Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

Содержание

Эмоциональная гибкость в жизни и в профессиональной деятельности

Гибкость эмоциональная

– степень свободы способностей ощущать в необходимой или желаемой степени весь спектр возможных эмоций вызываемых совокупностью актуальных стимулов (внутренних и внешних, от физических до духовных).

В своей работе «Эмоциональная гибкость учителя» Митина Л.М., Асмаковец Е.С. исследуя пути оптимизации деятельности рассматривают эмоциональную гибкость учителя как интегральную характеристику личности, обусловливающую эффективность педагогического труда и представляют структуру эмоциональной гибкости, как состоящую из двух взаимосвязанных подструктур: эмоциональной устойчивости (невосприимчивость к негативным стимулам) и эмоциональной экспрессивности. В соответствии с этим можно определить конкретные психотехнологические приемы направленные на развитие способности контролировать отрицательные эмоции, создавать у себя необходимое творческое эмоциональное состояние, насыщать общение положительными эмоциями и чувствами.[39]

Выделенные две подструктуры мы дополняем ещё одной – эмоциональной уравновешенностью или эмоциональным самосознанием, позволяющей увидеть эмоциональную гибкость целостностью компонентов «входа», «выхода» и «внутренности».

Эмоциональная уравновешенность часто понимается как способность подавлять сильные, как правило, негативные эмоции. На самом деле уравновешенность – это не подавление эмоций и не отсутствие их. Уравновешенность – это равновесие, то есть, «равноправие» и «сотрудничество» разных эмоций, когда ровность достигается не просто подавлением, а компенсацией и дополнением одних другими. На самом деле сильные негативные эмоции нами переживаются, только когда мы одновременно ограничивающими убеждениями и необъективными предположениями подавляем такие же сильные позитивные эмоции.

Гибкость эмоциональная проявляется в различных эмотивных феноменах: аффектах, настроениях, чувствах, и описывается отношениями трёх составляющих эмоций:

– модальности (формального качества, предметного содержания);

Гибкость эмоциональная основывается на свойствах эмоций.[40]

1. Универсальность – возможность переживать любые (разные) эмоции по поводу любой потребности.

Возможность переживания одной эмоции к разным потребностям и разных эмоций к одной потребности.

2. Пластичность – возможность переживать разные оттенки одной эмоции и даже с разными знаками, например, удовольствие от страха острых ощущений на карусели.

3. Динамичность – способность эмоций нарастать, ослабевать, изменяться в пространстве и времени по отношению к источнику и в зависимости от фазы протекания.

4. Доминантность – способность более сильных эмоций подавлять противоположные.

5. Кумулятивность – способность эмоций суммироваться, накапливаться и усиливаться при этом.

6. Адаптивность – способность притупляться в процессе привыкания (принцип десенсибилизации – обесчуствления).

7. Субъективность – способность разных людей, в зависимости от личностных особенностей, испытывать разные эмоции по отношению к одному и тому же источнику.

8. Заразительность – возможность передавать эмоции другим, «заражать» в процессе общения (паника).

9. Запоминаемость – способность эмоций долго храниться в памяти и вызываться представлениями.

10. Иррадиация – возможность распространения эмоций со стимула на всё, что воспринимается (поцеловала вдруг, и стало светлым всё вокруг, от улыбки станет мир светлей).

11. Перенос – возможность переживать стимульные эмоции по отношению к предметам, связанным с этим стимулом (отношение к письму любимого).

12. Амбивалентность – способность переживать противоположные эмоции одновременно и по отношению к одному и тому же объекту (ревность как любовь и ненависть).

13. Отражаемость – возможность одних эмоций возбуждать другие. Вывод: с эмоциями можно сделать всё, что ты захочешь.

Попробуй отреагировать разными эмоциями, выразив их словами, на следующие стимулы и запиши их. Стимулы:

– я люблю тебя, солнышко

– пошёл в жопу, чмо…

Эмоции: Твой ответ:

Как ещё ты можешь ответить? Какие чувства это вызывает? Способен ли ты предусмотреть условия, в которых полезны те или иные реакции? Способен ли ты оставаться спокойным, уравновешенным при необходимости, когда тебя раздражают, злят, смешат и тому подобное?

Когда ты выполнишь это упражнение, поймёшь: эмоции определяются не внешним событием, а внутренней позицией. Эмоции – это то, что зависит от тебя, а не от чего-то, кого-то.

Таким образом, есть поведение, есть эмоциональное отношение и есть понимание их, с одной стороны, и ценностное «Я» человека и поведение его с другой. И главное условие эмоциональной гибкости в общении – понимание разницы между моим отношением к результатам поведения человека и моим отношением к его ценной уникальной личности.

– Ты достойный и замечательный человек, и я понимаю, что ты хочешь сделать лучше, но мне не нравится то, как ты это делаешь.

– Я очень хороший, просто тебе не нравится, как я это сделал.

Доброжелательность + Критика + Помощь = Ассертивность ? уважение, доверие и благодарность

Ассертивность ? (агрессвность ? вина)

Ассертивность ? (униженность ? жалость)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

Почему ярость – это эмоциональная реакция?

Почему ярость – это эмоциональная реакция? Если мы не получаем уважения от других людей, то злимся, потому что недостаток (или отсутствие) уважения причиняет ущерб тому, как мы хотим видеть себя. Нас отсекают от питания – питания для нашей души. Эмоциональным ответом на

Функциональная гибкость, или гибкость в части рабочих заданий54

Функциональная гибкость, или гибкость в части рабочих заданий54 Функциональная гибкость подразумевает мобильность и способность работников выполнять меняющиеся задания. Это может быть вызвано необходимостью горизонтальной (работник берется за задания, прежде

Финансовая гибкость, или гибкость в части оплаты труда

Финансовая гибкость, или гибкость в части оплаты труда Сейчас финансовая гибкость обсуждается в основном в рамках движения от унифицированных систем к более гибким соглашениям относительно оплаты труда, в большей степени учитывающим индивидуальный вклад и

14.8.11 Психологическая (эмоциональная) реактивность

14.8.11 Психологическая (эмоциональная) реактивность Акция – реакция. Действие – противодействие. Надо – не надо. Должен – не должен. Мы люди, за которыми тянется шлейф нашего детства. Нас воспитывали, устанавливая границы нашего поведения. Мы часто слышали «надо!», и это

