Изотерапия для дошкольников и детей – методы, упражнения, занятия

Содержание

Изотерапия для дошкольников и детей – методы, упражнения, занятия

Изотерапия

Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин “арт-терапия” был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и в больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение.

Методы изотерапии

Изотерапия как метод психологической коррекции берет начало от психоаналитического воззрения Фрейда, аналитической психологии Юнга, использующего личное рисование для подтверждения идеи об универсальных и первоначальных символах. Далее большое влияние в развитии изотерапии выразили психотерапевты гуманистической направленности.

Методы изотерапии включают пассивную форму – использование готовых произведений искусства, так и активную форму – создание собственных творений.

Изотерапия как метод психологической коррекции предоставляет малышу возможность пережить, осознать конфликтную ситуацию, а также проиграть какую-либо проблему максимально удобным для детской психики способом.

В изотерарии применяют самые разнообразные материалы: пластилин, карандаши, краски, цветную бумагу, пластилин. Эти материалы помогают в воссоздании художественного полотна. Как самостоятельный метод арт-терапии, изотерапия возникла всего лишь несколько десятилетий назад. В настоящее время этот метод очень востребован среди дошкольников.

Методы изотерапии позволяют погрузиться в проблему настолько, насколько сам ребенок этого хочет и готов ее заново переживать. Зачастую сам малыш даже не понимает, что с ним происходит.

Изотерапия в работе с детьми позволяет малышам ощутить, а также понять самих себя, помогает выразить свободно свои чувства, мысли, надежды, мечты, проявить эмпатию, освободиться от сильных переживаний и конфликтов.

Изотерапия в работе с детьми широко применяется для снятия стрессовых состояний, психического напряжения, для коррекции страхов и неврозов, поскольку рисуя, малыш болезненно соприкасается с некоторыми неприятными, пугающими, травмирующими образами.

Одной из методик изотерапии является проективный рисунок. Эта методика выполняет диагностическую и психокоррекционную функцию. Ее используют, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Основной задачей проективного рисунка выступает выявление и осознание трудновербализуемых переживаний и проблем. Направляя и управляя тематикой рисунков, добиваются переключения внимания, концентрации на значимых конкретных проблемах. Проективное рисование позволяет интерпретировать эмоциональные проблемы и диагностировать затруднения в общении. Эта методика работает с чувствами, которые человек не осознает. Темы рисования могут быть самые разнообразные, например, «личное прошлое и настоящее», «жизненные ситуации в которых я ощущаю себя неуверенно”, “мой день”, “кем я мечтаю стать”, страх, «что мне дала группа» и так далее.

Изотерапия для дошкольников

У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику. Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать, о чем думает малыш, чего он стесняется, что ему снится.

Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не способны анализировать поступки окружающих, а также делать выводы. Они быстро в семье становятся зависимыми от напряжённой ситуации и ночных кошмаров. А направление арт-терапии через рисунок позволяет выразить свои эмоции. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешенность, низкую самооценку, ревность, чувство одиночества.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми, у которых отмечаются нарушения слуха и речи, задержка умственного развития, !аутизм. Дошкольники, имеющие патологию нервной системы, благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами, педагогами, врачами и включаются с энтузиазмом в процесс психокоррекции.

Занятия изотерапией раскрывают потенциал малыша, вдохновляют и открывают новые возможности. Игровые занятия по рисованию проводят, как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Изотерапия включает несколько направлений:

– личный рисунок, позволяющий выразить свое «Я» и его анализ;

– использование художественных готовых произведений.

На занятиях по изотерапии взрослый предлагает малышу создать рисунок на заданную или произвольную тему. Во время рисования специалист внимательно следит за детскими эмоциями художника, интересуется, что малыш испытывает, а также чувствует во время рисования. После рисования ребенок дает описание, что он изобразил. Этот этап заключается в обучении анализу происходящего, а также самостоятельного оценивания своей проблемы. При этом малыш развивает выразительность речи и образное мышление. Потом специалист даёт свою интерпретацию рисунка, основанную на научных практиках, а также разбирает вместе с подопечным его художественную работу. Все рисунки после занятий обязательно сохраняются. На следующих сеансах при необходимости их сравнивают с новыми работами для оценивания развития ситуации. Этим методом эффективно заниматься курсом по несколько занятий, поскольку изотерапия в комплексе помогает быстрее добиться желаемого результата, а именно решает проблемы и учит смотреть на мир позитивно.

Изотерапия для дошкольников включает многообразные арттерапевтические формы работы с детьми. Особое внимание уделяется проблеме разрешения и переживания !страхов. Страхи выступают неотъемлемой частью каждого индивида. При определенных моментах страхи разрастаются и захватывают все человеческое существо целиком. Избегание страхов – это неконструктивный выход из ситуации. Страхи теряют свою силу, когда индивид смотрит им в лицо. Избавление от страхов представляет сложность для взрослого человека, а для ребенка выступает вдвойне сложным процессом. На помощь в таких случаях приходит изотерапия, позволяющая безболезненным способом вывести на физический план переживания, страхи, которые лежат глубоко в сознании.

