Комплекс оживления младенца – психология

Комплекс оживления младенца – психология

Комплекс оживления младенца

Второй этап в развитии детей охватывает время со 2-го по 6-й мес жизни. В период от 4-х до 6-ти недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки (вскрики, гуканье). Картина радостного поведения младенца была названа учеными комплексом оживления. Этот термин впервые был введен в 20-е гг.

Н.М. Щеловановым. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1) замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2) улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3) двигательное оживление — движения и т.д.

4) вокализации — вскрики (громкие отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и т. д.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуу-лллиии» и пр.). Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название комплекс). Комплекс оживления складывается примерно к 2,5 мес, и его интенсивность нарастает вплоть до 4 мес. После этого возраста он начинает распадаться, т. е. отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.

Известные советские специалисты в области раннего детства Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова более полувека назад охарактеризовали комплекс оживления как проявление своеобразного удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого. В 1960 г. вышла книга Д. Б. Эльконина («Детская психология»), в которой комплекс оживления впервые рассматривался как форма активного участия младенца в общении со взрослым. Однако это было всего лишь предположение, которое нуждалось в экспериментальных доказательствах. Такие доказательства были получены в исследованиях М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу их было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (т. е. быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов КО в разных ситуациях взаимодействия со взрослым: 1) пассивный взрослый в поле зрения ребенка, 2) улыбающийся взрослый, 3) ласковое поглаживание, 4) разговор, 5) комплексное воздействие (включающее улыбку, поглаживание и разговор одновременно).

Результаты экспериментов показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависят от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. В этой работе экспериментально был доказан активный характер КО, о чем свидетельствовали следующие факты. Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем он более активен, тем спокойнее и реактивнее ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что КО не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, КО нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению. Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов, как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. Эксперименты С. Ю. Мещеряковой включали две группы воздействий: взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной 3-балльной шкале. Результаты работы показали следующее.

1. Суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов.

2. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительно слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО.

3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушки с изображением человеческого лица.

4. Обнаружились различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

5. Анализ возрастной динамики КО показал, что состав КО в двух сравниваемых ситуациях зависит от возраста детей. До 2 мес он остается примерно одинаковым в обеих ситуациях, а начиная с 3 мес различия существенно нарастают: при восприятии взрослого на первое место выходит улыбка, а при восприятии предметов — двигательное оживление. Однако на протяжении первого полугодия жизни интенсивность всех компонентов КО при взаимодействии со взрослым значительно выше, чем при восприятии предметов.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что КО имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослым, и эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, а активно действующим. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со 2-го мес. жизни овладевает способностью к общению со взрослым и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Комплекс оживления у ребенка: проявления, особенности

Комплекс оживления – это социальное новообразование у новорожденного. Он проявляется в виде двигательной активности, улыбки в ответ на появление в поле зрения ребенка значимого для него взрослого. Появления у детей комплекса оживления при виде родителей наблюдается на 3-5 неделе жизни. Физиологи связывают появление этого феномена с началом нового этапа жизни ребенка – младенчества.

Определение понятия в психологии

Ранний постнатальный период жизни плода в возрастной периодизации получил название «новорожденность». Он длится с первого дня жизни и до того момента, когда у младенца появляется комплекс оживления. Как правило, это происходит на пороге 2 месяца жизни.

Новорожденность психологами и физиологами признается кризисным периодом развития ребенка, так как ему необходимо приспособиться к новым условиям существования, адаптироваться к социальной среде. Имея базовый набор врожденных рефлексов, он вырабатывает новые устойчивые формы реагирования на внешние явления и события. В психологии комплекс оживления – это своеобразный сигнал о том, что первичная адаптация малютки к социуму прошла успешно.

Первые проявления комплекса оживления у ребенка появляются в возрасте 3 недель. Его признаками являются:

  • способность крохи сосредотачивать внимание на предметах и звуках;
  • замирать при появлении взрослого и отвечать улыбкой на его ласковый голос;
  • способность выразить радость восторженным вскрикиванием.

Впервые на комплекс оживления у ребенка обратил внимание Н.М. Щелованов в начале 20 века. Суть данного феномена он определил как появление совокупности эмоциональных и двигательных реакций ребенка на обращенные к нему действия родителей или других близких родственников.

