеансы десенсибилизации. Вольпе сообщает, что Ланг лечил многих от фобии змей с помощью магнитофона.

Использование лекарственных средств

Некоторые терапевты использовали фармакологические средства или вместо оригинального метода Джейкобсона, или как вспомогательный фактор. Вольпе предлагал использовать мепробамат и хлорпромазин, а также фосфат кодеина. Рахман применял в лечении долантин и скополамин. Лазарус использовал для лечения детей амитал и фенилгликодал. Фридман использовал быстродействующие барбитураты — натриевую соль метоксиэтана в субнаркотических дозах. Плюсы последнего метода заключаются в быстродействии, отсутствии сонливости после сеанса, возможности контролировать степень расслабления и вводить в случае необходимости дополнительные дозы. Расслабление мышц с помощью лекарств или без них является наиболее часто используемой противоположной реакцией. Более редкие техники заключаются в демонстрировании картинок, вызывающих требуемые чувства. Лазарус использовал при лечении детских фобий пищеварительные реакции. Лазарус и Абрамовиц изучали возможность использования рисунков, вызывающих положительные чувства.

Читайте также:  Самовнушение человека - методы, техники, лечение

Критика

Долгое время десенсибилизация считалась лучшим методом борьбы с тревогой и фобиями. Однако в настоящее время идеи Вольпе о трех этапах торможения реакций страха используются достаточно изолированно, а техники работы с тревогой несколько видоизменились. Например, большое распространение получила техника конфронтации с подавлением тревожной реакции. Конфронтация означает помещение пациента в пугающую ситуацию. Обычно при этом у пациента возникает выраженная реакция страха, сопровождающаяся поведением избегания. Согласно теории научения, поведение избегания закрепилось в силу негативного подкрепления, так как приводило к уменьшению реакции страха. Главная цель этого метода — предотвратить реакцию избегания. Запрет на избегание может быть, например, в форме контракта с пациентом на проведение эксперимента, цель которого — убедиться в необоснованности собственных опасений. Например, можно предложить пациенту с социальными страхами и ожиданием враждебных реакций со стороны окружающих спрашивать на улице у идущих навстречу прохожих, который час. По мере проведения такого эксперимента и получения в основной массе доброжелательных или спокойно-равнодушных ответов пациент убеждается в необоснованности своих опасений (реакция страха не находит подкрепления) и его напряжение на улице спадает, то есть в результате конфронтации с пугающей ситуацией поведение меняется: меняются ожидания и происходит научение. Предполагается, что при форсировании реакции страха спонтанно прекратятся. При насыщении раздражителями пациента, который страдает, например, фобией змей, целеустремленно и чрезмерно его сталкивают поочередно с живыми змеями и интенсивным представлением о змеях. Есть много видов такого «лечения методом кавалеристского наскока», применение которых весьма широко (имплозивная терапия Стэмпфла и т.д.).

Джадд Мармор, профессор психиатрии Калифорнийского университета критиковал идеи Вольпе о создании единой психотерапевтической науки, основанной на бихевиоральном подходе и отрицании динамической психотерапии. Мармор ставил под сомнение веру Вольпе в оптимальность бихевиорального подхода и его убежденность в том, что любой невроз можно исцелить с его помощью, а также статистику, согласно которой у умелого бихевиорального терапевта состояние 80% пациентов улучшается в среднем после 26 сеансов. ТакжеАрнольд Лазарус и Исаак Маркс указывают на ограниченность возможностей чисто бихевиорального подхода.

Метод систематической десенсибилизации

Модель классического обусловливания послужила основой для разработки таких методов коррекции поведения, как аверсивная терапия, метод систематической десенсибилизации, имплосивная («шоковая») терапия. Аверсивная терапия использует механизм подавления (вытеснения) поведенческой реакции за счет отрицательного подкрепления нежелательного поведения. Метод систематической десенсибилизации и имплосивная терапия основываются на механизме актуализации (освобождения) подавленной реакции. Имплосивная терапия, основанная на «наводнении» и шоке, вызванном чрезмерностью отрицательных стимулов и генерализации торможения реакций страха и тревожности, выглядит непривлекательно для детских психологов, предпочитающих избегать любой вероятности дополнительной травматизации клиента в процессе терапии. Метод систематической десенсибилизации является одним из наиболее авторитетных методов поведенческой терапии.

