Индивидуальность человека – понятие, развитие индивидуальности

Содержание

Индивидуальность человека – понятие, развитие индивидуальности

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Что представляет собой индивидуальность

Индивидуальность – это свойство быть непохожим на остальных. Это слово подходит ко всему, что нас окружает. Обычный камушек на дороге, цветок в поле или на клумбе, любое дерево или куст, птица или другое животное по-своему уникальны. Все встречается в природе в единственном экземпляре, даже если входит в состав комплекса камней, целого букета, леса полного деревьев и кустов, даже если это часть целого класса или отряда некоего вида животных. Все в нашем мире разное. Касается это, естественно, и человека.

С психологической точки зрения, конечно, интереснее узнать об индивидуальности человека. Мы все разные. Это отличие начинается в различии генетического кода, набора хромосом и заканчивается непохожестью поведения, темперамента и характера каждого из нас. В каждом есть что-то свое личное: свой цвет глаз, волос, рост и вес, тип телосложения; манера разговора и голос; свой характер и темперамент; свое отношение к окружающему. Это делает нас разными в глубоком смысле этого слова. Каждый мыслит и делает по-своему. Однако индивидуальность это нечто более широкое, чем просто установленный природой набор признаков. Индивидуальность человека, как личности, развивается в течение всей жизни. Биологически, как индивиды, то есть, как представители рода человеческого, мы очень схожи. У всех с рождения два глаза и два уха, один рот и нос, две руки и две ноги. У некоторых бывают одинаковые признаки: один цвет глаз или волос, один цвет кожи, схожие формы носа и губ и т. д. Однако мы очень отличаемся друг от друга. Это отличие накапливается постепенно и придает нам индивидуальности.

Читайте также:  Психология денег - как стать богатым

В чем состоит отличие понятий “человек”, “индивид”, “личность” от понятия “индивидуальности”

Часто в разговорной речи, в художественной или научной литературе, в обиходе этими понятиями описывают какой-то один субъект. Они тесно между собой связаны, однако не означают одно и тоже.

Итак, “человеком” называется представитель человеческого рода. Человеческие качества и физические признаки определены генетически.

Индивид – это представитель вида “homo sapiens” в единичном экземпляре. Индивиды отличаются друг от друга ростом, весом, типом телосложения, цветом волос, расовыми принадлежностями, характером, мышлением, темпераментом и поведением.

Под “личностью” имеются в виду свойства человека, которые развиваются в нем под влиянием общества. От семейного воспитания, традиций, влияния родственников, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в училище и университете, коллег и, в общем, от отношений между людьми зависит какой личностью станет человек.

Индивидуальность же представлена в основном духовными качествами человека. Отражает его неповторимость, самобытность и независимость. Индивидуальностью называют способность личности самой выбирать, определить свой путь, свое призвание, способность проявить себя иначе в сравнении с другими. Таким образом видно, что эти понятия взаимосвязаны, так как относятся к одному субъекту.

Характеристика индивидуальности

Индивидуальность человека описывается набором качеств, личностными свойствами и способностями, которых нет в других людях. Особенно отличительны интеллектуальные способности человека. Интеллект развивается в результате работы над собой. Он зависит от количества полученных знаний, жизненного опыта и умений. Интеллектуально развитая личность мыслит, самовыражается и ведет себя независимо и в своей манере. Индивидуальность обусловлена наличием своего мировоззрения, своего восприятия окружающего мира. При этом человек имеет четкую жизненную позицию и собственную точку зрения на все. Часто с индивидуальностью личности мы позиционируем творческую личность, человека, у которого есть личный творческий взгляд на все. Иногда эти творческие способности настолько развиты и не похожи на других, что речь заходит об одаренности. Талантливый человек особенно отличается от других своими характерными чертами. Такого индивида называют сильной личностью.

Индивидуальность в психологии

Индивидуальность такое уникальное свойство личности, которое вызывает интерес в изучении психологами. Этот феномен давно исследуется как в нашей стране, так и зарубежными психологами. В психологии индивидуальность рассматривается как комплекс взаимодействий между темпераментом, характером, межличностными отношениями, интеллектом, интересами и увлечениями личности.