При проведении изотерапии огромное значение приобретает творческий акт, а также внутренний мир творца, который выявляется в результате рисования. Психологи поощряют участников в спонтанности выражения своих внутренних переживаний на бумаге или холсте, не беспокоясь о художественном достоинстве рисунка.

По мнению Гольдштейна, творчество выступает одним из способов в преодолении страха, которое возникает из-за внутреннего конфликта человека, мешающего реализовать себя, как личность. Творческие личности лучше концентрируются, свою силу умело распределяют при преодолении препятствий и решении внешних и внутренних конфликтов. Основной источник деятельности человека, по мнению Маслоу, кроется в непрерывном стремлении к самовыражению и самоактуализации, однако эти проявления отмечаются у здоровых людей. У личностей невротического склада эта потребность зачастую нарушена, поэтому искусство выступает эффективным способом ее восстановления.

Некоторые исследователи относят рисование к средству снятия напряжения. Это происходит по причине возвращения к примитивным формам функционирования, а также удовлетворения бессознательных желаний. Художественное произведение вытесняет содержание комплексов из сознания и устраняет переживания отрицательных эмоций. Эта особенность приобретает большую значимость для тех, кому сложно выговориться, а вот через творчество выразить свои фантазии гораздо легче. Фантазии, изображенные на бумаге, зачастую облегчают и ускоряют вербализацию переживаний. В процессе изотерапии понижается защита, которая отмечается при привычном вербальном контакте, поэтому больному реальнее оценить свои нарушения. Рисование снимает барьер «эго-цензуры», который затрудняет выражение словесных, конфликтных, бессознательных элементов. Творчество позволяет открыть путь к бессознательному выражению фантазий и идей, которые отмечаются в значимой для пациента форме. Одна из техник изотерапии использует зарисовку сновидений, а также возникающих во сне чувств. Важно при анализе рисунков учитывать непосредственное воздействие на организм линий, цветов, форм. В Японии и Китае издавна в лечении нервных потрясений используется рисование иероглифов. Выяснилось, что при этом индивид полностью расслабляется и у него заметно понижается частота пульса.

1. Позволить дать выход негативным чувствам, включая агрессивности. Работа над рисунками, картинами выступает безопасным способом в выпускании пара и разрядки напряжения.

2. Облегчить лечение.

3. Получить материал для диагностических заключений и интерпретации.

4. Проработать чувства и мысли, которые человек привык подавлять. Нередко невербальные средства выступают единственными в прояснении сильных убеждений и переживаний.

5. Наладить отношения между человеком и психологом. Совместное участие в процессе художественной деятельности способствует созданию взаимного принятия, а также эмпатии.

6. Развить внутренний контроль. Процесс рисования предусматривает упорядочивание форм и цвета.

7. Концентрация внимания на чувствах и ощущениях.

8. Развитие художественных способностей, повышение самооценки.

Изотерапия для детей

Школьная адаптация – это проблема, с которой сталкивался каждый школьный психолог начальной школы. Его работа в этот период нацелена на приспособление малыша к новому коллективу. Если это спецшколы для детей-инвалидов, то актуальность проблемы адаптации стоит наиболее остро. Это вызывается рядом причин, в частности постоянным изменением состава класса из-за болезней учащихся.

Занятия по изотерапии с детьми-инвалидами рекомендуют осуществлять двум психологам в закрытой группе до 6-ти человек. Состав группы сохраняется тот же на протяжении всей программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю до 60 минут. Изотерапию рекомендуют чередовать с песочной терапией.

Первый этап – это первые три занятия, которые отмечаются пассивностью детей-инвалидов и ориентиром на детей лидеров.

Второй этап занятий – четвертое и пятое характеризуется повышением психического дискомфорта, а также тревожностью детей. Отмечаются они возникновением враждебности между участниками. При этом самооценка некоторых участников группы понижается, что проявляется в отрицании творческих возможностей.

На третьем этапе – шестое и седьмое занятия, дети готовы выражать разнообразные чувства, которые ими осознаются.

Четвертый этап, включающий восьмое, девятое, десятое занятие, отмечается усилением тревожности у детей.

Пятый этап – это заключительный, включающий последнее занятие.

Читайте также:  Нервное напряжение: как снять первые симптомы у взрослых и детей

Изотерапия упражнения

Предлагаем примерный план-занятия по изотерапии «Путешествие на сказочную поляну».

1. «Волшебная поляна» релаксационное упражнение.

2. Развитие ассоциативного воображения (игровые упражнения).

3. Выбор трех героев сказочного леса.

4. Игра в песочнице.

5. Рисунок «Нарисуй место, которое запомнилось тебе больше всего».

Материалы: аудиозапись «Звуки леса», ящик с песком, миниатюрные фигурки, вода, фломастеры, кисти, краски, карандаши, лист А4.

Ход занятия: занятие начинается с приветствия, которое должно сплотить детей, создать атмосферу группового принятия и доверия. Далее для включения в работу предлагается разминка, включающая в себя релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением. Детей рассаживают на стулья, которые поставлены в круг. Один взрослый читает текст, а второй взрослый проводит с детьми упражнение на расслабление. Цель упражнения снять мышечное напряжение. Далее проводят упражнение на развитие воображения. Детей просят рассказать об ощущениях и мыслях во время «путешествия».

Затем детям предлагают перейти к песочнице с влажным песком и показывают ее возможности: можно потрогать песок, раскопать дно, выстроить гору. Ребятам объясняют, что нельзя бросаться песком, разрушать то, что создал рядом «волшебник».

Игра в песочнице включает следующее содержание: детям предлагают отправиться в путешествие, для того чтобы обнаружить страну, в которой они будут жить первыми, где создадут сказочную, цветущую страну. Детям разрешается в сказочную страну взять только три героя и в неограниченном количестве деревья, дома, цветы. Затем психолог рассказывает сказку, создавая проблемные ситуации и отслеживая за реакцией детей, а именно, как они из них выходят. Окончание сказки преподносится психологом.

Следующая часть занятия – непосредственно изотерапия. Дети сидят за одним большим столом. Психолог дает инструкцию нарисовать героя или место песочной сказочной страны, которое наиболее запомнилось. Малышам предоставляют возможность самим выбирать средства и материал для изобразительной работы. В конце занятия подводится итог. Детям предлагают дать оценку занятия (что было хорошо – что плохо, что понравилось – что не понравилось) и для чего мы это делали.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Изотерапия — исцеление через творчество

Изотерапия является одним из самых популярных и эффективных методов арт-терапии. Она заключается в использовании изобразительного искусства (чаще всего это рисование, но к нему относятся и лепка из глины, фотографирование, декорирование) в качестве лечения психических расстройств различной степени или просто в педогогических целях.

Данная методика получила широкое распространение при работе с детьми, также она не менее эффективна и у взрослых людей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Метод широко используются в практике психокоррекции, психиатрии, терапии, медицинской психологии и социальной психологии.

История возникновения изотерапии

Изотерапия (арт-терапия) возникла на пересечении 3 наук – психологии, психиатрии, искусствоведения. Всё началось в 1872 году с наблюдения за душевнобольными, которые начинали рисовать при ухудшении своего состояния. Но как только оно стабилизировалось, больные тут же прекращали рисовать. Основоположниками методики считают психиатра М.Симона и судебного медика А.Ардье.

Сам термин арт-терапия был введен в употребление художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Чуть позже, по окончании Второй мировой войны методы арт-терапии были применены в работе с детьми, пережившими нацистские концлагеря. С тех пор методика получила широкое распространение и стала полностью самостоятельной. В дальнейшем эту идею подхватили психологи Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу. По их утверждениям каждый человек обладает множеством непроявленных способностей, которые можно и нужно освободить для облегчения самореализации.

Методы изотерапии

Методы, которые применяются практически безграничны. Пациент может заниматься любой разновидностью изобразительного искусства используя любые методы и средства. Единственным условием является то, что этот процесс должен приносить эмоциональное удовлетворение и положительный эффект.

Вся изотерапия делиться на два основных вида:

  • Пассивный – он заключается в работе с уже созданными произведениями искусства (срисовка, создание уменьшенных копий и т.д.);
  • Активный – создание чего-то нового, своего собственного видения каких-то вещей и предметов и отражения их в рисовании или лепке. Этот вид позволяет выплеснуть накопившийся негатив или трагедию, случившеюся в жизни и отразить её, так как видит или чувствует человек.

По количеству участников выделяют:

  • Индивидуальные занятия;
  • Парные;
  • Групповые.

Для каждого пациента вид занятий подбирается индивидуально, в зависимости от его контактности или готовности к контакту с другим человеком.

Такие методы являются невероятно эффективными и помогают в самых тяжелых случаях. Ведь творческая черта присутствует в каждом человеке, необходимо только правильно раскрыть её.

Изотерапия для детей

У детей данный метод показывает наивысшие результаты. Это связано с тем, что дети более склонны к играм, они намного изобретательнее взрослых. Так как они смотрят на этот мир совершенно по-другому и видят то, на что взрослые не обращают внимания. Дети намного ярче видят окружающую обстановку и также ярко реагируют на её изменение. Их эмоции, выраженные в виде произведений искусства, являются максимально откровенными, что позволяет оценить психическое состояние.

Чаще всего в изотерапии, как методе психокоррекции, нуждаются дети имеющие некоторые особенности:

  • Дети-инвалиды;
  • С задержкой физического и психического развития;
  • С нарушениями и расстройством психики;
  • Имеющие физические особенности;
  • Дети, по той или иной причине, являющиеся изгоями в коллективе.

Все эти дети нуждаются в помощи и реабилитации. Перед данной терапией ставятся следующие цели:

  • Она дает детям возможность эмоционально разгрузиться и выпустить все отрицательные эмоции на бумагу или глину. Это позволяет избежать агрессии со стороны ребенка, которая может еще больше его травмировать;
  • Понять их душевное состояние. Ведь в работах детей отражается вся эмоциональная гамма, все переживания, которые они в себе носят;
  • Вывести ребенка на контакт, подружиться с ним и повысить его коммуникабельность;
  • Повышение самооценки;
  • Научить терпению и аккуратности.

В конечном итоге, результаты просто поражают, эта методика всегда приводит к положительным результатам: улучшение настроения, нормализация сна, повышение коммуникабельности и самооценки.

Положительная реакция всегда индивидуальна и зависит от проблемы, на борьбу с которой направленна терапия. Даже если окружающие не видят результатов, сам пациент все отмечает значительные улучшения.

Особенности занятий для дошкольников

  1. Переключение внимания. Дети дошкольного возраста легко отвлекаются и быстро переключают внимание. Эту особенность нужно обязательно учитывать. Для этого психолог должен быть готов поочередно предлагать ребенку несколько видов различной деятельности.
  2. Помощь в адаптации. Задачи психолога помочь детям установить контакт друг с другом, разрешить возникающие конфликты. В творческом процессе дошкольникам хорошо помогают парные занятия, когда двое детей общими усилиями создают «шедевр».
  3. Аспекты доверия. Для этого от психолога требуется непосредственное участие в работе. Ему нам нужно делать все то же, что и дети (рисовать, лепить, выполнять все здания). Терапевт, так же как и дети рассуждает по ходу работы, делиться с детьми своим настроением.
  4. Яркий и красивый материал. Маленькие дети чутко ощущают отношение к себе через предметы, которые им предлагаются. Краски, карандаши и другие предметы должны быть красивыми и яркими. Это поможет детям легче включиться в работу.
  5. Желание ребенка. Без желания нет ни творчества, ни доверительного диалога. Если ребенок не хочет заниматься, задача педагога побудить его к этому. В этом поможет: поощрение и благодарность, личный пример, наводящие и побуждающие вопросы.

Внимание! В ходе работы совершенно недопустимо сравнивать детей друг с другом, выносить оценки, критиковать.

Занятия по изотерапии

Занятия могут проводится как опытным педагогом, так и близкими друзьями или родителями. Ребенок должен доверять этому человеку и не бояться его.

Упражнения могут быть самыми разнообразными, их можно придумывать в ходе занятия. Можно использовать следующие упражнения:

  • Монотипия – она заключается в рисовании образов на стекле (красками), а затем прикладыванием к нему бумаги и дорисовка полученного отпечатка. После того, как рисунок будет готов дети дают ему название и придумывают историю, связанную с ним.
  • Пластилиновая композиция – детям выдается лист картона и пластилин. Они разминают его (пластилин) пока он не становится мягким, затем наносят его на картон, как бы размазывая. После этого им выдается крупа или макароны с помощью которых они создают рисунок, вдавливая их в слой пластилина.
  • Рисование историй – ребенок рисует рисунок на тему какой-либо истории, а затем рассказывает о ней.

Терапия рисунка использует множество методик, стабилизирующих психическое и эмоциональное состояние человека.

Как проходят занятия?

Помещение должно быть удобным, светлым и уютным. Ничто не должно давить на пациента. Ему нужно освоиться, познакомиться с творческим процессом. От терапевта требуется внимательность, умение ответить на вопросы о материалах и ходе занятия. При этом он не должен давить на пациента и вмешиваться в работу с позиции авторитета.

Что можно использовать:

  • Краски.
  • Карандаши.
  • Фломастеры.
  • Нитки.
  • Макароны.
  • Пластилин.
  • Ленты.
  • Цветная бумага.
  • Природные материалы.

Упражнения изотерапии

«Каракули»

Одна из любимейших методик, которая выводит ребятишек на позитивные эмоции, расслабляет, пробуждает интерес к общению.

  • Повышение самооценки.
  • Изучения своих чувств.
  • Снятия напряжения.
  • Развитие навыков общения.

Суть методики в том, что человеку предлагается быстро нарисовать на бумаге хаотичные непрерывные линии, другой участник группы пытается продолжить (дорисовать) рисунок, затем снова включается первый участник. Так происходит до тех пор, пока один из участников не решит, что рисунок закончен. На следующем этапе «произведение» обсуждают. Каждый высказывать свое мнение о рисунке, делится эмоциями и ощущениями. На заключительном этапе участники сочиняют сюжетную историю рисунка.

«Рисование пальцами»

Методика помогает избавиться от влияния стандартных шаблонов, выпустить деструктивные чувства в социально приемлемой форме. Материалы:

  • Бумага для рисования.
  • Акриловые краски.

Творческий процесс здесь произвольный, нет ни правил, ни ограничений. Уместно все — любые цвета, формы, линии. Процесс создания рисунка индивидуален и непредсказуем. Методика всегда находит эмоциональный отклик в душе как детей, так и взрослых. Это мощная профилактика психологических проблем связанных с тревожностью, страхом социальной подавленностью.

Важно! Изотерапия не имеет отрицательных сторон и никогда не дает побочных эффектов, она не может причинить вреда пациенту.

«Сюжетные и предметные рисунки»

Пациенты выполняют работу на заданную тему по просьбе терапевта. Занятия представляют собой экспромт. Единственное условие — выдержать тему рисунка. Выполняя работу, люди не задумываются, а выражают эмоции и ощущения. Такие рисунки — огромный кладезь информации для диагностики.

Пример такой методики – упражнение «Несуществующее животное». По деталям рисунка специалист делает вывод о состоянии человека, его качествах, психологических проблемах.

Читайте также:  Шизотипическое расстройство личности - симптомы, лечение

Внимание! Основа изотерапии – расслабление, вхождение в легкий транс. Здесь совершенно не приземлим умозрительный подход и логическое мышление.

Упражнение «Изобразим радость»

Его цель — улучшать эмоциональный фон при помощи цвета и концентрации на своих чувствах.

Для работы нужно сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить самые радостные моменты своей жизни, прочувствовать все ощущения. После этого следует представить свои чувства в виде цветов и фигур. Не стоит напрягаться, здесь важны только эмоции и ощущения. Достаточно побыть в таком состоянии 10–15 минут. После этого увиденные образы можно перенести на бумагу.

Упражнение «Рисование музыки»

Цель — восстановление сил, расслабление, успокоение.

Что для этого нужно:

  • Спокойная мелодия.
  • Листы бумаги.
  • Акварель.
  • Кисточка.

В начале занятия (первые 10 минут) нужно закрыть глаза и погрузиться в музыку. Затем можно брать кисть и рисовать. В процессе работы рука должна спонтанно следовать за музыкой. При выполнении упражнения нужно сосредоточиться на своих чувствах и картинах, которые возникают перед глазами. Результат — яркое позитивное настроение, прилив сил, снятие напряжения. В отдельных случаях пациенты чувствуют, как уходит напряжение и зажатость отдельных мышц.

Упражнение «Цветок»

  • Развить воображение.
  • Снять эмоциональное напряжение.
  • Развития мелкой моторики рук (для детей).

Перед началом работы следует закрыть глаза, расслабиться и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Сколько у него лепестков? Какого он цвета и формы? Как он пахнет? Что его окружает? После того как воображение нарисовало картину можно открыть глаза и изобразить все что пришло в голову. У кого-то цветок будет радостным, у кого-то – грустным. Желательно, чтобы пациенты поделись своими чувствами и ощущениями. Но самое главное – закончить занятие на позитивной ноте. Если история получилась грустной, терапевт предложит изменить ее так, чтобы настроение улучшилось.

Почему стоит попробовать изотерапию? Во-первых, потому что вы ничего не теряете. Во-вторых, вы никогда не получите отрицательного эффекта. Изотерапия не имеет противопоказаний, подходит всем без исключения, не требует больших затрат. В то же время польза от нее очевидна.

Изотерапия для дошкольников

Все дети любят рисовать. Одним из первых творческих занятий, которым они увлекаются, является рисование. Оно привлекает детей своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует, является для них самым доступным и интересным увлечением. Вот почему популярной становится изотерапия для дошкольников – метод диагностики и коррекции детского поведения различными упражнениями.

Что такое изотерапия?

Изотерапия – это вид арт-терапии, основанный на использовании изобразительного искусства (чаще всего рисования).

Задачи изотерапии

  • Изотерапия дaeт детям вoзмoжнocть снять эмоциональное напряжение и выпycтить вce oтpицaтeльныe эмoции нa бyмaгy или глинy. Этo пoзвoляeт избeжaть aгpeccии co cтopoны peбeнкa, кoтopaя мoжeт eщe бoльшe eгo тpaвмиpoвaть;
  • Наладить контакт психолога с ребёнком и пoвыcить eгo коммуникабельность;
  • Изотерапия способствует повышению самооценки ребёнка;
  • Изотерапия способствует развитию воображения.

Что необходимо для изотерапии?

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина и т.д.

Преимущества изотерапии

  • В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
  • Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
  • Изотерапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
  • Изотерапия является средством свободного самовыражения.
  • Изотерапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Техники изотерапии

Марания

Эта техника представляет собой спонтанные рисунки дошкольников, выполненные в абстрактной манере, имеющие схожесть с рисунками доизобразительного периода.

Монотипия

Это базовая графическая техника. Она заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, плёнке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении.

Штриховки, каракули

Данная техника представляет собой хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхности бумаги, пола, стены, мольберта и т.д. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Эта техника помогает расшевелить ребёнка, даёт почувствовать нажим карандаша или мелка, снимает напряжение перед рисованием.

Рисование на стекле

Перед тем как предложить ребёнку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской. В отличие от рисования по бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, её можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Описанный приём используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности. Подходит зажатым детям, так, как провоцирует активность.

Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами (крупой, песком и т.д.).

С помощью листьев, сыпучих материалов и клея ПВА можно создать изображение. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем посыпается сухими листьями, растёртыми между ладонями или сыпучими материалами. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование пальцами,ладонями, другими частями тела

Это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме.

Рисование предметами окружающего пространства

Использование для рисования нетипичных предметов: рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щётками, палочками, нитками, коктейльными соломками и т.д.

Упражнения по изотерапии

Упpaжнeниe «Изoбpaзим paдocть»

Цeль упражнения — yлyчшaть эмoциoнaльный фoн пpи пoмoщи цвeтa и кoнцeнтpaции нa cвoих чyвcтвaх.

Используемый материал: бyмaгa. аквapeльныe кpacки, киcти.

Описание упражнения: Для paбoты нyжнo cecть, paccлaбитьcя, закрыть глaзa и пpeдcтaвить caмыe paдocтныe мoмeнты cвoeй жизни, пpoчyвcтвoвaть вce oщyщeния. Пocлe этoгo cлeдyeт пpeдcтaвить cвoи чyвcтвa в видe цвeтoв и фигyp. Нe cтoит нaпpягaтьcя, здecь вaжны тoлькo эмoции и oщyщeния. Дocтaтoчнo пoбыть в тaкoм cocтoянии 10–15 минyт. Пocлe этoгo yвидeнныe oбpaзы мoжнo пepeнecти нa бyмaгy.

Упpaжнeниe «Pиcoвaниe мyзыки»

Цeль упражнения — вoccтaнoвлeниe cил, paccлaблeниe, ycпoкoeниe.

Используемый материал: Cпoкoйнaя мeлoдия, лиcты бyмaги, аквapeль, киcтoчкa.

Описание упражнения: В нaчaлe зaнятия (пepвыe 10 минyт) нyжнo зaкpыть глaзa и пoгpyзитьcя в мyзыкy. Зaтeм мoжнo бpaть киcть и pиcoвaть. В пpoцecce paбoты pyкa дoлжнa cпoнтaннo cлeдoвaть зa мyзыкoй. Пpи выпoлнeнии yпpaжнeния нyжнo cocpeдoтoчитьcя нa cвoих чyвcтвaх и кapтинaх, кoтopыe вoзникaют пepeд глaзaми. Peзyльтaт — яpкoe пoзитивнoe нacтpoeниe, пpилив cил, cнятиe нaпpяжeния.

Упpaжнeниe «Цвeтoк»

Цeль упражнения: рaзвитие вooбpaжeниe, снятие эмoциoнaльнoго нaпpяжeниe, рaзвитие мeлкoй мoтopики pyк (для дeтeй).

Используемый мaтepиaл: бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Описание упражнения: Пepeд нaчaлoм paбoты cлeдyeт зaкpыть глaзa, paccлaбитьcя и пpeдcтaвить пpeкpacный цвeтoк. Kaк oн выглядит? Cкoлькo y нeгo лeпecткoв? Kaкoгo oн цвeтa и фopмы? Kaк oн пaхнeт? Чтo eгo oкpyжaeт? Пocлe тoгo кaк вooбpaжeниe нapиcoвaлo кapтинy мoжнo oткpыть глaзa и изoбpaзить вce чтo пpишлo в гoлoвy. У кoгo-тo цвeтoк бyдeт paдocтным, y кoгo-тo – гpycтным. Жeлaтeльнo, чтoбы дети пoдeлиcь cвoими чyвcтвaми и oщyщeниями. Нo caмoe глaвнoe – зaкoнчить упражнение нa пoзитивнoй нoтe. Ecли иcтopия пoлyчилacь гpycтнoй, психолог пpeдлoжит измeнить ee тak, чтoбы нacтpoeниe yлyчшилocь.

Арт-терапия — примеры упражнений

Арт-терапия — это упражнения для души и тела. Она поможет привести душевное состояние в норму, расслабиться и получить удовольствие. Предлагаем несколько эффективных упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.

Для чего нужны упражнения по арт-терапии?

Выполнение упражнений по арт-терапии создает позитивный настрой и снимает эмоциональное негативное напряжение.

Они способствуют развитию образного мышления на основе осознанности своих чувств и эмоций.

Главная цель арт-терапевтических заданий — это знакомство со своим внутренним миром, познание своего «Я». Формируется представление о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями.

Упражнения по арт-терапии — это снятие зажимов сознания, избавление от страхов и внутренних комплексов.

Виды арт-терапевтических упражнений

  • Изотерапия — рисование красками, цветным песком, пластилином на бумаге;
  • Цветотерапия — воздействие цветовой гаммы на эмоциональное состояние с целью улучшения самочувствия;
  • Сказкотерапия — составление рассказа и отождествление себя с героем, который преодолевает все препятствия и трудности, чтобы прийти к счастливому финалу;
  • Песочная терапия — составление картины счастливого собственного мира из песка.

Упражнение по арт-терапии «Карта счастья»

Цель упражнения — осознанность своих чувств, приходит понимание, куда двигаться для улучшения качества своей жизни.

Продолжительность — 15-20 минут.

Материалы — бумага (формат А3), краски, кисточка.

Как выполнять:

  • Положите перед собой бумагу;
  • Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите;
  • Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе;
  • Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).

Список привычек для счастья:

  1. Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
  2. Утренняя зарядка;
  3. Фитнес;
  4. Прогулка в парке;
  5. Чтение книги;
  6. Любимая музыка;
  7. Массаж;
  8. Общение с друзьями;
  9. Общение с семьей;
  10. Отдых на море;
  11. Поездки за город;
  12. Посещение театра, концерта, музея;
  13. Занятие благотворительными делами;
  14. Дарение себе приятных подарков;
  15. Высыпаться.

Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:

  • Что Вы чувствуете в настоящий момент?
  • Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?

Упражнение «Раскрась свое физическое состояние»

Подготовьте лист бумаги, на котором нарисуйте контур человека (себя) в полный рост.

Постарайтесь разным цветом красок изобразить физическое состояние каждой части вашего тела. Выбирайте цвета, которые Вам кажутся наиболее подходящими. Где Вам хочется сгустить краски? А где Вы чувствуете легкость?

После окончания работы Вы получите свой релаксирующий автопортрет.

Упражнение — медитация квадрат 9х9 «Зентангл»

Хорошим ежедневным упражнением по арт-терапии является метод рисования в квадрате со стороной 9 см. Этой доступной технике легко обучиться.

Внутри квадрат рисуются линии — строки. Далее в каждой строке рисуется повторяющийся абстрактный узор.

Это упражнение является медитацией. То есть Вы отключаете свое сознание и рисуете на подсознательном уровне.

Рисунок можно усложнить, например нарисовать веточку с листочками, в каждом из которых будет свой повторяющийся узор.

Или изобразить волнистые линии.

10 простых упражнений по арт-терапии для релаксации

Чтобы расслабиться, снять стресс и усталость можно воспользоваться легкими упражнениями по рисованию.

  1. Нарисуйте свои хорошие черты характера;
  2. Изобразите себя в виде животного;
  3. Сделайте контур своей руки (ладони с пальцами) и создайте внутри уникальные рисунки;
  4. Нарисуйте свое детское воспоминание;
  5. Изобразите свой собственный герб;
  6. Сделайте рисунок-абстракцию своих положительных моментов в жизни;
  7. Разукрасьте камень или кирпич;
  8. Соберите коллаж из листьев, палочек (приклейте их к бумаге) и дорисуйте фон, изображения вокруг них;
  9. Создайте собственную интерпретацию известной картины;
  10. Рисуйте свои мечты.
Читайте также:  Честолюбие - что это такое, значение слова

Упражнение «Мандала счастья» — путь к себе

Манадала-терапия — один из увлекательных методов арт-терапии. Внешне все очень просто. Нужно заполнить рисунок в форме круга.

Цель терапии — создать визуализацию счастья с помощью цветных графических образов, вернуться в состояние эмоционального равновесия, снять стресс.

Как нарисовать мандалу

Вам понадобится циркуль, транспортир, линейка.

Вначале рисуется круг и через центр проводятся диагональные линии. Рисовать начинают от центра. От центральной фигуры идет дополнение в виде повторяющихся узоров.

Полезное видео

Документальный познавательный фильм «Арт-терапия. Познание себя».

Как научиться чувствовать себя? Что делать, когда все надоело? Как избавиться от жизненных тягот, избавиться от многолетних комплексов без психологов?

Арт-терапия «Рисуем каракули». Лучшая техника выхода из запутанной ситуации. Метод, который реально работает.

Мастер-класс «Рисуем мандалу».

Мандала — это рисунок, который исходит от нашей души. В нем содержится сущность нашего внутреннего «Я». В процессе рисования приходит чувство умиротворения. Такое творчество помогает перейти в состояние гармонии с собой и окружающим миром. Мандала — это Ваш новый источник энергии.

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Наталья Бурундукова
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста

Смысл психологической арт-терапевтической работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что они получают возможность выразить себя, сделать то, что в обычной жизни им строго запрещено. В результате удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая большей частью тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Изотерапия

– один из эффективных инструментов в психологической работе, использование которого даёт ребенку естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления, зрительно-моторной координации.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общением со сверстниками и близкими взрослыми эти особенности могут стать эмоциональными нарушениями. Рисуя, ребенок неосознанно дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Изобразительное искусство играет огромную роль в формировании духовно-развитой личности. Поэтому в работе с детьми педагоги МКДОУ детский сад «Богатырь» используют изотерапию.

Цель работы по изотерапии:

1. Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка;

2. Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности;

3. Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция;

4. Развитие мелкой моторики и творческого воображения.

Преимущества изотерапии перед другими формами работы:

• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Занятия по изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности

“Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.

В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Занятие с использованием изотерапии проводят в 4 этапа:

1. Введение и «разогрев».

Введение и “разогрев”. Предполагает приветствие и подготовку участников к работе, а также создание атмосферы доверия и безопасности. Педагог объясняет или напоминает основные правила поведения в группе.

Последующий “разогрев” представляет собой разные виды физической активности и способы “настройки” на изобразительную работу: общая игра “по теме”, мини-беседа.

2. Этап изобразительной работы

Представление и разработка темы, может быть и небольшая дискуссия. Учитывая небольшой возраст участников, данный этап целесообразно организовать в форме рассказывания или драматизации сказки, игры или путешествия. Можно предложить детям “прожить” образ в движении (Представь, что в тебе зазвучала плавная, нежная музыка. Как ты будешь двигаться).

3. Этап обсуждения

Обсуждение представляет собой рассказ или комментарии участников о своей изобразительной работе. Они не просто описывают то, что нарисовано, но обычно стараются сочинить сказку об изображенном персонаже.

При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.

На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.

Завершение занятия. Предполагает подведение итогов, усиление положительного эмоционального переживания.

Варианты завершения занятия:

• «Я хочу подарить тебе…»

• «Подари тепло своего сердца»

• «Свиток пожеланий» и т. д

Результаты:

• Дети с удовольствием посещали занятия и бережно относились к своим произведениям. Так же уверенно они использовали и время, отведенное для работы и разделенное на этапы. Хотя не все работали одновременно.

• Дети преодолели коммуникативные барьеры;

• Интересно отметить, как проходило освоение детьми новых материалов. Замкнутые, стеснительные дети с осторожностью прикасались к краскам, но, глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и к концу занятия действовали свободней.

• Хочется отметить, что от занятия к занятию взаимодействие детей становилось все активнее. Особенно это проявлялось в процессе создания парных и коллективных работ. Работа в парах часто вызывала споры у дошкольников. Но в процессе детям удавалась найти общее решение, и они с удовольствием представляли результат на обсуждении.

• Сравнивая высказывания детей при обсуждении в начале и конце года, можно отметить, что они стали более развернутые и осознанные. Большинство не испытывали затруднений в сочинении сказок по собственным произведениям. Даже те, кто по началу не мог вообще ничего сказать, сочиняли короткие рассказы и могли ответить на вопросы по своему рисунку.

Выводы: С помощью изотерапии дети преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе.

Прикреплённые файлы:

Театр как форма работы с детьми логопедической группы Уважаемые коллеги! Театральное искусство требует навыков перевоплощения, дети с удовольствием выступают на сцене, участвуют в спектаклях,.

Академия естественных наук как форма экологического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Инновационная форма работы с детьми по речевому развитию Любая работа предполагает определение целей и задач. Целью моей работы является формирование у детей навыков овладения речью, как средством.

Коллекционирование в математическом развитии детей дошкольного возраста как нетрадиционная форма работы Коллекционирование — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов,.

Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3–7 лет) «Посуда» Кружковая работа как форма культурной практики в работе с детьми дошкольного возраста (3-7 лет). Тема «Посуда» Целевые ориентиры: • Осуществление.

Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми младшего дошкольного возраста В педагогике дошкольного возраста одним из вопросов, требующих пристального внимания, является вопрос о сенсорном воспитании и сенсорном.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей – это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Наблюдение — особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста Из опыта работы Существуют различные методы активизации познавательной деятельности у дошкольника. В соответствии с основными формами мышления.

Опыт работы «Система работы учреждения по вопросам безопасности с детьми дошкольного возраста» Система работы по безопасности с детьми дошкольного возраста в МДОУ детском саду №27 «Солнышко» Ни для кого не секрет, что сложившаяся.

Песочная терапия, как форма психопрофилактической работы с детьми дошкольного возраста Теория и практика песочной терапии показала свою высокую эффективность в работе с детьми любого возраста. Но для дошкольников она является.

Оцените статью
Добавить комментарий