Метод систематической десенсибилизации был разработан в конце 50-х гг. Д.Вольпе для преодоления состояний повышенной тревожности и фобических реакций. С тех пор метод приобрел известность и находит широкое применение в психологической и психотерапевтической практике. Метод был разработан в контексте поведенческого подхода и стал первой попыткой распространения идей бихевиоризма на практику психотерапевтической и психокоррекционной работы.

На основе данных, полученных в экспериментах с животными, Д. Вольпе показал, что происхождение и угасание невротической тревожности, подавляющей адаптивное поведение, могут быть объяснены с позиций теории классического обусловливания. Возникновение неадекватной тревожности и фобических реакций, по мнению Д. Вольпе, основано на механизме условно-рефлекторной связи, а угасание тревожности — на механизме контробусловливания в соответствии с принципом реципрокного подавления. Суть этого принципа состоит в том, что если реакцию, противоположную тревожности, можно будет вызвать в присутствии стимулов, обычно вызывающих тревожность, то это приведет к полному или частичному подавлению реакций тревожности. Д.Вольпе реализовал идею сверхобусловливания в работе с клиентами, испытывающими страхи и фобии, сочетая состояния глубокой релаксации клиента с предъявлением ему стимулов, в обычной ситуации вызывающих страхи. При этом решающее значение имел порядок предъявления и подбор стимулов. Стимулы подбирались по интенсивности так, чтобы реакция тревожности была подавлена предшествующей релаксацией. Иначе говоря, конструировалась иерархия стимулов, вызывающих тревожность, в последовательности от стимулов минимальной интенсивности, вызывающих у клиента лишь легкое беспокойство и тревогу, до стимулов высокой интенсивности, провоцирующих сильно выраженный страх и даже ужас. Этот принцип — принцип систематического градуирования стимулов, вызывающих тревожность — и дал название новому психокоррекционному методу: метод систематической десенсибилизации по аналогии с методом систематической десенсибилизации аллергенов, применяемых в медицине. Метод систематической десенсибилизации — это метод систематического постепенного уменьшения сенситивности, т. е. чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность. Снижение сенситивности приводит к последовательному систематическому уменьшению уровня тревожности по отношению к этим объектам. Метод систематической десенсибилизации может быть полезен для разрешения трудностей в развитии, когда основной причиной выступает неуместная неадекватная тревожность.

Метод систематической десенсибилизации показан для применения в следующих случаях.

1. При возникновении повышенной тревожности в ситуациях, где объективная опасность или угроза физической и личностной безопасности человека отсутствует. Тревожность характеризуется высокой интенсивностью и продолжительностью, тяжелыми аффективными переживаниями и субъективными страданиями.

2. При возникновении психофизиологических и психосоматических расстройств вследствие высокой тревожности (мигреней, головной боли, дерматозов, желудочно-кишечных расстройств и т.д.). В этих случаях, составляющих пограничную для детской и клинической психологии область, необходима комплексная помощь ребенку, включая медицинскую, психологическую и психотерапевтическую помощь.

3. При дезорганизации и распаде сложных форм поведения вследствие высокой тревожности и страхов. Примером могут служить неспособность ученика, прекрасно знающего учебный предмет, справиться с контрольной работой или «провал» на утреннике в детском саду малыша, выучившего стихотворение, но не сумевшего его продекламировать в нужный момент. В тяжелых случаях ситуативные «срывы» в поведении ребенка могут перейти в хронические и приобрести форму «выученной беспомощности». Здесь до начала использования метода систематической десенсибилизации необходимо снять или уменьшить воздействие стрессора, дав ребенку отдых и оградив его от повторения проблемных ситуаций вызывающих страх и тревогу.

