Отношения между родителями и детьми в семье

Содержание

Отношения между родителями и детьми в семье

Откуда берутся непослушные дети и злые родители

Приветствую, дорогие читатели. Всем нам знакома роль и ребенка, и родителя. Как часто мы исполняем эту роль с ошибками, даже не осознавая этого.

В эту жизнь ребенок приходит имея только инстинкты для выживания. Мы рождаемся с темпераментом, а характер уже дело наживное. Способность любить, сочувствовать, уважать приходит к нам не сразу.

Ребенок словно чистый лист, его можно испортить, а можно создать шедевр. К сожалению, не все родители это понимают и делают много судьбоносных ошибок в воспитании.

В этой статье хочу расскажу вам какие бывают отношения в семье, можно ли прекратить передачу вирусных ошибок в воспитании детей и вырастить счастливое поколение.

Эхо предков

Проблемы между родителями и детьми были всегда. У разных поколений были свои подходы к воспитанию.

Долгое время наши предки не ценили жизнь детей и считали, что взрослый человек куда важнее и полезнее. В некоторых культурах даже было распространено детоубийство и это не считалось преступлением. Потом отношения чуть улучшились, но только в том, что стала цениться сама жизнь, но также должного внимания и прав отпрыски не получали.

Только относительно недавно, мир перевернулся и осознал, что детство важная составляющая жизненного цикла и заслуживает не только понимания, но и защиты. Но как всегда не обошлось без фанатизма и сейчас мы видим, что «ребенок-центр семьи» и иногда родители перегибают палку.

И если вам кажется, вас и ваших детей не касается то, что было в головах у людей в 1580 года, то вы очень ошибаетесь. Эхо воспитания тех времен доноситься до нас до сих пор. Поэтому давайте искать золотую середину и переставать платить за ошибки предков.

Отвечать за все взрослым

Мы часто слышим от окружающих, что дети — это цветы жизни и настоящее счастье. Я вас огорчу, но, эта установка в последующем ломает не одну детскую психику. Они расплачиваются за ваши неоправданные ожидания от семейной жизни.

Все родители хотят послушных и умных детей. А вот детям сначала все равно какие ему родители достались и только став взрослым, человек начинает анализировать свои взаимоотношения с родителями и что в итоге вышло из совместно прожитых лет.

Поэтому первое, что стоит понять, только взрослые женщина и мужчина, способны принять решение иметь детей или нет и нести ответственность за это. Ребенок не может повлиять или изменить ситуацию, он не наделен способностью решить ваши проблемы.

Как я уже говорил, характер это приходящее к каждому, мы рождаемся всего лишь с темпераментом. И уже родитель своим воспитанием лепит то, что будет с нами всю жизнь. Поэтому в проблемах семейных отношений я буду обращать больше внимания на отца и мать.

Но это не значит, что это касается вас только как родителей, ведь вы тоже дети своих создателей и с этой стороны тоже полезно проанализировать.

Созидатели счастья

Нужно отметить, что конечно же не существует идеальных отношений между родителями и детьми. В каждой семье свои принципы, традиции и ценности, также как у каждого человека свое понятие идеала. Но как-то же нужно понимать, когда у вас все хорошо, а когда плохо.

Для этого в практической психологии существует всего один критерий для оценки политики каждой семьи. Счастливы ли мать, отец, ребенок? Это единственное и главное, что позволяет нам понять правильность выбранного пути.

Предлагаю вам ответить сейчас на четыре вопроса. Ответы лучше записать.

  1. Что такое в вашем понимание сложные отношения с родителями? Не нужно пытаться дать определение, просто запишите свое мнение.
  2. Постарайтесь вспомнить, когда и в связи с чем начались проблемы в ваших отношениях. Подсказка: они могут появиться в любом возрасте, и в пять лет, и в подростковом возрасте и тогда, когда вы стали жить отдельно.
  3. Как эти проблемы сказались на вашей жизни? Например, мать одолела меня своей чрезмерной опекой, и я теперь не умею самостоятельно принимать решения.
  4. Какие у вас отношения с родителями сейчас и поменялись ли они после того как вы стали самостоятельными.

После ответов на эти вопросы у вас должна сложиться картинка, которую вы способны проанализировать сами.

А теперь главный вопрос, счастливы ли вы?

На первый взгляд может показаться что ваше счастье зависит не только от матери и отца. Существует еще множество факторов влияния на это. Но основа для вашего благополучия кроется как раз в тех ценностях и традициях в которых вы воспитывались.

Виды отношений

Как относятся родители с ребенком в семье зависит от взглядов на воспитание. Давайте рассмотрим их какие они бывают.

