Нервозность у детей – причины, лечение, признаки нервозности

Нервозность у детей – причины, лечение, признаки нервозности

Невроз у вашего ребенка? Узнайте откуда это происходит

Для заботливых родителей симптомы и происхождение невроза слишком противоречивы и размыты. И часто имеют мало общего с медицинским толкованием этого невралгического расстройства. Неврозы у детей и подростков 1-12 лет часто путают с такими отклонениями, как:

  • инфантильность;
  • малая мозговая дисфункция;
  • пароксизмальность головного мозга;
  • вегетососудистая дистония.

Их сложно винить за незнание — признаки во многом схожи с неврозом:

  • агрессия;
  • возбудимость;
  • плохой сон;
  • невнимательность;
  • головные боли;
  • бледность;
  • дрожь пальцев;
  • усталость.

Все эти симптомы носят временный характер и продиктованы неподготовленностью ребенка к переменам по возрасту — нужно лишь проконсультироваться с невропатологом, который даст рекомендации и пропишет лечение и психотерапию. Происхождение невроза всегда проистекает из длительной стрессовой ситуации и имеет более глубокий анамнез, требующий вмешательства специалиста.

События и потрясения

Детская психика очень ранима и восприимчива — любое изменение привычного распорядка жизни отражается даже на новорожденных, с силой, соответствующей динамике возраста. Так, для младенцев от года до 3-х лет даже короткая разлука с матерью может сказаться формой начинающихся неврозов. Особенно, если до этого дня они были неразлучны.

Дети 3-6 лет могут получить предневрозное состояние, если потеряется их домашний питомец, либо сломается любимая игрушка. Первые симптомы — потерянность, длительное горе, уныние, расстройство сна и аппетита. Скандалы в семье, неполная семья, нелюбовь родителей также негативно влияют на детскую психику, оставляя в душе ребенка неизгладимый след на всю жизнь.

Диктаторские наклонности одного из родителей также приносят малышу невроз. Подавление личности, темперамента, инстинктов и интересов — верная дорога ребенка к неврозу и сеансам психотерапии.

Инстинкты ребенка

Неврозы у детей и подростков — явление распространённое и опасное. Ребенок вырастает неуверенным в себе человеком, в его мозгу при определенных болезнях вполне возможны различные психические отклонения, страхи, от шизофрении до паранойи.

Самое невинное из этого букета — комплексы, из-за которых внутренний мир ребенка школьного возраста закрыт для окружающих. Уже будучи взрослым, такой человек не способен полноценно любить, общаться и развиваться личностно. Только психотерапия как лечение может принести облегчение.

Невроз как следствие возникает из борьбы инстинктов. Дети защищаются как умеют, проще говоря, пытаются не сойти с ума. Самые распространённые причины невроза у ребенка:

  • семейные конфликты;
  • испуг, авария, травмы;
  • давление родительской опеки и контроля;
  • наследственная предрасположенность;
  • чрезмерные умственные нагрузки.

Детская психика проявляет следующие симптомы:

  • снижение аппетита;
  • снижение работоспособности;
  • упадок сил;
  • потливость;
  • нервный тик;
  • истерики;
  • головные боли;
  • холодные руки и ноги.

Помимо симптомов, есть такие признаки в психотерапии, как заикание и недержание. У детей до года и новорожденных отличительными чертами неврозов могут стать жалобный, горестный плач и чуткий, беспокойный сон. После 4-х лет до дошкольного и школьного возраста — истерические припадки, катание по полу, яростное требование желаемого.

Внутренние конфликты

Невроз на самом деле очень легко заработать. Достаточно не понимать собственного ребенка. Вот почему обычно происхождение таких явлений, как невроз у женщин — они тоже имеют чувствительную душу. Психика детей как пластилин, но он требует бережного отношения.

Благодаря стрессам на работе и в быту невроз у взрослых приводит к депрессии и неврастении, но они могут пойти к психоаналитику либо просто интуитивно начать релаксационный период психотерапии. Дети же никак не в состоянии унять внутреннюю тревогу, переживания. Вроде родители знают, что указывают, знают, как будет лучше, но подросток школьного возраста, к примеру, боится не справиться с возложенными на него обязанностями.

И вот, пожалуйста, детский невроз, требующий лечения. Внутренние противоречия личностного роста вкупе с неправильным воспитанием и как итог — повышенная нервность. Типы неверного воспитания:

  • гиперопека;
  • авторитарное;
  • неприятие и нелюбовь;
  • потворство;
  • контраст;
  • тирания.

Конечно, биологические особенности тоже играют роль в возникновении неврозов у новорожденных. Так, невропатия может быть обусловлена тяжелой беременностью, неестественными родами, патологией. Дети, рожденные с трудностями, более подвержены срывам, и, чем старше, тем ощутимее.

Трудный возраст

У детей школьного возраста происхождение классических типов неврозов часто связано с чрезмерными нагрузками, чувством страха, давлением родителей, адаптацией в школе. Переживания чреваты заиканием и энурезом, нервическими тиками. Неврозы у подростков условно разделены на несколько нервических состояний:

При более подробном рассмотрении, для истерии характерны следующие симптомы:

  • чувствительность;
  • впечатлительность;
  • эгоцентризм;
  • эгоизм;
  • внушаемость;
  • резкие перепады настроения.

