Формирование привычки к здоровому образу жизни

Содержание
  • 3. Замените предложение пословицей.
  • 4. Разработка памятки для родителей “Здоровье ребёнка – “программа минимум”
  • 5. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ.
  • 6. Домашнее задание:
  • 7. Представление презентаций и видеоматериалов по формированию здорового образа жизни.
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни

    Формирование привычки

    Формирование привычки – это процесс, направленный на установление определенного образа поведения, имеющего сложившийся характер и приобретающий для человека значимость потребности. Образуется подобный механизм выстраивания жизненного поведения путем повторения одного и того же действия систематически и неоднократно, подкрепляя процесс или результат позитивными эмоциями и ощущениями. Обычно негативные привычки формируются самостоятельно, без участия внутреннего критика и вмешательства волевого компонента, тогда как формирование полезных привычек часто требует от человека контроля своего поведения, разработки целой системы поощрений и мотиваций.

    Психологический аспект, отражающий момент установления какого-либо поведенческого проявления, как привычного, проявляется в исчезновении волевых усилий при исполнении повторяемого действия или снижении остроты познавательных трудностей. Тут подключается физиологический компонент, для которого привычка – это установление новых прочных нейронных связей после определенного количества повторов. Что в психологическом, что в физиологическом смыслах, а также на ментальном и соматическом уровнях при первых разах выполнения непривычного действия наблюдается сильное сопротивление во многих частях организма из-за того, что выполняемое является новым и соответственно требует большей ресурсной затратности.

    С течением времени нейронные связи становятся более сильными, и для их активации при следующих обращениях к данной деятельности будет требоваться меньшее количество энергии. Кроме того, однажды сформированные привычки способны успешно поддерживаться длительное время без подкрепления с внешней стороны и вновь актуализироваться после длительного перерыва, но при возобновлении необходимых условий. Ту можно вспомнить, что даже если вы год не писали ничего от руки, то при необходимости заполнить бланк, вы сделаете это автоматически, так же как и езда на велосипеде вспоминается за секунды после многолетнего перерыва. Это обусловливается тем, что однажды установленные нейронные связи довольно легко восстанавливаются или не исчезают вообще.

    Формирование привычки к здоровому образу жизни

    Формирование полезных привычек считается более долговременным, однако, это лишь субъективное ощущение, если у человека недостаточная мотивация. В реальности все привычки требуют различного времени, и какие-то складываются за пару дней, а для формирования других необходимы месяцы. Тут имеет влияние и скорость выработки рефлекторного поведения и особенности психики, и внешние факторы.

    Здоровье – это не операции, вернувшие вам жизнь и препараты, которые вы будет принимать, а то, как сформируете свою будничную жизнь. Именно ежедневные привычки к определенным моментам дают хорошую форму и самоощущение. Первое основополагающее на контролировании чего и изменении в лучшую сторону следует сконцентрировать свое внимание – качество сна, засыпания и утреннего пробуждения. Если вы не высыпаетесь, каждое утро вскакиваете от звонка будильника, при этом не чувствуете, что отдохнули, следует изменить своим привычным ритмам. Самый яркий показатель того, что вы все сделали правильно для своего организма – это пробуждение без будильника в отличном состоянии при меньшем количестве сна. Смещая режим в сторону отсутствия ночных бдений необходимо позаботиться о помощи своему организму в засыпании, тут отличными помощниками будут физические нагрузки, насыщенная жизнь и организация режима и ритуалов (можете принимать ванну или читать по главе любимой книги перед сном, но позаботьтесь о плавном переходе к спокойному режиму).

    Заведите себе ежедневник и введите планирование в ежевечерние процедуры – это одновременно поможет структурировать всю свою жизнь и не задерживаться в выполнении необходимого, а также поможет следить за формированием новых привычек. Посудите сами, когда действие еще не стало вашим автоматизмом, то легко про него забыть или отложить, если же оно является пунктом ежедневного плана, то вы его выполните, да еще и получите эмоциональный бонус за свершенное.