В каком возрасте формируется новообразование

При нормальном психическом и физическом развитии комплекс оживления появляется в 1 месяц. К концу второго месяца жизни в комплекс оживления входят все компоненты:

  • улыбка;
  • сосредоточенный взгляд;
  • активные движения ручек и ножек при приближении взрослого;
  • радостное вскрикивание;
  • тихое мелодичное гуление.

Ситуативное оживление у младенца – это примитивная форма его общения с окружающими.

Когда наступает период максимальной активности

Психологи доказали, что такое явление, как комплекс оживления, находится в прямой зависимости от того, насколько удовлетворяется потребность детей в непосредственном эмоциональном общении. Пика проявления комплекс оживления достигает, когда малышу исполняется 3–4 месяца, после чего данный психофизиологический феномен начинает трансформироваться в более сложные формы поведения. Именно в это время крайне важно, чтобы родители все свои действия сопровождали устными комментариями.

Читайте также:  Самобичевание - причины, как избавиться

Стадии комплекса оживления

Для своевременного появления комплекса оживления у младенца необходимо с первых дней пребывания ребенка в новом доме создать для него благоприятную психологическую обстановку. Следует помнить, что новорожденные дети в тишине и покое нуждаются ничуть не меньше, чем во внимании и ласке. Рекомендуется исключить сильные эмоциональные потрясения в первый месяц жизни.

Некоторые родители расстраиваются, не получив желаемой реакции крохи на яркую погремушку или музыкальную игрушку. Искусственно вызвать эмоции малютки не получится, так как физиологически он еще не способен их показать. Нужно подождать, пройдет всего лишь несколько недель, и ребенок по достоинству оценит игрушки и погремушки. Это произойдет, как только у младенца появится комплекс оживления. Возникновение комплекса оживления свидетельствует о готовности карапуза к познанию окружающего мира.

В состав комплекса оживления входят следующие стадии:

  1. Появление всей совокупности новых реакций, которые в психологии и называются комплексом оживления, а именно:
  • Замирание малыша, когда он впервые видит новый предмет или слышит знакомый голос.
  • Зрительная и слуховая сосредоточенность на лице взрослого или его голосе. Рассматривая подошедшего взрослого, ребенок способен смотреть ему в глаза, удерживая взгляд.
  • Улыбка и восторженные вскрикивания.
  • С помощью громких вскрикиваний или протяжного гуления, карапуз обращает на себя внимание взрослого, просит общения.
  • Двигательная активность, с помощью которой маленький человек старается выразить свою потребность в телесном контакте с родителями. Он тянет руки к маме, поворачивает головку, прогибает спинку, вскидывает ручки. Как только мать берет его на руки, он прижимается к ней, обнимает за шею.
  1. Практически сразу после появления совокупности эмоционально-двигательных реакций, ребенок начинает дифференцировать голоса, безошибочно выделяя среди них голос мамы.
  2. Фокусировка внимания на привлекательных ярких предметах. Теперь он способен следить взглядом за движущимся предметом. Эта способность возникает примерно через 2 недели после окончания периода новорожденности.
  3. К концу второго месяца жизни положительные эмоции у ребенка вызывают не только мамино лицо и ее голос, но и ее прикосновения, кормление грудью. Малыш счастлив, когда мама рядом.
  4. К концу 3 месяца жизни комплекс оживления видоизменяется. Возникают новые, более сложные формы поведения. На основе комплекса оживления примерно к 4 месяцам складывается умение малыша делить людей на «своих» и «чужих». Это проявляется в его настороженности по отношению к незнакомым, в дифференцировании выражения лица взрослого. Кроме того, комплекс оживления знаменует собой появление такой потребности, как познание окружающего мира. Какой бы привлекательной ни была окружающая действительность, если психологически ребенок не готов к ее изучению, он не будет проявлять интереса к окружающим объектам и явлениям.

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни, однако своего максимума он достигает лишь в 3–4 месяца. Психологи считают, что такое явление, как комплекс оживления у ребенка, является признаком его готовности к взаимодействию не только с родственниками, но и с другими людьми.

