Отношения в семье – социальные, детско-родительские, межличностные

Отношения в семье – социальные, детско-родительские, межличностные

Межличностные отношения в семье

Межличностные отношения в семье – главная ее составляющая, без которой институт семьи перестает существовать либо же становится дисфункциональным.

Межличностные отношения в семье: понятие

Межличностные отношения в семье опираются на два фактора: деловое партнерство и эмоциональные чувства. Деловое партнерство отвечает за хозяйственно – материальную составляющую семейных отношений – рациональное распределения общего бюджета, принятие участия в решении бытовых вопросов, удовлетворение первичных потребностей каждого члена семьи (обувь, одежда, еда).

Фактор эмоциональных чувств играет ведущую роль в семейных межличностных отношениях. Ведь семья – это, в первую очередь, тихая гавань, в которой человек обретает психологическую поддержку и восстанавливается после других общественных отношения.

Эмоциональность и психологическое взаимопонимание в семье – важный аспект воспитания ребенка, это способствует его адаптации к взрослой жизни.

Семейные роли

Семейные роли представляют собой устойчивые традиционные функции, которые закрепляются за каждым членом семьи. Ролевая структура каждой семьи предписывает права и обязанности человека, которыми он владеет, вступая в межличностные семейные отношения, в частности: как, что, где и когда делать, последовательность данных действий.

Понятие «роль» включает в себя убеждения, цели, социальные установки и чувства, которые предписывает человеку институт семьи. Семейные роли, которые закрепляются за человеком, должны гармонично сочетаться с ролями его партнера или ребенка и не противоречит им.

Главное условие гармоничной семьи – равенство ролей, несмотря на то, какое количество функций исполняет каждый субъект этих отношений. При дисфункции семейных отношений, семейные роли приобретают четко выраженный психологический характер, который ведет к крушению института семьи.

Каждый член семьи берет на себя одну из трех функций: тиран, жертва или спаситель. Особенно опасной дисфункция семьи является для ребенка, который может в других общественных отношениях исполнять заданную родителями роль.

Психологический климат семьи

Психологический климат семьи – это эмоциональный настрой, который возникает в ходе объединения душевных переживаний, настроения, отношения к миру и друг другу членов семьи.

Психологический климат семьи неразрывно связан с таким важным фактором как нравственно – идейные ценности определенной семьи и является ярчайшим показателем межличностных отношений ее членов.

Психологический климат творят исключительно члены семьи в процессе межличностных отношений. Основой благоприятного климата является обобщенность нравственных идеалов мужа и жены, что порождает идейную коллективную сплоченность всех субъектов семейных отношений.

Главными признаками положительного психологического климата в семье являются чувство защищенности, поддержки, эмоциональной удовлетворенности, ощущение принадлежности к семьи, ответственность и принципиальность.

Нужна помощь в учебе?

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Детско-родительские отношения в семье

Наталья Еремеева
Детско-родительские отношения в семье

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики.

Семейная среда-это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т. п. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобладающий в семье.

Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи – создание условий для воспитания здоровой личности. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками.

Одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «роли». Роль ребенка в системе семейных отношений может быть различной. Ее содержание определяется, главным образом, той потребностью родителей, которую ребенок удовлетворяет,а именно: ребенок может быть компенсацией неудовлетворительных супружеских отношений. При этом ребенок выступает в роли средства, с помощью которого один из родителей может усилить свою позицию в семье. Если данная потребность компенсации и усиления позиции удовлетворяется, то ребенок занимает место кумира.

Ребенок может быть знаком социального статуса семьи, символизируя ее социальное благополучие. При этом ребенок, выполняет роль объекта для социальной презентации; ребенок может быть элементом, который связывает семью, не давая ей разрушиться. В этом случае на ребенка ложится большая психологическая нагрузка, вызывая эмоциональное напряжение. Он начинает считать, что именно его поведение является причиной развода родителей, если такое событие действительно произойдет.

Ещё одним фактором, влияющим на развитие ребенка является отсутствие заботы о ребенке и социально-педагогическая запущенность. Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т. п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием.

В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.

Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

Чаще всего воспитание заключается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не обращают никакого внимания на ребенка, либо отстраняются от него фразами типа «отстань», «не мешай», «иди погуляй».