4. При возникновении реакций избегания, когда ребенок, стремясь избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с тревожностью и страхами, предпочитает избегать любых травмирующих стимулов и ситуаций. В этих случаях избегание представляет собой защитную реакцию на стрессор. Например, ученик прогуливает уроки, стремясь избежать опроса и контрольных работ при объективно высокой степени усвоения учебного материала; или ребенок постоянно говорит дома неправду даже на вопросы о его вполне безупречных поступках, потому что испытывает страх и тревожность потерять расположение родителей. Со временем ребенок начинает испытывать страх уже перед самой возможностью возникновения страха («бояться страха»). Длительное сохранение такого состояния может привести к депрессии.

5. При замещении реакций избегания дезадаптивными формами поведения. Так, при возникновении страха и тревожности ребенок становится агрессивным, возникают вспышки ярости, неоправданного гнева. В младшем школьном и подростковом возрасте могут наблюдаться обращения подростка к психоактивным веществам (алкоголю, наркотикам), побеги из дома. В более мягком социально приемлемом варианте дезадаптивные реакции принимают форму причудливого эксцентричного или демонстративно-истероидного поведения, направленного на то, чтобы стать центром внимания и получить необходимую социальную поддержку. Дезадаптивное поведение может выступать в форме особых ритуалов, «магических действий», позволяющих избежать столкновения с вызывающими тревожность ситуациями. В случае возникновения дезадаптивных реакций метод систематической десенсибилизации должен быть использован в комплексе с другими видами психотерапии.

Классическая процедура систематической десенсибилизации осуществляется в три этапа:

1) тренировка умения клиента переходить в состояние глубокой релаксации;

2) конструирование иерархии стимулов, вызывающих тревожность;

3) этап собственно десенсибилизации.

Первый — подготовительный —этап ставит задачу научить клиента способам регуляции состояний напряженности и релаксации, покоя. Здесь могут быть использованы различные методы: аутогенная тренировка, косвенное и прямое внушение, а в исключительных случаях — гипнотическое воздействие. При работе с детьми наиболее часто используются методы косвенного и прямого вербального внушения. Использование игр и игровых упражнений позволяет значительно увеличить возможности эффективного воздействия на ребенка с целью вызвать у него состояние покоя и релаксации. Это и выбор сюжета игры, и распределение ролей, и введение правил, регулирующих переход от активности к релаксации. Использование игровой формы позволяет также в специальных упражнениях организовать овладение отдельными элементами аутогенной тренировки даже детьми дошкольного возраста.

Задача второго этапа состоит в конструировании иерархии стимулов, ранжированных в соответствии с возрастанием степени тревожности, которую они вызывают. Конструирование такой иерархии осуществляется психологом на основании беседы с родителями ребенка, позволяющей выявить объекты и ситуации, вызывающие тревожность и страхи у ребенка, данных психологического обследования ребенка, а также наблюдения за его поведением. Различают два типа иерархий в зависимости от того, как в них представлены элементы — стимулы, вызывающие тревожность: иерархия пространственно-временного и иерархия тематического типа. В иерархии пространственно-временного типа варьируется один и тот же стимул в зависимости от интенсивности вызываемой тревожности. Таким стимулом может быть предмет, человек или ситуация. Например, объект или человек (доктор, Баба-Яга, собака, темнота) и ситуация (ответ у доски, расставание с матерью, выступление на утреннике и т.д.) представлены в различных временных и пространственных измерениях, в силу чего вызывают тревожность разной интенсивности. Временное измерение характеризует отдаленность события во времени и постепенное приближение времени наступления события. Пространственное измерение — уменьшение расстояния и приближение события или объекта, вызывающих страх. Иначе говоря, при конструировании иерархии пространственно-временного типа создается модель постепенного приближения ребенка к вызывающему страх событию или предмету. В иерархии тематического типа стимул, вызывающий тревожность, варьируется по физическим свойствам и предметному значению. В результате конструируется последовательность различных предметов или событий, прогрессивно увеличивающих тревожность, связанных одной проблемной ситуацией, одной темой. Таким образом, создается модель достаточно широкого круга ситуаций, объединенных общностью переживания ребенком тревожности и страха при столкновении с ними. Иерархии тематического типа способствуют обобщению умения ребенка подавлять излишнюю тревожность при встрече с достаточно широким кругом ситуаций. В практической работе обычно используются иерархии обоих типов: и пространственно-временного, и тематического. За счет конструирования стимульных иерархий обеспечивается строгая индивидуализация коррекционной программы в соответствии со специфическими проблемами клиента.