Истерия, как форма неврозов, часто присуща избалованным детям 3-6 лет. Родители чересчур превозносят ребенка, лишая его самостоятельности. Для дошкольников младше 3-х лет характерны также такие симптомы, как аффективно-респираторные задержки дыхания. Когда ребенок плачет, он настолько подавлен, что ему не хватает воздуха. Выглядит это как припадок астмы.

С 7-11 лет припадки превращаются в театрализованное представление с обмороками и удушьем. Самое страшное, ребенок верит в правдивость своих поступков, что в дальнейшем чревато привыканием организма к подобным инсинуациям. Необходима психотерапия и лечение.

  • раздражительность;
  • слабость;
  • утомляемость;
  • невнимательность;
  • головная боль по утрам;
  • нарушение сна;
  • ночные страхи;
  • пассивность;
  • бледность.

Неврастеники очень вспыльчивы и ранимы, во всем видят подвох. Недоверчивые, опасливые, в основном меланхоличные и депрессивные. Ночью переживают заново события дня, часто с криками просыпаются, испытывая озноб и холод.

Симптомы и признаки навязчивых неврозов:

  • неуверенность;
  • нерешительность;
  • мнительность;
  • опасения;
  • тревожность.

Дети, болеющие формой неврозов — навязчивых состояний, боятся микробов, общения, темноты, в общем, множества символик различных фобий. Для ребенка дошкольного и школьного возраста характерны ритуальные привычки, такие как:

  • частое мытье рук;
  • подпрыгивание;
  • похлопывание.

Причем делается это автоматически, как условные рефлексы. Показательным симптомом может быть тик. В 4-5 лет нервные подергивания носят временный характер, от нескольких недель до месяца. В дальнейшем этот симптом проходит, мгновенно проявляясь в стрессовых ситуациях.

Социальные факторы

В старшем возрасте детские неврозы труднее поддаются лечению, так как обусловлены более сложными причинами. Дети 4-12 лет тяжело переживают:

  • развод родителей;
  • перевод в другую школу;
  • несправедливое наказание;
  • первое посещение детского коллектива;
  • переезд на новое место жительства.

Есть еще такое понятие в психотерапии, как предрасполагающие факторы, происхождение которых влечет невроз:

  • резидуально-органическая патология;
  • непреднамеренная акцентуация характера;
  • слабость организма перед болезнями соматического характера;
  • негативный эмоциональный фон матери во время беременности;
  • наследственная отягощенность;
  • угроза беременности, стресс.

Из-за них ребенок особенно уязвим, подвержен неврологическим заболеваниям. При своевременном обращении родителей к психотерапии можно обратить невроз. Если же не замечать его присутствия, о душевном покое ребенка можно забыть.

Неврозу так же, как ожидаемому событию, способствует внутрисемейная история. Так, вполне здоровый 10-месячный ребенок заработанным неврозом вполне может быть обязанным своим родителям, считающим нарушением дисциплины брать малыша до года жизни на руки, когда он остро в этом нуждается.

Недовольство родителей полом новорожденного постепенно формирует нервическую личность, маленькому человеку присуща внутренняя тревожность, не оставляющая его ни на минуту. Такая же участь ожидает позднего грудничка — учеными доказана связь детских неврозов с поздней беременностью матери.

Научные теории

Многие психоаналитики считают, что истинной причиной детских неврозов является неправильное воспитание, основанное на таких факторах, как:

  • эмоциональный шантаж;
  • традиционализм;
  • открытые угрозы и посылы;
  • отсутствие привязанностей в семье;
  • нескромность родителей;
  • негативное отношение взрослых к пожилым людям.

Хрупкая психика ребенка дошкольного возраста начинает затормаживать — запущенный невроз может отразиться аутизмом.

Виды навязчивых страхов у детей 5-12 лет как следствие формы невроза:

  • агорафобия;
  • клаустрофобия;
  • акарофобия;
  • акромофобия;
  • гомилофобия;
  • эрейтофобия;
  • дисморфофобия;
  • мизофобия.

Эти психические расстройства страха чего-либо сильно мешают человеку нормально жить и развиваться. Помимо них, есть еще целый сонм специфических детских страхов, из-за которых мысли маленького человека как загнанные птички — боязнь одиночества, темноты, пожара, потери родителей и т. д.

Стоит отметить кризисные возрастные периоды, где нужна психологическая профилактика и лечение:

  • в 3-4 года девочки чаще страдают неврозом, чем мальчики;
  • в 6-7 лет для детей дошкольников начинаются непривычные стрессовые ситуации;
  • в 11-12 лет непонимание действительности способно запутать ребенка;
  • неврозы у подростков 14-18 лет говорит о психологической незрелости ребенка как личности.

В последнем случае есть большая склонность к депрессии, фобиям. Детские страхи остаются, клиническая картина невроза усугубляется.

Страхи детей в психотерапии делятся на такие понятия, как навязчивые, бредовые и сверхценные. Лечение страхов во многом основано на профилактике. Навязчивые являются началом фобий, в зависимости от возраста, бредовые сам ребенок не в состоянии объяснить, а сверхценные занимают все внимание детей.

К сверхценным страхам детей относится проявление страха отвечать у доски, страха перед выступлениями. Беседуя с детьми, понимая их, можно потихоньку вытеснить опасения.

Лечение

Детские неврозы имеют обратимый патогенез, но только в случае профессионального лечения и профилактики. Опытный психотерапевт, осторожно расспросив пациента, составляет анамнез вкупе с биологическими особенностями пациента и соответственно возрасту.