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как neglect — пренебрежение нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать образование. При этом, если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального, вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т. п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.

Еще хотелось бы затронуть такую проблему неправильного воспитания в семье, как «ребенок – кумир семьи», где все только ради ребенка. В этих семьях выполняются все прихоти ребенка, любая малейшая проблема решается родителями, он воспитывается в «тепличных условиях». В этой ситуации ребенок не учится самостоятельности, не умеет принимать решения без помощи взрослых. А отсюда следует, что ему очень сложно адаптироваться к условиям детского сада, сложно найти место в детском коллективе, неумение общаться со сверстниками. Любые сложности будут вызывать у него слезы, протест. Такой ребенок может стать изгоем в группе детей. Конечно, этот ребенок может привлечь к себе внимание новой игрушкой, принесенной из дома. Но это только на время, это «фальшивый» авторитет. Эти дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую психическую травму.

Читайте также:  Индивидуализм - это что такое, понятие в психологии

Помощь таким детям должна начинаться, прежде всего, с родителей. А такому ребенку надо предоставлять больше самостоятельности, давать как можно больше поручений, помощь взрослого стараться сводить до минимума. Повышать его самооценку, тем, что чаще хвалить, но только, если он это заслужил. Также обращать внимание других детей на успехи такого ребенка. Здесь нужен очень гибкий подход к этому ребенку в зависимости от ситуации.

Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать

родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка.

Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их

отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы

впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку

прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т. е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности.

В результате разумного применения поощрений, развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным. Если все же возникает нужда в наказании, то для усиления воспитательного эффекта наказания, по возможности, должны следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан, доступно ему объяснен. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Взаимоотношения в семье должны быть построены на основе сотрудничества и взаимопомощи всех ее членов. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. Этот тип семьи на данный момент является наиболее эффективным.

Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Необходима тесная связь семьи и дошкольного учреждения. Следует довести до сознания родителей, что семья играет главную роль в становлении ребенка, как личности, а образовательные учреждения лишь призваны направить и оказать помощь в этом сложном процессе. Вот тогда наше общество будет развиваться по правильному пути.

Поздравляю 27 сентября мы будем отмечать праздник ДЕНЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ВСЕХ ДОШКОЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный.

Значение игры в формировании личности ребенка Дошкольный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

Главным институтом воспитания является семья. Все, что приобретается ребенком в семье, влияет на всю его следующую жизнь. Здесь закладываются основы личности ребенка в семье, к семи годам он – уже почти сформировавшаяся личность.

«Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы» [1].

Специалисты выделяют благополучные и неблагополучные детско-родительские отношения. Благополучные детско-родительские отношения – это отношения, при которых ребенку хорошо в семье, его любят, уважают. Неблагополучные детско-родительские отношения складываются в семьях, где тревожные, все дозволяющие, жесткие родители.

Общение в семье зависит от многих причин: родители по-разному эмоциональны, отсутствует опыт взаимодействия с детьми, потому что он приобретается вместе с развитием ребенка и другие.

Встречаются различные виды отношений.

1.Сотрудничество – удовлетворяются основные потребности всех членов семьи

2.Союзнические отношения опираются на получение общей выгоды, удовлетворяющей все стороны.

3.Соревнование – в семье каждый стремится быть первым во всем, быстрее, любой ценой достигнуть собственных целей.

4.Конфронтация – в семейных отношениях преобладает стремление главенствовать над другими, показывать свое превосходство.

5.Антагонизм– в семейных отношениях стороны не согласны на компромисс.

Есть разные классификации детско-родительских отношений. Гипоопека – ребенок предоставлен сам себе. Гиперопека – ребенка излишне опекают, лишают самостоятельности, все запрещают. Воспитание по типу «Золушки» – ребенка эмоционально отвергают, его не любят. Жесткое воспитание – за малейшую провинность ребенка наказывают [2].

