Гендерные стереотипы и роли – их влияние на поведение, примеры

Содержание

Гендерные стереотипы и роли – их влияние на поведение, примеры

Влияние гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.

Культурные cтереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны [1].

Уже в процессе первичной социализации стереотипы активно функционируют как гендерные схемы.

Гендерные схемы — это когнитивные категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей информации таким образом, что увиденнное начинает восприниматься, запоминаться и интерпретироваться в соответствии с представлениями о гендере.

Кондри и Росс (Condry & Ross, 1985) установили, что гендер ребенка влияет на то, каким образом его воспринимают взрослые. Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная социальная категория, как гендер, преимущественно направляет восприятие одного и того же качества, предчувствия и ожидания по отношению к ребенку в зависимости от его гендера. Вера в то, что ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что ребёнок окажется девочкой — на совершенно противоположные [2].

Таким образом, родители и окружающие ребенка люди формируют его представление о себе и своей гендерной идентичности.

Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе. Наиболее значимо, как человек сам оценивает свою идентичность, что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Психологический пол — это совокупность личностно психологических, социокультурных и поведенческих характеристик личности [3].

Взаимодействуя и наблюдая за окружающими его людьми, человек приобретает представление о том, к какой группе относиться и выбирает те типы деятельности и поведения, которые соответствуют его представлению о мужском и женском поведении и увлечениях.

Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них нет общих интересов. На более старших этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.

Стили социального гендерного поведения так же отличаются, так как существуют половые различия в таких типах поведения: инструментальное и экспрессивное, деятельное и коммуникативное, конкурентное и кооперативное поведение, а также поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения.

Популярность приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, агрессивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями индивидами).

Экспериментальные исследования дали следующие результаты. Прежде всего, выяснилось, что личностный стиль зависит от возраста испытуемых и полового состава группы: в младенческом возрасте половых различий по уровню активности нет. Они появляются в дошкольном возрасте — когда дети начинают участвовать в социальных играх. Поскольку в этих играх отражаются гендерные роли взрослых людей, как правило, мальчики демонстрируют большую активность, чем девочки, Девочки часто играют в более спокойные игры, но это не значит, что они менее активны.

Установлено, что взрыв активности мальчиков наблюдается в присутствии других мальчиков — возможно, из-за конкуренции с ними. Так, например, К. Гиллиган объясняла разные стили мальчиков и девочек разными условиями социализации (Gilligan, 1987).

Женщины проявляют гибкость в реакции на ситуацию: с экспрессивными коллегами они более экспрессивны, с инструментальными — инструментальны. Для мужчин это не характерно — они склонны проявлять свой инструментальный стиль во всех ситуациях, возможно, потому, что эти стили связываются с маскулинностью и феминностью.

Считается, что мужчины будут демонстрировать в своем поведении ориентацию на задачу, а женщины — на взаимоотношения. Иногда этот стереотип имеет уточнение: ориентированное на задачу поведение будут демонстрировать не все, а лишь маскулинные мужчины, а ориентацию на людей — фемининные женщины.

Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а формируется обществом. Сочетание индивидуальных качеств и требований социума влияет на тип подчинения гендерным нормам.

Шон Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.

Уступчивость это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение, или интернализация это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Обществу нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно часто проследить и в семьях, и в деловом мире.

В привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их стороне) женщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации (возможно, из-за того, что они не знают решения задачи) женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими [4].

Часто стереотип преувеличивает гендерные различия которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.

Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то не за чем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.

Наиболее распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины проявляется в обществе на подсознательном уровне, вне зависимости от сознательного восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее сокращенное изложение.

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Мужчинам и женщинам предписываются противоположные и социальные роли. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», который в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

Читайте также:  Деменция - лечение, симптомы, стадии и признаки деменции

Подтверждает существующие в обществе гендерные стереотипы эксперимент Н. Портер с соавторами (N. Porter et al., 1983), которые давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток [6].

Хотя в современном обществе представление о мужественности и женственности становятся более гибкими для восприятия, все же многим людям нужна помощь психолога для того, чтобы принять себя и свои качества, которые не всегда одобряются традиционными взглядами общества.

Из вышеприведенных фактов следует: понимание гендерного стереотипа чрезвычайно важно, поскольку многие талантливые люди вынуждены бороться с химерами не только общества, но и своими собственными. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным.

  1. Кон И. С. Психология предрассудка О социально-психологических корнях этнических предубеждений (место издания, издательство, год?)
  2. Берн Шон. Гендерная психология. — СПб, Олма-Пресс Инвест, 2004.
  3. Малкина-Пых И. Г.Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  4. Бендас Т.В. Гендерная психология.Учебное пособие для ВУЗов — СПб «Питер», 2008.
  5. Ильин И.И. Дифференциальная психофизиология — СПб «Питер» 2003.
  6. Ильин И.И. Дифференциальная психология — СПб «Питер», 2004.

Карепова Эллина Владимировна, Днепропетровский гуманитарный университет

© Э.В. Карепова, 2009 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Гендерные стереотипы

То, что мужчины и женщины очень разные, хорошо известно. Но зачастую эти различия действуют не по принципу «противоположности притягиваются», а совсем наоборот. Во многом взаимопониманию мешают гендерные стереотипы. Это определенные модели поведения, устойчивые образы-символы, навязываемые представителям разных полов общественным мнением.

Гендерные роли и стереотипы

По мнению ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Так, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома. А женщина – мать, хранительница очага, воспитательница. Однако на современном этапе произошли изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. Прекрасные дамы научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения. А многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки, переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Примеры гендерных стереотипов

Наиболее распространенными гендерными стереотипами в современном обществе являются:

  1. Мужчины – это сильный пол, а женщины – слабый (хотя уже давно доказано, что дамы могут быть более устойчивы и психически, и физически).
  2. Представители сильного пола не должны плакать (хотя слезы – это естественная реакция живого организма).
  3. У мужчин более высокий интеллект (просто у женщин более развито полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу).
  4. Незамужняя женщина – неполноценная (Одинокие дамы сегодня – далеко не редкость и они ни в коем случае не считают себя несчастными или ущербными).
  5. Главное предназначение женщины – семья и дети, мужчины – карьера (многие дамы сегодня успешно справляются и с тем и с другим, а многие мужчины предпочитают быть хорошими папами и мужьями, а не покорителями карьерных Эверестов).

Стоит отметить, что сильное влияние оказывает на гендерные стереотипы и реклама. С легкой руки этой индустрии в массовом сознании закрепились следующие социальные роли-символы:

Гендерные стереотипы в современном обществе

«Женщины способны на всё, мужчины — на всё остальное» © Анри де Ренье

Гендерные стереотипы — это некие общие представления о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек уникален, имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, то гендерные стереотипы бывают не верны в определенных конкретных ситуациях.

Кроме того, гендерные стереотипы в современном обществе периодически устаревают по мере развития социума и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что гендерные стереотипы не всегда соответствуют действительности, все — таки делают предположения, основанные на гендерных различиях.

К примеру существует распространенный стереотип про то, что женщины спешат выйти замуж и должны заниматься домашним хозяйством, а мужчины любят заниматься спортом и обязаны ходить на работу. Многие представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и рекламу.

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы закладываются с самого раннего детства. Например, при появлении ребенка — девочки, мы сразу же начинаем покупать дочке одежду и аксессуары розового цвета, украшаем ее комнату бабочками, цветочками и куклами.

Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что таким образом учат ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях. Это является наиболее распространенным стереотипом по отношению к женщинам.

В современном мире существуют миллионы гендерных стереотипов о женщинах, например:

женщины — медсестры и воспитатели;
женщины не так сильны, как мужчины;
женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
женщины не должны получать хорошего образования;
женщины не занимаются спортом;
женщины не являются политиками;
женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
женщины обязаны заниматься домашним хозяйством и рожать детей;
женщины несут ответственность за воспитание детей;
женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей и других стереотипно мужских задач;
женщины должны быть красивыми;
женщины любят петь и танцевать;
женщины не азартны;
женщины флиртуют;
женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные женские представления о мужчинах, например, что у них вечный беспорядок в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда. Детские игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров и солдатиков. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и уметь защитить себя.

Большинство родителей осознают и признают за собой, что они не учат своих сыновей мыть посуду или правильно складывать вещи в шкафу. Маленьким мальчикам зазорно покупать детскую коляску, чтобы в ней он возил куклу. Почему всё бесит и раздражает?

Вместо этого, родители учат сыновей выносить мусор или делать тяжелую физическую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный мужской стереотип, но в большинстве семей воспитание будущих мужчин происходит именно так.

В современном обществе мужчины обязаны делать грязную работу и все, что требует физических усилий, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие распространенные мужские гендерные стереотипы:

мужчины получают удовольствие от работы;
мужчины не могут выполнять чисто женские обязанности;
мужчины выбирают строительство или механику, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
мужчины не делают работу по дому, а уход за детьми не входит в их обязанности;
мужчины азартные и занимаются спортом;
мужчины любят отдых на природе, например походы и рыбалку;
мужчины несут ответственность за все;
мужья указывают своим женам, что делать и руководят ими;
мужчины ленивые и грязные;
мужчины не плачут;
мужчины сильны в математике;
мужчины не готовят и не шьют.

Конечно, все эти гендерные стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и приписываем их каждому мужчине или женщине.

Все гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина занимается не домом, а своей карьерой, в то время как мужчина занимается воспитанием детей.

Гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы – это сложившиеся устойчивые и распространенные представления, касающиеся особенностей поведения, внешности, самопредставления и стремлений в зависимости от пола. Стереотипы связаны с поддержанием функционирования гендерных ролей, будучи порожденными их особенностями, но и влияющими на их воспроизведение у последующих поколений.

Читайте также:  Трансперсональная психология личности

Изучение гендерных стереотипов показало их влияние на установление гендерного неравенства, а также ущемление личности на основании пола, что породило множество митингов о гендерной и половой толерантности, а также феминистское движение. Сила влияния таких стереотипов зависит от исторического периода анализа и культурной среды, которая изучалась. Более развитые в исследовательском и культурном отношении страны в меньшей степени используют гендерные стереотипы для регуляции общественного поведения. Осознание того, что представляемые факты про соблюдение норм больше надуманны и не соответствуют действительности, позволяют людям более объективно относиться к реальности и обустраивать свою жизнь комфортным образом, реализовывая таланты и удовлетворяя потребности, возникающие в эту секунду, а не в соответствии с предписаниями.

Гендерные роли и стереотипы

В менее развитом обществе соотнесение себя и оценка окружающих по стереотипам довольно сильна, поскольку при построении стереотипного отношения не приходится анализировать свое внутреннее отношение, ситуацию и личность другого, можно просто взять готовую, внушаемую из вне информацию и следовать ее модели. При этом характерным является манипулирование смыслами и понятиями, заключающимися в избирательном восприятии информации и личном ее вольном трактовании, что делает подобные установки на счет характерного поведения основой для манипулирования окружающими.

Возникновение жесткой структуры гендерных предрассудков присуще традициям западной культуры, где гендерные роли четко разделены, соответствуют физиологическому полу с постоянным закреплением, а в других культуральных сообществах может, как полностью отсутствовать социальная роль, определяемая полом, так может и сменяться вместе со сменой условий и потребностей. В таких условиях не зарождаются стереотипы и рамки, а человек чувствует себя более свободным в собственных проявлениях и может успешно осуществлять различную деятельность.

Нужны ли гендерные стереотипы – вопрос, имеющий множество ответов, поскольку с одной стороны, любые стереотипы не позволяют видеть ситуацию реальной и проявлять гибкость приспособления, с другой они служат довольно сильным конструктом поддержания соответствующего поведения, являясь негласным сводом законов, что упрощает выбор жизненной стратегии тем, кто по различным причинам не способен выстроить самостоятельную.