Анализ взаимосвязей между отличительными чертами человека играет важную роль. Он помогает понять масштабы влияния общества и среды на развитие личности и ее индивидуальности. Помогает узнать о возможностях человека самореализоваться, быть оригинальным и непохожим на других благодаря своим стараниям. Человек – это член общества, а не изолированный субъект, что вызывает интерес к изучению. Особенно интересно с точки зрения психологии изучение межличностных отношений между людьми в обществе. Это дает возможность исправить ошибки на этапах развития и становления личности.

Понятие индивидуальности в психологии

Понятие личности и индивидуальности

В последнее время психологами часто рассматривается проблема личности (например, сильная или слабая личность). Наряду с этим чаще стали говорить и об индивидуальности человека. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» нельзя считать тождественными, личность и индивидуальность, в свою очередь, не тождественны, а образуют единство.

Индивидуальность подразумевает определенную особенность человека, то, чем он отличается от других людей. Общеизвестным является факт, что личность каждого человека основана на совокупности присущих ей черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Другими словами, индивидуальностью можно считать сочетание психологических особенностей индивида, которые составляют его уникальность, своеобразие.

Индивидуальность в психологии находит проявление в разных чертах характера, темперамента. Ее основу можно увидеть в привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательного процесса, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Нельзя найти двух людей, обладающих одинаковым сочетанием рассматриваемых психологических особенностей, поэтому личность человека можно считать неповторимой в своей индивидуальности.

Индивидуальность – это мера усвоения мировой культуры. Она является особенной, не похожей на других личностью, включающей полноту ее духовных и физических свойств.

Индивидуальные психологические особенности остаются «немыми» до момента их необходимости в системе межличностных отношений, где человек как личность выступает в качестве субъекта. Таким образом, индивидуальность можно считать только одной из аспектов личности. В большинстве случаев понятие «индивидуальность» используют в отношении какой-либо главенствующей особенности личности, которая делает ее непохожей на окружающих. Индивидуальным может быть каждый, но индивидуальность одного человека проявляется очень ярко, выпукло, другого – малозаметно. Индивидуально человек может проявляется в интеллектуальных, эмоциональных или волевых сферах, так и во всех сразу.

Оценка индивидуальности

Стороны личности человека представляют собой его индивидуальность в качестве одной из сторон личности человека. По этой причине описание и оценка представляют трудности по причине отсутствия универсальных критериев, поскольку каждая культура или научная система обладает разными способами оценки поступков и действий. Критерии оценки в разной степени характерны для отдельных личностей. Например, кто-то назовет поступок выражением упрямства, другой в то же время может счесть его проявлением принципиальности.

В основе оценки индивидуальности лежат 2 подхода – обыденный и типологический. С точки зрения обыденного подхода индивидуальность включает самые устойчивые черты, заметно выделяющие человека в разных ситуациях. Типологический подход рассматривает индивидуальность в качестве устойчивого склада личностных характеристик. Эта концепция способна дать быструю ориентировку в психологических особенностях другого человека. В соответствии с ней происходит выделение индивидуальных особенностей в проявлении дифференциации людей по типу темперамента, локусу контроля, акцентуациям (чрезмерная выраженность отдельных черт) и др.

Каждый человек по-своему осуществляет классификацию личности. В обыденной жизни человек для ориентировки производит оценку других и подводит их под определенный тип. В соответствии с этим упрощенным подходом к человеку как бы приклеиваются «ярлыки», с помощью которых объясняется его поведение. Наряду с этим, данный подход можно считать универсальным по причине возможности подведения человека под тот или иной тип, представляя ориентировку и прогноз поведения других людей.