Исследование Е.В. Крутых показало, что в полных и неполных семьях воспитанием занимаются, в основном, матери. Поэтому воспитание носит односторонний характер. Эмоциональная связь с отцами слабая или отсутствует. Также в семьях доминирует авторитарный стиль общения с детьми. В неполных семьях этот стиль сочетается с эмоциональным отвержением ребенка, родитель воспринимает его как неуспешного, неприспособленного к жизни. Мама испытывает к ребенку злость, раздражение, недоверие, неуважение.

В полных семьях отношения носят авторитарно-симбиотического характера. Ребенку сочувствуют, проявляют сверхконтроль, лишают самостоятельности, ограждают от трудностей, держат в строгой дисциплине, строгом воспитании и повышенной тревожности.

Были выделены особенности полных и неполных семей. Так, в полных семьях родители более терпимы к недостаткам своих детей. В неполных семьях к детям предъявляется повышенный контроль, непоследовательность в общении, неприятие родителями некоторых черт характера, очень высокая тревожность [3].

Родительский труд тяжел. В нем, как во всяком другом, возможны ошибки, неудачи, поражения. Воспитание в семье – это жизнь, которая должна быть гармоничной и счастливой.

1.Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с. URL.: http://www.pedlib.ru/Books/6/0177/6_0177-95.shtml (03.03.2015 г.)

2.Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

3.Крутых Е.В. Влияние стиля воспитания в семье на развитие эмоциональной сферы ребенка /Семейная политика на Кубани: содержание, проблемы и перспективы: сб. матер. региональной научно-практ. конференции (13 ноября 2008 г.) – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2008. – 376 с.

Отношения в семье

Семьей называется ячейка общества, которая во многом влияет на развитие, формирование и становление каждого ее члена. Дети воспитываются внутри семьи, взрослые обретают определенные блага и привилегии, которыми они могут пользоваться. Отношения в семье могут носить детско-родительский, межличностный и социальный характер.

Многие люди обращаются за помощью психолога на сайте psymedcare.ru по причине семейных проблем. Именно атмосфера внутри семьи влияет на то, насколько успешным и организованным будет человек в окружающем мире. Если внутри семьи не складываются отношения с конкретными лицами или обстановка в принципе является неблагоприятной, то каждый член данной «ячейки» в той или иной степени становится неблагополучным.

Читайте также:  Повышение самооценки - тренинг, упражнения, аутотренинг

Наибольшее влияние на человека оказывают именно родственники, а точнее те, с кем человек проживает. Будь это родители, братья и сестры, в первую очередь именно они формируют личность, которая потом выйдет в социум и будет к нему приспосабливаться. Если в семье все здорово и гармонично простроено, тогда каждый член такой семьи является успешным и счастливым. Если же в семье имеются проблемы, то это влияет абсолютно на всех ее членов.

Что такое отношения в семье?

Семья – это группа людей, которые юридически или биологически являются родственными друг другу. Сначала семья образуется путем создания брака супругами. Эти люди не являются кровными родственниками, однако с момента заключения брака они становятся самыми близкими друг для друга. Затем у супругов появляются дети – эти члены семьи являются между собой и по отношению к родителям кровными родственниками. Даже если родители разведутся, все равно дети останутся братьями и сестрами и детьми своим родителям.

В зависимости от того, что мужчина и женщина понимают под словом «воспитание», какие цели ставят в процессе взращивания своих детей, формируется та или иная модель семьи. Выделяют 4 основные модели:

  1. Диктат основывается на желании родителей главенствовать над другими членами семьи. Происходит это за счет приказов, угроз, давления и даже насилия. Чем более ребенок сопротивляется родительскому слову, тем больше взрослые на него начинают давить. Здесь угнетаются чувство собственного достоинства и проявление инициативы теми, кого подавляют. Ребенок начинает применять свои контрмеры: обманывать, открыто ненавидеть, грубить и т. д. Чем больше его сопротивление, тем насильственнее становятся меры родителей.
  2. Опека проявляется в желании родителей оградить детей от любых трудностей жизни. Ребенку ничего не нужно делать, все за него сделают родители. Это делает его неприспособленным, слабым и инфантильным.
  3. Невмешательство часто основывается на эмоциональной холодности, безразличии родителей по отношению к детям. Они не являются воспитателями, а просто сосуществуют вместе. Именно в такой семье каждый живет сам по себе, независимо от других.
  4. Сотрудничество возникает на желании родителей вместе идти к общим целям и решать семейные задачи. Здесь ребенка приучают работать в коллективе, где важными становятся все мнения, а не только его одно. Именно так разрушается эгоцентричность ребенка.