На третьем этапе — собственно десенсибилизации — организуется последовательное предъявление клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, стимулов из ранее сконструированной иерархии, начиная с низшего элемента, практически не вызывающего тревожности, и переходя к стимулам, постепенно увеличивающим тревожность. При возникновении даже незначительной тревожности предъявление стимулов прекращается, клиент снова погружается в состояние релаксации, и ему предъявляется ослабленная версия того же стимула. Отметим, что идеально сконструированная иерархия не должна вызывать тревожности при своем предъявлении. Предъявление последовательности элементов иерархии продолжается до тех пор, пока состояние покоя и релаксации не будет сохраняться у клиента даже при предъявлении высшего элемента иерархии. При работе со взрослыми клиентами и подростками стимулы предъявляются вербально как описание ситуаций и событий. От клиента же требуется представить эту ситуацию в воображении. При работе с детьми оперирование образами и представлениями в воображении оказывается весьма затруднительным, поэтому метод систематической десенсибилизации используется «in vivo», т. е. стимулы, вызывающие тревожность, предъявляются ребенку в форме реальных физических объектов и ситуаций. Оптимальной формой подобного предъявления стимулов детям дошкольного и младшего школьного возраста является игра. В игре обеспечивается необходимая визуализация «пугающих» страшных объектов и ситуаций и вместе с тем сохраняется свобода и произвольность ребенка в отношении этих объектов и ситуаций, поскольку они реализуются в воображаемой, «мнимой» ситуации, полностью подвластны ребенку и не представляют ни малейшей реальной угрозы. Игра создает возможность сохранения положительного эмоционального настроя и, соответственно, релаксации за счет переживания удовольствия от самой игры, которая может быть сохранена ребенком даже при встрече с ситуациями, вызывающими страх и тревожность.

В детском возрасте тревожность и страхи перед определенными ситуациями и объектами могут быть обусловлены отсутствием у ребенка адекватных способов поведения в этих ситуациях. В таких случаях метод систематической десенсибилизации дополняется техниками научения, разработанными в рамках теории социального научения (А. Бандура), — техникой моделирования социально-желаемых образцов поведения и техникой социального подкрепления. Благодаря наблюдению моделей адекватного поведения взрослого или сверстника в ситуации, вызывающей страхи у ребенка, и организации социального подкрепления попыток подражать поведению модели, удается не только преодолеть фобии и излишнюю необоснованную тревожность, но и расширить поведенческий репертуар ребенка, повысить его социальную компетентность. Предусматривается определенная последовательность включения ребенка в трудную для него ситуацию. Сначала ребенок только наблюдает за поведением взрослого или сверстника, не обнаруживающих ни малейших признаков страха и испуга. Затем сам включается в совместную деятельность со взрослым или сверстником, в которой постоянно подкрепляются все его даже незначительные достижения и, наконец, пытается самостоятельно имитировать модель «бесстрашного» поведения при эмоциональной поддержке психолога и сверстников — участников группы.

Читайте также:  Креативность - что это означает, развитие креативности личности

Принцип систематической десенсибилизации находит также выражение в постепенном переходе от одного вида деятельности к другому так, чтобы обеспечить последовательное приближение ребенка от воображаемой «пугающей» ситуации к реальной ситуации, вызывающей тревожность. Например, достаточно хорошо оправдывает себя такая последовательность коррекционной работы: сочинение сказок и историй о бесстрашном герое, преодолевающем все трудности и испытания, затем тематическое рисование, игра-драматизация, разыгрывание сначала условных, а затем и реальных ситуаций, моделирующих адекватное поведение в ситуациях, прежде вызывавших страх у ребенка.