Комплексный подход психотерапии способен эффективно и безопасно излечить ребенка от его страхов и тревожности. Часто психологи просят нарисовать или описать свои страхи, используя хитроумные приемы доверия. Типы лечения, в зависимости от сложности случая:

  • гомеопатия;
  • гипноз;
  • релаксационная терапия;
  • медикаменты;
  • акупунктурное и микроакупунктурное лечение;
  • психотерапевтическое лечение;
  • нетрадиционные методики.

Обязательна консультация у невролога и психотерапевта. Самые сложные случаи детского невроза требуют медикаментозной терапии и постоянной психологической профилактики. Назначаются транквилизаторы группы бензодиазепинов, которые снижают возбудимость и риск судорог, вызывают сонливость.

Побочные действия этих лекарств — кожный зуд, тошнота, запоры. Если психотерапия продолжается длительное время, возможно привыкание и снижение эффективности препаратов. В комплекс лечения детского невроза также входят:

  • психостимуляторы;
  • антидепрессанты;
  • витаминно-минеральные препараты;
  • физиотерапия;
  • лечебная физкультура.

Как часть психотерапии проводятся сеансы гипноза, доверительных бесед, консультаций. Если форма детских неврозов не нуждается в медикаментозном лечении, большое значение имеет индивидуальная работа детского психолога как профилактика.

Участие родителей и близких

Лечить детский невроз непросто, но ошибочно думать, что это сплошь работа специалистов. Родители невротика не меньше пациента нуждаются в консультациях и беседах с психоаналитиком. Только изменив собственное отношение к жизни, к ребенку, родители могут помочь малышу дошкольного возраста преодолеть психотравмирующие факторы, забыть их.

Детские страхи отступят, если окружить ребенка пониманием и заботой, предоставить право выбирать, свободу личности. Совместно с психологом родители учатся заново воспринимать действительность, смотреть на мир глазами своего ребенка, понять, как это тяжело — стараться соответствовать неподъемным требованиям.

Только семья, переоценив жизненные ценности, может помочь ребенку избавиться от фобий и страха быть неполноценной личностью. Отношения в социуме — это всегда непросто, но каждый человек имеет право на собственный путь и ошибки, и только гармония в семье поможет ребенку осознать свою индивидуальность.

Видео: как распознать первые призначи невроза у ребенка

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

Нервозность у детей

Современный мир дает человеку свободу и права. Вместе с тем продвигаются другие отрасли, которые делают каждого рабом своих желаний, амбиций или стремлений. Нервозность может развиваться не только у взрослых, но и у детей. Признаки нервозности ребенка невозможно не заметить, в то время как причины часто упускаются из виду. Нередко нужна помощь психолога на сайте psymedcare.ru, чтобы пройти быстрое лечение нервозности.

Читайте также:  Паттерн - что это такое, паттерны поведения примеры

Психологи называют нервозностью состояние возбудимости нервной системы, которая уже не может контролировать процессы торможения. Нервозность – это когда ребенок уже не контролирует и не управляет своими эмоциями. Любая мелочь может вызвать в нем яростный протест, крик, истерику, плач. Родители могут недоумевать, что происходит с их ребенком. Однако нервозность не является капризностью. Нервозность – это результат длительного пребывания ребенка в напряженной или стрессовой ситуации. То, что родители не замечали, как их ребенок переживает и беспокоится, еще не говорит о том, что ничего не было.

В профилактике и устранении нервозности у ребенка важную роль играют родители. Зачастую именно они становятся причиной того, что ребенок не справляется с различными внешними раздражителями. Если внутри семьи присутствует напряженная обстановка, родители игнорируют или не заботятся о ребенке, его интересы не слышатся, тогда вскоре может развить нервный срыв.

Конечно, и другие факторы могут стать причинами для развития нервозности. Однако родителям следует знать, что ребенку намного легче со всем справиться, когда он знает, что дома его всегда поддержат, услышат и поймут. Родители его любят, что делает его сильным. А вот если ребенок всего этого не ощущает, тогда любые обстоятельства могут привести его к нервозности.

Что такое нервозность у детей?

Нервозность у детей – это острая повышенная возбудимость нервной системы, которая проявляется в комплексе симптомов, которые невозможно не заметить. Ребенок становится агрессивным, раздражительным, беспокойным, боящимся и т. д. При этом ребенок начинает терять интерес к играм, общению со сверстниками, обучению и пр.

Нервозность у детей может быть также следствием патологического состояния внутри организма. Вскоре проявятся симптомы болезни, а пока что ребенок просто нервный.

Родители должны быть внимательными к состоянию своего ребенка. Если вы не понимаете причин его поведения, это еще не говорит о том, что он просто капризничает или балуется. Если быть безучастными в жизни ребенка, то сам он со своим состоянием не справится.

Более того, следует помнить о том, что нервная система ребенка более чувствительна к различным раздражителям. Ребенок еще не так умело может контролировать свои эмоции. Даже если он научился сдерживать свои негативные порывы, это могло стать причиной того, почему он в итоге стал нервозным. Другими словами, если родители не разрешают ребенку выплескивать свои эмоции и понимать причину их возникновения, а наказывают его, тогда вскоре он станет нервозным.

Причины нервозности у детей

Родители ошибаются, думая, что у ребенка вовсе отсутствуют какие-либо ситуации и факторы, способные вызвать у него нервозное состояние. К примеру, ребенок проходит постоянный процесс обучения. Если здесь переусердствовать с интеллектуальными занятиями, тогда можно получить нервного ребенка.