Гибкость

Гибкость

Эмоциональная вовлеченность

Эмоциональная вовлеченность Компании, которая планирует активно и последовательно действовать в социальных сетях, следует помнить, что только высокая эмоциональная вовлеченность пользователей в диалог с брендом обеспечит последнему успешное и долгосрочное

Гибкость

Глава 3. Эмоциональная неустойчивость Перепады вашего настроения внезапны и непредсказуемы

7.4. Эмоциональная связь покупателя с продуктом

7.4. Эмоциональная связь покупателя с продуктом Конечно, главным эмоциональным символом продающей идеи является «визуальный молоток». Далее предстоит приучить к нему целевую аудиторию так, чтобы впоследствии людям было достаточно увидеть «молоток», чтобы сразу же

Идея № 23 Почему эмоциональная неустойчивость – худшее качество руководителя

Эмоциональная карта

Гибкость

Гибкость Жизнь меняется по мере изменения отношения к ней. (принцип NLP) Перемены – это книга, Которой нельзя чуждаться. Ее Дао всегда изменяется — Преобразования, движение без минуты покоя, Протекающее через шесть пустот, Поднимаясь и утопая без устойчивой

Развитие эмоциональной гибкости учителя

Цель: научить педагогов управлять своими эмоциями и использовать их как ресурс для повышения эффективности и качества взаимодействия в профессиональной деятельности и личной жизни.

Оборудование: фломастеры, цветные карандаши, бумага, картинки (след).

Ход семинара-практикума

I. Вступительное слово.

Психолог: Уважаемые коллеги! Все мы хорошо знаем, что жизнь человека и взрослого, и ребенка теснейшим образом взаимосвязана с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Порой люди находятся «в плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении на любом уровне, профессиональном и бытовом. Трудно удается осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей. А руководят нашим состоянием, поведением чувства, эмоции, которым не придается особого значения, как чему-то второстепенному в нашей жизни, но все не так просто.

У всех нас за плечами огромный опыт, можно вспомнить так много интересного, яркого, забавного. Если мысленно вернуться к началу учебного года, пробежаться по дням и месяцам и отобразить на симпатичной картинке (след), где «наследили» Вы своим присутствием, что сделали значительного, нужного, а затем прикрепить свой след на нашей дорожке.

Вот она, единственно верная дорога,
Которую ты выбрал не случайно,
И потому пройти ее с терпеньем,
Прогнать все страхи и отчаянье,
(Ведь не всегда сопутствуют удачи),
Явить любви и мудрости уменье –
Вот главная твоя в пути задача.

Итак, наш разговор пойдет о том, как явить пример мудрости и эмоциональной стабильности, гибкости для людей, с которыми мы общаемся постоянно: детьми, коллегами, соседями и просто знакомыми.

В современной школе нужен учитель открытый, обаятельный, добрый, внимательный к другим, влюбленный в свою работу. Эмоциональный фактор при обучении играет важную роль. При хорошем настроении работоспособность и учителя, и ученика повышается.

«На уроке мне нравится, когда у учителя хорошее настроение, все тихо, спокойно», «учитель владеет классом, учитель любит нас»; «на уроке мне не нравится сарказм учителя, когда на нас кричат».

«Когда ко мне подходит учитель: чувствую страх; я начина нервничать; сердце екает, это значит, что мне конец, мое состояние зависит от настроения учителя» – эти состояния учащихся есть результат эмоциональной гибкости или негибкости учителя.

Исследований в этой области много. Среди качеств, которые должны определять допуск к профессии учителя, выделяют «эмоциональную зрелость и уравновешенность», эмоциональную гибкость.

В этой связи представляют интерес уровни профессиональной компетенции, выделенные Р. Каркуффом в зависимости от того, насколько полно и грамотно учитель проявляет собственные чувства и отражает чувства учеников:

Уровни профессиональной компетенции.

1. Самый низкий уровень квалификации.

В этом случае учитель: игнорирует эмоциональные проявления своих учеников, вызывая тем самым их враждебность, его собственные высказывания не соответствуют чувствам, он не искренен, за исключением тех случаев, когда осуждает или ругает кого-то.

2. Второй уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует не на истинные чувства ученика, а на те, которые он сам ему приписывает; в высказываниях иногда бывает искреннем, но эмоции старается не обнаруживать.

3. Третий уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует на поверхностные чувства ученика, но делает это довольно точно и часто; не боится выражать чувства и положительные, и отрицательные, но не подтверждает этого словесными высказываниями (выражает чувства невербально).

4. Четвертый уровень квалификации.

В этом случае учитель: реагирует на скрытые, глубинные чувства ученика, помогая ему осознавать, почему он чувствует то, что он чувствует; дает искреннюю реакцию как на вербальном, так и на невербальном уровне; причем – реакция не унижает чувства собственного достоинства ученика.

Педагог, по мнению Н.Д. Левитова, должен следить за своим психическим состоянием, так как от него, во-первых, зависит успех учебно-воспитательной работы, а, во-вторых, оно отражается на детях, которые склонны к подражанию. Это относится ко всем учащимся и, особенно к младшим школьникам. От учителя требуются самообладание и самоконтроль; сосредоточенность на содержании учебного материала, который должен быть усвоен детьми, и логике организации совместной деятельности на уроке; сохранение состояния бодрости; умение управлять своим вниманием; тонкое понимание ученика; умение жить его жизнью, не теряя при этом свое педагогическое достоинство.

Интересны данные, полученные в ходе эксперимента с разными категориями людей, представителями различных профессий. Получается, что степень эмоциональной устойчивости учителей ниже, чем летчиков, инженеров-конструкторов.

Студенты физического факультета

Инженеры-конструкторы

Учителя 1 год работы

Учителя со стажем

Читайте также:  Страхи у детей дошкольного и школьного возраста - причины, лечение

Больные неврозом

Низкий показатель эмоциональной устойчивости дает основания считать, что у учителей часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Все это ведет к негативным последствиям, к возможности формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, неуверенность в своих силах, тревожность. У молодых учителей степень социальной адаптации выше, чем у учителей со стажем; у многих учителей показатель степени социальной адаптации равен или даже ниже, чем у больных нервозом.