В заключение подчеркнем, что хотя метод систематической десенсибилизации при работе с детьми применяется не очень часто, сам принцип систематической десенсибилизации и важнейшие элементы этого метода органически включены в психокоррекционную работу с детьми — ив метод игровой коррекции, и в арттерапию, — занимая достойное место в арсенале средств оказания психологической помощи в развитии детей.

Метод систематической десенсибилизации для борьбы со страхами

Метод систематической десенсибилизации является одним из первых методов поведенческой психотерапии, разработанным Джозефом Вольпе – южноафриканским психологом и специалистом по проблемам клинической психологии, психиатрии и психотерапии. За основу в нем берется систематическое постепенное уменьшение чувствительности человека к тому, что вызывает у него страх (это могут быть события, ситуации, люди, предметы и т.д.)

Но прежде чем мы приступим к подробному описанию методики, напомним, что в одной из наших недавних статей («Страх. Что с ним делать?») мы рассказывали о других интересных и не менее эффективных методах борьбы со страхами, а также рассматривали сам феномен страха с научной точки зрения. Обязательно ознакомьтесь с этим материалом. И не забывайте, что у нас есть эффективная онлайн-программа «Психическая саморегуляция», где вы узнаете больше о стрессе и получите практические навыки совладания с сильными психоэмоциональными состояниями на работе и в жизни. А мы продолжим.

Появление метода

Метод систематической десенсибилизации Вольпе разрабатывал, беря в качестве базы эксперименты известного русского ученого И. П. Павлова, касавшиеся условных рефлексов. Вольпе предположил, что при страхах и фобиях происходит генерализация (переход от частного к общему) аффективного состояния. А эмоции, возникающие при страхе, связываются с признаками ситуаций, порождающих страх, причем изначально эти признаки являются нейтральными.

Джозеф Вольпе (1915-1977) — южноафриканский психолог, специалист по проблемам клинической психологии, психиатрии и психотерапии, один из основателей бихевиоральной психотерапии, автор метода систематической десенсибилизации.

В результате Вольпе сформулировал психотерапевтическую цель, состоящую в том, чтобы погасить условный рефлекс. Условным рефлексом же является переживание страха, связанное с объективно нейтральными стимулами. А для гашения рефлекса необходимо связать эти стимулы с позитивным подкреплением.

В период Второй мировой войны Вольпе служил в военном психиатрическом госпитале, где занимался лечением пациентов, страдающих «военным неврозом» (сегодня его называют посттравматическим стрессом). Вместе с коллегами они прибегали к лекарственной терапии, однако удовлетворительных результатов добиться им так и не удалось.

Вольпе стал искать, как же можно вылечить тревожные расстройства. После войны он начал изучать модель тревожного невроза у котов. На животных воздействовали током, интенсивными светом и звуком, пока у них не формировалась устойчивая паническая реакция на один только вид клетки для опытов.

Когда фобия формировалась, переходили к изучению эффективности разных приемов лечения. Выяснилось, что лучший способ избавить животное от фобии – постепенно и систематически демонстрировать ему вызывающие страх стимулы, пока оно ест. Сначала кота кормили в помещении, где была клетка, затем на некотором расстоянии от клетки. После этого миску с едой пододвигали к клетке, и в итоге ставили внутрь нее.

В конечном счете животное переставало бояться и вполне спокойно находилось там, где еще недавно испытывало панический ужас. После этого Вольпе подумал, что неуверенность и тревожность можно лечить через замещение страха в социальной ситуации поведением или эмоцией, которая со страхом несовместима.

Вольпе сумел доказать, что если при наличии тревожных стимулов осуществить реакцию, которая тревогу подавляет, связь между этими стимулами и реакцией тревоги ослабнет. Говоря проще, страх можно устранить, если заменить его на противоположное состояние. Так и появился метод систематической десенсибилизации для устранения страха.

Суть метода

Для начала отметим, что понятие «десенсибилизация» переводится с латинского языка как «понижение чувствительности». Оно заимствовано из фотографии, где им обозначается процесс уменьшения светочувствительности фотопленки. Также это понятие можно отнести и к медицине – им обозначается снижение чувствительности организма к воздействию аллергенов.

Главный принцип метода состоит в том, что противоположная страху реакция, которую можно сформировать, когда действуют порождающие страх стимулы, постепенно нейтрализует сам страх. И разработка Вольпе оказалась настолько эффективной, что сегодня ее относят к самым распространенным методам поведенческой психотерапии.

Вольпе описывал свой метод в качестве поэтапного устранения невротических привычек страха, которое позволяет снизить эмоциональную восприимчивость к активизирующим страх ситуациям и объектам. А под неврозом здесь следует понимать приобретенный страх, являющийся причиной большей части форм неадаптивного поведения.

Если возможно найти способ снизить или полностью устранить невротический страх, значит, можно избавиться от привычных поведенческих проявлений. Причем сам Вольпе не делает особых различий между состояниями тревоги и страха, потому что они схожи с психофизиологической точки зрения.

Методика Вольпе предполагает запуск механизма противообуславливания, когда позитивный стимул гасит негативный. Если в экспериментах с котами таким стимулом было кормление, то человек может использовать, например, релаксацию (кстати, Вольпе говорил, что для взрослого человека прекрасным способом формирования необходимого состояния будет нервно-мышечная релаксация по Джейкобсону, почитать о которой вы можете в статье «Упражнения для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения»).

Если научить человека, «больного» страхом, глубокой релаксации и в расслабленном состоянии вызвать в его воображении тревожные стимулы, начнется процесс его десенсибилизации ко всему тому, что вызывает страх. Отсюда и вывод, что страх и тревогу можно подавить, объединив отрицательные и положительные стимулы.

Вольпе назвал целый комплекс противоположных страху реакций и разработал ряд техник для применения своего метода. Но из большого числа поведенческих реакций, которые противоположных страху, в терапевтических сессиях он чаще всего использовал мускульную реакцию.

Применение метода

Практическое использование метода Вольпе основывается на трех этапах – необходимо:

  • Составить список стимулов или ситуаций, вызывающих страх (они должны быть выстроены в иерархическом порядке, начиная от самого сильного и заканчивая самым слабым).
  • Освоить какой-либо метод мышечной релаксации, который поможет создать физическое состояние, противоположное состоянию в момент страха (ссылку на такие методы мы дали выше).
  • Провести тренинг десенсибилизации. Он состоит в том, что вы демонстрируете себе пугающий стимул или ситуацию и сочетаете ее с методом релаксации (начинать проработку страха нужно с наиболее слабых ситуаций).

Как мы и говорили, Вольпе считал наиболее эффективным методом мышечной релаксации методику Джейкобсона. Она состоит в том, что вы напрягаете и расслабляете отдельные группы мышц и пытаетесь распознать ощущения, связанные с состояниями напряжения и расслабления мышц. Овладеть методикой Джейкобсона очень просто, и нужно лишь немного потренироваться.

Применяя метод систематической десенсибилизации, вы должны верить в эффективность этой методики, создавать максимально безопасные условия, в которых будете заниматься. Чем комфортнее вы будете себя чувствовать в процессе выполнения упражнения, тем выше будет ваша мотивация к тому, чтобы смело смотреть в лицо стимулам, вызывающим страх.

Эффективность применения метода Вольпе напрямую зависит от того, насколько качественно вам удается расслабляться. Здесь же необходимо заметить, что при использовании метода специалистом (психотерапевтом) в отношении своего клиента, требуется, как правило, 4-5 сессий для устранения простых фобий. Для работы со сложными страхами их количество может составлять 12 и даже больше.

Применяя метод самостоятельно, нужно понимать, что сессий в любом случае потребуется больше, поэтому не стоит рассчитывать на очень быстрые результаты. Хотя, конечно, все зависит от вашего желания и особенностей (силы и сложности) самого страха. Если страхов несколько, работать с ними нужно поочередно. Кстати, Вольпе рекомендовал, чтобы одна сессия применения метода не продолжалась более 30 минут.