Что родители ценят в малыше, какие качества желают в нем видеть? Это формирует тот стиль воспитания, которого они придерживаются:

  1. Демократический стиль основывается на желании воспитать самостоятельность и ответственность в ребенке. Сын и дочка имеют право на свое мнение, быть самостоятельными и решающими, при этом от них требуется исполнение обязанностей и дисциплинированность.
  2. Авторитарный стиль заключается в желании полностью подчинять и контролировать жизнь своего ребенка. Его мнение не учитывается, особенно если оно не согласуется с родительским. Взрослые не считают нужным объяснять ребенку мотивы своих запретов и указаний. Здесь вырастают дети замкнутые, недоверчивые, закрытые.
  3. Попустительский стиль заключается в том, что родители проявляют полное равнодушие к воспитанию ребенка. Что он делает, чем интересуется, какие качества в себе взращивает, сказывается на эмоциональной холодности чада в будущем.

Какие качества формируются у ребенка?

    • Заниженная самооценка часто взращивается в детях, росших в семьях авторитарных родителей, которые только критиковали и никогда не хвалили. Постановка высоких целей, которых ребенок не может решить, делает его постоянно недовольным собой.
    • Неуверенность в себе и высокая тревожность проявляются в детях, которые воспитывались постоянно недовольными родителями. Их активность, инициативность, желания постоянно принижались, что заставило детей отказаться от них.
    • Демонстративность часто проявляется в малышах, которые не получают должного внимания и любви со стороны своих родителей.
    • Уход от реальности наблюдается за детьми, которые нуждались во внимании и любви со стороны родителей, но были обеспокоены тем, что своей демонстративностью вызовут неодобрение, критику, порицание. Они нуждаются во внимании, но боятся вызвать негатив теми методами, которые начнут применять.

Ребенок растет в семье, соответственно, то, каким он станет, зависит от мер, которые применяются взрослыми. Родители обычно «калечат» своих детей, не взращивая в них полезных для взрослой жизни качеств. Это заставляет задуматься над полезностью тех мер, которые уже применялись другими мамами и папами и не дали положительных результатов.

Таким образом, выделяют следующие виды семей:

  1. Партнерский – здесь партнеры равны и все, что у них есть, является общим. Они не разделяют на «мое» и «твое», тому же обучают своих детей.
  2. Патриархальный – где главой является отец (муж) и все ему подчиняются, в том числе и мать.
  3. Матриархальный – в такой семье главенствует женщина. Такое зачастую происходит в семье, где нет мужа, либо когда жена делает мужа главой, однако он полностью подчиняется ее воле и мнению.
  4. Современный – где у супругов могут отсутствовать общие интересы и общности, однако они живут вместе, каждый занимается своими делами. Они базируют свой союз на интимной сфере. Если родители становятся зависимыми от своих детей, это мешает новому поколению приспособиться к жизни. Ведь если родители всем детей обеспечивают и все за них делают, новое поколение ничему не учится и не становится самостоятельной.

Отношение к семье и родителям

Для каждого ребенка семья – это самое главное. Абсолютно все дети любят своих родителей, какими бы они ни были. Однако нередкими становятся размолвки и ссоры между отцами и детьми.

Чтобы сохранить отношения и не потерять к себе детскую любовь, родителям нужно уметь выявлять причины конфликтов. А они зачастую кроются в том, что у каждого члена семьи имеются свои взгляды, желания и устремленности по жизни. Это не значит, что нужно их ломать или переубеждать. Это значит, что нужно принимать другого члена семьи таким, каким он на вас не похож.

Социальные отношения в семье

Семья является ячейкой общества, где все важные потребности и желания должны удовлетворяться. Каждый человек вырастает в семье и создает свою семью. Поэтому семья является важной группой в жизни каждого человека.