Способ преодоления трудностей во многом определяет поведение человека. Формы противостояния жизненным трудностям различны, в основе лежит способность правильно оценивать реальную ситуацию:

  1. Первые воспринимают случившееся как жизненный урок.
  2. Вторые сдерживают себя от нежелательных импульсивных реакций.
  3. Бронирование, под ним скрывается тщательно скрываемое озлобление или уныние.
  4. Для четвертых – это как своего рода благодеяние, выгода, приносящая удовлетворение.

II. Диагностический блок.

Изучение личностных качеств учителей с использованием теста, разработанного группой американских ученых, нами используется в варианте Н.В.Паниной.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности».

«Вам предстоит ответить на вопросы методики о наиболее частых суждениях людей о своем настроении в разные периоды жизни. Прослушайте, пожалуйста, каждое суждение и отметьте, согласны вы с ним или нет. Для этого для каждого суждения обведите кружочком цифру, соответствующую подходящему ответу».

  1. Многое из того, что случилось в моей жизни, превзошло мои ожидания.
  2. Жизнь несет мне больше разочарований, чем большинство людей, которых я знаю.
  3. Я считаю, что в будущем меня ожидают увлекательные дела.
  4. Себе я пожелал (а) бы больше счастья в жизни.
  5. Сейчас я почти так же счастлив (а) как и в прежние годы.
  6. Мне приходится заниматься делами, которые по большой части скучны и не интересны.
  7. Сейчас я переживаю лучшие годы в моей жизни.
  8. Сейчас для меня наступили самые мрачные дни.
  9. Как и прежде я занимаюсь тем, что меня привлекает.
  10. С годами я ощущаю все большую усталость (от жизни).
  11. Ощущение возраста не беспокоит меня.
  12. Я наделал (а) в жизни значительно больше глупостей, чем сверстники.
  13. Я ничего не стал (а) бы изменят в своей жизни, даже если представилась бы такая возможность.
  14. Я, чаще, чем другие, нахожусь в подавленном состоянии.
  15. Я выгляжу лучше, чем большинство ровесников.
  16. Оглядываюсь на прожитые годы, могу сказать, что многое упустил (а) в жизни.
  17. Когда я оглядываюсь на прожитые годы, я испытываю чувства удовлетворения.
  18. Что ни говори, но с возрастом большинству людей жить становится сложнее.
  19. От жизни я получил (а) довольно много из того, чего ожидал (а).
  20. У меня есть планы, которые я намерен (а) осуществить в ближайшее время.

Подсчитывается общая сумма баллов по всем вопросам. Полученное значение и будет индексом жизненной удовлетворенности.

Чем выше индекс, тем выше степень удовлетворенности человека жизнью, тем ниже уровень эмоционального напряжения, ниже уровень тревожности, выше эмоциональная устойчивость, тем выше уровень удовлетворенности ситуацией и своей ролью в ней.

III. Психотехники на развитие эмоциональной гибкости.

Все участники делятся на мини-группы (3-4 человека). Каждая группа получает карточки с заданиями.

Задания для первой группы.

Упражнение 1 – «Мои положительные и отрицательные эмоции».

  1. Каждый участник группы в круге расскажет о своих «положительных» и «отрицательных» эмоциях: как часто они возникают, что является причиной их возникновения, какой (ая) «Я» в момент радости. Опишите свою группу, составив психологический портрет, и расскажите об особенностях своих положительных эмоций, состояний.
  2. Нарисовать настроение красками.

Задания для второй группы.

Упражнение 2 – «Мои эмоциональные состояния в школе».

  • Каждый участник группы рассказывает о том, какие эмоции чаще всего возникают в школе, причины их появления, как можно изменить свое состояние?

Результаты работы мини-группы обсуждаются, после чего учителя делятся своими впечатлениями.

Задание для третьей группы.

Упражнение 3 – «Экспрессивно-выразительные движения: мимика, взгляд, пантомима, походка».

  1. Каждому участнику дается карточка, на которой написано одно из эмоциональных состояний, которое он должен изобразить при помощи рук, лица, пантомимики, визуального контакта следующие эмоциональные состояния: радость, гнев, страх, страдания, счастье, удивление, а группа должна определить: какое эмоциональное состояние было продемонстрировано.
  2. Произнесите фразу «Я рада вас видеть в школе», стараясь при помощи интонации и других ритмико-интонационных сторон речи передать эмоциональное состояние (каждому участнику дается список эмоций, которые он должен продемонстрировать, говоря одну и ту же фразу – радость, удивление, восхищение, негодование и др.).

После выполнения упражнений все педагоги рассказывают о своих ощущениях, впечатлениях, возникших трудностях или их отсутствии.

IV. Заключение.

Каждый школьный день требует от учителя не только демонстрации профессиональных качеств, но и огромного эмоционального отклика, позитивного настроя, необходимость быть активным участником социума, а в общении с учениками стоит отвлечься от «позы учителя», стать необходимым им и как личность, и как учитель-профессионал. А это возможно в случае изменения учителем себя самого, умения и желания насыщать педагогическое общение положительными эмоциями и чувствами, контролируя свои отрицательные эмоции и создавая у себя необходимое творческое эмоциональное состояние.

Участникам семинара предлагается рассказать о своих мыслях, чувствах, состояниях, закончив предложение:

  • В ходе встречи я понял (а) .
  • Больше всего мне понравилось .
  • Мне не понравилось .
  • Я предлагаю в следующий раз .
  1. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М.: Флинта, 2001.
  2. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе.- М.:Российское педагогическое агентство, 1995.
  3. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М.: Искусство, 1967.
  4. Савченко С.Ф., Ивановская О.Г. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007.

Эмоциональная гибкость

Шестнадцать тысяч — столько слов мы говорим, в среднем, каждый день. А сколько еще остается невысказанным, но прокручивается у нас в уме. В основном, это не факты, а оценки и суждения, переплетающиеся с эмоциями.

Некоторые — положительные и полезные (Я отлично поработал и моя презентация была лучшей. Этот вопрос стоило бы обсудить. Новый вице-президент кажется хорошим парнем). Другие — отрицательные (Он намеренно игнорирует меня. Я буду выглядеть глупо. Я чувствую себя обманщиком).

Принято считать, что сложным мыслям и чувствам нет места в офисе: руководители должны быть либо стоиками либо улыбаться. Они должны сдерживаться и приглушать любой негатив внутри себя. Но это идет вразрез с фундаментальной биологией. Все здоровые люди имеют внутренний поток мыслей и чувств, которые включают в себя критику, сомнения и страх. А наш ум делает работу, которую он должен делать: пытается предвидеть и решать проблемы и избежать возможных ошибок.