Безусловно, различия феминного и маскулинного существуют, и этими вопросами занимается гендерная психология. И чем больше исследований особенностей данного спектра, тем больше было получено подтверждений тому, что между различными гендерами значительно больше схожего, чем различного, а психика любого человека содержит проявления обоих полов (собственную аниму и анимуса). Акцентируются различия в силу того, что они режут глаз, являются вечным камнем преткновения и глубоко закреплены в архаичных пластах психики, также этим удобно объяснять и прикрывать другие концепции (например, унижения или подчинения другого). Если человек начинает действовать лишь в рамках соответствия своему физическому полу, это влечет за собой личностные расстройства, своеобразный бунт противоположной части, оказавшейся непринятой и отправленной в тень.

Понятие гендера было введено не как синоним биологического пола, а для обозначения его социальной составляющей. Физические половые признаки не дают предопределения социальных проявлений, ведь чтобы считаться самцом или самкой необходимо только родиться. А чтобы считаться женщиной или мужчиной в социальном понимании необходимо соответствовать определенным критериям и ожиданиям, накладываемым культурой относительно представления собственного пола. Когда же человек не играет соответствующую социальную роль, его считают странным или больным, люди у которых сильно развито стереотипное мышление в отношении гендера могут испытывать страх или ненависть к тем, кто действует вне рамок, определяемых социумом.

Гендерная идентичность также формируется под социальным влиянием, ведь изначально дети не различают пол, потом они просто знают его формально, когда им объясняют через те же стереотипные ожидания их поведение («мы не будем брать синюю футболку, ты же девочка, мы возьмем тебе розовое платье», «ты сильный и смелый, сможешь сам заснуть в темной комнате, ты же мальчик»). Дети пробуют, играют в семью, но окончательное понимание своей поло-ролевой принадлежности и чувствование гендерных ролей начинается при половом созревании.

Гендерная роль включает свод представлений определенной культуры на отрезке конкретного времени, о том, как подобает себя проявлять. Это такое поведение, которого ожидает от человека общество, в русле которого воспитывают (вспомните объяснения родителей «ты же мальчик» – логика отсутствует, зато присутствует предопределение какого-то поведения лишь на основании половых признаков). Подобное строгое отношение присутствует в школах и дворах каждого дома западной цивилизации, чтобы определить соответствующий упор на проявление феминности или маскулинности.

Гендерные роли не устойчивое образование или обозначение, характеристика пола, невозможно сказать, что если человек чувствителен, то значит это женщина. Подобные исполняемые и проявляемые моменты полностью регулируются культурой, и то, что на одном континенте будет считаться маскулинным проявлением, на другом может оказаться типичной женской обязанностью. То, какое отношение человек будет иметь к ролевым проявлениям (действие стереотипного мышления) определяется окружающими людьми.

Изменения восприятия гендерных ролей, а соответственно и силы стереотипизации зависит от исторического промежутка, когда проводилось изучение гендерных стереотипов. Если в более древние времена деятельность и досуг мужчин и женщин были четко разделены, то сейчас все смешалось. Существовавшие ранее стереотипы еще сильны, но происходит внутренняя революция общества и официально нет разделения профессий относительно пола, появилось больше свобод проявления. Так же и в досуговом времени – женщины ходят на бокс, а мужчины пишут картины и все большее количество людей руководствуется в своих оценках гендерными предпосылками – на первое место выступает удовольствие самого человека и качество производимого им продукта.

Влияние гендерных стереотипов

С гендерными ролями каждый выбирает определенную позицию – можно играть и менять эти роли в зависимости от происходящего в реальности и тем самым проявлять адаптивность и творческое приспособление, а можно ригидно действовать, строго выполняя предписания роли, и тогда это выглядит как приспособление ситуации под свои возможности.

Нужны ли гендерные стереотипы, чтобы лучше адаптироваться в социуме, при логическом рассуждении приводит к отрицательному ответу, но, тем не менее, множество людей предпочитают проламывать действительность, требуя от себя и близких порой невыгодного и тяжелого соответствия придуманным правилам.

Действия в правилах стереотипов гендера могут помочь человеку достигнуть своих целей (когда женщина придерживается подобной концепции, то мужчина решающий все ее вопросы, часто без ее участия покажется ей идеальным), но так же может и сильно мешать (при той же ситуации, но если женщина ориентируется на собственную зрелость и способность к ответственности, бесцеремонное вмешательство мужчины, пусть даже с благими намерениями может положить конец любым отношениям).

Прописанные стереотипами правила диктуют цели и пути их достижения. Позитивные моменты, привносимые стреотипизацией – с самого детства известно, что делать, кем работать и как себя вести, т.е. человек избегает душевных метаний и получает огромную дозу социального одобрения при успешном соответствии. Проблемы начинаются, когда люди пытаются достичь подобного соответствия (женщинам тяжело совмещать работу и домашние обязанности, а мужчины редко могут дотянуться до образца мужественности и успешности). Любая роль и стереотип – это идеал, который априори далек от реальной жизни и живого человека, поэтому попытки соответствовать ему рождают чувство собственной неполноценности, тревоги и усталости.

Действие в предписанных рамках ограничивает развитие личности, сводит на нет возможности заложенного потенциала, при этом теория социальной андрогинности открывает двери для собственного совершенствования и достижений. Множество научных открытий были совершены женщинами после того, как им дали допуск к образованию и науке, а большинство талантливейших поваров, дизайнеров и парфюмеров – мужчины.

При исследованиях особенностей психики людей, придерживающихся гендерной стереотипизации, было выявлено большее количество защитных механизмов психики, повышенный уровень депрессивных и тревожных проявлений, ригидность психических и социальных процессов, застревание в травматическом опыте. Тогда как личность, свободно переключающаяся между ролями, имела более стабильный эмоциональный фон, меньшее количество защит и более высокий уровень осознанности, так же были выше показатели адаптивности, гибкости и реализованности, общий уровень ощущения наполненности жизни.

В целом можно сказать, что чем больше вариантов поведения доступно человеку, тем успешнее он становится в своей деятельности и устойчивее эмоционально к различным происшествиям.

Примеры гендерных стереотипов

Еще не родившись, человек уже попадает под действие гендерных стереотипов, когда узнав пол ребенка, родители выбирают коляску и кроватку голубого или розового цвета. Дальше вся рекламная и социальная инфраструктура нацелена на разделение – отличаются чепчики и бутылочки, рюшечки и динозавры на футболках.

Примером такого же гендерного стереотипа является выбор игрушек и игр для детей – девчонкам куклы и посудка, а мальчишкам машинки и роботы. Если посмотреть на игры младших групп детского сада, то заметите, что дети играют те, что привлекло их внимание, там девочки катают машинки, а мальчики укладывают пупсов спать, но потом им всем расскажут с какими игрушками нужно играть, каждый дома у себя будет видеть определенный набор и постепенно начнет играть в свое. Таким образом, начинают формироваться первичные стереотипы про внешность и деятельность, мало кто из родителей думает, что их дочь будет дальнобойщиком.

Дальше больше и вот типичная женщина должна быть чистой и аккуратной, как и все пространство вокруг нее, ее профессия должна быть помогающей и связана с людьми (учителя, врачи, секретари), при этом уровень дохода у женщины не превышает мужской. Для женщин не важно образование, и она его может не получать, точно так же они не занимаются спортом и политикой. Во взаимоотношениях женская роль всегда вспомогательная, молчаливая и в тени, подчиняющаяся тому, что скажет мужчина. А главные направления женской деятельности заключены на домашней территории в готовке, уборке и заботе о детях, работать и ходить куда-то еще можно, только когда выполнен приоритет и считается прихотью (если не придурью). Женщины любят петь, танцевать и искусство, а не любят сетевые игры, автомобили и рыбалку; при этом они всегда хорошо выглядят и пахнут и никогда не злятся.

Читайте также:  Эссенциальный тремор - причины, лечение, симптомы, признаки

Стереотип мужчины можно построить на антонимах женскому, так как они занимаются серьезными внешними вопросами, но не домашними обязанностями. Мужчины могут починить сломанное и увлекаются играми, но не могут долго и душевно общаться или убрать за собой. Мужчины в стереотипном восприятии много зарабатывают, ведут свою деятельность в политике, активно занимаются спортом и руководят женщинами.

Перечислять можно бесконечно, но никто не соответствует этому списку полностью, да и не требует от своего партнера. Есть стереотипы, сложившиеся в обществе и есть те избранные из них, которые актуальны для конкретного человека, его семьи. Стереотипы могут касаться и задатков (мужчины – математики, женщины – гуманитарии), желаний (женщины хотят замуж, мужчины – свободы) и темперамента (мужчины – агрессивны, женщины – спокойны).

Все построение стереотипов строится по бинарному принципу, и если женщина интуитивна, то мужчина логичен. За этим идут анекдоты про женскую логику, но никто не рассматривает, что интуиция это та же логическая система, работающая по другим законам. Структурированность и подчинение так же отражают дихотомию стереотипов, но не отражают суть. А помимо общих тенденций, каждый в собственной семье может найти личные стереотипы (например, мужчина обязательно должен быть военным, а женщина уметь готовить осетрину – и никак иначе).

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

5 жестких гендерных стереотипов, которые мешают нам жить

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Место женщины больше не на кухне, а мужчины все чаще участвуют в партнерских родах, однако вопрос о том, кто должен платить за ужин в ресторане, до сих пор остается без ответа. Оба пола не отличаются друг от друга ни по интеллектуальным способностям, ни по эмоциональному восприятию, и это подтверждают 2 тыс. научных исследований. Но любой из нас легко опишет, какими должны быть «настоящая женщина» и «настоящий мужчина», и эти картинки будут совершенно разными. А все потому, что нами руководят гендерные стереотипы (представления о том, как должны вести себя мужчины и женщины). И если эти социальные установки начинают мешать, то стоит задуматься, не пора ли все изменить.

AdMe.ru рассказывает о гендерных стереотипах, которые не только вызывают жаркие споры в интернете, но и ограничивают нас в жизненном выборе.

Стереотип № 1: Девочки должны быть красивыми и добрыми, а мальчики смелыми и сильными

Дети не имеют представления о том, как полагается себя вести в соответствии со своим полом, но взрослые быстро дают им это понять. Мальчиков стыдят за слезы, девочек — за порванное платьице. Психолог Кристия Спирс Браун в книге «Как вырастить детей свободными от гендерных стереотипов» рассказывает, что в разговоре с мальчиками взрослые чаще упоминают цифры и природные явления, а в разговорах с девочками — их внешний вид. Угадайте, кто в итоге больше переживает о форме носа и лишнем весе?

Кристия Спирс Браун пишет, что у любого ребенка, независимо от его пола, должны быть игрушки 3 типов: для интеллекта, для тела и для эмоций. Головоломки и конструкторы развивают сообразительность, велосипеды и мячики нужны для физической активности, а игра с куклами и мягкими игрушками учит доброте и умению заботиться.

Не запрещайте мальчику играть с детской посудкой или коляской, а девочке — с игрушечным самосвалом. Не употребляйте фразы «не дерись, ты же девочка», «дай сдачи, ты же мальчик» и не используйте слово «девчонка» в качестве оскорбления. Учите сына готовке и уборке, а дочь — умению обращаться с отверткой и молотком. И тогда, возможно, мальчики в будущем не будут стыдиться своего желания уйти в декретный отпуск, а девочки станут свободнее в выборе профессии, независимо от того, будет ли это работа учителя, пилота или моториста-рулевого.

Стереотип № 2: Мужчина должен платить за женщину в кафе

Недавно американка Эшли Брэдли пожаловалась в Twitter, что сходила на свидание, где парень, после того как она сказала ему, что у них ничего не выйдет, попросил ее оплатить половину счета за ужин. Это вызвало бурную дискуссию в сети: должен ли мужчина платить за женщину в период романтических встреч? И если да, то за что именно он платит?

Психолог Марина Комиссарова пишет, что традиционные мужские ухаживания (букеты, приглашения на свидание, галантное открывание дверей) являются всего лишь романтическим ритуалом, который не стоит воспринимать как готовность и дальше обеспечивать все нужды женщины. Ухаживания означают интерес мужчины, и это приятно, но если женщина хочет, чтобы ее уважали и с ее мнением считались, она не должна принимать от мужчины постоянную опеку.

Если речь идет о постоянных отношениях, идеальная ситуация — это когда мужчина предлагает заплатить, а женщина отказывается. А если он дарит ей что-нибудь, она тоже дарит что-либо в ответ. Конечно, когда женщине действительно нужна помощь, она может попросить о ней, а мужчина должен быть рад помочь, но это не касается ситуаций, когда она способна позаботиться о себе сама.

Актриса Эмма Уотсон в одном из своих выступлений на тему феминизма сказала: «Мне нравится, когда передо мной открывают дверь или когда меня приглашают на ужин. Вопрос в том, будет ли мужчине обидно, если я в свою очередь придержу дверь перед ним? Если нет, то все нормально: мы просто ведем себя друг с другом как вежливые люди».

Стереотип № 3: Мужчины полигамны, и женщины должны с этим смириться

Цифры исследований разнятся, но все исследователи приходят к единому выводу: мужчины изменяют постоянным партнерам чаще, чем женщины. Но не стоит думать, что у мужчин есть некий «ген неверности», воздействию которого они не могут сопротивляться. Михаил Лабковский пишет о том, что моногамия от природы не свойственна ни мужчинам, ни женщинам: «Не может быть, что, например, суслик-мальчик полигамный, а суслик-девочка моногамная. Тут работает принцип „или-или“. Тот факт, что женщины уже в кого-то влюблялись до собственного мужа, доказывает, что они тоже полигамны».

Верность — это сознательный выбор, а измена — повод задуматься о том, стоит ли продолжать отношения. Даже если вы не хотите расставаться, лучше на время дистанцироваться друг от друга: активность, направленную на сохранение вашей пары, должен проявлять тот, кто изменил.

Стереотип № 4: Женщины справляются с руководящими должностями хуже, чем мужчины

Из-за убеждения работодателей в том, что женщины не подходят для руководящих должностей, им часто поручают работу, которая не позволяет проявить себя как руководителя. Это убеждение также создает эффект «стеклянного потолка» — негласного барьера, который ограничивает продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами.

Существует и разрыв в оплате труда: за одну и ту же работу женщины получают меньше денег, чем мужчины. Впрочем, известный психолог Джордан Питерсон говорит, что, согласно исследованию, разница в зарплате зависит не только от пола, но еще и от таких черт характера, как мягкость и уступчивость. Эти качества поощряются в женщинах с детства, и во взрослой жизни они мешают им договариваться о выгодных условиях работы.

Актриса Дженнифер Лоуренс, случайно узнав, что мужчины, ее коллеги по фильму, получили гораздо большие гонорары, чем она, разозлилась на себя за то, что, пока мужчины-актеры выбивают более выгодные условия, она ведет себя на переговорах о зарплате недостаточно настойчиво, так как боится прослыть стервой. С тех пор Дженнифер и многие другие актрисы в Голливуде борются за равную оплату труда, и они могут послужить примером для других женщин, готовых отстаивать свои права.

Стереотип № 5: Мужчины не плачут

Согласно исследованиям, мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как и женщины, но злость они выражают, а страх и грусть подавляют (в отличие от женщин, которые подавляют злость и выражают грусть и страх). Мужчины также не считают себя склонными к сочувствию и сопереживанию, но измерение физиологических и мимических реакций показывает, что способность к эмпатии у мужчин и у женщин одинакова.

Иными словами, мужчины ощущают груз гендерных стереотипов не меньше женщин: идеал мужественности заставляет их скрывать свои эмоции и не показывать, что им тоже бывает трудно. Но разве такой идеал не работает против них самих?

Эмма Уотсон сказала об этом так: «Меня возмущает идея, что мужчины не имеют права плакать. Они не могут выражать свои эмоции, не могут говорить о том, что они чувствуют. Что может быть печальнее? Возможность выразить себя не делает тебя девчонкой — она делает тебя человеком. Если у вас в груди бьется сердце и вам не все равно — это прекрасно!»

А что вы думаете о различиях между мужчинами и женщинами?

Оцените статью
Добавить комментарий