При условии нормального психического развития младенца, комплекс оживления у него в 4–5 месяцев будет включать в себя зачатки саморегуляции и управления своим настроением.

Что должен уметь делать ребенок после 4 месяцев

Психофизиологический смысл комплекса оживления становится понятен, когда появляются новообразования 4 месяца жизни:

  • умение откликаться на собственное имя;
  • интерес к собственному телу, который выражается в разглядывании своих ручек, прикосновениях к лицу, волосам;
  • интерес к своему отражению в зеркале;
  • зачатки предметно-манипулятивной деятельности;
  • способность узнавать знакомый предмет, удивляться его исчезновению из поля зрения и радоваться внезапному появлению;
  • способность самостоятельно перевернуться со спинки на животик и обратно;
  • способность сидеть с поддержкой взрослого и удерживать голову прямо в положении сидя;
  • способность отталкиваться от горизонтальной поверхности кончиками пальцев ног, когда взрослый держит ребенка за корпус;
  • умение хлопать в ладоши;
  • умение правильно распознавать базовые эмоции.

Актуальная ситуация личностного развития младенца на 5 месяце жизни включает в себя усовершенствованные конструкты комплекса оживления. Психологические компоненты, которые включают в себя комплекс оживления, у ребенка старше 4 месяцев постепенно стираются.

Смысл явления

Примерно в 6 месяцев становится понятным, для чего нужен ребенку комплекс оживления: у малыша появляются попытки осознанного целенаправленного взаимодействия с людьми. В процессе общения ребенок использует интонации, позу, жесты и мимику. Кроме того, ситуативно-деловое общение, которое начинает формироваться с 7–8 месяцев, включает в себя все компоненты комплекса оживления младенца. Ежедневное разнообразное общение и знакомство с различными предметами стимулирует личностное развитие младенца.

Становление ситуативно-личностного развития малыша находится в прямой зависимости от того, во сколько месяцев обнаружился комплекс оживления у крохи, все ли компоненты были в нем достаточно ярко представлены. Отсутствие того или иного структурного звена совокупного оживления может быть признаком отклонений в психическом развитии малыша. Несвоевременное появление эмоционального реагирования или его отсутствие у ребенка служит поводом для незамедлительного визита к врачу.

Взаимосвязь родителей и детей

Тесная эмоциональная связь между родителями и ребенком начинает формироваться с первых дней появления нового члена в семье. Сначала она базируется на удовлетворении физиологических потребностей маленького человека. Дети быстро научаются использовать доступные их возрасту способы привлечения внимания взрослого.

Эмоциональный контакт между родителями и детьми младенческого возраста является залогом нормального психического и личностного развития. Доверительные отношения в семье рождают у ребенка чувство безопасности и защищенности. В дальнейшем ребенок, который не испытывал в младенчестве дефицита общения, становится любознательным, самостоятельным, инициативным, целеустремленным.

Что происходит после эмоционального оживления

Определение комплекса оживления в психологии – это начало нового витка психического развития малыша, после которого появятся такие новообразования, как:

  • естественная потребность в движении;
  • стремление к совместной деятельности со взрослым;
  • психологическое благополучие малыша;
  • появление условных реакций малыша на зрительные и слуховые раздражители.

Мои советы молодым родителям

Порой родители пренебрегают удовлетворением детской потребности в общении, полагая, что для малыша важнее физиологический комфорт. Молодые родители часто не знают, как общаться с младенцем, полагая, что он еще ничего не понимает.

Молодым супружеским парам хочется пожелать научиться ценить каждое мгновение, проведенное с ребенком. Ласковые слова, поглаживания, поцелуи, взаимные улыбки – так можно кратко перечислить основные компоненты, стимулирующие открытие комплекса оживления.

Ребенок смеется в ответ на поцелуй мамы – значит, нужно поцеловать еще раз! Крошка протяжно гулит, подзывая маму – стоит ласково пропеть что-нибудь в ответ, нежно наклоняясь к малышу! Малыш пребывает в хорошем настроении – самое время подразнить, пощекотать его!

Заключение

Комплекс эмоционального оживления – это важный рубеж в жизни малыша, отделяющий период новорожденности от младенчества. Для того, чтобы этот психофизиологический феномен появился своевременно, в раннем постнатальном периоде родителям нужно позаботиться о благоприятной психологической обстановке. Малыш должен ежедневно получать новые впечатления, но дозировано, ведь его нервная система еще не готова к интенсивным нагрузкам.

Вслед за эмоционально-двигательным оживлением появляются предпосылки к целенаправленной совместной деятельности взрослого и ребенка, целью которой является познание окружающего мира.

Важность комплекса оживления

Большинство родителей даже не подозревают, что такое комплекс оживления. Это специальный чувствительный, двигательный и эмоциональный ответ ребенка, который направлен на взрослого. Этот комплекс определяет конкретный период жизни младенца, его формированию доктора уделяют повышенное внимание.

Комплекс оживления присущ детям в младенческом возрасте

Описание

Комплекс оживления не является собранием конкретных жестов и действий. Это метод младенца контактировать со взрослым человеком. Для того чтобы завлечь взрослого человека, малыш начинает трясти ручками и ножками, выдает звуки. Наиболее энергично ребенок это совершает, когда его игнорируют.

В первый месяц жизни младенец находится в своем личном пространстве и почти не проявляет отношения к окружающему миру. Рождение является источником огромного нервного перенапряжения для малыша, поскольку он оказывается в неизвестном месте, в котором возникают необычные звуки, освещение, непривычный температурный режим. В момент новорожденности мамочке необходимо почаще брать младенца на ручки, поскольку лишь у нее он ощущает себя в безопасности. У младенца в этот момент эмоции появляются на исходе первого и истоке второго месяца жизни. В этот период чадо уже может фокусироваться на объектах, энергично откликается на голос и говор взрослого. При близком контакте с родителями у крошки формируется комплекс оживления, реакция на взрослого — это свидетельствует о том, что закончился этап новорожденности, малыш перемещается в другой период своей жизни и комплекс оживления появился.

Развитие

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте со второго месяца жизни. Проявления на внешние раздражители появлялись и прежде, но сейчас они возникают в комплексе. Такой комплекс у ребенка со временем модифицируется в довольно сложный характер действий оживления, организованный на каждом проявлении отдельно. Это возникает приблизительно в четырехмесячном возрасте.

Комплекс оживления у младенца обладает инициативной функцией, которая сконцентрирована на взаимные действия со взрослым человеком. Вдобавок эта функция является ключевой в расположении к эмоциональной функции.

Обнаружение этого в комплексе оживления у ребенка представляет особое значение в науке, так как подтверждает, что младенец на втором месяце жизни осваивает умение общаться со взрослым и что эта взаимосвязь — основное действие оживления до шести месяцев жизни.

Проявления

Комплекс оживления младенца заключает в себе следующее:

  • застывание во время контакта со взрослым в течение нескольких секунд;
  • визуальный контакт — разглядывание взрослого человека, продолжительный, сосредоточенный взор, который сфокусирован на лице, повышенный интерес ребенок проявляет к глазам;
  • смех и улыбка реально обозначает восторг младенца;
  • оживление в действиях — новорожденный поднимает ноги, вытягивает руки, шевелит головой, изгибает спину ко взрослому человеку;
  • звуковые проявления — младенец завлекает внимание пронзительными, непродолжительными возгласами или долгим лепетом.

Это главные составляющие комплекса оживления, которые обязаны выражаться в совокупности. Собрание проявлений именуется комплексом.

Смех младенца — явный признак оживления

Стадии

Малыш подрастает, и у него возникает потребность контакта — это его первичная общественная необходимость. Младенец формируется, и в этот период комплекс оживления включает ряд стадий.

  1. Первичная стадия комплекса оживления именуется застыванием. Подобным способом малыш откликается на внешние факторы. Проявляется в начале второго месяца.
  2. Вторая стадия комплекса оживления — фокусирование. Берет начало на третьем месяце и проявляется энергичностью. Малыш применяет для контакта с окружающей средой определенные проявления (отзывается на улыбку, действиями завлекает взрослых, попавших в обозрение).
  3. Третья стадия комплекса оживления у ребенка именуется лепетом, смехом и усмешками. Подобным способом младенец делает попытки выразить свои позитивные эмоции.
Читайте также:  Фаталист - кто это такой, его убеждения

Более энергично младенец развивается в первом полугодии, если на этом этапе жизни он получит в достаточной степени заботу и внимание от близких, то его психическое формирование будет нормальным. Ребенок будет энергичным, веселым, бодрым, рано начнет лепетать и смеяться — это показатель верного развития младенца. Если ребенок обделен вниманием, то у него наступает пассивность или он постоянно кричит. Его интеллектуальное и физиологическое формирование затормаживается. Дети, которые чувствуют нехватку общения, предрасположены к неврозам, психическим расстройствам.

Необходимость контакта

Кроме проявления эмоций, комплекс оживления у ребенка играет роль функции взаимосвязи со взрослыми, что подтверждается тем, что, исходя от условий, ребенок может увеличивать или тормозить одну или другую его составную часть. Младенцу нужно непрерывное общение с человеком, которое способствует его психологическому формированию. Примерно до полугода общение ребенка и взрослого человека осуществляется на основании эмоций, сопровождающихся различными проявлениями. Чувствительный контакт осуществляется благодаря разным действиям, которые отвечают конкретным эмоциям: применяются жесты, тон голоса.

Когда ребенок достигает возраста 6-8 месяцев, начинается следующая стадия его контакта со средой обитания и близкими — ситуативно-деловое общение. В этот момент наравне с эмоциями возникает манипуляция с предметами.

Вследствие энергичного общения со взрослыми в первые месяцы младенец психически формируется и перемещается на следующие стадии своего развития. Но самому совершать это ему тяжело, отчего взрослый человек обязан помогать ребенку в познании окружающей среды. Благодаря этому младенец будет стремительно и безупречно формироваться. На этой стадии основываются предпосылки для естественного развития психики ребенка.

Общение со взрослыми важно в первые месяцы жизни

Смысл явления

Комплекс оживления предоставляет младенцу право быть основоположником контакта. В психологии говорится, что отныне ребенок может:

  • издали заприметить приближение человека;
  • уловить голос;
  • завлечь внимание;
  • оповестить о конкретных нуждах.

Таким образом младенец вливается в процесс взаимосвязи, оказываясь в окружении, которое способствует психологическому и эмоциональному формированию.

Необходимо обозначить тот факт, что, если ребенок пытается проявить инициативу, стоит дать ему эту возможность. Некоторые родители не отходят от ребенка ни на минуту, пытаются по первому звуку, который издал ребенок, удовлетворить его потребности. Младенцу нет нужды напрягаться, чтобы привлечь внимание, это может неблагоприятно отразиться на активности и предприимчивости. Однако это не означает, что не надо обращать на ребенка внимания вообще. Все нужды нужно выполнять в свое время и полностью для формирования у ребенка хорошего самочувствия, но не стоит пытаться их предвидеть.

Благодаря комплексу младенец учится привлекать внимание взрослых

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

В отдельных случаях формирование комплекса оживления может затормаживаться. Это может означать неправильное формирование или нехватка ухода и заботы со стороны близких.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Комплекс оживления младенца

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

  1. замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
  2. улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;
  3. двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
  4. вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым. А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И. Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов комплекса оживления младенца в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:

  1. пассивный взрослый в поле зрения ребенка;
  2. улыбающийся взрослый;
  3. ласковое поглаживание;
  4. разговор;
  5. комплексное воздействие, включающее улыбку, поглаживание и разговор вместе.

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует. Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении. Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Однако КО проявляется не только при взаимодействии со взрослым, но и при восприятии интересных предметов как реакция на радующие ребенка впечатления. Чтобы сопоставить эти две функции КО, следовало выяснить, имеет ли он качественные отличия, когда он служит средством общения и когда он возникает в ответ на приятные впечатления. На выяснение этого вопроса была направлена работа С. Ю. Мещеряковой.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка). Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом. Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

  1. суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;
  2. обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО;
  3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;
  4. наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.
Читайте также:  Никотиновая зависимость - лечение, стадии, профилактика

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной). Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого. Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Комплекс оживления

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Комплекс оживления включает в себя:

– реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

– зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

– улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

– оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

– вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.

Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.

В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Оцените статью
Добавить комментарий