Конфликты личности, конфликт между личностью и группой, поведение

Конфликты личности, конфликт между личностью и группой, поведение

Конфликты личности, конфликт между личностью и группой, поведение

Конфликты между личностью и группой возникают в среде группо­вых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, ко­торые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индиви­дуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.

Вторая особенность отражает специфику причин рассматривае­мого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с поло­жением индивида в группе, которое характеризуется такими поняти­ями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

Позиция — официальное, определяемое должностью положе­ние личности в группе.

Статус — реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус мо­жет быть высоким, средним и низким.

Внутренняя установка — субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Роль — нормативно заданный или коллективно одобряемый об­разец поведения личности в группе.

Групповые нормы — общие правила поведения, которых при­держиваются все члены группы.

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекват­ностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликт­ность личности с группой наблюдается при завышении у нее внут­ренней установке); в) с нарушением групповых норм.

Третья особенность находит свое отражение в формах проявле­ния данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекра­щение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конф­ликтующего и т. д.

Классификация конфликтов «личность — группа»

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учи­тывать их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация та­ких конфликтов.

Таблица 10.1 Классификация конфликтов типа «личность — группа»

Новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность). Стиль управления. Низкая компетентность руководителя. Сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров

Рядовой член коллектива — коллектив

Конфликтная личность. Нарушение групповых норм. Неадекватность внутренней установки статусу

Лидер — группа (микрогруппа)

Низкая профессиональная подготовка. Применение компромата против лидера. Превышение полномочий лидерства. Изменение группового сознания

Управление конфликтами между личностью и группой

Специфика управления конфликтами между личностью и груп­пой представлена в табл. 10.2.

Таблица 10.2 Управление конфликтами типа «личность — группа»

Основное содержание управленческих действий

Изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников. Изучение и анализ общественного мнения, групповых мотивов и ценностей

Продолжение табл. 10 2

Основное содержание управленческих действий

Анализ взаимоотношений в коллективе (микрогруппы, лидерство, социометрические оценки и т. п.). Знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта (актуализация личных интересов, потребностей конфликтующей личности, критиче­ские высказывания в адрес конфликтующей личности со стороны членов группы; ограничение коммуникаций с конфликтующей личностью). Нарушение групповых норм, высокомерие

На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации. Применение педагогических мер: беседа, разъясне­ние, напоминание о необходимости соблюдения групповых норм, формирование внутренней готовности по принятию групповых норм и т. д. Применение административных мер: приведение в соответствие возлагаемых обязанностей и условий оплаты труда с профессиональной подготовкой потенциального конфликтанта; перевод активных участников зреющего конфликта в другие подразделения и т. п.

Добиться признания реальности конфликта конфликтующей личностью. Вести работу с конфликтной личностью по разъяснению ей причин сложившейся ситуации. Вести работу с лидерами группы, «восставшей» против личности на предмет возможных путей разрешения возникшего конфликта

Как правило, конфликты типа «личность— группа» разрешаются двумя способами:конфликтующая личность признает свои ошибки и недостатки, приведшие к конфликту, и исправляет их; конфликтующая личность, интересы которой не могут быть приведены в состояние конгруэнтности с интересами группы, уходит из группы. Это обстоятельство должен учитывать руководитель при принятии решения

Противостояние личности и группы: как разрешить конфликт?

В статье рассматриваются основные особенности конфликта между личностью и группой, его признаки и формы. Дана схема выхода из конфликта, описаны его последствия.

Содержание

Основные причины возникновения ↑

Социальная группа – это отражение общества, в котором неизбежно возникают разногласия. Возникновение противоречия между личностью и группой является наиболее часто встречающимся явлением.

Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой.

Явление это довольно многоплановое, так как взаимоотношения в конкретной группе выстроены в определенную систему, подчиняются гласным и негласным правилам, с наличием формального и неформального лидера и пр. Поэтому возможность возникновения в группе конфликта возрастает в несколько раз.

