Мораль – что это такое, понятие, нормы и функции морали

Мораль – что это такое, понятие, нормы и функции морали

Мораль как форма человеческой сознательности

Мораль в обществознании является одной из главных характеристик. Она определяет поведение личности в социуме, а также мотивы поступков, способы достижения жизненных целей. Проблемы морали выходят за рамки философии и этики. Ими занимаются такие отрасли науки, как психология, история, антропология, этнография.

Большинство авторов сходятся на том, что мораль есть свод принципов и норм поведения в обществе, некое количество требований и оценок. Поэтому часто мораль считают формой общественного сознания, идеальной моделью поведения и отношений.

Понятие и происхождение морали

Термин мораль (лат. «moralis» – «нравственный» от слова: «mores» – «нравы») обозначает принятые обществом нормы поведения, призванные регулировать человеческие отношения. В значении «негласные правила» впервые применен Марком Туллием Цицероном в I веке н.э. Под термином «мораль» понимаются принятые в данном обществе представления о том, что есть добро и зло, хорошее и плохое, правильное и неправильное.

Каждая социальная группа вырабатывает свои принципы морали. Поэтому говорят о религиозной, светской, национальной морали. Под общественной моралью понимают негласные правила, ориентированные на ценности, исторически сложившиеся и принятые в данном обществе.

В русской традиции понятие морали неразрывно связано с понятием нравственности. В этом смысле нравственность обозначает более узкую область морали. Часто эти понятия синонимичны.

Отличительные признаки морали

Существуют разнообразные сферы духовной жизни человека: наука, искусство, литература, религия. Все они являются организованными видами деятельности. Существуют учреждения, которые обеспечивают развитие этих проявлений жизни общества. Но не морали. Ее процессы не обеспечиваются организациями, учреждениями, и, тем не менее, мораль проникает во все ниши деятельности людей.

Отличие норм морали от обычаев и норм права:

  1. Всеобщность. Обычай носит национальный, исторический, социальный характер. Общественная мораль (не моральные принципы социальной группы) универсальна для всего человечества.
  2. Добровольность. Закон подразумевает неукоснительное соблюдение. Моральные нормы рассчитаны на свободный выбор человека, подчиненный его разуму. Соблюдение обычая зиждется на привычке и страхе неодобрения обществом. Соблюдение принципов морали скрепляется чувством долга и совести.
  3. Всеохватность. Нормы морали действуют во всех сферах деятельности: в учебе, в работе, науке, бизнесе, творчестве, политике.

Функции морали

Мораль считается наиболее цивилизованной степенью социальной регуляции. Ее основное назначение – являться формой духовного освоения действительности, способом ориентации в мире ценностей и социальных отношений. Это назначение морали раскрывается в ее функциях:

  1. Регулятивная. Мораль разрабатывает систему ценностных ориентаций: правил, норм, запретов, идеалов, оценок. Они являются частью общественного сознания и регулируют отношения в обществе, в каждодневной деятельности. Например, в семье, на работе, в политике, внутри социальной группы.
  2. Оценочная. Императивная функция морали проявляется в ее повелительном характере. Мораль отражает явления действительности так, как они должны быть. Также она включает в себя процедуру оценивания, то есть соответствия поведения человека моральным требованиям. Эти требования основаны на гуманистическом подходе к миру и содержат в себе такие понятия, как добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и низость. Формы моральной оценки: критика, неодобрение, порицание, согласие, похвала.
  3. Воспитательная. Обобщает нравственный опыт социума, тем самым передает его следующим поколениям. Вырабатывает нравственные идеалы, умело сочетая приоритеты личности и общества.
  4. Мотивационная. Общественная мораль становится основой нравственности человека, влияет на мотивацию его поведения. Является причиной действий личности в той или иной ситуации.
  5. Контролирующая. Контроль может осуществлять и общество, и сам человек, его совесть. Осуждение или одобрение социальной группы служит одним из рычагов, влияющих на поступки личности. Причем эта функция распространяется и на самоконтроль, на мысли человека, на его выбор. Совершая неблагонравный поступок, человек рискует получить осуждение общества и лишиться дружеских связей.
  6. Координационная. Согласовывает действия участников общения, делая их поступки предсказуемыми. Таким образом, координационная функция обеспечивает бесконфликтность сосуществования людей. При условии, что всеми членами общества принимаются его принципы, служащие ориентирами в поведении.
  7. Интегрирующая. Дает возможность людям находиться в одной системе ценностей, но при этом создавать прочные социальные группы, в которых действует принцип взаимопомощи. Гуманистические идеалы морали в данной функции преобразовываются в конкретные действия.

Морально-этические нормы

Морально-этические нормы – это принципы поведения человека, вытекающие из морали. Система этих правил, выработанных в обществе, позволяет избегать конфликтов, поддерживать социально приемлемое адекватное поведение. Исполнение норм морали называется моральным долгом, неисполнение – моральной виной.

Моральная норма определяет уровень культуры, воспитанности, сознательности индивидуума. Она подразумевает уважение к общественным устоям и к людям. Норма предполагает, что человек будет ей подчиняться даже вопреки собственному желанию, если это предписано обществом.

Единство морально-этических норм носит наименование «морального кодекса». Его компоненты: общественно важные требования, согласие личности к соблюдению предписаний, условия для реализации поведения.

Примером высоконравственного образа действий является соблюдение моральных норм в экстремальных ситуациях: военные действия, тюремное заключение, неизлечимая болезнь.

Аморальность – отрицание морали. В современной массовой культуре утверждается допустимость поступков, которые раньше рассматривались как аморальные. Происходит подмена понятий, утрата критериев оценки происходящего. Аморальность – следствие эгоизма и вседозволенности, отсутствия воспитания.

Моральные нормы непреложны. Работа над формированием морального кодекса человека ведется через воспитание, духовное развитие, просвещение.

Моральные принципы

На протяжении человеческой истории одни моральные принципы сменяли другие. Что-то было похожим, что-то разнилось, но их суть оставалась неизменной.

Универсальное клише, на основе которого генерируются все прочие моральные нормы:

  1. Принцип талиона (от лат. «talis» – «такой же»). Другими словами, месть, где наказание должно быть равноценным причиненному ущербу. Этот принцип нашел отражение в Ветхом Завете (книга Левит 24:20): «око за око, зуб за зуб».
  2. Принцип нравственности. «Золотое правило нравственности» отражено в религиях и философских учениях Запада и Востока. Оно встречается у Будды, Христа, Конфуция, и является основным принципом мировой этики. В общем виде звучит так: «Чего ты не желаешь себе, не делай другому».
  3. Принцип золотой середины. Его описание содержится в книге Аристотеля «Никомахова этика», но самого этого термина там пока нет. Принцип учит избегать крайностей и соблюдать меру со всем. Нравственные добродетели располагаются посередине между двумя крайностями. Например, храбрость лежит между безрассудством и трусостью.
  4. Принцип наибольшего счастья. В его основе лежит принцип пользы, сформулированный в XVIII веке. Достижение личного счастья должно приносить пользу и другим людям. Критериями морали служат, в данном случае, польза, выгода, удовольствие.
  5. Принцип справедливости, сформулированный в XX веке американским ученым. В нем говорится о предоставлении равных прав и свобод гражданам. О равенстве людей в экономическом и социальном отношении.

Различия морали и нравственности

Нередко определения морали и нравственности выступают как синонимы. Но разница все-таки наблюдается. Мораль – это, прежде всего, внешняя оценка поступка семьей, обществом, церковью. Нравственность связана с самосознанием человека, с его внутренними убеждениями.

Моральная норма побуждает человека формировать в себе моральные качества: гуманность, способность помочь другим, мужество, терпение. Моральная норма – это теоретический идеал, к которому нужно стремиться.

Нравственная норма служит средством, помогающим сориентироваться в общественной среде. Она указывает, какие варианты поведения следует предпочесть, и от каких отказаться. Это практическое преломление моральных устоев личности в ее деятельности.

Мораль и этика: соотношение понятий

Этика – это правила, принципы, определяющие правила поведения человека в социуме. Главная задача этики – отделить правильное, приемлемое поведение от неправильного, неприемлемого. Нормы этики рождаются из принятых в обществе моральных устоев. Они являются логическим продолжением моральных установок на практике. Термин «этика» был введен Аристотелем.

Тесно связано с этикой понятие этикета. Это свод правил, описывающих, как вести себя в различных ситуациях в обществе: встреча друзей, прием гостей, поведение за столом, этикет разговора по телефону.

В заключении нужно отметить, что принципы морали разрабатывались в течение нескольких тысячелетий. Социальные и философские проблемы, стоящие за понятием морали, обсуждались философами, теологами, писателями, психологами. Мораль проникает во все сферы жизни, поэтому так широк круг специалистов по ее изучению. Велик и многогранен их вклад в разработку вопросов морали. Каждый из этих ученых, писателей, религиоведов стремился к тому, чтобы сделать жизнь людей гуманнее и лучше.

Английская школа CLS в Санкт-Петербурге основана в 1992 году. Официально называется ЧОУ «Школа разговорных.

Парламентаризм – система государственного устройства, в которой высшим представительным и.

входить или вхадить Правильный вариант написания: «входить». В корне слова пишется гласная.

Гражданско-правовые акты одноименной отрасли.

Обучение в школе «Путь зерна» выстроено на принципах Вальдорфской системы.

Фёдор III Алексеевич (годы жизни 1661-1682) – третий царь династии.

Народ может осуществлять власть через выбираемые органы местного самоуправления.

03 декабря 1966 года прах безымянного советского солдата был перенесен к стенам Кремля. Так была.

Лидерство в политической сфере выступает главным признаком общности, а также.

Читайте также:  Мотивация поведения, деятельности и развития личности

Классическая еврейская гимназия-пансион для девочек в Санкт-Петербурге была.

Объединение Руси в XIIV-XV веках началось с постепенного усиления отдельных.

Возникновение государства связано с определенной ступенью развития общества. В науке.

Мораль и моральные нормы

Понятие морали

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг – обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • оценочную – рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
  • контролирующую – контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • интегрирующую – поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи – это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
  • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право – это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Читайте также:  Самообладание, искусство развития чувства выдержки и самообладания

Моральные нормы и принципы

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций – санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, “божественного человека внутри нас”, с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мораль. Функции, требования и принципы морали

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

  1. Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
  2. Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
  3. Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

  • Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
  • Характеристика поступков личности;
  • Достоинства индивида, коллектива, общества;
  • Характеристика общественных институтов;
  • Ценностные понятия
  • Категории морали – добро и зло, справедливость.
Читайте также:  Как научиться контролировать свои эмоции, мысли, чувства, действия

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

  1. Мировоззренческая – мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
  2. Познавательная – даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
  3. Регулятивная – мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
  4. Оценочная – явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
  5. Воспитательная – обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
  6. Мотивационная – человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
  7. Контролирующая – контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
  8. Координационная – взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
  9. Интегрирующая – единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

  1. Правила поведения (уступать место старшим, не лгать и др.)
  2. Моральные качества (честность, сострадание, справедливость)
  3. Нравственные принципы (альтруизм)
  4. Психологические механизмы (совесть)
  5. Моральные ценности (доброта, счастье и др.)
  6. Нравственная культура – насколько индивид воспринимает нормы и ценности общества в котором живёт.

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Что такое мораль — функции, нормы и принципы морали

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Большинство людей помнят мораль басни «Стрекоза и муравей», заключающуюся в том, что нельзя постоянно развлекаться, нужно успевать и трудиться. Иначе вслед за долгим бездельем придет тяжелая расплата в виде голода и холода.

В этом и других своих сочинениях баснописец Иван Крылов старается донести до читателя общепринятые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не навредить себе же.

Таким образом, мораль представляет собой общие положения, рассчитанные на всех членов социума и отражающие сознание общественности.

Разберемся в этом поподробней.

Определение: что такое мораль

Термин «мораль» (moralitas — «общепринятые традиции») был введен Цицероном.

В переводе с латинского мораль – это совокупность представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, совести и бессовестности, справедливости и несправедливости и так далее.

Это нормы поведения, которых придерживается все общество (но не всегда), вытекающие из выше оговоренных представлений.

Часто в русском языке в качестве синонима морали употребляют слово «нравственность». Последнее также означает некую призму убеждений, сознания, через которую человек смотрит на жизнь, организует свое поведение и деятельность в целом.

Мораль является предметом изучения этики – это наука, являющаяся подразделом философского учения. Также мораль рассматривается с точки зрения права, психологии, социологии и религии. Понятие это весьма разноплановое.

Отличительными чертами морали являются такие вещи как:

    Всеобщность. Нормы морали распространяются на всех людей одинаково, независимо от их половой принадлежности, статуса и возраста. Если воровать плохо и незаконно, то для всех. Осужден людьми (хотя бы морально) будет и ребенок-воришка, и взрослый, серьезный человек;

Добровольность. Эта характеристика заключается в том, что каждый человек сам для себя решает, как ему жить и вести себя: придерживаться всеобщих моральных принципов или нет.

Такой выбор мы осуществляем на основе наших личных убеждений и мотивов, в силу своих личностных особенностей. Для большинства людей измена в отношениях считается предательством. Но есть и те, кто считает похождение «налево» своим личным, неотъемлемым правом, не имеющим негативную оценку.

Важно отметить, что не всегда наши хорошие поступки действительно соответствуют нашим внутренним желаниям. Вы можете помочь другому, потому что от вас этого ждут (например, на вас в этот момент смотрят другие), а не потому что это истинный порыв;

  • Всеохватность – моральные нормы одинаково действуют во всех сферах жизнедеятельности: будь то политика или дружба. Например, вранье не приветствуется ни в одной из них.
  • Нормы морали

    Нормы морали – это определенные «требования», желаемые и одобряемые обществом формы поведения, которых необходимо придерживаться.

    Норма – это то, что хорошо и правильно. Например, быть справедливым, честным, добрым, отзывчивым (это социальные нормы). Все, что противоречит этому является «ненормой» и вызывает негативный общественный резонанс.

    С течением времени и развитием цивилизации моральные нормы постоянно менялись. Но среди них все равно есть те, что являются основополагающими, неизменными. И вряд ли они претерпят какие-либо деформации, так как входят в самые разные учения, и потому имеют сильные корни.

    1. благоразумие — сначала подумай, а потом делай;
    2. воздержание — это волевое умение сдерживать себя от чрезмерных удовольствий в еде, сексе, развлечениях, приобретении материальных благ и т.д. Считается, что страстность является преградой для духовного роста личности (что это?);
    3. справедливость – несмотря на субъективность данного термина (у каждого свое понимание), следует поступать с людьми справедливо по мере возможности;
    4. стойкость — нужно учиться преодолевать жизненные трудности, не опускать руки в сложных ситуациях;
    5. трудолюбие — труд сделал из обезьяны человека, поэтому он априори (что это?) полезен;
    6. смирение (граничит с благоразумием) – заключается в умении вовремя сказать себе «стоп», перестать сопротивляться там, где это бесполезно и ненужно (если ваш любимый человек полюбил другого и ушел, нужно его отпустить и продолжать жить дальше);
    7. вежливость – является основой дипломатических отношений. С ее помощью можно выстроить взаимосвязь почти с любым человеком, многого добиться и преуспеть.

    Функции морали

    Ничего в этом мире не существует просто так – это касается и материального, и нематериального мира. Теперь мы знаем что такое мораль, остается понять, для чего она нужна, какой смысл несет?

    Итак, мораль выполняет следующие пять функций:

    1. оценочная – позволяет отличать хорошее от плохого, добро от зла (жестокость от доброты). Врать – плохо, уступать место старикам и женщинам – похвально, издеваться над животными – ужасно, помогать нуждающимся – хорошо. Мы приписываем явлениям оценки, исходя из моральных принципов. Благодаря этой функции, индивид определяет свое место в социуме;
    2. регулятивная функция – создание новых норм и принципов. Какие-то правила устаревают и отпадают, на их место приходят новые. Например, когда-то считалось, что мужчина — глава семьи (патриархат), которую все семейство должно было слушаться безоговорочно. В современном мире многие женщины претендуют на равноправие: зарабатывают не меньше и вносят равноценный вклад в общество.
    3. воспитательная – формирование нравственных ценностей и убеждений. Любые родители прививают своим детям определенную систему морально-нравственных норм, благодаря которой они осознают важность своих и чужих потребностей, учатся создавать гармоничные связи с другими, уважать и понимать окружающих;
    4. функция контроля – обеспечивает выполнение норм и правил. Люди, ведущие себя им вопреки, подвергаются общественному осуждению и гонению из группы, сообщества, а иногда и общества. Если в дружеской компании кто-то окажется сплетником, его станут игнорировать и исключат из общего круга общения;
    5. функция интеграцииосуществляет сплочение общества, способствует его выживанию и развитию. Если бы мы все жили по своим правилам и вели себя каждый на свой лад, то человеческий вид давно бы вымер, так как взаимное непонимание рождало бы агрессию, убийства, войны, гонения и т.д.

    Воспитание моральных качеств

    Что такое хорошо и что такое плохо нам начинают рассказывать с самых ранних лет.

    Воспитанием морально-нравственных качеств (по сути, это социализация) занимаются не только родители, но и другие значимые взрослые – бабушки и дедушки, тети, дяди, воспитатели, учителя. Также в этом участвуют даже друзья, одноклассники и общество в целом.

    Как это происходит:

    1. через личный пример (папа перевел бабушку через дорогу);
    2. нравоучения (лекции и наставления);
    3. литература. Возьмем те же самые басни. Каждая из них объясняет, как надо и как не надо себя вести, высмеивает человеческие пороки через аллегорию (литературный прием). Аллегория – это иносказание. Например, в басне про стрекозу и муравья первая является олицетворением (что это?) безделья, лени, безответственности, а второй – трудолюбием. Услышав этот рассказ, ребенок понимает, что лениться плохо, трудиться – хорошо;
    4. добрые фильмы, мультфильмы, музыка;
    5. формирование позитивного опыта у ребенка (уступи место девочке, поделись).

    Чем бы вы ни руководствовались, стараясь воспитать в ребенке личность с высокими моральными принципами и убеждениями, помните, что личный пример – один из самых сильных инструментов. Дети могут забыть, что говорили им родители, но почти никогда не забывают то, что они делали.

    Оцените статью
    Добавить комментарий