  • Тирания прикрытая любовь и заботой. Любимая фраза «мне лучше знать, я старше и опытнее. Я берегу тебя от ошибок». Родитель превращается в надзирателя и контролирует каждый шаг. Излишняя опека над ребенком приводит к тому что он став взрослым не приобретает самостоятельность и жизнь его ломает.
  • Чрезмерное давление авторитетом. Убеждение что правы только родители и их мировоззрение является истинным. Это, наверное, самое распространенное. Мама мечтала быть врачом, но сама так этого не добилась. Теперь она знает кем хочет стать ее ребенок даже не спрашивая его об этом. Вот каково жить самой занимаясь нелюбимым делом она понимает, и дитю она этого конечно же не желает, но вот к этому подводит. Как правило, никто не считается с желаниями ребенка, ему никто не доверяет принятие решения.
  • Кнут без пряника. Сплошная жестокость, неуважение и постоянные упреки. Взаимопонимание между родителями и детьми отсутствует. Только потребительское отношение. Мать с отцом должны только обеспечивать необходимым, а ребенок выполнять свои обязанности. Право на ошибку исключено. Такое приводит к проблемам с самооценкой человека во взрослой жизни и как правило, родственники просто перестают общаться.
  • Дружба между родителями и детьми. Это легкие отношения, есть доверие к друг другу. Взрослые всегда ищут общие увлечения и интересы, хотят чтобы с ними было интересно. И вроде бы все хорошо в таких отношениях, но главное не перегнуть палку и не потерять авторитет и субординацию. Иначе грозит это тем, что он просто не будет понимать почему вы имеете право его ругать, запрещать и решать за него. Друзей мы приобретаем в течении жизни и это уже совсем другая социальная роль.
  • Наставничество. Это идеальные отношения родителей и детей. Все счастливы и в семье полная гармония. Отец и мать выступают проводниками и помощниками. Готовы всегда прийти на помощь, никогда не ругают за ошибки и более того, дают их совершать. К детям относятся с уважением и считаются с их мнением. В итоге, родителям не придётся бояться старости, их никто не бросит.

Ошибки в воспитании подрастающего поколения

Отдельно хочу поговорить о том, кто кому что должен.

Я знаю в российском законодательстве, а именно семейным кодексом прописаны права и обязанности всех членов семьи. Также закреплена ответственность и детей, перед престарелыми родителями. Отец или мать могут через суд добиться алиментов для себя. Конечно, это страшный сон для всех них, и чтобы не доходило до такого, нужно правильно воспитывать своих отпрысков и не портить с ними отношения.

Так вот что я хочу сказать, дети родителям ничего не должны. Это неправильно, ждать и требовать от них что-то. В этот мир они приходят по воле взрослых. И нужно создать такую жизнь, чтобы ребенок сам осознал чувство благодарности за это и тогда не придется ни о чем просить.

Для вас я составил чек-лист распространенных ошибок в воспитании. Прошу вас смотреть на него и со стороны ребенка, возможно и к вам применялись эти упущения.

  1. Чрезмерная строгость. Взрослые люди считают, что такие условия способствуют закалке характера. Выслушать проблемы, похвалить и поддержать — это слюнтяйство для них. В таких условиях дети просто должны добиваться любви родителя и ощущают постоянное чувство вины перед ними.
  2. Запугивание. За каждый проступок следует наказание, без выяснения причин. Причем каждый раз обещая, в следующий раз более страшное наказание. Это приводит к вечному вранью и недоверию в отношениях. Большая разница между уважением и страхом перед человеком.
  3. Постоянная критика. Чрезмерные упреки и осуждения — это такой вид эмоционального насилия, которое приводит к психическим расстройствам во взрослой жизни. Таким поведением невозможно стимулировать человека быть лучше.
  4. Манипуляция. Записывать ребенка в вечные должники и постоянно говорить скольким пожертвовали ради них. Тем самым еще требуя постоянного внимания, привязывая их всяческий к себе. Все это наделяет взрослого чувством вины и заставляет жертвовать своими интересами ради благополучия родителей.
  5. Молчание в виде наказания. «Я с тобой больше не разговариваю!». Самое глупое что может придумать инфантильный человек. Оградить и оставить ребенка наедине с проблемой не очень умно.
  6. Лишение личного пространства. Если проявлять неуважение к детям, то не стоит ждать в ответ иного. Считать, что все что у них есть, принадлежит вам. Читать переписки, заходить в комнату без стука. И самое мое «любимое» рассказывать соседям, родственникам, все что происходит у ребенка. Не надо думать, что рассказав о полученной двойке тёте Вале, вы занимаетесь воспитанием. Итог этого не заставит вас долго ждать, дети сразу закрываются, врут и тихонько ненавидят взрослых.
  7. Эмоции под запретом. «Девочки себя так не ведут, мальчики не плачут, хватит кричать!». Знакомые фразочки? Когда взрослый человек сдерживает эмоциональное напряжение это приводит к депрессии и психическим расстройствам. Так чем же дети это заслужили?
  8. Постоянные нагрузки домашними обязанностями. Особенно мамы дочек очень ждут, когда же помощница вырастит. Приучать к труду нужно тоже правильно. Если домашние дела занимают больше времени чем учеба, игры, общение с друзьями, то человек просто лишается счастливого детства. В это время у него еще есть возможность избежать этих хлопот, а вот в самостоятельной жизни уже не получится. Таким образом можно наоборот воспитать ненависть к труду.
  9. Реализовывать свои мечты через детей. Ладно еще если папа купил сыну машинку своей мечты, это безобидно. Но вот отправлять его на футбол, потому что сам так и не научился играть и из-за этого у него были комплексы, уже эгоизм. К этому вдобавок еще приучают детей к тому что окружающий мир не хочет принимать их желания. Например, утверждать, что профессия художника никому не нужна и не приносит много денег, надо идти учиться на врача, это всегда в почёте. Это очень страшно, жить не своей жизнью. Этим просто ломают судьбу человека.
Читайте также:  Умиротворённость - что это такое, как её достичь

Что можно сделать

Мы рассмотрели какие бывают отношения детей и родителей в семье, проблемы и ошибки. Теперь хочу дать вам несколько рекомендаций.