И, конечно же, мы хотим сказать несколько слов еще и о том, в каких случаях следует использовать метод систематической десенсибилизации. Показания к его применению следующие:

  • Одиночные страхи, которые сложно поддаются проработке по причине сложностей в поиске реального стимула. Например, если вы боитесь летать на самолете или встречи с кенгуру, найти стимул, вызывающий этот страх, довольно проблематично.
  • Чрезмерная тревожность, возникающая в случаях, когда реальной объективной опасности просто нет. Она вызывает у человека длительные и интенсивные переживания, что причиняет ему немалые страдания.
  • Специфические реакции на фобии, страхи и тревогу. Сюда можно отнести бессонницу, депрессию, головню боль, мигрени и другие психосоматические и психофизиологические расстройства.
  • Дезорганизация и распад сложных форм поведения из-за страха и тревоги. К примеру, вы прекрасно знаете предмет, который изучаете, но не можете нормально написать контрольную работу или сдать экзамен.
  • Активное избегание травмирующих ситуаций, вызванное желанием избежать тревоги и страха. Например, вы боитесь зачетов и экзаменов, но вместо получения знаний часто прогуливаете занятия.
  • Дезадаптивные формы поведения. Это значит, что когда вы боитесь, вы можете, к примеру, внезапно стать агрессивным, начать проявлять ярость или гнев, вести себя неадекватно ситуации.

Это перечень основных ситуаций, когда применяют метод систематической десенсибилизации специалисты. Но заметим, что, во-первых, метод вы можете применять и самостоятельно, а во-вторых, использовать его можно не только для преодоления усугубившихся, но и для проработки вполне легких страхов. А в качестве дополнения мы хотим немного рассказать о других формах применения терапии Вольпе.

Другие варианты терапии

В первую очередь нужно сказать, что метод систематической десенсибилизации активно используется при работе с детьми (естественно, тут лучше прибегать к профессиональной помощи). Психотерапевты чаще всего применяют методику контактной десенсибилизации. Алгоритм применения метода здесь немного дополняется.

Ребенок, страдающий страхами, мотивируется к физическому контакту с тем, что вызывает в нем страх, а специалист дополнительно моделирует ситуацию с помощью другого человека, выполняющего конкретные действия и не испытывающего страха перед тем, что испытывает ребенок.

Другой вариацией десенсибилизации при работе с детьми является эмотивное воображение, когда ребенок отождествляет себя с персонажами любимых сказок, рассказов, мультипликационных или художественных фильмов. Специалист моделирует ситуацию, а ребенок, вживаясь в образ своего героя, ее преодолевает.

Помимо детской терапии есть еще и терапия групповая. Изначально систематическая десенсибилизация была сугубо индивидуальным методом, но позже доктор психологии Арнольд Лазарус предложил применять ее к работе с целыми группами пациентов, страдающих одними и теми же фобиями.

Групповая терапия показала высокую эффективность при работе с людьми, испытывающими страх публичных выступлений, контактов с окружающими, экзаменов и других ситуаций социального взаимодействия. Результаты применения снова оказались высокими, вследствие чего групповая терапия получила широкое распространение.

Несмотря на то, что сегодня разработано немало других техник и приемов работы со страхами и фобиями (конфронтация с подавлением тревожной реакции, имплозивная терапия Стэмпфла и другие), метод систематической десенсибилизации Вольпе относится к разряду лучших и остается на вооружении многих психотерапевтов, пусть и применяется относительно изолированно.

Если у вас или у кого-то из ваших близких есть страхи и фобии, с которыми хочется справиться, не пожалейте времени на освоение методики Вольпе или посоветуйте это сделать. А еще обязательно почитайте нашу статью «Страх. Что с ним делать?», где, помимо научных объяснений этого феномена, мы предлагаем несколько хороших способов проработки страхов.

Желаем вам спокойствия и уверенности в себе!

Оцените статью
Добавить комментарий