Другими причинами нервозности у детей являются:

  • Отсутствие физического здоровья.
  • Малоподвижный образ жизни.
  • Несбалансированное питание.
  • Нерациональный досуг, например, компьютерная зависимость или безделье.

Выяснить истинную причину нервозности способен либо внимательный родитель, с которым ребенок может общаться по-дружески и доверительно, либо специалист. Причин очень много. Порой элементарные страхи могут вызвать у ребенка тревожное состояние.

Следует понимать, что при полноценном сне, рациональном питании, интересном досуге, любви и понимании со стороны родителей малыш всегда остается спокойным и уверенным в себе, несмотря на то, что он может сталкиваться с различными стрессовыми ситуациями. Поэтому следует следить за данными компонентами «счастливой» жизни ребенка.

Важным составляющим жизни ребенка является общение с детьми. Ребенок чем взрослее становится, тем все больше приобщается к социальной жизни. Здесь у ребенка не просто должны быть друзья, а он еще должен обучаться навыкам эффективной коммуникации с ними. Если у ребенка отсутствует возможность общаться с ровесниками, а также он не обладает навыками успешной коммуникации, тогда он может стать нервозным.

Повышенная нервозность проявляется у детей с различными психическими патологиями:

Также не стоит забывать про кризисные периоды, когда дети становятся непослушными, капризными, даже истеричными, что является нормой для их возраста. Кризисные периоды можно распознать по следующим критериям:

  • Непослушание.
  • Желание делать все наоборот.
  • Негативизм.
  • Нарастание симптомов кризисного периода.
  • Деспотизм и упрямство.

Таким образом, возрастными периодами являются:

  1. Кризис первого года, который связывают с развитием речи и физиологии. Прежние навыки словно утрачиваются, нарушается сон и аппетит.
  2. Кризис 3-х лет, когда ребенок начинает отделяться от матери, осознает свое «Я» и формируется воля. Данный период очень яркий и может провоцироваться или усугубляться дополнительными стрессовыми факторами.
  3. Кризис 7-ми лет, когда ребенок начинает осознавать сложность социальных связей, теряется наивность.
  4. Подростковый кризис, часто совпадающий с половым созреванием, когда у детей формируется социальное «Я».
  5. Юношеский кризис, когда у молодых людей окончательно формируются ценностные ориентиры.

Определить нервозность не так уж и сложно. Просто ее симптоматика может быть неосознанно спутана с проявлениями других расстройств:

  • Нарушение сна: бессонница и сонливость днем.
  • Ухудшение учебы.
  • Капризы и истерики.
  • Учащенное сердцебиение.
  • Повышенная потливость.
  • Депрессия.
  • Боли в сердце.
  • Неконтролируемость стула.
  • Мнительность и тревожность.
  • Головные боли.

Лечение нервозности у детей

Нервозность у детей достаточно легко лечится, особенно на ранних этапах ее формирования. Причины часто кроются в проблемах между родителями и ребенком, поэтому чтобы их точно выявить и устранить, рекомендуется помощь специалистов.

Каждый родитель говорит о том, что желает счастья своему ребенку. Но если посмотреть, что именно родители делают, чтобы осчастливить своих детей, то можно заметить, что они не делают их счастливыми, а пропагандируют то счастье, которое сами определили. Другими словами, не сам ребенок определяет, что его радует, а родители говорят, чему он должен радоваться.

Уважаемые взрослые, кому-нибудь когда-нибудь удавалось заставить вас радоваться тому, что вас не веселит? Вряд ли. Почему же вы думаете, что ваш ребенок должен стремиться именно к тому счастью, которое определили для него лично вы? Это – ваше счастье, а не его. И хорошо, если ваши понимания о счастье совпадут. А если не совпадут? Тогда вы своими же руками и усилиями сделаете своего ребенка несчастным человеком.

Не решайте судьбу своих детей. Когда они подрастут, тогда сами поставят перед собой цели и начнут их достигать.

Вместо указаний, к чему ваши дети должны идти, лучше дайте им инструменты (нужные знания, сильные качества, полезные навыки и умения), которыми они смогут воспользоваться, когда станут идти к своим целям. Не сами определяйте цели своих детей, а давайте им всевозможные ресурсы (связи, деньги, материальные вещи и т. д.), которыми они смогут воспользоваться, когда начнут идти к целям, которые сами перед собой поставят.

Мудрыми являются те родители, которые помогают ребенку жить так, как ему хочется. Не сами родители определяют, что будет радовать их чадо, а сам сын или сама дочь заявляет о том, что радует, прося у родителей только то, что поможет достичь успеха в той или иной области жизни. Не вы говорите, как нужно жить, а ваш ребенок сам определяет, как он будет жить. А от вас, как от родителей, нужна лишь поддержка и передача всех инструментов и ресурсов, которыми вы владеете, чтобы помочь чаду достичь его (а не вашего) счастья.

Способами по устранению нервозности у детей являются:

  1. Применение народных средств – отвары из трав.
  2. Прекращение посещения шумных мероприятий и длительного просмотра телевизора.
  3. Налаживание режима дня, когда у ребенка будет время для полноценного отдыха и занятия своими любимыми делами.
  4. Ограничения следует заменить другими мероприятиями, которые будут более спокойными, например, поход в зоопарк.
  5. Медитация, которая может заключаться в прогулках на природе, созерцании бегущей воды, наблюдении за животными и пр.