Советы взрослым детям

  • Вы вправе стать/не стать таким как твой родитель. Хочешь дальше соблюдай ценности и традиции из твоего детства, а хочешь создавай свои.
  • Иногда стоит поставить себя на место старших. Это помогает понять причину непонятного поведения.
  • Уважайте старость и родителей. Как бы тяжело это ни было. Родители дали вам все что смогли, и пусть они могли больше, но у них тоже могут быть свои проблемы и комплексы.
  • Стремитесь к самостоятельной жизни. Только выйдя в свободное плавание у вас будет возможность узнать другой мир, найти себя, обрести истинное счастье.
  • Перестать испытывать чувство вины и не стараться решить все проблемы родителей. Родители сами выбрали свой путь и им нести этот «крест».
  • Самое главное! Не нужно требовать того что вам недодали, не надо заставлять признавать ошибки и нести ответственность за них. Проявите терпение. Теперь вы можете управлять своей жизнь сами и у вас всегда есть возможность работать над собой.

Советы родителям

  • Вспомните все что причинило вам боль в детстве. Вы как никто другой прочувствовали ошибки в воспитании, которые возможно сами и совершаете теперь. Любите, уважайте, цените детей. Каждый из них это личность, которая имеет такие же права, как и вы.
  • Только через взаимодействия родителей и детей можно добиться целостности семьи. Впускайте их в свою жизнь, дайте им право голоса.
  • Делая ребенка счастливым, вы развиваете в нем чувство благодарности и уважение к вам.
  • Чтобы избавиться от последствий негативного воспитания родителей, обрести самостоятельность и сделать счастливой жизнь своих детей рекомендую для этого медиативный курс «новая жизнь» . Он поможет проработать над всем эти на подсознательном уровне.

И помните, став взрослым человеком у вас появляется огромные возможности исправить все и создать счастливую жизнь. Главное захотеть и признать, что есть проблемы.

Для приятного и полезного размышления над этой темой хочу посоветовать вам несколько фильмов о непростых взаимоотношениях между родителями и детьми. Уверен, вы выберите что-то для себя на вечер.

Желаю здоровья вашим семейным отношениям. Лучшая благодарность для меня, если вы поделитесь этой статьей и подпишитесь на мой блог.
До встречи!

Отношения со взрослыми родителями

Отношения детей и взрослых родителей основываются на любви, уважении и общих интересах. Только при наличии этих составляющих можно достигнуть гармонии и взаимопонимания. Однако, в жизни ситуация часто выглядит иначе: непонимание, взаимные претензии приводят к конфликтам, провоцируют скандалы. Ответственность за отношения в равной степени лежит на обеих сторонах, поэтому работать над улучшением должны и дети, и родители одновременно. Мириться, замалчивать проблему неправильно, конфликт лучше уладить на стадии зарождения, пока не будет слишком поздно. Как наладить отношения с родителями взрослым детям, научиться прислушиваться и получать удовольствие от общения, сегодня поговорим в статье.

Виды отношений родителей и детей

Психология отношений со взрослыми детьми принимает различные формы, которые, по – сути своей, не являются любовью. В зависимости от страхов, индивидуальных особенностей человека, его восприятия окружающего мира формируется определенная поведенческая модель, которая может выражаться в:

  • чрезмерной опеке. В стремлении оградить от сложностей внешнего мира, родители превращают свое ребенка в жертву. Даже когда человек вырастает, он не способен самостоятельно принимать решения, не готов к взрослой жизни, ответственности за принятые решения;
  • тотальном контроле, навязывании своего мнения, воли. Причин для подобного поведения несколько: боязнь одиночества, стремление самореализоваться, желание быть главным;
  • полном безразличии. Возможны отношения и в таком формате. Вызвать это может психологическая или физическая травма (сложные роды, тяжелое детство, прошлые обиды пр.);
  • ненависти. В агрессивных семьях вырастают забитые, замкнутые люди, которые воспринимают окружающий мир через призму опасности. Они могут общаться с другими, заводить знакомства и даже семьи, но любая попытка откровенного разговора делает их скованными, закрытыми;
  • моральном подавлении. Родители продолжают диктовать правила, постоянно оскорблять, критиковать, навязывать свое мнение;
  • стремлении вырастить копию. Родители, которые пытаются осуществить в повзрослевших детях свои нереализованные планы, получают взрослых, недовольных жизнью, не знающих своего места, живущих не по своему сценарию.

Это лишь самые распространенные варианты поведения. Они могут отличаться, проявляться по-разному в зависимости от психотипа человека, его представлений о «правильном воспитании». Почему здесь нет любви? Строить нормальные отношения со взрослым человеком, основанные на доверии и взаимопонимании намного сложнее, чем просто скопировать модель, в которой выросли родители сами. Если человек воспитывался в атмосфере любви, поддержки и понимания, он несет эти качества во взрослую жизнь. Но, к сожалению, таких семей меньшинство. Старайтесь не обвинять родителей в собственных неудачах, неправильном воспитании. Зачастую, они просто не знали, что возможен другой сценарий развития отношений. Простите, постарайтесь увидеть в них людей, достойных любви и вашей заботы.