Чаще всего в основе появившегося разногласия лежат попытки изменения внутригрупповых правил и норм. Это процесс довольно непростой, даже если члены группы понимают необходимость перемен. Особенно острым становится конфликт в том случае, если правила пытается изменить один человек.

Исходя из основы конфликта, можно определить причины, побуждающие человека нарушать общегрупповые нормы и правила:

  • преднамеренное нарушение правил, с целью защитить собственные интересы и ценности;
  • случайное их несоблюдение, так как либо человек является новичком в группе, либо не усвоил существующие там правила в полной мере;
  • невозможность следования установленным нормам по ряду причин;
  • возникновение противоречия между групповыми ожиданиями и ожиданиями конкретной личности;
  • разногласия по конкретным целям, задачам и способам их реализации;
  • конфликт из-за желания занять лидерство конкретной личностью в конкретной группе;
  • конфликт между руководством и группой;
  • желание группы найти виновника (мнимого или реального) в неудачах, постигших деятельность коллектива.

О супружеских конфликтах и способах их разрешения читай в статье.

Признаки и формы конфликта между личностью и группой ↑

Как и любой конфликт, противостояние между личностью и группой имеет определенные признаки, среди наиболее ярких, можно выделить следующие:

  • притеснения и нападки со стороны участников группы;
  • нарушение личностного пространства;
  • агрессивное поведение;
  • отказ от коммуникации и взаимодействия;
  • возложение ответственности за неудачи.

Формы, в которых проявляется конфликт между личностью и группой встречаются самые разнообразные к ним можно отнести следующие:

  • использование санкций внутри конкретной группы;
  • абсолютное прекращение общения участников группы с индивидуумом;
  • высказывание резкой критики;
  • существенное ограничение общения;
  • эйфория, проявляемая со стороны конфликтующего.

Способы разрешения ↑

Прежде чем приступать к рассмотрению способов разрешения конфликтов между личностью и группой, важно изучить характерные для этого противостояния особенности:

  1. Структура возникшего противоречия. Она, как и в других видах конфликтах состоит из субъектов, основы и образов. Субъекты взаимодействия в данном случае – личность и группа. Основа – столкновение мотивов (личностных и групповых). Образы конфликта – индивидуальные и групповые взгляды и оценки.
  2. Причины, побудившее вступить в конфликт. Без их понимания невозможно конструктивное разрешение противоречий.
  3. Формы проявления конфликта. Способы разрешения возникшего разногласия базируются на том, каким образом участники группы выражают свое неудовлетворение поведением вступившей в конфликт личности. А так же на том, как действует сам индивид.

Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:

  1. Прогнозирование конфликта. Если грамотно подойти к реализации всех действий, то еще на этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей. Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.
  2. Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить. Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими (разъяснение, беседа, напоминание правил поведения внутри социальной группы), так и административными (перевод участников конфликта в разные подразделения, штрафы и пр.).
  3. Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование. Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.
  4. Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий. Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.

Последствия ↑

Последствия конфликта напрямую зависят от того, насколько правильно он был разрешен. В этом же и заключаются функции конфликта, возникшие между личностью и группой.

Классификация конфликтов в психологии представлена в нашей статье.

Почему возникают конфликты между родителями и детьми, и как их разрешить? Читай тут.

Читайте также:  Полиневропатия нижних конечностей - лечение, причины, симптомы

Положительным итогом противостояния или функциональными последствиями являются:

  • получение взаимовыгодного результата, который даст возможность всем участникам группы почувствовать свою к ней принадлежность, осознать свою роль в принятии конструктивного решения;
  • устранение враждебности, несправедливости, дискриминации внутри группы;
  • настрой на сотрудничество;
  • сплочение коллектива.

Дисфункциональные последствия возникают в том случае, если конфликт был неуправляемым или управление происходило неэффективно.