В нашей консалтинговой практике мы видим, что лидеры спотыкаются не потому, что они не имеют нежелательных мыслей и чувств — это неизбежно, а потому, что они попались на них, как рыба на крючок. Это происходит одним из двух способов. Они рассматривают свои мысли как факты (То же самое было на моей предыдущей работе… Я разрушил свою карьеру). А также избегают ситуаций, которые вызывают их (Я не собираюсь соглашаться на это новое предложение). Или, как правило, по требованию своих сторонников, они оспаривают существование мыслей и пытаются объяснить их рационально (Я не должен так думать… Я знаю, я не полный неудачник), и, возможно, сами загоняют себя в подобные ситуации, даже идут против своих главных ценностей и целей (Принять новую должность — вы должны быть выше этого). В любом случае, они уделяют слишком много внимания на свою внутреннюю [мысленную] болтовню и позволяют ей подорвать важные когнитивные ресурсы, которым можно было бы найти лучшее применение.

Это общая проблема часто усугубляется популярными стратегиями самоуправления. Мы регулярно видим руководителей с повторяющимися эмоциональными проблемами на работе — тревога по поводу приоритетов, ревность к чужому успеху, страх быть отвергнутым, переживание по поводу мнимых обид — которые разработали методы по их «исправлению»: позитивные утверждения, списки приоритетных задач, погружение в определенные задачи. Но когда мы спрашиваем, как долго сохраняются проблемы, ответ может быть: 10 лет, 20 лет, с детства.

Очевидно, что эти методы на самом деле не работают, достаточное количество исследований показывают, что попытки недооценивать или игнорировать мысли и эмоции лишь усиливают их. В своем знаменитом исследовании покойный Даниэль Вегнер, профессор Гарвардского университета, велел участникам не думать о белых медведях. Участникам было очень трудно не делать этого. И позже, когда запрет был снят, они думали о белых медведях гораздо больше, чем контрольная группа. Любой, кто мечтал о шоколадном торте и картофеле-фри во время строгой диеты, понимает почему.

Эффективные лидеры не поддаются и не пытаются подавить свои внутренние переживания. Вместо этого они подходят к ним осознанно, ориентируясь на ценности и продуктивным способом — то, что мы называем эмоциональной гибкостью. В нашей сложной, с быстро меняющимся знанием, экономике, это способность управлять своими мыслями и чувствами имеет важное значение для успеха бизнеса. Многочисленные исследования профессора Лондонского университета Фрэнка Бонда и др., показывают, что эмоциональная гибкость может помочь людям снять стресс, уменьшить ошибки, стать более инновационными, а также повысить эффективность работы.

Рыба на крючке

Начнем с двух примеров. Синтия — старший корпоративный юрист с двумя маленькими детьми. Ее преследовало чувство вины за упущенные возможности, как в офисе, где ее коллеги работали по 80 часов в неделю, когда она работала 50, и дома, где она бывала слишком рассеянной или уставшей от забот о муже и детях. Один нудный голос в голове повторял, что она должна быть лучшим работником, иначе она рискует разрушить карьеру. Другой голос говорил, что она должны быть лучшей матерью, или она рискует потерять семью. Синтия хотела, чтобы по крайней мере один из голосов заткнулся. Но ни один не замолкал. И она вновь молчала на совещании в офисе и продолжала проверять сообщения на своем телефоне во время семейных ужинов.

У Джеффри — восходящей звезды — исполнительного директора ведущей компании по производству потребительских товаров, была другая проблема. Умный, талантливый и амбициозный, он часто был сердит на боссов, которые не учитывали его взглядов, подчиненных, которые не выполняли приказы, или коллег, которые «не тянули» свою работу. Он вышел из себя несколько раз на работе и был предупрежден, что должен держать себя в руках. Но когда он пытался это делать, он чувствовал, что предает важную часть своей личности, и становился еще более раздраженным и выведенным из равновесия.

Эти умные, успешные лидеры были захвачены своими негативными мыслями и эмоциями. Синтия была поглощена чувством вины; Джеффри взрывался гневом. Синтия гнала голоса прочь; Джеффри зациклился в своем разочаровании. Оба пытались избежать чувства дискомфорта. Они были под контролем своего внутреннего опыта, пытаясь контролировать его сами. Борьба шла с переменным успехом.

Спрыгнуть с крючка

К счастью, Синтия и Джеффри поняли, что не смогут продвинуться — и чувствовать себя успешными и счастливыми — без более эффективной внутренней стратегии. Мы научили их использовать четыре практики.

1. Признайте свою модель поведения. Первый шаг в развитии эмоциональной гибкости — понять, что вы захвачены своими мыслями и чувствами. Это трудно сделать, но есть явные определенные признаки. Во-первых, ваше мышление становится жестким и повторяющимся. Например, Синтия поняла, что ее угрызения совести повторяются снова и снова, как старая испорченная пластинка. Джеффри заметил, что его отношение к некоторым коллегам (Он некомпетентен. Я никому не позволял говорить со мной так) ему хорошо знакомо. На самом деле, он испытывал нечто подобное на своей предыдущей работе и на работе до нее. Источником проблемы было не окружение Джеффри, а его собственные, определенные мысли и чувства. Вы должны понимать, что вы зациклились, прежде чем сможете начать изменения.

2. Назовите свои мысли и эмоции своими именами. Когда вы захвачены своими мыслями и чувствами, они вытесняет все остальное из вашего ума. Одной из стратегий, которые могут помочь вам рассмотреть вашу ситуацию более объективно, является простая маркировка. Так же, как вы называете вещи своими именами, назовите мысли мыслями и эмоции эмоциями. Тогда «я уделяю недостаточно внимания работе или семье» превращается в «я думаю, что уделяю недостаточно внимания работе или семье». Аналогично, «мой коллега неправ и он заставляет меня злиться» превращается в «я думаю, что мой коллега неправ и он заставляет меня злиться». Такая стратегия позволяет вам видеть свои мысли и чувства как они есть: сомнительные источники данных, которые могут оказаться полезными (или нет). Люди психологически готовы использовать этот общий план личного опыта. Научные данные доказывают, что простая понятная практика осознания как эта, не только улучшает поведение и благополучие, но и способствует полезным биологическим изменениям в мозге и на клеточном уровне. Как только Синтия начала «сбрасывать скорость» и правильно называть свои мысли, критические замечания, которые когда-то давили на нее как густой туман, стали больше похожи на легкие облака на голубом небе.

Читайте также:  Виртуальная любовь и виртуальные отношения

3. Примите их. Противоположностью контроля является принятие. Принятие не распространяется на каждую мысль и не примиряет с негативом, но отвечает на ваши идеи и эмоции с открытой позиции, обращая на них внимания и позволяя себе испытать их. Сделайте 10 глубоких вдохов и заметьте, что происходит в данный момент. Это может принести облегчение, но не обязательно заставит вас чувствовать себя хорошо. В самом деле, вы можете понять, как вы расстроены на самом деле. Важно показать себе (и другим) некоторое сострадание и изучить реальное положение дел. Что происходит — и внутренне и внешне? Когда Джеффри признал и оставил место для своего разочарования и гнева вместо того, чтобы отвергать или заменять его на другие чувства, он стал замечать его энергетику. Гнев был сигналом, что нечто важное поставлено на карту, и что он должен совершить продуктивное действие. Вместо того, чтобы кричать на людей, он мог бы обратиться с просьбой к коллегам или быстро перейти к насущной проблеме. Чем больше Джеффри принимал свой гнев и уделял ему внимание, тем больше он, казалось, поддерживал, а не подрывал свое лидерство.

4. Действуйте согласно ваших ценностей. Когда вы отцепляете себя от тяжелых мыслей и эмоций, вы расширяете свой выбор. Вы можете принять решение действовать таким образом, который согласуется с вашими ценностями. Мы призываем лидеров сосредоточиться на концепции полезности: ваш ответ будет служить вам и вашей организации в долгосрочной, а также краткосрочной перспективе? Поможет ли это вам управлять другими так, чтобы способствовать вашей коллективной цели? Делаете ли вы шаг вперед к тому, чтобы быть лидером, которым вы больше всего хотите быть, и жить жизнью, которой вы больше всего хотите жить? Поток мыслей течет в уме бесконечно, и эмоции меняются как погода, но ценности могут быть призваны в любое время, в любой ситуации.

Оцените свою эмоциональную гибкость

Выберите сложную ситуацию из вашей работы, например: «Получение отрицательной обратной связи от руководства» или «Обращение к руководству по поводу повышения».

Определить мысль, которая захватывает вас в этой ситуации, например: «Мой руководитель не доверяет мне» или «Мой вклад не так ценен, как вклад моих товарищей по команде».

Задайте себе вопрос: «В какой степени мне нужно избегать этой мысли, пытаясь заставить ее уйти? Насколько я могу позволить ей овладеть мной?».

Определите ощущение, которое вызывает эта ситуация. Это гнев, печаль, страх, стыд, отвращение или что-то еще?

Задайте себе вопрос: «В какой степени я могу избежать или пытаться игнорировать это чувство? Насколько я могу погрузиться в него?»

Если вы обычно избегаете ваших мыслей и чувств, попробуйте вместо этого признать их. Обратите внимание на то, как эти мысли возникают, и проверяйте ваше эмоциональное состояние несколько раз в день, так что вы можете выделить полезную информацию, которую ваш ум посылает вам.

Если вы обычно отдаетесь своим мыслям и чувствам, найти свою точку опоры. Сделайте 10 глубоких вдохов, отмечая свои ощущения, и назовите их.

Если вы чередуете свое отношение к эмоциям, признайте свою модель поведения. Обратите внимание, каких мыслей и чувств вы избегаете, а какие допускаете. Так вы можете воспользоваться одной из стратегий, которые мы привели выше.

Следующий шаг заключается в принятии мер, которые согласуются с вашими ценностями (см. пример выше).

Когда Синтия обдумывала свои ценности, она поняла, насколько глубоко она была предана и семье и работе. Она любила проводить время с детьми, но также она страстно она стремилась на работу. Чтобы избавиться от отвлекающего и мешающего чувства вины, она решила руководствоваться своими принципами. Она поняла, как важно ужинать с семьей каждый вечер и противостоять работе в это время. Но она также обязались сделать ряд важных командировок, некоторые из которых совпали с учебными мероприятиями, в которых она хотела бы принять участие. Поняв, что ею руководят ценности, а не только эмоции, Синтия наконец обрела мир и возможность самореализации.

Невозможно блокировать неприятные мысли и эмоции. Эффективные лидеры помнят о своих внутренних переживаниях, но не попадаются на них. Они знают, как высвободить свои внутренние ресурсы и предпринимают действия, которые совпадают с их ценностями. Для развития эмоциональной гибкости не существует быстрого решения. Даже те, кто как Синтия и Джеффри регулярно практикуют приведенные здесь стратегии, часто оказываются на крючке. Но со временем лидеры, которые становятся все более искусными в этой практике, скорее всего, будут процветать.

Авторы: Сьюзан Дэвид и Кристина Коглетон (Susan David and Christina Congleton)

Эмоциональная гибкость
методическая разработка по теме

Занятие для студентов. Эмоциональная гибкость.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_emocionalnaya_gibkost.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Автор занятия: Сырчина Ирина Николаевна, педагог-психолог, преподаватель КОГОБУ СПО «Кировский технологический колледж»

Цель занятия: овладение способами развития своей эмоциональной гибкости, приемами регуляции эмоционального состояния в ситуациях профессионального обучения профессиональной деятельности.

Компетентностный результат: применять приемы саморазвития эмоциональной гибкости в деятельности.

Материалы и оборудование: карточки с названиями эмоциональных состояний для упражнения «Угадай эмоцию», БАНК приемов саморегуляции эмоциональных состояний (приложение 1), Кейс ситуационных задач (приложение 2).

Каждый день нашей жизни наполнен различными ситуациями. Мы учимся, работаем, общаемся. Люди, с которыми мы сталкиваемся; события, свидетелями или участниками которых мы становимся, вызывают у нас различные чувства и эмоции: радость, грусть, гнев, отвращение, стыд, гордость, любовь или ненависть.

Можно сказать, что чувства являются регуляторами поведения человека. Благодаря им, мы понимаем, всё ли в нашей жизни складывается хорошо. А если не всё благополучно на уровне чувств, человек начинает искать причину плохого настроения.

Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания словами. Эмоции мы чаще видим через внешние выражения мимики, жестов, движений и поз человека.

Разминка «Угадай эмоцию» [1;105]

Цель: познание особенностей эмоциональных состояний и их влияния на жизнедеятельность и работоспособность человека.

Раздаются карточки с названиями эмоций. Список эмоций для отработки: Интерес, Печаль, Радость, Удивление, Обида, Раздражение, Стеснение, Гнев, Нежность, Страх, Тревога, Ярость, Стыд, Презрение и др.

Инструкция: «Каждый, получивший карточку, должен без слов выразить указанную эмоцию. Остальные участники группы должны угадать передаваемую эмоцию и охарактеризовать ее»

Вопросы для обсуждения:

Каким образом эмоции влияют на деятельность и общение человека?

Действительно эмоции влияют на жизнедеятельность и работоспособность человека. Такие как радость, интерес, вдохновение побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. А такие, как печаль, скука, раздражение, тревога расслабляют и парализуют силы человека.

Этап постановки цели

Вопросы для обсуждения:

А как часто вы испытывается негативные эмоции, которые мешают установлению взаимоотношений при общении и снижают работоспособность?

Упражнение «Мои эмоциональные состояния»

Цель: выявление актуальных негативных эмоциональных состояний.

Студенты работают индивидуально в рабочих тетрадях.

Инструкция: Охарактеризуйте свои преобладающие эмоциональные состояния. Для этого постройте график эмоций, продолжая незаконченное предложение: «В последнее время я…….

чаще всего я бываю…

Уверенный в себе

Проанализируйте график, выделив негативные эмоции, которые вы часто испытываете. Для этого каждую отмеченную эмоцию оцените в 1 балл и подсчитайте результаты по группам эмоциональных состояний:

  1. Эмоциональная напряженность: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия.
  2. Проявления утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность.
  3. Эмоциональная подавленность: тревога, грусть, печаль, уныние.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы считаете, есть ли люди, не испытывающие негативных (отрицательных) эмоций?
  2. Можно ли контролировать негативные эмоции?
  3. Что может случиться с теми людьми, которые не управляют своим отрицательным эмоциональным фоном жизни?

Каждый человек в жизни испытывать те или иные негативные эмоциональные состояния. Эмоции – это язык нашего организма. Если негативные эмоции прятать в себе, игнорировать, то они со временем могут материализоваться в теле, вызывая такие симптомы, как: гастрит, язва, сердцебиение, инсульт и прочие неприятности. Свои собственные эмоции человек должен научиться распознавать и научиться управлять ими.

Сегодня целью нашего занятия является обучение приемам эмоциональной саморегуляции или, другими словами, как научиться управлять своими эмоциями.

Тема занятия записана в рабочей тетради:

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности. Саморегуляция.

Обучающиеся в ходе мини-лекции работают с понятиями в рабочей тетради. После мини-лекции преподаватель контролирует успешность выполнения задания через фронтальный опрос.

Мини-лекция «Эмоциональная гибкость»

Человек, умеющий управлять своими негативными эмоциями, обладает таким бесценным качеством как эмоциональная гибкость. Вообще понятие гибкость – это умение проявлять себя разнообразно: мыслить, действовать нешаблонно (нестереотипно). Гибкость – это способность перестраивать наши эмоции, мысли и поведение применительно к изменяющимся ситуациям и условиям. Быть гибким – значит занимать такую позицию, в которой желаемые результаты достигаются независимо от текущей ситуации, ее сложностей, неоднозначности, меняющихся условий.

Гибкость эмоциональная – способность проявлять максимально широкий диапазон эмоций адекватно возникшей ситуации.

Под эмоциональной гибкостью понимается гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (выразительности) и эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость характеризуется способностью управлять эмоциями, настроением, способностью преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Позитивная эмоциональная экспрессивность включает в себя следующие параметры: склонность к переживанию радости; спонтанность проявления своих состояний, умение красиво и понятно для окружающих выражать свои эмоции и чувства.

Большое значение эмоциональная гибкость имеет в профессиональном становлении личности. Эмоционально нестабильный человек может быть подвержен «эмоциональному выгоранию».

Эмоциональное выгорание – состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. (В.Е.Орел). Это профессиональная деформация личности (В.В. Бойко)

Признаки: чувство эмоционального истощения, изнеможения, негативное отношение к тем, с кем работаешь, негативное самовосприятие.

Главным инструментом для профилактики эмоциональное выгорание является способность человека управлять своими эмоциональными состояниями, не «застревать» в них, умение оказывать самопомощь в напряженных ситуациях.

Существует ряд психологических приемов эмоциональной саморегуляции, направленных на эффект успокоения, эффект восстановления, эффект активизации.

  1. Приемы, связанные с управлением дыханием
  2. Приемы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
  3. Приемы, связанные с воздействием слова
  4. Приемы, связанные с использованием образов

Форма обучения : групповая. Работа в микрогруппах по подбору и отработке способов и приемов эмоциональной саморегуляции.

Метод обучения : анализ конкретных ситуаций (работа с ситуационными задачами).

Инструкция: «Группе необходимо разделиться на микрогруппы по результатам самоисследования своих эмоциональных состояний. Каждой группе предлагаются конкретные ситуации, которые чаще всего провоцируют эмоциональную нестабильность человека. Необходимо оценить эффективные и неэффективные модели поведения в эмоционально травмирующей ситуации и, используя Банк приемов саморегуляции, выбрать наиболее приемлемые для данной ситуации, записав их в свою рабочую тетрадь. подготовить информационное сообщение о них и отработать некоторые из них на практике со всей группой.

1 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной напряженности: возбужденность, взволнованность, раздражительность, агрессия. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности).

2 группа. Работает с изменением состояния утомления: усталость, подавленность, пассивность, безучастность. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект восстановления (ослабление проявлений утомления).

3 группа. Работает с изменением состояния эмоциональной подавленности: тревога, грусть, печаль, уныние. Подбирает приемы эмоциональной саморегуляции направленные на эффект активизации (устранение эмоциональной подавленности).
В КЕЙС ситуационных задач входят различные напряженные ситуации, связанные с деятельностью, обучением и общением.

Группы работают15мин, готовя сообщение по плану заданий:

  1. раскрыть содержание выбранных приемов эмоциональной саморегуляции;
  2. обосновать выбор данных приемов саморегуляции для ситуаций, рассматриваемых группой;
  3. продемонстрировать некоторые приемы, обучив им всю группу».

Каждая группа представляет свое сообщение, слушающие могут в конце задать вопросы, высказать собственные суждения.

Студенты подводят итоги своей работы на занятии, продолжая по очереди незаконченные предложения:

  1. сегодня я узнал…
  2. теперь я могу…
  3. я попробую…
  4. урок дал мне для жизни…
  5. мне захотелось…

Уровень освоения приемов саморегуляции оценивают, используя шкалу:

шкала овладения приемами эмоц саморегуляции

не овладел 0____1____2____3____4____5 овладел

Естественные способы регуляции организма являются одними из наиболее доступных способов саморегуляции, которые предотвращают накопление остаточных явлений перенапряжения, способствуют полноте восстановления сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма:

– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– купание (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– высказывание похвалы, комплиментов и пр.

Индивидуально для себя подобрать наиболее эффективные способы, предотвращающие накопление остаточных явлений перенапряжения и расспросить кого-либо из близких людей (родителя, друзья, учителя) как они нейтрализуют уныние, утомление и раздражение.

Эмоциональная гибкость

Эмоциональная гибкость – это подвижность, гибкость, изменчивость и адаптивность мысленной и чувственной сферы, позволяющая выбирать наиболее оптимальные и адаптивные варианты реагирования. Проблема отсутствия гибкости эмоционального реагирования появилась из преобладания определенной зацикленности в поведении (когда действия происходят как по сценарию, без замечания различных оттенков), в мыслях (накручивание себя, привычный поиск негатива), а также ощущенческой сфере (невозможность повлиять на настроение). Подобная закостенелая структура не дает формировать успешные действия, обедняет духовную сферу, чем способствует развитию нарушений аффективного переживания.

Развитие эмоциональной гибкости не подразумевает жесткую переориентацию эмоций и взглядов, так как считает, что насильственное (волевое, принудительное) изменение давних взглядов человека наоборот сковывает вариативность реакций, увеличивает уровень напряжения и контроля и цементирует установившиеся паттерны. Все механизмы построены на снятии напряжения, привнесении легкости в происходящее, это своеобразная игра по принятию происходящих событий, без их жесткого контроля и укладывания в выбранные рамки.

Что такое эмоциональна гибкость

Проблема эмоциональной гибкости получает все большую актуальность, поскольку в мире, стремящимся к достижению и контролю не остается места спонтанному проявлению, вариативности собственного проявления и простому расслаблению. Таким образом, развитие эмоциональной гибкости тесно связано с умением расслабиться, а значит перестать тревожиться о каждом происходящем и не случившимся моменте и начать воспринимать жизнь через призму осознанности. Осознанность в данном контексте подразумевает сознательный выбор человеком своих эмоциональных реакций, который проще осуществить, переместив свое восприятие реальности из будущего или прошлого в настоящий момент. Включив свою ответственность и осознав возможность выбора своего реагирования на стимулы, полученные нервной системой, каждый обретает варианты реагирования, где можно выбрать разрушительный и подавляющий. А можно легкий и расслабленный.

Подобный выбор реакции доступен каждому человеку, поскольку является заложенным механизмом структуры мозга, где между поступающим стимулом и выдаваемой реакцией есть определенный промежуток тишины, когда не происходит ничего и совершается выбор как лучше отреагировать. Мы автоматизируем многие действия, а также многие свои реакции выдаем исключительно по привычке, но промежуток, необходимый для принятия решения остается, чтобы пропустить его, отреагировав привычным образом, или воспользоваться, чтобы увидеть иные пути изменений. Использование промежутка между стимулом и реакцией, повышение осознанности – это то, что отражает эмоциональную гибкость, а соответственно позволяет реализовывать все свои таланты и развиваться, преображая и расширяя собственную свободу.

Хорошая эмоциональная гибкость помогает справиться со многими внутренними трудностями, такими как заниженная самооценка, комплексы личностного развития, является отличным регулятором депрессивных и тревожных состояний, а в итоге может привести к значительным жизненным переменам. Вспомните переживания о возможном провале на собеседовании, способном довести многих до гипертонического криза, при этом значимость происходящего завышена и находится в отдаленном будущем, а переживания, причем довольно негативные происходят уже сейчас, если же вовремя осознать бессмысленность своих душевных терзаний, то непомерное повышение уровня тревожности начинает идти на спад, уступая место более продуктивным моделям поведения по поиску решений возможных трудностей.

Считать эмоциональную гибкость синонимом позитивности или стремлением испытывать только положительные эмоции не стоит, поскольку даже самый эмоционально гибкий человек испытывает негативные эмоции, разочаровывается, грустит, ему становится больно, но он способен рассмотреть эти эмоциональные периоды с различных сторон, дать им место, принять, проработать и отпустить. В этом, пожалуй, самое большое отличие – принять, осознать и отпустить, вместо того, чтобы беречь их внутри себя, скапливать и пускать по кругу проживания, нарушая работу нервной системы и дестабилизируя все жизненные процессы.

Такое качество добавляет жизни динамики и позволяет преодолевать значительные уровни испытываемого стресса, причем не с помощью наращивания панциря бесчувственности и неподвижности, а проявляя все те же характеристики живой психики, что и раньше (интерес, увлеченность, открытость). Это не значит, что человек, обладающий эмоциональной гибкостью, подстраивается под изменяющиеся ситуации – он выбирает каждый раз оставлять свои реакции и поведение прежними или изменить, при этом ориентируется на свои внутренние ценности и цели, соотнося их с изменениями окружающего пространства. Тяжелые переживания и трудные мысли не игнорируются, а просто исключаясь из своего восприятия, используются как маяки и маркеры происходящего, позволяющие лучше оценить ситуацию, помогают заметить, как что-то идет не так, и найти пути исправления движения.

Эмоциональная гибкость – как научиться радоваться переменам

Когда в привычную жизнь пытается войти что-то новое или уйти старое, освобождая место другому, большинство людей прилагают огромное количество энергии к удержанию всего в прошлом состоянии. Подобное стремление поддержания стабильности продиктовано эволюционно, поскольку все новое являлось неизведанным, возможно несущим опасность, а возможно радость, но точно отнимающее много ресурсов на исследования, а в некоторых случаях еще и конкретных жертв. Тем не менее, именно различные перемены являются двигателем развития каждого существа. Вопрос остается в том, как максимально использовать меняющиеся условия, а не впадать в ступор от их наступления, ведь те силы, которые мы привычно тратим на силовое удержание ситуации в прежних рамках, можно потратить на извлечение выгоды. Для этого необходимо ослабить контроль, довериться ситуации, расслабить свою собственную волю и с интересом заглянуть в ту неизвестность, которая все равно приближается. Радуясь переменам, мы программируем ход событий на позитивный, перестаем сопротивляться, начинаем замечать ситуацию шире. Когда перемены приносят лишь разочарование, то спектр действий и чувств ограничен – ситуацию нужно вернуть в прежнее русло, а чувствовать нужно недовольство и разочарованность.