Общее и различное между личностью и индивидуальностью

Таким образом, понятия «личность» и «индивидуальность» нельзя считать совпадающими, они лишь используются в общей области при обозначении индивидуальности личности. Посредством индивидуальности выражается неповторимое своеобразие психики и личности, характеризуя человека в его социально значимом отличии от окружающих. Индивидуальность может характеризовать, как индивида, так и личность. На уровне индивида с помощью индивидуальности можно выразить биологические отличия между людьми, которые способны облегчить или затруднить социальные компоненты и процесс деятельности. Особенно это характерно для людей, имеющих отклонения от «нормального» развития и демонстрирующих необычные индивидные характеристики.

Личность включает индивидуальность, но вместе с этим и социально-типичное, обусловленное сходством личности с другими людьми. Человек похож на всех живущих людей уровня цивилизации, культуры, в которой он живет. Он подобен людям, которые включены в малые группы его интеграции. Именно социально-типичное дает возможность определить общее, идентифицироваться, ведь индивидуальность отделяет от других. Социум всегда ценил и будет ценить индивидуальность, но иногда она воспринимается отрицательно. Индивидуальность обладает противоречиями. С одной стороны она способствует гармоничным отношениям с другими, с другой — препятствует им. Она может как давать импульс для развития других, так и тормозить самостоятельную активность.

Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность» в соответствии со своим содержанием нельзя считать тождественными. Каждая категория способна раскрыть специфику индивидуального бытия. Личность можно понять лишь в структуре устойчивых межличностных связей, которые опосредованы содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельностью каждого участника. Индивидуальность же представляет собой только одну грань личности человека.

Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность

Тема 14, 15,16. Личность

1. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, личность.

2. Структура личности (З.Фрейд, К.П.Платонов, А.В.Петровский). Биологическое и социальное в структуре личности.

3. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я».

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

5. Характеристики личности (психологическая защита личности, жизненный план, компенсаторные механизмы, внутриличностный конфликт)

6. Мотивационно – потребностная сфера личности. Направленность.

7. Личностные диспозиции: потребности, цели, установки. Ценностные ориентации личности.

8. Сознательная и бессознательная мотивация.

9. Процесс развития личности.

10. Основные теории развития личности.

Когда хотят охарактеризовать человека, то часто говорят о нем то как о личности, то как об индивиде, то как об индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.

Индивид – человек в отдельности (о животном – особь). Понятие индивида характеризует телесное бытие человека, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях, как человеческий организм. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом.

Читайте также:  Стыд - это эмоция, чувство, признаки, как избавиться от стыда

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Это выделенность личности из сообщества, оформленность её уникальности и неповторимости. Индивидуальность предполагает определённость собственной позиции в жизни. Если индивидуальность фиксирует выделенность из социальных отношений, то личность, напротив, фиксирует социально значимые качества человека, включённость в общественные отношения. Индивидуальность возникает при встрече человека с самим собой, личность – при встрече человека с другими людьми.

Человек, развивающийся в обществе, вступивший с помощью языка в общение с другими людьми, становится личностью. Главное в характеристике личности – ее общественная сущность. Исходя из этого, личность можно рассматриваться как субъект и объект социальных отношений.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Психологи спорят, каждый ли человек является личностью. Существует две точки зрения:

1) Каждый человек – личность, но личность может иметь социально значимый характер, а может быть асоциальной (преступник). Ребенок – еще не личность, но он станет личностью в перспективе.

2) Согласно А.Н.Леонтьеву, личность рождается дважды: в первый раз, когда трехлетний ребенок выставляет лозунг: «Я сам»; второй раз (а может и не родится!), когда возникает сознательная личность со своими убеждениями, мировоззрением (в 16 лет).

2. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

Рассмотрим несколько вариантов структуры личности.

Структура личности по з.Фрейду включает три компонента:

· Ид (Оно) – примитивные, инстинктивные и врождённые аспекты личности; функционирует в бессознательном, подчиняясь принципу удовольствия.

· Эго (Я) – сознание, компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений.

· СуперЭго (СверхЯ) – моральный контроль, нормы общества.

Функция Эго заключается в устранении противоречий между Ид и СуперЭго: поведение должно строится таким образом, чтобы и удовольствие было получено, и нормы общества соблюдались.