Они выражаются в том, что в коллективе возникает:

  • чувство неудовлетворенности, снижение производительности;
  • низкая степень сотрудничества;
  • немотивированная преданность собственной группе, отстранение ее от других социальных групп;
  • прекращение взаимодействия между субъектами конфликта;
  • увеличение враждебности;
  • преувеличение номинальной победы либо личностью, либо группой.

Конфликты между группой и личностью неизбежны. Однако понимание их особенностей и путей разрешения в итоге приведет к положительным, функциональным последствиям этого противостояния.

Видео: Методы разрешения конфликтов

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Конфликты личности

Конфликтом называется любая ситуация, когда человек сталкивается с противоречивыми мнениями, взглядами, идеями, интересами, желаниями и потребностями. Не всегда личность должна конфликтовать с другим индивидом или даже целой группой. Конфликт может возникать внутри человека, что называется конфликтом личности. Поведение индивида в различных ситуациях тоже варьируется.

Конфликт – это ситуация противоречия, когда за главенство борются две и более равноправные идеи. В чем это будет выражаться внешне – в противоречиях внутри человека или в разногласиях между различными людьми, не имеет значения. Важно то, что конфликтуют определенные мысли, где одна из них должна победить.

Абсолютно в любой сфере жизни человека происходит конфликт. Человек конфликтует сам с собой. Затем конфликты часты в отношениях с родственниками или любимым человеком. На работе тоже постоянно возникают споры как внутриколлективные, так и производственные. Другими словами, жизнь человека полна конфликтов, что вполне нормально.

Обычно люди отрицательно относятся к тому, что в их жизни происходят конфликты. Однако к данному явлению следует относиться спокойно. Конфликты вполне нормальны в любой сфере, поскольку это приводит либо к развитию ситуации, либо к деградации.

Нередко конфликт называют кризисом, когда человек заходит в тупик в своей жизненной позиции. И здесь необходимо выбирать. Конфликт можно назвать своеобразным распутьем, когда человек должен выбрать, по какой дорожке дальше пойти. Можно пойти направо, можно пойти налево. В каждом случае будет развиваться свое будущее, которое значительным образом будет отличаться от будущего на другой дорожке.

Конфликт нередко возникает между людьми, поскольку у каждого свое видение ситуации, будущего или норм. Здесь каждый просто отстаивает первенство своей идеи. Это вполне нормально, поскольку до этого человек жил в гармонии со своими желаниями и идеями, пока они не натолкнулись на гармоничное существование противоположных потребностей и целей.

Конфликты нормальны. Ненормально уже то, что люди не способны их устранить. Именно этому нужно учиться и бояться того, что у вас отсутствуют навыки по разрешению споров. Первые навыки можно получить, прибегнув к помощи психолога на сайте psymedcare.ru.

Что такое конфликты личности?

Обычно люди смеются над тем, что внутри человека может проживать несколько личностей, нередко называя это психическим расстройством. На самом деле вполне нормально, что внутри человека может наблюдаться несколько личностей. Конфликт личности происходит на уровне противостояния идей и желаний этих личностей. Почему так происходит?

Человек рождается целостным существом. Однако он живет в социуме, который начинает прививать ему свои законы и моральные ценности. У человека может быть свое мнение на определенный счет, а общество по-другому смотрит на данную ситуацию. Человек может испытывать одни эмоции, а нормы приличия диктуют ему поступать по-другому. Человек может любить, но при этом осознанно понимать, что его чувства причиняют ему боль, поэтому от них нужно избавляться.

Другими словами, внутри человека борются личностные «Я», интуитивное и социальное, рациональное и иррациональное, чувственное и разумное. Нередко человеку приходится выбирать между своими желаниями и мнением окружающих людей, между «хочу» и «надо».

Люди привычным образом негативно относятся к конфликту, даже если он происходит внутри личности. На самом деле наука конфликтологии уже не приписывает исключительно отрицательного значения данному процессу. Конфликт означает некоторое перепутье, когда человек должен просто решить, в каком направлении ему идти. И к этому не нужно относиться отрицательно, поскольку перепутье означает рост, развитие человека, где он сознательно принимает решение, каким он будет дальше.