Причины недопонимания

Прежде чем налаживать взаимоотношения, нужно разобраться в причинах, которые вызвали отстранение. Наиболее распространенными предпосылками для ухудшения отношений являются:

  • неоправданные ожидания родителей. Они попрекают в том, что дети не соответствуют их представлениям об идеале. Недостаточно престижная должность, невысокая зарплата, неумение слушать, нежелание проводить вместе свободное время: вариантов множество. Когда дети становятся взрослыми, родители боятся, что останутся одни, им не будет, о ком заботиться, поэтому начинают требовать к себе внимания. Постарайтесь проводить больше времени вместе, чаще звоните, это уберет лишние беспокойства;
  • претензии детей. Стремление к самостоятельности, нежелание слушать советы, несовпадение интересов становятся камнем преткновения в отношениях. Повзрослевшие дети не хотят проводить свободное время в родительском доме, стремятся самостоятельно принимать жизненно-важные решения без вмешательства посторонних;
  • эгоизм взрослых детей по отношению к родителям. Желание быть постоянно рядом, оградить свое чадо от сложностей, помочь в любой ситуации приводит к тому, что в семье вырастает эгоист, который считает, что родители должны выполнять его малейшие желания. Дети привыкают, что родители всегда придут на помощь и существуют исключительно для выполнения просьб. В этой ситуации важно понимать, что мама и папа – взрослые самостоятельные люди, у которых собственная жизнь, интересы. Они не должны (могут, но не должны) помогать повзрослевшим отпрыскам;

  • вмешательство в личную жизнь. Некоторые мамы (папы реже) считают, что имеют полное право контролировать и вмешиваться в дела детей, они дают указания, советуют, кого выбрать в партнеры, куда тратить деньги и пр. Подобное поведение объясняется благими намерениями, но мамы игнорируют, что это не их жизнь и выбор делать не им. Они часто упускают тот момент, когда нужно стать другом, который готов помочь только в случае необходимости, по просьбе. Детям достаточно знать, что у родителей все хорошо, они здоровы, счастливы и всегда поддержат при необходимости. Непрошеные советы раздражают, становятся причинами конфликтов. Отнеситесь терпимее, помните, что за навязчивыми советами кроется желание помочь.
  • Совет: когда родители думают, что вы поступает неверно, успокойте их и объясните, что любое решение, действие – результат полученного воспитания. Все, что вам дали в детстве, вы реализуете сейчас, поэтому критика, нравоучения уже неуместны. Спокойное обсуждение и взаимное уважение позволит избежать ссор и сгладить конфликт.

    Мамы часто забывают о себе и продолжают жить жизнью детей, даже когда те выросли. Чтобы границы не нарушались, важно наполнить смыслом существование родителя. Помогите заняться спортом, найти хобби, отправиться в путешествие. Тогда вы увидите в маме личность, проникнетесь уважением, интересом.

    Существуют ли обязанности родителей по отношению к взрослым детям? Безусловно! Быть здоровыми, счастливыми и поддержать в случае необходимости (морально или финансово зависит от ситуации).

    Как наладить отношения

    Прежде всего, обеим сторонам нужно запастись терпением и пониманием. Родители всегда опираются на жизненный опыт, который отрицают дети. Нужно научиться прислушиваться друг другу, быть терпимее. Психологи рекомендуют:

    • найти общие интересы. Если их нет, найти хобби: фотография, кино, фитнес, пр. Когда у людей есть темы для разговора, найти точки соприкосновения намного проще;
    • говорить больше. Здоровая психология отношений предполагает общение;
    • заменить позицию во взаимоотношениях «ребенок – родитель» на «взрослый – взрослый». Подобный прием поможет исключить позицию доминирования. Чтобы достичь понимания, нужно быть готовым выслушать, принять совет, поддержать, если это нужно;
    • какое бы решение вы не приняли – это ваша жизнь, у вас есть полное право распоряжаться ею как угодно. Советуйтесь с родителями, прислушивайтесь к их мнению, но решение всегда принимайте самостоятельно и несите за него ответственность;
    • позвольте себе делать ошибки. Это опыт, фундамент дальнейшей жизни, от прочности которого зависит успех;
    • позвольте ошибаться второй стороне, признайте ее право на ошибку. Совет одинаково актуален для детей и родителей. Вместо упреков «а я предупреждал/ла», окажите поддержку, проявите понимание. Взаимоуважение – отличный фундамент для крепких отношений;
    • обеим сторонам лучше отказаться от эгоизма. Попробуйте понять, чего хочет близкий человек, в чем ему можно помочь, быть полезным. Не думайте только о том, что важно вам, учитывайте интересы других, тогда договариваться будет намного проще;
    • взрослые дети – отличная возможность для родителей заняться собой, собственной жизнью. Помогите им найти увлечение, заняться спортом. Тогда они станут интересными собеседниками, друзьями, с которыми интересно проводить время, достойными восхищения и любви.

    В период восстановления теплоты отношений, дети должны учитывать возраст родителей, относиться к нему снисходительно, с терпением и пониманием. Семейная история сложная и запутанная, известная только ее участникам. Детям важно помнить, сколько любви, понимания и терпения потребовалось родителям, чтобы вырастить счастливого и самостоятельного человека.

    Психология взаимоотношений – это школа, в которой все должны кропотливо работать для достижения положительного результата.

    Взаимоотношения родителей и детей

    Взаимоотношения родителей и детей – комплексная система взаимоотношений, предмет изучения психологии родительства, целью которой является определение механизмов развития связей между родителями и детьми, взаимного влияния поколений друг на друга, а также профилактика психологических проблем взаимопонимания родителей и детей. Сложности взаимоотношений родителей и детей являются наиболее частой причиной обращения семей к психологам. Современный институт семьи переживает кризис. Нестабильность семейных отношений, утрата умения и желания воспитывать ребенка должным образом определяется рядом внешних и внутренних факторов. Какие факторы влияют на взаимоотношения между родителями и детьми? Какие основные ошибки допускают современные родители, которые критично сказываются на формировании личности ребенка?

    Взаимоотношения родителей и детей: общие теоретические понятия и взаимосвязи

    Не существует ни единой психологической теории, позволяющей выстроить идеальные взаимоотношения родителей и детей в силу индивидуальности характеров каждого из участников системы, обстоятельств, внешних и внутренних факторов. Выстроить идеальные человеческие взаимоотношения по определенной модели невозможно, однако изучая психологию родительства, постигая теоретические основы взаимоотношений родителей и детей, можно избежать многих ошибок.

    Родительство – проявление родительского инстинкта у человека поведенческого, эмоционального и социального характера. Осознанное родительство основывается на бессознательном инстинкте размножения, а также на социальных нормах, согласно которым семья является базовой ячейкой общества и характеризуется союзом мужчины и женщины, общностью быта, стремлением к рождению, воспитанию и социализации детей.

    Для ребенка семья – основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье в период раннего детства ребенок постигает основные модели социальных взаимоотношений (в том числе взаимоотношений родителей и детей на примере отношений родителей и старшего поколения). Детство – основной период развития человека, когда он учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Психологи полагают, что именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни.

    Читайте также:  Почему хочется плакать без причины - как от этого избавиться

    Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений.

    На становление личности ребенка влияют не только отношения его родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью, однако между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка.

    Атмосфера семьи может оказать влияние на ребенка в двух плоскостях: его личностном становлении (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), становлении его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Это влияние может проявиться как в раннем детстве (дошкольный, школьный возраст), так и в более зрелом возрасте в момент создания своей семьи либо сознательного отказа от создания своей семьи. Невозможно точно спрогнозировать, на каком этапе развития ребенка проявится эффект нездоровой атмосферы семьи, в которой вырос и был воспитан ребенок. Однако однозначно можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка.

    Ложно полагать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни.

    Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с квинтэссенцией собственных черт характера, манер и стилей поведения.

    Взаимоотношения между родителями и детьми: основные ошибки поколений

    Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью.

    Во многом взаимоотношения поколений определяются взаимопониманием родителей и детей, которое должно базироваться на лояльности и толерантности к потребностям ближнего. Основные ошибки, допускаемые взрослыми во взаимоотношениях родителей и детей, сводятся к тому, что в большинстве случаев родители переносят обиды, противоречия, конфликты, которые они пережили в периоды своего детства, в плоскость новых семейных отношений. Применение опыта прошлых отношений и поколений не является противопоказанием к построению новых связей, но в большинстве ситуаций психологи сталкиваются с проблемой бессознательного копирования моделей поведения своих родителей, повторения их ошибок, что сказывается на свободе каждого участника взаимоотношений, ущемлении его интересов, формировании заведомо нездорового отношения к институту семьи у детей.

    Родители и дети: психология взаимоотношений на практике

    Как построить правильные отношения родителей и детей психология взаимоотношений не расскажет, однако данная наука позволит изучить основные ошибки поколений и избежать их на практике. Основное правило, которое необходимо осознать родителям, относится к индивидуальности каждой ситуации и каждого участника семейных взаимоотношений, что позволяет утверждать, что слепое следование общепринятым моделям поведения в становлении взаимоотношений и взаимопонимания родителей и детей может не только оказаться неэффективным в конкретном случае, но и существенно усугубить ситуацию. В вопросе родителей и детей психология взаимоотношений предлагает лишь индивидуальный подход, при котором учитываются интересы всех сторон.

    Видео с YouTube по теме статьи:

    Психология взаимоотношений родителей и детей в семье

    Частыми клиентами у психологов являются родители и дети, психология взаимоотношений которых является очень сложной и неоднозначной темой. Но в ней обязательно нужно разобраться, чтобы уменьшить количество конфликтов в семье.

    Теория взаимоотношений

    Стоит начать с того, что человечество еще не создало такую психологическую теорию, пользуясь которой родители и дети могли бы построить безукоризненные отношения. Это невозможно, как минимум, из-за индивидуальных особенностей каждого участника системы, их характеров, всевозможных влияющих обстоятельств и факторов, которые касаются как взрослых, так и детей. Психология отношений с детьми подвергается воздействию множества факторов, некоторые из них остаются незаметными до последнего.

    Пользуясь какой-либо заранее приготовленной моделью, невозможно создать идеальные отношения. Психология общения с детьми еще не вышла на такой уровень, но это не значит, что ничего нельзя сделать, чтобы улучшить эти взаимоотношения. Родители и дети способны не совершать некоторые ошибки, обращаясь к теоретическим основам взаимоотношений системы «взрослый-ребенок».

    То, как проявляется родительский инстинкт у человека с поведенческим, эмоциональным и социальным характером, и есть родительство. Эта вполне осознанная часть каждого человека берет начало у бессознательного инстинкта размножения. Она также опирается на нормы социума, которые утверждают, что семья — базовая ячейка общества, для которой характерен союз мужчины и женщины, совместный быт, желание рожать, воспитывать и социализировать детей.

    Следует помнить, что основной средой, в которой дети будут обитать, развиваться и формироваться как личность, является семья.

    Ведь именно в условиях семьи происходит постижение основных моделей социальных взаимоотношений, которое начинается с самого раннего детства. Детство законно можно считать основным периодом развития человека, именно тогда он познает мир, осваивает новые механизмы познания и взаимоотношения людей. Психологами не раз было высказано мнение, что формирование базовых навыков, умений и черт характера происходит в детстве, а развивается на протяжении жизни.

    Не следует приуменьшать важность института семьи, ведь в детстве ребенок будет находиться в своеобразной изолированности от общества. На родителей возлагается огромная ответственность, так как именно они являются основным источником для детей, благодаря которому будут постигаться человеческие отношения.

    Влияние семьи на личность ребенка

    Когда идет процесс формирования личности ребенка, на него влияет не только отношение к нему родителей, но и то, как они ведут себя друг с другом. Например, если во время воспитания мать и отец уделяют в одинаковой степени достаточно внимания и времени своему ребенку, но между собой у них натянутые отношения, то это, несомненно, проявится в будущей жизни малыша.

    Можно выделить две плоскости, в которых семейная атмосфера оказывает свое влияние на ребенка:

    1. Становление личности. Сюда включаются проблемы психологического характера, возникающие комплексы, внутренние противоречия и страхи.
    2. Становление отношений в обществе. Сюда можно отнести тягу к одиночеству, основной причиной которой является стремление избежать проблем в отношениях с кем-либо.

    Такого рода влияние способно проявляться как в дошкольном/школьном возрасте, так и в зрелом, когда уже стоит вопрос о создании своей семьи или отказ от этого. Никогда нельзя точно предугадать время появления такого эффекта, причиной которому является нездоровая атмосфера в семье, в которой рос и воспитывался маленький человек. Но можно с полной уверенностью заявить, что такого рода атмосфера и проблемные отношения между родителями и детьми отразятся на жизни ребенка.

    Ни в коем случае нельзя думать о том, что для ребенка отношения между взрослыми непонятны и неважны. Возможно, ребенок и не поймет саму проблему, предмет спора или обстоятельства, но эмоциональный фон, созданию которого способствует та или иная ситуация, он точно воспримет.

    Для себя следует отметить способность ребенка перенимать от своих родителей черты характера, отношение к людям и ситуациям, модель поведения и даже тон голоса. Это такой маленький подражатель, который ориентируется на ближайших для него людей — родителей. В результате в сознательном возрасте он обзаводится теми чертами характера, манерами и стилями поведения, которые присущи его родителям.

    Влияние внешних факторов на атмосферу отношений между родителями и детьми весьма значительно. К ним можно отнести материальное положение семьи, условия проживания и положение в обществе. В то же время существуют и внутренние факторы, которые тоже вносят свой вклад во взаимоотношения. Таковыми можно считать культуру, воспитание родителей, наличие духовности и нравственности, отношения между членами семьи. Отношения родителей и детей зависят от образа жизни, который ведет семья, благополучия и достатка, уверенности и защищенности каждого ее члена, поддержки и развития.

    Взаимопонимание между поколениями тоже является одним из существенных факторов, оно должно стремиться быть лояльным и толерантным к нуждам ближнего. Среди основных ошибок, которые допускают взрослые, проявляется тенденция переносить обиды и конфликты, пережитые ими в своем детстве, на поприще свежесформированных семейных отношений. Нельзя однозначно утверждать, что применяемый опыт предыдущих взаимоотношений и поколений противопоказан в условиях новых. Однако в большинстве случаев психологами наблюдается печальная картина: люди бессознательно копируют модель поведения родителей, повторяют их ошибки. Все это отражается на свободе всех участников этих отношений, ущемляются их интересы, формируются изначально исковерканное понимание и неверное отношение касательно института семьи у ребенка.

    Практика налаживания взаимоотношений в семье

    Многие напрасно надеются на то, что стоит начать читать книгу по психологии отношений, как все сразу само наладится. Увы, это далеко не так. Предстоит много и упорно работать над собой и отношениями.

    Никто не в силах четко описать универсальную последовательность действий, которая приведет к построению правильных отношений между родителями и детьми. С помощью изучения психологии взаимоотношений можно изучить факторы возникновения и последствия основных распространенных ошибок, тем самым избежав их или снизив вероятность появления.

    Родителям следует осознать основное правило, суть которого заключается в индивидуальном подходе к каждой ситуации и каждому участнику отношений. Если слепо следовать принятым моделям поведения и основывать на них построение взаимоотношений и понимания между родителями и детьми, то это окажет пагубное воздействие не только в конкретном случае, но и в ситуации в целом.

    Психология взаимоотношений родителей с детьми предполагает сугубо индивидуальный подход, который бы учитывал интересы всех участников. В этом деле важно научиться внимательно слушать друг друга и правильно говорить.

    Сложная психология отношений матери и взрослого сына: советы

    Родительские директивы или как родители программируют на неудачу

    8 советов психолога мамам-одиночкам: вы тоже имеете право на личную жизнь

    Взаимоотношения между родителями и детьми в семье

    Рубрика: 11. Семейная педагогика

    Дата публикации: 22.11.2017

    Статья просмотрена: 6355 раз

    Библиографическое описание:

    Абраменкова Н. Ф., Асланиди В. А., Лукина М. В., Манцева А. Ю., Ускова Н. М., Чугунова О. Е. Взаимоотношения между родителями и детьми в семье [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — С. 186-189. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13334/ (дата обращения: 06.03.2020).

    С момента появления малыша на свет начинаетсяразвитие взаимоотношений между родителями и ребёнком. С маленькими детьми обычно отношения складываются легко. Ребёнок очень сильно зависит от мамы, она всегда заботиться о нем. Между ними теплая и прочная связь. Родители и дети связаны ежедневным и частым общением друг с другом. Такие контакты способствуют развитию доверия, душевного единения, согласованности действий и стремлений в жизни. В основе отношений лежат чувства родительской любви и заботы, чувства материнства и отцовства и привязанности детей к родителям. Чтобы никогда не потерять доверие и теплые чувства друг к другу, родители должны поддерживать ребёнка во всех возникающих у него сложностях и трудностях. Но часто этого и не происходит. Взрослому очень непросто, находясь дома, отрешиться от своих проблем и переключить своё внимание на ребенка. Отсюда непонимание, появление у ребёнка чувства обиды, неудовлетворенность своими взаимоотношениями с родителями. Нежная и хрупкая душа ребенка требует к себе особого бережного отношения, а самое главное, он каждую минуту должен видеть, осознавать, чувствовать, что его любят таким, каков он есть. По мнению российского психолога Ю. Б. Гиппенрейтер, ребенок должен чаще слышать слова: «Как хорошо, что ты есть на свете!», «Мы так рады видеть тебя!».

    Читайте также:  Интуиция - это что такое, как развить интуицию?

    Малыш должен быть уверен, что он очень нужен в этом мире. Ему необходимо знать, что бы рядом всегда были любящие и понимающие взрослые.

    Мир взрослого и мир ребёнка — две вселенные, но в семье эти два мира должны не просто существовать, а взаимодействовать друг с другом. «Дети — это мира нежные загадки и в самих загадках кроется ответ…» эти строки М. Цветаевой имеют глубокий смысл. Люди всегда рады видеть маленьких детей. Их появление вызывает множество улыбок и внимания. Дети являются сильным источником счастья. Но ребёнок является величайшей загадкой, он не похож на взрослых, так как мыслит, чувствует, воспринимает окружающее не так как они. Взрослым необходимо знать и понимать это.

    К сожалению, в последние годы происходит подмена истинных ценностей ложными, искажение морали — всё больше отделяет общество от того высокого и вечного, на чем всегда держалась жизнь. Согласно концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и другие) стремление человека к защищенности является одной из важных жизненных потребностей. Защита прав и интересов детей в России отражена в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании РФ» и «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», в Указе № 701 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Первичным институтом защиты ребенка выступает семья. Только вместе с семьей можно решить великую задачу — воспитать достойного, успешного, здорового духовно и физически человека.

    Для ребенка семья — основная среда обитания, развития и психологического становления. Именно в семье, в период раннего детства ребенок учится познавать мир, постигает основные механизмы познания, основы взаимоотношений между людьми. Именно в детстве закладываются основные навыки и умения, психологические качества характера человека, которые он лишь развивает в течение всей последующей жизни. Институт семьи крайне важен для ребенка, так как период детства характеризуется частичной изоляцией от общества. Родители для ребенка являются основным источником постижения человеческих отношений (взаимоотношений родителей и детей, отношений родителей и старшего поколения). На становление личности ребенка влияют не только отношения родителей к самому ребенку, но также и отношения родителей между собой. Так, если ребенок получает достаточно внимания от отца и матери, оба родителя принимают одинаково активное участие в его воспитании, ребенок окружен заботой и любовью. Но бывает, что между самими родителями возникают напряженные отношения, то такая ситуация найдет свое отражение в дальнейшей жизни ребенка. Атмосфера семьи может оказать влияние на личностное становление (психологические проблемы, внутренние противоречия, комплексы, страхи), на становление его отношений в социуме (тяготение к одиночеству во избежание проблем взаимоотношений). Можно утверждать, что нездоровая семейная атмосфера, сложные взаимоотношения родителей и детей найдут свое отражение в будущей жизни ребенка. Ошибочно думать, что ребенок не воспринимает отношения взрослых, что ему не дано понять большинства проблем взрослой жизни. Как правило, ребенок больше восприимчив не к ситуациям, конфликтам, предметам, обстоятельствам, а к эмоциональному фону, сопровождающему ту или иную ситуацию его жизни. Следует понять, что ребенок является своего рода подражателем, основы его характера, поведения, отношения к людям он перенимает у своих родителей, притом начиная постигать азы отношений с младенчества (тон голоса в разговоре с теми или иными членами семьи, четкие модели поведения в определенных ситуациях). В итоге, к сознательному возрасту, когда ребенок проявляет первые личностные черты, родители сталкиваются ни с чем иным, как с проявлением собственных черт характера, манер и стилей поведения.

    Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются внешними факторами, к которым относятся материальное благополучие, жилищные условия, социальный статус семьи. К внутренним факторам, определяющим взаимоотношения между родителями и детьми, относятся культура и воспитание родителей, духовность и нравственность, осознание духовной ценности семьи, брака, отношений между близкими. Взаимоотношения родителей и детей во многом определяются образом жизни семьи, благополучием и достатком, чувством спокойствия и уверенности, защищенности каждого члена семьи, его желанием поддерживать и развивать семью. Современные мамы и папы стараются дать ребёнку то, что сделает его обеспеченным, защищенным, предоставит ему преимущество перед другими. И очень мало заботятся о внутреннем мире ребенка. Беседы с детьми об их времяпрепровождении дома показали, что дети предоставлены сами себе. Конечно, родители наблюдают за ними со стороны, но в своих действиях дети одиноки. Чаще всего ребёнку даётся планшет, раскраски, множество игрушек. Но это быстро надоедает, и дети всеми способами стараются привлечь внимание, так как им необходимо общение с родителями. Родители же не всегда стремятся понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности. Проанализировав свои наблюдения за взаимоотношениями родителей и детей, мы пришли к выводу, что родители не обладают знаниями теоретических основ воспитания самостоятельности у ребенка, не знают эффективных методов воспитания самостоятельности у ребенка в семье, не придают значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка, не уделяют внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности. Родители не умеют строить взаимоотношения с ребенком, часто оценивают деятельность ребенка неадекватно, не поддерживают его самооценку, с трудом определяют эмоциональное состояние ребенка, часто выбирают неадекватные способы общения с ним, не умеют устанавливать партнерские взаимоотношения с ребенком. Определив степень трудности во взаимоотношениях родителей и детей, мы решили оказать родителям помощь в правильном построении отношений с своими детьми. Были проведены мастер — классы для совместного досуга родителей и детей. Очень понравились родителям памятки по проведению партнёрских и подвижных игр. С помощью психолога, провели ряд лекций, бесед о необходимости изменения отношений с детьми.

    До родителей доводилось понимание, что у детей свои взгляды на жизнь, что они что-то говорят, часто непонятное. Это всё нужно оценивать и серьёзно воспринимать. Если ребёнок сказал что-то глупое, то не нужно смеяться или ругаться. Наоборот, нужно осмыслить это, и, если необходимо, попытаться направить его в нужное русло. Нельзя смеяться над ребёнком или не слушать его. Когда ребёнок видит, что его выслушивают и пытаются понять, то он начинает раскрываться, потому что видит, что его принимают таким, какой он есть. Такие отношения между родителями и детьми — начало правильного воспитания. Если родители так обращаются с ребёнком, то он начинает чувствовать защиту, и в трудную минуту он будет обращаться к родителям. Такое поведение родителей является началом уважения к детям. Когда ребёнок видит, что родители его полностью понимают, то он не будет бояться подходить и задавать вопрос. В такой момент родителям необходимо отложить все свои дела и ответить на поставленный вопрос. Если родители выслушивают ребёнка, отвечают на вопросы, то у них появляется возможность стать для ребёнка старшим или наставником, к которому всегда можно обратиться и выслушать мудрый совет. Необходимо делиться своим жизненным опытом и накопленными знаниями, чтобы ребенку было легче справляться с проблемами. Не следует указывать ребенку как именно нужно поступать в различных ситуациях, достаточно просто интересоваться и принимать участие в жизни ребенка, чтобы он учился самостоятельно преодолевать трудности и получал собственный жизненный опыт. Рекомендовано чаще обнимать своего любимого ребенка. В объятиях он чувствует любовь и защиту. Детям такого возраста нужны тактильные контакты.

    Исследования детских психологов показывают, что востребованность в объятиях у малышей в день — не менее восьми. Ребенка нужно хвалить. Чем чаще, тем лучше. Лесть и фанатизм в этом деле будут лишними — ребенок сразу почувствует фальшивые нотки. В теории воспитания и обучения детей данной возрастной категории считается, что похвала повышает самооценку, а также мотивирует детей на добрые дела и самосовершенствование. Малыши-дошкольники должны расти оптимистами. Детей нужно научить воспринимать окружающий мир позитивно, поскольку мир к позитивным людям относится благосклонно. Любая, даже неприятная ситуация, должна становиться уроком, давать жизненный опыт. Взрослым нужно обязательно интересоваться жизнью ребенка, расспрашивать его о жизни вне дома, о взаимоотношениях со сверстниками. Ребёнок с самого раннего возраста должен научиться доверять родителям. Положительным моментом такого общения является обучение ребенка разговорной речи и умению вести диалог. С детьми нужно много говорить. Любое образование начинается со слов. Он должен научиться слышать взрослого, уметь высказать свои проблемы. Детям следует прививать чувство ответственности. В силу своего возраста он не всегда понимает, что значит отвечать за свои поступки, за порученное дело. Научите его этому в семье. Как учить? Только своим собственным примером. Пусть малыш отвечает за уборку своих вещей, пусть учится ухаживать за домашними питомцами. Подрастая, он будет знать, что в жизни любому человеку приходится за что-либо нести ответственность за других людей, за свои дела и поступки.

    Необходимо развивать у ребенка стремление к изучению нового, удовлетворять и поощрять его стремление к знаниям. Пусть ребенок играет в разные полезные игры развивающего характера, смотрит энциклопедии, читайте ему интересные книги, стимулируйте тягу к познанию нового. «Действительное понимание общественного опыта возможно лишь при условии включения ребёнка в проблемные ситуации, где он сам действует как субъект, сам видит вопросы и проблемы, над которыми трудились другие люди и трудятся современники и сам включается в процесс решения, в общий поток творческих поисков и усилий. Без такой самостоятельной включенности ребёнка в творчество не может быть истинного понимания или адекватного усвоения никаких фрагментов человеческой культуры, как созидаемой и воспроизводимой непрерывно процессом предметной деятельности людей» — к такому выводу приходит Н. П. Батищева. (1905 год).

    Самое главное — любите своего ребенка, каким бы он не был. Любите его капризного и хандрящего. Не провоцируйте и не шантажируйте малыша любовью. От этого у детей начинают развиваться комплексы и возникает страх лишиться маминой любви. Мы все в ответе за детей, которых воспитываем собственными поступками, своими взглядами на мир. И великое счастье для ребёнка — идти по жизни с добрым и мудрым человеком, будь то мама, папа или хороший педагог — которые помогут быть малышу тем, как предназначено ему стать с момента рождения. Ведь каждый ребёнок имеет право быть счастливым сегодня, завтра, а не в будущем далеком. И задача педагогов социально педагогического отдела — оказание помощи родителям в создании в семье доверительных отношений и взаимопонимании.

    2. Минина А. В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.

    Оцените статью
    Добавить комментарий