Структура личности (по А.В.Петровскому) включает следующие компоненты:

  1. Интраиндивидная подсистема – системная организация ее индивидуальности, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека.

Однако личность нельзя изучить вне системы ее общественных отношений и взаимосвязей.

  1. Интериндивидная подсистема – личность в системе своих отношений с другими людьми (вне органического тела индивида).
  2. Метаиндивидная подсистема – «вклады» личности в других людей, которые субъект осуществляет посредством своей деятельности (продолжение себя в других). Процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его идеальной представленности и продолженности в них «вкладов» называется персонализацией. Индивид уходит из жизни, но персонализированный в других людях он продолжает жить (дела, ученики, предметы материальной культуры). При разрушении целостной структуры личности это звено ее сохраняется.

Итак, в данную структуру личности входят три образующие: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.

Структура личности по К.К. Платонову включает следующие компоненты (табл. 5)

Динамическая структура личности по К.К. Платонову

ПодструктурыПодструктуры подструктурОсновные виды формирования
НаправленностьУбеждения Мировоззрение Идеалы Стремления Интересы влеченияВоспитание
ОпытПривычки Навыки УменияОбучение
Свойства психических процессовВоля Чувства Восприятие Мышление Ощущения Эмоции ПамятьУпражнение
Биопсихические свойстваТемперамент Возрастные ПоловыеТренировка (повторение)

Если данную таблицу читать снизу вверх, можно проследить социализацию личности.

Проблема о соотношении биологического и социального является одной из наиболее сложных в современной психологии.

Биологическое – то, что дано человеку от природы (анатомическое строение тела, особенности ВНД, темперамент, задатки). Социальное – то, что характеризует личность; это прижизненное образование (мировоззрение, вкусы, характер и т.д.).

В психологии существуют теории, которые выделяют в личности человека две основные подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов, биологического и социального – «эндопсихическую» и «экзопсихическую» организацию.

Эндопсихика как подструктура личности выражает внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности, отождествляемый с нервно-психической организацией человека. Она включает в себя такие черты, как восприимчивость, особенности памяти, мышления, воображения, способность к волевому усилию и т.д.

Экзопсихика определяется отношением человека к внешней среде и включает систему отношений человека и его опыт, т.е. интересы, идеалы, склонности, мировоззрение, преобладающие чувства, знания и т.д.

Эндопсихика имеет природную основу, экзопсихика определяется социальным фактором.

Как относиться к этой теории двух факторов? Человек рождается как биологическое существо. При этом индивид рождается биологически, тем более социально незрелым; созревание и развитие его организма с самого начала протекает в социальных условиях. Развитие индивида начинается не на пустом месте; он не tabula raza, человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые являются предпосылкой дальнейшего развития индивида («Ни один садовник не может вырастить яблоко на дубе» – В.Г.Белинский). Биологическая детерминанта действует на протяжении всей жизни индивида (т.к. развитие происходит в течение всей жизни), но в разные периоды ее роль различна. Однако биологическое, входя в личность человека, становится социальным (мозговая патология Þ индивидуальные биологические обусловленные природные черты Þ личностными чертами становятся в обществе).

Природные органические черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Природное и социальное образуют единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу как самостоятельные подструктуры личности.

3. Самосознание, «Я – концепция», образ «Я».

Интерес человека к своему «Я» был издавна предметом особого внимания. Взаимодействуя и общаясь с другими людьми, человек ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для себя самого, как «Я», противостоящее «другим» и неразрывно с ними связанное.

Самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я» включает 3 компонента:

1) познавательный (когнитивный) – знание себя;

2) эмоциональный (оценка своих качеств);

3) поведенческий (практическое отношение к себе).

Образ «Я» – динамическое образование и включает множество сменяющих друг друга в зависимости от ситуации «Я»-образов:

фантастическое «Я» и т.д.

«Я-концепция» – это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой. «Я-концепция» выполняет 3 основные функции:

1) Способствует достижению внутренней согласованности личности. Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, идеи, чувства, которые противоречат его собственным представлениям, идеям, чувствам, приводят к дегармонизации личности. Если новый опыт не вписывается в существующие представления, «Я-концепция» отвергает его, срабатывает как защитный экран («Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»).