Конфликты внутри человека происходят постоянно. Это указывает на то, что человек пока еще не решил сам для себя, как он будет жить и каким жизненным ценностям отдавать предпочтение. Если человек борется между своим «хочу» и общественным «надо», значит, он пока еще не решил.

Следует понимать, что внутриличностный конфликт является естественным процессом роста и развития. Все зависит от решений, которые принимает сам человек. Здесь можно говорить о том, что за последствия данного решения также отвечает лично человек. Если его решения приведут его к худшей жизни, значит, он виноват, как если бы его решение привело его к лучшей жизни.

Поведение личности в конфликте

Личность в конфликте ведет себя по-своему, что может отличаться от поведения другого индивида. На поведение влияют следующие факторы:

  1. Важность предмета спора.
  2. На что готов пойти человек, чтобы отстоять свою точку зрения?
  3. Насколько важны для человека отношения с оппонентом, с которым он спорит?

В зависимости от этого выделяют такие виды поведения во время конфликта:

  • Стратегия соперничества – когда человек ориентирован исключительно на личную победу. Он готов бороться до конца, настаивая на своем мнении. Он готов потерять все, лишь бы остаться при своем мнении. Если подобную стратегию занимает оппонент, тогда конфликт остается неразрешимым. Нередко подобного рода ситуация складывается годами между людьми, которые все никак не могут решить один-единственный вопрос. Каждая из сторон занимает свою позицию и готова отстаивать ее, не уступая в мелочах. Обе стороны готовы тратить все силы на то, чтобы победить. И этим могут воспользоваться третьи лица, играя на желаниях конфликтующих сторон.
  • Стратегия сотрудничества – когда человек отказывается от единоличной победы и направляет все силы на нахождение решения, которое будет максимально выгодным всем сторонам. Это считается наиболее удачной стратегией поведения, однако сам процесс отказа от своей позиции, чтобы уступить и отказаться от личной победы, требует немало усилий. Здесь приходится бороться с собственным эгоизмом.
  • Стратегия компромисса – когда человек желает сохранить доброжелательные отношения с оппонентом, поэтому готов пойти на уступки, отказаться от своей выгоды, пожертвовав чем-то. На компромисс идут обе стороны, которые вынуждены отказаться от выгоды в полном объеме ради сохранения отношений. Нередко в итоге обе стороны остаются с неприятным осадком того, что их желания не были удовлетворены полностью. Поэтому частыми становятся ситуации, когда конфликты разгораются по новой по той же самой причине, которую якобы в прошлый раз устранили.
  • Стратегия приспособления – когда человек полностью отказывается от своей позиции и занимает позицию оппонента. Сначала человек становится уступчивым, затем принимает правоту второй стороны, занижая значимость своей позиции, после чего окончательно капитулирует, отказываясь от своей позиции. Такое может происходить, когда вторая сторона является авторитетной для человека, умеет переубеждать, манипулировать, у человека наблюдается дефицит ресурсов, он отступил, чтобы поднабраться сил для новой атаки, либо человек просто желает копировать жизнь второй стороны.
  • Стратегия уклонения – когда человек избегает обсуждения спора. Он либо был не по своей воле вовлечен в конфликт, либо для него предмет спора не актуален настолько, чтобы из-за него спорить. Он мог уже давно занять позицию оппонента, только не говорит об этом вслух. При этом избегает активных действий.

Редко человек использует только одну манеру поведения. Нередко в процессе конфликта люди прибегают к различным моделям.

Сам конфликт сначала разгорается ярко, когда стороны высказывают свое мнение, аргументируют ее, пытаются на нем настоять и доказать. Затем наступает фаза агрессии, когда оппоненты пытаются подавить друг друга, снизить сопротивляемость партнеров. Затем уже начинается одна из выше рассмотренных стратегий действий.

Конфликт между личностью и группой

Личность нередко желает быть частью какой-то группы (семьи, друзей, рабочего или учебного коллектива, и т. д.). Это позволяет ему быть социальной личностью. Это позволяет человеку реализовывать свои потребности и желания с помощью ресурсов группы. Вместе с тем группа выдвигает требования и правила, которых должны придерживаться все ее участники, независимо от своих желаний, потребностей и черт характера. Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда индивид хочет одного, а группа не обеспечивает его этим, противоречит своей деятельностью возможности реализовать личные желания.

Человек в такой ситуации может выдвигать свои предложения с целью усовершенствования деятельности группы. Нередко человек может выступать не один. Несколько участников коллектива желают изменить некоторые правила или законы целой группы, с чем могут быть не согласны остальные члены.

Человек входит в группу, чтобы удовлетворять определенные свои цели и потребности. Если ему не удается их реализовать и через конфликт с группой изменить деятельность всего коллектива, тогда такой спор приводит к отдалению личности от группы. Если же в результате конфликта индивиду удалось изменить направление движения всего коллектива, тогда он еще больше интегрируется в группу.

Читайте также:  Самосознание личности - формирование, особенности, развитие

В конфликте участвуют неравносильные стороны: личность и целая группа. Личность может победить, если ее силы равнозначны или даже превышают силе целой группы. Личность проиграет, если группа сильнее ее.

В начале конфликта личность становится автономной и имеет свои идеи по продвижению группы. Если личность не способна аргументировать и переубедить группу, которая сильнее ее, тогда она становится изгоем.

Модели поведения личности в конфликте

В зависимости от мотивов и установок личности, выделяют такие модели ее поведения:

  • Конструктивная – когда человек проявляет терпимость, открытость и доброжелательность к оппоненту и желает найти такое решение проблемы, которое будет выгодно всем.
  • Деструктивная – когда человек показывает свою силу, начинает унижать, оскорблять, демонстрировать себя как всезнающего, противоречит всему, что говорит оппонент. Он стремится лишь к личному выигрышу.
  • Конформистская – когда человек принимает позицию оппонента, отказывается от своих идей, показывает безразличие к предмету спора, хотя внутри мог бы и стремиться к его овладению.

Наиболее удачной моделью считается конструктивная, когда обе стороны достигают хоть какого-то удовлетворения своих желаний. Деструктивная модель никогда не приводит к решению спора, а лишь усиливает его. Конформистская модель может привести к сглаживанию конфликта, если предмет спора действительно незначительный. Однако нередко такая позиция может вызвать у одной из сторон агрессию.

Конфликты возникают везде и повсюду. Человек не может жить без столкновения с различными позициями. Поэтому здесь важно спокойно относиться к спорам, направляя силы на устранение и решение конфликтов, а не на их обострение.

Существуют пять основных типов конфликта: внутри личностный; межличностный; между личностью и группой ; межгрупповой; социальный.

Внутри личностный конфликт участниками конфликта различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

Межличностный конфликт в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт Межгрупповые конфликты обусловлены несовместимостью целей в борьбе за ограниченные ресурсы (власть, богатство, территория, материальные ресурсы и т. п.), т. е. наличием реальной конкуренции, а также возникновением социальной конкуренции. Межгрупповые конфликты сопровождаются:проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение; проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно “чужая группа ответственна за негативные события”.

Социальный конфликт — это “ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. Несмотря на разницу подходов, в имеющихся определениях конфликта можно выделить по крайней мере три ключевых момента: во-первых, то, что это предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия; во-вторых, социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей — классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов; в-третьих, это то, что противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

Временные параметры конфликта связаны с его продолжительностью, включая начало и конец.

Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя условиями:

1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демаршей, заявлений и т. д.;

2) второй участник сознает, что эти действия направлены против него;

3) второй участник в ответ предпринимает активные действия против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что он начался.

Динамика развития конфликта:

— возникновение конфликтной ситуации,

— осознание конфликтной ситуации,

— собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне;

— развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

Критерии конфликта:

1) взаимозависимость сторон, т. е. обе стороны зависят друг от друга, активность одного человека обусловливает действия другого человека, а эти действия вызывают ответные реакции первого субъекта и т. д., таким образом, происходит взаимодействие сторон, их контроля, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;

2) осознание ситуации как конфликтной, т. е. одна или обе стороны оценивают чужие действия как преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

3) выбор стратегии дальнейшего поведения: к поиску компромисса или рационально приемлемого решения, либо к эскалации конфликта, к усилению борьбы, например, от борьбы точек зрения (когнитивный конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностньгй конфликт), затем к борьбе групп и насилию.

Конфликту предшествует объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

Мортон Дойч отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, “снятие”, находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

— конфликт — это определенное отрицание старых, “отживших” отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

— в конфликте “изживается” внутренняя напряженность, “выплескиваются” агрессивные чувства, “разряжаются” фрустрации, неврозы;

— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе;

— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;

— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

— необходимость решения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Признаки деструктивного конфликта:

1) расширение конфликта;

2) эскалация конфликта (т.е. конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается);

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта;

4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников.

Социальный конфликт всегда сопровождается особой социально-психологической атмосферой, которая получила название социальной напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности.

Поведенческая стратегия в конфликте по Томосу.

1) избегание(уход из конфликта

2) Сглаживание – при таком методе человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все – одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку».

3)силовое давление(оказание давления на оппонента с целью заставить его принять ваши условия без учетов его интересов)

4)компромисс(взаимные уступки участников процесса не являеться оптимально по Томосу т.к обе стороны не удовлетворены)

5)сотрудничество (нахождение решение устраивающие обе стороны.)

Способы управления конфликта карта конфликта.

Завершение конфликта (Стратегии примирения)

Социальные психологи сосредоточились на четырех стратегиях превращения врагов в друзей: контакт, сотрудничество, общение, умиротворение. Или, для лучшего запоминания, – четыре «К» миротворчества: контакт, кооперация, коммуникация и консилиация (умиротворение).

Читайте также:  Успех и потребность в самовыражении – что важнее?

Контакт.Тесный контакт конфликтующих индивидов или групп способен помочь им поближе узнать и полюбить друг друга. Важно, чтобы контакты были «контактами равного статуса». Контакты равного статуса: контакты на основе равенства. Отношения между людьми с неравным статусом порождают установки, закрепляющие их отношения, то же самое верно и для отношений людей с равным статусом. Таким образом, чтобы ослабить предубежденность, межрасовые контакты должны иметь место между лицами равного статуса.

СотрудничествоХотя контакты равного статуса могут быть полезны, иногда их недостаточно. Их оказалось недостаточно, когда Музафер Шериф прекратил соревнования между «Орлами» и «Громобоями» и объединил обе группы в неконкурентных занятиях – они вместе смотрели кино, запускали фейерверк, вместе ели. К этому времени их вражда была настолько сильна, что контакт они использовали лишь как повод для насмешек и выпадов. Когда один из «Орлов» столкнулся с «Громобоем», другие «Орлы» потребовали от него «смыть с себя грязь». Очевидно, что десегрегация этих двух групп не обеспечивала их социальной интеграции.

При такой закоренелой враждебности что может сделать миротворец? Он может заново рассмотреть успешные и безуспешные попытки десегрегации. Армейское смешение рас в стрелковых ротах привело не только к контакту равного статуса между белыми и черными, но также и к их взаимозависимости. Они вместе воевали с врагом, боролись за одну общую цель.

Сравним эту взаимозависимость с ситуацией соперничества в типичном школьном классе, десегрегированном или нет. Не знакомы ли вам следующие обстоятельства (Aronson, 1980)? Ученики соревнуются из-за хороших оценок, одобрения учителя и различных поощрений и привилегий. Учитель задает вопрос. Руки нескольких учеников взлетают вверх; другие сидят, потупив взор, стараясь быть как можно незаметней. Когда учитель вызывает одного из жаждущих отличиться, другие надеются на ошибку в его ответе, что даст им шанс блеснуть своими знаниями. Аутсайдеры в этом академическом спорте часто не любят победителей. Ситуация обременена как соперничеством, так и болезненно очевидным неравенством в статусе; вряд ли мы придумали бы лучший способ воздвигнуть между детьми барьеры.

Предполагается ли тем самым существование второго фактора, определяющего, когда десегрегация может возыметь желанный эффект? Действительно ли конкурентный контакт разделяет, а кооперативный контакт объединяет? Рассмотрим, что происходит с людьми, которые совместно сталкиваются с общими трудностями.

Общая внешняя угрозаСлучалось ли вам когда-нибудь вместе с окружающими страдать от плохой погоды; испытывать насмешки в качестве новичков; быть наказанными учителем; подвергаться преследованиям и оскорблениям из-за вашей социальной, расовой или религиозной принадлежности? Если да, то вы можете припомнить, что почувствовали близость к тем, кто переживал эти трудности вместе с вами. Возможно, прежние социальные барьеры рухнули, когда вы помогали друг другу выбраться из снежного заноса или бороться с общим врагом.Такое дружелюбие обычно устанавливается между теми, кто подвергается общей угрозе. Общие трудности служат мощным толчком к сотрудничеству: корейцы объединяются для защиты своего бизнеса во время беспорядков в Лос-Анджелесе; нью-йоркцы трудятся вместе, чтобы вызволить машину из снега.

Дата добавления: 2015-07-22 ; просмотров: 3648 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ЛЕКЦИЯ № 19. Конфликт между личностью и группой

Любая социальная группа представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. В ней одновременно могут функционировать формальные и неформальные системы отношений. В свою очередь неформальные отношения включают в себя ценностно-нормативную систему группы, статусно-ролевую структуру и систему межличностных связей и предпочтений. Кроме того, группа находится в сложной системе взаимоотношений с другими группами. Образно говоря, в социальной группе, как в капле воды, отражается все многообразие общества. Поэтому в ней в той или иной степени могут иметь место самые разнообразные виды конфликтов. Наиболее характерными из них являются конфликты между группой и членом группы.

В основе подобных конфликтов, как правило, лежат определенные изменения (попытки изменений) в группе и вне нее.

Изменения групповых норм (какие бы причины ни лежали в их основе) – процесс для группы непростой и, как правило, связан с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Даже если большинство членов группы понимает необходимость этих изменений и одобряет их, отдельные члены группы по тем или иным причинам могут оказаться в оппозиции и даже выйти из состава группы. Если же нормы пытается изменить один человек (отдельный член группы) без одобрения его деятельности другими членами, то к нему будут применены соответствующие санкции вплоть до исключения из группы.

Само членство индивида в группе является конфликтным. С одной стороны, человек нуждается в других для реализации своих личностных целей и интересов, а с другой – он вынужден подчиняться групповым нормам и требованиям, которые не всегда соответствуют его личным планам и желаниям. Поэтому нарушение групповых норм является наиболее характерной причиной внутригрупповых конфликтов. Можно выделить основные причины, по которым член группы нарушает групповые нормы и требования:

1) индивид преднамеренно нарушает групповые нормы, преследуя (защищая) свои личные цели, интересы, ценности;

2) индивид нарушает групповые нормы случайно или вследствие того, что еще не в полной мере усвоил эти нормы (например, новый член группы);

3) индивид не в состоянии по тем или иным причинам выполнить предписываемые группой требования.

Можно выделить целый ряд причин, лежащих в основе конфликта между личностью и группой:

1) противоречие ожиданий личности ожиданиям группы (например, качественные характеристики личности, ее поведение не соответствует групповым ожиданиям или сама группа не соответствует ожиданиям личности);

2) противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях и т. д.;

3) борьба за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера;

4) конфликт между руководящими органами и неформальной группой;

5) поиск и нахождение реального и мнимого виновника (козла отпущения) каких-либо неудач в деятельности группы.

Каждый член группы как бы закрепляется на определенном месте в групповой структуре со своей ролью, статусом и ресурсами. Попытка изменить свое место в группе порождает структурные или статусно-ролевые изменения. Подобные изменения могут быть обусловлены ролевыми конфликтами, которые возникают по причине несовпадения принятой (добровольно или под давлением) членом группы роли с групповыми нормами или ожиданиями. Чаще всего такие конфликты случаются тогда, когда вакантное место занимает новый член группы. Адаптация и социализация всегда чреваты конфликтами. Во-первых, требования группы к новичкам, как правило, бывают завышенными. Во-вторых, новый член группы обычно не в полной мере владеет всеми тонкостями внутригруппового взаимодействия.

Структурные и статусно-ролевые изменения также могут быть связаны с изменением групповых целей и видов деятельности, которые предполагают перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.

Межгрупповые конфликты представляют собой столкновения отдельных групп по поводу возникновения между ними конфликтных противоречий. Эти противоречия могут быть обусловлены самыми различными причинами (такими как борьба за ограниченные ресурсы, стремление к доминированию, противоположные (взаимоисключающие) цели, интересы, ценности и др.).

В основе межгруппового взаимодействия лежат такие понятия, как «социальная идентичность» и «социальное сравнение». Эти понятия предполагают деление людей на своих и чужих, выделение своей группы (мы-группы) из общей массы других групп (аутгрупп). Через сравнение и противопоставление отдельные индивиды идентифицируют себя с определенной социальной общностью и обеспечивают относительную стабильность внутригруппо-вых отношений. Отнесение себя к какой-либо группе, по мнению А. Рапопорта, порождает негативный образ «даже в том случае, если отсутствуют реальное столкновение интересов и сколько-нибудь длительная история межгрупповых отношений».

К особенностям межгруппового конфликта относится также то, что они способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, объединению всех членов группы для борьбы с внешним врагом.

Феномен сплочения перед лицом внешней угрозы часто используют лидеры групп и больших социальных общностей для сохранения внутригруппового единства и укрепления своей личной власти. В наибольшей степени такая политика присуща закрытым группам с авторитарной системой управления. Например, иракский диктатор Саддам Хусейн для сохранения режима личной власти постоянно провоцировал внешние конфликты.

В открытых группах с демократическими методами управления внутригрупповое равновесие в значительной степени поддерживается благодаря множественности конфликтных ситуаций и наличию разнообразных способов и механизмов их разрешения. В условиях структурной гибкости неоднородные внутренние конфликты постоянно накладываются друг на друга, предотвращая тем самым глобальный раскол группы в каком-либо одном направлении.

Взаимодействие различных групп в обществе может быть построено по разным основаниям. Группы могут соблюдать относительный нейтралитет по отношению друг к другу; могут сотрудничать на основе разделения и дополнения функций в совместной деятельности; могут вести непримиримую борьбу за уничтожение друг друга.

В рыночных условиях стратегия и тактика индивидуального и группового выживания объективно предполагают межгрупповую конкуренцию и борьбу за различные виды ресурсов. Особенно эта борьба обостряется в периоды социально-политических, экономических и социокультурных изменений, когда развиваются нормы, ценности, отношение к власти, собственности и моральным принципам. В такие периоды межгрупповая борьба за распределение и перераспределение ресурсов переходит в открытую войну всех против всех без правил и морали.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась – это был конец пары: “Что-то тут концом пахнет”. 8713 – | 8262 – или читать все.

Оцените статью
Добавить комментарий