Самым главным лекарством выступает любовь и терпение родителей. Казалось бы, что за странный вопрос: как любить своего ребенка? Все родители с рождения своих чад обожают и делают все ради их благополучия. Тогда почему порой дети говорят, что родители их не любят, а в более позднем возрасте выстраивают стену непонимания?

«Ты сущее наказание», «У других дети как дети, а ты…», «Грязнуля, перед людьми стыдно…» — подобные фразы становятся очередной причиной нелюбви детей. Маленькие человечки все слышат буквально. «Колкие» фразы просто страшны для них, хотя на внешнем плане о них могут хорошо заботиться.

Ребенок заслуживает уважения и любви не просто потому, что он является вашей кровинкой, а потому что он – человек. Родители часто принижают значение слов и действий детей, поскольку те еще глупы, неумелы, неэффективны. Но ребенок ведь учится! Взрослые тоже не сразу начали ездить на автомобиле и читать книги. Ребенок имеет право быть глупым и неумелым, пока является маленьким.

Только потому, что вы умнее малыша, не делает вас лучше. Вы умны, здесь никто не поспорит. Но будьте еще и мудры. Вы – взрослый человек, который уже прожил большое количество лет, что дает те знания и опыт, которым вы гордитесь. Ребенок – маленький человечек, который еще не прожил столько лет, сколько прожили вы. Равняйте себя с людьми, которые являются вашими одногодками. А равнять себя с детьми – значит показывать собственную неуверенность и заниженную самооценку.

Ребенок заслуживает уважения просто за то, что с каждым годом развивается, становится сильнее, умнее. Он научается большим навыкам. По сравнению с собой в прошлом, он стал больше знать и уметь. Сравнивайте ребенка только с ним самим. Не сравнивайте его с другими детьми. Ребенок не обязан быть похожим на других детей, как и другие дети не должны быть похожими на ребенка. Это еще одна истина, которую следует усвоить родителям. Сравнивайте ребенка только с ним самим: каким он был раньше и каким стал теперь, насколько продвинулся, виден ли прогресс в развитии и т. д. Уважайте, ведь он на самом деле делает многое, даже если вам кажется иначе.

Родителям следует знать, что все возвращается бумерангом: как вы к ребенку будете относиться, пока он маленький, так и он будет к вам относиться, когда вырастет. Чем меньше внимания, любви и ласки вы даете ему в детстве, тем меньше любви, внимания и уважения получите, когда он вырастет. Если ребенок получает опыт условной любви, тогда большего он не сможет родителям предложить, когда станет взрослым.

Нервозность является следствием множества факторов, среди которых нелюбовь и авторитарность родителей. Если ребенок не чувствует поддержки, то он становится беззащитным перед проявлениями окружающего мира. Ему страшно, поэтому он начинает тревожиться и переживать.

Нервозность у детей

Нервозность у детей – это проявление возбудимости нервной системы, которое выражается в обостренной реакции на внешние незначительные сигналы. Термин нервозность применяется в медицинских академических источниках очень редко. Независимо от причины нервозности родители должны проявлять всяческое понимание и поддерживать ребенка в его состоянии. У детей в отличие от взрослых нервная система наделена повышенной чувствительностью к внутренним и внешним факторам и часто нервозность выступает первым симптомом самых разнообразных заболеваний.

Причины нервозности у детей

Зачастую, данное состояние у детей сочетается с другими различными симптомами и расстройствами:

– нарушением сна (бессонница ночью и сонливость в светлую часть суток);

– болями в области сердца;

– приступами головной боли;

– обостренной мнительностью и тревожностью;

– снижением учебной деятельности;

Интеллектуальные перегрузки, недосыпание, нерациональный досуг (компьютерная зависимость у детей и подростков), гиподинамия, несбалансированное питание – все это частые причины обостренной нервозности и раздражительности у здоровых детей.

Иногда причиной нервозности являются инфекционные заболевания, которые протекают в скрытой форме. В любом случае, как бы взрослые хорошо ни разбирались в поведении ребенка, в обязательном порядке желательна консультация врача.

От причин, вызывающих нервозность зависит тяжесть симптомов, будут ли они комбинироваться или дополняться различными признаками основного заболевания.

Читайте также:  Психология семейных отношений, виды и кризисы отношений

Внешне нервозность у детей зачастую принимают за несдержанность и ошибочно относят к распущенности или невоспитанности, поэтому факторами, влияющими на состояние отпрысков, могут быть и напряженная атмосфера в семье, и родительские ошибки в воспитании.

Адекватно выяснить причины данного состояния может только специалист. Чтобы предотвратить такие ситуации родителям необходимо придерживаться правильного режима дня и здорового образа жизни, своевременно реагировать на наличие у малыша отклонений от норм в поведении и появлении различных страхов.

Если ребенок здоров, а это происходит при условии правильного питания, полноценного сна, получении родительского внимания, нахождения в доброжелательной среде, то он всегда будет уверен и спокоен.

Очень важен еще один аспект – это общение со сверстниками. Общение с детьми позволяет восполнить недостаток в коммуникации, если малыш не посещает детский сад, что в перспективе позволит адаптироваться успешно к школе. Иначе могут появиться трудности, которые будет трудно преодолеть без участия специалистов. Трудности способны появиться из-за двойной нагрузки – школьная нагрузка, плюс адаптация к новым условиям.