Самое сложное – это поймать момент формирования своей реакции и выбрать не расстройство, а радость. В самом начале придется целенаправленно провести анализ своих мыслей и убеждений, рассмотреть какие из них ваши, а какие занесло вирусом общественного мнения и их пора бы выкинуть. Оставлять стоит только свои, с каким бы знаком они не были, даже с собственной болью работать можно более продуктивно, чем с чужой привнесенной радостью. Следующим этапом после выделения именно своих собственных реакций является дистанцирование от них. Т.е. они существуют и происходят, но при новом эмоционально-мысленном реагировании, дистанцируйтесь, наблюдая со стороны. Не избегайте их, а наблюдайте, откуда они приходят, чем вызваны, как быстро набирают силу, таким образом, вы сами создаете себе промежуток между стимулом и реакцией, а дальше получаете свободу выбрать, как вам реагировать – в соответствии с тем, куда вас несет автоматическая реакция или в соответствии с тихим практически не заметным голосом другого варианта развития событий. Чем дальше вы сможете отойти от непосредственного влияния эмоций на принятие решений, тем более широкая картинка перед вами откроется, а восприятие происходящего во всем масштабе обычно предоставляет дополнительные варианты реагирования. Так и получается, что чем больше осознанности в настоящий момент вы сможете себе обеспечить, тем больше свободы и власти вы получаете в собственной жизни.

В выборе своих реакций стоит отталкиваться от монументальных целей и главных ценностей вашей личности, поэтому стоит провести исследовательские работы по изучению самого себя, чтобы при каждом представляющимся выборе, осуществлять его в сторону приближения и соответствия задуманному. Жизнь и так состоит из ежеминутных выборов (метро или такси, колбаса или каша, звонок другу или пропустить сообщение) и эти маленькие детали складывают нашу жизнь. Добавив осознанного восприятия, вы получите еще большее число выборов и если какие-то из них будут явно сигнализировать о глобальных переменах, то некоторые могут казаться не важными. Сначала тренируйтесь выбирать свой путь и соответствие своим личным убеждениям в больших и знаковых моментах, а со временем вы начнете замечать, как даже мельчайшие перемены и их коррекция приближают или отдаляют вас от выбранного и желаемого.

Менять свое отношение и реакции в чем-то большом и заметном легко, об этом как о достижении потом можно рассказать знакомым, но истинным достижением является корректировка всяческих мелочей, складывающих будничную жизнь. Это как установить новый шкаф значимее, заметнее и проще, чем потом каждый день вытирать с него пыль и не оставлять пятна от кофе. Чтобы добиться подобного, нужно правильно распределять нагрузку и расслабление, моменты анализа ситуации и простого наслаждения бытием, поскольку постоянное напряжение может сводить с ума, а внимание к совершаемым выборам придавить грузом ответственности. Иногда можно выбрать не выбирать.

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности

В рабочей деятельности наиболее ценными качествами сейчас становится стойкость и позитив, способность не унывать и подбадривать окружающих, но рабочая среда ориентирует человека на постоянный поиск проблем, эмоциональную закрытость и нереальный уровень сдерживаемого напряжения, которое потом выливается срывами. Более того, подобные реакции являются абсолютно природными, а их искусственное замещение трудоголизмом и показным оптимизмом могут быть чреваты проблемами со здоровьем. Профессиональная деятельность неотделима от нашей личности и происходящие там моменты могут настолько сильно влиять на развитие человека, что превысят даже личные отношения.

Множество депрессий и комплексов, психологических травм и неадекватных самооценок рождаются на рабочем месте и обусловлены ускорением жизни, увеличением задач и личной ответственности, теперь помимо своей должностной инструкции каждому необходимо решать массу личностных задач, чтобы нравится начальству и коллегам. Помимо этого сама работа становится все более непредсказуемой, распределение обязанностей все больше стирается и в итоге все делают всю работу, вне зависимости от названия должности, при этом испытывая различные перегрузки, поскольку правила не определены.

Мы сталкиваемся с той же проблемой реакции на перемены, тревоги и в будущем, и способности адаптироваться к критически изменяющимся условиям или хотя бы возможностью адекватного реагирования.

Эмоциональная гибкость в профессиональной деятельности становится неоценимым качеством, хотя казалось бы, более важна при построении отношений, однако в складывающихся условиях постоянной неизвестности становится актуальным справиться с растущим нервным напряжением. Чтобы успешно справляться с этими задачами, развитие собственной эмоциональной гибкости в рабочем аспекте будет направленно на все то же изучение ключевых моментов, важных вам как профессионалу. Это схоже с определением важных целей и принципов жизни, но в более узком понимании. Из планирования остается только предвидение будущих возможных сложностей и соответственно совершение выборов, предотвращающих их, а в остальном стоит отказаться от лишних ожиданий и планов, оставаясь открытым ежеминутному выбору, соотносимому с изменениями ситуации и вашими конечными целями. Над чем-то можно поработать заранее (если вы знаете, что на оценку работы у начальника сильно влияют личные отношения, то разумнее выбрать пить кофе с ним, чем убегать на обед с подружкой), но на некоторые моменты вы не сможете повлиять заранее, и это следует отпустить.

Дистанцироваться от зашкаливающих эмоций становится одним из полезнейших навыков эмоциональной гибкости, поскольку лишь у некоторых людей работа объективно связана со страшными и угрожающими событиями (спасатели, военные, капитаны), тогда все остальные преувеличивают значимость происходящего и падают в затягивающую пропасть переживаний. Разрывая стимул с привычной реакцией, вы помогаете себе стать успешней, когда вместо переживаний смотрите на ситуацию объективно и выбираете новый путь решения, ориентируясь на свои потребности в профессии, а, не преследуя цели успокоить свой надуманный страх.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий