Методы психологии – их классификация и характеристика

Методы психологии – их классификация и характеристика

Классификация методов психологии

Методы психологии Ананьева Б. Г.

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

  1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:
    • сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);
    • лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;
    • комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.
  2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.
  3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.
  4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

Замечание 1

Классификацию, разработанную Ананьевым, нельзя считать исчерпывающей, поэтому в следующих частях статьи будут описаны некоторые самые распространенные методы психологии.

Наблюдение как метод психологии

Наблюдение – один из основных и часто используемых психологических методов, который используют, например, студенты при написании реферата или курсовой работы, так и исследователи при написании диссертаций.

Как и другие методы, для исполнения он требует специальной подготовки. Здесь важен профессионализм, ведь наблюдение может осуществляться как за открывающимся за окном поезда пейзажем, так и за динамикой движения звезд с помощью новейшего телескопа. Для научного наблюдения требуется постановка цели, планирование, составление протокола и др. Самым главным здесь является адекватность в психологической интерпретации результатов наблюдения, так как психику, как известно, нельзя сводить к поведенческим реакциям.

Важное преимущество метода наблюдения состоит в протекании деятельности людей в нормальных, естественных для них условиях. Человек может не знать, что за ним осуществляется наблюдение, а потому «не подыгрывает» исследователю хотя бы в определенный момент, как говорят, в открытую.

Разновидностью наблюдения является самонаблюдение (интроспекция) в виде исторически первого метода изучения души и психики. Это «внутреннее» наблюдение индивида за собственными психическими явлениями. Они, при всей кажущейся житейской простоте, представляют собой в действительности очень сложный и многофакторный процесс. Для такого отражения самого себя (рефлексии) человека необходимо специальное обучение. Квалифицированная интроспекция, которая сопоставляется с результатами других методов, всегда полезна и важна для психологического исследования.

Эксперимент в качестве основного метода психологии

Эксперимент по праву считают основным методом современной психологии. Он исторически находился у ее истоков, но по причине специфики своего предмета психология так и остается наукой в значительной степени описательной. Не над всем в психике можно провести эксперимент в соответствии с его классическим, научным пониманием. Так, работу психотерапевта или психоконсультанта не всегда можно считать собственно экспериментальной. Особенную роль экспериментального метода характеризуют его несомненные преимущества:

  • возможность задействовать у испытуемых любой интересующий исследователей процесс, свойство или состояние (например, нет необходимости ждать проявления воли или эмоции, создавая для этого искусственные условия, которые предусматривает эксперимент);
  • предварительное выделение всех предполагаемых условий, которые влияют на исследуемое явление, возможность их планомерного изменения (увеличение, уменьшение, исключение, то есть целенаправленная организация и изменение течения исследуемого процесса);
  • возможность достоверного выявления меры влияния каждого из управляемого варьирования факторов, то есть обнаружение объективных закономерностей, связей и зависимостей. Это путь от живого явления, фактов до познания сущности;
  • строгая количественная обработка и трактовка полученных эмпирических материалов, математическое описание и моделирование исследуемых явлений в целом.

Перечисленные преимущества метода эксперимента неизбежно ведут и к его основной трудности в виде ограничения. Как психическая, так и внешняя работа испытуемого в экспериментах протекает как бы искусственно, в навязанном порядке, непривычных условиях. Человек может знать, что это не реальная практика, а только эксперимент, который, к примеру, по его желанию можно всегда прекратить. Отсюда проявляется неизбежная методологическая проблема исследования адекватности, корректности и надежности переноса результатов эксперимента на практическую деятельность.

В соответствии с различными основаниями можно рассмотреть большое количество видов эксперимента, включая аналитические и синтетические, констатирующие и формирующие, психолого-педагогические, моделирующие, обучающие, лабораторные, полевые и др. Особенное место в этом перечне занимает естественный эксперимент, который впервые предложил русский психолог А. Ф. Лазурский.

Сущность естественного эксперимента состоит в протекании исследуемой деятельности испытуемого в привычных для него условиях. Испытуемый не знает об эксперименте, подвергаясь строго дозированному экспериментальному воздействию через изучаемые условия и факторы.

Организация и проведение подобного типа экспериментов связано с большими сложностями по причине противоречивого соединения «экспериментальности» и «естественности». Наряду с этим значительно упрощается перенос полученных лабораторных выводов в реальную практику.

По некоторым объективным и субъективным причинам современная психология становится все менее экспериментальной наукой. В больше мере среди используемых методов психологического исследования применяются тесты, опросы, интервью. Часто неоправданно экспериментом называют любое вносимое во что-то новшество, включая неконтролируемые изменения. Забвение эксперимента значительно обедняет методики и теорию психологии, упрощая и искажая понимание ее предмета.

Другие методы психологии

Тест (испытание, проба) применяют чаще всего в научной психологии. Он используется более ста лет, получая в последние годы все большее распространение. Выделяют множество типов и классификаций тестов в соответствии с их построением, задачами, исполнением. Это можно отнести к особому разделу психологического знания и практики, который называется психодиагностикой. Тем не менее, последнее понятие более широкое, чем учение о тестах (тестология). Не все психологические испытания, пробы, вопросы, задания можно отнести к тестам, так как для тестов должна быть характерна стандартизованность, надежность, валидность, психометрическая состоятельность, четкая психологическая интерпретация и др.

Например, стандартизация теста представляет собой не просто предъявление всем испытуемым одной и той же словесной формулировки, а подбор, статистическую подгонку степени сложности вопроса, вследствие которой распределение ответов в максимальных выборках испытуемых имеет форму нормальной кривой Гаусса.

Такое требование, как валидность теста, означает уверенность в том, что он измеряет именно то, на что направлен (например, оценка мотивации, а не мотивировки,текущего настроения, а не устойчивого чувства).

Каждый тест в основе должен иметь некую теорию, авторскую трактовку исследуемой психики. По этой причине за одинаковыми терминами часто скрывается различное содержание. Так, одноименные типы темперамента И. П. Павлова и по Г. Ю. Айзенка сформированы по основаниям, которые невозможно сопоставить. Поэтому при интерпретации результатов теста важно строгое соответствие авторской семантике без изменения заданной трактовки слов. Особенно это актуально для проективных тестов, в которых свободные ответы испытуемых рассматриваются в качестве проекции особенностей его личности, объяснимых с позиций исходной теории.

Тест рассматривается как предельно упрощенная модификация экспериментального метода. При условии грамотного использования он дает возможность получить большое количество эмпирических данных, позволяя проводить предварительную градацию испытуемых.

Часто в психологии используются и такие методы, как анкеты и опросники в виде всевозможных вариаций тестов. Их составление, использование и интерпретация всегда требуют должного профессионализма, поскольку важность представляет не сама формулировка вопроса, а очередность его предъявления. Психология и социология, например, или педагогика должны использовать разные опросники и анкеты по причине различия в предмете исследования. Особым по направленности видом вопросников являются социометрические методики, посредством которых происходит исследование межличностных отношений в группе, выявление отношений «лидер – ведомый».

Для метода беседы необходима специальная подготовка психолога, особые правила проведения и поведение исследователей. Здесь происходит индивидуальная психологическая работа.

Одно дело – знаменитая клиническая беседа школы Ж. Пиаже; совсем другим вариантом является психоаналитическая беседа по идеологии З. Фрейда; третьим – беседа при психологическом консультировании по определенной теоретической концепции и др.

Праксиметрические методы исследований были разработаны, главным образом, для психологии труда при исследовании разнообразных движений, операций, действий, профессионального поведения человека. Сюда можно включить методы хронометрии, циклографии, составления тщательных профессиограмм (затем – и психограмм).

Анализ продуктов деятельности используют многие разделы психологии, начиная от общей и заканчивая возрастной. Этот метод является комплексным изучением результатов труда в качестве материализации психической деятельности, что можно отнести как к детскому рисунку, так и к школьным сочинениям, произведениям писателей, ошибочным действиям оператора.

Для биографического метода характерен психологический анализ жизненного пути, фактов биографии личности, которая развивается и имеет свою историю, определенные психологические вехи, включая кризисы и подъемы.

Читайте также:  Панические атаки - лечение, симптомы, причины, как бороться

С. Л. Рубинштейн полагал, что человек, совершивший значительное, сам при этом в известном смысле меняется.

Биографический метод представляет собой психологическое изучение, анализ представлений человека о своем пути жизни, о прошлом и будущем. Он рассматривает психологию жизненных планов; психологические стратегии жизни и поведения человека.

В самых разных вариантах представлен и метод моделирования, который использует структурные, функциональные, физические, знаковые, логические, математические, информационные модели. Любая из них беднее оригинала, так как выделяет в нем определенный аспект, вынужденно абстрагируясь от прочих сторон изучаемого явления.

Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод – душа любой науки и сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны. Методология – это учение о методе, определяющееся как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деят., а также учение об этой системе. Логика пси исследования: 1) подготовительный этап (формулировка проблемы и выдвижение гипотезы исследования; выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация процедуры исследования);2) собственно исследование- эмпирическая проверка гипотезы при помощи подобранных методик; 3)обработка данных эспирического исследования – кол. и кач. анализ; 4) интерпретация полученных рез-в, соотнесение эмпирических данных с исходной гипотезой. Классификация методов по Ананьеву: 1. Организационные методы (сравнительногенетический метод (сопоставление различных видовых групп по психологическим показателям); метод поперечных срезов (сравнение выбранных одних и тех же психологических показателей в отличных группах испытуемых); лонгитюдный метод — метод продольных срезов (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами). Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. 2. Эмпирические методы(наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий);в) психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа);г) анализ продуктов деятельности; д) биографические методы.3. Методы обработки данных (количественный метод (статистический); качественный метод (дифференциация материала по группам, анализ). 4. Интерпретационные (Генетический (выделение фаз, стадий и критических моментов становления психических новообразований в филогенезе и онтогенезе; структурный (установление структурных взаимосвязей между изучаемыми хар-ми.) Наблюдение: самонаблюдение (интроспекция) и как объективное наблюдение (внешнее наблюдение). Традиционная интроспективная психология считала самонаблюдение основным методом психологии. Это было реализацией той общей позиции, согласно которой психика превращалась в замкнутый в себе внутренний мир. Объективное наблюдение. В ходе объективного наблюдения экспериментатор не только спрашивает испытуемого о его внутренних побуждениях, ощущениях и переживаниях, но и направляет испытуемого на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал соответствующее действие и таким образом обнаруживал закономерности протекания психических процессов. Наблюдение используется, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего. Наблюдение в психологии должно вестись в основном объективными методами. Условия, которым должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом: 1) Наличие ясно осознаваемой цели исследования. 2)В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения. Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Преимущество метода объективного наблюдения в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Требования: а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?); б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?); в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?). Недостатки. Интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вызывает чувство монотонности, что увеличивает опасность неточных записей. Определенную трудность представляет интерпретация данных. И, наконец, наблюдение требует значительных затрат времени. Метод беседы является вспомогательным средством в исследовании и должен сочетаться с другими объективными методами. Беседа всегда должна быть организована по плану. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление своеобразия психических процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны. Вопросы, которые задаются во время проведения диагностики, бывают трех видов: а) прямые, непосредственно касающиеся исследуемого предмета, например: «Ты куришь?»;б) косвенные, снижающие опасность внушения, например: «Как ты поступишь, если тебе предложат закурить?»;в) прожективные вопросы, которые сочетаются с идентифицированием подростка с группой или каким-то лицом, например: «Твои друзья курят?».К анкетированию (заочный опрос) целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Особенности экспериментального метода исследования: 1.Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.4. Эксперимент позволяет установить допускающие математическую формулировку количественные закономерности. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного наблюдения психические закономерности. Этапы эксперимента I — теоретический этап исследования (постановка проблемы). (а) формулировка проблемы и темы исследования, название темы должно включать основ­ные понятия предмета исследования,б) определение объекта и предмета исследования,в) определение экспериментальных задач и гипотез исследо­вания. II — методический этап исследования. (разраба­тывается методика эксперимента и экспериментальный план. В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые. Фактор, изменяемый экспериментатором, называется неза­висимой переменной; фактор, изменение которого вызывает не­зависимая переменная, называется зависимой переменной). III — экспериментальный этап. (непосредственное проведение опытов) IV — аналитический этап. (ко­личественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов; формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Современный экспериментальный метод существует в трех формах: лабораторный, естественный и формирующий эксперимент. Ла­бораторный эксперимент: искусственность, аналитичность и абстрактность, осложняющая роль воздейст­вия экспериментатора). Естественный экс­перимент – промежуточня форма между наблюдением и экспе­риментом, предложенного русским ученым А.Ф.Лазурским (1910). Сочетание экспериментальности исследования с естественностью условий (пример: пси­холого-педагогический эксперимент). Формирующий экс­перимент (как средство воздействия, изменения психологии лю­дей. Его своеобразие заключается в том, что он од­новременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Рез-ты Э м. искажаться в силу ряда факторов, т.н. артефактов исследования, связанных с ожданиями экспериментатора или испытуемых: эффект плацебо – вера в «силу Э»: Эффект розентала (пигмалиона) экспериментатор невольно транслирует свои ожидания испытуемым и посредством косвенного внушения влияет на их поведение Для устранения артефактов используется метод слепого, когда испытуемые не знают целей исследования и принятых гепотез, разделение на контроьную и экспериментальную гр. Происходи без ведома экспериментатора. Психодиагностические методы позволяют фиксировать психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к пси) признакам. В число диагностируемых признаков могут входить психологические различия по возрасту, полу, образованию и культуре, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям и т.п. Психологические тесты. («проба» или «испытание» придумал Гальтон, в пси ввел Дж. Кэттел). Тест — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее сложных технических приспособлений, поддающееся математической обработке данных. При помощи тестирования м. выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д. Диагностическая ценность теста зависит от профессиональной грамотности экспериментатора и условий проведения эксперимента.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 45 ; Нарушение авторских прав

Основные виды психологии. Классификация методов психологии

Психология занимается изучением богатого внутреннего мира человека, закономерностей функционирования и развития психики. Переводится с греческого как «учение о душе». Известно множество ее отраслей, разделов и направлений.

Дерево психологии

Чтобы понять ее многогранность, можно изобразить всю психологию в виде дерева.

Общая психология – это ствол – теория, основные понятия и закономерности развития здорового человека.

Ветви дерева – основные отрасли, возникшие при слиянии общей психологии и других наук: медицинская, педагогическая, социальная, возрастная, дифференциальная, военная, юридическая, специальная, политическая. К ним можно добавить психологию труда, спорта, религии, рекламы и др.

От каждой большой ветви отходят более мелкие веточки – это разделы основных отраслей и видов. Например, специальная состоит из тифлопсихологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии, патопсихологии. Веточками юридической будут криминальная, судебная, исправительная, правовая.

Возрастная состоит из изучения детского, подросткового, юношеского, зрелого поведений, а также геронтопсихологии.

Мелкие веточки нашего дерева могут иметь еще ответвления или листочки – более узкие разделы.

Основные виды “науки о душе”

Основными видами психологии по типу выполняемых ею задач являются теоретическая, прикладная и практическая:

  • теоретическая – изучает явления, феномены, разрабатывает теории и выделяет закономерности;
  • прикладная – применяет все известные закономерности развития и теоретические знания на практике;
  • практическая – объединяет в себе области, которые направлены на предоставление психологической помощи.

Практическая психология

Видами практической психологии являются:

  • психодиагностика – обязательный этап работы психолога в любой сфере: в образовании, в медицине, в консультировании, в трудовой деятельности, в судебно-психологической экспертизе, в армии, в спорте. Она предназначена для измерения и анализа индивидуальных или групповых поведенческих и физиологических особенностей людей;
  • психологическая коррекция (индивидуальная или групповая) – деятельность, направленная на исправление особенностей и отклонений душевного развития, мешающих человеку в его социализации, трудовой деятельности, в общении;
  • психологическая профилактика или психогигиена направлена на предупреждение нервно-психических заболеваний и оказание необходимой помощи в кризисных ситуациях;
  • психологическое консультирование – оно может быть очное – при непосредственном общении специалиста и клиента, или заочное – клиент обращается за помощью через интернет или по телефону доверия.
Читайте также:  Раздвоение личности - причины, симптомы, признаки, лечение

Научная и житейская психология

Существует еще одно деление по видам: научная психология и житейская.

Житейская отличается своей конкретностью, она распространяется на особых людей и ситуации. В ней используются два метода: наблюдение и размышление. Все житейские знания человек получает интуитивным путем и передает их из поколения в поколение через художественные произведения, пословицы и поговорки. Они написаны простым языком, понятным любому человеку без специального образования. В роли психолога может выступить подруга, соседка, таксист или случайный попутчик.

Научная обобщает имеющиеся знания, используя научные понятия, которые распространяются на схожие ситуации, выделяет общие свойства, связи, закономерности развития. Её методами является наблюдение, анализ, синтез, проективные методики и эксперимент. Научные знания складываются в законы.

В этом виде все определения четко сформулированы, сопоставляются друг с другом и передаются через научную литературу при помощи специфической терминологии. Научная психология располагает огромным материалом, который доступен узкому кругу и передаётся через специальное обучение.

Методы психологии – возможные критерии классификации и виды

Методы – это способы получения необходимых сведений. Все они должны быть объективными, валидными и надежными. Их разделяют на основные и вспомогательные.

К основным относятся:

  • житейское или научное наблюдение;
  • лабораторный или естественный эксперимент.
  • обобщение независимых показателей;
  • анализ результатов деятельности;
  • устный, письменный опросы или интервью;
  • тестирование.

Классификация методов психологии по различным критериям

В классификации по уровню научного познания выделяют:

  • теоретические методы – проектирование, моделирование. Они позволяют определять проблемы, выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и моделировать;
  • эмпирические методы – наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, рейтинг, тестирование, анализ результатов деятельности.

Классификация по цели и продолжительности исследования включает в себя методы изучения актуального состояния и динамических изменений во времени (лонгитюдный метод).

Классификация по действию с объектом исследования предусматривает:

  • изучение исследуемого объекта (теоретические и эмпирические методы);
  • обработку данных (качественные и количественные показатели);
  • представление полученных данных в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков.

“Дерево психологии” постоянно разрастается, а на нём появляются новые ветви и маленькие веточки. Изучение “душевной” науки никогда не будет скучным занятием, ведь это одна из самых важных и интересных специальностей. Вместе с ней увеличивается классификация видов психологии, появляются новые факторы человеческого поведения и их толкование. А все потому, что наука не стоит на месте, а очень активно развивается.

Методы исследования в психологии, их классификация и сравнительная характеристика

Методы психологии – это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Классификация методов исследования (по Рубинштейну). I. Основные: 1. Наблюдение (фиксация проявлений поведения и объяснение причин психологического явления) А) внешние (со стороны) Б) внутренние (самонаблюдение) 2. Эксперимент (создание условий для выявления психологического факта) А) лабораторный (в специальных условиях) Б) естественный (в обычных условиях) В) психолого-педагогический (обучающий и воспитывающий) II. Вспомогательные: 1. Анализ продуктов деятельности 2. Беседа 3. Анкета

Классификация методов исследования (по Ананьеву Б.Г.). Организационные методы (то, как будут организовываться исследования): 1. метод срезов (в нескольких экспериментальных группах проводятся исследования одними и теми же методами) 2. лонгитюдный (исследование у одних и тех же испытуемых проводятся в течение длительного времени с целью исследования динамики) 3. сравнительный (метод среза + лонгитюдный). Метод сбора информации: 1. Эксперимент 2. Наблюдение 3. Опрос А) устный (интервью) Б) письменный (анкета) 4. Тестирование 5. проективные методики 6. психосемантические методы (методы изучения психологического смысла) 7. метод экспертных оценок 8. анализ продуктов деятельности (контентанализ) 9. социометрические методики Метод обработки данных: 1. количественный (методы статистики) 2. Качественный А) феноменологический метод (то есть отдельные описания случаев, которые не попадают в статистику) Б) метод причинности (нахождение причины) Методы коррекции: 1. Индивидуальная 2. групповая

Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) анализ поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т.п.; 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

Эксперимент – один из основных, на ряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого оператора. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном – несколько. Когда имеются две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, то говорят о решающем эксперименте, с целью проверки каких либо зависимостей проводят контрольный эксперимент. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент таким образом, чтобы испытуемый не знал об этом. Кроме того, результаты эксперимента могут искажаться некоторыми факторами, связанными с присутствием экспериментатора и тем самым оказывающими влияние на поведение испытуемого. Получаемые в результате эксперимента эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляции, т.е. вероятностных и статистических зависимостей, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Естественный эксперимент – особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, естественный эксперимент позволяет, изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Метод беседы, анкетный метод. Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает. Содержание и форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона). Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа. Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой – отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ.

Тесты. Тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов.

Опрос – метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Опрос может проводиться в различной форме: анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Методы опроса имеют в инженерной психологии имеют вспомогательное значение, обычно они дополняют наблюдение и эксперимент. Иногда опрос включается в эти методы исследования как их составная часть. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Читайте также:  Валериана (таблетки) - инструкция по применению, отзывы, аналоги

Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика

Методы научных исследований — это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий. Развитие любой науки зависит от того, насколько используемые ею мето­ды совершенны, насколько они надежны и валидны.В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

1. Организационные методы:

· сравнительный метод, состоящий в том, что сравниваются какие-либо группы испытуемых, например, группа больных сравнивается с группой здоровых,

· лонгитюдный метод, когда выполняются многократные обследования одних и тех же людей на протяжении длительных промежутков времени, – до десятков лет.

· комплексный метод, когда в одной исследовательской программе участвуют специалисты самых разных областей знания: психологи, педагоги, медики, математики и т.п.

2. Эмпирические методы. Слово эмпирический означает основанный на опыте. Таким образом, в названии этой группы методов подчёркивается практическая направленность методов. наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

Методы обработки данных.

· методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования.

· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.

Интерпретационные методы.

Необходимо чётко осознавать, что сами фактические данные ещё мало что значат. Исследователь получает результаты в процессе интерпретации фактических данных, поэтому именно от той или иной интерпретации очень многое зависит.

· Генетический (фило – и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются “вертикальные” связи между уровнями развития.

· Структурный метод устанавливает “горизонтальные” связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.

Эмпирические методы психологии можно разделить на две группы: субъективные и объективные.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испы­туемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации.

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за дея­тельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без како­го-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а так­же их психологическое толкование. Научное наблюдение характери­зуется систематичностью и проводится на основе определенного плана с целью получения объективной картины. Наблюдение может проводиться в разнообразных вариантах. Включенное наблюдение ис­пользуется в тех случаях, когда психолог сам является непосредственным участ­ником событий. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, что позволяет более объективно судить о происходя­щих событиях. Включенное наблюдение по своему содержанию очень близко к самонаблюдению.

Самонаблюдение, т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии. Данный метод обладает рядом недостатков. Во-первых, наблюдать свои переживания очень трудно. Они или изменяются под влиянием наблюдения, или совсем прекращаются. Во-вторых, при самонаблюде­нии очень трудно избежать субъективизма, поскольку наше восприятие происхо­дящего имеет субъективную окраску. В-третьих, при самонаблюдении трудно вы­разить некоторые оттенки наших переживаний. Тем не менее метод самонаблюдения очень важен для психолога. Сталкиваясь на практике с поведением других людей, психолог стремится понять его психоло­гическое содержание. При этом в большинстве случаев он обращается к своему опыту, в том числе и к анализу своих переживаний. Поэтому, для того чтобы успешно работать, психолог должен научиться объективно оценивать свое состоя­ние и свои переживания.

Опрос – метод, основанный на получении необходимой ин­формации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Три основных вида опроса: устный, письменный и свободный. Устный опрос, как правило, применяется в тех случаях, когда необходимо ве­сти наблюдение за реакциями и поведением испытуемого. Этот вид опроса позво­ляет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, поскольку во­просы, задаваемые исследователем, могут корректироваться в процессе исследо­вания в зависимости от особенностей поведения и реакций испытуемого. Данный вариант опроса требует больше времени для проведения, а также наличия специальной подготовки у исследователя, поскольку степень объективности от­ветов очень часто зависит от поведения и личностных особенностей самого иссле­дователя. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей за сравни­тельно небольшое время. Наиболее распространенная форма данного опроса — анкета. Но ее недостатком является то, что нельзя предвидеть реакцию испытуе­мых на ее вопросы и изменить в ходе исследования ее содержание. Свободный опрос — разновидность письменного или устного опроса, при кото­ром перечень задаваемых вопросов заранее не определяется. При опросе данного типа можно достаточно гибко менять тактику и содержание исследования, что позволяет получить разнообразную информацию об испытуемом. В то же время стандартный опрос требует меньше времени и, что самое главное, полученная информация о конкретном испытуемом может быть сопоставлена с информацией о другом человеке, так как в данном случае перечень вопросов не меняется.

Тесты. Данный метод ис­пользуется чаще всего. Его популярность обусловлена возможностью получения точной и качественной характеристики психологического явления, а также воз­можностью сопоставить результаты исследования. От других методов тесты отличаются тем, что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Принято выделять несколько вариантов тестов: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты. Тест-опросник как метод основан на анализе ответов испытуемых на вопросы, которые позволяют получить достоверную и надежную информацию о наличии или выраженности определенной психологической характеристики. Суждение о развитии данной характеристики осуществляется на основе количества ответов, совпавших по своему содержанию с представлением о ней. Тест-задание предпо­лагает получение информации о психологических характеристиках человека на основании анализа успешности выполнения определенных заданий. В тестах это­го типа испытуемому предлагается выполнить определенный перечень заданий. Количество выполненных заданий является основанием для суждения о наличии или отсутствии, а также степени развития у него определенного психологическо­го качества. Большинство тестов по определению уровня умственного развития относится именно к этой категории.

Тесты занимают проме­жуточное положение между субъективными и объективными методиками. Это обусловлено большим разнообразием тестовых методик. Существуют тесты, ос­нованные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники. При выполне­нии данныхтестов испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования, особенно если он знает, как будут интерпретироваться его ответы. Но существуют и более объективные тесты. К их числу прежде всего необходимо отнести проективные тесты. Данная категория тестов не использует самоотчеты испытуемых.Они предполагают свободную интерпретацию исследователем выполняемых испытуемым заданий. Например, по наиболее предпо­чтительному для испытуемого выбору цветовых карточек психолог определяет его эмоциональное состояние. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уров­ню профессиональной подготовки и опыту практической работы психолога, а так­же требуют наличия достаточно высокого уровня интеллектуального развития у испытуемого.

Объективные данные можно получить с помощью эксперимента метода, ос­нованного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство вы­деляется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством экспе­римента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с други­ми феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Име­ются две основные разновидности эксперимента: лабораторный и естественный. Они отличаются друг от друга условиями проведения эксперимента. Лабораторный эксперимент предполагает создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство может быть лучше всего оценено. Естественный экс­перимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспе­риментатор не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их такими, какие они есть. Данные, получаемые в естественном экс­перименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению людей. Однако следует иметь в виду, что результаты естественного эксперимента не все­гда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строгого контроля за влиянием разнообразных факторов на изучаемое свойство. С этой точки зрения лабораторный эксперимент выигрывает в точности, но при этом уступает в степе­ни соответствия жизненной ситуации.

Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяют­ся, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как пра­вило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, киберне­тическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отноше­ния между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлени­ях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетиче­ское моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирова­ние основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений:

– беседа — вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

– метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Оцените статью
Добавить комментарий