    Планирование также помогает следить за сроками исполнения, ведь четко спланированный предыдущий день поможет избежать доделывания отчетов в полночь, а значит, вы встанете с бодростью и силами. К планированию относится не только расписание вашей деятельности, но и вашего питания. Если стараться, то о своих обедах и перекусах необходимо позаботиться заранее, выбрав свежие и полезные продукты, приготовив еду. Подобное требует большей дисциплинированности, чем покупка хот-дога или сухариков на бегу.

    Постепенно приучайте свое тело к физической активности, степень и частота которой должна рассчитывается относительно ваших потребностей, возможностей и начального уровня. Если ваше тело не знает, что такое спорт, то сразу отправлять его на усиленную тренировку в спортивную секцию может оказаться сверхнагрузкой и лучше начать с ежедневных зарядок. Когда небольшие нагрузки станут для вас привычны и легки можно постепенно наращивать количество и интенсивность. Ориентируйтесь в этом вопросе на собственные ощущения и возможно советы профессионального тренера, а не на скорость ваших друзей, поскольку способность к адаптации и физические возможности у всех различны.

    Соблюдение гигиены – неотъемлемая часть здоровья, поэтому до автоматизма необходимо довести регулярность гигиенических процедур относительно собственного тела (душ, чистка зубов, мытье рук), а также окружающего пространства (чистка дома, одежды, рабочего помещения).

    Во всех данных аспектах выработки привычки к здоровью, вы должны уметь проявлять гибкость в нахождении методов реализации. Если спортклуб закрыли на ремонт, то продолжать тренировки можно на отрытых площадках, пробежками в парке или в другом заведении; недоступность ванной комнаты для полноценной гигиены решается с помощью влажных салфеток и жидких антисептиков; отрегулировать сон можно при помощи берушей и масок для сна или взяв дополнительный выходной; проблемы со временем, сказывающиеся на приготовлении здоровой пищи можно решить с помощью ресторанной продукции, отвечающей вашим стандартам или выбором фруктов и творога как перекуса, вместо чипсов. В общем, у вас должна остаться привычка и потребность поддерживать здоровье в любых условиях и искать для этого подходящие методы.

    Читайте также:  Колесо жизненного баланса - что это такое и как его составить

    Этапы формирование привычки

    В формировании новой привычки, какой бы сферы она ни касалась, все равно должны быть пройдены одинаковые этапы формирования. Первоначально становится вопрос выбора и определения приоритета формирования нового жизненного подхода, где из всех необходимых привычек вначале потребуется сосредоточиться на одной. Работать одновременно над множеством задач, меняя жизнь кардинально, может получаться непродолжительное время (около недели), после чего ресурс организма закончится и вас отбросит на самый начальный этап. Поэтому дождитесь полного формирования одной привычки и потом беритесь за следующую.

    Следующий момент – определение собственной мотивации в обретении новой привычки. Нужно установить ваш внутренний смысл и потребность в подобных изменениях, понимание к чему приведет в дальнейшем. Действовать не понимая конечной цели является энергозатратным мероприятием, кроме того само непонимание зачем вы чего-то достигаете, будет являться саботажным фактором, в то время как хорошая внутренняя мотивация и осознанное желание будут помогать.

    Следующий этап – конкретные действия, где стоит распланировать этапность достижения задуманного результата. Ставя себе цель, необходимо определить сроки, сформировать соответствующий режим дня, включить в ежедневное расписание пункты по выполнению задачи. Старайтесь не брать сразу большие объемы (если хотите начать бегать по утрам, лучше начинать с пятисот метров, чем с пяти километров), разбивание больших достижений на малые, но доступные цели являются основным механизмом в качественном продвижении к результатам. После того, как вы разбили свою цель на этапы достижения необходимо неукоснительно им следовать. Тут начинается самое сложное, поскольку потребуется выполнение действий регулярно и постоянно, какие бы оправдания не подсказывали новые жизненные ситуации. Для стимуляции и чтобы не падать духом, отлично будет завести не только ежедневник будущих планов, но и дневник для фиксации полученных достижений, которые не дадут все бросить на середине пути.

    Обычным является формирование привычки за 21 день и к концу этого термина действительно видны первые результаты, но первую неделю нужно максимально держать себя в руках. Выполнение чего-то нового легко и с энтузиазмом дается в первый день, чуть хуже во второй, а через неделю становится мукой и причиной развития нереальных фантазий, почему стоит все бросить. Недельный интервал – самый кризисный момент, пережив который дальше становится легче.

    Через три недели происходит физиологическое формирование новых нейронных связей и фактически можно считать привычку сформированной, но расслабляться рано, т.к. через этот промежуток времени старые связи и привычки еще не разрушены. Таким образом, у вас есть два равнозначных пути выбора поведения, после трех недель вы выходите в ноль, где появляется осознанный выбор, как жить дальше. Для окончательного закрепления привычки понадобится около полутора месяцев, соответственно по прошествии трех недель вы продолжаете следить за собой с той же строгостью. Многие, расслабляясь на данном этапе, начинают пропускать ежедневные тренировки, делать себе все большие поблажки, чем подкрепляют старые нейронные связи.

    Окончательно сформированной привычка считается на этапе ее повторения в течение трех месяцев. После такого промежутка любой механизм (физических нагрузок, режима дня, употребления продуктов) становится ведущим в вашей деятельности и теперь, чтобы от него избавиться необходимо будет пройти весь путь заново.

    Почему привычка формируется за 21 день

    Много где говорится о том, что возможно формирование привычки за 21 день, и возникает вопрос, почему именно такие сроки указываются. Это эффект был замечен хирургом М.Мальцем, работавшим с пациентами в пластической хирургии. В ходе своей деятельности он заметил, что именно такое минимальное количество времени необходимо пациенту для того, чтобы проявились показатели привыкания к своим новым формам или отражению в зеркале. При этом, описывая подобную закономерность, распространение которой хирург заметил не только в операционной практике, но и в личной жизни при формировании своих новых привычек, он указывал, что три недели – это минимальный термин для формирования нового ментального образа.

    Было указано, что чем выше сложность задуманной новой привычки, чем дальше она находится от исходного состояния жизни человека, тем дольше она формируется. Т.е. наметив цель вставать в шесть утра, при том, что ранее просыпались в семь, вы достигнете ее значительно проще и быстрее, сформировав новый механизм, чем человек, пробуждающийся к десяти. Кроме того на длительность формирования влияет эмоциональный фон процесса перестройки – когда человек получает позитивные эмоциональные подкрепления, видит и чувствует улучшения, то это стимулирует процесс, если же изменения связаны с напряжением, раздражением и стрессом, то затянуться формирование привычки может на месяцы.

    В психологии была обнаружена достаточность данного временного промежутка, чтобы человек успешно овладел новым навыком, увидел первые результаты его использования, при этом остается свобода выбора есть ли необходимость в постоянном поддержании данной модели. Чем полезнее и приятнее оказывается новый навык, тем больше мотивации поддерживать его выполнение. Это означает, что 21 день не программирует человека на строгое исполнение, а является своеобразным тест-драйвом задуманного, что дает возможность изменить стратегию при отсутствии желаемых результатов.

    Множество экспериментов подтвердили факт изменения мозговой активности именно через три недели постоянного воздействия или волевого изменения поведения. За это же время происходит адаптация к новой еде, новой обстановке в квартире. Считается, что именно за такой срок формируются новые нейронные связи, отвечающие за легкое выполнение новой деятельности и полное ее освоение.

    Формирование вредных привычек и их профилактика

    Привычки требуют не только формирования, но и коррекции, поскольку некоторые из них мы хотим привить, а некоторые развиваются самостоятельно, причем не все имеющиеся у нас привычные модели поведения являются полезными.

    Формирование вредных привычек мешает не только физическому здоровью человека, как принято думать в большинстве случаев, но затрагивают также эмоциональную и мотивационную сферу, где препятствуют достижению целей и благоприятному течению жизни, а в межличностных отношениях могут разрушать имеющиеся связи.

    Возникают вредные привычки у людей, не имеющих четкой внутренней дисциплины и чувства ответственности за собственные поступки. Те, кто поддается сиюминутным желаниям, внушению со стороны других людей, со временем могут обнаружить себя связанными по рукам и ногам негативными действиями, от которых сформирована потребность. Сюда относится не только алкоголь и наркотики, но также негативные формы поведения, такие как зависимое поведение, излишняя жестокость, стремление к повышенному уровню адреналина, и, казалось бы, обычная лень. Люди, без определения своих внутренних ценностей, жизненных целей не рассчитывают временную перспективу, полагаются и действуют относительно настоящего момента, где не каждое поведение может быть благоприятным для будущего. Стремление к экспериментам также может закончиться приобретением негативных зависимостей, особенно некоторые химические виды формируются с первого приема.

    Трудности с построением коммуникации, полученные травмы, тревожные и депрессивные расстройства могут стать причинами появления негативных привычек у тех, кто пытается справиться самостоятельно с подобными тяжелыми состояниями. Даже если не рассматривать злоупотребление химическими веществами, возможны варианты установления режима дня, негативно сказывающегося на самочувствии, погружение в среду виртуального общения, вместо живого или полная изоляция.

    Соответственно и профилактические методы по предотвращению формирования негативных привычек должны сводиться к укреплению внутренней позиции человека. Это включает работу, направленную на развитие зрелой личности, поиск жизненных смыслов и ориентиров, установления собственных границ и потребностей, разработку жизненной стратегии. Чувствительное отношение к происходящему в жизни человека может помочь избежать формирования вредного способа жизни, а вместо этого выработать позитивную линию поведения, ориентированную на взаимодействие с другими людьми и поиск выхода из сложной ситуации при помощи поддержки, терапии, участия, переформатирования своей системы смыслов, вместо ухода от проблематики и подмены понятий.

    Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

    Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

    Инструктор по Хатха Йоге Групповые и индивидуальные занятия в Москве.

    Формирование привычек здорового образа жизни

    На что мы направляем наше внимание каждый день? Правильно, на то чтобы быть идеальной для себя, чтобы вести здоровый образ жизни.

    Итак поговорим о том, как сформировать полезную привычку. Она формируется если повторять ее вновь и вновь в одно и то же время. Со временем вы даже не вспомните, когда и откуда она взялась, она будет неотъемлемой частью повседневной жизни.

    Чтобы ввести привычку в жизнь, нужно ее сформулировать, а лучше всего записать, это поможет понять, зачем она. И какова ее цель. Что такого она дает, чтобы интерес к ней не пропадал долгое-долгое время, ведь привычка чистить зубы на всю жизнь, как и привычка делать утром зарядку должна быть на всю жизнь.
    Делайте каждое утро по одному шагу на пути к самосовершенствованию.

    Это может быть аффирмация: «я самая красивая, стройная, спортивная».Тут главное настрой на позитив, просыпаясь с такими словами день не может быть плохим.

    Делитесь своим опытом! Мир должен знать, что вы встали на путь здорового образа жизни, это формирует твое окружение, их взгляд на привычную тебя меняется.

    Читайте также:  Зимняя хандра - причины, признаки, как с ней бороться

    Часто читая разных блогеров, думаешь, вот бы и мне такое внедрить в свою жизнь. Но это не всегда срабатывает. Например, я бы с удовольствием ложилась раньше, и вставала около 6 утра. Но мой муж категорически против такого графика. Смотрите на свою готовность к новому, внедряйте привычку постепенно.

    Не нужно каждый месяц подключать что-то новое, лучше укоренить в течение трех месяцев одну, и так в конце года у вас будет 4 новые привычки. Этим можно гордиться, большой шаг на пути к успеху!

    Делайте что-то незаурядное, посвящайте 30 минут своего времени творчеству.

    Попробуйте выйти из зоны комфорта, цель всегда за ней.

    Например моя цель «укрепить осанку» (или та часть тела которая требует внимания).

    Я встраивала для начала наули крийю в свой распорядок: я иду чистить зубы, а затем готовить завтрак и так каждое утро, между этими действиями я тратила 10 минут на социальные сети. Удалила соц.сети из телефона и вот 10 минут на манипуляции животом. После наули крийи я внедрила без стресса для себя сурью 6 кругов.

    Говорю без стресса, так как я привыкла заниматься в обед. Далее я планирую планки и отжимания, вот и полноценный утренний комплекс, который выполняется регулярно.

    Выполняя одну и ту же последовательность в йоге, вносите разнообразие. Например добавьте динамики в разминку, танцуйте вместо разминки, а затем уже приступайте к асанам. Чтобы привычка работала, она должна что-то давать, а не отнимать. Йога дает здоровье и выносливость. Танцы дают грацию и новые движения. Плавание дает здоровье позвоночнику. Главное научиться чему-то новому. Чем разнообразнее движения, тем быстрее вы достигнете своей цели.

    Двигаясь по новому, ваше тело реагирует по другому, а это помогает принимать смелые не стандартные решения, думать по новому.

    Ловите драйв от тренировок, и тогда вставать с постели будет легче, это можно записать в плюс к привычке «начинать день с зарядки».

    Придумывайте свои ритуалы, тренируя тем самым мозг.

    Я выделяю каждый день 30 минут на чтение книг не по работе, это развивает кругозор.

    Расхламляйтесь, когда я пришла к практике расхламления, поняла, сколько времени я теперь экономлю, потому что всегда знаю где мои вещи!

    Используйте приложения, например «Daily habits», «Habit list» , «Я могу! Формируйте полезные привычки».
    Конечно будет и такое, что все лень, мне некогда, нет сил, я не успеваю. Всегда можно сбиться, и начать заново.

    Расскажите, какие привычки вы бы хотели привить, а какие убрать?

    Формирование привычки к здоровому образу жизни

    Формирование привычки к здоровому образу жизни у младших дошкольников

    (презентация опыта работы)

    Халбекова Светлана Викторовна

    В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем в нашей стране является сохранение и укрепление здоровья каждого члена общества. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Нет задачи важнее и сложнее, чем вырастить здорового человека.

    С начала этого учебного года я работаю над вопросами формирования у дошкольников привычки к здоровому образу жизни. Начиная работу по этой теме, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

    1. Сформировать у детей потребность к сохранению здоровья.
    2. Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и родителей в целях укрепления здоровья детей.

    Младший дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для закладывания фундамента здоровья. На этом этапе важно сформировать у детей привычки, от которых формируется потребность к здоровому образу жизни.

    Воспитание потребности к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

    1. Привитие культурно-гигиенических навыков.
    2. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
    3. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
    4. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

    Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.

    Решение этой проблемы следует начинать с соблюдения режима дня, потому что режим дня – основа здорового образа жизни. В детском саду я стараюсь четко соблюдать его.

    Свою работу по формированию у детей культурно гигиенических навыков я начала проводить, используя игровые персонажи: Мишку, Крокодила Крокодиловича, Доктора Айболита и др. Они вместе с детьми учились мыть правильно руки, не разбрызгивая воду, расчесываться своей расческой, аккуратно складывать вещи в шкафу. Персонажи хвалили ребят, поощряли, что вызывало стремление у детей все делать хорошо, правильно. Эти герои живут с нами в группе постоянно, и помогают мне проводить занятия и беседы: «Наши ручки», «Мое тело», «Подружись с зубной щеткой», игры-упражнения: «Зеркало», « В чьем шкафу поселился порядок», игры-соревнования «Накрой стол к чаю», « Кто первый оденется на прогулку». В результате дети без напоминаний моют руки после прогулки и туалета, перед едой, полощут рот после приема пищи.

    Для формирования у малышей представлений о том, что полезно и что вредно для организма я так же обращаюсь за помощью к книге «Правила поведения для малышей», где подобраны яркие иллюстрации и стихи по теме.

    Но гигиена – это не только мытье рук, но и другие мероприятия, направленные на сохранение здоровья. С этой целью я провожу различные упражнения: гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, самомассаж, психогимнастику, релаксацию.

    Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, питания и других режимных процессов. Разработала план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

    В связи с климатическими условиями Севера возникает проблема малой подвижности, т.к. дети большую часть времени находятся в помещении. Для решения этой проблемы я разработала график двигательной активности детей в течение дня и недели, в котором отражены все моменты двигательной активности: утренней гимнастики, физкультурных занятий, физкультминуток. Пробуждающую гимнастику можно проводить не только в постели, но и при переходе из спальни в игровую или по дороге в туалет.

    С помощью родителей я оформила физкультурный уголок нестандартным оборудованием для выполнения корригирующей гимнастики для осанки и профилактики плоскостопия.

    Большое значение для двигательной активности имеют подвижные игры, которые очень нравятся детям. На прогулке дети занимаются так же самостоятельной двигательной активностью. В теплое время года провожу оздоровительный бег.

    Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. Для родителей оформлена папка: « Здоровый образ жизни семьи», в которой отражены советы относительно питания, сна, одежды ребёнка. С родителями проводятся беседы и родительские собрания, связанные с вопросами здорового образа жизни: «Воспитывайте полезные привычки с детства», «Правила на всю жизнь». Все медицинские и закаливающие процедуры я провожу только с согласия родителей.

    Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского: “Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

    Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

    Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознаного отношения к занятиям физической культурой.

    Сегодня много говорят о здоровом образе жизни в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

    Прежде всего, и пожалуй, самым главным разделом является:

    – режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

    – режим рационального питания.

    Закаливание – это тренировка иммунитета кратковременными холодовыми раздражителями. Когда – то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи, подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту – насморк и простуда не возникали. А для профилакт и переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. (Спросить: есть ли в зале дедушки, которые обливаются холодной водой и как они закаливают своих внуков). Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. ( О пагубных привычках: вреде алкоголя и курения). Личный пример — прежде всего всего.

    Читайте также:  Как избавиться от одиночества женщине, мужчине - советы

    Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Почти все дети, рассказывающие о своих дедушках, назвали прогулки. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок на свежем воздухе писал А.С.Пушкин:

    «Друзья мои! Возьмите посох свой,

    Идите в лес, бродите по долине.

    И в долгу ночь глубок ваш сон. »

    Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

    – С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

    – Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

    – Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

    – Участвуйте в спортивных мероприятиях класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

    – Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

    – Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

    – Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

    – Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

    – Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

    – Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

    – На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

    – Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

    Семинар-практикум по теме “Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста”

    Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

    Задачи семинара:

    1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
    2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.

    1 часть. Теоретическая.

    2 часть. Практическая – коллективная деятельность.

    1. Формирование здорового образа жизни через ознакомление дошкольников с олимпийским движением – проект “Малые Олимпийские игры” инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Коллективная творческая деятельность – разработка направлений, этапов реализации, основных мероприятий проекта.
    2. Решение кроссворда на тему ЗОЖ.
    3. Тема ЗОЖ в пословицах и поговорках.
    4. Составление памятки для родителей.
    5. Домашнее задание.
    6. Представление презентаций, видеоматериалов для работы с детьми по теме формирования здорового образа жизни.

    1 часть. Теоретическая (презентация)

    Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

    Поэтому приоритетным направлением образования для любого ДОУ остаётся сохранение и укрепление здоровья ребёнка, формирование у него привычки к здоровому образу жизни. Главная задача дошкольных учреждении? – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно – гигиенические навыки, научиться вести здоровыи? образ жизни с раннего детства.

    Проблеме формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста и будет посвящен наш сегодняшний семинар.

    Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и в семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагог.

    На сегодняшний день существуют определенные трудности в решении проблемы формирования здорового образа жизни у детей:

    • Не всегда учитываются возрастные особенности дошкольников, детям предлагается довольно сложная информация относительно структуры и функций мозга, почек, печени, сердца и т.д.;
    • Формирование здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения часто ограничивается отдельными мерами, которые проводятся где большего эпизодически и бессистемно;
    • При проведении с дошкольниками занятий по валеологии преобладает репродуктивный метод;
    • Отсутствие наглядного материала и недостаточное использование ИКТ;
    • Проблема формирования здорового образа жизни дошкольников недостаточно освещена в психолого-педагогической литературе;
    • В решении задач формирования здорового образа жизни часто не используется принцип интеграции образовательных областей;

    Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребенка таков: от удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности.

    Для формирования потребности в здоровом образе жизни необходимо:

    • развивать у детей дошкольного возраста навыки личной гигиены и навыки оказания первой помощи;
    • формировать у дошкольников элементарные представления:
      о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращать внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывать дошкольникам о ее влиянии на состояние кожи, зубов и т.д.);
      о способах сбережения психического здоровья (позитивный эмоциональный настрой, развитие умения контактировать с другими людьми, умения расслабляться и др.);
    • поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства “мышечной радости”;
    • привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

    Формирование здорового образа жизни через ознакомление дошкольников с олимпийским движением – проект “Малые Олимпийские игры” инструктор по физическому воспитанию, воспитатели. Коллективная творческая деятельность – разработка направлений, этапов реализации, основных мероприятий проекта.

    2. Решение кроссворда “Здоровье”.

    3. Замените предложение пословицей.

    – Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)

    – Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)

    – Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)

    – Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)

    – Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)

    – Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)

    – Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)

    – Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).

    4. Разработка памятки для родителей “Здоровье ребёнка – “программа минимум”

    Памятка для родителей “Здоровье ребёнка”

    (“программа минимум” в обучении детей здоровому образу жизни)

    • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
    • мыть овощи и фрукты проточной водой;
    • мыть руки после еды, после посещения туалета;
    • ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки;
    • ежедневно совершать пешие прогулки;
    • уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
    • избегать опасных ситуаций для жизни и здоровья;
    • заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе и др./;
    • следить за своей осанкой;
    • знать как правильно вести себя в общественных местах; /закреплять привычки положительного поведения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, поступать соответственно нормами и правилам поведения/;
    • уважать друг друга. Чутко относиться к людям с ограниченными возможностями;
    • уметь контактировать с другими людьми.

    5. Формы взаимодействия с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ.

    Коллективная деятельность – заполнение таблицы

    Примерный вариант заполнения таблицы:

    ФормыТрадиционныеНетрадиционные
    Наглядно-информационныеинформационные стендывидеоролики
    папки-передвижкиинформация на сайте
    тематические выставкигазета (журнал)
    личный блокнот
    презентации
    аналитическиеанкетирование“шкатулка вопросов”
    посещение семьитестирование
    образовательныебеседыкруглый стол
    практикумы, семинарысемейная гостиная
    родительские собранияродительская конференция
    консультациигрупповая дискуссия
    физкультурные досугиЗанятия в родительских клубах
    Акция
    Вечера вопросов и ответов
    Совместные выходы на природу
    Совместные физкультурные занятия с детьми
    Творческие конкурсы

    6. Домашнее задание:

    Провести опрос детей своей возрастной группы (средняя, старшая, подготовительная группа).

    Беседа с детьми по теме “Здоровье”:

    “Какого человека можно называть здоровым человеком?”.

    “Что нужно делать, чтобы быть здоровым?”

    “Ты здоровый человек?”.

    Анализ результатов опроса детей подводится на педсовете.

    7. Представление презентаций и видеоматериалов по формированию здорового образа жизни.

    Цель – активизация использования ИКТ в работе с детьми по формированию представлений о здоровом образе жизни.

    Презентации: “Моё тело”, “Здоровье человека”, “Секреты здоровья”, “Советы Айболита”, “Здоровый образ жизни”, “Для чего нужен сон”, “Полезные продукты”, “Безопасность дома”.

    (Тематическая подборка презентаций с использованием ресурсов сети Интернет).

    Литература:

  • Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами, Москва, Скрипторий 2007 г.
  • Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ, Ростов на Дону, Феникс, 2008 г.
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, М., Мозаика – Синтез, 2010.
  • Оцените статью
    Добавить комментарий