Признаки повышенной нервозности у детей отмечаются при многих патологических состояниях:

– патологии центральной нервной системы (вегето-сосудистая дистония);

Если ребенок 2-3-х лет неожиданно становится капризным, то необходимо обратиться к врачу, для исключения серьезной патологии.

Повышенная нервозность у здоровых малышей 1-го года и 3-х лет – это обычное явление в кризисные периоды развития.

Кризисные периоды в развитии детей имеют следующие общие особенности:

– размытость временных рамок;

– постепенное нарастание кризисных симптомов, и такое же постепенное их снижение;

– неуправляемость в поведении;

– желание делать все наоборот;

– упрямство и деспотизм;

Нервозность у детей первых лет жизни вызывается следующими кризисными периодами развития.

1. С появлением речи у ребенка связывают кризис одного года, который обычно протекает остро. Ввиду тесной связи физического и психического развития на этом этапе имеются соматические множественные проявления: нарушение биоритмов (нарушение бодрствования и сна, аппетита). Отмечается незначительная задержка в развитии, утрата обретенных ранее некоторых навыков.

2. Кризис трех лет вызывается осознанием собственного “Я” и начальным этапом формирования воли. Этот период относится к особо острым и зачастую протекает тяжело. Внешние воздействия, например переезд, !адаптация ребенка к саду могут усугубить кризис.

3. Кризис семи лет имеет более мягкое течение. Кризисные симптомы семи лет связывают с осознанием важности и сложности социальных связей, которые проявляются в потере непосредственной наивности раннего детства.

4. Подростковый кризис по течению во многом похож с кризисом трех лет. Этот кризис своим протеканием обязан формированию социального “Я”. Различают возрастные рамки подросткового периода у девочек (12-14 лет), а у мальчиков – это 14-16 лет.

5. Кризис юношеского возраста зависит и связан с окончанием формирования ценностных ориентиров. Возрастные рамки у девушек представляют (16-17 лет), у парней (18-19 лет).

Лечение нервозности у ребенка

В первую очередь, лечение нервозности у ребенка должно быть нацелено на устранение причины, которая вызвала повышенную раздражительность.

Нервозность у ребенка 3-х лет возникает по причине кризиса взросления. Справиться с его проявлениями зачастую помогают народные средства, например, пустырник. Настойки и настои на основе пустырника имеют успокаивающее воздействие, однако перед применением необходимо проконсультироваться с педиатром или неврологом по поводу курса лечения и дозировок.

Чем лечить нервозность у детей? Зачастую нервозность у детей устраняется путем налаживания режима дня. При возникновении соматической патологии нужно провести тщательное обследование, после которого специалисты назначат адекватное лечение.

Повышенная нервозность у ребенка снимается исключением сильных возбуждающих факторов: рекомендуется воздержаться на некоторое время от посещений слишком ярких и шумных мероприятий, отказаться временно от телевизора.

Безусловно, ребенок не должен страдать от всех этих ограничений, поэтому родителям следует распланировать досуг малыша. Вместо цирка можно посетить зоопарк, а просмотр телевизора заменить чтением интересной книжки.

Нервозность у маленьких детей снимается сокращением количества доступных игрушек в детской комнате. Оставить следует конструктор, наборы для ролевых игр, а вот механические игрушки лучше на время убрать.

Нервозность у детей также устраняют комплексными мероприятиями: созерцанием бегущей воды, водными процедурами, обтиранием влажным полотенцем, принятием душа, купанием в бассейне, а летом в открытых водоемах, играми с водой, рисованием акварельными красками.

Нервозность у детей дошкольного возраста успешно снимается во время пребывания в детском саду окрашиванием воды в прозрачных стаканчиках.

Народные средства в лечении нервозности – это теплое молоко с медом и горячий чай с мятой и малиной, способствующие здоровому сну. Медикаментозные средства для снятия раздражительности и нервозности следует принимать после точной установки диагноза.

Сильным средством в борьбе с детской нервозностью выступает родительское терпение и любовь. Следует уделять раздражительному малышу больше внимания: проводить совместно досуг, гулять на природе, общаться, играть в ролевые и обучающие игры, собирать пазлы и т.п.
Если вышеперечисленные советы не помогают и отмечаются серьезные психологические проблемы, то в этом случае следует обратиться за помощью к психологу.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ. полезно прочитать.

Во-первых, помните, невроз – это обратимое расстройство психического состояния человека, без искажения картины мира. Что это значит? То, что если невроз появился, от него надо избавляться и избавлять своего ребёнка. Совершенно необязательно с ним жить и мучиться! Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести, а в отношении к нему. Большинство родителей просто не обращают внимание на первые признаки неврозов или нервных расстройств у своих детей, вторая часть если и обращает внимание, то относится достаточно поверхностно (само пройдет), и лишь незначительная часть предпринимает реальные действия для исправления положения.

Какие бывают неврозы:

1. Невроз страха.
Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)
У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.
Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.
Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыгание» носом, «хмыкание», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притоптывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.
При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

3.Депрессивный невроз.
Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

4.Истерический невроз.
В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).
Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

Системные невротические проявления.

7.Невротическое заикание.
У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

8.Невротические тики.
Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

9.Невротические расстройства сна.
У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).
Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

Читайте также:  Ревность мужчины и женщины, как избавиться от ревности мужа

11.Невротический энурез.
Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

12.Невротический энкопрез.
Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.
Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Причины невроза:

Основной причиной неврозов является психическая травма, но такая прямая связь наблюдается сравнительно редко. Возникновение невроза обусловлено часто не прямой и непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а более или менее длительной переработкой личностью сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.
Итак, для возникновения невроза имеют значение:

1. факторы биологической природы: наследственность и конституция, перенесенные заболевания, беременность и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

2. факторы психологической природы: преморбидные особенности личности, психические травмы детского возраста, ятрогении, психотравмирующие ситуаци.

3. факторы социальной природы: родительская семья, сексуальное воспитание, образование, профессия и трудовая деятельность.
Важными факторами при формировании невроза являются общеистощающие вредности:

  • Длительное недосыпание
  • Физические и умственные перегрузки

Нервозность у детей

Поведение ребенка часто списывается на воспитание, через которое он проходит в семье своих родителей. Нервозность – повышенная возбудимость нервной системы – тоже считается следствием неблагополучной обстановки в родительской семье. По признакам, которые проявляются в данный период, можно определить причины. Этим должен заниматься специалист, который сможет порекомендовать родителям верные способы лечения.

Сперва интернет-журнал psytheater.com советует родителям нормализовать образ жизни ребенка, обеспечить ему психологический комфорт в их семье, отслеживать различные отклонения в поведении и быстро их устранять.

Здоровым ребенок становится, если высыпается, полноценно питается, живет в благоприятных психологических условиях, получает достаточное внимание со стороны родителей. Также важно позаботиться об общении своего малыша со сверстниками. Часто это происходит в детских садах. Однако по некоторым причинам родители могут не водить его в данное учреждение и заниматься его обучением дома.

Домашнее обучение само по себе не будет плохим, если родители смогут компенсировать отсутствие общения ребенка со сверстниками. Это можно сделать путем посещения различным кружков и секций, прогулками во дворе, посещением различных мероприятий, где находятся дети. Если родители не будут способствовать развитию коммуникации ребенка с другими детьми, тогда это тоже станет причиной нервозности, когда в школьные годы возникает двойная нагрузка.

Другими причинами нервозности могут быть:

  1. Страхи. Если малыш боится темноты, тогда следует оставлять ему ночничок.
  2. Болезни. Здесь аспект следует делать на излечении ребенка.
  3. Депрессия или плохое настроение. Если родители сами не могут справиться с причинами, тогда нужно обратиться к психологу.

На самом деле существует множество причин нервозности ребенка, когда он агрессивно настроен на родителей и других детей. Снижается не только его настроение, но и порой симптомы переходят на общее самочувствие. Поскольку родители в силу своей занятости могут не заметить, с чего начала развиваться нервозность, психологическая помощь не помешает. В противном случае нервозность создаст немало проблем не только самому ребенку, но и его родителям.

Что такое нервозность у детей?

Под нервозностью у детей понимается повышенная реакция нервной системы на незначительные внешние и внутренние раздражители. Любой человек реагирует на различные раздражители. Однако когда речь идет о нервозности, для ее возникновения достаточно лишь малая часть какого-то фактора. Если в стабильном состоянии человек на данный раздражитель не отреагирует и даже проигнорирует, то в нервозном состоянии проявит острую реакцию на фактор.

Нервозность можно представить в виде крайней степени доведения до «точки кипения». Человек сначала терпит, выдерживает, копит, пытается погасить в себе отрицательные переживания. Однако когда он доходит до предела, то любая мелочь, которая кажется незначительной и несущественной, выводит его из себя.

Нервозность продолжается до тех пор, пока человек не «спустит пар». Если представить кипящий чайник, то его доведение до кипения является периодом, когда человек развивает свою нервозность, кипение чайник – нервозность, а отсутствие тушение газа, когда чайник продолжает кипеть и выкипает, — периодом, когда нервозность продолжает оставаться в человеке.

Чтобы устранить нервозность, нужно «потушить газ», то есть устранить тот фактор, который приводит человека в состояние кипения. Однако отличие человеческой психики от кипящего чайника заключается в том, что для повторного закипания чайнику нужно то же время, что и в прошлый раз, а вот до возврата в нервозное состояние человеку нужно всего несколько секунд или минут, нежели в предыдущий раз.

Психологи советуют родителям предоставлять детям поддержку и понимание как на этапе формирования нервозности, так и в период ее активного проявления. Можно сказать, что нервозность у детей – результат непонимания, отсутствия внимания и поддержки со стороны родителей. Сначала дети терпят, а затем срываются и продолжают вскипать по малейшему поводу.

Жизнь ребенка наполнена различных этапов, через которые он вынужден пройти. Каждый этап знаменуется различными трудностями, которые побуждают ребенка нервничать, переживать, прикладывать усилия и пр. Если родители не понимают и не помогают ребенку в данный период, то провоцируют процесс формирования нервозности – нежелания ребенка терпеть те трудности и издевательства, которые до этого он пытался пропускать мимо себя и не замечать.

Выделяют такие кризисные периоды в жизни ребенка:

  1. Момент рождения – этап, после которого ребенку нужно самостоятельно выживать, что отличается от положения нахождения в утробе матери, где все предоставлялось.
  2. Кризис 1 года – когда ребенок начинает активно познавать мир, поскольку переходит из горизонтального в вертикальное положение.
  3. Кризис 3 лет – когда ребенок начинает отделять себя от мамы и папы, понимая, что он – самостоятельная личность, у которой есть свои желания и потребности, требующие реализации.
  4. Кризис 6-7 лет – когда ребенок идет в школу и должен приучаться к новым условиям жизни (школьные правила, учителя, другие школьники, необходимость учиться и показывать результаты).

На каждом этапе ребенок испытывает определенный стресс. И если он не умеет его выплескивать, с ним справляться, тогда он переходит в нервозность.

Причины нервозности у детей

Психологи выделяют большой список причин, из-за которых у детей развивается нервозность. Вот почему каждый случай индивидуальный, требующий индивидуального лечения. Причины нервозности:

  • Неполноценное питание.
  • Недосыпание.
  • Слишком активная или слишком пассивная физическая нагрузка.
  • Зависимость от компьютеров.
  • Интеллектуальные перенагрузки.
  • Инфекционные заболевания в скрытой форме.
  • Родительские ошибки в воспитании.
  • Неблагополучная обстановка в семье.
  • Отсутствие родительского внимания.
  • Страхи.
  • Патологические состояния: шизофрения, аутизм, истерия, невроз, вегето-сосудистая дистония.

Если ребенок становится нервозным в один из своих кризисных периодов, то на это следует нормально реагировать. Любой человек в состоянии постоянного изменения жизни будет немного нервозным, капризным, раздражительным. Следует ребенку помочь пережить данный период, справиться со всеми трудностями, что закончится устранением нервозности.

Порой ребенок проявляет не только нервозность, но и другие симптомы:

  1. Капризы.
  2. Истерики.
  3. Головные боли.
  4. Склонность к депрессиям.
  5. Сердечные боли.
  6. Повышенная потливость.
  7. Неустойчивость пульса.
  8. Нарушение сна – сонливость днем или бессонница ночью.
  9. Частое сердцебиение.
  10. Снижение успеваемости.
  11. Мнительность и тревожность.

Чтобы понять, что ребенок находится в кризисном периоде, то следует отметить следующие симптомы, проявляющиеся в поведении ребенка:

Невротичные дети отличаются некоторыми характеристиками, которые проявляются после устойчивого формирования нервозности:

  • Сильная привязанность и требовательность к матери. Сначала ребенок слишком много внимания требует от матери, а потом заболевает каждый раз, когда она пытается от него отдохнуть.
  • Контрастность, то есть яркая выраженность качеств: драчливость, конфликтность, агрессивность, обидчивость.
  • Быстрая смена настроения.
  • Склонность к вредным привычкам: сосание пальца, кусание ногтей и пр.
  • Сверхчувствительность, то есть раздражительность по любому поводу.
  • Нарушение сна, пищеварения, аппетита.
  • Подверженность инфекционным и простудным заболеваниям.
  • Нарушение терморегуляции.
  • Склонность к появлению вегето-сосудистых нарушений.

Как лечить нервозность у детей?

Ребенок сам не сможет справиться с теми проблемами, которые у него возникли. Ответственность лежит на взрослых за то, вылечится ли их ребенок от нервозности. Для начала нужно обратиться к специалисту, чтобы тот осмотрел ребенка и предложил свои варианты устранения проблемы.

От родителей требуется:

  1. Организация нормального режима дня для ребенка, чтобы он успевал и поактивничать, и отдохнуть.
  2. Организация правильного питания, чтобы организм получал все необходимые элементы.
  3. Поддержка и понимание. Родители должны научиться слушать ребенка, особенно если он уже достиг трехлетнего возраста, поскольку он начинает требовать к себе такого же уважения, как и любая личность.
  4. Пересмотрение списка ограничений. Ребенок не должен постоянно слышать «нельзя» и «нет». Родители должны изменить тактику своего воспитания.
  5. Предоставление успокаивающих отваров. Здесь можно использовать травяную народную медицину.
  6. Ограничение количества игрушек. Когда малыш постоянно окружен многочисленными игрушками, это может вызывать у него возбудимое состояние.
  7. Предоставление созерцания природы: бегущая вода, горящий костер, принятие ванны и пр.

Хороший способ устранения нервозности – устранение той причины, из-за которой она возникла. А причиной нередко являются родители, которые не уделяют внимания и любви к своему ребенку.

Также нужно пройти сеансы у психотерапевта, который, скорее всего, воспользуется арт-терапией для восстановления душевного равновесия ребенка и устранения тех психологических проблем, которые привели к нервозности.

Хорошо прибегнуть к комплексному лечению ребенка, а не использовать лишь один метод. Также поможет в устранении нервозности совместный досуг родителя с ребенком. Ничто так не сближает людей, как совместное времяпрепровождение. Можно с ребенком погулять, вместе почитать книжку, посмотреть мультик, сходить на природу и пр. Если ребенок будет часто проводить время с родителями, его уровень тревожности снизится.

Как в итоге устранить нервозность?

Нервозность у детей часто становится фактором неправильного поведения родителей с ними. Часто взрослые не замечают, в чем нуждаются их дети и чего теперь хотят от них. Отсутствие внимательности и инициативы выслушать желания своего ребенка приводит к тому, что ребенок «закипает», словно чайник.

Самостоятельно малыш не сможет справиться с собственной проблемой. Вот почему родители должны взять на себя обязанность решить возникшую проблему вместе с ребенком, который будет теперь получить внимание, заботу, поддержку и понимание со стороны мамы и папы. Поскольку не всегда родители понимают, что происходит, хорошо, если они будут консультироваться со специалистом о методах устранения проблемы.

Оцените статью
Добавить комментарий