В зависимости от формы построения семьи, выделяют такие ее виды:

  1. Моногамная семья – где присутствует только один муж и жена.
  2. Полигамная семья – где один мужчина имеет несколько жен или жена имеет несколько мужей. Такие виды семей разрешены в отдельных странах.
  3. Нуклеарные браки – где семья состоит из родителей и детей.

Детско-родительские отношения в семье

Детско-родительские отношения занимают наибольший интерес в сфере семьи. По-разному родители относятся к своим детям, отчего вырастают те или иные личности. Главными составляющими благополучной семьи являются любовь и свобода выбора. Дети должны чувствовать, что их любят. При этом родители должны с каждым годом передавать своим детям свободу выбора, чтобы те могли становиться самостоятельными и независимыми от них.

Если в семье родители чрезмерно опекают ребенка, они его делают зависимым от себя. Ребенок даже в 30 лет не сможет себе яичницу разогреть или чай сделать, что позволит родителям всегда им заниматься и воспитывать.

В семье, где отсутствует любовь к детям, зачастую вырастают будущие криминальные личности. У таких детей внутри взращивается злоба и агрессия на весь мир.

Читайте также:  Неадекватность поведения - причины, признаки

Если в семье родители не любят и дают полную свободу детям (поскольку они им в принципе не нужны и не интересны), дети вырастают самостоятельными, однако наиболее подверженными физическим травмам. Нередко такие дети погибают. Однако если ребенок выживает, то может стать успешной и самостоятельной личностью.

Семья (родители) занимается воспитанием детей. То, какими дети вырастают, является абсолютной заслугой родителей.

Родительско-детское консультирование связано с волнениями родителей на счет психологического развития их детей. Они хотят знать, здоров ли ребенок, правильно ли они его воспитывают, получить совет у психолога по данному вопросу. Цель же психолога – определиться с психодиагностикой развития ребенка и направить родителей на самостоятельный и ответственный поиск путей общения с ним. Обращение к психологу часто связано с тем, что у ребенка происходит природный возрастной кризис, а родители стараются «возвратить» его к «счастливому прошлому»:

  • Почему 3-летний малыш такой активный и непослушный?
  • Что делать, если 5-летний ребенок подсматривает в ванной комнате за мамой?
  • Почему 7-летний ребенок ведет себя, как обезьяна?
  • 10-летний ребенок украл деньги у собственной бабушки и потратил их на жвачки!
  • 13-летний подросток не отходит от зеркала…
  • Он уже в 11 классе, а его волнуют лишь компьютерные игры!

Во время проведения родительско-детского консультирования, следует расспросить родителей, соответствовало ли развитие малыша возрастным нормам. Эта информация поможет как психологу, так и родителям понять, идет речь про особенности характера ребенка и его воспитания или следует обратиться за медицинской помощью.

За помощью к психологу чаще обращается кто-то из членов семьи с жалобой на «непонятное» поведение матери с ребенком. Если женщина остается наедине с младенцем круглые сутки, не имея времени выспаться, отдохнуть, пообщаться с взрослыми людьми, то может возникнуть повышенная тревожность или повышенное безразличие к ребенку. Мать начинает тревожиться, не болен ли ребенок тяжелой болезнью, дышит ли и вообще живой… Эта тревожность парадоксальным образом может переноситься на окружающих: молодая мать начинает избегать общения с друзьями, чтоб не занесли инфекцию. Благодаря такому поведению, переутомление и тревога все больше повышается, пока ситуация не становится критической. Во время психологического консультирования следует направить усилия семьи на снятие обязанностей с молодой мамы, создание условий для нее минимум на 8-часовой сон и 1-2 часа отдыха без ребенка. Тогда проявления тревоги начнут исчезать, и мать сможет обращать должное внимание на общение с ребенком.

При условии других черт характера мать, которая чувствует себя переутомленной и беззащитной, пытается эмоционально «ограничиться» от ребенка. Она заботится про младенца, не разговаривает с ним «детским языком», пытается кормить его с бутылочки, не держа его на руках… Также следует снять обязанности с женщины и постепенно обучать ее общению с маленьким ребенком, радуясь каким-либо попыткам эмоционального взаимодействия. Со временем ребенок начнет усмехаться, радоваться и способствовать эмоциональному общению матери.

Развитие мышления приводит и к развитию волевой сферы личности и самостоятельности ребенка. Эти проявления страшат родителей, поскольку они считают, что ребенок становится неконтролируемым и упертым. Родители пытаются ограничить самостоятельные проявления ребенка, волнуясь про его защиту, а ребенок – завоевать личное пространство для самостоятельной жизни. Чтобы позволить ребенку свободно расти, при этом находясь в безопасности, все взрослые, которые общаются с ним (мама, папа, дедушки, бабушки, тетки), должны составить таблицу, согласовав собственные позиции. Таблица состоит из трех колонок: 1 – ребенок может сам, 2 – может сам, но рядом с взрослым человеком, 3 – не можно!

Однако желание сделать что-то новенькое возникает у ребенка ежедневно. Для многих родителей возникает проблема переключения активности 3-4-летнего малыша в соответствующее русло.

Родителей детей старшего дошкольного возраста иногда толкает на обращение к психологу несколько тем:

  • «Почему он не хочет читать или писать?».
  • «Почему он стал такой боязливый?».
  • «Почему он настолько агрессивный?».

Межличностные отношения в семье

Семья основывается двумя людьми – мужчиной и женщиной. Они становятся супругами, которые в течение длительного времени должны друг к другу притираться, учиться взаимодействовать и сохранять свои отношения.

Поначалу супруги притираются. Здесь очень важно, чтобы между партнерами была любовь, которая не позволит им быстро разрушить их отношения. Затем чувства пропадают, однако в силу вступают морально-нравственные принципы и уважение к второй половинке. Если человек в принципе понимает, что со вторым супругом можно вместе жить, тогда брак сохраняется.

В семье частыми становятся ссоры. Психологи говорят о том, что это является нормальным явлением. Ссоры – это противостояние двух мнений, которыми обладают супруги. Но если партнеры будут помнить, что они должны не настаивать и не обижаться, а искать компромиссное решение, тогда брак получится сохранить.

Супруги должны быть ответственными, решительными, деятельными и смотреть в одном направлении. Тогда семья сохранится во что бы то ни стало.

В любой семье возникают конфликты. На первых порах они возникают в молодой семье, где супруги начинают понимать, что их желания и взгляды на то, что такое брак, немного отличаются от реальных возможностей и положения дел. Если партнеры будут стараться, а не обижаться и настаивать на своем, тогда можно создать гармоничную семью, где дети будут учиться у своих родителей, как нужно жить дружно и счастливо.

Отношения в семье – социальные, детско-родительские, межличностные

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье

Детско-родительские отношения – это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы.

Анализ трудностей в детско-родительских отношениях позволяет выделить как одну из основных причин их возникновения особенности семейного воспитания. Семья – важнейший фактор, персональная среда развития личности ребенка. Не случайно одной из главных функций современной семьи является выполнение родителями воспитательной функции. Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия, недостатки воспитательных воздействий, что очень часто негативно влияет на личностное развитие дошкольника, на его психическое здоровье и эмоциональное благополучие.

По мнению А.В. Петровского, развитие личности ребенка и подростка в онтогенезе обусловлено деятельностно-опосредо-ванным типом взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельностей, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается [5].

Поэтому так много внимания в психологической литературе уделяется описанию различных классификаций, раскрывающих особенности влияния воспитательных воздействий в семье на формирование личности ребенка. В основу классификаций положены понятия «тип родительского отношения», «родительская позиция», «стиль семейного воспитания».

Характеристика благополучных детско-родительских отношений

Истинные побуждения, которые определяют взаимодействие родителей с детьми, не всегда полностью представлены в их сознании. По мнению А.С. Спиваковской, «реально действующий мотив может быть представлен в сознании “замещающим” мотивом, а само воспитание, взаимодействие с ребенком становится полимотивированным и в значительной степени неосознанным. Причем неосознаваемый компонент воспитания определяется как силой осознанных мотивов, так и соотношением в их содержании. “Игра” сознательных и неосознаваемых сил, сложное переплетение различных мотивов воспитания проявляются в родительских позициях, преобладающих при взаимодействии с ребенком» [6, с. 339].

Оцените статью
Добавить комментарий