2) Определяет интерпретацию приобретенного опыта. Проходя через фильтр «Я-концепции», информация осмысливается и получает значение, которое соответствует представлениям человека о себе.

3) Определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти («Я хороший студент, следовательно, сдам экзамен по психологии»). «Я-концепция» ориентирует поведение.

Самосознание постоянно сравнивает реальное поведение с «Я-концепцией» (рассогласованность между ними приводит к страданиям).

«Я-концепция» может быть позитивной или негативной. Позитивная «Я-концепция» означает позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной ценности.

Негативная «Я-концепция» предполагает негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение собственной неполноценности; человек не может достичь согласования между «Я-концепцией» и поведением.

Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными, хотя могут быть субъективными. Даже объективные показатели (рост, возраст) могут иметь для разных людей разное значение, обусловленное структурой их «Я-концепции» (например, 40 лет – пора расцвета или старения?)

Слишком жесткая структура «Я-концепции» – это не сила характера, а источник мучительных ее рассогласований. Слишком слабая ведет к бесхарактерности, непригодности для длительных и напряженных усилий по достижению цели.

Образ «Я» – одна из самых важных для жизни социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном образе «Я», отрицательное отношение к себе всегда переживается болезненно.

4. Самооценка и уровень притязаний. Аффект неадекватности.

Степень адекватности образа «Я» выясняется при изучении самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с реальными результатами своей деятельности;

2) путем сравнения себя с другими людьми.

Самооценка всегда носит субъективный характер. Она не является постоянной, изменяясь в зависимости от обстоятельств.

Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде (Школьник считает себя хорошим учеником, но убеждается позже, что хорошая успеваемость счастья в жизни не приносит Þ самооценка падает).

Самооценка может быть адекватной, завышенной (в этом случае для человека характерны высокомерие, подозрительность, агрессия); заниженной (неуверенность, безразличие, самообвинение, тревожность).

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний. Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень притязаний личности устанавливается где-то между чересчур легкими и чересчур сложными заданиями так, чтобы сохранить самооценку на должной высоте.

Обычно при неудачах уровень притязаний и самооценка снижается. Однако может быть так, что, несмотря на неудачи, этого не происходит и человек не прилагает никаких усилий, чтобы добиться успеха, поднять свои возможности до уровня притязаний.

Причины этого:

1) некоторые способности ребенка, достаточные для успеха в какой-либо области, но не достаточные для больших достижений;

2) переоценка, долгий опыт незаслуженной похвалы, сознание своей исключительности;

3) очень сильная потребность в самоутверждении.

Возникает чувство обиды и уверенность в несправедливости окружающих, враждебное и подозрительное отношение ко всем, агрессивность. Данное состояние называется аффект неадекватности.

Аффект неадекватности возникает ради сохранения собственного отношения к себе ценой нарушения адекватных отношений с окружающей действительностью. Выполняет защитную функцию: удовлетворяет потребность в высокой самооценке, однако является серьезным препятствием в формировании личности.

Читайте также:  Внушаемость человека, факторы внушаемости

Профилактика аффекта неадекватности:

1) формирование адекватной самооценки;

2) формирование глубоких и устойчивых интересов.

Самосознание личности, используя механизм самооценки, чутко регистрирует соотношение собственных притязаний и реальных достижений. Определенный компонент образа «Я» – самоуважение – характеризуется отношением действительных ее достижений к тому, на что человек претендует.

Самоуважение = успех/притязания

Для сохранения самоуважения нужно:

– добиться успеха (это трудно) или

– снизить уровень притязаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8713 – | 8262 – или читать все.

Индивидуальность

Индивидуальность – это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность темперамента, интеллекта, характера, качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности – открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность – он может руководствоваться как инстинктами, так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, личность взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность — человеческая сущность, поступки и мотивы которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и интериоризированны. К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

– низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

– социальный опыт человека;

– высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий